77743

ОЦЕНКИ В ИСУ

Лекция

Маркетинг и реклама

Средством оценки является показатель. Оценки могут быть: программно-тестовые с использованием компьютерной техники; экспертные на основе работы группы экспертов. коллективные и индивидуальные; точные и приблизительные; эпизодические и периодические; общие и локальные; простые и сложные последние построены на специальных расчетах агрегировании информации построении синтетических показателей; Для достижения успеха исследования нужно уметь правильно выбирать вид оценки.

Русский

2015-02-05

52 KB

0 чел.

Тема 14

ОЦЕНКИ В ИСУ

Полезно задуматься:

  1.  Возможно ли исследование без оценивания?
  2.  Как строится оценка явлений, проблем, ситуаций?
  3.  Все ли можно оценить достаточно точно?
  4.  Что является "инструментом" оценки?
  5.  Как осуществляется оценивание в исследовании систем управления?

Роль оценивания в ИСУ

Оценка СУэто установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления.

Средством оценки является показатель.

На оценках построены:

  •  анализ,
  •  нормативное регулирование функционирования и развития,
  •  поиск и определение тенденций,
  •  изучение особенностей и существенных черт исследуемого явления,
  •  разработка и принятие управленческих решений,
  •  решений по совершенствованию управления.

Оценки могут быть:

  1.  программно-тестовые – с использованием компьютерной техники;
  2.  экспертные - на основе работы группы экспертов.

(Очень эффективно сочетание первого и второго).

  1.  коллективные и индивидуальные;
  2.  точные и приблизительные;
  3.  эпизодические и периодические;
  4.  общие и локальные;
  5.  простые и сложные (последние построены на специальных расчетах, агрегировании информации, построении синтетических показателей);

Для достижения успеха исследования нужно уметь правильно выбирать вид оценки.

Для оценки необходимо:

  1.  Выделение объекта и предмета оценки;
  2.  Установление критериев оценки и шкалы измерения;
  3.  Построение процедуры и системы оценки;
  4.  Выбор средств и методов оценки;
  5.  Использование результатов оценки.

Принципы оценивания

  1.  Принцип научности.
  2.  Принцип целевого назначения.

Оценка может проводиться:

  •  вообще;
  •  быть ориентирована на некоторые предположительные результаты;
  •  иметь ясную, конкретную цель.

Например, можно оценивать в целях:

  •  

  •  стимулирования работников,
  •  нормирования работы,
  •  распределения средств,
  •  поиска путей развития,
  •  установления закономерностей,
  •  изучения тенденций.
  1.  

  1.  Принцип разнообразия, полноты и системности.

Для изучении ситуации, важно не просто учитывать доступные и измеряемые характеристики, а стремиться к полноте всей картины.

  1.  Принцип критериальной определенности.

Критерии оценки — это точка отсчета, шкала измерений, это констатация специфики характеристики, подлежащей оцениванию. Чем точнее установлен критерий, тем объективнее и значительнее оценка. При проведении оценки недопустимо произвольное изменение критерия.

  1.  Принцип количественной определенности оценки.

Оценивать можно в параметрах констатации качества, описания особенностей, но оценка может проводиться в

Количественные показатели позволяют:

  •  получать точную информацию;
  •  эффективно оперировать оценками (сравнивать, синтезировать, улавливать изменения).

Поэтому желательно стремиться к количественным оценкам.

Но при этом нельзя отрицать, что в определенных обстоятельствах эвристические оценки могут быть богаче и полезнее. Количественные измерения нередко обедняют ситуацию.

  1.  Принцип сочетания оценки состояния и динамики.

Чаще всего оценка является фиксацией характеристики.

Но наиболее богатой информацией обладают оценки динамики.

В конечном итоге необходимо сочетание того и другого.

  1.  .Принцип независимости оценки.

Оценка должна быть отделена (насколько это возможно) от:

  •  личностных отношений,
  •  служебной зависимости,
  •  амбиций, самолюбия и т.п.

