77744

МЫШЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Лекция

Маркетинг и реклама

мышление абсолютно индивидуально Именно в мышлении проявляются особенности личности Однако любое разнообразие можно классифицировать. Это качество может быть как положительным так и отрицательным в зависимости от того по каким факторам мышление проявляет это качество.1 Индивидуализированное мышление ярко проявляющее черты личности индивидуальность неординарность.

Русский

2015-02-05

55 KB

1 чел.

Тема 15

МЫШЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Полезно задуматься:

  1.  Что такое мышление и какую роль оно играет в деятельности исследователя?
  2.  Как формируется мышление?
  3.  Какие существуют типы мышления?
  4.  Можно ли оценить мышление?
  5.  Чем определяется развитие мышления?

Мышление в исследовательской и управленческой деятельности

Мышлениеэто процесс активного отражения действительности в сознании человека, опирающийся на знания, интуицию, привычки и навыки и определяющий ситуационное поведение человека.

По характеристикам мышления формируется команда (определенное сопряжение характеристик мышления людей)

Типология мышления

Считается, что

Т.е. мышление абсолютно

индивидуально

Именно в мышлении

проявляются особенности личности

Однако любое разнообразие можно классифицировать.

Такая классификация позволит:

  1.  Упорядочить типы мышления,
  2.  Наиболее успешно использовать знания о типах мышления в практической деятельности.

Типология мышления позволяет выделить из бесконечного разнообразия типов мышления те типы, которые:

  •  встречаются наиболее часто,
  •  играют наиболее важную роль в деятельности человека,
  •  определяют успех его деятельности.

Типы мышления проявляются как некие:

  •  прерогативы,
  •  приоритеты,

которым в процессах мышления уделяется (сознательно или бессознательно) главное внимание.

Следует всегда помнить, что нет плохих или хороших типов мышления. Есть типы, которые в тех или иных условиях могут быть более или менее эффективны.

Типология мышления

  1.  По критерию динамики мышления.
    1.  Догматическое - приверженное какой-либо идее без оценки её актуальности, превращение идеи в главный системообразующий фактор концепции, явное нежелание критически переоценивать исходную идею;
    2.  Стереотипное (переносное) - характерно людям, склонным мыслить шаблонами, боящимся отойти от этих шаблонов и попасть в область неопределенности, потерять ориентиры оценок;
    3.  Гибкое - способное меняться в соответствии с развитием науки, практическими потребностями эффективной деятельности и т.д.

Это качество может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от того, по каким факторам мышление проявляет это качество.

Отрицательные примеры:

  •  конъюнктурность,
  •  стремление к власти любой ценой,
  •  беспринципность,
  •  неглубокие и неустойчивые знания.

2. По критерию степени индивидуальности.

2.1 Индивидуализированное мышление – ярко проявляющее

  •  черты личности,
  •  индивидуальность,
  •  неординарность.

Часто это играет положительную роль, если оно сочетается с

  •  развитым чувством ответственности,
  •  творческим подходом.

2.2 Тенденциозное мышление - это мышление ограниченное какой-либо тенденцией оценок, подходов, выбора вариантов.

Эти тенденции могут быть результатом:

  •  

  •  опыта,
  •  идеологии,
  •  деформированной системы знаний,
  •  узкой специализации менеджера.

2.3 Коллективизированное мышление - это мышление, реагирующее на коллективное мнение или аккумулирующее определенным образом различные типы мышления, господствующего в коллективе.

3. По факторам методологии (таким как подход к анализу и оценкам, средствам и методам исследования).

В основе каждого из типов мышления лежит определенная методология, которая:

  •  либо сознательно выбирается,
  •  либо бессознательно формируется, как выражение накопленного опыта.

Каждая методология несет как позитивные, так и негативные компоненты.

Поэтому необходима постоянная коррекция и дополнительные знания.

3.1 Аспектное мышление - характеризуется поиском и решением главного аспекта проблемы

Этот тип мышления уместен, когда:

  •  проблема достаточно сложна невозможно целостное ее решение,
  •  нет необходимости в комплексном решении проблемы.

Действует закон экономии усилий.

