77745

КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Образование: определяет уровень развития способностей корректирует и формирует индивидуальность специалиста. Креативное образование образование ориентированное на развитие творческих способностей человека на закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации включающее анализ проблем и вариантов деятельности. Это образование мотивирующее самостоятельное осмысление действительности самопознание индивидуальности превращения знаний в потенциал мышления и саморазвития.

Русский

2015-02-05

72.5 KB

20 чел.

Тема 16

КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА

Полезно задуматься:

  1.  Что такое креативное образование?
  2.  В чем его содержание и особенность?
  3.  Какую роль играет креативное образование в развитии исследовательского потенциала современного менеджера?

Содержание и особенности креативного образования

Понятия "креативная деятельность", "креативные способности", "креативное образование" сегодня уже широко используются как в западной, так и в российской научной мысли и имеют вполне конкретное и весьма значительное практическое содержание.

Во многих странах, в частности в Великобритании, в некоторых школах бизнеса ведется специальная подготовка менеджеров по программе креативного менеджмента.

В процессе образования формируется:

  •  комплекс необходимых знаний и навыков,
  •  профессиональные установки,
  •  готовность к определенным видам деятельности и т.д.

Образование:

  •  определяет уровень развития способностей,
  •  корректирует и формирует индивидуальность специалиста.

Виды специального образования:

  •  креативное (системологическое) - центральное место,
  •  непрерывное,
  •  фундаментально-практическое,
  •  вариативное,
  •  ориентированное на качество деятельности,
  •  опережающее (перспективное).

Креативное образованиеобразование, ориентированное на развитие творческих способностей человека, на закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации, включающее анализ проблем и вариантов деятельности. Это образование, мотивирующее самостоятельное осмысление действительности, самопознание индивидуальности, превращения знаний в потенциал мышления и саморазвития.

Альтернативы

Репродуктивное образование

Прагматическое образование

Креативное образование                                     Образование "знания опыта",

Нормативное (исполнительскому) образование.

Креативное образование ориентировано на утверждение и развитие искусства управления.

Креативное образование расширяет диапазон видения проблем вариантов их решения.

Современный менеджер все в большей и большей степени должен становится:

  •  творцом,
  •  исследователем,
  •  инициатором,
  •  вдохновителем.

Например, в Японии менеджер считается не начальником, а учителем, а люди, которыми он управляет - не подчиненными, а последователями.

Только творец может вести за собой.

Творцом менеджер должен стать в процессе образования.

В этом, быть может, отличие понятий "образование" и "подготовка".

Формирование профессионального сознания происходит не с "чистого листа", а на основе "ломки":

  •  некоторых устоявшихся консервативных установок,
  •  негативных привычек,
  •  прагматических навыков.

Образовательный возраст влияет на эти процессы.

При этом надо учитывать, что управлять творчески и опираясь на коллективное творчество группы всегда сложнее.

Отличительные признаки креативного образования

1. Системологическое построение образовательного процесса.

Возможность и потребность творчества появляется только тогда, когда получаемые и полученные знания составляют гармоничную целостность, соответствуют принципам взаимодополнительности и взаимоусиления, когда их сочетание направлено на формирование творческого потенциала, поиск и развитие индивидуальных способностей. - Именно поиск. Человек далеко не всегда четко знает о своих способностях.

Очень часто образовательный процесс "накачивает" человека знаниями, но при этом не позволяет ему:

  •  вскрыть свои способности,
  •  понять и почувствовать свою индивидуальность.

Это бывает тогда, когда узкая специализация довлеют над человеком в течение всего образовательного процесса или когда главной установкой является запоминание обширного учебного материала и воспроизведение его в период экзаменов, когда учебный материал оторван от личности и абстрактен относительно индивидуальной деятельности человека.

Иногда излишне преувеличенная прагматическая направленность обучения не способствует развитию и реализации творческих способностей, вредит этому.

Очень часто это наблюдается в школах бизнеса — "практическая информативность" — больше практической информации без осмысления:

  •  причин успеха,
  •  тенденций развития,
  •  прогнозов,
  •  влияния изменений в макросреде и пр.

Сегодня в практике нашего образования хотя и существует понятие "образовательная программа", но им в основном оперируют как синонимом понятия "учебный план", а он строится примитивно. Чаще всего это просто:

  •  априорный перечень дисциплин,
  •  произвольное, субъективное установление их объемов,
  •  случайное, в лучшем случае приблизительное, распределение по этапам обучения (семестрам, неделям, месяцам и пр.).

Компонентами образовательной программы д.б.:

  •  цель образовательного процесса,
  •  педагогический потенциал,
  •  методическое обеспечение,
  •  технологические возможности,
  •  знания,
  •  навыки.