Виды оценки параметров управления

Специфика проблем управления заключается в том, что все они в конечном итоге связаны с деятельностью человека и человеческими качествами.

Многие параметры управления невозможно измерить достаточно точно, а некоторые даже вообще выделить.

  1.  По области и масштабам оценивания ситуации.
    1.  Общие оценки.
    2.  Локальные оценки.
  2.  По способам осуществления.
    1.  Простые оценки - построены на измерении первичной информации.
    2.  Сложные оценки - предполагают ли они множество расчетов.
  3.  По продолжительности их проведения.
    1.  Эпизодические оценки - при возникновении или обострении проблем.
    2.  Периодические оценки - систематические исследования управления.
  4.  По критерию точности измерения параметров.
    1.  Точные оценки – необходимы для проведения глубокого анализа.
    2.  Приблизительные оценки (грубые, предварительные, ориентировочные) - способствуют экономии ресурсов при поиске проблем.
  5.  По организации оценивания.
    1.  Коллективные оценки
    2.  Индивидуальные оценки

Часто используется их сравнительный анализ.

При этом необходимо учитывать параметры и коллектива и личности:

  •  

  •  опыт,
  •  образование,
  •  квалификацию,
  •  мотивы,
  •  социальную принадлежность и пр.
  1.  

  1.  По методике проведения.
    1.  Тестовые оценки.
    2.  Экспертные оценки.

Не исключается и их комбинация.

  1.  По получению информации и методике ее обработки.
    1.  Статистическая оценка.
    2.  Нестатистическая оценка.

Конструирование и использование показателей

Показательэто оцененная соответствующим образом характеристика явления (предмета, ситуации, проблемы, процесса и пр.)

Функции показателей:

  1.  Форма представления информации.

Показатели позволяют представлять информацию в сжатом и агрегированном виде. При этом информация не должна искажаться.

  1.  Средство анализа (целей, ситуаций, проблем, решений).
  2.  Средство стимулирования и мотивации эффективности деятельности.

Требования к показателям:

  1.  Требования валидности

Соответствие показателя конкретным целям его использования.

Он должен "показывать" только то, что мы хотим оценить и измерить.

  1.  Требование размерности

Особенно важно для количественных показателей.

Недопустимо механическое соединение в одном показателе факторов различной размерности, например:

  •  

  •  натуральных и экономических,
  •  социальных и технических.
  1.  

  1.  Требование измеримости.

Нельзя измерить социально-экономическую систему, но можно измерить количество филиалов, подразделений, персонала и пр. Легко измерить рост, гораздо труднее — развитие.

  1.  Требование фактологичности.

Каждый показатель должен опираться на факты и возможность их использования при конструировании или расчете показателя.

  1.  Требование допустимой простоты.

Чем проще показатель по конструкции тем удобнее он в использовании.

Но существуют пределы упрощения, за которыми теряется назначение и валидность показателя.

  1.  Требование функциональной определенности.

Это, с одной стороны, принадлежность показателя к определенной функции управления, а с другой, роль его собственной функции в процессе управления:

  •  агрегация информации,
  •  средство анализа,
  •  рычаг воздействия при мотивировании, контроле, регулировании и т.д.
  1.  Требование системности.

Это требование:

  •  "увязки" показателей,
  •  обеспечения их совместимости,
  •  соответствия цели.
  •  исключения дублирования и неоправданного пересечения показателей.
  1.  Требование ориентации на практическое использование.

Данные требования касаются многих сторон работы с показателями:

  •  конструирование показателей,
  •  их отбор,
  •  определение состава,
  •  методические приемы использования.

Показатели в ИСУ

Для выбора показателей необходимо сделать их классификацию.

  1.  По отображению динамики СУ.

1.1 Показатели состояния управления - это показатели статики, фиксирующие мгновение в процессах функционирования и развития СУ. Они характеризуют наличие определенных:

  •  функций,
  •  связей,
  •  подразделений,
  •  свойств,
  •  квалификационных признаков,
  •  технических средств,
  •  информационных массивов и пр.

