77744

МЫШЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Лекция

Маркетинг и реклама

мышление абсолютно индивидуально Именно в мышлении проявляются особенности личности Однако любое разнообразие можно классифицировать. Это качество может быть как положительным так и отрицательным в зависимости от того по каким факторам мышление проявляет это качество.1 Индивидуализированное мышление ярко проявляющее черты личности индивидуальность неординарность.

Русский

2015-02-05

55 KB

1 чел.

Тема 15

МЫШЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Полезно задуматься:

  1.  Что такое мышление и какую роль оно играет в деятельности исследователя?
  2.  Как формируется мышление?
  3.  Какие существуют типы мышления?
  4.  Можно ли оценить мышление?
  5.  Чем определяется развитие мышления?

Мышление в исследовательской и управленческой деятельности

Мышлениеэто процесс активного отражения действительности в сознании человека, опирающийся на знания, интуицию, привычки и навыки и определяющий ситуационное поведение человека.

По характеристикам мышления формируется команда (определенное сопряжение характеристик мышления людей)

Типология мышления

Считается, что

Т.е. мышление абсолютно

индивидуально

Именно в мышлении

проявляются особенности личности

Однако любое разнообразие можно классифицировать.

Такая классификация позволит:

  1.  Упорядочить типы мышления,
  2.  Наиболее успешно использовать знания о типах мышления в практической деятельности.

Типология мышления позволяет выделить из бесконечного разнообразия типов мышления те типы, которые:

  •  встречаются наиболее часто,
  •  играют наиболее важную роль в деятельности человека,
  •  определяют успех его деятельности.

Типы мышления проявляются как некие:

  •  прерогативы,
  •  приоритеты,

которым в процессах мышления уделяется (сознательно или бессознательно) главное внимание.

Следует всегда помнить, что нет плохих или хороших типов мышления. Есть типы, которые в тех или иных условиях могут быть более или менее эффективны.

Типология мышления

  1.  По критерию динамики мышления.
    1.  Догматическое - приверженное какой-либо идее без оценки её актуальности, превращение идеи в главный системообразующий фактор концепции, явное нежелание критически переоценивать исходную идею;
    2.  Стереотипное (переносное) - характерно людям, склонным мыслить шаблонами, боящимся отойти от этих шаблонов и попасть в область неопределенности, потерять ориентиры оценок;
    3.  Гибкое - способное меняться в соответствии с развитием науки, практическими потребностями эффективной деятельности и т.д.

Это качество может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от того, по каким факторам мышление проявляет это качество.

Отрицательные примеры:

  •  конъюнктурность,
  •  стремление к власти любой ценой,
  •  беспринципность,
  •  неглубокие и неустойчивые знания.

2. По критерию степени индивидуальности.

2.1 Индивидуализированное мышление – ярко проявляющее

  •  черты личности,
  •  индивидуальность,
  •  неординарность.

Часто это играет положительную роль, если оно сочетается с

  •  развитым чувством ответственности,
  •  творческим подходом.

2.2 Тенденциозное мышление - это мышление ограниченное какой-либо тенденцией оценок, подходов, выбора вариантов.

Эти тенденции могут быть результатом:

  •  

  •  опыта,
  •  идеологии,
  •  деформированной системы знаний,
  •  узкой специализации менеджера.

2.3 Коллективизированное мышление - это мышление, реагирующее на коллективное мнение или аккумулирующее определенным образом различные типы мышления, господствующего в коллективе.

3. По факторам методологии (таким как подход к анализу и оценкам, средствам и методам исследования).

В основе каждого из типов мышления лежит определенная методология, которая:

  •  либо сознательно выбирается,
  •  либо бессознательно формируется, как выражение накопленного опыта.

Каждая методология несет как позитивные, так и негативные компоненты.

Поэтому необходима постоянная коррекция и дополнительные знания.

3.1 Аспектное мышление - характеризуется поиском и решением главного аспекта проблемы

Этот тип мышления уместен, когда:

  •  проблема достаточно сложна невозможно целостное ее решение,
  •  нет необходимости в комплексном решении проблемы.

Действует закон экономии усилий.

Недостатки этого типа мышления:

  •  одностороннее восприятие проблемы,
  •  отсутствие учета взаимосвязи ее различных аспектов,
  •  искаженные, деформированное представление о проблеме.

3.2 Системное мышление.

Следует различать

  •  системный подход как методологию исследования и
  •  системное мышление как характеристику исследователя.

Системное мышление помогает:

  •  охватить все явление целиком,
  •  учесть самые различные связи между его компонентами, свойствами и характеристиками,
  •  найти главное — системообразующий фактор,
  •  увидеть невидимые аспекты проблемы,
  •  прогнозировать поведение элементов.