Рассматривать ихнадо не как независимые и не как суммарно дополняющие друг друга, а как систему.

Основой такого образовательного процесса является формирование потребности в творчестве при практическом использовании знаний.

Композиция знаний рождает и стимулирует творчество.

Существует мнение, что проблема композиции несущественна. Главное — побольше дать:

  •  специальных знаний,
  •  конкретики,
  •  прагматики,
  •  знаний сиюминутного эффекта.

Мало кто сейчас обращает внимание на:

  •  конфигурацию знаний,
  •  их взаимодействие,
  •  технологию освоения.

А именно эти факторы и определяют формирование творческих потребностей и творческого потенциала менеджера.

Очень показательными в этом отношении могут быть некоторые варианты программы МВА.

Она возникла не как жесткая программа, имеющая установленный перечень дисциплин, а как некая философия подготовки современного менеджера, которая допускает и даже предполагает различные сочетания дисциплин.

Она ориентирована не столько на наполнение узко специальными знаниями, сколько на:

  •  развитие способностей в предпринимательской деятельности,
  •  развитие искусства менеджмента.

Но не всегда во многих своих модификациях (особенно в современной практике нашей страны) программы МВА являются именно такими.

2. Образовательная технология направленная на развитие творческих способностей менеджера.

Технология образовательного процесса определяет возникновение в сознании человека определенных:

  •  связей и взаимодействий знаний,
  •  их ранжирования,
  •  их практической значимости в конкретных ситуациях.

3. Используются методы получения знаний ориентированные не  на их механическое и количественное накопление, а на:

  •  творческое оперирование ими в решении практических проблем,
  •  развитие самостоятельного мышления.

Самым главным здесь является не изучение операций профессиональной деятельности, а изучение себя в совокупности операций профессиональной деятельности.

Методическое обеспечение образовательного процесса сегодня строится главным образом на учебниках и учебных пособиях.

Но представление о том, каким должен быть учебник, явно устаревшее.

Сегодня уже очень много выпущено учебников по менеджменту. Они различны:

  •  по структуре,
  •  акцентированию материала,
  •  стилю изложения,
  •  объемам,

но совершенно одинаковы в том, что не дают возможности

  •  творческого осмысления знаний,
  •  погружения в проблематику.

Современная компьютерная техника должна работать на креативное образование.

Сегодня в нашем образовании и особенно в бизнес-образовании, подготовке менеджеров большое распространение получило обучение по кеисам.

Это хорошая тенденция, которая соответствует целям креативного образования.

Кеисы:

  •  учат мыслить самостоятельно и творчески,
  •  приближают обучение к конкретным практическим ситуациям,
  •  способствуют овладению инструментарием практического анализа.

Но при этом следует помнить, что сведение всего образовательного процесса к только к кеисам может быть, не менее опасно с точки зрения эффективности образования, как и сведение всего образовательного процесса к монологовым лекциям преподавателя.

4. Достаточная фундаментальная подготовка.

  •  

  •  
  •  
  •  
  •  

  •  
  •  
  •  

И то, и другое в преувеличенном виде не дает ощутимого эффекта.

Абстрактность:

  •  стимулирует привычки не замечать частности,
  •  не обращать на них внимания.

Есть замечательная пословица: "Дьявол кроется в мелочах".

В работе менеджера иногда именно мелочи являются непреодолимым препятствием в решении проблемы.

Но и излишняя детальная конкретность не стимулирует:

  •  стремление видеть внешнюю среду профессиональной деятельности,
  •  развитие перспективного мышления,
  •  глубину понимания проблем,
  •  ощущение "фактора времени".

Фундаментальное образование:

  •  Не должно сводиться только к освоению теории (да и теории бывают различными).
  •  Должно обладать системным эффектом.
  •  Должно способствовать и стимулировать непрерывное образование.
  •  Должно позволять предвидеть будущее, оценивать тенденции развития.

5. Креативное образование — это образование проблемное:

  1.  по структурно-предметным,
  2.  по методическим его характеристикам.

Сегодняшний подход к структуре учебных дисциплин:

Сложившиеся области знаний, из них      дифференциация наук, под них

подбор и специализация преподавателей.

Недостатки такого подхода:

  •  слабо развивается проблемное мышление,
  •  не учитывается структура реальных проблем (а иногда за проблему принимаются лишь ее симптомы).

Вообще в креативном образовании главным фактором его построения, структуризации, методики является проблема.

Деятельность менеджера — это решение проблем, и только в решении он

  •  использует знания,
  •  видит их необходимость и ценность.