К этой группе показателей относится и структура системы управления.

1.2 Показатели динамики управления.

  1.  Показатели функционирования - включают процессы, позволяющие судить о поддержании необходимых для нормальной работы соотношений, сочетаний, соответствий, пропорций, совместимости (например, функций, полномочий, индивидуальностей, технических средств и пр.).,
    1.  Показатели развития - отражают появление новых свойств, рост характеристик, увеличение масштабов, новые варианты использования ресурсов, все, что характеризует появление нового качества..

2. По предмету управления.

2.1 Показатели цели.

2.2 Показатели ресурсов.

2.3 Показатели условий использования ресурсов.

В эту категорию входят следующие показатели:

  •  

  •  экономические,
  •  материально-технические,
  •  информационные,
  •  социологические,
  •  организационные.

3. По конструкции показателя.

  1.  Простые показатели (например, количество работников в отделе)
    1.  Сложные показатели (синтетические, расчетные) (например, показатели производительности труда, эффективности, средней величины затрат времени).

4. По фактору количество/качество.

4.1 Количественные показатели.

4.2 Качественные показатели.

Это разделение их носит в определенной степени условный характер и отражает лишь возможности

  •  точного измерения,
  •  наличие объективной шкалы оценки.

Например,

  •  персонал - можно выразить в количественных измерениях,
  •  социально-психологическую атмосферу коллектива - можно отразить лишь в качественных показателях "хорошая" или "плохая".

5. По признаку организационного статуса.

  1.  Регламентныеобязательны для выполнения (продолжительность рабочего дня или недели, сроки выполнения плана, количество работников и пр.);
    1.  Нормативные регулируют деятельность по средним величинам или пределам отклонении (нормативная величина текучести персонала, средняя зарплата, ориентировочные сроки выполнения работы и пр.);
    2.  Инструктивно-информационные дают возможность учитывать конкретные условия работы, позитивный опыт и т.п.

6. По универсальности.

6.1 Универсальные - дают возможность проводить сравнительный анализ различных свойств, объектов и условий.

6.2 Узкоспециализированные – позволяют полнее исследовать специфику, оценить ее глубину, положительные и негативные проявления.

7. По степени обобщения.

7.1 Показатели обобщающего типа (интегральные).

7.2 Конкретные показатели.

