77758

МЕТОД МЭТЧЕТА В ИСУ

Лекция

Маркетинг и реклама

Это приемы изменения как бы режимов мышления для его сознательного приспособления к целям исследования. Режимы исследования Первый режим мышления мышление по основным элементам. Течтемы средства осознания исследователем разнообразия действий которые он может предпринять на каждом из этапов исследования. потребность в исследовании; ключевая категория исследования; предварительная гипотеза; подход парадигма исследования; переключение.

Русский

2015-02-05

37 KB

6 чел.

Тема 11

МЕТОД МЭТЧЕТА В ИСУ

Полезно задуматься:

  1.  Можно ли управлять процессами мышления?
  2.  Существуют ли приемы такого управления?
  3.  Не противоречит ли управление мышлением творчеству?
  4.  Каковы технологии и приемы управления мышлением?

Содержание метода Мэтчета

Метод Мэтчета заключается в овладении приемами:

  •  управления собственным образом мыслей,
  •  корректировки его в соответствии с характером исследовательских целей и проблем.

Это приемы изменения как бы режимов мышления для его сознательного приспособления к целям исследования.

Понятие                                           отличается от понимания

индивидуальные особенности

человека, связанные с его:

  •  способностями,
  •  знаниями,
  •  опытом,
  •  исследовательским талантом.

Этот метод разработан Мэтчетом для задач проектирования, но имеет универсальный характер.

Режимы исследования

Первый режим мышления - мышление по основным элементам.

Оно заключается в выделении основных элементов мысли. Мэтчет назвал эти элементы "течтемами" (обратное прочтение имени автора).

Течтемы - средства осознания исследователем разнообразия действий, которые он может предпринять на каждом из этапов исследования.

Мэтчет рекомендует структурировать течтемы по семи группам.

1. Варианты подходов.

  •  потребность в исследовании;
  •  ключевая категория исследования;
  •  предварительная гипотеза;
  •  подход (парадигма исследования);
  •  переключение.

2. Варианты суждений.

  •  предположить;
  •  взвесить (оценить);
  •  сравнить (суждения, подходы и пр.);
  •  экстраполировать;
  •  оставить без изменений;
  •  предвидеть.

3. Варианты стратегий.

  •  продолжить в избранном направлении;
  •  продолжить и расширить круг проблем;
  •  изменить направление;
  •  сопоставить с прошлым;
  •  сопоставить с будущим;
  •  изучить детали;
  •  обобщить;
  •  искать противоречия;
  •  продолжить более интенсивно;
  •  прекратить.

4. Варианты тактик.

  •  оценить риск;
  •  определить последствия;
  •  развить идею;
  •  сравнить с аналогичными ситуациями;
  •  разделить действия;
  •  приспособить к объяснению известное;
  •  сосредоточиться на частичном;
  •  разложить на компоненты (декомпозировать);
  •  установить причины;
  •  оценить возможность нового подхода;
  •  заменить решение на обратное;
  •  сравнить варианты.

5. Варианты взаимодействий.

  •  накапливать и хранить решения;
  •  выявить зависимости;
  •  отложить принятие решения;
  •  проверить на избыточность;
  •  проверить на соответствие;
  •  соотнести с известным;
  •  сообщить идею.

6. Варианты формулирования.

  •  использовать понятие;
  •  изменить ракурс абстракции;
  •  использовать схему стратегии;
  •  изменить точку зрения;
  •  сравнить с существующей ситуацией;
  •  сравнить с возможной ситуацией;
  •  использовать первичное кольцо;
  •  использовать вторичное кольцо.

7. Варианты препятствий.

  •  обойти препятствие;
  •  разрушить препятствие;
  •  устранить препятствие;
  •  начать деятельность с нуля;
  •  начать новый этап деятельности;
  •  действовать одновременно в разных направлениях.

Главное в использовании метода - построить стратегию и технологическую схему мышления, соответствующую целям и характеру исследования.

В построении технологии исследования большую помощь оказывают конструктивные вопросы, например такие как:

  1.  Зачем необходимо исследование?
  2.  Какова цель и потребность?
  3.  Что является предметом исследования?
  4.  Какая проблема?
  5.  Каковы ресурсы проведения исследования?
  6.  Как организовать исследование?
  7.  Что дает исследование?
  8.  Каковы предполагаемые последствия?
  9.  Что может быть препятствием в проведении исследования?
  10.  Насколько своевременно проведение исследования?
  11.  Готов ли персонал к исследованию?
  12.  Следует ли ожидать противодействия или непонимание в проведении исследования?
  13.  В какой ситуации проводится исследование (ожидание изменений, стабильность, конфликтность, развитие, реструктуризация, сползание и т.д.).
  14.   Какими методами можно исследовать ситуацию, проблему, тенденцию и пр.?

Второй режим мышления мышление стратегическими схемами.

Этот режим мышления отражает развитую способность выбирать и строить стратегию, т. е.:

  •  поставить ясную цель,
  •  видеть возможные пути достижения этой цели,
  •  определить траекторию мысли исследователя.

Это также способность разрабатывать стратегические схемы.

Третий режим мышление в параллельных плоскостях.

Это способность исследователя не только мыслить, но и:

  •  следить за собственными мыслями и действиями,
  •  оценивать их определенным образом,
  •  определять в процессах мышления ключевые моменты и сосредоточивать внимание на них.

