7776

Воспитание в первобытном обществе. Педагогика древних славян

Доклад

Педагогика и дидактика

Воспитание в первобытном обществе. Педагогика древних славян Воспитание как особый вид  человеческой деятельности появилось в первобытном обществе около  40 - 35  тысяч лет назад. К этому периоду на Земле появляется разумный человек современног...

Русский

2013-01-28

33.5 KB

74 чел.

Воспитание в первобытном обществе. Педагогика древних славян

Воспитание как особый вид  человеческой деятельности появилось в первобытном обществе около  40 – 35  тысяч лет назад. К этому периоду на Земле появляется разумный человек современного физического типа (homo sapiens). Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно.  Характерной особенностью первобытного общества были общий труд и собственность, отсутствие эксплуатации  и классов, коллективный быт, общие дети, отсутствие специально организованных форм воспитания. 

Целью воспитания была подготовка ребенка к удовлетворению практических потребностей, то есть овладение простейшими трудовыми навыками (охота, ловля рыбы, изготовление оружия и одежды, обработка земли) и включение подрастающего поколения в коллективный труд.

Воспитание в первобытном обществе условно делится на три самостоятельных периода: воспитание в дородовой обществе; воспитание в родовой общине; воспитание в период разложения первобытного общества.

Воспитание в дородовом обществе носило крайне ограниченный и примитивный характер. Оно было коллективным, всеобщим, стихийным, бессистемным, утилитарным, прикладным. Дети были общими, принадлежали всему роду, с детства активно участвовали в жизни общины. В труде и повседневном общении с взрослыми они усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять религиозные обряды.

Разделение труда и социальные функции на стадии дородового общества основывались на естественно-биологическом фундаменте, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами (женщина – мать и хранительница семейного очага, мужчина – добытчик и воин). Поэтому мальчики вместе с взрослыми мужчинами отправлялись на охоту и рыбную ловлю, изготавливали орудия труда и оружие, защищали племя от врагов. Девочки, в свою очередь, с опытными женщинами занимались собирательством, готовили пищу, шили одежду, оберегали очаг и т. д.

Дородовое общество делилось на три основные возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда (активные и трудоспособные члены общины); пожилые и старики не участвующие в активной трудовой жизни общества. За каждой возрастной группой были закреплены особые правила поведения, права и обязанности.

Расширение трудового опыта людей, появление на определенном этапе развития человеческого общества скотоводства, земледелия, ремесел, что привело естественным образом к усложнению процесса воспитания, которое приобрело в родовой общине  более многосторонний и планомерный характер. Именно в родовой общине возникла объективная необходимость в организованном воспитании, которое стало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Родовая община поручила воспитание подрастающего поколения пожилым, наиболее опытным членам общины. На данном этапе расширяется объем и содержание передаваемых знаний. Наряду с приобщением детей к трудовой деятельности их знакомят с зачатками военного и  нравственного воспитания, с правилами религиозного культа, обучали простейшему письму.

ПЕДАГОГИКА ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Народы, заселявшие территорию будущей России, в первые века нашей эры жили родоплеменной формацией, тогда вряд ли кто задумывался над наилучшими методами воспитания детей. Люди все силы направляли на то, чтобы сохранить и продолжить свой род в жестокой схватке с природной стихией, дикими зверями и вражескими племенами. Дети – будущие кормильцы и защитники – не только должны были овладеть необходимыми навыками и знаниями, но стать продолжателями тех обычаев и традиций, которые способствовали развитию жизни. Вера в различных богов, защитников рода и человека, гостеприимство и радушие, умение защитить своих близких и отомстить за их гибель, храбрость, бесстрашие, воинская удаль – эти и многие другие качества впитывало молодое поколение в реальности ежедневного существования, участвуя в хозяйственных делах рода, военных походах, проявляя заботу о своих сородичах.

Маленького россича приучали никогда не брать того, что тебе не принадлежит; даже если вещь забыта или потеряна кем-то, ее нельзя присвоить. Нельзя завидовать силе и ловкости других людей, надо самому стремиться быть сильным, ловким и умелым. Знание жизни передавалось молодежи в словах народных песен и сказаний, в пословицах, поговорках, шутках, прибаутках, пестушках и потешках. Так формировалась и «отчеканивалась» народная педагогика. Первым педагогом ребенка была мать, она рассказывала, показывала, объясняла, создавала, как теперь говорят, обучающие ситуации и вводила малыша в реалии жизни.

Стараясь украсить свой скромный быт, люди вырезали из дерева фигурки человека, птиц и зверей. Ребенок не только видел их, но и сам пытался сделать подобное. Дети активно участвовали в хозяйственной жизни рода. Они помогали в ведении домашнего хозяйства, собирали для пропитания грибы и ягоды, обучались стрельбе из лука и, став старше, могли охотиться на мелкого зверя и птицу. С ранних лет девочек учили прясть нитку из шерстяных, льняных и конопляных шматков, и к семи годам они становились настоящими пряхами.

