77758

МЕТОД МЭТЧЕТА В ИСУ

Лекция

Маркетинг и реклама

Это приемы изменения как бы режимов мышления для его сознательного приспособления к целям исследования. Режимы исследования Первый режим мышления мышление по основным элементам. Течтемы средства осознания исследователем разнообразия действий которые он может предпринять на каждом из этапов исследования. потребность в исследовании; ключевая категория исследования; предварительная гипотеза; подход парадигма исследования; переключение.

Русский

2015-02-05

37 KB

6 чел.

Тема 11

МЕТОД МЭТЧЕТА В ИСУ

Полезно задуматься:

  1.  Можно ли управлять процессами мышления?
  2.  Существуют ли приемы такого управления?
  3.  Не противоречит ли управление мышлением творчеству?
  4.  Каковы технологии и приемы управления мышлением?

Содержание метода Мэтчета

Метод Мэтчета заключается в овладении приемами:

  •  управления собственным образом мыслей,
  •  корректировки его в соответствии с характером исследовательских целей и проблем.

Это приемы изменения как бы режимов мышления для его сознательного приспособления к целям исследования.

Понятие                                           отличается от понимания

индивидуальные особенности

человека, связанные с его:

  •  способностями,
  •  знаниями,
  •  опытом,
  •  исследовательским талантом.

Этот метод разработан Мэтчетом для задач проектирования, но имеет универсальный характер.

Режимы исследования

Первый режим мышления - мышление по основным элементам.

Оно заключается в выделении основных элементов мысли. Мэтчет назвал эти элементы "течтемами" (обратное прочтение имени автора).

Течтемы - средства осознания исследователем разнообразия действий, которые он может предпринять на каждом из этапов исследования.

Мэтчет рекомендует структурировать течтемы по семи группам.

1. Варианты подходов.

  •  потребность в исследовании;
  •  ключевая категория исследования;
  •  предварительная гипотеза;
  •  подход (парадигма исследования);
  •  переключение.

2. Варианты суждений.

  •  предположить;
  •  взвесить (оценить);
  •  сравнить (суждения, подходы и пр.);
  •  экстраполировать;
  •  оставить без изменений;
  •  предвидеть.

3. Варианты стратегий.

  •  продолжить в избранном направлении;
  •  продолжить и расширить круг проблем;
  •  изменить направление;
  •  сопоставить с прошлым;
  •  сопоставить с будущим;
  •  изучить детали;
  •  обобщить;
  •  искать противоречия;
  •  продолжить более интенсивно;
  •  прекратить.

4. Варианты тактик.

  •  оценить риск;
  •  определить последствия;
  •  развить идею;
  •  сравнить с аналогичными ситуациями;
  •  разделить действия;
  •  приспособить к объяснению известное;
  •  сосредоточиться на частичном;
  •  разложить на компоненты (декомпозировать);
  •  установить причины;
  •  оценить возможность нового подхода;
  •  заменить решение на обратное;
  •  сравнить варианты.

5. Варианты взаимодействий.

  •  накапливать и хранить решения;
  •  выявить зависимости;
  •  отложить принятие решения;
  •  проверить на избыточность;
  •  проверить на соответствие;
  •  соотнести с известным;
  •  сообщить идею.

6. Варианты формулирования.

  •  использовать понятие;
  •  изменить ракурс абстракции;
  •  использовать схему стратегии;
  •  изменить точку зрения;
  •  сравнить с существующей ситуацией;
  •  сравнить с возможной ситуацией;
  •  использовать первичное кольцо;
  •  использовать вторичное кольцо.

7. Варианты препятствий.

  •  обойти препятствие;
  •  разрушить препятствие;
  •  устранить препятствие;
  •  начать деятельность с нуля;
  •  начать новый этап деятельности;
  •  действовать одновременно в разных направлениях.

Главное в использовании метода - построить стратегию и технологическую схему мышления, соответствующую целям и характеру исследования.

В построении технологии исследования большую помощь оказывают конструктивные вопросы, например такие как:

  1.  Зачем необходимо исследование?
  2.  Какова цель и потребность?
  3.  Что является предметом исследования?
  4.  Какая проблема?
  5.  Каковы ресурсы проведения исследования?
  6.  Как организовать исследование?
  7.  Что дает исследование?
  8.  Каковы предполагаемые последствия?
  9.  Что может быть препятствием в проведении исследования?
  10.  Насколько своевременно проведение исследования?
  11.  Готов ли персонал к исследованию?
  12.  Следует ли ожидать противодействия или непонимание в проведении исследования?
  13.  В какой ситуации проводится исследование (ожидание изменений, стабильность, конфликтность, развитие, реструктуризация, сползание и т.д.).
  14.   Какими методами можно исследовать ситуацию, проблему, тенденцию и пр.?

