77747

ФОРМЫ И ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Лекция

Маркетинг и реклама

Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или исследовательских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени видам работ кадрам проблемам Формы организации исследования Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы. Такие исследования возможны если: у персонала управления есть резервы времени; его исследовательский потенциал достаточно высок.

Русский

2015-02-05

65.5 KB

0 чел.

Тема 18

ФОРМЫ И ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Полезно задуматься:

  1.  Каким образом успех исследования зависит от его организации?
  2.  Как организовать исследование, что надо для этого сделать?
  3.  Может ли мешать организация исследования текущему управлению?
  4.  Как интегрируются индивидуальные интеллекты исследователей?
  5.  Какие виды организации исследований предпочтительнее?
  6.  Существует ли технология исследования?
  7.  Какое организационное и практическое значение она имеет?
  8.  В чем особенности технологии исследования?
  9.  Какие этапы характеризуют технологию исследования?
  10.  Как распределить методы исследования по его технологическим этапам?

Организация исследований: условия требования, виды

Организация исследования — это система:

  •  

  •  регламентов,
  •  нормативов,
  •  инструкций,

определяющих порядок его проведения, т.е. распределения:

  •  

  •  функций,
  •  обязанностей,
  •  ответственности,
  •  полномочий

на выполнение исследовательских работ.

Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или исследовательских групп.

В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по

  •  

  •  времени,
  •  видам работ,
  •  кадрам,
  •  проблемам

Формы организации исследования

  1.  Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы.

Такие исследования возможны если:

  •  у персонала управления есть резервы времени;
  •  его исследовательский потенциал достаточно высок.

Тогда необходимо:

  •  провести соответствующие консультации,
  •  организовать систему контроля и мотивации,
  •  организовать координацию деятельности.

Можно организовать конкурс проектов и дополнительную оплату труда.

Возможны добровольная или обязательная формы.

  1.  Создание специализированных групп из наиболее творческой и активной части персонала с их освобождением на определенное время от основной работы.
  2.  Приглашение консалтинговых фирм и предоставление им возможностей проведения исследования.
  3.  Создание собственных исследовательских структур в системе управления.
  4.  Комбинация этих форм.

Например, создание творческих коллективов, из собственных работников и приглашенных специалистов.

Технология ИСУ

Технология исследования — это вариант рационального построения процесса исследования.

Технологические схемы исследования

  1.  Линейная технология.

Это наиболее простая, элементарная технология.

Она заключается в последовательном, поэтапном проведении исследования.

  1.  постановка проблемы,
  2.  формулировка задач ее решения,
  3.  выбор методов исследования,
  4.  проведения анализа,
  5.  поиск решений,
  6.  экспериментальная проверка решений,
  7.  разработка инноваций.

Такая технология эффективна в случае решения сравнительно простых исследовательских проблем.

Для сложных проблем не всегда удается построить технологическую схему так прямолинейно и последовательно.

  1.  Технология циклического исследования.

На каждом из этапов исследования могут возникнуть новые проблемы, которые заставят вернуться к предыдущему этапу и скорректировать его.

Эта технология характеризуется повторением пройденных этапов для обеспечения надежности результатов.

  1.  Технология параллельного выполнения работ или операций.

При решении сложных, комплексных проблем отдельные исследовательские работы можно выполнять параллельно. Часто это оказывается просто необходимым. Это:

  •  экономит время,
  •  позволяет более эффективно использовать персонал,
  1.  Технология рационального разветвления деятельности.

Заключается в проведении независимых исследований по одной проблеме.

  1.  Адаптивная технология.

Бывают проблемы для решения которых трудно представить заранее определенную технологической схему исследования.

В этом случае идут по пути последовательной корректировки технологической схемы по ходу исследования.

  1.  Технология последовательных изменений качества деятельности.

Заключается в поиске внедрении в СУ непринципиальных, незначительных, но реальных изменений.

Такая технология позволяет:

  •  проводить исследования при незначительных ресурсах,
  •  избегать рисков инноваций,
  •  повысить надежность преобразований.
  1.  Технология случайного поиска.

Берется любая проблема и на ее основе

  •  проводится исследование по смежным проблемам,
  •  устанавливаются связи,
  •  заполняется решениями "поле проблем",
  •  определяется траектория развития,
  •  определяется главная проблема, на которой необходимо сосредоточить внимание.

