77754

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСУ

Лекция

Маркетинг и реклама

Наиболее важными из них являются методы: исследования документов эксперимент социологические исследования тестирование коллективный анализ социометрические оценки деловые и инновационные игры имитационное моделирование. Одним из критериев выбора методов исследования является степень определенности ситуации или проблемы. Эффективность исследования по документам зависит от: состава документов их содержания формы информационной классификации.

Русский

2015-02-05

56.5 KB

1 чел.

Тема 7

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСУ

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

  1.  Достаточно ли общенаучных методов для проведения эффективного исследования?
  2.  Можно ли говорить о методах, которые отражают специфику объекта и предмета исследования?
  3.  Почему исследование систем управления нуждается и в специфических методах?
  4.  Если существуют специфические методы исследования, то каков их состав?
  5.  Как соотносится использование общенаучных и специфических методов в реальной практике проведения исследования?

СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИСУ

Специфические методы исследования отражают специфику объекта исследования, его предмет и задачи.

Наиболее важными из них являются методы:

  •  

  •  исследования документов,
  •  эксперимент,
  •  социологические исследования,
  •  тестирование,
  •  коллективный анализ,
  •  социометрические оценки,
  •  деловые и инновационные игры,
  •  имитационное моделирование.

Одним из критериев выбора методов исследования является степень определенности ситуации или проблемы.

Определенность проблемы характеризуют:

  •  ее истоки,
  •  структура,
  •  содержание,
  •  типологическая принадлежность,
  •  сфера деятельности,
  •  зрелость,
  •  возможность относительного отграничения от других проблем (признаки целостности).

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

Всякое управление связано с движением информации, которая фиксируется в документах. Их необходимо обработать по заранее составленной схеме.

Эффективность исследования по документам зависит от:

  •  состава документов,
  •  их содержания,
  •  формы,
  •  информационной классификации.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСУ

Виду социологических исследований:

  •  

  •  наблюдение,
  •  интервьюирование,
  •  анкетирование,
  •  экспертные оценки и др.

Метод экспериментирования "ДЕЛОВАЯ ИГРА"

Исследование управления — это изучение деятельности человека, с которым следует экспериментировать очень осторожно и совершенно открыто. Виды эксперимента должны соответствовать нормам этики, и масштабы эксперимента могут быть ограниченными. Существуют сложности и в использовании результатов, полученных в ходе эксперимента.

В управлении могут быть эксперименты по:

  •  распределению функций управления,
  •  системам мотивирования,
  •  формам повышения квалификации персонала и т.д.

При разработке эксперимента следует особое внимание уделять:

  •  концепции исследования,
  •  масштабам эксперимента,
  •  методическому и информационному обеспечению,
  •  ограничениям,
  •  ожидаемому результату.

Все это определяет качество эксперимента.

Принято считать, что деловая игра — это способ:

  •  обучения,
  •  развития навыков и способностей РУР,
  •  стимулирования коммуникаций,
  •  проявления и развития творческих способностей,
  •  обмена опытом,
  •  мотивирования образовательной активности,
  •  позиционирования личности.

Однако можно назвать и еще одну функцию деловой игры — это функция исследования посредством управленческого эксперимента. Т.е.

Метод тестирования

Тестэто метод изучения глубинных процессов деятельности человека, посредством его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления.

Большую роль играет конструкция теста.

Тест включает набор высказываний и оценок по определенной проблеме или ситуации.

Оценки могут быть:

  1.  Упрощенные. Типа:
  •  

  •  "согласен"
  •  "не согласен"
  1.  

  1.   Шкалированные. Типа:
  •  

  •  "совершенно верно",
  •  "верно",
  •  "скорее верно, чем неверно"
  •  "трудно сказать",
  •  "скорее неверно, чем верно",
  •  "неверно",
  •  "совсем неверно").

Шкала может иметь цифровые оценки в виде:

  •  

  •  рейтинговых коэффициентов;
  •  степени согласия.

Конструкция теста должна предполагать возможность обработки его результатов по определенным статистическим программам.

Каждый тест имеет ключ, позволяющий обработать полученную информацию в соответствии с целями тестирования.

Правила формулировки высказываний.

Высказывания должны быть:

  1.  Короткими (не более одного предложения);
  2.  Понятными для всех без исключения исследуемых (респондентов);
  3.  Без намеков на правильный, одобряемый или ожидаемый ответ;
  4.  С одним и тем же числом альтернатив (не менее 5 и не более 11);
  5.  Позитивные и негативные вместе в одном тесте;
  6.  Утверждающими что-нибудь одно.

Основные характеристики теста.

  1.  Надежность.

Связана с возможностью и точностью измерений, перевода качественных показателей в количественные. Определяется целью, задачами и характером тестового исследования, качеством высказываний.

