77752

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Лекция

Маркетинг и реклама

Но успех исследования в значительной мере зависит от того каким образом по каким критериям мы выбираем методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы. Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы: Эмпирические методы построены на осмыслении практической деятельности сути и особенностей событий и ситуаций. Методы наблюдений исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации.

Русский

2015-02-05

81.5 KB

7 чел.

Тема 5

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

  1.  Насколько разнообразны методы исследования?
  2.  Достаточно ли общенаучных методов или только их дополнение конкретно-специфическими может дать хороший результат?
  3.  А что такое "общенаучные" методы ? Какую роль они могут играть в исследовании систем управления?
  4.  Требуют ли общенаучные методы дифференциации условий и возможностей их использования?

Состав и использование общенаучных методов исследования

Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования.

Но успех исследования в значительной мере зависит от того каким образом, по каким критериям мы выбираем методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы.

Выбор методов исследования и их комбинаторное использование определяются системным представлением о всей совокупности общенаучных методов исследования.

Первым шагом в понимании системы общенаучных методов исследования является классификация методов, позволяющая упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.

Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы:

  1.  Эмпирические методы - построены на осмыслении практической деятельности, сути и особенностей событий и ситуаций.
    1.  Методы наблюдений - исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации.
      1.  Методы прямого наблюдения - это наблюдение в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения или прямых коммуникаций;
      2.  Методы косвенного наблюдения - это наблюдение, основывающееся на опосредованных связях и коммуникациях и дифференциации временного режима наблюдений (выбор специальных отрезков времени).
    2.  Методы эксперимента - искусственное создание ситуаций, для изучения особенностей поведения системы.
  2.  Мыслительно-логические методы - использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации.
    1.  Методы мыслительного эксперимента, - мысленное моделировании объекта исследования и установлении характера его поведения, при изменении каких-либо параметров или условии функционирования (эффект этих методов значительно повышается, если они сочетаются с имитационным моделированием с помощью компьютера).
    2.  Методы классификации,
    3.  Методы построения типологии,
    4.  Методы доказательства
    5.  Методы конструирования гипотез,
    6.  Метрологические методы (методы оценок)

3 Методы научного обсуждения и научной полемики.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Конструирование определения это один из методов исследования.

Без определений невозможно:

  •  описание проблемы,
  •  оценка ситуаций,
  •  доказательство результатов,
  •  презентация идей и пр.

Существуют явные и неявные определения.

Явные построены на поиске наиболее удачных с точки зрения практики синонимов, т. е. таких понятий, которые представляются бесспорными, которые известны, функционируют в системе знаний.

Но определения не строятся только на сопоставлении понятий. Они конструируются посредством дополнения этих понятий, их ограничением, выделением существенных свойств.

Формулирование определения во многих случаях предопределяет распознавание или даже постановку проблемы.

В определении обнаруживает себя сущность явления, которая может быть первого, второго и т. д. порядка.

Существуют неявные определения. Когда сущность и смысл явления передаются через использование понятия в контексте других понятий, в его концептуальных связях, функциях в системе объяснений и обоснований. Такое определение всегда неполно и неустойчиво, односторонне и туманно. Но с этим приходится мириться, как правило, до поры до времени. Ведь бывают такие явления, которые при исследовании первоначально можно только обозначить некоторым названием или термином, и только впоследствии возникает возможность определить их более точно. Это происходит в процессе последовательного формирования концепции.

Правила конструирования определений:

  1.  Правило соразмерности определяемого и определяющего понятий.
  2.  Правило исключения порочного круга. Нельзя определять понятие либо через само себя, либо через другое понятие, которое, в свою очередь, определяется через исходное понятие.
  3.  Правило ясности и конкретности всех понятии определяющей части. В определяющей части необходимо использовать только понятия известные, практически выверенные, общепринятые, понятные. Здесь не следует использовать метафоры или слова, допускающие многозначное толкование.
  4.  Правило различения определения-описания и определения-предписания. Первое относится к определениям понятий, функционирующих уже в деятельности, но требующих уточнения, второе — к понятиям, которыми оперируют по некоторой договоренности, в определенных условиях, в рамках некоторой концепции.
  5.  Определять понятие можно только посредством понятий определенных, иначе говоря, известных, понятных, принятых, проверенных Нельзя определять понятие через неизвестное понятие.

