77753

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИСУ

Лекция

Маркетинг и реклама

Система управления совокупность звеньев и связей между ними осуществляющих управление. Звенья системы управления выделяются: по специфике объему и масштабу полномочий трудоемкости работы равномерности распределения нагрузки квалификационным требованиям к персоналу информационному обеспечению возможностям территориального размещения сотрудников. Звенья составляющие систему управления отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления. Звенья системы управления...

Русский

2015-02-05

36.5 KB

1 чел.

Тема 6

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИСУ

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

  1.  В чем практическая ценность системного подхода к исследованию?
  2.  Как соотносятся общее и конкретное в понимании системы?
  3.  В каких действиях исследователя выражается системный подход?
  4.  К каким последствиям ведет игнорирование системного подхода?

Главными чертами системы являются: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть системообразующий, связи и взаимодействия элементов, целостность их совокупности (внешняя и внутренняя среда), сочетание и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.

Система обобщающее понятие, но в любом обобщающем понятии есть определенные границы обобщения, которые позволяют нам выделять явления и отождествлять их.

В качестве конкретно-предметного понятие системы использовалось очень давно. Оно встречается в работах Бэкона, Гегеля, Милля, Паскаля и др. В качестве методологического оно используется сравнительно недавно.

Раньше в науке и практике господствовал редукционистский подход, который был построен на сведении свойства целого к свойствам составляющих его элементов.

Эта методология характеризует не столько недостатки, сколько этап развития науки.

Системный подход возник как противоположность редукционистскому. При этом редукционистский подход не исчез. Нередко он используется в моделировании явлений определенного класса.

Системный подход оказывается наиболее важным и продуктивным для исследования социально-экономических явлений. Управление относится к классу именно таких явлений.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Система управления - совокупность звеньев, и связей между ними, осуществляющих управление.

Эта совокупность должна обладать всеми свойствами системы.

Звенья системы управления выделяются:

  •  по специфике,
  •  объему и масштабу полномочий,
  •  трудоемкости работы,
  •  равномерности распределения нагрузки,
  •  квалификационным требованиям к персоналу,
  •  информационному обеспечению,
  •  возможностям территориального размещения сотрудников.

Звенья, составляющие систему управления отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления. Они определяют и важнейшие связи соподчиненности, координации, согласования, консультаций, информирования и пр.

Звенья системы управления могут быть:

  •  линейными,
  •  функциональными,
  •  линейно-функциональными,
  •  функционально-линейными.

Исходя из этого можно выделить системы управления аналогичного названия.

Особой формой сочетания функций и полномочий в деятельности звена системы управления, допускающей двойную, но разделенную подчиненность звена, являются матричные системы управления.

Их достоинством являются:

  •  гибкость,
  •  адаптивность,
  •  сочетание широкой и узкой специализации персонала,
  •  оперативное реагирование на проблемы,
  •  эффективное использование высококвалифицированных специалистов.

Система управления должна быть предметом проектирования, которое надо осуществлять на основе исследования ее характеристик, а также изменяющихся условий управления.

При исследовании систем управления желательно пользоваться показателями ее:

  1.  состояния,
  2.  функционирования,
  3.  развития.

Не все показатели могут иметь строго расчетную форму. На практике приходится пользоваться и показателями:

  •  экспертных,
  •  эвристических,
  •  социологических,
  •  тестовых оценок.

Наиболее общими показателями системы управления являются:

  1.  Состав СУ;
  2.  Структура СУ;
  3.  Функции СУ;
  4.  Звенья СУ;
  5.  Их величины;
  6.  Распределение полномочий (централизация);
  7.  Информационное обеспечение;
  8.  Квалификационные требования;
  9.  Использование технических средств;
  10.  Равномерность нагрузки.

Системное представление объекта управления должно быть дополнено системным подходом к его исследованию.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

1. Принцип целостности.

Заключается в выделении объекта исследования целостным образованием, т. е. отграничении его от других явлений, от среды.

Это можно сделать только посредством определения отличительных свойств объекта исследования.

Целостность — это не абсолютная характеристика, она может выражаться в определенной мере.

Системный подход предполагает установление этой меры.

2 Принцип совместимости элементов целого.

Целое только тогда может существовать в качестве целого, когда совместимы между собой составляющие его элементы.

Именно их совместимость и определяет возможность и наличие связей.

Системный подход требует оценить с этих позиций все элементы целого.

Совместимость следует понимать в соответствии со статусом целого.

3. Принцип функционально-структурного строения целого.

Этот принцип заключается в том, что необходимо видеть не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из элементов.

Недостаточно позаботиться лишь об определенном наборе элементов и их строении. Нужно обеспечить соответствующее содержание их функционирования.

Дисфункции — это лишние функции, иногда устаревшие, потерявшие свою актуальность, но в силу инерции еще существующие.

Их необходимо выявлять и устранять.

4. Принцип развития.

Любая система управления находится на определенном уровне и этапе развития.