Наиболее эффективно эта технология реализуются в диверсифицированных методах исследования — мозговой штурм, синектика и др.

  1.  Технология критериальной корректировки.

Разрабатывается не сама технологическая схема, а комплекс критериев ее возможной корректировки при проведения исследования.

Если мы получим такой-то результат, тогда будем делать то-то; если не получим, то вернемся к предыдущему этапу или какому-либо другому и продолжим поиск от него.

Эта технологическая схема часто называется алгоритмом исследования.

Консультирование как форма организации ИСУ

Консультация — это форма услуги, человеку или организации, предоставляемой с целью объяснения ситуаций и решения, связанных с ними проблем.

В методологическом отношении консультирование полезно как средство оценки ситуаций при помощи взгляда со стороны, независимых суждений.

В научном плане это явление можно назвать известным принципом внешнего дополнения, который позволяет увидеть и оценить то, что невозможно увидеть с внутренних позиций.

Консультации опираются не только на опыт и знания, но и на проведение конкретных специализированных исследований.

Технологически эта работа включает следующие этапы:

  1.  получение заказа,
  2.  общее знакомство с фирмой,
  3.  оценка потребности в консультациях,
  4.  выбор формы консультационной работы,
  5.  заключение договора на ее проведение,
  6.  диагностика управления фирмой,
  7.  разработка рекомендаций,
  8.  мониторинг их реализации.

Здесь используются возможности:

  •  наблюдений,
  •  изучения документов,
  •  проведения экспериментов,
  •  социометрических обследований,
  •  социологических опросов,
  •  тестирований и пр.

Образовательно-исследовательские структуры в системе управления

Организация исследования предполагает:

  •  упорядочение работы исследовательских групп,
  •  подготовку исследователей,
  •  корректировку действий менеджеров по исследовательским функциям.

Организация управления должна:

  •  способствовать раскрытию и реализации исследовательских способностей менеджера,
  •  мотивировать их развитие.

Такое мотивирование осуществляется через

  •  требования к менеджеру,
  •  создание условий для проявления и реализации этих способностей,
  •  развитие их посредством образовательных программ, программ подготовки исследователей.

Способности должны быть усилены и систематизированы специальным обучением.

Но можно ли научить исследованию?

В любом деле необходимо соединение таланта с мастерством его реализации.

Талант должен

  1.  быть,
  2.  правильно развиваться

Мастерство должно прийти в процессе обучения.

Это присуще любой деятельности, в том числе и исследовательской.

Вдохновение надо уметь:

  1.  вызывать,
  2.  использовать.

Такие задачи должны согласовываться и с программами обучения.

Это должны быть особые программы, ориентированные не столько на получение знаний и навыков, сколько на:

  •  мотивировании поиска решений по наиболее сложным проблемам,
  •  развитие гибкого, вариативного мышления,
  •  формирование установок на факторы развития.

Подготовку исследователей можно осуществлять:

  1.  в отрыве от практической управленческой деятельности,
  2.  вместе с практическим управлением ("вмонтировать" в действующую СУ).

Так формируется новый тип менеджмента — обучающий менеджмент.

Сегодня можно сказать, что не каждый менеджер учится на ошибках и промахах и уже тем более не каждый учиться на успехах и достижениях.

При успехах тоже могут быть упущенные возможности.

Надо анализировать:

  1.  факторы успехов;
  2.  возникавшие при этом барьеры.

Все это можно использовать как материал для образования и исследовательской подготовки.

Надо учить исследовать не только ситуации-проблемы, но и ситуации — последствия.

Одним из важнейших факторов подготовки исследователя является организация интегрального интеллекта.

Формирование

интегрального исследовательского интеллекта

Не все проблемы можно решить индивидуально.

Это определяется и трудоемкостью, и методологией, которая иногда требует разнообразия:

  •  интеллектов,
  •  образования,
  •  психологии исследователей.

Но коллективный интеллект только тогда может состояться, когда он грамотно сформирован.

Интегральный интеллект - высшая степенью формирования и функционирования коллективного интеллекта:

  •  организмическое соединение способностей и интеллектуальных потенциалов исследователей,
  •  синергетический эффект интеллектуальной деятельности,
  •  эффект взаимодополнения и взаимоусиления.

Многие ли современные менеджеры обладают способностями формирования интегрального интеллекта?