ВОПРОС КАК ПРИЕМ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ И ФОРМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Любое суждение можно рассматривать как полученный ответ на некоторый вопрос.

Вообще вопрос имеет две функции:

  1.  Коммуникативную.
  2.  Исследовательскую.

Вопрос в исследовательской деятельности выступает также как средство информационного поиска.

Примерами исследовательских вопросов и их конструкций могут быть следующие

  •  Как отражает система управления потребности и условия развития фирмы?
  •  Почему фирма теряет позиции в конкурентной борьбе?
  •  Где найти дополнительные ресурсы для завершения проекта?
  •  Как разработать стратегию?

Существует две группы вопросов:

  1.  Категориальные, в которых указывается направление исследования и область исследовательской деятельности,
  2.  Пропозициональные. В них как бы заложен ответ в виде готового суждения, которое в процессе исследования надо либо подтвердить, либо отвергнуть.

Существует принцип корректной постановки исследовательского вопроса: основная часть вопроса должна опираться на истинные, бесспорные предпосылки.

Причины некорректных вопросов:

  •  стереотипы мышления,
  •  поверхностное отношение к формулированию проблемы,
  •  недобросовестное отношение к исследованию и пр..

Методы классификации, обобщения и типологии

Классификация — это разделение явлений, а следовательно, и понятий, характеризующих их, на определенные классы, позволяющие увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и зависимости, общее и специфическое и посредством этого вникнуть в их сущность.

Виды классификации:

  1.  Деление общего - деление некоторой совокупности явлений, имеющих определенные общие черты и в то же время различия. Их общность можно отразить в критерии, их различиев группах принадлежности.
  2.  Разделение целого - здесь критерием классификации является часть целого. Как бы детально не проводилась классификация, она всегда отражает содержание некоторого явления, предстающего перед нами в виде целого.

Принципы классификации

  1.  Принцип единства критерия для выделения групп одного порядка. Нельзя проводить классификацию, меняя критерий в рамках одной классификационной процедуры.
  2.  Принцип соразмерности деления явлений и понятий. Сумма объемов понятий или количества явлений должна равняться объему делимого понятия или содержанию исследуемого явления. Например, недопустимо утверждение: менеджеры по характеру образования делятся на две группы: имеющие техническое и экономическое образование. Это неисчерпывающее деление. Есть менеджеры, имеющие и другие виды образования — гуманитарное, естественно-научное.
  3.  Принцип альтернативности или взаимоисключения выделяемых групп. Одни и те же явления или понятия не должны одновременно относиться к нескольким классификационным группам.
  4.  Принцип многоступенчатости классификации. Предполагает разветвление классификационной схемы (дерево целей, проблем, ситуаций, свойств и т д.).
  5.  Принцип полноты классификации для каждой ее ступени. Например, было бы ошибкой разделить персонал управления на женщин, мужчин среднего и мужчин пожилого возраста.

Виды классификаций в исследовании:

  1.  Содержательные - строятся по критериям, отражающим сущностные и содержательные признаки явлений;
  2.  Искусственные - построены на несущественных признаках, но могут быть очень полезны (разделение персонала по алфавиту, мебели по цвету и т. д.).
  3.  Комбинативные - когда объекты классификации имеют два или несколько "равносущностных" признаков, критериев, совместное действие которых определяет разнообразие свойств и отличительных признаков явлении. (Например - матрица стилей управления, построенная на сопоставлении признаков отношения менеджера к человеку и производству).
  4.  Однокритериальные.
  5.  Многокритериальные - классы могут частично пересекаться. Это определяется отношениями критериев классификации: пересекающиеся или непересекающиеся.
  6.  Декомпозиция это особый вид классификации, не допускающий произвольного критерия.
  7.  Стратификация это определение слоев (страт) в многослойном явлении, т.е. зависимостей особого вида. В исследовании управления такими стратами могут быть внешняя и внутренняя среда, технические средства и человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления и т. д.