Четвертый режимголографическое мышление.

Это мышление с разных точек зрения и в различных ракурсах видения проблемы.

Пятый режиммышление образами. Это ассоциативное мышление, способность исследователя отождествить проблему или концепцию, гипотезу, ситуацию с каким-либо образом (картинка, музыка и т.п.).

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53419. Використання інтерактивних технологій у навчанні іноземних мов 68.5 KB
  Для забезпечення швидкого та ефективного включення учнів в інтерактивну діяльність пропоную їм памятки які містять опис алгоритму діяльності послідовний перелік дій які вони мають здійснювати у тій чи іншій навчальній ситуації Тема: Великобританія Ажурна пилка Домашні групи: Gret Britin Wles Scotlnd Northern Irelnd red green blueyellow pink...
53420. Інструктаж з безпеки життєдіяльності під час проведення лабораторногопрактикуму з фізики 54.5 KB
  Цю розробку можна також використовувати під час проведення вхідного інструктажу на початку навчального року. Інструктаж з безпеки життєдіяльності під час проведення лабораторногопрактикуму з фізики. Мета: Повторити основні правила техніки безпеки під час проведення лабораторних робіт та правила поведінки в надзвичайних ситуаціях.
53421. Современный урок с позиции интерактивного обучения 88.5 KB
  Во время интерактивного обучения учащиеся учатся быть демократичными общаться с другими критически мыслить принимать продуманные решения. Обсуждение вопросов будет проходить путём коллективного обдумывания мозгового штурма которые проводится так: 1 условие задания записывается на доске чтобы видно было всем; 2 все участники штурма имеют право высказать свои идеи для решения задания; 3 когда участники группы выясняют что идей достаточно их предложение останавливается; 4 поданные идеи анализируются обговариваются в группах;...
53422. Важливість упровадження в навчальний процес інтерактивних технологій як одного із засобів особистісно-зорієнтованого навчання 43 KB
  Сучасна школа стоїть перед прикрим фактом: в умовах традиційних форм та методів навчання школярі пасивно отримуючи інформацію не вміють здобувати її самостійно і застосовувати те що знають. Особистіснозорієнтоване навчання у цьому плані є досить перспективним оскільки воно виходить із самоцінності особистості її духовності та суверенності. Визначальним для особистіснозорієнтованого навчання має бути соціокультурний діалог у системі âпедагог дитинаâ на основі її розуміння прийняття і визнання.
53423. Зимова подорож до святого Миколая. Виготовлення листівки бажань 41.5 KB
  Зимова подорож до святого Миколая. Мета: розширити знання учнів про святого Миколая; вчити учнів правильно виразно читати поетичні твори; збагачувати словниковий запас учнів; виготовити листівку бажань; сприяти вихованню міцної внутрішньої опори людини що знаходить свій прояв у доброті чуйності лагідності. Сьогодні на уроці ми завітаємо у гості до святого Миколая. Я знаю що день святого Миколая улюблене свято українських дітей.
53424. Інтегроване заняття з використанням наочного моделювання 31 KB
  На основі знайомої казки Колосок за допомогою схемсимволів вчити дітей сприймати зміст казки. Хіба зможемо прожити ми без них Діти вам подобаються казки Що вам подобається в казках Так всі люблять казки кони ведуть нас у світ пригод вчать розпізнавати добро зло. 1 коробка Діти підійдіть до коробки з літерою А в коробці захована схема з гудзиків за казкою Колосок З якої казки герої Який був півник Якими були мишенята Як звали Півника мишенят Чому вчить ця казочка Хто не працює той не їсть Потрібно...
53425. Формування ключових компетентностей молодшого школяра шляхом впровадження інтегрованих уроків 299 KB
  Предметних компетентностей: ознайомити дітей з усіма варіантами числа 7; вчити учнів складати розвязувати читати вирази на додавання в межах 7; вивчити назви днів тижня; розвивати мислення память; розширити знання про фрукти їх користь для людей; збагатити словниковий запас поняттями екзотика екзотичні фрукти; виховувати бережливе ставлення до природи зокрема садупрагнення до здорового харчування. Обладнання: мультимедійний проектор компютер аудіозаписи мікрофон демонстраційний матеріалкартки із...
53426. Закріплення вивчених букв. Робота з дитячою книгою. Українська народна казка «Курочка Ряба». Виготовлення курочки з солоного тіста 209 KB
  Мета Формувати у дітей поняття про казку як художній твір,Розвивати навички слухання та інтонування почутого, мовлення, уяву, фантазію, логічне раціональне мислення, використовуючи методи інтерактивного навчання; закріплювати вміння читати слова, речення та тексти з вивченими буквами, вдосконалювати навички звукового аналізу слів;
53427. Таблицы сложения и вычитания числа 9. Периметр четырехугольника. Изготовление кораблика способом оригами 180.5 KB
  Трудовое обучение: продолжать знакомить учеников с оригами как видом искусства; учить изготавливать кораблик способом складывания и перегибания бумаги; развивать внимание усидчивость умение работать по технологической карте; воспитывать усидчивость старательность. Как называется эта геометрическая фигура четырехугольник Работа по таблице четырехугольники.