77753

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИСУ

Лекция

Маркетинг и реклама

Система управления совокупность звеньев и связей между ними осуществляющих управление. Звенья системы управления выделяются: по специфике объему и масштабу полномочий трудоемкости работы равномерности распределения нагрузки квалификационным требованиям к персоналу информационному обеспечению возможностям территориального размещения сотрудников. Звенья составляющие систему управления отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления. Звенья системы управления...

Русский

2015-02-05

36.5 KB

1 чел.

Тема 6

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИСУ

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

  1.  В чем практическая ценность системного подхода к исследованию?
  2.  Как соотносятся общее и конкретное в понимании системы?
  3.  В каких действиях исследователя выражается системный подход?
  4.  К каким последствиям ведет игнорирование системного подхода?

Главными чертами системы являются: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть системообразующий, связи и взаимодействия элементов, целостность их совокупности (внешняя и внутренняя среда), сочетание и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.

Система обобщающее понятие, но в любом обобщающем понятии есть определенные границы обобщения, которые позволяют нам выделять явления и отождествлять их.

В качестве конкретно-предметного понятие системы использовалось очень давно. Оно встречается в работах Бэкона, Гегеля, Милля, Паскаля и др. В качестве методологического оно используется сравнительно недавно.

Раньше в науке и практике господствовал редукционистский подход, который был построен на сведении свойства целого к свойствам составляющих его элементов.

Эта методология характеризует не столько недостатки, сколько этап развития науки.

Системный подход возник как противоположность редукционистскому. При этом редукционистский подход не исчез. Нередко он используется в моделировании явлений определенного класса.

Системный подход оказывается наиболее важным и продуктивным для исследования социально-экономических явлений. Управление относится к классу именно таких явлений.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Система управления - совокупность звеньев, и связей между ними, осуществляющих управление.

Эта совокупность должна обладать всеми свойствами системы.

Звенья системы управления выделяются:

  •  по специфике,
  •  объему и масштабу полномочий,
  •  трудоемкости работы,
  •  равномерности распределения нагрузки,
  •  квалификационным требованиям к персоналу,
  •  информационному обеспечению,
  •  возможностям территориального размещения сотрудников.

Звенья, составляющие систему управления отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления. Они определяют и важнейшие связи соподчиненности, координации, согласования, консультаций, информирования и пр.

Звенья системы управления могут быть:

  •  линейными,
  •  функциональными,
  •  линейно-функциональными,
  •  функционально-линейными.

Исходя из этого можно выделить системы управления аналогичного названия.

Особой формой сочетания функций и полномочий в деятельности звена системы управления, допускающей двойную, но разделенную подчиненность звена, являются матричные системы управления.

Их достоинством являются:

  •  гибкость,
  •  адаптивность,
  •  сочетание широкой и узкой специализации персонала,
  •  оперативное реагирование на проблемы,
  •  эффективное использование высококвалифицированных специалистов.

Система управления должна быть предметом проектирования, которое надо осуществлять на основе исследования ее характеристик, а также изменяющихся условий управления.

При исследовании систем управления желательно пользоваться показателями ее:

  1.  состояния,
  2.  функционирования,
  3.  развития.

Не все показатели могут иметь строго расчетную форму. На практике приходится пользоваться и показателями:

  •  экспертных,
  •  эвристических,
  •  социологических,
  •  тестовых оценок.

Наиболее общими показателями системы управления являются:

  1.  Состав СУ;
  2.  Структура СУ;
  3.  Функции СУ;
  4.  Звенья СУ;
  5.  Их величины;
  6.  Распределение полномочий (централизация);
  7.  Информационное обеспечение;
  8.  Квалификационные требования;
  9.  Использование технических средств;
  10.  Равномерность нагрузки.

Системное представление объекта управления должно быть дополнено системным подходом к его исследованию.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

1. Принцип целостности.

Заключается в выделении объекта исследования целостным образованием, т. е. отграничении его от других явлений, от среды.

Это можно сделать только посредством определения отличительных свойств объекта исследования.

Целостность — это не абсолютная характеристика, она может выражаться в определенной мере.

Системный подход предполагает установление этой меры.

2 Принцип совместимости элементов целого.

Целое только тогда может существовать в качестве целого, когда совместимы между собой составляющие его элементы.

Именно их совместимость и определяет возможность и наличие связей.

Системный подход требует оценить с этих позиций все элементы целого.

Совместимость следует понимать в соответствии со статусом целого.

3. Принцип функционально-структурного строения целого.

Этот принцип заключается в том, что необходимо видеть не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из элементов.

Недостаточно позаботиться лишь об определенном наборе элементов и их строении. Нужно обеспечить соответствующее содержание их функционирования.

Дисфункции — это лишние функции, иногда устаревшие, потерявшие свою актуальность, но в силу инерции еще существующие.

Их необходимо выявлять и устранять.

4. Принцип развития.

Любая система управления находится на определенном уровне и этапе развития.

Все ее характеристики определяются особенностями уровня и этапа развития.

