77755

ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ИСУ

Лекция

Маркетинг и реклама

Наблюдаются ли процессы диверсификации в области исследования? В чем они проявляются? Почему возникает потребность в диверсифицированных методах исследования? Что собой представляют диверсифицированные методы исследования? Что дают диверсифицированные методы, в чем их сильные и слабые стороны?

Русский

2015-02-05

82 KB

0 чел.

Тема 8

ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ИСУ

Полезно задуматься:

  1.  Наблюдаются ли процессы диверсификации в области исследования?
  2.  В чем они проявляются?
  3.  Почему возникает потребность в диверсифицированных методах исследования?
  4.  Что собой представляют диверсифицированные методы исследования?
  5.  Что дают диверсифицированные методы, в чем их сильные и слабые стороны?

Диверсификация —представляет собой соединение различных явлений, процессов или тенденций, позволяющее лучшим образом использовать имеющиеся ресурсы и достигать целей.

В производстве диверсификация проявляется в превращении нескольких фирм и корпораций в многоотраслевые комплексы, соединяющие выпуск продукции различного назначения и использующие различные технологии.

Это позволяет:

  •  лучше использовать ресурсы,
  •  варьировать продукцией при изменении спроса,
  •  повысить конкурентоспособность.

Диверсификация создает условия для:

  •  взаимного обогащения одной технологии другой,
  •  использования смежных принципов и подходов,
  •  обеспечения разнообразия видов продукции за счет "эффекта перенесения" идеи или подхода.

Это напоминает известный в квантовой методологии принцип внешней дополнительности, который начинает проявляться и действовать тогда, когда соединяется внешнее и внутреннее, когда возникает возможность посмотреть на внутреннее с внешних или принципиально иных позиций.

Диверсификация управления проявляется:

  •  в разнообразии форм и видов систем управления,
  •  в соединении их по потребностям управления диверсифицированными организациями.

Процессы диверсификации в сфере исследований обнаруживают себя в:

  1.  растущем разнообразии подходов и методов исследования;
  2.  потребностях соединения этих подходов в конкретном исследовании.

Например, традиционные методы исследования можно соединить с психологическим регулированием исследовательской деятельности.

Наиболее ярко эффект диверсификации проявляется в соединении оригинальных методологий исследования со специфическими организационными формами их проведения.

В систему диверсифицированных методов исследований входят:

  •  методы мозгового штурма,
  •  методы систематизированного поиска,
  •  методы глубокого погружения в проблему,
  •  методы интенсификации мыслительной деятельности,
  •  методы фантастического преображения проблемы,
  •  методы синектики,
  •  методы интуитивного поиска и др.

Все это методы различны по процедуре, но общим является то, что они соединяют различное, иногда противоречивое, что составляет основу эффекта их использования.

Выбор методов для конкретного исследования должен осуществляться системно.

Методы интуитивного поиска в ИСУ

Полезно задуматься:

  1.  Какую роль играет интуиция в проведении исследования?
  2.  Можно ли сознательно использовать интуитивные способности человека?
  3.  Как реализуется интуиция в исследовании проблем управления?
  4.  Существуют ли методы интуитивного поиска?
  5.  В чем они проявляются и как реализуются?
  6.  Что такое интуиция и в чем она проявляется?
  7.  Какую роль в исследовании играет интуиция?
  8.  Где и когда необходим интуитивный поиск?
  9.  Может ли интуиция рассматриваться как метод исследования?
  10.  Как развиваются и используются в исследовательской деятельности способности человека к интуиции?

Интуиция — это способность человека к неосознанному предопределению решений, событий, ситуаций.

Это работа подсознания, происходящая в виде некоторого "озарения", импульса мысли или идеи.

Интуиция — это индивидуальное качество исследователя (природные способности, особенности, талант предположений и предвидения).

Интуиция в исследовательской работе присутствует (явно или неявно и в различной степени) всегда.

Способность к интуиции можно воспитывать и развивать, мотивировать и сознательно вызывать.

Для этого нужно осваивать механизмы и алгоритмы использования интуиции в творческой работе и исследовательской деятельности.

Чем меньше информации на начальном этапе исследования, тем выше потребность в интуитивном поиске.

В любом исследовании существует определенное сочетание интуитивной и логической компоненты.

Любая мыслительная, а тем более, творческая деятельность имеет две составляющие — сознательную и бессознательную. У каждого человека по-разному строится их сочетание, Проявление их также зависит от конкретных обстоятельств.

