7775

Воспитание в Киевской Руси

Доклад

Педагогика и дидактика

Воспитание в Киевской Руси Хотелось бы пока остановиться на двух великих произведениях Древней Руси: летопись Повесть временных лет и Поучение Владимира Мономаха. Повесть временных лет определяет место славян и, в частности, русского народа, среди н...

Русский

2013-01-28

31 KB

17 чел.

Воспитание в Киевской Руси

Хотелось бы пока остановиться на двух великих произведениях Древней Руси: летопись Повесть временных лет и Поучение Владимира Мономаха.

Повесть временных лет определяет место славян и, в частности, русского народа, среди народов мира, рисует происхождение слявянской письменности, образование русского государства, события русской истории и т.д..

Из Поучений Владимира Мономаха мы узнаем на каких принципах основывалось учение подрастающего поколения, к чему призывали князья своих детей и какую роль оказало принятие христианства на воспитание и мировоззрение славян Киевской Руси.

1) От язычества к православию на Руси.

Религией восточных славян было язычество. Истоки его уходят в далекое прошлое, а отголоски сохраняются до наших дней. Языческая культура была довольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы. Языческая дружинно-княжеская военная культура пришла на Русь из Скандинавии (с севера). Наиболее почитаемый был бог Перун - бог грома, покровитель дружинно-княжеских кругов. Процесс объединения восточнославянских племен в единое государство, рост городов требовали новой центральной цементирующей идеи, которой не было у язычества. Языческая религия, для которой характерно многобожие, не отвечало развивающимся феодальным отношениям и усилению княжеской власти.

«Поучение детям Владимира Мономаха».

С первых дней княжения в Киеве Владимир Мономах проявил себя талантливым правителем государства. Все свои силы он сосредоточил на укреплении единной власти, сохранении единства земель и преобразовании страны.

Посвятив всю свою жизнь борьбе за независимость и процветание Руси, Владимир, конечно, не мог не задумываться о ее будущем. Он хотел,чтобы и при детях его Русь оставалась единной, сильной и хорошо управляемой.

Это заставило его взяться за составление наказа своим детям и потомкам, известного под названием “Поучение детям Владимира Мономаха”, в котором прослеживается, прежде всего, учение о почитании Единого Живого Бога, смирение перед Богом, кротость, любовь к окружающим, включая и врагов.”Страх божий и любовь к человечеству есть основание добродетели. Велик господь; чудесны дела его!”[. Описав в главных чертах красоту творения и благость творца, Владимир продолжает: “О дети мои! Хвалите бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния.”

С особым старанием князь призывал детей к милосердию, гуманности, добродетели.  

Предостерегал Мономах детей и от гордости в уме и сердце, от произнесения без нужды клятв. Поучение” Мономаха славит труд, знания и порицает один из самых прискорбных людских пороков – лень. Встав же рано, надо, не ленясь, браться за труд.

Мономах дает наставление, как следует относиться к учению, ведению домашнего хозяйства, как нужно вести себя на войне.

Мономах учил чтить старых как отца, а молодых – как братьев; не пропускать человека, не приветствовав его и не сказав ему доброго слова; навещать больного и провожать покойника.

Принятие христианства имело огромное влияние воспитательное значение в государстве Киевская Русь. Как уже говорилось выше, в отличие от языческой веры православие характеризуется высокой гуманностью. В основе православного воспитания заложено прежде всего проявление заботы о других, любовь, доброта, стремление к облегчению жизни других, близких, проявление преданности – преданости людям и идеям, родной стране. Именно это – наиболее действенное нравственное начало в воспитании будущих поколений.

Так как христианство было принято за государственную религию во времена Киевской Руси, то именно Киевская Русь ознаменовала себя коренным изменением в нравственном воспитании. Во времена Киевской Руси произошла смена религий – от язычества к христианству. Если языческой вере присуще многобожие, человеческое жертвоприношение, суеверие и гадание, то в провославной религии - вера во Единаго Бога, человеколюбие. Но язычество не было искоренно полностью, оно тесно переплелось с христианством. Эта связь существует до сих пор. Крещение Руси проводилось «сверху», зачастую насильственными методами. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах. В летописях описываются «бесовские» языческие игрища, вспыхивали народные восстания под водительством волхвов. Больших успехов христианская церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием.

Распространение на Руси после принятия христианства славяноязыческой литературы способствовало и широкому распространению грамотности. Получают распространение и рукописные книги (на пергаменте), украшенные богатыми заставками. В ХI-ХII в. на Руси распространяется большое количество переведенных сочинений как религиозного, так и светского содержания.

Таким образом, принятие храстианства приобщило Русь к сокровищам мировой культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3646. Конструирование и расчет автомобилей и тракторов 116.5 KB
  Общие вопросы проектирования. Цикл жизни автомобиля и трактора включает четыре стадии: создание, производство, обращение (поставки) и эксплуатацию. Исследование и обоснование разработки. Цель: определить возможнос...
3647. Исследование уровня цитокинов у больных с гнойно-воспалительными заболеваниями 652 KB
  Гнойно-воспалительные заболевания (ГВЗ) остаются одной из актуальных проблем современной медицины. Так 1/3 всех хирургических больных – это больные с гнойно-воспалительными осложнениями. В дерматологической практике на долю гнойно-восп...
3648. Базы данных СУБД Microsoft Access. Алгоритмы баз данных 514 KB
  В данном курсовом проекте была реализована задача, позволяющая существенно повысить производительность труда работника, за счёт автоматизации проводимых операций. Целью написания данного курсового проекта было получение практических навыков ...
3649. Правовое регулирование чрезвычайных ситуаций 76.5 KB
  Правовое регулирование чрезвычайных ситуаций Нормативные акты, регулирующие деятельность по снижению риска ЧС, могут быть условно подразделены на две группы: частные и общие (общесистемные) акты. В общесистемных правовых актах формулируется базовый ...
3650. Автоматизированный электропривод машин и аппаратов химических производств 1.63 MB
  Назначение электродвигателя – для привода с регулированием скорости в широком диапазоне, обеспечивающем хорошие пусковые качества и перегрузочной способностью. Вид автоматизированного пуска – в функции времени. По назначению привода опреде...
3651. Лексико-стилистические особенности комментариев пользователей официальных групп СМИ социальной сети В Контакте 182.95 KB
  Объектом исследования является текстовые сообщения Интернет-сообщества. Предмет исследования – лексико-стилистические особенности комментариев пользователей официальных групп СМИ социальной сети ВКонтакте. Цель работы – комплексное изуче...
3652. Закріплення і узагальнення мовленнєвих умінь, пов`язаних з вивченням частин мови 1.06 MB
  Мета: повторити з учнями вживання частин мови у своєму мовленні, вчити знаходити їх у тексті, давати характеристику, як частини мови; розвивати мову, збагачувати словниковий запас, розвивати вміння користуватися словниками; виховувати повагу до люде...
3653. Величний подвиг в ім’я людства – поза часом 2.11 MB
  «Величний подвиг в ім’я людства – поза часом» Мета: Знайомство з героїчними сторінками історії нашої країни, нашого міста. Формування в учнів почуття патріотизму, любові до свого народу, його героїчного минулого. Виховання г...
3654. Закріплення знань про звукове значення букви «ш» (ша). 2.84 MB
  Закріплення знань про звукове значення букви «ш» (ша). Мета. Закріплювати знання учнів про звукове значення букви «ш» (ша) виконувати звуко-буквений аналіз слів;формувати в учнів навички свідомого й виразного читання розвивати мислення...