77754

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСУ

Лекция

Маркетинг и реклама

Наиболее важными из них являются методы: исследования документов эксперимент социологические исследования тестирование коллективный анализ социометрические оценки деловые и инновационные игры имитационное моделирование. Одним из критериев выбора методов исследования является степень определенности ситуации или проблемы. Эффективность исследования по документам зависит от: состава документов их содержания формы информационной классификации.

Русский

2015-02-05

56.5 KB

1 чел.

Тема 7

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСУ

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

  1.  Достаточно ли общенаучных методов для проведения эффективного исследования?
  2.  Можно ли говорить о методах, которые отражают специфику объекта и предмета исследования?
  3.  Почему исследование систем управления нуждается и в специфических методах?
  4.  Если существуют специфические методы исследования, то каков их состав?
  5.  Как соотносится использование общенаучных и специфических методов в реальной практике проведения исследования?

СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИСУ

Специфические методы исследования отражают специфику объекта исследования, его предмет и задачи.

Наиболее важными из них являются методы:

  •  

  •  исследования документов,
  •  эксперимент,
  •  социологические исследования,
  •  тестирование,
  •  коллективный анализ,
  •  социометрические оценки,
  •  деловые и инновационные игры,
  •  имитационное моделирование.

Одним из критериев выбора методов исследования является степень определенности ситуации или проблемы.

Определенность проблемы характеризуют:

  •  ее истоки,
  •  структура,
  •  содержание,
  •  типологическая принадлежность,
  •  сфера деятельности,
  •  зрелость,
  •  возможность относительного отграничения от других проблем (признаки целостности).

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

Всякое управление связано с движением информации, которая фиксируется в документах. Их необходимо обработать по заранее составленной схеме.

Эффективность исследования по документам зависит от:

  •  состава документов,
  •  их содержания,
  •  формы,
  •  информационной классификации.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСУ

Виду социологических исследований:

  •  

  •  наблюдение,
  •  интервьюирование,
  •  анкетирование,
  •  экспертные оценки и др.

Метод экспериментирования "ДЕЛОВАЯ ИГРА"

Исследование управления — это изучение деятельности человека, с которым следует экспериментировать очень осторожно и совершенно открыто. Виды эксперимента должны соответствовать нормам этики, и масштабы эксперимента могут быть ограниченными. Существуют сложности и в использовании результатов, полученных в ходе эксперимента.

В управлении могут быть эксперименты по:

  •  распределению функций управления,
  •  системам мотивирования,
  •  формам повышения квалификации персонала и т.д.

При разработке эксперимента следует особое внимание уделять:

  •  концепции исследования,
  •  масштабам эксперимента,
  •  методическому и информационному обеспечению,
  •  ограничениям,
  •  ожидаемому результату.

Все это определяет качество эксперимента.

Принято считать, что деловая игра — это способ:

  •  обучения,
  •  развития навыков и способностей РУР,
  •  стимулирования коммуникаций,
  •  проявления и развития творческих способностей,
  •  обмена опытом,
  •  мотивирования образовательной активности,
  •  позиционирования личности.

Однако можно назвать и еще одну функцию деловой игры — это функция исследования посредством управленческого эксперимента. Т.е.

Метод тестирования

Тестэто метод изучения глубинных процессов деятельности человека, посредством его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления.

Большую роль играет конструкция теста.

Тест включает набор высказываний и оценок по определенной проблеме или ситуации.

Оценки могут быть:

  1.  Упрощенные. Типа:
  •  

  •  "согласен"
  •  "не согласен"
  1.  

  1.   Шкалированные. Типа:
  •  

  •  "совершенно верно",
  •  "верно",
  •  "скорее верно, чем неверно"
  •  "трудно сказать",
  •  "скорее неверно, чем верно",
  •  "неверно",
  •  "совсем неверно").

Шкала может иметь цифровые оценки в виде:

  •  

  •  рейтинговых коэффициентов;
  •  степени согласия.

Конструкция теста должна предполагать возможность обработки его результатов по определенным статистическим программам.

Каждый тест имеет ключ, позволяющий обработать полученную информацию в соответствии с целями тестирования.

Правила формулировки высказываний.

Высказывания должны быть:

  1.  Короткими (не более одного предложения);
  2.  Понятными для всех без исключения исследуемых (респондентов);
  3.  Без намеков на правильный, одобряемый или ожидаемый ответ;
  4.  С одним и тем же числом альтернатив (не менее 5 и не более 11);
  5.  Позитивные и негативные вместе в одном тесте;
  6.  Утверждающими что-нибудь одно.

Основные характеристики теста.

  1.  Надежность.

Связана с возможностью и точностью измерений, перевода качественных показателей в количественные. Определяется целью, задачами и характером тестового исследования, качеством высказываний.

Приемы проверки надежности тестов:

  •  повторное тестирование,
  •  параллельное тестирование,
  •  прием раздельного коррелирования (внутренняя корреляция высказываний),
  •  использование дисперсионного анализа,
  •  факторный анализ.
  1.  Валидность тестов.

