77756

МЕТОД СИНЕКТИКИ В ИСУ

Лекция

Маркетинг и реклама

Как мобилизовать и мотивировать творческий потенциал исследователя? Какую роль формирование группы играет в мобилизации творчества исследователя? Как социально-психологические факторы совместной деятельности исследователей влияют на результат?

Русский

2015-02-05

79.5 KB

1 чел.

Тема 9

МЕТОД СИНЕКТИКИ В ИСУ

Полезно задуматься:

  1.  Как мобилизовать и мотивировать творческий потенциал исследователя?
  2.  Какую роль формирование группы играет в мобилизации творчества исследователя?
  3.  Как социально-психологические факторы совместной деятельности исследователей влияют на результат?

Понятие и идеи синектики

Синектика (греч.) - соединение различных, даже несовместимых элементов.

Суть идеи синектики - реализация творческого потенциала исследователей за счет включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально-психологического их взаимодействия.

Автор и основатель этого метода - американский ученого Уильям Гордон.

Его идея заключалась в формировании "группового мышления", в специально созданной "группе синекторов".

Он считал, что каждая организация должна иметь такие группы, чтобы непрерывно исследовать проблемы развития, постоянно вести поиск нового.

Главное отличие синектики от метода "мозгового штурма" - подход к исследованию и решению проблем не с позиции выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а представление незавершенных идей и мыслей, которые "подпитывают" процесс коллективного мышления.

Они даются в виде:

  •  нерациональной информации,
  •  метафор,
  •  образов,
  •  смутных ощущений,

действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции.

Обусловливается отказ от стандартных подходов.

В отборе группы главным критерием является эмоциональный строй человека (способность "включить" эмоции в процессы интеллектуальной совместной деятельности). При этом, конечно, не исключаются наличие определенных знаний, уровень образования и практический опыт исследователей.

Для формирования группы используются специальные тесты.

В состав группы часто включают эксперта – специалиста области решаемой проблемы.

В зависимости от ситуации эксперт выполняет или роли:

  1.  "энциклопедии" - корректировка понятий, выдача справок,
  2.  "адвоката дьявола" - внесение возмущений в идеи, понятия, образы и т. д.

Главный фактор в организации работы группы - достижение нужных психологических состояний для творческой активности, эмоционального единства, социально-психологического взаимодействия.

Это состояния:

  1.  отрешенности — вовлеченности - характеризуется отчуждением, дистанцированием от проблемы и постепенным вхождением в ее суть, содержание, особенности.
  2.  откладывания — осторожности проявление осторожности в суждениях, отказ от категорических и окончательных выводов, сдержанность в оценках.
  3.  размышления — раскованности ощущение раскованности в размышлениях, обыгрывание различных ситуаций и подходов к решению.
  4.  достижения — удовлетворенности ощущение близости рационального решения, удовлетворения совместной деятельностью и ее результатом.

В синектической группе, как правило, нет (и может быть, лучше, если нет) явного лидера.

Роль лидера выполняют все члены группы поочередно.

Главная задача временного лидера:

  •  настроить группу на творческое восприятие проблемы,
  •  отключить стереотипы мышления,
  •  социально-психологически активизировать деятельность.

Это достигается следующими действиями:

  1.  Анализ понятий, преобразование проблемы посредством оперирования понятиями.
  2.  Отрицание существующего понятия, закономерности или закона, отрицания тенденции или принципа.
  3.  Поиск аналогов проблем и понятий, их отождествление или противопоставление, попытка сделать известное неизвестным и наоборот.

Эти действия характеризуют операторы синектики (механизм, средства синектической деятельности).

Главное в синектике — добиться превращения необходимых бессознательных механизмов в сознательно используемые.

Этому можно научиться и научить.

В синектике результаты исследования рациональны, но процесс их достижения нерационален.

Группа должна влиять на творческую активность индивида таким образом, чтобы каждый в нее входящий стремился отказаться от стандартных подходов, был готов к риску в высказывании идей, боролся за психологический престиж.

Операторы синактики

Операторы синектикиэто конкретные психологические факторы, стимулирующие и поддерживающие творческий процесс синектической группы.

Их следует отличать от психологических состояний — эмпатия, аффект, вовлеченность, игра и пр., которые являются следствием этих факторов.

Операторы предназначены для пробуждения и мотивации этих состояний.

Этапы технологии синектики:

  1.  Превращение неизвестного в якобы известное;

Первая реакция на проблему - попытка ее объяснения в рамках привычных моделей, известных знаний.

Но это сведение является условным, ограниченным, (в противном случае не было бы проблемы).

