77747

ФОРМЫ И ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Лекция

Маркетинг и реклама

Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или исследовательских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени видам работ кадрам проблемам Формы организации исследования Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы. Такие исследования возможны если: у персонала управления есть резервы времени; его исследовательский потенциал достаточно высок.

Русский

2015-02-05

65.5 KB

1 чел.

Тема 18

ФОРМЫ И ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Полезно задуматься:

  1.  Каким образом успех исследования зависит от его организации?
  2.  Как организовать исследование, что надо для этого сделать?
  3.  Может ли мешать организация исследования текущему управлению?
  4.  Как интегрируются индивидуальные интеллекты исследователей?
  5.  Какие виды организации исследований предпочтительнее?
  6.  Существует ли технология исследования?
  7.  Какое организационное и практическое значение она имеет?
  8.  В чем особенности технологии исследования?
  9.  Какие этапы характеризуют технологию исследования?
  10.  Как распределить методы исследования по его технологическим этапам?

Организация исследований: условия требования, виды

Организация исследования — это система:

  •  

  •  регламентов,
  •  нормативов,
  •  инструкций,

определяющих порядок его проведения, т.е. распределения:

  •  

  •  функций,
  •  обязанностей,
  •  ответственности,
  •  полномочий

на выполнение исследовательских работ.

Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или исследовательских групп.

В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по

  •  

  •  времени,
  •  видам работ,
  •  кадрам,
  •  проблемам

Формы организации исследования

  1.  Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы.

Такие исследования возможны если:

  •  у персонала управления есть резервы времени;
  •  его исследовательский потенциал достаточно высок.

Тогда необходимо:

  •  провести соответствующие консультации,
  •  организовать систему контроля и мотивации,
  •  организовать координацию деятельности.

Можно организовать конкурс проектов и дополнительную оплату труда.

Возможны добровольная или обязательная формы.

  1.  Создание специализированных групп из наиболее творческой и активной части персонала с их освобождением на определенное время от основной работы.
  2.  Приглашение консалтинговых фирм и предоставление им возможностей проведения исследования.
  3.  Создание собственных исследовательских структур в системе управления.
  4.  Комбинация этих форм.

Например, создание творческих коллективов, из собственных работников и приглашенных специалистов.

Технология ИСУ

Технология исследования — это вариант рационального построения процесса исследования.

Технологические схемы исследования

  1.  Линейная технология.

Это наиболее простая, элементарная технология.

Она заключается в последовательном, поэтапном проведении исследования.

  1.  постановка проблемы,
  2.  формулировка задач ее решения,
  3.  выбор методов исследования,
  4.  проведения анализа,
  5.  поиск решений,
  6.  экспериментальная проверка решений,
  7.  разработка инноваций.

Такая технология эффективна в случае решения сравнительно простых исследовательских проблем.

Для сложных проблем не всегда удается построить технологическую схему так прямолинейно и последовательно.

  1.  Технология циклического исследования.

На каждом из этапов исследования могут возникнуть новые проблемы, которые заставят вернуться к предыдущему этапу и скорректировать его.

Эта технология характеризуется повторением пройденных этапов для обеспечения надежности результатов.

  1.  Технология параллельного выполнения работ или операций.

При решении сложных, комплексных проблем отдельные исследовательские работы можно выполнять параллельно. Часто это оказывается просто необходимым. Это:

  •  экономит время,
  •  позволяет более эффективно использовать персонал,
  1.  Технология рационального разветвления деятельности.

Заключается в проведении независимых исследований по одной проблеме.

  1.  Адаптивная технология.

Бывают проблемы для решения которых трудно представить заранее определенную технологической схему исследования.

В этом случае идут по пути последовательной корректировки технологической схемы по ходу исследования.

  1.  Технология последовательных изменений качества деятельности.

Заключается в поиске внедрении в СУ непринципиальных, незначительных, но реальных изменений.

Такая технология позволяет:

  •  проводить исследования при незначительных ресурсах,
  •  избегать рисков инноваций,
  •  повысить надежность преобразований.
  1.  Технология случайного поиска.

Берется любая проблема и на ее основе

  •  проводится исследование по смежным проблемам,
  •  устанавливаются связи,
  •  заполняется решениями "поле проблем",
  •  определяется траектория развития,
  •  определяется главная проблема, на которой необходимо сосредоточить внимание.

Наиболее эффективно эта технология реализуются в диверсифицированных методах исследования — мозговой штурм, синектика и др.

  1.  Технология критериальной корректировки.

Разрабатывается не сама технологическая схема, а комплекс критериев ее возможной корректировки при проведения исследования.

Если мы получим такой-то результат, тогда будем делать то-то; если не получим, то вернемся к предыдущему этапу или какому-либо другому и продолжим поиск от него.