Всегда ли они обладают необходимой для этого информацией?

Во многих случаях действуют интуиция и опыт.

Очень часто не хватает знаний и научного подхода.

Чаще всего общий уровень квалификации группы рассматривается просто как сумма квалификаций каждого из ее составляющих.

Принципы формирования интегрального интеллекта

1. Принцип гетерогенности - неоднородность по творческому потенциалу и характерам членов команды.

Неоднородность может быть различной. Иногда она рождает бесконечные конфликты, иногда дает эффект взаимоусиления и гармонии творческих потенциалов.

Типы творческих индивидуальностей:

Пионер (проблемщик) – способный:

  •  раньше других увидеть проблему и сформулировать ее;
  •  мыслить проблемно, т. е. во всем искать противоречия.

Энциклопедист – способный быстро находить аналоги рассматриваемой проблеме в различных отраслях знаний. Это позволяет:

  •  делать сравнительный анализ,
  •  определять парадигмы решения проблемы,
  •  строить гипотезы,
  •  формировать нетрадиционные подходы,
  •  мотивировать научную полемику.

Генератор идей (концептолог) – способный:

  •  выдвигать идеи,
  •  конструировать концепцию,
  •  объединять различные виды исследовательской деятельности.

Энтузиаст - заряжает других оптимизмом и уверенностью в успехе.

Скептик ("зануда"):

  •  всегда сомневается в успехе,
  •  охлаждает пыл в непродуманных действиях,
  •  может оградить от авантюрных действий.

Прогнозист – его функции:

  •  предвидеть последствия,
  •  определять тенденции,
  •  просчитывать различные варианты.

Информатор:

  •  собирает и классифицирует информацию,
  •  оберегает от повторения пройденного,
  •  способствует поиску новых полей поиска решения проблемы.

Эстет, ищущий изящные идеи и решения. Его главными критериями является красота, гармония. Конечно, "красота" не научное понятие, но оно и не так далеко от науки, как это иногда кажется. Удачная идея или мысль всегда красива, она доставляет эстетическое удовольствие. (Антонов: «Некрасивый самолет не полетит»).

Психологсоздает психологическую атмосферу для эффективной исследовательской деятельности.

Независимый - любит работать индивидуально и самостоятельно. Изучает чужие идеи, но ищет свои.

Переводчик это человек, способный в силу своей квалификации, опыта, особенностей мышления, образования просто, доходчиво и предельно верно объяснить проблему специалистам разных областей знаний.

Разработчик, склонный доводить результаты исследований до завершения.

Есть английская пословица: "Дьявол кроется в мелочах и деталях". Действительно, иногда детали могут разрушить всю концепцию. Именно разработчикам приходится иметь дело с деталями.

Реализатор - "привязывает" результаты исследований к конкретным условиям и добивается их практического применения.

Перечисленные типы личностей в коллективном интеллекте не обязательно должны выступать в виде отдельного человека по каждому из этих типов (да и людей в чистом виде принадлежащих к определенному типу в реальной жизни не существует).

Эта типология может рассматриваться как комплекс функций, из которых складывается коллективный интеллект.

2. Принцип деятельной совместимости - исследователи должны быть способны работать вместе даже с не импонирующими им людьми.

Совместимость людей может по-разному проявляться в различной обстановке (отдых, работа и т.д.).

Совместимость часто определяется:

  •  характером работы,
  •  условиями работы,
  •  особенностями группы.

В этом случае, может быть, правильнее было бы говорить не о совместимости как таковой, а о срабатываемости, которая является следствием умения человека управлять собой, своими отношениями с людьми ради определенных целей. Это и является деятельной совместимостью.

Она определяется не только чертами характера, но и:

  •  опытом,
  •  этикой,
  •  культурой,
  •  воспитанием,
  •  организационной обстановкой,
  •  мотивированием взаимопонимания, доброжелательства, терпимости.

3. Принцип рационального сочетания формальной и неформальной организации деятельности. В творческих группах часто большую роль играет неформальная организация. Она:

  •  дает необходимую раскованность в проявлении способностей,
  •  рождает атмосферу доверия и доброжелательства,
  •  позволяет гибко реагировать на изменения и новые идеи.