Приемы обобщения

Обобщение это логическая операция, заключающаяся в том, что для некоторой группы явлении находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлении на уровне нового знания о них.

Всякое обобщение должно иметь основание.

Например, понятие "человеческий капитал" обобщает свойства:

  •  человеческих ресурсов,
  •  кадров,
  •  персонала,
  •  личностных характеристик работников

как:

  •  способность гарантировать экономический успех фирме,
  •  повышать прибыль,
  •  стабилизировать функционирование,
  •  ускорять развитие.

Правила использования классификации в исследовании

  1.  Правило соразмерности (адекватности).

Классификация считается соразмерной тогда, когда сумма членов деления равна делимому множеству. Каждый предмет, принадлежащий делимому множеству, должен войти в один из образованных классов.

  1.  Правило внеположенности (объемной раздельности ) членов деления. Полученные в результате деления классы должны быть представлены внеположенными понятиями, т.е. не должно быть ни одного объекта делимого множества, который одновременно принадлежал бы нескольким членам деления.
  2.  На протяжении определенной классификационной операции нельзя изменять основание деления, его критерии. Недопустима, так же и расплывчатость критерия.
  3.  Основания деления или критерии могут быть не только простые, но и сложные, включающие в себя одновременно несколько параметров исследуемого объекта.

Деление по видоизмененному признаку называется дихотомией.

Простейший вариант дихотомии, часто используемы в практике исследований, — это рассечение надвое. Например, формальное и неформальное управление, дифференциация и интеграция управления и пр.

Типология -это группировка объектов на основе их подобия некоторому типу (эталону, идеальному образу).

Типология превосходит классификацию своей универсальностью.

Она является первоначальной операцией любых систематизаций.

МЕТОДЫ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В описании метода морфологического анализа будем исходить из того, что результатом исследовательской работы является эффективное решение проблемы.

Метод морфологического анализа - соединение метода классификации и метода обобщения.

Он построен на:

  1.  Декомпозиции проблемы,
  2.  Поиске в этой схеме ключевого элемента решения проблемы.

Морфологический метод исследования. - анализ вариантов решений по определенному набору их параметров.

Такими параметрами могут быть, например,

  •  

  •  своевременность исполнения,
  •  равномерность загрузки,
  •  инновационность деятельности,
  •  качество работы.

Факторы определяющие возможные решения:

  •  

  •  контроль исполнения,
  •  ясность распоряжений,
  •  учет загрузки,
  •  нормы загрузки,
  •  информационное обеспечение,
  •  планирование работ,
  •  распределение персонала,
  •  обучение персонала,
  •  мотивирование исполнения,
  •  критерии качества,
  •  мотивирование качества и др. 

Решения могут быть:

  •  ключевыми и второстепенными,
  •  промежуточными и окончательными.

Сделать выбор и обоснование решений позволяет морфологическая карта, которая соединяет все эти факторы, отражает комплекс действий, способных изменить положение.

Этапы морфологического анализа:

  1.  Постановка проблемы.
  2.  Декомпозиция проблемы.
  3.  Декомпозиция каждой из полученных задач в отдельности.

Декомпозицию проблем надо делать не только сверху вниз, но и снизу вверх.

Операторы морфологического анализа:

  1.  Исходная проблема.
  2.  «Почему возникла проблема?»
  3.  «Зачем это нужно?»
  4.  «Как это можно сделать?»

Некоторой разновидностью морфологического анализа является другой метод исследования — метод «Букета проблем». - поиск такой формулировки проблемы, которая в большей мере способствует нахождению ее решения.

Корректная постановка вопроса всегда отражает знание пути его решения. На этом и построен метод букета проблем.

