77757

МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ

Лекция

Маркетинг и реклама

Методы дивергенции Дивергенция это прием расширения границ предмета исследования которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения. К методам дивергенции можно отнести методы: обобщения литературы визуализации проблемы обсуждения анализа формулировок накопления и систематизации информации инвентаризации точек зрения и подходов анкетирования анализа ограничений. Методы трансформации Это следующий этап исследования.

Русский

2015-02-05

46 KB

7 чел.

Тема 10

МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ

Полезно задуматься:

  1.  Необходима ли концепция исследования и когда?
  2.  Какую роль играет концепция исследования в достижении его успеха?
  3.  Как проектируется концепция исследования?
  4.  Какие используются методы в проектировании концепции исследования?

Проектирование концепции

Тождество

решение проблемы;                                                                 новое устройство и т.п.

создание новой концепции:

развития

   решения проблем,

       объяснения явлений

        предвидения  изменений.

Концепция — это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели.

В области науки концепция помогает:

  •  объяснить явления,
  •  организовывать исследования.

В области практической деятельности человека она отражает:

  •  исходные посылки и установки,
  •  цель и средства ее достижения.

В области управления концепция отражает:

  •  подходы к управлению,
  •  систему ценностей и пр.

Концепция управления безусловно определяет его эффективность и общий успех.

Некоторые концепции управления:

  •  концепция качества,
  •  концепция человеческого капитала,
  •  концепция культуры управления,
  •  концепция неформального управления и т. д.

Все они обладают:

  •  систематизированными акцентами в управленческой деятельности,
  •  опорными факторами ее организации и осуществления.

Концепция управления может быть предметом и результатом исследования управления и научно обоснованного проектирования.

Интеграция исследования и проектирования достигается последовательным, трехступенчатым использованием методов:

  1.  дивергенции,
  2.  трансформации
  3.  конвергенции.

Методы дивергенции

Дивергенция — это прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.

Наиболее эффективно использование дивергенции при неустойчивой или неопределенной цели исследования, или когда цель носит условный, приблизительный характер.

Любые варианты возможных решений принимаются к рассмотрению:

  •  противоречивые,
  •  не имеющие отношения к проблеме,
  •  отдаленные,
  •  неточные.

Это и расширяет поле поиска.

Направление исследования может меняться в ходе его проведения.

Исследователь старается:

  •  освободить себя от традиционных решений,
  •  мотивировать чувство неуверенности.

Дивергенция — это проверка на устойчивость идей, подходов, направлений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета.

На этом этапе не принимаются решения, это этап свободного блуждания в проблематике.

Здесь наибольшую важность имеет постановка вопросов, отражающих суть проблем.

К методам дивергенции можно отнести методы:

  1.  обобщения литературы,
  2.  визуализации проблемы,
  3.  обсуждения,
  4.  анализа формулировок,
  5.  накопления и систематизации информации,
  6.  инвентаризации точек зрения и подходов,
  7.  анкетирования,
  8.  анализа ограничений.

Результаты дивергенции:

  •  корректная постановка проблемы,
  •  определение подходов и целей ее решения,
  •  определение шкалы оценок вариантов решений.

Методы трансформации

Это следующий этап исследования.

Трансформация — это изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее приемлем для исследования, наиболее отвечает потребностям и целям исследования.

Трансформация заключается в:

  •  структурировании проблемы,
  •  ее преобразовании,
  •  представлении проблемы в виде ясной схемы, отражающей содержание и особенность исследовательских задач.

Это:

  •  построение модели решения проблемы в соответствии с выбранными подходами и оценками,
  •  установление границ исследования,
  •  отделение главного от второстепенного.

Трансформация включает:

  •  декомпозицию проблемы,
  •  установление инструментария ее решения,
  •  формулирование ключевых понятии.

Это и должно быть результатом трансформации.

Методы трансформации:

  1.  Методы классификации.
  2.  Методы смещения ограничений.
  3.  Методы ликвидации тупиковых направлений.
  4.  Методы определения новых свойств.
  5.  Методы проектирования исследования.
  6.  Методы установления взаимодействий.
  7.  Методы уточнения структуры проблемы.
  8.  Методы морфологического анализа.
  9.  Методы выбора критериев.
  10.  Методы ранжирования.

На этом этапе уже закладываются посылки окончательного решения, но оформление его производится на следующем.

Методы конвергенции

Конвергенция заключается в последовательном разрешении альтернативных и второстепенных проблем пока не определится окончательное решение, характеризующее достижение цели исследования.

Особенностью конвергенции:

  1.  использование методик строгого логического отбора,
  2.  устранение неопределенности,
  3.  «исключение» альтернатив по устанавливаемым критериям.

Главную роль здесь должна играть формула принятия решений, последовательно уменьшающая их разнообразие.

Конвергенция — это:

  •  конкретизация и детализация исследовательских решений,
  •  сокращение поля поиска,
  •  определение сочетания различных характеристик и свойств,
  •  превращение совокупности идей в концепцию нового управления.

Методы конвергенции

  1.  Методы практической конкретизации.
  2.  Методы выбора оптимального варианта.
  3.  Методы расчета и количественного анализа.
  4.  Методы ресурсно-стоимостного анализа.
  5.  Методы концептуального упорядочения.
  6.  Методы установления взаимодействий.
  7.  Методы обсуждения практической ценности.

Таким образом:

  •  на этапе дивергенции осуществляется расширение области поиска;
  •  на этапе трансформации — поиск наиболее точной формулировки проблемы;
  •  на этапе конвергенции — построения концепции нового управления.