  1.  Превращение известного в якобы неизвестное;

  1.  Превращение неизвестного в известное.

После первого шага возникает сомнение в том, что этого достаточно для решения проблемы и исследователь стремится превратить известное в якобы неизвестное, т. е.

  •  переосмыслить известное с позиций новой проблемы,
  •  усомниться в универсальности существующих знании.

Здесь тоже существует некоторая условность, потому что осмысление существующих знании осуществляется с позиций новой, еще не решенной проблемы.

Перенос знаний из одного поля проблем в другое делается

  •  сначала с сохранением существующих трактовок,
  •  потом с их трансформацией или модификацией.

В этом процессе и происходит возникновение нового знания.

Трансформация знаний и происходит на основе практической или экспериментальной их проверки по признакам и факторам новой проблемы.

Информационная база творческой работы включает:

  1.  багаж знаний,
  2.  оперативную информацию.

Для превращения известного в якобы неизвестное, необходимо, (быть может, даже искусственно):

  •  исказить существующее представление,
  •  перевернуть привычный взгляд на вещи и явления действительности.

В творческой деятельности всегда необходимо уметь взглянуть на известное как на неизвестное, усомниться в истинности существующих знаний.

Здоровый скептицизм — основа творчества.

Операторы превращения известного в якобы неизвестное:

1. Субъективная аналогия  - своеобразное "перевоплощение" исследователя:

  •  в элемент исследуемого процесса или ситуации,
  •  в противоположные силы противоречия,
  •  в противодействующие аспекты проблемы.

Такой оператор помогает увидеть (а значит увеличить вероятность решения проблемы)не воспринимаемые обычным способом аспекты и грани проблемы.

Прием субъективной аналогии:

  •  возбуждает мысли и чувства,
  •  стимулирует поиск,
  •  будит интуицию,
  •  включает ее потаенные механизмы.

2. Прямая аналогия заключается в сравнении фактов из двух параллельно существующих областей знаний или процессов, ситуаций, проблем.

Применение оператора прямой аналогии является ассоциативным поиском тождеств среди явлений окружающего мира.

Эта аналогия работает на:

  •  механизмах памяти,
  •  анализе подобий и тождества,
  •  переносе параметров с одного объекта на другой.

Например, перенос свойств биологического объекта на объекты техники, природы в целом или даже общества (именно так возникала идея кибернетики).

Для эффективного использования прямой аналогии необходимо иметь:

  •  широкое образование,
  •  разносторонние знания,
  •  богатые творческие интересы.

3. Символическая аналогия предполагает поиск и обнаружение:

  •  парадоксов в привычном,
  •  противоречий в известном,
  •  неясного в ясном, бесспорном.

Это оператор здорового скептицизма.

Механизм символической аналогии заключается в превращении любого заключения в парадокс, противоречие.

Посредством таких операции можно увидеть новые проблемы, или новые грани известных проблем, неизвестное в известном.

Прежде всего необходимо выделить главную функцию исследуемого объекта и, опираясь на нее, определить:

  •  имеются ли у него противоположные этой функции качества,
  •  как может выглядеть их реальное сочетание,
  •  что добавляет это сочетание сущности исследуемого объекта.

4. Образная аналогия - соединение субъективной и символической аналогии.

Первоначальный объект исследования рассматривается в виде некоторого образа, который сопоставляется в последующем:

  •  с образом — критерием,
  •  с образом функционального тождества,
  •  с образом — развития и т. д.

В использовании этого оператора большую роль играет художественное воображение.

"Фирма подобна морскому лайнеру",

"Государство — это я" (Людовик XVI),

"Экономика — это среда обитания человека",

"Информация — это поле коммуникаций людей" и т.д.

5. Фантастическая аналогия отличается предельной свободной оперирования символами, образами.

Здесь ведущую роль играет символ или образ-идеал, то, что является явлением желаемого будущего, недостижимым в реальном, но рождаемым реальностью, противоречащим объективным законам, которые "мешают" найти решение.

Это помогает:

  •  увидеть неожиданный ракурс проблемы,
  •  осуществить непредвиденный поворот мысли.

Формирование и деятельность синектических групп

Синектическая группаэто коллектив людей, состав, индивидуальные качества и организация совместной деятельности которых создают атмосферу творчества, интуиции, фантазии, что позволяет находить оригинальные решения сложных, неординарных проблем.

Синектика не облегчает процесс творческой деятельности, а:

  •  активизирует его,
  •  повышает его напряженность,
  •  увеличивает вероятность решения проблем,
  •  мотивирует удовлетворенность исследовательской работой.