Этапы метода «Букета проблем»

  1.  Постановка проблемы в таком виде, в каком она представлена в реальной практике управления.
  2.  Обобщить эту проблему, представить ее в общем виде.
  3.  Определить проблему-аналог.
  4.  Установить роль и взаимодействия проблемы в комплексе других проблем.
  5.  Сформулировать обратную проблему.

МЕТОДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Доказательство - приведение любых аргументов, подтверждающих некоторое положение.

Такими аргументами могут быть:

  •  

  •  факты,
  •  проверенные положения,
  •  заключения, точки зрения авторитетов,
  •  результаты эксперимента.

Надежность доказательства определяется:

  •  

  •  аргументацией,
  •  фактологией,
  •  методологией его построения,
  •  формально-логическим следованием,
  •  готовностью к восприятию аргументов и фактов.

Доказательство — это интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью.

Формы доказательства:

  1.  Фактологические доказательства, опирающиеся в основном на фактический материал;
  2.  Формально-логические, главной опорой которых являются законы формальной логики;
  3.  Экспериментальные — построенные на эксперименте;
  4.  Эмпирические — опирающиеся на осмысленный и обобщенный опыт.

В каждом доказательстве существует три элемента:

  1.  Тезис это суждение, истинность и приятие которого устанавливается в доказательстве;
  2.  Аргументы (основания) - суждения, из которых выводится тезис;
  3.  Демонстрация — логическая форма связи названных двух элементов, обусловливающая необходимость выведения одного из другого, тезиса из аргумента..

Приемы и способы доказательства:

  1.  Доказательство от определения - построено на четком соответствии определений ключевых категорий реальным явлениям и практическому опыту.
  2.  Доказательство от обратного. Если обратное высказывание является абсурдным, то считается, что первоначальное суждение истинно или, по крайней мере, корректно.
  3.  Доказательство, построенное на анализе свойств исследуемого объекта.
  4.  Доказательство по принципу приведения к нелепости, абсурдности.
  5.  Доказательство на основе классификации факторов.
  6.  Аксиоматическое доказательство. Первоначально формулируется аксиома — бесспорное, понятное и принятое положение, затем строится доказательство, базирующееся, как правило, на нескольких аксиомах.
  7.  Фактологическое доказательство, в котором главную роль играет систематизация фактов.
  8.  Доказательство по рабочей гипотезе или концепции (гипотетическое, концептуальное доказательство).
  9.  Экспериментальное доказательство. Здесь главная опора — эксперимент и его результаты.
  10.  Доказательство по концентрации фактов. Идею могут доказывать не отдельные, разрозненные факты, а их определенная концентрация и конструкция. Факты надо накапливать и систематизировать.

Эффективность доказательства зависит от факторов:

  •  

  •  гносеологических,
  •  методологических,
  •  социально-психологических,
  •  риторических.

Но наиболее важную роль играют факторы, отражающие содержание доказательства.

МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ  СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Модель — это заменитель реального объекта, обладающая его основными характеристиками и способная имитировать его поведение.

Пределы замещения изучаемого объекта должны быть известны и учитены.

Модель — это всегда упрощенное отражение объекта.

Упрощение необходимо чтобы:

  •  выделить главное,
  •  "отсечь" его от второстепенного, случайного, преходящего.

Для одного и того же объекта можно использовать целую совокупность моделей, каждая из которых будет отражать определенную его сторону.

Требования к модели:

  1.  Достаточно полно отражать особенности и сущность исследуемого объекта.
  2.  Представлять объект в упрощенном виде, но с допустимой степенью простоты для данного вида и цели исследования.
  3.  Давать возможность перехода от модельной информации к реальной.

В исследовании управления часто используются компьютерные модели. Они могут быть представлены в виде:

  •  структуры системы управления,
  •  технологической схемы процесса управления,
  •  комплекса характеристик управления,
  •  системы факторов, влияющих на эффективность управления,
  •  структуры информации,
  •  системы взаимодействия функций управления и пр.