Второй режим мышления мышление стратегическими схемами.

Этот режим мышления отражает развитую способность выбирать и строить стратегию, т. е.:

  •  поставить ясную цель,
  •  видеть возможные пути достижения этой цели,
  •  определить траекторию мысли исследователя.

Это также способность разрабатывать стратегические схемы.

Третий режим мышление в параллельных плоскостях.

Это способность исследователя не только мыслить, но и:

  •  следить за собственными мыслями и действиями,
  •  оценивать их определенным образом,
  •  определять в процессах мышления ключевые моменты и сосредоточивать внимание на них.

Четвертый режимголографическое мышление.

Это мышление с разных точек зрения и в различных ракурсах видения проблемы.

Пятый режиммышление образами. Это ассоциативное мышление, способность исследователя отождествить проблему или концепцию, гипотезу, ситуацию с каким-либо образом (картинка, музыка и т.п.).

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29548. ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ ЦСКА В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ СПОРТИВНОЙ ПРЕССЫ: ЕВРОКУБКОВЫЕ ИГРЫ 389 KB
  ЧЕРНЫШЕВСКОГО Кафедра новейшей русской литературы ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ ЦСКА В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ СПОРТИВНОЙ ПРЕССЫ: ЕВРОКУБКОВЫЕ ИГРЫ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА студента 5 курса Института филологии и журналистики Кудряшова Владимира Александровича фамилия имя отчество Научный руководитель профессор д. звание подпись дата инициалы фамилия Саратов 2012 Содержание Введение3 1 глава: ЦСКА 20012005 гг.21 2 глава: ЦСКА 20052012 гг.77 Введение Профессиональный футбольный клуб ЦСКА...
29549. Микрофоны. Использование на сцене и в студии звукозаписи 765.31 KB
  Озвучивание сцены с помощью систем подвесных микрофонов 3 Индивидуальное озвучивание с помощью радиомикрофонов 4 Озвучивание сцены с помощью систем подвесных микрофонов Как правило под словом театр представляется спектакль в больш ом красивом здании с хорошей акустикой где даже шепот будет сл ышен в последнем ряду. Наиболее естественного звучания при усилении актерской речи можно добиться при помощи системы подвесных микрофонов. Для этих целей использу...
29551. ФРАЗЕОЛОГІЗМИ У ЗАГОЛОВКАХ СУЧАСНИХ ЗМІ ТУРЕЧЧИНИ 419.5 KB
  15 Класифікації фразеологізмів у вітчизняному та турецькому мовознавстві. Функціонування фразеологізмів у заголовках газет.22 Трансформація фразеологізмів у заголовках газет.28 Стилістичні помилки у вживанні фразеологізмів .
29552. Влияние утренней гимнастики на повышение умственной работоспособности младших школьников 67.14 KB
  Особенности влияния утренней гимнастики на работоспособность детей младшего школьного возраста Значение утренней гимнастики. Работоспособность детей младшего школьного возраста. Анатомо физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Комплексы утренней гимнастики для детей младшего школьного возраста.
29553. Оценка текущей маркетинговой стратегии предприятия и разработке рекомендаций по повышению ее эффективности 1.63 MB
  В условиях рыночной экономики невозможно добиться стабильности, успешного функционирования предприятия без четкого и эффективного планирования деятельности организации, постоянного сбора и аккумуляции информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях, что подтверждает актуальность темы курсовой работы.
29554. Белые стихи в лирике А.А. Тарковского 117 KB
  Стих – это текст, ощущаемый как речь повышенной важности, рассчитанная на запоминание и повторение. Стихотворный текст достигает этой цели тем, что делит речь на определенные, легко охватываемые сознанием части. Кроме общеязыкового членения на предложения, части предложений, группы предложений, здесь присутствует еще и другое деление...
29555. Разработка средств генерации графических текстов для информационных систем 1.07 MB
  В наше время существует достаточно много типов представления информации. И далеко не все отличаются хорошей информативностью, их бывает достаточно сложно интерпретировать. Основной ошибкой разработчика является то, что он создает интерфейс какой-либо программы, ориентируясь в основном на свои предпочтения
29556. Моделирование динамики щитовидной железы у детей школьного возраста 859.5 KB
  В результате проведенных исследований разработали математическую модель динамики объёма щитовидной железы и проследили за её зависимостью от различных морфо-антропометрических характеристик у детей школьного возраста. Для этого использовались разные показатели. В качестве таких показателей выступили: пол ребёнка, возраст, рост, масса тела.