3.3 Концептуальное мышление.

Это определенная разновидность системного мышления.

Оно отличается повышенным вниманием к формированию концепции.

Концепцияэто комплекс ключевых положений или установок мышления, позволяющих сохранять направленность исследования, это своеобразный компас в движении мысли.

4. По приоритетным областям знаний, на которых построена мыслительная деятельность.

4.1 Гуманитарное мышление - отдает предпочтение человеческим аспектам исследования и своим инструментарием выбирает:

  •  словесное описание,
  •  оперирование понятиями,
  •  аргументирование ситуациями,
  •  объяснение образами, характером поведения.,

4.2 Математическое мышление - построено на:

  •  логике символов,
  •  предельной абстракции,
  •  четкости в осмыслении зависимостей,
  •  моделировании общности.

В этом сила и одновременно слабость математического мышления.

4.3 Технократическое мышление - построено на использовании технических знаний при решении разнообразных проблем.

Часто это ведет к чрезмерному упрощению реальных процессов.

5. По степени абстрактности и обобщенности.

  1.  Теоретическое мышление – характеризует стремление к:
  •  абстрактному обобщению,
  •  поиску закономерностей,
  •  формированию теории,
  •  определению общих признаков объективности выводов и результатов исследования,
  •  универсальности положений и формулировок.
    1.  Эмпирическое мышление:
  •  отдает приоритет опыту,
  •  ограничивает обобщение опытом,
  •  опирается только на результаты опыта.

Опыт рассматривается как высшая форма доказательства и аргументации.

  1.  Фактологическое мышление - проявляется в
  •  оценке и систематизации фактов,
  •  построении всей логики исследования и выводов на конкретных фактах.

6. По механизму мышления.

6.1 Ассоциативное мышление функционирует посредством ассоциаций, т. е. возникающих сравнений между явлениями по каким-либо признакам общности, похожести, тождественности.

6.2 Непосредственное мышление - заключается в прямом осмыслении фактов действительности и категорий науки.

6.3 Интуитивное мышление построено на интуиции, в проявлении которой главную роль играет подсознание.

Интуиция это не только природное качество, но и результат:

  •  интеллектуального развития человека,
  •  трансформации знаний и опыта в особый вид системного мышления, пускающего корни в глубины подсознания и питающегося им.

7. По способам мышления.

7.1 Эвристическое мышление построено на восприятии и объяснении действительности посредством:

  •  

  •  слов,
  •  понятий,
  •  терминов.

7.2 Абстрактно-знаковое мышление.

Сродни математическому. Оно пользуется некими обозначениями-знаками явлений и событий и оперирует этими знаками в построении моделей существования и поведения явлений.

Эти знаки не обязательно имеют математическую форму.

Например, построение различных структур.

7.3 Образное мышление – (комбинация эвристического и абстрактно-знакового мышления), - восприятие и представление действительности в виде совокупности образов.

7.4 Голографическое представление идеи, мысли, проблемы, ситуации - разновидность образного мышления, взгляд на проблему с разных ракурсов ее проявления с целью более глубокого ее понимания.

8. По характеру оценок и направленности мышления.

8.1 Критическое мышление - характеризуется поиском:

  •  отрицательных сторон проблемы,
  •  сложностей и трудностей ее решения,

т.е. преувеличенным вниманием к недостаткам.

Этот тип мышления способствует установлению противоречий и распознаванию проблем.

Наука начинается со здорового скептицизма, с недоверия к абсолютному знанию, бесспорному положению.

Но вместе с тем скептицизм является и "самым дешевым" видом ума Нетрудно отрицать, сложнее утверждать; иногда легко увидеть проблемы, сложнее найти средства и пути их решения.

8.2 Позитивное мышление (противоположность негативизму) - направлено на поиск путей решения проблем.

8.3 Конструктивное мышление - направлено на поиск и реализацию новых идей, решений, концепций.

Оно не останавливается ни на критических, ни на позитивных моментах.

Это мышление:

  •  

  •  преобразования,
  •  трансформации,
  •  инновации.

Это наиболее сильный и ценный тип мышления

9. По способу воспроизведения действительности в мышлении.

9.1 Репродуктивное мышление = построено на прямом воспроизведении действительности и главной его проблемой является реальность и точность такого воспроизведения.

9.2 Аналоговое мышление - это воспроизведение по аналогии, постоянный поиск тождества или различия явлений и проблем для более глубокого их понимания и осмысления. Это мышление категориями:

  •  

  •  критерий,
  •  типология,
  •  сравнение,
  •  понятие и пр.

9.3 Творческое мышление - включает и факторы интуиции, и использует методы далеких аналогий.

Это мышление созидательное, даже тогда, когда оно направлено на отрицание чего-то.

