77757

МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ

Лекция

Маркетинг и реклама

Методы дивергенции Дивергенция это прием расширения границ предмета исследования которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения. К методам дивергенции можно отнести методы: обобщения литературы визуализации проблемы обсуждения анализа формулировок накопления и систематизации информации инвентаризации точек зрения и подходов анкетирования анализа ограничений. Методы трансформации Это следующий этап исследования.

Русский

2015-02-05

46 KB

7 чел.

Тема 10

МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ

Полезно задуматься:

  1.  Необходима ли концепция исследования и когда?
  2.  Какую роль играет концепция исследования в достижении его успеха?
  3.  Как проектируется концепция исследования?
  4.  Какие используются методы в проектировании концепции исследования?

Проектирование концепции

Тождество

решение проблемы;                                                                 новое устройство и т.п.

создание новой концепции:

развития

   решения проблем,

       объяснения явлений

        предвидения  изменений.

Концепция — это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели.

В области науки концепция помогает:

  •  объяснить явления,
  •  организовывать исследования.

В области практической деятельности человека она отражает:

  •  исходные посылки и установки,
  •  цель и средства ее достижения.

В области управления концепция отражает:

  •  подходы к управлению,
  •  систему ценностей и пр.

Концепция управления безусловно определяет его эффективность и общий успех.

Некоторые концепции управления:

  •  концепция качества,
  •  концепция человеческого капитала,
  •  концепция культуры управления,
  •  концепция неформального управления и т. д.

Все они обладают:

  •  систематизированными акцентами в управленческой деятельности,
  •  опорными факторами ее организации и осуществления.

Концепция управления может быть предметом и результатом исследования управления и научно обоснованного проектирования.

Интеграция исследования и проектирования достигается последовательным, трехступенчатым использованием методов:

  1.  дивергенции,
  2.  трансформации
  3.  конвергенции.

Методы дивергенции

Дивергенция — это прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.

Наиболее эффективно использование дивергенции при неустойчивой или неопределенной цели исследования, или когда цель носит условный, приблизительный характер.

Любые варианты возможных решений принимаются к рассмотрению:

  •  противоречивые,
  •  не имеющие отношения к проблеме,
  •  отдаленные,
  •  неточные.

Это и расширяет поле поиска.

Направление исследования может меняться в ходе его проведения.

Исследователь старается:

  •  освободить себя от традиционных решений,
  •  мотивировать чувство неуверенности.

Дивергенция — это проверка на устойчивость идей, подходов, направлений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета.

На этом этапе не принимаются решения, это этап свободного блуждания в проблематике.

Здесь наибольшую важность имеет постановка вопросов, отражающих суть проблем.

К методам дивергенции можно отнести методы:

  1.  обобщения литературы,
  2.  визуализации проблемы,
  3.  обсуждения,
  4.  анализа формулировок,
  5.  накопления и систематизации информации,
  6.  инвентаризации точек зрения и подходов,
  7.  анкетирования,
  8.  анализа ограничений.

Результаты дивергенции:

  •  корректная постановка проблемы,
  •  определение подходов и целей ее решения,
  •  определение шкалы оценок вариантов решений.

Методы трансформации

Это следующий этап исследования.

Трансформация — это изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее приемлем для исследования, наиболее отвечает потребностям и целям исследования.

Трансформация заключается в:

  •  структурировании проблемы,
  •  ее преобразовании,
  •  представлении проблемы в виде ясной схемы, отражающей содержание и особенность исследовательских задач.

Это:

  •  построение модели решения проблемы в соответствии с выбранными подходами и оценками,
  •  установление границ исследования,
  •  отделение главного от второстепенного.

Трансформация включает:

  •  декомпозицию проблемы,
  •  установление инструментария ее решения,
  •  формулирование ключевых понятии.

Это и должно быть результатом трансформации.

Методы трансформации:

  1.  Методы классификации.
  2.  Методы смещения ограничений.
  3.  Методы ликвидации тупиковых направлений.
  4.  Методы определения новых свойств.
  5.  Методы проектирования исследования.
  6.  Методы установления взаимодействий.
  7.  Методы уточнения структуры проблемы.
  8.  Методы морфологического анализа.
  9.  Методы выбора критериев.
  10.  Методы ранжирования.

На этом этапе уже закладываются посылки окончательного решения, но оформление его производится на следующем.

Методы конвергенции

Конвергенция заключается в последовательном разрешении альтернативных и второстепенных проблем пока не определится окончательное решение, характеризующее достижение цели исследования.

Особенностью конвергенции:

  1.  использование методик строгого логического отбора,
  2.  устранение неопределенности,
  3.  «исключение» альтернатив по устанавливаемым критериям.

Главную роль здесь должна играть формула принятия решений, последовательно уменьшающая их разнообразие.

Конвергенция — это:

  •  конкретизация и детализация исследовательских решений,
  •  сокращение поля поиска,
  •  определение сочетания различных характеристик и свойств,
  •  превращение совокупности идей в концепцию нового управления.

Методы конвергенции

  1.  Методы практической конкретизации.
  2.  Методы выбора оптимального варианта.
  3.  Методы расчета и количественного анализа.
  4.  Методы ресурсно-стоимостного анализа.
  5.  Методы концептуального упорядочения.
  6.  Методы установления взаимодействий.
  7.  Методы обсуждения практической ценности.

Таким образом:

  •  на этапе дивергенции осуществляется расширение области поиска;
  •  на этапе трансформации — поиск наиболее точной формулировки проблемы;
  •  на этапе конвергенции — построения концепции нового управления.

Эти этапы отражают последовательность рациональных мыслительных процессов при проведении исследования.

Они включают как интуитивное мышление, так и логическое.

