77751

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ

Лекция

Маркетинг и реклама

Подходы к исследованию: Механистический подход признающий только причинноследственные связи явлений; Метафизический подход который отдает приоритет связям движения но движения в виде превращения одного движения в другое с последующим возвращением к исходному; Организмический подход акцентирующий те связи которые действуют в живых организмах это главным образом связи функциональные; Диалектический подход основанный на связях рождаемых противоречием. Аспектный подход. Многоаспектный подход.

Русский

2015-02-05

31.5 KB

2 чел.

Тема 4

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

  1.  Зачем исследователю знание диалектики?
  2.  В чем содержание и особенность диалектического подхода к исследованию?
  3.  Существует ли система диалектических методов исследования?
  4.  В чем заключается практическая ценность диалектического подхода к исследованию?

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

По критерию отношения исследователя к практике и истине можно выделить:

  1.  Дуалистическую методологию, которая характеризуется признанием или предположением двух сущностей в явлении;
  2.  Теологическую, построенную на вере в бога, высшее существо, абсолютную идею и пр.;
  3.  Методологию агностицизма, исходной позицией которой является признание непознаваемости реальной действительности;
  4.  Методологию позитивизма, научные критерии которой сводятся к пониманию и оценке пользы;
  5.  Методологию экзистенциализма, построенную на преувеличении роли факта в научных выводах;
  6.  Материалистическую методологию, которая исходит из материалистической основы всех явлений действительности.

Подходы к исследованию:

  1.  Механистический подход, признающий только причинно-следственные связи явлений;
  2.  Метафизический подход, который отдает приоритет связям движения, но движения в виде превращения одного движения в другое с последующим возвращением к исходному;
  3.  Организмический подход, акцентирующий те связи, которые действуют в живых организмах, это главным образом связи функциональные;
  4.  Диалектический подход, основанный на связях, рождаемых противоречием.
  5.  Аспектный подход.
  6.  Многоаспектный подход.
  7.  Комплексный подход.
  8.  Системный подход.
  9.  Концептуальный подход.
  10.  Формально-логический подход.
  11.  Подход на основе неформальной логики - интуиция, оперирование размытыми сущностями, неопределенными понятиями, чувственными представлениями, гипотетическими выводами. По мере накопления знаний многие положения приобретают формально-логический вид.

Практика проведения исследований показывает, что наиболее эффективным оказывается диалектический подход, в рамках которого хорошо реализуется и материалистическое отношение к истине и практике, и системный подход, и различные логические основания проведения исследования.

Практическая формула диалектического подхода заключается в выборе принципов и методов его реализации, а также в сочетании с другими подходами, которые он не должен отрицать.

Принципы диалектического подхода к исследованию

  1.  Принцип объективности.
  2.  Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматривать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличения жизнеспособности, приспособления к условиям.
  3.  Принцип противоречивости - предписывает поиск противоречий, как ведущей силы всяких изменении.
  4.  Принцип научности, - устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвидения явлений.
  5.  Принцип проверяемости практикой - определяет ориентацию на практическую значимость исследования. Утверждение, что практика является критерием истинности, не пустой звук или отвлеченная мысль Это реальность любой исследовательской деятельности и один из важнейших принципов диалектического подхода.
  6.  Принцип взаимодействия Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.
  7.  Принцип целостности. Система существует только в рамках определенной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти границы любого явления, его отделенность от среды. Конечно, целостность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозможно и игнорировать.
  8.  Принцип относительности Он заключается в понимании и поиске ограничений, сравнительной оценке результатов, определении условий их использования. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок.
  9.  Принцип генетической и исторической определенности. Каждое исследуемое явление должно рассматриваться с позиций его происхождения, этапов существования, цепочки изменений и исторических тенденций.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эти методы проявляются в способах разделения и соединения:

  •  

  •  целого и части,
  •  главного и второстепенного,
  •  необходимого и случайного,
  •  статики и динамики,
  •  абстрактного и конкретного и т. д.

