7778

Гуманистическая теория Песталоцци

Доклад

Педагогика и дидактика

Гуманистическая теория Песталоцци Это был народник в лучшем значении слова. Последовательнее всего Песталоцци изложил свои педагогические взгляды в книге: Как Гертруда учит своих детей. Метод обучения по Песталоцци был близок методу Жакото и был н...

Русский

2013-01-28

36 KB

30 чел.

Гуманистическая теория Песталоцци

Это был народник в лучшем значении слова. Последовательнее всего Песталоцци изложил свои педагогические взгляды в книге: «Как Гертруда учит своих детей». Метод обучения по Песталоцци был близок методу Жакото и был направлен на стимулирование умственной деятельности обучаемого. Основой воспитания должна быть природа человека. Подобно другим педагогам, простое накопление знаний Песталоцци считает вредным: знание должно вести к действию. Верный принципу наглядности, Песталоцци желает, чтобы и навыки, и сноровки приобретались тем же путём, как и знания — путём наглядности. Цель воспитания- развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания — создание гармонически развитого человека. Основной принцип воспитания — согласие с природой. Средства воспитания — труд, игра, обучения. Песталоцци предлагал при определении основ образования опереться на знание человеческой психологии. В поисках общего психологического источника приемов воспитания и обучения он пришел к убеждению, что таковыми являются элементы — простейшие составные части человеческого знания. У Песталоцци познание начинается не с чувственного наблюдения, а с активного созерцания идеальных объектов подобных элементов. Песталоцци призывал вслед за Руссо вернуться в воспитании к «высокой и простой сообразности с природой». Однако он расставлял иные акценты в соотношении биологических и социальных факторов воспитания, выдвинув тезис «жизнь формирует». Воспитание рассматривалось как многообразный социальный процесс, и утверждалось, что «обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него». Теория элементарного (элементного) образования. Воспитание начинается с простых элементов и восходит к более сложным. В психической жизни человека Песталоцци подмечает пять «физико-механических» законов: закон постепенности и последовательности, закон связности, закон совместных ощущений, закон причинности и закон психической самобытности. Эти законы должны быть применены к воспитанию и обучению — а им удовлетворяет только наглядность, так как в душевной жизни человека из ощущений и представлений развиваются понятия. Если понятия не имеют этой подкладки, то они пусты и бесполезны. Наглядность достигается участием всех внешних органов чувств в приобретении и усвоении знаний. Усвоение знаний обнаруживает в человеке троякого рода способность: способность получить образ, соответствующий ощущению, способность выделить его из целой массы образов и способность дать ему определенный значок. Поэтому основой всякого усвоения, а следовательно, и обучения, надо считать форму, число и слово. Простейшие элементы знания: Число — счёт: единица. Форма — измерение: линия. Слова — речь: звук Знание только тогда можно считать усвоенным, когда оно отлилось в форму, ясно различается от других знаний и получило название. На этих рассуждениях строит последовательную методику элементарного преподавания. Обучение слову, форме и числу приводит к необходимости заниматься родным языком, чистописанием, рисованием и арифметикой. Песталоцци дает очень обстоятельную методику этих предметов, основанную на принципе наглядности. Основные методические приемы обучения грамоте, счёту и письму, как они изложены у Песталоцци, стали в настоящее время достоянием всякой здравой педагогики. Содержание воспитания и обучения. Основные принципы — строгая последовательность, концентричность, посильность. Умственное образование. Система специальных упражнений (для каждой ступени обучения), которые развивают интеллектуальные силы и способности. Основа — наблюдения и опыт. Физическое воспитание. Первый вид разумного воздействия взрослого на развитие детей, развитие и укрепление всех физических возможностей, основано на естественном стремлении к движению. На основе «естественной домашней гимнастики» Песталоцци предлагал строить систему школьной «элементарной гимнастики».[2] Содержание : военные упражнения, игры, строевые занятия, туристические походы). Трудовое воспитание. Соединение обучения с производственным трудом. Труд развивает силы, ум, формирует нравственность. Труд учит презирать слова, оторванные от дела. Труд вырабатывает следующие качества: точность, правдивость, создание правильных взаимоотношений между взрослыми и детьми и детей друг с другом. Нравственное и религиозное воспитание . Нравственное воспитание — постоянное упражнения в делах, приносящим пользу другим. Является центром всего воспитания. основу для всего последующего нравственного развития ребенка И. Г. Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание, как он полагал, может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным. Религиозное воспитание — против официальной религии и её обрядности; за естественную религию. Развивающую моральные чувства и нравственные наклонности. Развивающее воспитывающее обучение. «Обучение должно быть подчинено воспитанию». «Школы, где главную роль играют учителя и книга, — никуда не годятся». "Учитель должен вырабатывать в ученике деятеля … не вливать в него, как в сосуд, готовые знания. Разрабатывая идеи развивающего школьного образования и элементарного обучения, И. Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им, по его словам, больше как средство целенаправленного "развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Методики обучения. Родной язык. Развитие речи и обогащение словарного запаса. Звуковой метод обучения грамоте. Письмо — изображение прямых и кривых линий — элементы букв, зарисовка результатов измерений: прямая линия, угол, квадрат. Арифметика. Изучение чисел, начиная с элемента каждого числа — 1, дроби — пример соотношения частей в квадрате («арифметический ящик»). Возражая против традиционной методики обучения арифметике, основанной на заучивании наизусть правил, Песталоцци предложил свой метод изучения чисел начиная с элемента каждого целого числа — единицы. На основе наглядных представлений, сочетания и разъединения единиц он дает детям совершенно ясное понимание свойств и соотношений чисел. Многие арифметические понятия должны уясняться во время игр. От изучения единиц дети переходят затем к десяткам. Для обучения дробям Песталоцци брал квадрат и показывал на нем, принимая его за единицу, соотношения частей и целого. На основе этой идеи последователями Песталоцци был введен в школьную практику так называемый арифметический ящик, используемый в некоторых школах и в настоящее время.[4] География — От близкого к далёкому. От наблюдения окружающей местности к более сложному, рельефы местности из глины — потом карта. Вклад в развитие мировой педагогики К. Д. Ушинский, полагал, что «метод Песталоцци» является открытием, дающим право его автору считаться первым народным учителем. И. Г. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. Его идеи развивали крупнейшие педагоги мира: Ф. В. А. Дистервег, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44095. Архитектура цифровой системы коммутации Квант 1011.5 KB
  Важнейшим этапом развития автоматической телефонной коммутации можно считать развитие автоматических телефонных станций АТС с программным управлением и коммутационным полем с магнитоуправляемыми герметизированными контактами герконами или электронными элементами АТС третьего поколения. Разработка АТС третьего поколения была начата в 1950е годы и шла по нескольким направлениям. Для создания новых АТС пытались использовать самые различные принципы и приборы. Многолетние исследования и разработки в конечном итоге привели к созданию АТС...
44097. Разработка художественного проекта и создание сувенира для ярких личностей 95.9 MB
  Он начинается с технического задания содержащего информацию о функциональном назначении и условиях эксплуатации проектируемого изделия основные технические данные габариты материалы и пр. Таким образом исследовательский этап образует основу процесса дизайнерского проектирования в ходе которого главную цель художника-конструктора составляет форма изделия ее связь с функцией и конструкцией ее приспособление к человеку и материальной среде. На следующем этапе рабочего проектирования выполняются чертежи общего вида изделия его...
44098. Анализ бухгалтерского учета операций, связанных с реализацией готовой продукции на примере НП ООО «Вольница» 533 KB
  Под готовой продукцией понимается продукция для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям других документов, установленных законодательством».
44099. Проявление закона развития в организации 433.5 KB
  Развитие — это необратимое и направленное изменение материи. Цикл развития вносит элементы новизны в очередной виток создания технических устройств, зарождения жизни, создания научной теории. Развитие является важнейшим аспектом жизнедеятельности любой организации, а значит необходимо знать сущность развития, его составляющие и в нужное время применить нужный вариант развития.
44100. Государственное и муниципальное управление. Методические указания 178 KB
  Государственное и муниципальное управление Печатается по решению Учебно-методической комиссии факультета управления Методические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной работы подготовлены с учетом требований сформулированных в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности Государственное и муниципальное управление в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ утвержденным приказом Минобразования РФ...
44103. Обзор методов зашифрования и расшифрования файлов, методов аутентификации и противодействие атакам на зашифрованные данные 3.52 MB
  В криптографических программных средствах практически не используемым остается многоэтапная аутентификация посредством USB-ключа, что также является большим недостатком таких систем. А ведь использование парольной (однофакторной) аутентификации в информационной системе предприятий и организаций себя изживает.