7775

Воспитание в Киевской Руси

Доклад

Педагогика и дидактика

Воспитание в Киевской Руси Хотелось бы пока остановиться на двух великих произведениях Древней Руси: летопись Повесть временных лет и Поучение Владимира Мономаха. Повесть временных лет определяет место славян и, в частности, русского народа, среди н...

Русский

2013-01-28

31 KB

17 чел.

Воспитание в Киевской Руси

Хотелось бы пока остановиться на двух великих произведениях Древней Руси: летопись Повесть временных лет и Поучение Владимира Мономаха.

Повесть временных лет определяет место славян и, в частности, русского народа, среди народов мира, рисует происхождение слявянской письменности, образование русского государства, события русской истории и т.д..

Из Поучений Владимира Мономаха мы узнаем на каких принципах основывалось учение подрастающего поколения, к чему призывали князья своих детей и какую роль оказало принятие христианства на воспитание и мировоззрение славян Киевской Руси.

1) От язычества к православию на Руси.

Религией восточных славян было язычество. Истоки его уходят в далекое прошлое, а отголоски сохраняются до наших дней. Языческая культура была довольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы. Языческая дружинно-княжеская военная культура пришла на Русь из Скандинавии (с севера). Наиболее почитаемый был бог Перун - бог грома, покровитель дружинно-княжеских кругов. Процесс объединения восточнославянских племен в единое государство, рост городов требовали новой центральной цементирующей идеи, которой не было у язычества. Языческая религия, для которой характерно многобожие, не отвечало развивающимся феодальным отношениям и усилению княжеской власти.

«Поучение детям Владимира Мономаха».

С первых дней княжения в Киеве Владимир Мономах проявил себя талантливым правителем государства. Все свои силы он сосредоточил на укреплении единной власти, сохранении единства земель и преобразовании страны.

Посвятив всю свою жизнь борьбе за независимость и процветание Руси, Владимир, конечно, не мог не задумываться о ее будущем. Он хотел,чтобы и при детях его Русь оставалась единной, сильной и хорошо управляемой.

Это заставило его взяться за составление наказа своим детям и потомкам, известного под названием “Поучение детям Владимира Мономаха”, в котором прослеживается, прежде всего, учение о почитании Единого Живого Бога, смирение перед Богом, кротость, любовь к окружающим, включая и врагов.”Страх божий и любовь к человечеству есть основание добродетели. Велик господь; чудесны дела его!”[. Описав в главных чертах красоту творения и благость творца, Владимир продолжает: “О дети мои! Хвалите бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния.”

С особым старанием князь призывал детей к милосердию, гуманности, добродетели.  

Предостерегал Мономах детей и от гордости в уме и сердце, от произнесения без нужды клятв. Поучение” Мономаха славит труд, знания и порицает один из самых прискорбных людских пороков – лень. Встав же рано, надо, не ленясь, браться за труд.

Мономах дает наставление, как следует относиться к учению, ведению домашнего хозяйства, как нужно вести себя на войне.

Мономах учил чтить старых как отца, а молодых – как братьев; не пропускать человека, не приветствовав его и не сказав ему доброго слова; навещать больного и провожать покойника.

Принятие христианства имело огромное влияние воспитательное значение в государстве Киевская Русь. Как уже говорилось выше, в отличие от языческой веры православие характеризуется высокой гуманностью. В основе православного воспитания заложено прежде всего проявление заботы о других, любовь, доброта, стремление к облегчению жизни других, близких, проявление преданности – преданости людям и идеям, родной стране. Именно это – наиболее действенное нравственное начало в воспитании будущих поколений.

Так как христианство было принято за государственную религию во времена Киевской Руси, то именно Киевская Русь ознаменовала себя коренным изменением в нравственном воспитании. Во времена Киевской Руси произошла смена религий – от язычества к христианству. Если языческой вере присуще многобожие, человеческое жертвоприношение, суеверие и гадание, то в провославной религии - вера во Единаго Бога, человеколюбие. Но язычество не было искоренно полностью, оно тесно переплелось с христианством. Эта связь существует до сих пор. Крещение Руси проводилось «сверху», зачастую насильственными методами. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах. В летописях описываются «бесовские» языческие игрища, вспыхивали народные восстания под водительством волхвов. Больших успехов христианская церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием.

Распространение на Руси после принятия христианства славяноязыческой литературы способствовало и широкому распространению грамотности. Получают распространение и рукописные книги (на пергаменте), украшенные богатыми заставками. В ХI-ХII в. на Руси распространяется большое количество переведенных сочинений как религиозного, так и светского содержания.

Таким образом, принятие храстианства приобщило Русь к сокровищам мировой культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67600. Связность. Компоненты связности 135 KB
  Компоненты связности Определения. Компонентой связности графа G сильной связности орграфа D наз. Матрицы достижимости и связности Пусть D матрица смежности ориентированного псевдографа D=VX или псевдографа G=VX где V={v1 vn}. Тогда отношение эквивалентности...
67601. Задача поиска маршрутов в графе (путей в орграфе) 362.5 KB
  Исходя из некоторой вершины всегда следовать по тому ребру которое не было пройдено или было пройдено в противоположном направлении. 3 Для всякой вершины отмечать ребро по которому в вершину попали в первый раз 4 Исходя из некоторой вершины идти по первому заходящему в ребру лишь тогда когда нет других...
67602. Минимальные пути, (маршруты) в нагруженных орграфах (графах) 223.5 KB
  Примеры латинских свойств. Не проходить через данную вершину (или через множество вершин). Не проходить через данную дугу (или через множество дуг). Быть простой цепью (или простым контуром). Быть цепью или контуром. Не проходить через каждую вершину более k раз.
67603. Эйлеровы циклы и цепи 62 KB
  Если в псевдографе G имеется хотя бы одно ребро и отсутствуют висячие вершины то G содержит хотя бы один простой цикл. Для того чтобы связный псевдограф G обладал эйлеровым циклом необходимо и достаточно чтобы степени всех его вершин были четными. Для того чтобы связный псевдограф G обладал эйлеровой цепью...
67604. Планарность и раскраска графов 97.5 KB
  Такая функция называется плоским мультиграфом. Внутренние грани плоского мультиграфа называется конечная плоскость окруженная простым циклом и не содержащая внутри себя никаких ребер. Называется её границей.
67605. Булева алгебра, математическая логика, алгебра логики 273 KB
  Каждому двоичному набору можно сопоставить число номер опр расстоянием Хемминга между вершинами и куба называется число опр наборы и называются соседними если и противоположными если все координаты разные.
67606. Разложение булевых функций по переменным 174.5 KB
  Это представление называется разложением функции по m переменным x1xm. Разложение по одной переменной 1 Разложение по всем n переменным 2 При Опр. Это разложение называется совершенной дизъюнктивной нормальной формой представления функции fx1xn.
67607. Полнота и замкнутость 131.5 KB
  Система функций из P2 (множества всех булевых функций) называется функционально полной, если любая булева функция может быть записана в виде формулы через функции этой системы
67608. Замкнутые классы 212.5 KB
  Замкнутые классы 1 Обозначим через класс всех булевых функций сохраняющих константу 0 т. функций для которых выполняется равенство. Количество таких функций n число переменных т. 2 Обозначим через класс всех булевых функций сохраняющих константу 1 т.