77751

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ

Лекция

Маркетинг и реклама

Подходы к исследованию: Механистический подход признающий только причинноследственные связи явлений; Метафизический подход который отдает приоритет связям движения но движения в виде превращения одного движения в другое с последующим возвращением к исходному; Организмический подход акцентирующий те связи которые действуют в живых организмах это главным образом связи функциональные; Диалектический подход основанный на связях рождаемых противоречием. Аспектный подход. Многоаспектный подход.

Русский

2015-02-05

31.5 KB

2 чел.

Тема 4

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

  1.  Зачем исследователю знание диалектики?
  2.  В чем содержание и особенность диалектического подхода к исследованию?
  3.  Существует ли система диалектических методов исследования?
  4.  В чем заключается практическая ценность диалектического подхода к исследованию?

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

По критерию отношения исследователя к практике и истине можно выделить:

  1.  Дуалистическую методологию, которая характеризуется признанием или предположением двух сущностей в явлении;
  2.  Теологическую, построенную на вере в бога, высшее существо, абсолютную идею и пр.;
  3.  Методологию агностицизма, исходной позицией которой является признание непознаваемости реальной действительности;
  4.  Методологию позитивизма, научные критерии которой сводятся к пониманию и оценке пользы;
  5.  Методологию экзистенциализма, построенную на преувеличении роли факта в научных выводах;
  6.  Материалистическую методологию, которая исходит из материалистической основы всех явлений действительности.

Подходы к исследованию:

  1.  Механистический подход, признающий только причинно-следственные связи явлений;
  2.  Метафизический подход, который отдает приоритет связям движения, но движения в виде превращения одного движения в другое с последующим возвращением к исходному;
  3.  Организмический подход, акцентирующий те связи, которые действуют в живых организмах, это главным образом связи функциональные;
  4.  Диалектический подход, основанный на связях, рождаемых противоречием.
  5.  Аспектный подход.
  6.  Многоаспектный подход.
  7.  Комплексный подход.
  8.  Системный подход.
  9.  Концептуальный подход.
  10.  Формально-логический подход.
  11.  Подход на основе неформальной логики - интуиция, оперирование размытыми сущностями, неопределенными понятиями, чувственными представлениями, гипотетическими выводами. По мере накопления знаний многие положения приобретают формально-логический вид.

Практика проведения исследований показывает, что наиболее эффективным оказывается диалектический подход, в рамках которого хорошо реализуется и материалистическое отношение к истине и практике, и системный подход, и различные логические основания проведения исследования.

Практическая формула диалектического подхода заключается в выборе принципов и методов его реализации, а также в сочетании с другими подходами, которые он не должен отрицать.

Принципы диалектического подхода к исследованию

  1.  Принцип объективности.
  2.  Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматривать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличения жизнеспособности, приспособления к условиям.
  3.  Принцип противоречивости - предписывает поиск противоречий, как ведущей силы всяких изменении.
  4.  Принцип научности, - устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвидения явлений.
  5.  Принцип проверяемости практикой - определяет ориентацию на практическую значимость исследования. Утверждение, что практика является критерием истинности, не пустой звук или отвлеченная мысль Это реальность любой исследовательской деятельности и один из важнейших принципов диалектического подхода.
  6.  Принцип взаимодействия Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.
  7.  Принцип целостности. Система существует только в рамках определенной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти границы любого явления, его отделенность от среды. Конечно, целостность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозможно и игнорировать.
  8.  Принцип относительности Он заключается в понимании и поиске ограничений, сравнительной оценке результатов, определении условий их использования. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок.
  9.  Принцип генетической и исторической определенности. Каждое исследуемое явление должно рассматриваться с позиций его происхождения, этапов существования, цепочки изменений и исторических тенденций.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эти методы проявляются в способах разделения и соединения:

  •  

  •  целого и части,
  •  главного и второстепенного,
  •  необходимого и случайного,
  •  статики и динамики,
  •  абстрактного и конкретного и т. д.

Исходной позицией является взаимосвязь противоречия и тождества. 

Диалектические методы предполагают любое явление рассматривать в двойственности его свойств и характеристик, находить их противоречия и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость).

Свойства любого явления расщепляются на противоположности и предстают перед исследователем в виде:

общего и особенного,

качества и количества,

причины и следствия,

содержания и формы и т. д.

СОЧЕТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ

Было бы неправильно думать, что в практике исследования проблема заключается только в выборе наиболее подходящего подхода. В действительности каждый исследователь комбинирует различные подходы, выстраивая свою методологию проведения исследований. В этом находит свое выражение и искусство исследования. Нередко здесь возникают и ошибки, ведущие к промахам и неэффективности. Ведь принципы и методы не действуют сами по себе, даже тогда, когда они известны. Их много и действительность богата разнообразием. В сопоставлении разнообразия всегда существуют приоритеты. А количество сочетаний различных факторов, методов, приемов бесконечно.

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55647. З Різдвом Христовим 289 KB
  У хату заходить господиня з діточками. Господиня Ой славен славен Святий вечір. Господиня Неси синку Дідуха на покуть. Господиня Несу кутю на покутю на зелене жито щоб бджоли сіли щоб ми дочекалися сіяти й орати щоб ми були багаті на бджоли й вівці на гроші й червінці.
55648. Святкування Різдва в Україні 49.5 KB
  Щось колядники не йдуть. До хати входять колядники співають Добрий вечір тобі пане господарю Радуйся Ой радуйся земле Син Божий народився. Застеляйте столи та все килимами Та кладіть калачі з ярої пшениці Бо прийдуть до тебе три празники в гості...
55649. Різдво Христове як прояв Божого милосердя 37.5 KB
  Мета: Виховати в учнів почуття радості Світлого Різдва Христового; формувати потребу приносити радість. Розвивати духовно моральне мислення учнів. Вмховувати духовно багату високоморальну особистість.
55651. Біографія Роберта Бернса. Future Simple Passive Voice 101 KB
  The topic of our today’s lesson is: “The English Poet R.Burns. Future Simple Passive Voice”. By the end of the lesson you would be able: To talk about A. Carnegie and R. Burns using active vocabulary. To use the Future Simple Passive Voice in oral speech.
55653. ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ РОБИНЗОНА 55 KB
  Географические координаты точек Атмосфера география способствовать развитию речи; развивать пространственное мышление; развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; способствовать...
55654. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема 57 KB
  Сколько нужно посадить молодых тополей чтобы они заменили пять бездумно срубленных десятилетних деревьев Если каждый год вы будите мусорить сколько лет понадобится для того чтобы весь бумажный мусор разложился...
55655. КОНЦЕПЦІЯ ПРАВОВОЇ ОСВІТИ І ПРАВОВОГО ВИХОВАННЯ ШКОЛЯРІВ 79 KB
  Нарізним стрижнем цієї культури є правосвідомість особистості яка включає отримання системних наукових знань про право правопорядок і його охорону та виховання емоційно-оціночного ставлення до права і правопорядку.