4. Принцип перманентности - непрерывность и ритмичность ведения исследовательской деятельности. Это принцип жизненной силы коллективного интеллекта. Он включает также и необходимую ротацию исследователей и исследований.

5. Принцип имитации. – способность воспроизводить подход и мышление других членов группы.

Организационно-технологические принципы деятельности интегрального интеллекта

1. Принцип научного равенства значимость, ценность, истинность и практическая применимость идей должны оцениваться независимо от того, кем и при каких обстоятельствах они высказаны (без учета возраста, должности, звания, научной степени и пр.).

2. Принцип консультативности. В совместной исследовательской деятельности необходим свободный выбор консультантов и консультации.

3. Принцип творческой активности - предоставление каждому права на самостоятельную творческую деятельность.

4. Принцип организации ресурсов - их распределение и сочетание по назначению, структуре, величине и времени.

5. Принцип конструктивной критичности. возможна и полезна критика идей, способствующая:

  •  поиску новых аргументов,
  •  уточнению формулировок,
  •  грамотной коррекции позиции,
  •  обогащению поиска.

Но недопустима критика:

  •  амбициозная,
  •  бездоказательная,
  •  не идей а человека,
  •  убивающая инициативу и энтузиазм.

6. Принцип сочетания локального и общего обсуждения проблем - гармония индивидуальности и коллективности.

7. Принцип мысленного экспериментирования по ошибочным, абсурдным, сомнительным вариантам решений. Ошибки и фантастические варианты иногда являются импульсом к поиску и определению рациональных решений.

8. Принцип минимального контроля. Контроль необходим лишь для своевременных корректировок исследования и для обратной связи. Но недопустим контроль являющийся сдерживающим фактором творческой деятельности.

9. Принцип формирования психологического комфорта исследования - формирование атмосферы творческой работы, раскачивания мысли, снятия психологических ограничений, мотивирования поиска, самостоятельности.

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1882. Воспитательный потенциал урока 20.13 KB
  Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний.
1883. Разработка метода обнаружения развития аварии в кабельной линии до пробоя изоляции 217.6 KB
  Цель работы — разработка метода обнаружения развития аварии в кабельной линии до пробоя изоляции, разработка структурной схемы работы устройства прогнозирующей защиты, создание устройства, разработка алгоритма и программного обеспечения для устройства.
1884. ГЛАГОЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ: СЕМАНТИКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ 281.12 KB
  Показать взаимосвязь фактов действительности и словообразовательной системы русского языка, выявить структурно-семантические особенности глагольных новообразований с модификационным значением, описать стилистические возможности глагольных новообразований, установить особенности функционирования последних в тексте.
1885. ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ И КОГНИТИВНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ИНТЕРЕС В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ 282.27 KB
  Феномен интереса в языковом сознании, реконструируемый из употребления соответствующих языковых единиц в английском и русском языках, извлеченных из языковых и речевых источников.
1886. МНОГОЧЛЕННЫЕ ОМОНИМИЧЕСКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЯДЫ В СТРУКТУРНОМ И СЕМАНТИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ 283.42 KB
  Многочленные фразеологические омонимы. Многочленный фразеологический омонимический ряд состоит из трех и более фразеологических омонимов и представляет собой один из частных случаев проявления омонимических отношений между фразеологизмами.
1887. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ СУБКАТЕГОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 283.69 KB
  Объектом исследования являются процессуальные фразеологизмы субкатегории деятельности как системно организованное объединение процессуальных фразеологических единиц, характеризующееся особыми структурными и семантическими свойствами.
1888. Темпоральность художественного текста на материале английского и татарского языков 285.63 KB
  Цель заключается в том, чтобы на основе сопоставительно-типологического анализа системы глагольных времен двух языков, которые не являются близкими в структурно-типологическом отношении, выявить и показать типологические сходства и различия, как в плане выражения, так и в плане содержания.
1889. Спільна виховна робота школи, сім’ї та громадськості 307.5 KB
  Роль сім’ї у вихованні особистості. Напрями і форми роботи школи із сім’єю. Неблагополучні сім’ї та особливості роботи з ними. Залучення громадськості до виховання дітей. Напрями і форми роботи школи із сім’єю..
1890. Задача синтеза 14.33 KB
  Задана система булевых функций. Задан или выбран по заданным критериям (быстродействие, надёжность, стоимость, условия эксплуатации) элементный базис проектирования – система логических элементов.