Один из классиков американского менеджмента Джеймс Марч писал:

"Нам нужно дополнить технологию разума технологией безрассудства. Индивидам и организациям требуется возможность делать то, для чего у них нет никаких разумных оснований. Не всегда, не как правило. Но иногда им нужно действовать прежде, чем они успеют подумать".

Менеджеру и исследователю менеджмента тем более всегда должна быть присуща готовность к

  •  случайности,
  •  риску,
  •  импровизации.

Им необходимо развивать способности улавливать интуитивные сигналы своего мозга, действовать иногда "по наитию".

Исследованиеэто поиск нового, совершенного, эффективного, наилучшего.

Это не просто разрешение наваливающихся проблем, а поиск проблем, решение которых ведет к совершенству.

Этот поиск может быть организован различным образом с использованием разных методов.

Можно выделить методы:

  •  случайного (интуитивного) поиска,
  •  систематического поиска
  •  логического поиска.

Методы случайного (интуитивного) поиска заключаются в нахождении или аккумулировании новых идеи независимо от практической деятельности и конкретных проблем.

Часто такие идеи возникают даже при неопределенности цели исследования или осознания его необходимости.

Это методы, которые проистекают из:

  •  потребностей творчества,
  •  неординарного мышления,
  •  развитой интуиции,
  •  интеллектуальных способностей.

Метод систематического поиска характеризуется:

  •  упорядоченностью всех процедур поиска,
  •  их целенаправленностью,
  •  точной критериальной основой оценок,
  •  последовательностью.

Здесь широко используются:

  •  матричные методы анализа,
  •  методы классификации,
  •  методы декомпозиции.

Метод логического поиска отличается более жесткой упорядоченностью, которая проявляется в алгоритмизации всех процедур поиска, направленного на вполне конкретный предмет исследования или элемент системы.

Стратегии интуитивного поиска

В исследовательской деятельности можно выделить следующие стратегии.

  •  Стратегия случайного поиска характеризуется:
  1.  упрощенным анализом информации,
  2.  обобщенными критериями,
  3.  ориентацией на обработку большого количества информации,
  4.  отсутствием специальной классификации.

Это расчет на случай, который при определенном стечении обстоятельств может подсказать проблему или решение.

  •  Стратегия целенаправленного поиска предполагает:
  1.  формулировку цели обработки информации,
  2.  классификацию ее по целевым факторам исследования,
  3.  поиск в зонах целевых установок и определенных направлений.
  •  Стратегия систематизированного поиска в отличии от предыдущей стратегии требует не просто наличия цели, а систематизации поиска по определенной методологии. Требует построения дерева целей или конкретизации исходной цели в исследовательских задачах. Обработка информации должна осуществляться в соответствии с этой системой целей или задач.
  •  Стратегия алгоритмического поиска основана на разработке алгоритма процесса исследования. Устанавливается последовательность операций, действий, обработки информации и т. д.
  •  Стратегия интуитивного поиска заключается в последовательном выдвижении и дальнейшей проверке различных идей и гипотез. Их корректность принимается без доказательства. Однако в последующем осуществляется их анализ и отбор по установленным критериям и целям исследования, практической значимости и реальности.
  •  Стратегия интуитивно-целевого поиска является сочетанием стратегии систематизированного и интуитивного поиска.

Метод “мозгового штурма”

Полезно задуматься:

  1.  Почему метод "мозгового штурма" получил столь широкое распространение?
  2.  В чем особенность и содержание этого метода?
  3.  Всегда ли он оказывается достаточно эффективным?
  4.  Как использовать этот метод в исследовании систем управления?

Основные цели "мозгового штурма":

  •  поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы,
  •  выход за границы представлений специалистов узкого профиля,
  •  соединение логики и интуиции, научной фантазии и скрупулезного расчета.

"Мозговой штурм" проводится в два этапа:

  1.  этап генерации идей,
  2.  этап практического анализа выдвинутых идей.

Каждый из этапов осуществляется по конкретным принципам.