Использование методов проектирования концепций

Использование всех этих методов должно быть:

  •  в единстве,
  •  взаимодействии,
  •  определенной последовательности.

Это дает большой эффект, потому что:

  •  позволяет выйти за границы привычного,
  •  посмотреть на предмет исследования в новом ракурсе,
  •  увидеть невидимое.

Это:

  •  расширяет и обогащает информацию,
  •  предохраняют исследователя от видимости удачной идеи,
  •  заставляют сомневаться и продолжать поиск до рационального его завершения.

Стратегия исследовательского мышления

В деятельности исследователя большую роль может играть метод переключения стратегий.

Его суть заключается в обеспечении связи и взаимодействия спонтанного и организованного мышления.

Стратегия мышления - отражение связи истоков (причин, побуждений, возбуждающих факторов) и направленности (целей, предполагаемых результатов, ожиданий) мыслительного процесса.

Истоками мышления могут быть спонтанные, случайные факторы деятельности человека.

При этом не всегда обнаруживается их связь с определенной направленностью мыслительного процесса. Они существуют сами по себе и часто исчезают за ненадобностью или проявляются в таких же случайных направлениях мысли.

Главная задача исследователя - подчинить спонтанные факторы мышления общему процессу исследовательского мышления.

С другой стороны, организованное мышление может быть также отключенным от спонтанного мышления.

Нельзя исследовать проблемы, полагаясь только на логику.

Новые и оригинальные решения очень часто находятся в плоскости случайных мыслей, непредвиденных впечатлений, неосознанных посылок.

В этом и заключается суть метода переключения стратегии мышления.

Главное здесь заключается не в том, что исследователь должен переходить со спонтанного мышления на организованное и обратно, а в том, что сама стратегия поиска должна меняться под воздействием взаимодействия спонтанного и организованного мышления.

Одна из трудностей использовании этого метода несовместимость спонтанного и организованного мышления.

хаотичность                                                             строгость (систематичность).

Нужно умение переключаться с одной мысли на другую, не теряя при этом цели и общей схемы исследования.

Использование этого метода возможно как в индивидуальной, так и в коллективной исследовательской работе.

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79489. Модели деятельности школьного психолога 31.89 KB
  Деятельность психолога организуется по запросу и на основании плана утвержденного администрацией школы. Цели деятельности сопровождение процесса психологического развития учащихся посредвтом создания определенных условий в образовательной среде школы. Задачи: Отслеживание результатов развития учащихся на различных этапах обучения; Создание условий для оказания психологической помощи учащимся; Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и...
79490. Психолог - куратор 30.81 KB
  Основной принцип организации работы осуществление комплексного психологопедагогического сопровождения определенной группы учащихся 56 классов. Цели деятельности комплексное психологопедагогическое сопровождение учащихся и ученических коллективов в образовательном процессе. Задачи: Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуальноличностных возможностей учащихся; Оказание комплексной психологопедагогической помощи учащимся испытывающим трудности в обучении и развитии; Повышение психологической...
79491. Взаимодействие психолога с администрацией образовательного учреждения 27.81 KB
  Взаимодействие психолога с администрацией учебного заведения проходит в нескольких направлениях но все они имеют целью оптимизацию учебного процесса создание комфортных условий учебной и трудовой деятельности учащихся. Активное взаимодействие психолога с заместителем по воспитательной работе предполагает психологическое сопровождение тех или иных воспитательных мероприятий работу с детьми группы риска развивающие мероприятия. Взаимодействие с заместителем директора по учебной работе предполагает оказание помощи в составлении наиболее...
79492. Взаимодействие психолога с членами педагогического коллектива 29.39 KB
  Решение проблем эффективного сопровождения школьников осуществляется в процессе таких совместных форм работы как: Психологопедагогический консилиум; Групповые и индивидуальные консультации по итогам консилиума; круглые столы по итогам психологопедагогической работы в определенной параллели; Индивидуальные консультации по единичным запросам. Профессиональное развитие педагогов выработка общего языка и общего смысла работы с детьми осущестляется в рамках такой коллегиальной работы как: Методические семинары с...
79493. Взаимодействие психолога с родителями 32.33 KB
  Работа с родителями строится в направлениях: психологическое просвещение; социальнопсихологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей; коррекция детскородительских отношений; специальное обучение родителей тренинг родительской эффективности. Психологопедагогическое консультирование родителей проводимое по запросу родителей или инициативе психолога может выполнять различные функции: Информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных...
79495. Текущая и отчетная документация ПСО учреждения 34.5 KB
  План работы педагога-психолога форма. При составлении плана необходимо учитывать: Цели и задачи образовательного учреждения; Приоритет прав и интересов ребенка Нормы расхода времени на каждый вид деятельности План работы включает Название работы Условия проведения Ответственный Срок проведения Предполагаемый результат План работы составляется на периоды месяц учебная четверть и т.Журнал учета групповых форм работы форма 4. К групповым формам работы относят: Тренинг с детьми или взрослыми Коррекционные или развивающие занятия с...
79496. Психологическое просвещение как вид деятельности психолога образования 31.27 KB
  Основной смысл психологического просвещения заключается в том чтобы: 1 знакомить воспитателей учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2 популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3 формировать потребность в психологических знаниях желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; 4 знакомить учащихся с основами самопознания самовоспитания; 5 достичь понимания необходимости практической...
79497. Психопрофилактическое направление в деятельности педагога-психолога 31.23 KB
  Психопрофилактика специальный вид деятельности психолога направленный на сохранение укрепление и развитие психологического здоровья детей. Психопрофилактика предполагает: Ответственность за соблюдение в образовательных учреждениях психологических условий необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе: Своевременное выявление таких особенностей ребенка которые могут привести к определенным сложностям отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии в поведении и отношениях;...