Мальчиков с двенадцати лет направляли в военную слободу, где жили воины, готовые в любую минуту к защите племени от вражеских набегов. Подростков обучали искусству боя. Они тренировались тупыми мечами, чтобы по неумению не поранить друг друга. Овладение воинскими навыками проходило с огромной трудностью: мечи были еще слишком тяжелы для них, а тела мальчиков от таких упражнений покрывались синяками и пятнами. Им предстояло научиться не только владеть оружием, но и не бояться чужого клинка, стрелять из лука, метать копья, ловить арканами животных. В них воспитывали выносливость и терпеливость, заставляя в любую погоду, в слякоть и снег, бегать с заплечными мешками, набитыми песком. Чтобы развить силу ног, к ногам привязывали камни.

Таким образом, можно отметить, что воспитание и образование детей древних славян происходило в процессе их труда и деятельности рядом с родителями и соплеменниками. Существовало четкое разделение в воспитании мальчиков, будущих воинов и защитников рода, и девочек, будущих матерей и хранительниц домашнего очага. Складывалась народная педагогика, принципы которой передавались от поколения к поколению и позже легли в основу различных педагогических теорий..


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45196. Определение стоимости проектных работ 19.42 KB
  Определение стоимости проектных работ Расчет на основании Справочника базовых цен на проектные работы для строительства на территории Самарской области 2я редакция Спр=Срасчед Уарх К1арх.КnобщSобщ 100 где Срасч ед стоимость строительства единицы мощности площади объёма объектов различного функционального назначения из журнала укрупнённых показателей стоимости строительства Уарх Уконстр. удельный показатель стоимости отдельных разделов проектаПриложение 2 таблица 3 и повышающих коэффициентов к ним табл. учитывающий...
45197. Определение затрат на проведение строительного контроля 15.51 KB
  Установить что в отношении объектов капитального строительства финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета: а если подготовка проектной документации завершена до вступления в силу настоящего Постановления заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля; б отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной...
45198. Размер платы за проведение государственной экспертизы 30 KB
  Размер платы за проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий выполняемых для строительства реконструкции капитального ремонта жилых объектов капитального строительства РПиж определяется по формуле: РПиж = БСиж x Kiгде: БСиж базовая стоимость государственной экспертизы результатов инженерных изысканий Ki коэффициент отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 г. Базовая стоимость государственной экспертизы результатов инженерных изысканий выполняемых для строительства реконструкции...
45199. Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, предоставляемых для строительства 30.5 KB
  Размер арендной платы за один квадратный метр земельного участка в год рассчитывается по формуле: А = Скад х Ки х Ка х Кс х Кв х Кпр где: Скад – среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель в городском округе Самара; Ки – коэффициент инфляции рассчитываемый как произведение индексов-дефляторов инвестиций предусмотренных в рамках прогноза социально-экономического развития Самарской области Ка – коэффициент категории арендатора определяемый в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку; Кс – коэффициент сроков...
45200. Определение и структура сметной стоимости строительства, строительно-монтажных работ и себестоимости строительно- монтажных работ (формулы Сстр, Ссмр, Сс, НР, СП) 25.5 KB
  Сметная стоимость строительно-монтажных работ Собор – сметная цена оборудования Спр – стоимость прочих затрат Сметная стоимость строительно-монтажных работ: Ссмр = Сс СП где: Сс – сметная себестоимость строительно-монтажных работ СП – сметная прибыль средства необходимые для покрытия отдельных расходов подрядных организаций на развитие производства соц.2001 ФОТ = От оплата труда рабочих Отм оплата труда машинистов Сметная себестоимость -работ: Сс = ПЗ НР где: ПЗ...
45201. Определение и структура прямых затрат 14.53 KB
  Стоимость материальных ресурсов франко-приобъектного склада отпускная цена транспортные расходы Оплата труда рабочих согласно ежемесячной статистике Учреждения статистики Стоимость эксплуатации машин: Эм = А Р Б Отм Э С Г П где: А – амортизационные отчисления на полное восстановление Р – затраты на ремонт и технич.оборудование Б – затраты на замену быстроизнашивающихся частей Отм – оплата труда машинистов Э – затраты на...
45202. Накладные расходы. Определение, виды, база начисления, назвать основные статьи НР 14.12 KB
  Определение Для определения норм накладных расходов в локальных сметных расчетах используются методические указания по определению величины НР в строительстве МДС 81332004 и письма мин. МДС 81332004 МДС 81332004 и ремонтно-строительных работ прил. МДС 81332004
45203. Описание архитектуры производственного предприятия в системе ПитерСофт: Управление процессами 1.3 MB
  Что же собой представляет архитектура предприятия? В самом общем виде под архитектурой предприятия (ЕА - Enterprise Architecture) понимается всестороннее и исчерпывающее описание (модель) всех его ключевых элементов и межэлементных отношений.