Эта технологическая схема часто называется алгоритмом исследования.

Консультирование как форма организации ИСУ

Консультация — это форма услуги, человеку или организации, предоставляемой с целью объяснения ситуаций и решения, связанных с ними проблем.

В методологическом отношении консультирование полезно как средство оценки ситуаций при помощи взгляда со стороны, независимых суждений.

В научном плане это явление можно назвать известным принципом внешнего дополнения, который позволяет увидеть и оценить то, что невозможно увидеть с внутренних позиций.

Консультации опираются не только на опыт и знания, но и на проведение конкретных специализированных исследований.

Технологически эта работа включает следующие этапы:

  1.  получение заказа,
  2.  общее знакомство с фирмой,
  3.  оценка потребности в консультациях,
  4.  выбор формы консультационной работы,
  5.  заключение договора на ее проведение,
  6.  диагностика управления фирмой,
  7.  разработка рекомендаций,
  8.  мониторинг их реализации.

Здесь используются возможности:

  •  наблюдений,
  •  изучения документов,
  •  проведения экспериментов,
  •  социометрических обследований,
  •  социологических опросов,
  •  тестирований и пр.

Образовательно-исследовательские структуры в системе управления

Организация исследования предполагает:

  •  упорядочение работы исследовательских групп,
  •  подготовку исследователей,
  •  корректировку действий менеджеров по исследовательским функциям.

Организация управления должна:

  •  способствовать раскрытию и реализации исследовательских способностей менеджера,
  •  мотивировать их развитие.

Такое мотивирование осуществляется через

  •  требования к менеджеру,
  •  создание условий для проявления и реализации этих способностей,
  •  развитие их посредством образовательных программ, программ подготовки исследователей.

Способности должны быть усилены и систематизированы специальным обучением.

Но можно ли научить исследованию?

В любом деле необходимо соединение таланта с мастерством его реализации.

Талант должен

  1.  быть,
  2.  правильно развиваться

Мастерство должно прийти в процессе обучения.

Это присуще любой деятельности, в том числе и исследовательской.

Вдохновение надо уметь:

  1.  вызывать,
  2.  использовать.

Такие задачи должны согласовываться и с программами обучения.

Это должны быть особые программы, ориентированные не столько на получение знаний и навыков, сколько на:

  •  мотивировании поиска решений по наиболее сложным проблемам,
  •  развитие гибкого, вариативного мышления,
  •  формирование установок на факторы развития.

Подготовку исследователей можно осуществлять:

  1.  в отрыве от практической управленческой деятельности,
  2.  вместе с практическим управлением ("вмонтировать" в действующую СУ).

Так формируется новый тип менеджмента — обучающий менеджмент.

Сегодня можно сказать, что не каждый менеджер учится на ошибках и промахах и уже тем более не каждый учиться на успехах и достижениях.

При успехах тоже могут быть упущенные возможности.

Надо анализировать:

  1.  факторы успехов;
  2.  возникавшие при этом барьеры.

Все это можно использовать как материал для образования и исследовательской подготовки.

Надо учить исследовать не только ситуации-проблемы, но и ситуации — последствия.

Одним из важнейших факторов подготовки исследователя является организация интегрального интеллекта.

Формирование

интегрального исследовательского интеллекта

Не все проблемы можно решить индивидуально.

Это определяется и трудоемкостью, и методологией, которая иногда требует разнообразия:

  •  интеллектов,
  •  образования,
  •  психологии исследователей.

Но коллективный интеллект только тогда может состояться, когда он грамотно сформирован.

Интегральный интеллект - высшая степенью формирования и функционирования коллективного интеллекта:

  •  организмическое соединение способностей и интеллектуальных потенциалов исследователей,
  •  синергетический эффект интеллектуальной деятельности,
  •  эффект взаимодополнения и взаимоусиления.

Многие ли современные менеджеры обладают способностями формирования интегрального интеллекта?

Всегда ли они обладают необходимой для этого информацией?

Во многих случаях действуют интуиция и опыт.

Очень часто не хватает знаний и научного подхода.

Чаще всего общий уровень квалификации группы рассматривается просто как сумма квалификаций каждого из ее составляющих.

Принципы формирования интегрального интеллекта

1. Принцип гетерогенности - неоднородность по творческому потенциалу и характерам членов команды.

Неоднородность может быть различной. Иногда она рождает бесконечные конфликты, иногда дает эффект взаимоусиления и гармонии творческих потенциалов.

Типы творческих индивидуальностей:

Пионер (проблемщик) – способный:

  •  раньше других увидеть проблему и сформулировать ее;
  •  мыслить проблемно, т. е. во всем искать противоречия.

