77748

ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Лекция

Маркетинг и реклама

Исследования как бы проникают в повседневную практику. Исследования это задача только научных работников. Исследования позволяют увидеть: где находятся резервы; что мешает развитию; чего надо опасаться; что надо поддерживать и т.

Русский

2015-02-05

49.5 KB

21 чел.

Тема 1

ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

  1.  В чем специфика и практическое значение понятия "исследование"?
  2.  Как формируется научная основа совершенствования управления?
  3.  Какую роль играют исследования в науке и практике?
  4.  Нужны ли исследования повседневной практике управления?
  5.  Является ли исследование одной из основных функций управления? Почему?

ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование — процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.

Исследование научное — процесс выработки новых научных знании, один из видов познавательной деятельности.

Сегодня  понятие "исследование" не связывается только со специализированной научной деятельностью. Исследования как бы проникают в повседневную практику. Это фактор:

  •  профессионализма,
  •  образования
  •  искусства.

,Исследования — это задача только научных работников.

У менеджера для исследований нет ни времени ни необходимости.

В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха.

Исследования позволяют увидеть:

  •  где находятся резервы;
  •  что мешает развитию;
  •  чего надо опасаться;
  •  что надо поддерживать и т.д.

С учетом вышемказанного:

Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в:

а) распознавании проблем и ситуаций;

б) определении их происхождения;

в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Исследование включает в себя более широкий набор методов чем анализ или проектирование Это наблюдение, оценка, проведение эксперимента, классификация, построение показателей, и многое другое.

Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

ТИПОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

  1.  По цели.
    1.  Практические исследования.
    2.  Научно-практические (образовательные) исследования.
    3.   Исследования ориентированные на решение текущих проблем.
    4.  Исследования ориентированные на перспективу, обновление знании, повышение образовательного уровня.
  2.  По степени использования научного аппарата и методологии.
    1.  Эмпирические исследования.
    2.  Теоретические исследования.
  3.  По использованию ресурсов.
    1.  Ресурсоемкие.
    2.  Нересурсоемкие
  4.  По времени проведения.
    1.  Продолжительные (непрерывные).
    2.  Непродолжительные (разовые).
  5.  По критерию информационного обеспечения.
    1.  Исследования использующие только внутреннюю информацию.
    2.  Исследования с привлечением обширной внешней информации.
  6.  По степени участия персонала.
    1.  Индивидуальные исследования.
    2.  Коллективные исследования.
  7.  По степени организованности.
    1.  Спонтанные исследования.
    2.  Организованные исследования.

В практике управления встречаются все эти типы исследовании.

АТРИБУТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1.  Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
  2.  Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
  3.  Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр. ), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
  4.  Объект и предмет исследования Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема.
  5.  Тип исследования — его специфика.
  6.  Потребность исследования — определяется степенью остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стилем управления.
  7.  Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.
  8.  Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ

Исследовательский подход способствует:

  •  динамичности и перспективности управления,
  •  росту его инновационного потенциала,
  •  повышению профессионализма в принятии управленческих решений,
  •  научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня — более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы над, которыми очень полезно задуматься.

Содержание управления раскрывают основные функции управления:

  •  предвидение (планирование),
  •  организация,
  •  контроль,
  •  регулирование,
  •  координация,
  •  активизация (мотивация).

Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. 

Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить.

Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать.

Сегодня в управлении:

  •  нет простых решений,
  •  усложняются условия управления,
  •  усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках,
  •  невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания,
  •  необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека,
  •  

необходим обоснованный выбор решении из все растущего разнообразия и количества их вариантов.

В современном управлении все большую роль играет предвидение, прогнозирование.

Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событии просто немыслимо. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденции настоящего, малых и больших.

Необходимость исследования

Исследование — это не только функция современного менеджмента, но и:

  •  стиль функционирования всей системы управления,
  •  определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).
  •  

Научность;

  •  Искусство;
  •  Творчество.

Тоже исследования

(специфика)

     По                    По                             По

характеру          методам            использованию

 проблем       исследования          результатов

В исследовании управления предметом изучения могут быть:

  •  организация управления,
  •  

неформальное управление,

  •  профессионализм персонала,
  •  механизмы мотивации,
  •  экономия времени,
  •  использование компьютерных технологии и т. д.

Правильно выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала, является большим искусством управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как:

  •  одна из основных функций управления,
  •  подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений,
  •  средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

Формула современного управления

Не может быть профессионализма без творчества,

не может быть творчества без исследования,

а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32902. Становление марксистской философии 11.5 KB
  Во второй половине 50х и особенно в 60е годы происходит антропологический поворот : советская философия обращается к человеку человеческой проблематике. В современном буржуазном обществе она предстала по Марксу как проблема отчуждения : устройство общества разделение труда частная собственность таково что результаты человеческой деятельности продукты труда отчуждаются от человека и превращаются в господствующую над ним силу что ведет и к отчуждению людей друг от друга.
32903. Философия Жизни в19 в 12.41 KB
  Философия Жизни в19 в. В середине 19 века создается эволюционная концепция жизни. Именно в это время возникает иррационализм который к концу 19 века оформляется в отдельную школу Философию жизни. Этот целостный поток жизни необъясним в рамках рационализма позитивизма механицизма т.
32905. Фрейдизм 14.38 KB
  Первый: создание концепции бессознательного конец XIX века до 1920 года когда на основе экспериментальных данных он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований которые характеризуются как сознание предсознание и бессознательное. Наиболее существенная разработка этого периода динамическая концепция психики человека включающей такие структуры как Оно Я и сверхЯ. Оно кипящий котел инстинктов рождающий все последующие противоречия и трудности человека. Структура Я...
32906. Религия 12.49 KB
  religio благочестие набожность святыня предмет культа это мировоззрение и мироощущение а также соответствующее поведение и специфические действия культ которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов и сверхъестественного мира. отображения мира в сознании человечества.
32907. Русская философия 11.7 KB
  Ее феноменальность заключается в том что русская философия развивалась исключительно автономно самостоятельно независимо от европейской и мировой философии не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада эмпиризма рационализма идеализма и др.Характерными чертами русской философии являются:сильная подверженность религиозному влиянию особенно православию и язычеству;специфическая форма выражения философских мыслей художественное творчество литературная критика публицистика искусство;целостность...
32908. Философия средневековой Руси 10-17вв 12.88 KB
  Философия средневековой Руси 1017вв В истории отечественной философской мысли выделяют несколько периодов: первый философская мысль Древней Руси X XVII вв. Первый период в истории отечественной философской мысли характеризуется полным преобладанием религиозной мысли. На формирование мысли средневековой Руси заметное влияние оказала патристика особенно учения представителей Каппадокийской школы: В. Формирование и развитие отечественной философской мысли не прерывалось в годы монгольского ига а в XV XVII веках философская мысль...
32909. Философские дискуссии западников и славянофилов 15.17 KB
  Философские дискуссии западников и славянофилов Первыми представителями органической русской философии были Западники и Славянофилы. Славянофилы противопоставляли Восток Западу оставаясь в философских религиозных историкофилософских воззрениях на русской почве признавая и высоко ценя западноевропейскую культуру философию. Истинное противостояние славянофильства Западу заключено в различном подходе к пониманию основ русской и западноевропейской жизни. Западничество и славянофильство две противоположные но и вместе с тем взаимосвязанные...