Исходной позицией является взаимосвязь противоречия и тождества. 

Диалектические методы предполагают любое явление рассматривать в двойственности его свойств и характеристик, находить их противоречия и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость).

Свойства любого явления расщепляются на противоположности и предстают перед исследователем в виде:

общего и особенного,

качества и количества,

причины и следствия,

содержания и формы и т. д.

СОЧЕТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ

Было бы неправильно думать, что в практике исследования проблема заключается только в выборе наиболее подходящего подхода. В действительности каждый исследователь комбинирует различные подходы, выстраивая свою методологию проведения исследований. В этом находит свое выражение и искусство исследования. Нередко здесь возникают и ошибки, ведущие к промахам и неэффективности. Ведь принципы и методы не действуют сами по себе, даже тогда, когда они известны. Их много и действительность богата разнообразием. В сопоставлении разнообразия всегда существуют приоритеты. А количество сочетаний различных факторов, методов, приемов бесконечно.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59855. На гостину до Весни 41 KB
  Хід заняття : Діти вітаються до гостей та підходять до вікна. Скажіть діти яке воно можливо сонечко тоді і зявиться. виставляю макет сонця Давайте діти всі разом привітаємось до сонця до своєї землі один до одного. Діти дістають та роблять опис пророщеної цибулини картоплі з пагонами квасолі.
59856. Що означає бути вихованим 34.5 KB
  Чому така проста норма етикету як вітання справила настільки сильне враження на хлопчика Обґрунтуйте свою думку Відповіді дітейПеревірка письмового завдання в робочому зошиті з теми Як наші вчинки впливають на наше життя 12. Чи згоден ти з твердженнями Вчинки наші дії Далеко не всі наші дії можна назвати моральними вчинками. Оцінюючи вчинки ми співвідносимо їх з 78. Скажіть як на вашу думку співвідносяться добро та вихованість Діти доходять висновку що в основі виховання гарних манер лежить повага до інших людей бажання...
59858. Дії з десятковими дробами. 6 клас 3.22 MB
  Зацвітають перші весняні квіти. Епіграф нашого уроку слова Максима Рильського: Люби природу не як символ душі своєї Люби природу не для себе люби для неї Сьогодні ми з вами повторимо дії з десятковими дробами подорожуючи країною квітів і дізнаємось багато цікавого про квіти.
59859. МАТЕМАТИЧНИЙ ВЕЧІР «ЧУДОВА СІМКА» 6.32 MB
  Оформлення: розвішані стінгазети де центральне місце займає цифра 7 виставка малюнків по темі: У гостях у казки виставка творчих робіт з теми: Сім чудес світу карта України мультимедійна презентація Сім чудес. Наша сьогоднішня програма для учнів...
59860. Використання дидактичних ігор на уроках мови та читання 1.57 MB
  Кожна дидактична гра виконує різні функції: збагачує пізнавальний досвід дітей; розвиває мислення мову уяву точність; викликає інтерес до навчання. Ігри на уроках читання і мови Гра Встанови звязки використовується як для розвитку уяви так і для словеснологічного мислення. Гра “Яка буква†Це завдання можна виконати в групах або в парах.
59861. ВИКОРИСТАННЯ ЗАСОБІВ МУЛЬТИМЕДІА НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ З ТЕМИ «ЗДОРОВИЙ СПОСІБ ЖИТТЯ» 36.5 KB
  У дугому блоці подається три презентації: урок у 56 класах Обираємо здоровий спосіб життя з використанням інноваційних технологій навчання; діалогічне та монологічне висловлювання у 78 класах з теми Чому українці повинні жити 150 років; інформдайджест який використовується у процесі підготовки монологічного чи діалогічного висловлювання у 911 класах. У третьому блоці розміщено відеоролики розраховані на використання різних форм роботи на уроці але можна запропонувати найдоцільніші з них а саме: створення речень за...