77758

МЕТОД МЭТЧЕТА В ИСУ

Лекция

Маркетинг и реклама

Это приемы изменения как бы режимов мышления для его сознательного приспособления к целям исследования. Режимы исследования Первый режим мышления мышление по основным элементам. Течтемы средства осознания исследователем разнообразия действий которые он может предпринять на каждом из этапов исследования. потребность в исследовании; ключевая категория исследования; предварительная гипотеза; подход парадигма исследования; переключение.

Русский

2015-02-05

37 KB

5 чел.

Тема 11

МЕТОД МЭТЧЕТА В ИСУ

Полезно задуматься:

  1.  Можно ли управлять процессами мышления?
  2.  Существуют ли приемы такого управления?
  3.  Не противоречит ли управление мышлением творчеству?
  4.  Каковы технологии и приемы управления мышлением?

Содержание метода Мэтчета

Метод Мэтчета заключается в овладении приемами:

  •  управления собственным образом мыслей,
  •  корректировки его в соответствии с характером исследовательских целей и проблем.

Это приемы изменения как бы режимов мышления для его сознательного приспособления к целям исследования.

Понятие                                           отличается от понимания

индивидуальные особенности

человека, связанные с его:

  •  способностями,
  •  знаниями,
  •  опытом,
  •  исследовательским талантом.

Этот метод разработан Мэтчетом для задач проектирования, но имеет универсальный характер.

Режимы исследования

Первый режим мышления - мышление по основным элементам.

Оно заключается в выделении основных элементов мысли. Мэтчет назвал эти элементы "течтемами" (обратное прочтение имени автора).

Течтемы - средства осознания исследователем разнообразия действий, которые он может предпринять на каждом из этапов исследования.

Мэтчет рекомендует структурировать течтемы по семи группам.

1. Варианты подходов.

  •  потребность в исследовании;
  •  ключевая категория исследования;
  •  предварительная гипотеза;
  •  подход (парадигма исследования);
  •  переключение.

2. Варианты суждений.

  •  предположить;
  •  взвесить (оценить);
  •  сравнить (суждения, подходы и пр.);
  •  экстраполировать;
  •  оставить без изменений;
  •  предвидеть.

3. Варианты стратегий.

  •  продолжить в избранном направлении;
  •  продолжить и расширить круг проблем;
  •  изменить направление;
  •  сопоставить с прошлым;
  •  сопоставить с будущим;
  •  изучить детали;
  •  обобщить;
  •  искать противоречия;
  •  продолжить более интенсивно;
  •  прекратить.

4. Варианты тактик.

  •  оценить риск;
  •  определить последствия;
  •  развить идею;
  •  сравнить с аналогичными ситуациями;
  •  разделить действия;
  •  приспособить к объяснению известное;
  •  сосредоточиться на частичном;
  •  разложить на компоненты (декомпозировать);
  •  установить причины;
  •  оценить возможность нового подхода;
  •  заменить решение на обратное;
  •  сравнить варианты.

5. Варианты взаимодействий.

  •  накапливать и хранить решения;
  •  выявить зависимости;
  •  отложить принятие решения;
  •  проверить на избыточность;
  •  проверить на соответствие;
  •  соотнести с известным;
  •  сообщить идею.

6. Варианты формулирования.

  •  использовать понятие;
  •  изменить ракурс абстракции;
  •  использовать схему стратегии;
  •  изменить точку зрения;
  •  сравнить с существующей ситуацией;
  •  сравнить с возможной ситуацией;
  •  использовать первичное кольцо;
  •  использовать вторичное кольцо.

7. Варианты препятствий.

  •  обойти препятствие;
  •  разрушить препятствие;
  •  устранить препятствие;
  •  начать деятельность с нуля;
  •  начать новый этап деятельности;
  •  действовать одновременно в разных направлениях.

Главное в использовании метода - построить стратегию и технологическую схему мышления, соответствующую целям и характеру исследования.

В построении технологии исследования большую помощь оказывают конструктивные вопросы, например такие как:

  1.  Зачем необходимо исследование?
  2.  Какова цель и потребность?
  3.  Что является предметом исследования?
  4.  Какая проблема?
  5.  Каковы ресурсы проведения исследования?
  6.  Как организовать исследование?
  7.  Что дает исследование?
  8.  Каковы предполагаемые последствия?
  9.  Что может быть препятствием в проведении исследования?
  10.  Насколько своевременно проведение исследования?
  11.  Готов ли персонал к исследованию?
  12.  Следует ли ожидать противодействия или непонимание в проведении исследования?
  13.  В какой ситуации проводится исследование (ожидание изменений, стабильность, конфликтность, развитие, реструктуризация, сползание и т.д.).
  14.   Какими методами можно исследовать ситуацию, проблему, тенденцию и пр.?

Второй режим мышления мышление стратегическими схемами.

Этот режим мышления отражает развитую способность выбирать и строить стратегию, т. е.:

  •  поставить ясную цель,
  •  видеть возможные пути достижения этой цели,
  •  определить траекторию мысли исследователя.

Это также способность разрабатывать стратегические схемы.

Третий режим мышление в параллельных плоскостях.

Это способность исследователя не только мыслить, но и:

  •  следить за собственными мыслями и действиями,
  •  оценивать их определенным образом,
  •  определять в процессах мышления ключевые моменты и сосредоточивать внимание на них.

Четвертый режимголографическое мышление.

Это мышление с разных точек зрения и в различных ракурсах видения проблемы.

Пятый режиммышление образами. Это ассоциативное мышление, способность исследователя отождествить проблему или концепцию, гипотезу, ситуацию с каким-либо образом (картинка, музыка и т.п.).

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61059. СЛОВОСПОЛУЧЕННЯ Й РЕЧЕННЯ. ЧЛЕНИ РЕЧЕННЯ. ЗВЕРТАННЯ. ВСТАВНІ СЛОВА 102.5 KB
  Мета: повторити найважливіші теоретичні відомості з синтаксису і пунктуації зокрема про словосполучення й речення як основні синтаксичні одиниці про особливості вживання звертань вставних слів і однорідних членів речення...
61061. Г. Сковорода. Біблійна основа творчості. «Вступні двері до християнської добронравності», афоризми 86.5 KB
  Сковорода і що з цього приводу зазначено в Біблії Чи спроможний кожний із вас пізнати себе виявити свої задатки і в результаті цього обрати в майбутньому вид практичної діяльності Відповідь стисло вмотивуйте.
61062. Розділові знаки між частинами складносурядного речення 48.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів про складносурядні речення; формувати вміння правильно розставляти розділові знаки та інтонувати складносурядні речення; розвивати творчі вміння моделювати складносурядні речення за поданим початком або з кількох простих речень...
61064. Монтаж и приемочные испытания промышленного оборудования 79 KB
  Цели урока: обучающая студент должен: а иметь представление: о видах испытаний промышленного оборудования; б знать: основные правила монтажа и приемки к эксплуатации оборудования машиностроительного производства...
61066. ПРОСТЕ І СКЛАДНЕ РЕЧЕННЯ. ПРЯМА МОВА І ДІАЛОГ 57 KB
  Мета: повторити узагальнити й поглибити основні теоретичні відомості про просте і складне речення пряму мову й діалог сформувати цілісну систему особистих знань восьмикласників з теми...