Эти этапы отражают последовательность рациональных мыслительных процессов при проведении исследования.

Они включают как интуитивное мышление, так и логическое.

Использование методов проектирования концепций

Использование всех этих методов должно быть:

  •  в единстве,
  •  взаимодействии,
  •  определенной последовательности.

Это дает большой эффект, потому что:

  •  позволяет выйти за границы привычного,
  •  посмотреть на предмет исследования в новом ракурсе,
  •  увидеть невидимое.

Это:

  •  расширяет и обогащает информацию,
  •  предохраняют исследователя от видимости удачной идеи,
  •  заставляют сомневаться и продолжать поиск до рационального его завершения.

Стратегия исследовательского мышления

В деятельности исследователя большую роль может играть метод переключения стратегий.

Его суть заключается в обеспечении связи и взаимодействия спонтанного и организованного мышления.

Стратегия мышления - отражение связи истоков (причин, побуждений, возбуждающих факторов) и направленности (целей, предполагаемых результатов, ожиданий) мыслительного процесса.

Истоками мышления могут быть спонтанные, случайные факторы деятельности человека.

При этом не всегда обнаруживается их связь с определенной направленностью мыслительного процесса. Они существуют сами по себе и часто исчезают за ненадобностью или проявляются в таких же случайных направлениях мысли.

Главная задача исследователя - подчинить спонтанные факторы мышления общему процессу исследовательского мышления.

С другой стороны, организованное мышление может быть также отключенным от спонтанного мышления.

Нельзя исследовать проблемы, полагаясь только на логику.

Новые и оригинальные решения очень часто находятся в плоскости случайных мыслей, непредвиденных впечатлений, неосознанных посылок.

В этом и заключается суть метода переключения стратегии мышления.

Главное здесь заключается не в том, что исследователь должен переходить со спонтанного мышления на организованное и обратно, а в том, что сама стратегия поиска должна меняться под воздействием взаимодействия спонтанного и организованного мышления.

Одна из трудностей использовании этого метода несовместимость спонтанного и организованного мышления.

хаотичность                                                             строгость (систематичность).

Нужно умение переключаться с одной мысли на другую, не теряя при этом цели и общей схемы исследования.

Использование этого метода возможно как в индивидуальной, так и в коллективной исследовательской работе.

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82778. Вода в природі. Властивості води. Як берегти воду? 438 KB
  Мета: дати учням уявлення про властивості води (прозора, рідка, без кольору, без запаху, розчиняє деякі предмети), про зміни стану води (твердий рідкий, газоподібний); акцентувати увагу дітей на значення води для рослин, тварин, людини; розвивати активне пізнавальне ставлення до природи...
82779. Здоровий спосіб життя 52.5 KB
  Ознайомити учнів із визначенням понять здоров’я здоровий спосіб життя; Формувати вміння висувати аргументувати та захищати свої ідеї; Вчити учнів протидіяти шкідливим звичкам контролювати свою поведінку Розвивати увагу фантазію учнів уміння спостерігати порівнювати...
82780. Число 10. Записывание числа 10 двумя цифрами. Повторение изученного материала 340 KB
  Цели: Ознакомить с образованием числа 10 записью числа 10 двумя цифрами; учить сравнивать числа вычислять выражения на сложение в пределах 9 закреплять знания состава числа 9; развивать логическое мышление воспитывать желание учиться учить математику.
82781. Жанровые разновидности и особенности музыки моего народа. Песенные жанры 2.63 MB
  Цель: научить различать особенности песенного жанра; ориентировать учащихся на духовное развитие средствами музыкального искусства; активизировать музыкальное мышление; формировать способности к разным видам музыкальной творческой деятельности и к овладению элементарных практических умений и навыков.
82782. Прикметник як частина мови. Прикметники-синоніми. Прикметники-антоніми. Пряме та переносне значення прикметників 60 KB
  Мета: закріпити в учнів поняття про прикметник як частину мови, про його роль в мовленні; збагачувати мовлення учнів прикметниками із синонімічними та антонімічними значеннями; вчити вживати їх у прямому та переносному значенні; виховувати любов до рідної мови та бажання вивчати її.
82783. Повторення і закріплення вивченого про іменник 94.5 KB
  Поле чудес дзиґа конверти із завданнями символи для оцінювання грамота таблиці на дошку. На змодельованому Полі чудес лежать конверти із завданнями біля позначених номерівдзиґа для визначення завдань. Діти по черзі вибиратимуть завдання для команд виконувати будуть всі разом відповідати...
82784. Знаходження значень виразів на сумісні дії першого ступеня. Задачі з буквеними даними 287 KB
  Мета: Закріплювати вміння учнів виконувати дії додавання і віднімання над багатоцифровими числами. Формувати обчислювальні навички, потребу в навчанні. Навчати узагальнених прийомів розв’язування задач. Ознайомити учнів з навчальним закладами і професіями.
82785. Особливості соціально-психологічної адаптації людей похилого віку до умов стаціонарних установ 951 KB
  Мета роботи – теоретично обґрунтувати та дослідити питання соціально – психологічної адаптації людей похилого віку до умов стаціонарних установ. Завдання роботи: Описати функціонування стаціонарних установ в контексті надання соціальних послуг та організацією побуту людям похилого віку...
82786. Прибыль и ее использование на предприятии на примере ООО «Объединение» 748.5 KB
  Целью выпускной квалификационной работы является понятие и анализ прибыли, ее распределение и пути ее роста, а также разработка мероприятий по увеличению прибыли на предприятии. Задачи для достижения данной цели реализуются следующие: изучить понятие и виды прибыли; распределение и использование прибыли...