Энциклопедист – способный быстро находить аналоги рассматриваемой проблеме в различных отраслях знаний. Это позволяет:

  •  делать сравнительный анализ,
  •  определять парадигмы решения проблемы,
  •  строить гипотезы,
  •  формировать нетрадиционные подходы,
  •  мотивировать научную полемику.

Генератор идей (концептолог) – способный:

  •  выдвигать идеи,
  •  конструировать концепцию,
  •  объединять различные виды исследовательской деятельности.

Энтузиаст - заряжает других оптимизмом и уверенностью в успехе.

Скептик ("зануда"):

  •  всегда сомневается в успехе,
  •  охлаждает пыл в непродуманных действиях,
  •  может оградить от авантюрных действий.

Прогнозист – его функции:

  •  предвидеть последствия,
  •  определять тенденции,
  •  просчитывать различные варианты.

Информатор:

  •  собирает и классифицирует информацию,
  •  оберегает от повторения пройденного,
  •  способствует поиску новых полей поиска решения проблемы.

Эстет, ищущий изящные идеи и решения. Его главными критериями является красота, гармония. Конечно, "красота" не научное понятие, но оно и не так далеко от науки, как это иногда кажется. Удачная идея или мысль всегда красива, она доставляет эстетическое удовольствие. (Антонов: «Некрасивый самолет не полетит»).

Психологсоздает психологическую атмосферу для эффективной исследовательской деятельности.

Независимый - любит работать индивидуально и самостоятельно. Изучает чужие идеи, но ищет свои.

Переводчик это человек, способный в силу своей квалификации, опыта, особенностей мышления, образования просто, доходчиво и предельно верно объяснить проблему специалистам разных областей знаний.

Разработчик, склонный доводить результаты исследований до завершения.

Есть английская пословица: "Дьявол кроется в мелочах и деталях". Действительно, иногда детали могут разрушить всю концепцию. Именно разработчикам приходится иметь дело с деталями.

Реализатор - "привязывает" результаты исследований к конкретным условиям и добивается их практического применения.

Перечисленные типы личностей в коллективном интеллекте не обязательно должны выступать в виде отдельного человека по каждому из этих типов (да и людей в чистом виде принадлежащих к определенному типу в реальной жизни не существует).

Эта типология может рассматриваться как комплекс функций, из которых складывается коллективный интеллект.

2. Принцип деятельной совместимости - исследователи должны быть способны работать вместе даже с не импонирующими им людьми.

Совместимость людей может по-разному проявляться в различной обстановке (отдых, работа и т.д.).

Совместимость часто определяется:

  •  характером работы,
  •  условиями работы,
  •  особенностями группы.

В этом случае, может быть, правильнее было бы говорить не о совместимости как таковой, а о срабатываемости, которая является следствием умения человека управлять собой, своими отношениями с людьми ради определенных целей. Это и является деятельной совместимостью.

Она определяется не только чертами характера, но и:

  •  опытом,
  •  этикой,
  •  культурой,
  •  воспитанием,
  •  организационной обстановкой,
  •  мотивированием взаимопонимания, доброжелательства, терпимости.

3. Принцип рационального сочетания формальной и неформальной организации деятельности. В творческих группах часто большую роль играет неформальная организация. Она:

  •  дает необходимую раскованность в проявлении способностей,
  •  рождает атмосферу доверия и доброжелательства,
  •  позволяет гибко реагировать на изменения и новые идеи.

4. Принцип перманентности - непрерывность и ритмичность ведения исследовательской деятельности. Это принцип жизненной силы коллективного интеллекта. Он включает также и необходимую ротацию исследователей и исследований.

5. Принцип имитации. – способность воспроизводить подход и мышление других членов группы.

Организационно-технологические принципы деятельности интегрального интеллекта

1. Принцип научного равенства значимость, ценность, истинность и практическая применимость идей должны оцениваться независимо от того, кем и при каких обстоятельствах они высказаны (без учета возраста, должности, звания, научной степени и пр.).

2. Принцип консультативности. В совместной исследовательской деятельности необходим свободный выбор консультантов и консультации.

3. Принцип творческой активности - предоставление каждому права на самостоятельную творческую деятельность.

4. Принцип организации ресурсов - их распределение и сочетание по назначению, структуре, величине и времени.

5. Принцип конструктивной критичности. возможна и полезна критика идей, способствующая:

  •  поиску новых аргументов,
  •  уточнению формулировок,
  •  грамотной коррекции позиции,
  •  обогащению поиска.

Но недопустима критика:

  •  амбициозная,
  •  бездоказательная,
  •  не идей а человека,
  •  убивающая инициативу и энтузиазм.

6. Принцип сочетания локального и общего обсуждения проблем - гармония индивидуальности и коллективности.