Традиционная схема высшего образования такава:

  1.  сначала гуманитарные и естественнонаучной дисциплины
  2.  далее общепрофессиональная и специальная подготовка,
  3.   а в заключение - дисциплины специализации.

Всегда ли это абсолютно верно?

Профессия — это сплав:

  •  культуры,
  •  характера мыслительной деятельности и
  •  специальных знаний и навыков

Но как, и всегда ли мы достигаем этого сплава?

В современном образовательном процессе нередки случаи, когда эти циклы находятся в противоречии, в отчужденности друг с другом.

Эффективность профессионального сознания определяется гармонией знаний, т.е. их

  •  сочетанием,
  •  сопряжением,
  •  структурой.

В методике представления дисциплин тоже должна проявляться проблемность.

Можно давать знания в виде:

  •  устоявшихся, общепринятых положений,
  •  апробированных рекомендаций,
  •  бесспорных трактовок и т. д.,

но можно в виде не застывших истин, а непрерывного циклического процесса развития знаний, в котором главную роль играют проблема и пути ее разрешения.

Это методика:

генезиса знаний,

представления их через проблему - источник как возникновения, оформления, и освоения знаний.

6. Современное креативное образование обязательно д.б. соответствующим образом организовано.

Главным в организации креативного образования является возможность:

  •  выбора дисциплин,
  •  специального формирования образовательных групп,
  •  выбора учебной нагрузки,
  •  выбора формы,
  •  выбора количества и распределения контрольных мероприятий.

По поводу свободного выбора дисциплин.

Государственный стандарт довольно жестко устанавливает набор обязательных дисциплин — 70% от общего количества учебной нагрузки.

Конечно, эту величину можно было бы уменьшить. Но готовы ли вузы к обучению дисциплинам по свободному выбору?

В системе дополнительного образования, где не действуют государственные стандарты, положение лучше. Но и здесь выбор дисциплин небогатый.

Все упирается в организационные возможности дифференциации обучения, по индивидуальным образовательным программам. Это:

  •  величина группы,
  •  квалификация и нагрузка преподавателя,
  •  финансовые возможности,
  •  наличие соответствующих аудиторий.

Креативное образование требует:

  •  организационную перестройку,
  •  финансовые вложения,
  •  повышения квалификации преподавателей,
  •  мотивирования творчества в их работе,
  •  создания условий для инновационной деятельности.

Если делать обучение платным, то плату за обучение можно было бы дифференцировать:

  •  по количеству и качеству предлагаемых учебных курсов,
  •  по реальному квалификационному уровню преподавателя, оцениваемому при помощи соответствующих тестов.

Формирование образовательных групп важный момент в образовании. От того, как сформирована группа, зависит установление атмосферы:

  •  поиска,
  •  творчества,
  •  сотрудничества,
  •  интеграции интеллектуальных потенциалов.

Учебная группа должна быть творческим коллективом.

Учебная нагрузка 

может быть ориентирована:

  •  либо на получение багажа знаний (усвоенная информация),
  •  либо на формирование профессионального, творческого сознания (индивидуальность, перспективы развития, понимание профессии, система ценностей и т.д.).

Это предполагает реализацию определенных:

  •  интенсивности освоения курсов,
  •  погружения в их проблематику,
  •  ритма учебного процесса,
  •  практического мотивирования глубины знании,
  •  понимания их проблемности.

Контроль знаний также должен быть ориентирован на творчество.

Надо оценивать не их объем, а:

  •  полноту,
  •  системность,
  •  устойчивость,
  •  инструментальность (возможность использовать),
  •  глубину.

Формы контроля могут и должны быть разнообразными:

  •  письменные работы,
  •  тестирование,
  •  собеседование,
  •  экзаменационные испытания,
  •  проектирование и др.

7. Креативного образования д.б. мотивировано.

Мотивационными факторы любого образования могут быть:

  •  профессиональный статус, подтвержденный дипломом,
  •  потребность интеллектуального развития,
  •  реализация индивидуальных способностей,
  •  обогащающее общение со специалистами,
  •  профессиональные амбиции,
  •  потребность в современных профессиональных знаниях и навыках (иностранные языки, компьютер и пр.),
  •  "жажда открытий",
  •  "мода" на образование.

Эти факторы могут действовать в совокупности. Но какой-то из этих факторов наверняка является приоритетным, доминантным, ярко выраженным.

Эти факторы можно использовать для управления образовательным процессом.

При креативном образовании можно:

  •  обучать без выдачи диплома,
  •  проверять не знания, а тип профессионального мышления,
  •  оценивать не точку зрения, а ее аргументированность,
  •  поощрять не правильность выводов (решении), а их практическую эффективность.