Приемы проверки надежности тестов:

  •  повторное тестирование,
  •  параллельное тестирование,
  •  прием раздельного коррелирования (внутренняя корреляция высказываний),
  •  использование дисперсионного анализа,
  •  факторный анализ.
  1.  Валидность тестов.

Это способность теста отражать и измерять то, что требуется по замыслу и целям.

Это относится как к самому тесту, так и к процедуре его проведения.

Валидность теста может быть проверена посредством:

  1.  сравнительной оценки результатов, полученных другими методами,
  2.  проведением данного теста в различных группах тестируемых,
  3.  анализа содержания теста.

В управлении при помощи тестирования можно исследовать:

  •  проблемы использования ресурсов (в частности, важнейшего из них — времени),
  •  уровень квалификации персонала,
  •  распределение функций управления,
  •  сочетание формального и неформального управления,
  •  стиль управления и пр.

Метод экспертных оценок

Экспертиза — это мнение, идея, решение или оценка, основанные на реализации ценного опыта специалиста, глубоких знаниях предмета исследования и технологиях качественного анализа

Экспертиза бывает:

  1.  Индивидуальная
  2.  Групповая.

При групповой экспертизе большое значение имеют подбор группы экспертов и ее методология.

Выводы и мнения экспертов могут иметь форму:

  1.  категоричную ("да", "нет"),
  2.  вероятностную (в виде предположения, ранжирования, коэффициента предпочтительности и пр.)

Принципы организации работы экспертов:

  1.  Перед проведением экспертизы должна быть разработана ее схема (индивидуальная или групповая, параллельная или поэтапная и т.д.).
  2.  Такая схема не должна сковывать мысль и ограничивать фантазию.
  3.  Схема может допускать и предполагать возможность ее модификации и дополнения
  4.  Идеи, мнения и оценки должны укладываться в эту схему. Это позволяет делать их обобщение, сравнение, выделение существенного и пр.
  5.  Обработку экспертных заключений необходимо осуществлять посредством как количественного, так и качественного анализа.
  6.  Заключение экспертов может быть предметом экспертизы второго этапа.
  7.  Эксперты должны быть независимыми, т. е. освобождены от организационных, концептуальных, психологических и др. ограничений.
  8.  Работа экспертной группы должна быть целенаправленной.
  9.  Во многих случаях необходима специальная подготовка экспертов.

Метод SWOT-анализа

Strengths – сильные стороны;

Weaknesses – слабые стороны;

  1.  
  2.  

  •  

Opportunities – возможности;

Threats – опасности.

В результате соотношения сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей, делается вывод о том, как следует изменить ситуацию, чтобы иметь успех развития.

Этапы SWOT-анализа:

  1.  Заполненная матрица указанных четырех квадрантов.

Распределение факторов производится с учетом конкретной ситуации.

В каждом квадранте факторы не обязательно должны обладать одинаковым весом, но они должны быть представлены в полной своей совокупности.

  1.  Проводится анализ, который должен показать, как использовать сильные стороны и благоприятные возможности и устранить слабые стороны и угрозы.

В ИСУ предметом этого метода могут быть:

  •  эффективность управления,
  •  персонал,
  •  стиль,
  •  распределение функции,
  •  структура системы управления,
  •  механизм управления,
  •  мотивация,
  •  профессионализм,
  •  информационное обеспечение,
  •  коммуникации,
  •  организационное поведение и пр.

Метод SMART -анализа

Это метод анализа цели как (управления так и исследования)

SMART 

Specific – Конкретность;

Measurable - Оцениваемость (измеримость);     Критерии

Achievable – Достижимость;

Relevant – Место;              С учетом

Timed – Время.

Метод предполагает последовательную оценку целей по совокупности критериев, расположенных в матричной форме.

Вот набор сопоставимых факторов, отражающих характеристики цели:

  •  Труднодостижима - легкодостижима,
  •  Высокие затраты — низкие затраты,
  •  Имеет поддержку персонала — не имеет поддержки персонала,
  •  Имеет приоритеты — не имеет приоритетов,
  •  Требует много времени — требует мало времени,
  •  Имеет широкое влияние — имеет ограниченное влияние,
  •  Ориентирована на высокие технологии - ориентирована на низкие (обычные) технологии,
  •  Связана с новой организацией управления — не связана с новой организацией управления.

На следующем этапе составляется матрица определения проблем, которые необходимо решить для достижения цели.

Горизонталь матрицы:

  •  существующая ситуация,
  •  желаемая ситуация,
  •  возможность достижения цели.

Вертикаль матрицы:

  •  определение проблемы,
  •  оценивание проблемы (количественные параметры),
  •  организация решения (кто, где, когда),
  •  затраты на решение проблемы.

