77757

МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ

Лекция

Маркетинг и реклама

Методы дивергенции Дивергенция это прием расширения границ предмета исследования которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения. К методам дивергенции можно отнести методы: обобщения литературы визуализации проблемы обсуждения анализа формулировок накопления и систематизации информации инвентаризации точек зрения и подходов анкетирования анализа ограничений. Методы трансформации Это следующий этап исследования.

Русский

2015-02-05

46 KB

6 чел.

Тема 10

МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ

Полезно задуматься:

  1.  Необходима ли концепция исследования и когда?
  2.  Какую роль играет концепция исследования в достижении его успеха?
  3.  Как проектируется концепция исследования?
  4.  Какие используются методы в проектировании концепции исследования?

Проектирование концепции

Тождество

решение проблемы;                                                                 новое устройство и т.п.

создание новой концепции:

развития

   решения проблем,

       объяснения явлений

        предвидения  изменений.

Концепция — это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели.

В области науки концепция помогает:

  •  объяснить явления,
  •  организовывать исследования.

В области практической деятельности человека она отражает:

  •  исходные посылки и установки,
  •  цель и средства ее достижения.

В области управления концепция отражает:

  •  подходы к управлению,
  •  систему ценностей и пр.

Концепция управления безусловно определяет его эффективность и общий успех.

Некоторые концепции управления:

  •  концепция качества,
  •  концепция человеческого капитала,
  •  концепция культуры управления,
  •  концепция неформального управления и т. д.

Все они обладают:

  •  систематизированными акцентами в управленческой деятельности,
  •  опорными факторами ее организации и осуществления.

Концепция управления может быть предметом и результатом исследования управления и научно обоснованного проектирования.

Интеграция исследования и проектирования достигается последовательным, трехступенчатым использованием методов:

  1.  дивергенции,
  2.  трансформации
  3.  конвергенции.

Методы дивергенции

Дивергенция — это прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.

Наиболее эффективно использование дивергенции при неустойчивой или неопределенной цели исследования, или когда цель носит условный, приблизительный характер.

Любые варианты возможных решений принимаются к рассмотрению:

  •  противоречивые,
  •  не имеющие отношения к проблеме,
  •  отдаленные,
  •  неточные.

Это и расширяет поле поиска.

Направление исследования может меняться в ходе его проведения.

Исследователь старается:

  •  освободить себя от традиционных решений,
  •  мотивировать чувство неуверенности.

Дивергенция — это проверка на устойчивость идей, подходов, направлений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета.

На этом этапе не принимаются решения, это этап свободного блуждания в проблематике.

Здесь наибольшую важность имеет постановка вопросов, отражающих суть проблем.

К методам дивергенции можно отнести методы:

  1.  обобщения литературы,
  2.  визуализации проблемы,
  3.  обсуждения,
  4.  анализа формулировок,
  5.  накопления и систематизации информации,
  6.  инвентаризации точек зрения и подходов,
  7.  анкетирования,
  8.  анализа ограничений.

Результаты дивергенции:

  •  корректная постановка проблемы,
  •  определение подходов и целей ее решения,
  •  определение шкалы оценок вариантов решений.

Методы трансформации

Это следующий этап исследования.

Трансформация — это изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее приемлем для исследования, наиболее отвечает потребностям и целям исследования.

Трансформация заключается в:

  •  структурировании проблемы,
  •  ее преобразовании,
  •  представлении проблемы в виде ясной схемы, отражающей содержание и особенность исследовательских задач.

Это:

  •  построение модели решения проблемы в соответствии с выбранными подходами и оценками,
  •  установление границ исследования,
  •  отделение главного от второстепенного.

Трансформация включает:

  •  декомпозицию проблемы,
  •  установление инструментария ее решения,
  •  формулирование ключевых понятии.

Это и должно быть результатом трансформации.

Методы трансформации:

  1.  Методы классификации.
  2.  Методы смещения ограничений.
  3.  Методы ликвидации тупиковых направлений.
  4.  Методы определения новых свойств.
  5.  Методы проектирования исследования.
  6.  Методы установления взаимодействий.
  7.  Методы уточнения структуры проблемы.
  8.  Методы морфологического анализа.
  9.  Методы выбора критериев.
  10.  Методы ранжирования.

На этом этапе уже закладываются посылки окончательного решения, но оформление его производится на следующем.

Методы конвергенции

Конвергенция заключается в последовательном разрешении альтернативных и второстепенных проблем пока не определится окончательное решение, характеризующее достижение цели исследования.

Особенностью конвергенции:

  1.  использование методик строгого логического отбора,
  2.  устранение неопределенности,
  3.  «исключение» альтернатив по устанавливаемым критериям.

Главную роль здесь должна играть формула принятия решений, последовательно уменьшающая их разнообразие.

Конвергенция — это:

  •  конкретизация и детализация исследовательских решений,
  •  сокращение поля поиска,
  •  определение сочетания различных характеристик и свойств,
  •  превращение совокупности идей в концепцию нового управления.

Методы конвергенции

  1.  Методы практической конкретизации.
  2.  Методы выбора оптимального варианта.
  3.  Методы расчета и количественного анализа.
  4.  Методы ресурсно-стоимостного анализа.
  5.  Методы концептуального упорядочения.
  6.  Методы установления взаимодействий.
  7.  Методы обсуждения практической ценности.

Таким образом:

  •  на этапе дивергенции осуществляется расширение области поиска;
  •  на этапе трансформации — поиск наиболее точной формулировки проблемы;
  •  на этапе конвергенции — построения концепции нового управления.