Формулы образования менеджера

1. Что лучше: понемногу обо всем или все о немногом?

Это часто рассматривается как единственно возможные альтернативы образования.

Конечно, ни то, не другое сегодня не может быть признано эффективным:

первое - поверхностно, второе - узкоспециализировано.

2. Все о главном в области деятельности и только главное обо всем в действительности.

Это формула специального образования, вмонтированного в поле широкопрофильного.

3. Образование должно быть не подготовкой к определенному виду деятельности, а формированием необходимого мышления для распознавания и решения проблем.

Главным в современном образовании должно быть:

  •  вид знаний,
  •  методология и технология образования,
  •  мониторинг качества,
  •  педагогика сотрудничества,
  •  исследование себя в процессе образования.

4. Образование это не столько получение знаний, сколько развитие способностей.

Мера знаний степень понимания и развитости своих способностей.

Нет предела знаниям, есть предел возможностям их использования.

5. Самой ценной способностью человека является способность к творчеству.

Креативное образование опирается на эту способность и развивает ее.

Главное в креативном образовании:

  •  образное и топографическое мышление,
  •  развитое воображение,
  •  здоровый скептицизм,
  •  фундаментальные знания,
  •  методологическая культура (умение мыслить логично, доказательно, четко и пр.),
  •  системность знаний (сбалансированность, сочетание, интеграция и пр.),
  •  умение учиться и учить,
  •  непрерывность образования,
  •  установка на ценность истины (антиамбициозность, искусство понимать и пр.),
  •  инновационный потенциал,
  •  профессиональная ответственность.

6. Потребность в знаниях не тождественна потребности в образовании.

Главное в потребности образования — цель образования.

Образование — не потребление знаний, а их аккумулирование для энергии творчества.

Жизнь в творчестве — это не работа ради жизни и не жизнь ради работы

Креативные роли в профессиональной деятельности менеджера

  1.  Командир производства,
  2.  организатор, исполнитель,
  3.  отец родной,
  4.  арбитр,
  5.  громоотвод,
  6.  начальник (обратите внимание от слова "начало").
  7.  исследователь,
  8.  новатор,
  9.  консультант,
  10.  лидер,
  11.  предводитель (хорошее слово),
  12.  помощник,
  13.  представитель,
  14.  куратор.

В действительности все эти роли перемешаны, существуют в определенной комбинации.

Но всегда есть приоритеты тех или иных ролей.

Как они формируются?

Какую роль здесь играет образование?

Каким должно быть образование?

Ориентированным не только на функции деятельности, но и на роли современного менеджера. И не на роли вообще, а на роли вполне определенные.

Это под силу только креативному образованию.

Если считать главной задачей образования - дать необходимые знания и навыки для профессиональной деятельности, то возникает вопрос - как определить необходимые знания и навыки? - Отраслевыми или ведомственными нормативами?!?!?

Если бы было четко известно, чем обеспечивается успех в работе, было бы понятно, что конкретно надо знать. В противном случае мы получаем ориентацию на бездумное исполнительство, которое становится привычкой, а потом основой всей организации управления и стиля работы.

Развитие креативного образования невозможно только путем призывов. Но его нельзя и насаждать. Будет больше вреда, чем пользы.

, че

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43373. Вибір потужності двигуна і дослідження процесу пуску електроприводу двигуна постійного струму 284.5 KB
  Вибір потужності двигуна і дослідження процесу пуску електроприводу двигуна постійного струму. Розрахувати можливе перевантаження обраного двигуна при роботі в короткочасному режимі із часом роботи хв. Додаткові умови: передаточне число редуктора ; ККД редуктора ; коефіцієнт запасу прийняти рівним 12513; момент інерції агрегату в 50...
43374. Проблеми подолання безробіття в Україні 446 KB
  Теоретичні відомості про безробіття Сутність та причини виникнення безробіття Види безробіття та їх характеристика Основні соціальноекономічні наслідки безробіття та методи його подолання РОЗДІЛ 2. Аналіз стану безробіття в Україні 2. Аналіз нормативноправового регулювання зайнятості та безробіття в Україні 2.
43375. Вибір потужності двигуна і дослідження процесу пуску електроприводу двигуна постійного струму 309 KB
  Кафедра автоматизації та енергоменеджменту ЗАВДАННЯ на виконання курсової роботи Маліновської Марії Володимирівни Тема курсової роботи: Вибір потужності двигуна і дослідження процесу пуску електроприводу двигуна постійного струму. Відповідно до заданого варіанту розрахувати потужність двигуна. Розрахувати можливе перевантаження обраного двигуна при роботі в короткочасному режимі із часом роботи хв.