Принципы  деятельности синектических групп.

1. Принцип трехэтапного формирования группы.

Группа должна формироваться в три этапа:

  1.  отбор по потенциалу знаний, образования и опыта;
  2.  отбор по потенциалу творчества (тип мышления, эмоциональный строй, система ценностей);
  3.  отбор по потенциалу коммуникативности.

Для каждого этапа должны существовать определенные критерии отбора и тесты реализации этих критериев.

Группа должна содержать специалистов из разных отраслей знании, в том числе и той отрасли, в которой находится проблема или объект исследования.

Каждому участнику синергического процесса должен быть присущ высокий энергетический потенциал (напряженная работа, большая отдача интеллекта и души).

Энергетический потенциал — это не просто склонность к активному поведению, это:

  •  способность максимального использования интеллектуального потенциала,
  •  рациональность этого использования,
  •  выдержка,
  •  воля,
  •  мобилизация сил.

Существуют и возрастные требования.

В синектическую группу должны входить люди разных возрастных категорий, но в пределах определенного возрастного диапазона (чаще всего от 25 лет до 50).

Важным фактором является также профессионализм.

Потенциал профессионализма — это обладание знаниями, лично проверенными практической деятельностью

Важен также фактор психологической основы творческой деятельности индивида.

Нежелательна ярко выраженная интровертируемость поведения, которая проявляется в:

  •  повышенной критичности к чужим мыслям,
  •  стремлении к самоутверждению через противопоставление себя группе,
  •  амбициозности,
  •  болезненном самолюбии,
  •  зависти и пр.

Таким людям группа нужна не для поиска истины, а для самоутверждения, наслаждения лидерством (чаще всего мнимым).

Это факторы отбора членов группы, которые действуют на первом этапе.

Второй этап построен на оценке способностей человека к творческой деятельности.

Главными факторами оценки – следующие:

  1.  Способность к образному восприятию и метафорическому мышлению.

Эти способности можно выявить специальным тестированием, в процессе собеседования, при решении специальных кроссвордов и т.д.

  1.  Эмоциональная зрелость, которая проявляется в способности:
  •  удивляться,
  •  восхищаться,
  •  эмоционально реагировать на проблему или ситуацию,

но при этом проявлять способность к конструктивному действию.

Более того, эмоции должны "работать" на конструктивизм, восхищение переходить в интеллектуальный подъем, творческую активность.

  1.  Способность к риску 

В творческой, исследовательской работе отношение к риску проявляется через:

  •  отношение к парадоксам,
  •  оценки "бредовых" идей со стороны других участников работы,
  •  опасение вызвать негодование и пр.
  1.  Способность кандидата к обобщению.

Это тип мышления, позволяющий:

  •  видеть целое,
  •  составлять из разрозненных фактов целостную картину,
  •  обобщать факты или мысли,
  •  выделять главное и отсеивать второстепенное относительно целей исследования.

Эти способности также можно проверить и установить с помощью специальных тестов. (Человеку даются три-четыре факта, по которым надо сделать обобщающее заключение. Эти задачи могут быть разной степени сложности. Возможны компьютерные варианты таких тестов).

На третьем этапе проверяются коммуникационные данные кандидата.

Здесь предметом оценки являются следующие характеристики.

  1.  Кинестатические позиции, или реакция на координационные действия.

Она может быть:

  •  замедленной,
  •  неуклюжей,
  •  инертной.

Это не всегда свидетельствует о низком творческом потенциале, однако для успешной работы в группе это отрицательный фактор.

  1.  Ответственность. Может ли человек:
  •  отождествить свою деятельность с общими результатами работы,
  •  ощутить их как собственные удачу или неудачу,
  •  объективно оценить свою деятельность и роль в группе,
  •  признать порицание или одобрение.

Ответственность проявляется в обязательности.

  1.  Мотивация поддержки. В работе группы он не может занимать наблюдательную или выжидательную позицию, он должен:
  •  поддерживать огонь мысли,
  •  искать и находить свою роль, функцию, место в общем процессе творческой деятельности,
  •  проявлять активность.

Это должно быть его органической склонностью.

  1.  Статус разнообразия.

Члены группы должны отличаться своими поведенческими характеристиками.

Сформировать группу еще недостаточно для того, чтобы она могла продуктивно работать. Ее надо ввести в работу и обучить некоторым приемам совместной деятельности.

На этом этапе производится также:

  •  корректировка состава группы,
  •  создание инновационной среды,
  •  освоение методологии и организации творческой работы.