Все ее характеристики определяются особенностями уровня и этапа развития.

Это надо учитывать в проведении исследования.

Это можно учесть посредством сравнительного анализа прошлого ее состояния, настоящего и возможного будущего.

Здесь д.б. в наличии соответствующая по достаточности и ценности информация.

Систематичность исследования позволит накапливать необходимую информацию, определять тенденции развития и экстраполировать их на будущее.

5. Принцип лабилизации функций.

Лабильность функций системы управления - возможность их изменения, приобретения новых, при относительной стабильности их состава и структуры.

6. Принцип полифункциональности.

Функции полифункционального назначения - это функции, соединенные по определенному признаку, для получения какого-либо специального эффекта.

Его можно иначе назвать принципом функциональной совместимости.

Совместимость функций определяется:

  •  их содержанием,
  •  целями управления,
  •  совместимостью исполнителей.

(Функция — это не просто вид деятельности, но и человек, который реализует эту функцию. Часто функции, казалось бы несовместимые по своему содержанию, оказываются совместимыми в деятельности определенного специалиста. И наоборот.)

7.Пpинцип итеративности.

Итерации - определенная последовательность операций, использования методов, оценки результатов.

Успех исследования зависит от правильности выбора и  комбинации итераций.

8. Принцип вероятностных оценок.

В исследовании практически невозможно точно проследить и оценить все причинно-следственные связи (представить объект исследования в детерминированном виде).

Многие связи и явления имеют вероятностный характер.

Поэтому приходится ориентировать исследование на вероятностные оценки.

Это означает широкое использование:

  •  методов статистического анализа,
  •  методик расчета вероятности,
  •  нормативных оценок,
  •  гибкого моделирования и пр.

9. Принцип вариативности.

Вариантность исследования проявляется:

  •  в разработке нескольких рабочих гипотез или концепций на первом этапе исследования;
  •  в выборе различных аспектов, методов и способов исследования.

Эти принципы системности сами должны использоваться системно.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14281. Дорожные знаки 116.76 KB
  Дорожные знаки Хусаин Файзуллович Ахметов ─ крупнейший башкирский композитор. Его творчество сыграло важную роль в становлении башкирской профессиональной музыки выработке национального музыкального стиля. Среди произведений написанны...
14282. Святые земли русской. Александр Невский 739 KB
  Святые земли русской. Александр Невский ВВЕДЕНИЕ У каждого народа есть заветные имена которые никогда не забываются напротив чем дальше развивается историческая жизнь народа тем ярче светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей...
14283. Lady Gaga 81 KB
  Lady Gaga реферат Содержание Введение 1. Популярная музыка 2. Творчество Lady Gaga биография 2.2. начало музыкальной карьеры 2.3 .клип 2.4. живые выступления Заключение Список литературы Введение Я выбрал тему €œМоя любимая группа или исполнит
14284. Франц Шуберт 394.5 KB
  РЕФЕРАТ по музыке ученика 8 Б Чекмезова Дмитрия на тему: Франц Шуберт План 1. Детство. 2. Юношество 3. Рассвет творчества 4. Несчастная любовь. 5. Последние годы жизни 6. Смерть 7.Фотографии 8.Список использованной литературы ...
14285. Русская музыкальная культура 60-70-х гг. 19 века 33 KB
  1 Русская музыкальная культура 6070х гг. 19 века Это время расцвета русской культуры. В литературе – Тургенев Толстой Островский СалтыковЩедрин. В живописи – Крамской Куинджи Репин Перов. В скульптуре – Антокольский. Расцвет науки – Менделеев Тимирязе...
14286. Русская музыкальная культура 80-90 27 KB
  1 Время правления Александра III. Россия не воевала стабильность в стране. Император сделал очень много в разных областях жизни. Это и обусловило расцвет искусства и музыки России. В это время продолжают писать композиторы ...
14287. Александр Николаевич Скрябин 1872-1915 Творческий путь 47.5 KB
  Творческий путь Это композитор молодого поколения. Ученик Танеева который выдвинулся в конце 19 века вместе с Рахманиновым и Метнером. Новатор. Обновил все средства музыкальной выразительности. Создал свой стиль. Компози...
14288. Моя любимая музыка - Рок 35.5 KB
  Музыка. Мне очень нравится слушать музыку. Существует много музыкальных исполнителей творчество которых мне интересно. Однако из всех музыкальных стилей я отдаю особое предпочтение рок – музыке. Рок представляет собой огромную и многогранную музыкальную культур
14289. Сценарий спортивно-музыкального праздника «Здравствуй, лето!» для детей старшего дошкольного возраста 75.5 KB
  Сценарий спортивномузыкального праздника Здравствуй лето для детей старшего дошкольного возраста сценарий подготовлен руководителем физвоспитания ГБДОУ д/с № 50 Паниной О.А. Цель: Укрепление здоровья детей. Воспитание любви к физической культуре и с...