77753

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИСУ

Лекция

Маркетинг и реклама

Система управления совокупность звеньев и связей между ними осуществляющих управление. Звенья системы управления выделяются: по специфике объему и масштабу полномочий трудоемкости работы равномерности распределения нагрузки квалификационным требованиям к персоналу информационному обеспечению возможностям территориального размещения сотрудников. Звенья составляющие систему управления отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления. Звенья системы управления...

Русский

2015-02-05

36.5 KB

1 чел.

Тема 6

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИСУ

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

  1.  В чем практическая ценность системного подхода к исследованию?
  2.  Как соотносятся общее и конкретное в понимании системы?
  3.  В каких действиях исследователя выражается системный подход?
  4.  К каким последствиям ведет игнорирование системного подхода?

Главными чертами системы являются: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть системообразующий, связи и взаимодействия элементов, целостность их совокупности (внешняя и внутренняя среда), сочетание и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.

Система обобщающее понятие, но в любом обобщающем понятии есть определенные границы обобщения, которые позволяют нам выделять явления и отождествлять их.

В качестве конкретно-предметного понятие системы использовалось очень давно. Оно встречается в работах Бэкона, Гегеля, Милля, Паскаля и др. В качестве методологического оно используется сравнительно недавно.

Раньше в науке и практике господствовал редукционистский подход, который был построен на сведении свойства целого к свойствам составляющих его элементов.

Эта методология характеризует не столько недостатки, сколько этап развития науки.

Системный подход возник как противоположность редукционистскому. При этом редукционистский подход не исчез. Нередко он используется в моделировании явлений определенного класса.

Системный подход оказывается наиболее важным и продуктивным для исследования социально-экономических явлений. Управление относится к классу именно таких явлений.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Система управления - совокупность звеньев, и связей между ними, осуществляющих управление.

Эта совокупность должна обладать всеми свойствами системы.

Звенья системы управления выделяются:

  •  по специфике,
  •  объему и масштабу полномочий,
  •  трудоемкости работы,
  •  равномерности распределения нагрузки,
  •  квалификационным требованиям к персоналу,
  •  информационному обеспечению,
  •  возможностям территориального размещения сотрудников.

Звенья, составляющие систему управления отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления. Они определяют и важнейшие связи соподчиненности, координации, согласования, консультаций, информирования и пр.

Звенья системы управления могут быть:

  •  линейными,
  •  функциональными,
  •  линейно-функциональными,
  •  функционально-линейными.

Исходя из этого можно выделить системы управления аналогичного названия.

Особой формой сочетания функций и полномочий в деятельности звена системы управления, допускающей двойную, но разделенную подчиненность звена, являются матричные системы управления.

Их достоинством являются:

  •  гибкость,
  •  адаптивность,
  •  сочетание широкой и узкой специализации персонала,
  •  оперативное реагирование на проблемы,
  •  эффективное использование высококвалифицированных специалистов.

Система управления должна быть предметом проектирования, которое надо осуществлять на основе исследования ее характеристик, а также изменяющихся условий управления.

При исследовании систем управления желательно пользоваться показателями ее:

  1.  состояния,
  2.  функционирования,
  3.  развития.

Не все показатели могут иметь строго расчетную форму. На практике приходится пользоваться и показателями:

  •  экспертных,
  •  эвристических,
  •  социологических,
  •  тестовых оценок.

Наиболее общими показателями системы управления являются:

  1.  Состав СУ;
  2.  Структура СУ;
  3.  Функции СУ;
  4.  Звенья СУ;
  5.  Их величины;
  6.  Распределение полномочий (централизация);
  7.  Информационное обеспечение;
  8.  Квалификационные требования;
  9.  Использование технических средств;
  10.  Равномерность нагрузки.

Системное представление объекта управления должно быть дополнено системным подходом к его исследованию.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

1. Принцип целостности.

Заключается в выделении объекта исследования целостным образованием, т. е. отграничении его от других явлений, от среды.