Принципы первого этапа:

  1.  Группы формируются по:
  •  способностям к научному воображению и развитой интуиции,
  •  антидогматическому мышлению,
  •  интеллектуальной раскованности,
  •  разнообразию знаний и научных интересов.
  1.  Отбор членов группы можно осуществлять по результатам специального тестирования с учетом социально-психологических характеристик человека (увлеченность, коммуникабельность, независимость и т.д.).
  2.  В группу должны входить специалисты в различных областях знании, разного опыта, возраста и статуса.
  3.  Работа группы должна идти в атмосфере непринужденности, творчества, взаимоприемлемости.
  4.  Строго запрещается всякая критика.
  5.  Запрещается обосновывать выдвигаемые идеи.
  6.  Нельзя "присоединяться к мнению" или "расшифровывать" свои или чужие идеи.
  7.  Нужно поощрять выдвижение самых разнообразных идей (в т.ч. и абсолютно нереальные и фантастические идеи).
  8.  Время на обдумывание и идей д.б. ограничено, чтобы исключить возможность "зацикливания" в противоречиях, опасениях, снять неуверенность, психологические комплексы.

Принципы второго этапа:

  1.  Принцип полноты анализа идей и их обобщения.
  •  Ни одна высказанная идея не должна исключаться из анализа.
  •  Все представленные идеи должны быть классифицированы и обобщены.
  1.  Принцип аналитического потенциала.

Аналитики в группе должны:

  •  хорошо понимать суть проблемы, цели и сферу исследования,
  •  обладать чувством повышенной ответственности,
  •  быть терпимыми к чужим идеям,
  •  иметь четкое логическое мышление.
  1.  Принцип критериальной четкости в оценке и анализе идей.
  •  должны быть сформулированы предельно четкие критерии,
  •  этими критериями должны руководствоваться все члены аналитической группы.

Основными из них должны быть:

  •  соответствие цели исследования,
  •  рациональность,
  •  реальность,
  •  обеспеченность ресурсами.
  1.  Принцип дополнительной разработки идей и их конкретизации.

Многие первоначально высказанные идеи нуждаются в своем уточнении, конкретизации, дополнении. Они могут быть приняты или исключены только после соответствующей доработки.

  1.  Принцип позитивизма в анализе идей.

Негативизм - установка на критические оценки, скептицизм, жесткость практических критериев.

Позитивизм - поиск рационального, позитивного, конструктивного в любых их проявлениях.

  1.  Принцип конструктивизма.

Ориентировать идеи на:

  •  построение концепции,          осуществлять увязку идей
  •  реальность,
  •  программу действий.

Работа групп должна быть организована. Поэтому большое значение имеет личность и деятельность ведущего.

Возможны следующие варианты:

  1.  ведущий может быть для первой и второй групп один и тот же;
  2.  разные ведущие.

В обоих случаях ведущий должен обладать следующими характеристиками:

  •  большая творческая активность,
  •  доброжелательность,
  •  глубокое понимание решаемой проблемы,
  •  способность организовывать и поддерживать интеллектуальный процесс.

Большое значение в успехе "мозгового штурма" имеет постановка и формулировка цели исследования, а также его предмета — проблемы.

Проблема может быть поставлена:

в обобщенном виде,

в конкретно-практическом виде.

виде проблемы — аналога (антипроблемы)

Формулирование проблемы предполагает также и различную степень ее конкретности. Этим регулируется "свобода" творческого процесса.

Группа “мозгового штурма”

По способностям к творческому генерированию можно выделить три типа личностей:

  1.  Активный генератор.
  •  Быстро реагирует на поставленную проблему.
  •  Проявляет заметный интерес к решению проблемы.
  •  Позитивно реагирует на критику.
  •  Не "въедается" в содержание проблемы.
  •  Проявляет притязания к лидерству.
  1.  Инертный генератор.
  •  Не обладает высоким уровнем притязаний.
  •  Имеет значительные способности к творческой работе.
  •  Стремится вникнуть в суть проблемы (глубина, истоки, содержание).
  •  Не торопится высказывать идеи.
  •  Анализирует собственные мысли.
  •  Требует "разогрева" в генерировании идей.
  1.  Латентный (скрытый) генератор.
  •  Склонен к индивидуальной творческой работе.
  •  Проявляет большой интерес к постановке проблемы.
  •  Осторожен в высказывании идей.
  •  Чувствителен к формулировке идеи.
  •  Любит высказываться в неформальной обстановке и предлагать идеи после неформальной апробации.

Деятельность ведущего

На первом этапе ведущий должен:

  •  регулировать поле поиска,
  •  создавать творческую атмосферу,
  •  мотивировать генерацию как можно большего количества идеи.