Такая матрица позволяет составить план исследования.

Метод исследования взаимодействия факторов

Это метод изучения взаимодействия факторов, определяющих поведение объектов, характер ситуации, содержание проблемы.

Любая проблема или ситуация может быть представлена в совокупности факторов ее проявления и существования.

Все факторы существуют не каждый в отдельности, а находятся во взаимодействии, которое и раскрывает суть проблемы и подсказывает ее решение.

Поэтому и необходимо определить состав и характер взаимодействий.

Этапы метода:

  1.  По определенным критериям четко выделяются факторы ситуации.
  2.  Строится матрица существующих и возможных взаимодействий между этими факторами.
  3.  Взаимодействия ранжируются по группам:
  •  существенные - несущественные,
  •  желательные - нежелательные,
  •  устойчивые - неустойчивые.

(Возможна другая градация взаимодействий)

Матрица поможет определить:

  •  существующую картину,
  •  новые грани проблемы,
  •  возможные пути ее решения.

В системах управления таким методом можно исследовать:

  •  взаимодействия функций и звеньев системы управления,
  •  взаимодействия факторов повышения эффективности или инновационного развития,
  •  взаимодействия ограничений в осуществлении стратегии,
  •  неформальные взаимодействия в процессах управления и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52407. Економіко - географічне положення Чернігівської області, його вплив на господарську спеціалізацію. Природні умови та ресурси, їх оцінка 99 KB
  Мета: навчити давати характеристику ЕГП Чернігівської області; зясувати вплив ЕГП на господарську спеціалізацію області; показати особливості природних умов і ресурсів області; оцінити їх вплив на життя та діяльність населення; закріпити вміння і навички оцінювати ЕГП області природні умови і ресурси; продовжити формувати науковий світогляд учнів; визначити еколого географічне положення області екологічне виховання; ...
52408. Chernobyl Tragedy 76.5 KB
  On April 26, 1986, the number four reactor at the Chernobyl nuclear plant in the former Soviet Union exploded, causing the worst nuclear accident in history. Further explosions and the resulting fire released more than eight tons of highly radioactive fallout into the atmosphere. Nearly thirty to forty times more fallout was released than had been by the atomic bombings of Hiroshima and Nagasaki.
52409. Урок-змагання з теми “Черви” 89.5 KB
  Пояснення до уроку: Урок змагання передбачає роботу в групах, тому на попередньому уроці слід поділити клас на 4 рівноцінні групи-команди.Кожна команда вибирає собі капітана, назву команди та готує відповідні емблеми.
52410. Чесність та правдивість 41.5 KB
  Під час роздумів аналізу підвести дітей до висновків: будь-який обман із часом викривають і тому він не є виходом із критичної ситуації; неправда обман викликають негативні почуття та асоціації і тому компрометують того хто говорить неправду в очах інших; людина яка себе поважає не стане нікого обманювати. Проаналізувати типові ситуації коли учні говорять неправду знайти інший спосіб поведінки.Брехня або неправда підступна особа яка здатна замаскуватися під правду переконати людину що в даний момент саме вона брехня є...
52411. Честь, совість, гідність людини. Інтелігентність і порядність. Правда, хиба, істи 132.5 KB
  Честь совість гідність людини. Основою відношення людини до світу є визнана суспільством значущість ряду предметів та подій що служать певними суспільними взірцями мірами вимогами ідеалами. Істотна особливість таких уявлень полягає в тому що вони впливають на самопочування людини у світі людей зворушують почуття.
52412. The Chimes of Christmas Bells Once More... 63 KB
  Compere; December comes so white and cold With snow it stops the rain It comes to greet all young and old On every window pane. Compere Arid Christmas is here with us today, Let happy be the birth of Christ, For all the people all around He brought peace on the earth.
52414. Натуральные числа и действия с ними 90.5 KB
  Ход урока: Учитель поёт: И вот прозвенел как обычно звонок На наш не совсем уж обычный урок И всё на мгновение замерло мы начинаем. Учитель: Добрый день рад видеть вас Посетивших пятый класс. Волшебство нам ни к чему Учитель: Объясните почему Головня: Потому что можем сами Учитель: То есть сами вы с усами Головня: Можем трактовать и так: Математика пустяк Учитель: Значит я умою руки И сейчас усну со скуки Хараберюш: Не придётся Вам уснуть Отправляемся мы в путь По тропинкам повторенья Повторенье ...
52415. Натуральний ряд чисел 55.65 KB
  А тема сьогоднішнього уроку Натуральні числа і дії над ними. Виповинні розказати все що ви знаєте про натуральні числа. Учитель: Діти які числа називають натуральними Відповідають: Числа які люди використовують під час лічби предметів називають натуральними. Найбільшого числа не існує.