Это можно сделать только посредством определения отличительных свойств объекта исследования.

Целостность — это не абсолютная характеристика, она может выражаться в определенной мере.

Системный подход предполагает установление этой меры.

2 Принцип совместимости элементов целого.

Целое только тогда может существовать в качестве целого, когда совместимы между собой составляющие его элементы.

Именно их совместимость и определяет возможность и наличие связей.

Системный подход требует оценить с этих позиций все элементы целого.

Совместимость следует понимать в соответствии со статусом целого.

3. Принцип функционально-структурного строения целого.

Этот принцип заключается в том, что необходимо видеть не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из элементов.

Недостаточно позаботиться лишь об определенном наборе элементов и их строении. Нужно обеспечить соответствующее содержание их функционирования.

Дисфункции — это лишние функции, иногда устаревшие, потерявшие свою актуальность, но в силу инерции еще существующие.

Их необходимо выявлять и устранять.

4. Принцип развития.

Любая система управления находится на определенном уровне и этапе развития.

Все ее характеристики определяются особенностями уровня и этапа развития.

Это надо учитывать в проведении исследования.

Это можно учесть посредством сравнительного анализа прошлого ее состояния, настоящего и возможного будущего.

Здесь д.б. в наличии соответствующая по достаточности и ценности информация.

Систематичность исследования позволит накапливать необходимую информацию, определять тенденции развития и экстраполировать их на будущее.

5. Принцип лабилизации функций.

Лабильность функций системы управления - возможность их изменения, приобретения новых, при относительной стабильности их состава и структуры.

6. Принцип полифункциональности.

Функции полифункционального назначения - это функции, соединенные по определенному признаку, для получения какого-либо специального эффекта.

Его можно иначе назвать принципом функциональной совместимости.

Совместимость функций определяется:

  •  их содержанием,
  •  целями управления,
  •  совместимостью исполнителей.

(Функция — это не просто вид деятельности, но и человек, который реализует эту функцию. Часто функции, казалось бы несовместимые по своему содержанию, оказываются совместимыми в деятельности определенного специалиста. И наоборот.)

7.Пpинцип итеративности.

Итерации - определенная последовательность операций, использования методов, оценки результатов.

Успех исследования зависит от правильности выбора и  комбинации итераций.

8. Принцип вероятностных оценок.

В исследовании практически невозможно точно проследить и оценить все причинно-следственные связи (представить объект исследования в детерминированном виде).

Многие связи и явления имеют вероятностный характер.

Поэтому приходится ориентировать исследование на вероятностные оценки.

Это означает широкое использование:

  •  методов статистического анализа,
  •  методик расчета вероятности,
  •  нормативных оценок,
  •  гибкого моделирования и пр.

9. Принцип вариативности.

Вариантность исследования проявляется:

  •  в разработке нескольких рабочих гипотез или концепций на первом этапе исследования;
  •  в выборе различных аспектов, методов и способов исследования.

Эти принципы системности сами должны использоваться системно.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62793. Аппликация из природного материала 16.55 KB
  Приклеиваем траву которую мы вырезали так чтобы она была чуть ниже середины картона чтобы у нас оставалось место для нашей речки. Волнообразно приклеиваем нитки к картону. Приклеиваем. Приклеиваем по середине нашей речке.
62794. Работа с бумагами и картоном. Аппликация «Снеговик» 46.71 KB
  Цели урока: Образовательная: создать условия навыки работы с бумагой и картоном грамотного использования инструментов. 4 1 Оформление красной доски: 2 3 Тема урока Наглядные материалы ЭКГ Домашнее задание...
62797. Изготовление поздравительной открытки к 8 марта 12.91 KB
  Цель: изготовить открытку Задачи: формировать эстетический вкус развивать творческие способности воспитывать нежное отношение к маме Оборудование: альбомный лист, цветная бумага (зелёная, жёлтая, оранжевая, красная, розовая, клей, ножницы, карандаш).