Главное в обучении сформировать:

понимание метода и уверенность в его продуктивности,

коллективизм в решении проблем,

понимание роли каждого в синектической группе.

Главными методами обучения здесь могут быть кейсы, но не исключаются и установочные проблемные лекции.

Наконец, заключительный этап - освоение проблемы и проведение исследовательской работы.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15661. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. О ЗАВИСИМОСТИ ОБЪЕМА ПАМЯТИ ОТ РАЗМЕРА АЛФАВИТА СТИМУЛОВ 157 KB
  ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. О ЗАВИСИМОСТИ ОБЪЕМА ПАМЯТИ ОТ РАЗМЕРА АЛФАВИТА СТИМУЛОВ В экспериментальном исследовании обнаружено что объем сенсорной памяти на цифры вычисленный по методике частичного отчета равен объему кратковременной памяти измеренному по методике полног
15662. ОБЪЕМ ПАМЯТИ И РАЗМЕР АЛФАВИТА СТИМУЛОВ 100.5 KB
  ОБЪЕМ ПАМЯТИ И РАЗМЕР АЛФАВИТА СТИМУЛОВ Не смотря на многолетнюю историю экспериментальных исследований психология памяти до сих пор остается ареной теоретических споров и столкновения разных концепций. Одной из горячо обсуждаемых проблем является даже то сколько в...
15663. ОНТОЛОГИЯ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФЕНОМЕНОВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОЙ КУЛЬТУРЫ 91 KB
  ОНТОЛОГИЯ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФЕНОМЕНОВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОЙ КУЛЬТУРЫ Ибрагимов М.М. Национальный университет физического воспитания и спорта Украины Постановка проблемы. В первую очередь следует отметить что историографический анализ спорта обна...
15664. СОВА МИНЕРВЫ и АПОЛЛОН или ДВА СПОСОБА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ СПОРТА 124 KB
  СОВА МИНЕРВЫ и АПОЛЛОН или ДВА СПОСОБА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ СПОРТА Аннотация: В статье Сова Минервы и Аполлон или два способа философского осмысления спорта кандидата философских наук профессора Ибрагимова М.М. Национальный университет физического воспитания и...
15665. ИДЕЯ СПОРТА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ 107.5 KB
  ИДЕЯ СПОРТА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНОФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ М.М.Ибрагимов Постановка проблемы. Современный спорт как и другие формы жизнедеятельности носит духовнопрактический характер поскольку имеет целеполагающую идею образующую в развитии общества физкульту...
15666. ФИЛОСОФИЯ СПОРТА: ВЫМИРАНИЕ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ЕГО ИДЕАЛОВ 59 KB
  ФИЛОСОФИЯ СПОРТА: ВЫМИРАНИЕ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ЕГО ИДЕАЛОВ Ибрагимов М.М. Каждая эпоха приобретая новые идеи приобретает и новые глаза Г.Гейне Введение. Возникшей в начале ХХI века новый этап глобальных информационных технологий кризис во всех сферах материальной...
15667. ФИЛОСОФИЯ СПОРТА: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ 140 KB
  ФИЛОСОФИЯ СПОРТА: ПРЕДМЕТ СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ. Ибрагимов Михаил Михайлович ациональный университет физического воспитания и спорта Украины Аннотация. Ибрагимов М.М. Философия спорта: предмет структура и проблемы методологии // Актуальні проблеми
15668. ФІЛОСОФІЯ СПОРТУ: ЧИ БУДЕ ПЛІДНОЮ ФІЛОСОФІЯ НА НИВІ СПОРТУ 127 KB
  Філософія спорту ФІЛОСОФІЯ СПОРТУ: ЧИ БУДЕ ПЛІДНОЮ ФІЛОСОФІЯ НА НИВІ СПОРТУ Михайло Ібрагімов Анотація. В статті мова йде про аналітичну підготовчу роботу до формування нової міждисциплінарної галузі знань філософії спорту яка б завершила ієрархію гуманітарн
15669. ЕКЗИСТЕНЦІЯ СПОРТУ І ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ В НОВІЙ ДІАЛЕКТИКО-ПАНТЕЇСТИЧНІЙ МЕТОДОЛОГІЇ 114.5 KB
  ЕКЗИСТЕНЦІЯ СПОРТУ І ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ В НОВІЙ ДІАЛЕКТИКОПАНТЕЇСТИЧНІЙ МЕТОДОЛОГІЇ Михайло Ібрагімов Душу легше зрозуміти чим тіло Рене Декарт Резюме. В статье предлагается на рассмотрение научноспортивной общественности возможность формирования новой