Это способность теста отражать и измерять то, что требуется по замыслу и целям.

Это относится как к самому тесту, так и к процедуре его проведения.

Валидность теста может быть проверена посредством:

  1.  сравнительной оценки результатов, полученных другими методами,
  2.  проведением данного теста в различных группах тестируемых,
  3.  анализа содержания теста.

В управлении при помощи тестирования можно исследовать:

  •  проблемы использования ресурсов (в частности, важнейшего из них — времени),
  •  уровень квалификации персонала,
  •  распределение функций управления,
  •  сочетание формального и неформального управления,
  •  стиль управления и пр.

Метод экспертных оценок

Экспертиза — это мнение, идея, решение или оценка, основанные на реализации ценного опыта специалиста, глубоких знаниях предмета исследования и технологиях качественного анализа

Экспертиза бывает:

  1.  Индивидуальная
  2.  Групповая.

При групповой экспертизе большое значение имеют подбор группы экспертов и ее методология.

Выводы и мнения экспертов могут иметь форму:

  1.  категоричную ("да", "нет"),
  2.  вероятностную (в виде предположения, ранжирования, коэффициента предпочтительности и пр.)

Принципы организации работы экспертов:

  1.  Перед проведением экспертизы должна быть разработана ее схема (индивидуальная или групповая, параллельная или поэтапная и т.д.).
  2.  Такая схема не должна сковывать мысль и ограничивать фантазию.
  3.  Схема может допускать и предполагать возможность ее модификации и дополнения
  4.  Идеи, мнения и оценки должны укладываться в эту схему. Это позволяет делать их обобщение, сравнение, выделение существенного и пр.
  5.  Обработку экспертных заключений необходимо осуществлять посредством как количественного, так и качественного анализа.
  6.  Заключение экспертов может быть предметом экспертизы второго этапа.
  7.  Эксперты должны быть независимыми, т. е. освобождены от организационных, концептуальных, психологических и др. ограничений.
  8.  Работа экспертной группы должна быть целенаправленной.
  9.  Во многих случаях необходима специальная подготовка экспертов.

Метод SWOT-анализа

Strengths – сильные стороны;

Weaknesses – слабые стороны;

  1.  
  2.  

  •  

Opportunities – возможности;

Threats – опасности.

В результате соотношения сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей, делается вывод о том, как следует изменить ситуацию, чтобы иметь успех развития.

Этапы SWOT-анализа:

  1.  Заполненная матрица указанных четырех квадрантов.

Распределение факторов производится с учетом конкретной ситуации.

В каждом квадранте факторы не обязательно должны обладать одинаковым весом, но они должны быть представлены в полной своей совокупности.

  1.  Проводится анализ, который должен показать, как использовать сильные стороны и благоприятные возможности и устранить слабые стороны и угрозы.

В ИСУ предметом этого метода могут быть:

  •  эффективность управления,
  •  персонал,
  •  стиль,
  •  распределение функции,
  •  структура системы управления,
  •  механизм управления,
  •  мотивация,
  •  профессионализм,
  •  информационное обеспечение,
  •  коммуникации,
  •  организационное поведение и пр.

Метод SMART -анализа

Это метод анализа цели как (управления так и исследования)

SMART 

Specific – Конкретность;

Measurable - Оцениваемость (измеримость);     Критерии

Achievable – Достижимость;

Relevant – Место;              С учетом

Timed – Время.

Метод предполагает последовательную оценку целей по совокупности критериев, расположенных в матричной форме.

Вот набор сопоставимых факторов, отражающих характеристики цели:

  •  Труднодостижима - легкодостижима,
  •  Высокие затраты — низкие затраты,
  •  Имеет поддержку персонала — не имеет поддержки персонала,
  •  Имеет приоритеты — не имеет приоритетов,
  •  Требует много времени — требует мало времени,
  •  Имеет широкое влияние — имеет ограниченное влияние,
  •  Ориентирована на высокие технологии - ориентирована на низкие (обычные) технологии,
  •  Связана с новой организацией управления — не связана с новой организацией управления.

На следующем этапе составляется матрица определения проблем, которые необходимо решить для достижения цели.

Горизонталь матрицы:

  •  существующая ситуация,
  •  желаемая ситуация,
  •  возможность достижения цели.

Вертикаль матрицы:

  •  определение проблемы,
  •  оценивание проблемы (количественные параметры),
  •  организация решения (кто, где, когда),
  •  затраты на решение проблемы.

Такая матрица позволяет составить план исследования.

Метод исследования взаимодействия факторов

Это метод изучения взаимодействия факторов, определяющих поведение объектов, характер ситуации, содержание проблемы.

Любая проблема или ситуация может быть представлена в совокупности факторов ее проявления и существования.

Все факторы существуют не каждый в отдельности, а находятся во взаимодействии, которое и раскрывает суть проблемы и подсказывает ее решение.

Поэтому и необходимо определить состав и характер взаимодействий.