Моделирование наиболее эффективно когда:

  •  проблема хорошо структурирована,
  •  имеется достаточное количество информации,
  •  отработана методология работы с моделями.

Основные трудности использования моделей в ИСУ:

  1.  очень высокая стоимость,
  2.  недостоверная исходная информация об объекте,
  3.  чрезмерное упрощение характеристик,
  4.  ошибки в методологии моделирования.

ПОЛЕМИКА КАК МЕТОД ИСУ

Полемикаэто аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решения.

Трудно представить себе исследование, которое было бы проведено без полемики.

Даже очевидные вещи иногда имеют различные оценки.

Для исследователя полемика:

  •  помогает находить дополнительные аргументы,
  •  оттачивать формулировки,
  •  изменять или укреплять позиции и мысли,
  •  конкретизировать рекомендации,
  •  усиливать доказательства.

Полемика позволяет превращать предположения в убеждения.

Черты неправильной полемики:

  •  бессистемность,
  •  бесплодность,
  •  преследование амбиций, а не истины,
  •  психологическая напряженность.

Главные принципы научной и исследовательской полемики:

  1.  Стремление понять оппонента в его:
  •  мотивах,
  •  позиции,
  •  аргументах,
  •  знании предмета (проблемы),
  •  типе мышления.
  1.  

  1.  Избегать абсолютного отрицания правильности мнений, относясь к ним скептически и аналитически, но доброжелательно.
  2.  Иметь четкую цель полемики.
  3.  Оценивать выводы, предложения, мысли, а не их автора Относиться с уважением к оппоненту.
  4.  В выражении позиций стремиться к максимальной степени:
  •  

  •  четкости,
  •  аргументированности,
  •  конкретности
  •  ясности.
  1.  

  1.  Определять понятия, которыми выражаете мысли, на которых строите доказательства.
  2.  Посредством вопросов уточнять позиции, обнаруживать слабые места в полемике, мотивировать дополнительные аргументы.
  3.  Избегать оперирования мнением авторитетов или формальных лидеров, должностных лиц.
  4.  Нельзя устанавливать истину  голосованием.
  5.  Полемика должна вестись на профессиональной научной методологической основе, а не только на основе "здравого смысла".
  6.  Продуктивность полемики определяется прежде всего правильным распределением времени. Полемика не должна вестись по "замкнутому кругу".

В полемике большое значение имеет анализ тезисов оппонента.

Это делается по следующей схеме:

  1.  Содержательная ясность понятий, которыми оперирует оппонент;
  2.  Эмпирическая и практическая ценность понятий;
  3.  Аргументация и фактология тезиса;
  4.  Логика использования аргументов.

Очень часто полемика превращается в диалог глухих.

  •  
  •  
  •  

  1.  

  •  
  •  

Это бывает тогда, когда ее цель

ОБЩЕНАУЧНЫЙ МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Экспериментэто изучение предметов или явлений посредством создания искусственных, но близких к реальности условий их проявления.

Эксперимент может быть:

  1.  Модельным - по специально разработанной модели, отражающей объективные зависимости, существующие в объекте исследования. Модели задают различные параметры, и она показывает поведение объекта при их изменении. Сегодня чаще всего используются модели, представленные в компьютерном варианте.
  2.  Мысленным - это экспериментирование в мышлении, построение мышления по принципу "а что если...". Знания могут давать новые знания. Его эффективность определяется:
  •  объемом, структурой и концентрацией знаний человека,
  •  способностями к творческой деятельности,
  •  владением методологией мысленного экспериментирования.
  1.  Реальным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29663. Понятие категории как узлового пункта познания 57.5 KB
  В общей методологии понятие системы является чрезвычайно широким. Различают материальные системы Солнечная система среди них системы организм среда; идеальные системы например знаковые; социальные системы. Берталанфи Общая теория систем категория системы из философскометодологической перешла в иной статус названия объяснительного принципа конкретизируемого различным образом в научном познании. Кеннон утверждал принцип системности как принцип гомеостаза обеспечивающего динамическое постоянство свойств системы в ее...
29664. Категория активность 53 KB
  Леонтьев указывает на явления активности составляющие как бы внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности и ее самовыражения [Леонтьев А. Поэтому описание явлений активности обычно ведется в терминах автономности спонтанности самопроизвольности инициативности и т. Однако любое проявление активности имеет место в некотором окружении. Невозможность роста активности без отражения а также не возможность отражения без активности самого отражающего объекта делает эти понятия изначально взаимосвязанными.
29665. Категории «взаимодействие» и «отражение» 56 KB
  Противоречия между указанными подходами можно разрешить и соединить различные аспекты в понимании отражения если определять его не как атрибут материи производный от другого атрибута взаимодействия а как самостоятельный аспект движения материи дополняющий взаимодействие проявляющийся во взаимодействии в свою очередь влияющий на ход взаимодействия и его результаты. Но какова природа этой особой способности к отражению почему она в разной степени присуща разным объектам и по каким законам она развивается Источником этой внутренней...
29666. Характеристика дескриптивной методологии 60.5 KB
  Декартовское представление о дуализме души и тела и понимание механистической детерминации как основы причинного объяснения породили тот тип рациональности который на долгие годы определил использование в психологии критериев научности взятых из парадигмы классической науки. Возникшие позже другие типы рациональности неклассические и постнеклассические еще только осваиваются в новых исследовательских парадигмах психологии. В рамках одной и той же исследовательской методологии оформлялись разные теоретические концепции научной психологии....
29667. Понятие методологии науки 71.5 KB
  Метод в широком смысле путь познания опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний принципов. Методология учение о методах и принципах познания. Можно выделить по крайней мере два понимания методологии развиваемых: 1 как представленное при рефлексии теории познания понимание метода в указанном широком смысле и 2 как учение о системе методов в узком смысле посредством которых в рамках той или иной науки в ходе теоретического или теоретикоэмпирического исследования проверяется правдоподобие или истинность...
29668. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение» 79 KB
  Важнейшие из них парадигмы т. В философию науки понятие парадигмы ввел Бергман для характеристики нормативности методологии. Парадигмы определяют содержание конкретных научных идей область и предмет научных исследований. Примерами общих парадигм для психологической науки могут служить естественнонаучная и культурноисторическая парадигмы.
29669. Психология как мультипарадигмальная наука. Психологические теории и реальность 95.5 KB
  Имеются в виду не любые теории только те из них которые подтверждаются результатами классических экспериментов и получены заслужившими доверие методами общие теории получившие признание и служащие образцом для исследований по разнообразной конкретной проблематике. Парадигма есть общая модель образец ориентируясь на которую возникают и развиваются конкретные частные научные теории. Но понятие кризиса продолжает использоваться поскольку за ним стоит неудовлетворенность отсутствием единой общепсихологической теории. Если учитывать...
29670. Метафизические и эмпирические теории 51 KB
  Структура методологического знания уровни и подходы Если рассматривать структуру методологии науки по вертикали то можно выделить следующие ее уровни: 1 уровень философской методологии; 2 уровень конкретнонаучной методологии; 3 уровень общенаучных принципов и форм исследования; 4 уровень методики и техники исследования. Философская методология имеет форму философского знания добываемого с помощью методов самой философии примененных к анализу процесса научного познания. Разработка этого уровня методологии осуществляется как...
29671. Априорное и эмпирическое знание 380 KB
  Эмпирические корни психологии восходят к Леонардо да Винчи 1452 1519 великому флорентийскому художнику ученому гуманисту и гению механики эпохи Возрождения. Эти идеи послужили краеугольными камнями в фундаменте будущей эмпирической психологии. В связи с этим некоторые философы рассматривают Беркли как отца философского феноменализма а философский феноменализм как одно из оснований качественных исследований в психологии. Отсюда происходит принцип скептицизма эмпирической психологии.