Недостатки этого типа мышления:

  •  одностороннее восприятие проблемы,
  •  отсутствие учета взаимосвязи ее различных аспектов,
  •  искаженные, деформированное представление о проблеме.

3.2 Системное мышление.

Следует различать

  •  системный подход как методологию исследования и
  •  системное мышление как характеристику исследователя.

Системное мышление помогает:

  •  охватить все явление целиком,
  •  учесть самые различные связи между его компонентами, свойствами и характеристиками,
  •  найти главное — системообразующий фактор,
  •  увидеть невидимые аспекты проблемы,
  •  прогнозировать поведение элементов.

3.3 Концептуальное мышление.

Это определенная разновидность системного мышления.

Оно отличается повышенным вниманием к формированию концепции.

Концепцияэто комплекс ключевых положений или установок мышления, позволяющих сохранять направленность исследования, это своеобразный компас в движении мысли.

4. По приоритетным областям знаний, на которых построена мыслительная деятельность.

4.1 Гуманитарное мышление - отдает предпочтение человеческим аспектам исследования и своим инструментарием выбирает:

  •  словесное описание,
  •  оперирование понятиями,
  •  аргументирование ситуациями,
  •  объяснение образами, характером поведения.,

4.2 Математическое мышление - построено на:

  •  логике символов,
  •  предельной абстракции,
  •  четкости в осмыслении зависимостей,
  •  моделировании общности.

В этом сила и одновременно слабость математического мышления.

4.3 Технократическое мышление - построено на использовании технических знаний при решении разнообразных проблем.

Часто это ведет к чрезмерному упрощению реальных процессов.

5. По степени абстрактности и обобщенности.

  1.  Теоретическое мышление – характеризует стремление к:
  •  абстрактному обобщению,
  •  поиску закономерностей,
  •  формированию теории,
  •  определению общих признаков объективности выводов и результатов исследования,
  •  универсальности положений и формулировок.
    1.  Эмпирическое мышление:
  •  отдает приоритет опыту,
  •  ограничивает обобщение опытом,
  •  опирается только на результаты опыта.

Опыт рассматривается как высшая форма доказательства и аргументации.

  1.  Фактологическое мышление - проявляется в
  •  оценке и систематизации фактов,
  •  построении всей логики исследования и выводов на конкретных фактах.

6. По механизму мышления.

6.1 Ассоциативное мышление функционирует посредством ассоциаций, т. е. возникающих сравнений между явлениями по каким-либо признакам общности, похожести, тождественности.

6.2 Непосредственное мышление - заключается в прямом осмыслении фактов действительности и категорий науки.

6.3 Интуитивное мышление построено на интуиции, в проявлении которой главную роль играет подсознание.

Интуиция это не только природное качество, но и результат:

  •  интеллектуального развития человека,
  •  трансформации знаний и опыта в особый вид системного мышления, пускающего корни в глубины подсознания и питающегося им.

7. По способам мышления.

7.1 Эвристическое мышление построено на восприятии и объяснении действительности посредством:

  •  

  •  слов,
  •  понятий,
  •  терминов.

7.2 Абстрактно-знаковое мышление.

Сродни математическому. Оно пользуется некими обозначениями-знаками явлений и событий и оперирует этими знаками в построении моделей существования и поведения явлений.

Эти знаки не обязательно имеют математическую форму.

Например, построение различных структур.

7.3 Образное мышление – (комбинация эвристического и абстрактно-знакового мышления), - восприятие и представление действительности в виде совокупности образов.

7.4 Голографическое представление идеи, мысли, проблемы, ситуации - разновидность образного мышления, взгляд на проблему с разных ракурсов ее проявления с целью более глубокого ее понимания.

8. По характеру оценок и направленности мышления.

8.1 Критическое мышление - характеризуется поиском:

  •  отрицательных сторон проблемы,
  •  сложностей и трудностей ее решения,

т.е. преувеличенным вниманием к недостаткам.

Этот тип мышления способствует установлению противоречий и распознаванию проблем.

Наука начинается со здорового скептицизма, с недоверия к абсолютному знанию, бесспорному положению.

Но вместе с тем скептицизм является и "самым дешевым" видом ума Нетрудно отрицать, сложнее утверждать; иногда легко увидеть проблемы, сложнее найти средства и пути их решения.