Этапы метода:

  1.  По определенным критериям четко выделяются факторы ситуации.
  2.  Строится матрица существующих и возможных взаимодействий между этими факторами.
  3.  Взаимодействия ранжируются по группам:
  •  существенные - несущественные,
  •  желательные - нежелательные,
  •  устойчивые - неустойчивые.

(Возможна другая градация взаимодействий)

Матрица поможет определить:

  •  существующую картину,
  •  новые грани проблемы,
  •  возможные пути ее решения.

В системах управления таким методом можно исследовать:

  •  взаимодействия функций и звеньев системы управления,
  •  взаимодействия факторов повышения эффективности или инновационного развития,
  •  взаимодействия ограничений в осуществлении стратегии,
  •  неформальные взаимодействия в процессах управления и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39063. Системы автоматизированного проектирования. Программы AutoCAD и P-CAD 67 KB
  Программы utoCD и PCD По целевому назначению программы utoCD и PCD относятся к группе: CD англ. По отраслевому назначению программы utoCD и PCD относятся к группам: ED англ. utodesk rchitecturl Desktop utoCD Revit rchitecture Suite Pirnesi rchiCD. Сравнение utoCD и PCD Характеристика utoCD PCD 1.
39064. Работа с базами данных. Язык SQL 44 KB
  Большинство современных СУБД построено на реляционной модели данных. Для получения информации из отношений таблиц базы данных в качестве языка манипулирования данными в теоретическом плане используются три абстрактных языка: язык реляционной алгебры; язык реляционного исчисления на кортежах; язык реляционного исчисления на доменах. Накопленная информация в современных информационных технологиях хранится и организованна в базах данных.
39065. Программа для бизнес-планирования производства и оказания услуг в бизнесе Project Expert 90.5 KB
  Аналитическая система Project Expert программа позволяющая прожить планируемые инвестиционные решения без потери финансовых средств предоставить необходимую финансовую отчётность потенциальным инвесторам и кредиторам обосновать для них эффективность участия в проекте. Project Expert поможет: Разработать бизнесплан развития предприятия Разработать финансовую модель проекта и компании Определить финансирование проекта. Работу с программой Project Expert можно разделить на 6 этапов: 1.
39066. Язык UML 91 KB
  На UML диаграмме примечание присоединяется к одному или нескольким элементам диаграммы. Внутри прямоугольникапримечания помещаются комментарии или ограничения относящиеся к элементу или нескольким элементам диаграммы. UML диаграммы С помощью комбинации пиктограмм строятся UML диаграммы. Рассмотрим три из них: диаграммы прецедентов диаграммы классов и диаграммы действий.
39067. Характеристика case-средства Rational Rose 138 KB
  Назначение элементов экрана интерфейса Rose: Браузер browser используется для быстрой навигации по модели. C его помощью можно документировать элементы модели Rose. Документация будет выводиться также в отчетах создаваемых в среде Rose.
39068. Работа с объектами информационных систем на платформе 1С:Предприятие 43 KB
  1С:Предприятие является универсальной системой автоматизации деятельности предприятий учреждений. За счет своей универсальности система 1С:Предприятие может быть использована для автоматизации самых разных участков экономической деятельности предприятия: учета товарных и материальных средств взаиморасчетов с контрагентами. Самыми распространенными наверное являются такие конфигурации как Бухгалтерия Бухгалтерия государственного учреждения Зарплата и кадры бюджетного учреждения Зарплата и управление персоналом Управление...
39069. Тестированию программного обеспечения с использованием языка программирования C# и NUnit-тестов 82.5 KB
  Тестовая деятельность предусматривающая эксплуатацию программного продукта носит название динамического тестирования. Статическое и динамическое тестирование дополняют друг друга и каждый из этих типов тестирования реализует собственный подход к выявлению ошибок. К четырем компонентам которые должны быть оптимизированы для целей быстрого тестирования относятся персонал процесс комплексных испытаний статическое тестирование и динамическое тестирование. 1 Для выполнения быстрого тестирования нужны хорошо подготовленные и гибкие...
39070. Использование программных продуктов CRM на российском рынке 304.5 KB
  Системы управления взаимоотношения с клиентами CRM Система управления взаимоотношениями с клиентами CRM CRMсистема сокращение от англ. CRM модель взаимодействия полагающая что центром всей философии бизнеса является клиент а основными направлениями деятельности являются меры по поддержке эффективного маркетинга продаж и обслуживания клиентов. Состав системы CRMсистема может включать в себя: Фронтальную часть обеспечивающую обслуживание клиентов на точках продаж с автономной распределенной или централизованной обработкой...
39071. Универсальный язык моделирования (UML) 128.5 KB
  UML – это набор различных видов диаграмм: диаграмма классов диаграмма объектов диаграмма связей диаграмма вариантов использования текстовый сценарий диаграмма действий диаграмма состояний диаграмма последовательности UML – это не средство разработки программного обеспечения это всего лишь средство понятных иллюстраций разрабатываемого проекта. Варианты использования Сценарий. Диаграмма вариантов использования. Описание вариантов использования.