Это достигается путем:

  •  включения в проблему, информационного наполнения ее содержания,
  •  процедурного регулирования работы группы,
  •  психологической поддержки творческой активности,
  •  регулирования поля поиска (расширение, ограничение или сужение),
  •  концентрации внимания на ключевых факторах поиска.

На втором этапе ведущий должен стимулировать:

  •  полемику и критику,
  •  точность аргументации,
  •  практическую направленность,
  •  предельную конкретность,
  •  сравнительный анализ,
  •  использование расчетов.

Разновидности метода "мозгового штурма"

  1.  Метод коллективного обсуждения фиксированных идей.

Этапы:

  1.  Все участники фиксируют на специальных карточках свои идеи относительно решения какой-либо проблемы.
  2.  Карточки смешиваются и раздаются в случайном порядке всем участникам.
  3.  Каждый участник дает оценку попавшей к нему идее.
  4.  Полемика вокруг этого В результате эту идею:
  •  отбрасывают как нереальную;
  •  оттачивают;
  •  заменяют новыми идеями, возникшими в процессе полемики.
  1.  Метод "обратного мозгового штурма".

Этапы:

  1.  Производится оценка ситуации.
  2.  Относительно нее выдвигаются проблемы (без оценки возможности их решения).
  3.  Метод " двойного мозгового штурма".

Этапы:

  1.  Подготовительная работа по генерации идей.
  2.  Выдвижение идей без их анализа и оценки.
  3.  Аналитическое обсуждение.
  4.  Метод "конференции идей".

Реализуется по специальной технологии презентации идей.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3024. Введение в программирование под Windows 91 KB
  Лекция 1. Введение в программирование под Windows Под термином WINDOWS-программирование можно подразумевать все, что угодно, но в большинстве своем это означает "событийное" программирование. Именно эта концепция используется в Windows. Она кардинал...
3025. Типы данных Windows 194 KB
  Типы данных Windows. Типы данных Исходные тексты любого приложения Windows должны включать файл windows. Этот файл содержит большое количество определений типов данных, макросов, прототипов и так далее. Для создания переносимых приложений в люб...
3026. Исследование согласованного фильтра дискретных сигналов известной формы 392 KB
  Цель работы. Экспериментальное исследование характеристик сложных дискретных сигналов и особенностей их приёма согласованным фильтром. Описание лабораторной установки. Лабораторная установка выполнена в виде программно управляемой модели на ПЭВМ в с...
3027. Использование модального диалога 69.5 KB
  Программирование под Windows Использование модального диалога На основе приложения простейшего приложение создать, приложение обеспечивающее при получении сообщения WM_PAINT вывод некоторого изображения в окно.  Добавить в приложение возможност...
3028. Вывод графики в окно, Работа с таймером, ресурсами 44 KB
  Вывод графики в окно, Работа с таймером, ресурсами Задание: Обеспечить в новой версии приложения прорисовку изображения каждые N секунд с новыми (случайными) характеристиками местоположения и цвета изображения. Добавить в приложение следующие р...
3029. Трехфазная цепь переменного тока при соединении приемника звездой 62.5 KB
  Цель работы: изучение трехфазной цепи переменного тока и методики измерения фазных и линейных токов и напряжений, использование особенностей работы трёхфазной цепи для симметричной и несимметричной нагрузки и определение влияния нейтрального провода...
3030. Пластическая деформация и рекристаллизация металлов и сплавов 77 KB
  Пластическая деформация и рекристаллизация металлов и сплавов. Цель: определить влияние холодной пластической деформации и последующей термообработки на структуру и механические свойства металлов и сплавов. Приборы и материалы. Набор образцов с разн...
3031. Визначення основних геометричних параметрів евольвентних циліндричних прямозубих зубчастих коліс 55 KB
  Визначення основних геометричних параметрів евольвентних циліндричних прямозубих зубчастих коліс Мета роботи: ознайомитися з основними елементами і геометрією зубчастих коліс, навчитися визначати основні параметри циліндричного прямозубого стандартн...
3032. Изучение характеристик электростатического поля 253 KB
  Изучение характеристик электростатического поля. Цель работы Исследовать электростатическое поле, графически изобразить сечение эквипотенциальных поверхностей и силовые линии для некоторых конфигураций поля. Основные теоретические сведения. Любо...