8.2 Позитивное мышление (противоположность негативизму) - направлено на поиск путей решения проблем.

8.3 Конструктивное мышление - направлено на поиск и реализацию новых идей, решений, концепций.

Оно не останавливается ни на критических, ни на позитивных моментах.

Это мышление:

  •  

  •  преобразования,
  •  трансформации,
  •  инновации.

Это наиболее сильный и ценный тип мышления

9. По способу воспроизведения действительности в мышлении.

9.1 Репродуктивное мышление = построено на прямом воспроизведении действительности и главной его проблемой является реальность и точность такого воспроизведения.

9.2 Аналоговое мышление - это воспроизведение по аналогии, постоянный поиск тождества или различия явлений и проблем для более глубокого их понимания и осмысления. Это мышление категориями:

  •  

  •  критерий,
  •  типология,
  •  сравнение,
  •  понятие и пр.

9.3 Творческое мышление - включает и факторы интуиции, и использует методы далеких аналогий.

Это мышление созидательное, даже тогда, когда оно направлено на отрицание чего-то.

10. По целевым установкам.

10.1 Научное мышление.

10.2 Практическое мышление - установка на практическое решение проблем.

Отбор проблем происходит только по критерию возможности ее практического решения, практической значимости.

Иных проблем такой исследователь просто не воспринимает.

10.3 Прагматическое мышление - модификация практического мышления. Отличительная черта  - непосредственная польза, сиюминутный эффект. Прагматическое мышление необходимым во многих случаях, но в серьезных исследованиях оно малоэффективно.

11. По роли опыта в формировании и функционировании мышления.

11.1 Эмпирическое мышление – это:

  •  мышление по готовым образцам,
  •  отождествление по памяти,
  •  накопление, систематизация и организация опыта,
  •  проверка опытом.

Главным признаком и критерием такого мышления является опыт, закрепляемый в памяти.

11.2 Аксиоматическое мышление - мышление по правилам в виде аксиом, которые рассматриваются как некоторые истины, не требующие доказательств.

Во многих случаях этот тип мышления проявляется как детерминистическое мышление, построенное на однозначности формулируемых положений.

11.3 Диалектического мышление - опирается на категории:

  •  противоречие,
  •  качество и количество,
  •  общее и частное и т. д.

Поиск противоречий и путей их разрешения является главным отличительным признаком диалектического мышления.

12. По критерию проблемности.

12.1 Стандартное мышление – оперирование:

  •  готовыми рецептами,
  •  общепризнанными положениями,
  •  устоявшимися понятиями.

12.2 Проблемное мышление - определение проблем как основы мышления.

12.3 Смешанное мышление  -их сочетание.

Эффективное мышление исследователя

Эффективность мышления исследователя определяется:

  •  успешным в решением проблем,
  •  удовлетворенностью сделанной работой,
  •  ясность в понимании того, что и как надо делать дальше.

При разработке стратегии фирмы наиболее эффективным оказывается типы:

  •  

  •  творческого,
  •  гибкого,
  •  конструктивного мышления.

Когда он решает текущие проблемы, — необходимо мышление:

  •  

  •  прагматическое,
  •  конкретное,
  •  непосредственное.

Эффективность мышления характеризуют и ошибки, которые нельзя полностью исключить, но необходимо свести к минимуму.

?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51016. Правовой аспект формирования доходов, его учет и анализ 150 KB
  Раскрыть сущность и содержание доходов и расходов организации; изучить методологические нормы и правила учета доходов и расходов организации; исследовать основные принципы классификации доходов и расходов организации; выработать практические рекомендации по совершенствованию учета доходов и расходов в организации...
51021. Анализ финансового состояния предприятия ООО “Вожегалес” 211.5 KB
  Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. При этом необходимо решать следующие задачи...
51022. Проверка независимости момента сил трения Мтр. от угловой скорости вращения блока 114.5 KB
  Пусть мы измерили t1 движения груза массой m на заданном перемещении Н при радиусе намотке r1, а затем время t2 движения того же груза на том же перемещении при радиусе намотки r2. Положение грузов в обоих случаях не менялось. Тогда при постоянстве Мтр получим...