10. По целевым установкам.

10.1 Научное мышление.

10.2 Практическое мышление - установка на практическое решение проблем.

Отбор проблем происходит только по критерию возможности ее практического решения, практической значимости.

Иных проблем такой исследователь просто не воспринимает.

10.3 Прагматическое мышление - модификация практического мышления. Отличительная черта  - непосредственная польза, сиюминутный эффект. Прагматическое мышление необходимым во многих случаях, но в серьезных исследованиях оно малоэффективно.

11. По роли опыта в формировании и функционировании мышления.

11.1 Эмпирическое мышление – это:

  •  мышление по готовым образцам,
  •  отождествление по памяти,
  •  накопление, систематизация и организация опыта,
  •  проверка опытом.

Главным признаком и критерием такого мышления является опыт, закрепляемый в памяти.

11.2 Аксиоматическое мышление - мышление по правилам в виде аксиом, которые рассматриваются как некоторые истины, не требующие доказательств.

Во многих случаях этот тип мышления проявляется как детерминистическое мышление, построенное на однозначности формулируемых положений.

11.3 Диалектического мышление - опирается на категории:

  •  противоречие,
  •  качество и количество,
  •  общее и частное и т. д.

Поиск противоречий и путей их разрешения является главным отличительным признаком диалектического мышления.

12. По критерию проблемности.

12.1 Стандартное мышление – оперирование:

  •  готовыми рецептами,
  •  общепризнанными положениями,
  •  устоявшимися понятиями.

12.2 Проблемное мышление - определение проблем как основы мышления.

12.3 Смешанное мышление  -их сочетание.

Эффективное мышление исследователя

Эффективность мышления исследователя определяется:

  •  успешным в решением проблем,
  •  удовлетворенностью сделанной работой,
  •  ясность в понимании того, что и как надо делать дальше.

При разработке стратегии фирмы наиболее эффективным оказывается типы:

  •  

  •  творческого,
  •  гибкого,
  •  конструктивного мышления.

Когда он решает текущие проблемы, — необходимо мышление:

  •  

  •  прагматическое,
  •  конкретное,
  •  непосредственное.

Эффективность мышления характеризуют и ошибки, которые нельзя полностью исключить, но необходимо свести к минимуму.

?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7685. Опухоли системы крови (гемобластозы) 53.5 KB
  Опухоли системы крови (гемобластозы) Гемобластозы - опухолевые процессы кроветворной ткани. Разделяют две группы гемобластозов: лейкозы (лейкемия) - системные опухолевые заболевания кроветворной ткани. лимфомы - регионарны...
7686. Онкология. Теоретические особенности 49 KB
  Онкология Опухоль (tumor, neoplasma, blastoma) - патологический процесс, характеризующийся бесконтрольным размножением и ростом клеток, что связано с изменениями в генетическом аппарате клеток. Свойства опухоли: автономный рост опухоли...
7687. Эпителиальные органоспецифические опухоли 41 KB
  Эпителиальные органоспецифические опухоли Определение. Органоспецифические опухоли - это большая группа доброкачественных и злокачественных опухолей, которые развиваются только в определенном органе или происходят из клеток определенного органа...
7688. Мезенхимальные опухоли 49 KB
  Мезенхимальные опухоли Мезенхимальные опухоли происходят из тканей мезенхимального происхождения. Это группа включает опухоли из фиброзной, жировой, мышечной, синовиальной, мезотелиальной, костной, хрящевой тканей, а также опухоли сосудов (кро...
7689. Раки важнейших локализаций 91 KB
  Раки важнейших локализаций Актуальность темы Ежегодно число новых случаев выявления рака во всех странах мира составляет около 6 млн. человек. Уровни заболеваемости и смертности от злокачественных опухолей в разных странах и даже регионах этих стран...
7690. Акселерация и ретардация 35 KB
  Акселерация и ретардация. Акселерация (от лат. acceleration - ускорение) - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте...
7691. Предмет и задачи дидактики 35.11 KB
  ТЕМА: Предмет и задачи дидактики. План Общее понятие о дидактике. Возникновение и развитие теории обучения и образования. 1.Общее понятие о дидактике. Дидактика - раздел педагогической науки. Педагогика и дидактика находятся в соотн...
7692. Педагогические способности 36.45 KB
  Педагогические способности. Педагогические способности - сложное целостно-структурное психическое образование, складывающееся прижизненно в процессе педагогической деятельности и под её воздействием. Условно (чисто рабочее дел...
7693. Средства обучения и их классификации 79.5 KB
  ТЕМА: Средства обучения и их классификации. План: Понятие о средствах обучения и их сущность. Классификации средств обучения. Виды средств обучения и их характеристика. Современные информационные средства обучения. Электронные журналы и эл...