Это надо учитывать в проведении исследования.

Это можно учесть посредством сравнительного анализа прошлого ее состояния, настоящего и возможного будущего.

Здесь д.б. в наличии соответствующая по достаточности и ценности информация.

Систематичность исследования позволит накапливать необходимую информацию, определять тенденции развития и экстраполировать их на будущее.

5. Принцип лабилизации функций.

Лабильность функций системы управления - возможность их изменения, приобретения новых, при относительной стабильности их состава и структуры.

6. Принцип полифункциональности.

Функции полифункционального назначения - это функции, соединенные по определенному признаку, для получения какого-либо специального эффекта.

Его можно иначе назвать принципом функциональной совместимости.

Совместимость функций определяется:

  •  их содержанием,
  •  целями управления,
  •  совместимостью исполнителей.

(Функция — это не просто вид деятельности, но и человек, который реализует эту функцию. Часто функции, казалось бы несовместимые по своему содержанию, оказываются совместимыми в деятельности определенного специалиста. И наоборот.)

7.Пpинцип итеративности.

Итерации - определенная последовательность операций, использования методов, оценки результатов.

Успех исследования зависит от правильности выбора и  комбинации итераций.

8. Принцип вероятностных оценок.

В исследовании практически невозможно точно проследить и оценить все причинно-следственные связи (представить объект исследования в детерминированном виде).

Многие связи и явления имеют вероятностный характер.

Поэтому приходится ориентировать исследование на вероятностные оценки.

Это означает широкое использование:

  •  методов статистического анализа,
  •  методик расчета вероятности,
  •  нормативных оценок,
  •  гибкого моделирования и пр.

9. Принцип вариативности.

Вариантность исследования проявляется:

  •  в разработке нескольких рабочих гипотез или концепций на первом этапе исследования;
  •  в выборе различных аспектов, методов и способов исследования.

Эти принципы системности сами должны использоваться системно.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

86098. Причины и последствия мирового экономического кризиса 563.5 KB
  Его непосредственным предшественником был ипотечный кризис в США первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов subprime. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и стал затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объемов производства снижении спроса и цен на сырьё росте безработицы.
86099. RC – усилитель низкой частоты 2.15 MB
  Рассматриваемый в курсовой работе каскад предварительного усиления предназначен для усиления входного сигнала с минимальными нелинейными искажениями до величины, необходимой для обеспечения выделения на выходном каскаде заданной мощности. Для уменьшения нелинейности выбирается режим класса А, т.е. линейный участок входной характеристики транзистора.
86100. Статистические методы изучения затрат на производство продукции 775.5 KB
  Предприятие в процессе своей производственно-коммерческой деятельности совершает материальные и денежные затраты на воспроизводство основных фондов и оборотных средств производство и реализацию продукции и др. Наибольший удельный вес во всех расходах предприятия занимают затраты на производство продукции. Цель курсовой работы изучение статистических методов анализа затрат на рубль товарной продукции.
86101. Теоретические основы разработки тестового контроля 113.33 KB
  Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: выявить дидактические функции педагогических тестов; определить требования предъявляемые к тестовым заданиям; дать классификацию тестовым заданиям рассмотреть их формы и виды; спроектировать 3 урока по дисциплине Информатика.
86102. Социальная работа с асоциальной семьей 96.66 KB
  К типичным проблемам социальной работы относятся проблемы: охраны здоровья населения гуманизации общественных отношений современной семьи защиты материнства и детства детейсирот молодежи женщин пенсионеров инвалидов лиц без определенного места жительства мигрантов беженцев безработных. Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей. Практика показывает что издержки в воспитании детей это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи....
86103. Информационное обеспечение менеджмента на предприятиях АПК на примере государственного племенного завода имени Карла Маркса в селе Ковыли Краснокаменского района 1.67 MB
  В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями фирмы осуществляются на базе современной
86104. Разработка проекта установки лифта с приставной шахтой в учебном корпусе СПГУТД 6.17 MB
  В динамическом расчете определены нагрузки возникающие в узлах механизма подъема кабины с учетом возникающих сил инерции а также проверены ускорения и точность остановки кабины на соответствие стандартам. Определение силы аэродинамического сопротивления движению кабины и противовеса. Расчет натяжения канатов подвески кабины Sk и Sп в рабочих и испытательных режимах...
86105. Декларация о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений 1.74 MB
  Чистый металл используется в радиотехнике и электронике, в ракетостроении, при изготовлении деталей атомных реакторов, а также в химической, нефтеперерабатывающей, керамической, стекольной и текстильной промышленности. Молибденит применяется в качестве лучшей смазки для трущихся частей машин при высокой температуре. Тугоплавкий, ковкий, не тускнеющий, обладающий приятным цветом молибден получил признание у ювелиров
86106. Создание пользовательских форм для работы с базой данных 862 KB
  Определить цели и поставить задачи для разработки базы данных; Собрать необходимую информацию для базы данных, и так же определить атрибуты и сущности; Провести непосредственный анализ предметной области работы; Создать и определить связи между таблицами...