7. Принцип мысленного экспериментирования по ошибочным, абсурдным, сомнительным вариантам решений. Ошибки и фантастические варианты иногда являются импульсом к поиску и определению рациональных решений.

8. Принцип минимального контроля. Контроль необходим лишь для своевременных корректировок исследования и для обратной связи. Но недопустим контроль являющийся сдерживающим фактором творческой деятельности.

9. Принцип формирования психологического комфорта исследования - формирование атмосферы творческой работы, раскачивания мысли, снятия психологических ограничений, мотивирования поиска, самостоятельности.

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24537. Системы программирования: состав систем программирования. Этапы разработки ПО 124.23 KB
  Современные системы программирования как правило представляют собой интегрированную среду разработки integrated development environment IDE к компонентам которой относятся следующие программные средства: текстовый редактор editor предназначенный для создания текстов исходной программы на языке высокого уровня ЯВУ или ассемблере макроассемблере; компилятор compiler составитель предназначенный для трансляции перевода исходного текста входной программы в эквивалентную ей выходную программу объектный код на языке нижнего...
24538. Виды ресурсов вычислительной системы 14.16 KB
  Ресурсы запрашиваются используются и освобождаются процессами. По форме реализации различают: аппаратные ресурсы Hard; программные ресурсы Soft; информационные ресурсы. По способу выделения ресурса различают: неделимые ресурсы предоставляются процессу в полное распоряжение; делимые ресурсы предоставляются процессу в соответствии с запросом на требуемое количество ресурса. Делимые ресурсы в свою очередь можно разделить на те которые могут использоваться процессами одновременно или попеременно.
24539. Структура и виды программного обеспечения (ПО). Характеристика системного ПО 15.33 KB
  ПО Прикладное Операционные системы Система управления файлами Операционные оболочки Утилиты Системы программирования Базы данных САПР Электронные таблицы Издательские системы ПО для математических расчетов Системное Рис. Cистемное ПО можно разделить на следующие группы: операционные системы ОС; системы управления файлами; операционные оболочки; утилиты; системы программирования. Современные системы программирования представляют собой интегрированную среду разработки IDE объединяющую редактор текста компилятор языка...
24540. Классификация ОС 13.63 KB
  Примером таких ОС является семейство Windows и Linux. Среди ОС специального назначения можно выделить следующие разновидности: ОС для карманных компьютеров сотовых телефонов и другой бытовой техники например PalmOS и Windows CE Consumer Electronics бытовая электроника; ОС для встроенных систем телевизоров СВЧ печей стиральных машин и т. По режиму обработки задач различают однозадачные например MSDOS MSX и многозадачные ОС OC EC OS 2 UNIX Windows. По способу взаимодействия пользователя с системой различают...
24541. Назначение и основные функции операционной системы (ОС) для автономного компьютера 13.74 KB
  Назначение и основные функции операционной системы ОС для автономного компьютера.2 Операционные системы для автономного компьютера Операционная система компьютера представляет собой комплекс взаимосвязанных программ который действует как интерфейс между приложениями и пользователями с одной стороны и аппаратурой компьютера с другой стороны. В соответствии с этим определением ОС выполняет две группы функций: предоставление пользователям и программистам вместо реальной аппаратуры компьютера расширенной виртуальной машины с которой удобней...
24542. Сетевые операционные системы: функциональные компоненты и варианты построения 46.02 KB
  Сетевые операционные системы: функциональные компоненты и варианты построения.3 Сетевые операционные системы. Различают сетевые и распределенные ОС. Распределенная ОС предоставляет пользователю сетевые ресурсы в виде ресурсов единой централизованной виртуальной машины.
24543. Одноранговые и серверные операционные системы 79.16 KB
  В зависимости от того как распределены функции между компьютерами сети они могут выступать в трех разных ролях: выделенный сервер сети компьютер обслуживающий запросы других компьютеров т. В одноранговых сетях рабочих группах на все компьютеры устанавливается такая ОС которая предоставляет всем компьютерам в сети потенциально равные возможности. Схема одноранговой сети При потенциальном равноправии всех компьютеров в одноранговой сети часто возникникает функциональная несимметричность которая обусловлена тем что одни компьютеры...
24544. Принципы построения ОС 15.76 KB
  Принципы построения ОС.1 Принципы построения ОС. Однако в их основу положены общие принципы перечисленные ниже. Принцип модульности.
24545. Виды программных модулей 48.36 KB
  никакие внешние события не могут прервать работу модуля и он непрерывно выполняется от начала до конца. Структура привилегированного модуля приведена на рис. Структура привилегированного модуля Непривилегированные модули это обычные программные модули которые могут быть прерваны во время своей работы.2 приведен пример использования реентерабельного модуля В процессами А и С.