6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28181. Лазеры. Принципиальная схема лазера. Основные структурные элементы лазера и их назначение. Типы лазеров. Основные характеристики лазеров 181 KB
  Каждому радиационному переходу между энергетическими уровнями и в спектре соответствует спектральная линия характеризующаяся частотой и некоторой энергетической характеристикой излучения испущенного для спектров испускания поглощенного для спектров поглощения или рассеянного для спектров рассеяния атомной системой. При этом распространение излучения в среде обязательно сопровождается уменьшением его интенсивности выполняется закон Бугера где интенсивность излучения вошедшего в вещество d толщина слоя коэффициент...
28182. Оптика движущихся сред. Эффект Доплера. Поперечный и продольный эффект Доплера 194 KB
  Он гласит: все физические законы независимы инвариантны по отношению к выбору инерциальной системы отсчёта. Это означает что уравнения выражающие законы физики имеют одинаковую форму во всех инерциальных системах отсчёта. Поэтому на основе любых физических экспериментов нельзя выбрать из множества инерциальных систем отсчёта какуюто главную абсолютную систему отсчёта обладающую какимилибо качественными отличиями от других инерциальных систем отсчёта. Она одинакова во всех направлениях в пространстве и во всех инерциальных системах...
28183. Поляризация света. Способы получения поляризованного света. Закон Малюса. Поляризационные призмы 238.5 KB
  Явление поляризации света было открыто Эразмусом Бартолинусом, датским учёным, в 1669 году. В своих опытах Бартолинус использовал кристаллы исландского шпата, имеющие форму ромбоэдра. Если на такой кристалл падает узкий пучок света, то, преломляясь
28184. Распространение света в изотропных средах. Отражение и преломление света на границе между диэлектриками. Основные законы геометрической оптики. Формулы Френеля 146 KB
  При этом падающий отражённый и преломленный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром восстановленным к границе раздела сред в точке падения О. Углы соответственно углы падения отражения преломления волн. Амплитуду падающей волны разложим на составляющие Ер параллельную плоскости падения и Еs перпендикулярную плоскости падения. Для составляющих вектора Е перпендикулярных плоскости падения рисунок 3 выполняются условия в которых индексы при Е и p при Н опущены: .
28185. Линза как оптическая система. Аберрации линз 126 KB
  На рисунке 1 введены обозначения: a1 расстояние от вершины первой преломляющей поверхности до осевой точки A предмета; a´1 расстояние от вершины первой преломляющей поверхности до изображения A´ получаемого после преломления на ней; a2 расстояние от вершины второй преломляющей поверхности до точки A´; a´2 расстояние от вершины второй преломляющей поверхности до изображения A´´ построенного линзой. Для любой центрированной оптической системы выполняется условие Лагранжа Гельмгольца: ...
28186. Интерференция света. Условия возникновения стационарной интерференции света. Интерференционные схемы с делением волн по фронту (опыт Юнга, зеркало Ллойда, бизеркало Френеля, бипризма Френеля). Влияние размеров источника на интерференционную картину. Усло 159 KB
  Интерференционные схемы с делением волн по фронту опыт Юнга зеркало Ллойда бизеркало Френеля бипризма Френеля. Пусть в точках А и В рисунок 1 находятся два монохроматических источника волны от которых доходят до точки наблюдения С. Взаимное усиление или ослабление двух или большего числа волн при их наложении друг на друга при одновременном распространении в пространстве называется интерференцией волн. Интерференционная картина ИК распределение интенсивностей в области волнового поля где волны налагаются друг на друга.
28187. Интерференционные схемы с делением волн по амплитуде. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины и полосы равного наклона. Кольца Ньютона. Применение интерференции света 134 KB
  Пусть на тонкую прозрачную пластинку постоянной толщины рисунок 1 из вакуума падает волна с плоским фронтом ей соответствует пучок параллельных лучей сформированная с помощью точечного источника и линзы в фокусе которой источник находится. Так как условия распространения всех лучей падающих на пластинку в этом опыте одинаковы то для лучей и а также других пар лучей одинаковых с ними по происхождению оптическая разность хода будет одинаковой: 1 где n показатель преломления материала...
28188. Двухлучевые интерферометры. Интерферометры Рэлея, Жамена, Майкельсона, Линника. Многолучевые интерферометры (интерферометр Фабри-Перо, пластинка Люммера-Герке). Интерференционные фильтры 110 KB
  Если зеркало М1 расположено так что М´1 и М2 параллельны образуются полосы равного наклона локализованные в фокальной плоскости объектива О2 и имеющие форму концентрических колец. Если же М1 и М2 образуют воздушный клин то возникают полосы равной толщины локализованные в плоскости клина М2 М1 и представляющие собой параллельные линии. Если поверхность исследуемого образца имеет дефект в виде впадины или выступа высотой l то интерференционные полосы искривляются. Если то интерференционная полоса искривляется так что занимает...
28189. Дифракция света. Принцип Гюйгенса-Френеля. Метод зон Френеля. Дифракция света на круглом отверстии, на круглом препятствии и прямолинейном крае экрана 97.5 KB
  Дифракция света на круглом отверстии на круглом препятствии и прямолинейном крае экрана Дифракция волн от лат. diffractus разломанный преломлённый в первоначальном узком смысле огибание волнами препятствий. В современном более широком смысле под дифракцией понимают любое отклонение от законов геометрической оптики при распространении волн. При таком общем толковании дифракция волн переплетается с явлениями распространения и рассеяния волн в неоднородных средах.