7775

Воспитание в Киевской Руси

Доклад

Педагогика и дидактика

Воспитание в Киевской Руси Хотелось бы пока остановиться на двух великих произведениях Древней Руси: летопись Повесть временных лет и Поучение Владимира Мономаха. Повесть временных лет определяет место славян и, в частности, русского народа, среди н...

Русский

2013-01-28

31 KB

16 чел.

Воспитание в Киевской Руси

Хотелось бы пока остановиться на двух великих произведениях Древней Руси: летопись Повесть временных лет и Поучение Владимира Мономаха.

Повесть временных лет определяет место славян и, в частности, русского народа, среди народов мира, рисует происхождение слявянской письменности, образование русского государства, события русской истории и т.д..

Из Поучений Владимира Мономаха мы узнаем на каких принципах основывалось учение подрастающего поколения, к чему призывали князья своих детей и какую роль оказало принятие христианства на воспитание и мировоззрение славян Киевской Руси.

1) От язычества к православию на Руси.

Религией восточных славян было язычество. Истоки его уходят в далекое прошлое, а отголоски сохраняются до наших дней. Языческая культура была довольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы. Языческая дружинно-княжеская военная культура пришла на Русь из Скандинавии (с севера). Наиболее почитаемый был бог Перун - бог грома, покровитель дружинно-княжеских кругов. Процесс объединения восточнославянских племен в единое государство, рост городов требовали новой центральной цементирующей идеи, которой не было у язычества. Языческая религия, для которой характерно многобожие, не отвечало развивающимся феодальным отношениям и усилению княжеской власти.

«Поучение детям Владимира Мономаха».

С первых дней княжения в Киеве Владимир Мономах проявил себя талантливым правителем государства. Все свои силы он сосредоточил на укреплении единной власти, сохранении единства земель и преобразовании страны.

Посвятив всю свою жизнь борьбе за независимость и процветание Руси, Владимир, конечно, не мог не задумываться о ее будущем. Он хотел,чтобы и при детях его Русь оставалась единной, сильной и хорошо управляемой.

Это заставило его взяться за составление наказа своим детям и потомкам, известного под названием “Поучение детям Владимира Мономаха”, в котором прослеживается, прежде всего, учение о почитании Единого Живого Бога, смирение перед Богом, кротость, любовь к окружающим, включая и врагов.”Страх божий и любовь к человечеству есть основание добродетели. Велик господь; чудесны дела его!”[. Описав в главных чертах красоту творения и благость творца, Владимир продолжает: “О дети мои! Хвалите бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния.”

С особым старанием князь призывал детей к милосердию, гуманности, добродетели.  

Предостерегал Мономах детей и от гордости в уме и сердце, от произнесения без нужды клятв. Поучение” Мономаха славит труд, знания и порицает один из самых прискорбных людских пороков – лень. Встав же рано, надо, не ленясь, браться за труд.

Мономах дает наставление, как следует относиться к учению, ведению домашнего хозяйства, как нужно вести себя на войне.

Мономах учил чтить старых как отца, а молодых – как братьев; не пропускать человека, не приветствовав его и не сказав ему доброго слова; навещать больного и провожать покойника.

Принятие христианства имело огромное влияние воспитательное значение в государстве Киевская Русь. Как уже говорилось выше, в отличие от языческой веры православие характеризуется высокой гуманностью. В основе православного воспитания заложено прежде всего проявление заботы о других, любовь, доброта, стремление к облегчению жизни других, близких, проявление преданности – преданости людям и идеям, родной стране. Именно это – наиболее действенное нравственное начало в воспитании будущих поколений.

Так как христианство было принято за государственную религию во времена Киевской Руси, то именно Киевская Русь ознаменовала себя коренным изменением в нравственном воспитании. Во времена Киевской Руси произошла смена религий – от язычества к христианству. Если языческой вере присуще многобожие, человеческое жертвоприношение, суеверие и гадание, то в провославной религии - вера во Единаго Бога, человеколюбие. Но язычество не было искоренно полностью, оно тесно переплелось с христианством. Эта связь существует до сих пор. Крещение Руси проводилось «сверху», зачастую насильственными методами. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах. В летописях описываются «бесовские» языческие игрища, вспыхивали народные восстания под водительством волхвов. Больших успехов христианская церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием.

Распространение на Руси после принятия христианства славяноязыческой литературы способствовало и широкому распространению грамотности. Получают распространение и рукописные книги (на пергаменте), украшенные богатыми заставками. В ХI-ХII в. на Руси распространяется большое количество переведенных сочинений как религиозного, так и светского содержания.

Таким образом, принятие храстианства приобщило Русь к сокровищам мировой культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5788. Многоступенчатое сжатие в поршневых компрессорах 760.5 KB
  Многоступенчатое сжатие в поршневых компрессорах Цель: Изучить закономерности сжатия воздуха в многоступенчатом поршневом компрессоре. Выяснить условия наивыгоднейшей работы его и проанализировать случаи работы двухступенчато...
5789. Идеальный поршневой компрессор 355.5 KB
  Идеальный поршневой компрессор Цель: На примере идеального поршневого компрессора проследить характер протекания основных процессов в поршневом компрессоре, используя основные зависимости термодинамики. Уметь определять главные техническ...
5790. Термодинамические основы сжатия газов 151.5 KB
  Термодинамические основы сжатия газов Цель: На примерах термодинамических процессов, протекающих в элементах пневмоэнергетических систем, усвоить применение основных законов термодинамики и гидромеханики для анализа явлений, имеющих место в компресс...
5791. Неорганические вяжущие материалы 439.5 KB
  Неорганические вяжущие материалы Общие сведения Вяжущими веществами называют материалы, способные в определенных условиях (при смешивании с водой, нагревании и др.) образовывать пластично-вязкое тесто, которое самопроизвольно или под действием ...
5792. Предмет и функции философии. Философские дисциплины 60.5 KB
  Содержание Предмет и функции философии. Философские дисциплины. Список источников. §1. Предмет и функции философии. Два основных определения предмета философия: 1. Философия - это теоретически разработанная мировоз...
5793. Ортогональные разложения Котельникова для непрерывных сигналов 55 KB
  Ортогональные разложения Котельникова для непрерывных сигналов. Сигналы с ограниченными и полосовыми спектрами. С целью упрощения задач анализа сигналов в инженерных расчетах учитывают только ту часть спектра, в которой сосредоточено до 80...95%...
5794. Особенности спектрального представления непериодических сигналов 51.5 KB
  Особенности спектрального представления непериодических сигналов. Разложение в ряд Фурье. Рассмотрим некоторую функцию, отличную от нуля в интервале времени от t1 до t2. Этой функцией описывается непериодическое колебание S(t). По...
5795. Изучение законов колебательного движения с помощью физического маятника 154.5 KB
  Изучение законов колебательного движения с помощью физического маятника Цель работы: Изучить колебательный процесс на примере физического маятника. Определить приведенную длину и моменты инерции физического маятника. Оборудование: ...
5796. Определение момента инерции тела методом крутильных колебаний. Лабораторная работа 88.2 KB
  I. Цель работы: определение момента инерции тела методом крутильных колебаний. II. Приборы и принадлежности: экспериментальная установка, секундомер, штангенциркуль, измерительная линейка. III. Теоретическая часть. При изучении вращатель...