Эти этапы отражают последовательность рациональных мыслительных процессов при проведении исследования.

Они включают как интуитивное мышление, так и логическое.

Использование методов проектирования концепций

Использование всех этих методов должно быть:

  •  в единстве,
  •  взаимодействии,
  •  определенной последовательности.

Это дает большой эффект, потому что:

  •  позволяет выйти за границы привычного,
  •  посмотреть на предмет исследования в новом ракурсе,
  •  увидеть невидимое.

Это:

  •  расширяет и обогащает информацию,
  •  предохраняют исследователя от видимости удачной идеи,
  •  заставляют сомневаться и продолжать поиск до рационального его завершения.

Стратегия исследовательского мышления

В деятельности исследователя большую роль может играть метод переключения стратегий.

Его суть заключается в обеспечении связи и взаимодействия спонтанного и организованного мышления.

Стратегия мышления - отражение связи истоков (причин, побуждений, возбуждающих факторов) и направленности (целей, предполагаемых результатов, ожиданий) мыслительного процесса.

Истоками мышления могут быть спонтанные, случайные факторы деятельности человека.

При этом не всегда обнаруживается их связь с определенной направленностью мыслительного процесса. Они существуют сами по себе и часто исчезают за ненадобностью или проявляются в таких же случайных направлениях мысли.

Главная задача исследователя - подчинить спонтанные факторы мышления общему процессу исследовательского мышления.

С другой стороны, организованное мышление может быть также отключенным от спонтанного мышления.

Нельзя исследовать проблемы, полагаясь только на логику.

Новые и оригинальные решения очень часто находятся в плоскости случайных мыслей, непредвиденных впечатлений, неосознанных посылок.

В этом и заключается суть метода переключения стратегии мышления.

Главное здесь заключается не в том, что исследователь должен переходить со спонтанного мышления на организованное и обратно, а в том, что сама стратегия поиска должна меняться под воздействием взаимодействия спонтанного и организованного мышления.

Одна из трудностей использовании этого метода несовместимость спонтанного и организованного мышления.

хаотичность                                                             строгость (систематичность).

Нужно умение переключаться с одной мысли на другую, не теряя при этом цели и общей схемы исследования.

Использование этого метода возможно как в индивидуальной, так и в коллективной исследовательской работе.

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78759. ИЗ СВЕТЛЯНДИИ ПРИВЕТ – ЭТО СКАЗКА ПРО БЮДЖЕТ 38 KB
  Голос ребёнка: За горами, за лесами есть чудесная страна! И Светляндским королевством называется она. И живут в том королевстве человечки – светлячки: Дети, тётеньки и дяди, бабушки и старички! Во главе же государства стоит дяденька король. И зовут его Светлун, а фамилия Второй!
78760. Книга та комп’ютер – наші друзі 112 KB
  Адже це дійсно так. Особливо ці слова, сказані англійським прем’єр міністром у минулому столітті, є актуальними сьогодні. У наш час стрімкого розвитку інноваційних технологій дуже важливо володіти своєчасною та актуальною інформацією. З кожним роком обсяг інформації зростає, також скорочується час для пошуку інформації.
78761. Хай сонцю і квітам всміхаються діти 717.5 KB
  Організаційна робота. Прийом дітей в пришкільний табір. Знайомство з вожатими та дітьми Знайомство з вожатими. Хто запам’ятав, як звуть вожатих? Знайомство-жарт з дітьми. З нами ви вже познайомились. А тепер ми хочемо познайомитись з вами. Я рахую до трьох, на рахунок «три» кожний викрикує своє ім’я.
78762. У Марійки Підгірянки, мов із золота співанки 80 KB
  Однак незважаючи на її велике бажання вчитися батько -– незаможний лісник не міг дати освіту всім дітям тому в сімейному колі вирішили що вчитися буде син а дівчатка займатимуться хатньою роботою. Допомагав дочці батько котрий досконало володів німецькою мовою добре знав математику біологію.
78763. ЛІТЕРАТУРНИЙ ВЕЧІР ЗА ТВОРАМИ ГРИЦЬКА БОЙКА 73 KB
  Добрий день, дорогі гості. Ми дуже раді, що ви прийшли на наше свято. Ми зможемо сьогодні розвеселити вас і зробити вам приємне, значит наша праця не буде марною. Як відомо, кожна людина ставить перед собою завдання і намагається його виконати.
78764. Бармен. Особливості приготування коктейлів 1.39 MB
  Професію бармена відносять до типу професій «людина — людина», тому що головним предметом праці для неї є людина, а головною метою праці цієї професії є оперативне обслуговування відвідувачів та розрахунок з ними.
78765. Конструювання радіоелектронного засобу 674.24 KB
  Коли на комутатор телефонної станції надходить виклик він повідомляє про вхідний дзвінок абонента шляхом подачі змінного струму на дроти що ведуть до викликається телефонному апарату. У режимі очікування коли трубка лежить на важелі спеціальний пристрій зване конденсатором...
78766. Правове регулювання електронної комерції в Україні. Національне законодавство та міжнародні стандарти 134.5 KB
  Матеріали дослідження можуть бути використані для розширення методологічної бази правових галузевих досліджень. Одержані результати можуть бути використані: у практиці правозастосування з метою подолання існуючих проблем та методичних рекомендацій; для проведення подальших теоретичних...
78767. Технологія перевезення вугілля морським транспортом 110.4 KB
  Метою даного дипломного проекту полягає у висвітленні наступних завдань: Ознайомитись з транспортною характеристикою вугілля; Встановити особливості перевезення вугілля морським транспортом; З’ясувати характеристику ринку вугілля.