77748

ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Лекция

Маркетинг и реклама

Исследования как бы проникают в повседневную практику. Исследования это задача только научных работников. Исследования позволяют увидеть: где находятся резервы; что мешает развитию; чего надо опасаться; что надо поддерживать и т.

Русский

2015-02-05

49.5 KB

16 чел.

Тема 1

ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

  1.  В чем специфика и практическое значение понятия "исследование"?
  2.  Как формируется научная основа совершенствования управления?
  3.  Какую роль играют исследования в науке и практике?
  4.  Нужны ли исследования повседневной практике управления?
  5.  Является ли исследование одной из основных функций управления? Почему?

ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование — процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.

Исследование научное — процесс выработки новых научных знании, один из видов познавательной деятельности.

Сегодня  понятие "исследование" не связывается только со специализированной научной деятельностью. Исследования как бы проникают в повседневную практику. Это фактор:

  •  профессионализма,
  •  образования
  •  искусства.

,Исследования — это задача только научных работников.

У менеджера для исследований нет ни времени ни необходимости.

В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха.

Исследования позволяют увидеть:

  •  где находятся резервы;
  •  что мешает развитию;
  •  чего надо опасаться;
  •  что надо поддерживать и т.д.

С учетом вышемказанного:

Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в:

а) распознавании проблем и ситуаций;

б) определении их происхождения;

в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Исследование включает в себя более широкий набор методов чем анализ или проектирование Это наблюдение, оценка, проведение эксперимента, классификация, построение показателей, и многое другое.

Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

ТИПОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

  1.  По цели.
    1.  Практические исследования.
    2.  Научно-практические (образовательные) исследования.
    3.   Исследования ориентированные на решение текущих проблем.
    4.  Исследования ориентированные на перспективу, обновление знании, повышение образовательного уровня.
  2.  По степени использования научного аппарата и методологии.
    1.  Эмпирические исследования.
    2.  Теоретические исследования.
  3.  По использованию ресурсов.
    1.  Ресурсоемкие.
    2.  Нересурсоемкие
  4.  По времени проведения.
    1.  Продолжительные (непрерывные).
    2.  Непродолжительные (разовые).
  5.  По критерию информационного обеспечения.
    1.  Исследования использующие только внутреннюю информацию.
    2.  Исследования с привлечением обширной внешней информации.
  6.  По степени участия персонала.
    1.  Индивидуальные исследования.
    2.  Коллективные исследования.
  7.  По степени организованности.
    1.  Спонтанные исследования.
    2.  Организованные исследования.

В практике управления встречаются все эти типы исследовании.

АТРИБУТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1.  Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
  2.  Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
  3.  Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр. ), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
  4.  Объект и предмет исследования Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема.
  5.  Тип исследования — его специфика.
  6.  Потребность исследования — определяется степенью остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стилем управления.
  7.  Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.
  8.  Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ

Исследовательский подход способствует:

  •  динамичности и перспективности управления,
  •  росту его инновационного потенциала,
  •  повышению профессионализма в принятии управленческих решений,
  •  научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня — более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы над, которыми очень полезно задуматься.

Содержание управления раскрывают основные функции управления:

  •  предвидение (планирование),
  •  организация,
  •  контроль,
  •  регулирование,
  •  координация,
  •  активизация (мотивация).

Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. 

Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить.

Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать.

Сегодня в управлении:

  •  нет простых решений,
  •  усложняются условия управления,
  •  усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках,
  •  невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания,
  •  необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека,
  •  

необходим обоснованный выбор решении из все растущего разнообразия и количества их вариантов.

В современном управлении все большую роль играет предвидение, прогнозирование.

Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событии просто немыслимо. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденции настоящего, малых и больших.

Необходимость исследования

Исследование — это не только функция современного менеджмента, но и:

  •  стиль функционирования всей системы управления,
  •  определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).
  •  

Научность;

  •  Искусство;
  •  Творчество.

Тоже исследования

(специфика)

     По                    По                             По

характеру          методам            использованию

 проблем       исследования          результатов

В исследовании управления предметом изучения могут быть:

  •  организация управления,
  •  

неформальное управление,

  •  профессионализм персонала,
  •  механизмы мотивации,
  •  экономия времени,
  •  использование компьютерных технологии и т. д.

Правильно выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала, является большим искусством управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как:

  •  одна из основных функций управления,
  •  подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений,
  •  средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

Формула современного управления

Не может быть профессионализма без творчества,

не может быть творчества без исследования,

а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4849. Розвиток творчих здібностей у дітей молодшого шкільного віку 256 KB
  Проблема розвитку творчості і творчих здібностей учнів хвилювала в різні часи не тільки відомих педагогів, але й дослідників, мислителів, філософів, науковців. Якщо говорити про творчість дитини, слід наголосити, що учні найчастіше не створюю...
4850. Раз добром налите серце – ввік не прохолоне. Виховний захід 251 KB
  Раз добром налите серце – ввік не прохолоне Мета: ознайомити учнів із жанром літературної чарівної казки формувати вміння визначати головну думку твору вчити дітей жити, діяти від щирого серця, творити добро і дарувати душевне тепло рідним, б...
4851. Засідання педагогічної ради з використанням проектної технології 94 KB
  Засідання педагогічної ради з використанням проектної технології Готовність педагогічного колективу до інноваційної діяльності як складова професійної компетентності Епіграф: Не досить оволодіти премудрістю, потрібно також уміти користуватися нею...
4852. Развитие малого предпринимательства в России 324.5 KB
  Развитие малого предпринимательства в России Введение Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений являе...
4853. Разработка бизнес-плана предприятия общественного питания ООО Гурман в г. Когалыме 509.5 KB
  Отечественные предприятия имеют относительно небольшой опыт работы в условиях рынка, да и рыночные отношения, еще далеки от их уровня в развитых странах. На многих предприятиях до настоящего времени современные подходы к планированию деятел...
4854. Мотивации трудовой деятельности персонала: теория и практика 406 KB
  Мотивации трудовой деятельности персонала: теория и практика В работе исследованы теоретические основы, в сущности, мотивация трудовой деятельности, мотивация персонала как системы, методы стимулирования персонала. Практический аспект мотивации труд...
4855. Технологии и методы программирования. Конспект лекций 297 KB
  Введение В курсе программирование рассматривается, как методология формализации записи решения задач на языке непосредственно не определяемым исполнителем, но понимаемым им до степени реализации. Эта позиция шире, чем изучение собственно конкретных...
4856. Объектно-ориентированное программирование на языке С++ 343.5 KB
  Объектно-ориентированное программирование на языке С++. Объектно-ориентированное программирование как методология проектирования программных средств. Что такое объектно-ориентированное программирование? Объектно-ориентированное программирование...
4857. Программирование на языке ассемблера 337.5 KB
  Введение Язык ассемблера — это символическое представление машинного языка. Все процессы в персональном компьютере (ПК) на самом низком, аппаратном уровне приводятся в действие только командами (инструкциями) машинного языка. По-настоящему реши...