7781

Древний Рим. Педагогические взгляды Квинтилиана

Доклад

Педагогика и дидактика

Древний Рим. Педагогические взгляды Квинтилиана. Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее воспитание. Дети получали религиозное воспитание. При этом отец выполнял функции жреца. Девочки и девушки находились под неусыпным ...

Русский

2013-01-28

33.5 KB

57 чел.

Древний Рим. Педагогические взгляды Квинтилиана.

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее воспитание. Дети получали религиозное воспитание. При этом отец выполнял функции жреца. Девочки и девушки находились под неусыпным присмотром матерей вплоть до замужества. Мальчики до 16 лет находились под наблюдением отца, изучали домашние и полевые работы, овладевали искусством владения оружием. Нередко на глазах ребенка творилась расправа над рабом. Семья была ответственна за воспитание юных римлян.

Первые попытки создания учебных заведений относятся к 449 г. до н.э. Занятия проводились частными лицами на форуме. К Ш в. до н.э. восходит появление профессии наставника. Рабыни следили за детьми 4-5 лет. Рабы - педагоги обучали мальчиков чтению, письму, счету. Начиная со II в. до н.э. на образование стали оказывать влияние традиции эллинских центров Античного мира. Но римское образование не теряло своей самобытности. При сохранении семейного воспитания и общественных учебных заведений это образование имело практическую направленность. Но из программы исключались изящные искусства (музыка и пение). Главная цель: обеспечить карьеру в политике или военной карьере.

В 1 в. основными дисциплинами были: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, медицина, архитектура. К V в. исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа СЕМИ свободных искусств: тривиум: грамматика, риторика, диалектика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Сроки обучения в них не превышали двух лет. Учились девочки и мальчики с 7 лет. Изучали: латинскую и греческую грамоту, литературу, счет. Считать учились по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Широко использовались физические наказания плетью, палкой, в ходу были и поощрения успевающих учеников. Частные грамматические школы - школы повышенного типа. Обучались подростки с 12 до 16 лет. Тут добавлялись греческий язык, основы римского права, грамматика, латинский язык, риторика. Количество учеников было ограничено, а обучение индивидуальным. В ряде частных школ для детей состоятельных граждан предусматривалась и физическая подготовка, но не обучали танцам и пению. Военную подготовку молодежь проходила в военных формированиях - Легионах.

В IV в. появились риторические школы. Тут изучали греческую и римскую литературу, математику, астрономию, основы права, философию. Широко использовались диспуты. Эти школы готовили юристов для государственной машины Римской империи. Становление философской мысли происходило под влиянием эллинской традиции.

Яркая фигура педагогической мысли Квинтилиан (40-118гг.н.э). Адвокат и оратор, Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия: сочинений Гомера, Софокла, Еврипида и др. Главный труд Квинтилиана "Ораторское обучение". Из 12 книг трактата наиболее известны две: "О домашнем воспитании мальчиков" и "О риторическом обучении". В этих работах, размышляя о природе человека, Квинтилиан выказал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая такие свойства единственными. Справляться с дурными наклонностями должно воспитание. И чтобы достичь хороших результатов, необходимо соединить природу человека и воспитание. Квинтилиан говорил о том, что воспитание должно формировать свободного человека. "Ребенок - драгоценный сосуд, с которым следует обращаться бережно и уважительно". Семейное воспитание, по мнению Квинтилиана, призвано беречь детскую психику. Нельзя допускать присутствия детей в неблагопристойных местах, так писал Квинтилиан. Он отрицательно относился к физическим наказаниям, ибо они развивают рабское качество. Большое внимание Квинтилиан придавал отбору няньки для детей, которая должна обладать достойными нравственными качествами.

Учитель должен приучать питомца мыслить самостоятельно. Квинтилиан настаивал на таком образовании, которое было бы полезно обществу. Цель воспитания - серьезная подготовка молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Он отдавал предпочтение организованному обучению перед домашним. "Свет хорошей школы лучше одиночества в семье". Квинтилиан ратовал за общедоступность образования и верил в созидательную силу школьного обучения. Вершина образования овладение искусством оратора. Этого можно достичь через специальную систему обучения. Первая ступень - домашнее воспитание и обучение. Следовало правильно выбирать няньку с правильным произношением. До 7 лет ребенок должен овладеть зачатками латинской грамматики. В это время следует пробуждать интерес детей к знаниям похвалой, забавами, но при соблюдении меры. В программу начального обучения входил ряд предметов: грамматика и стиль; мораль, начала математики, музыка. Обширная программа предлагалась в грамматической и риторической школах. "Искусство оратора требует знания многих наук".

Грамматическая школа: изучали несколько дисциплин одновременно, не заботясь об обязательном совершенном освоении ими. Главный предмет - грамматика.

Риторические школы: основной предмет - риторика ("искусство красноречия"). Учителю рекомендовалось преднамеренно читать тексты со стилистическими ошибками, заметить и исправить которые должны ученики. Рекомендовалось вести обучение индуктивным путем - от простого к сложному на основе работы памяти. В воспитании Квинтилиан важное значение придавал трудовому обучению. Учить надо нас многому, говор-ил Квинтилиан, но основательно, будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики; все это нужно начинать развивать в дошкольном возрасте. Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворений, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком. разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48118. Корреляционно–регрессионный анализ связей социально–экономических явлений 405 KB
  В среднем по совокупности 20 9525 ПОЛЕ КОРРЕЛЯЦИИ Рисунок 3 Зависимость производственной себестоимости 1 ц зерна от объема ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ РЕГРЕССИИ Рисунок 4 Зависимость уровня заработной платы рабочих сельскохозяйственных предприятий региона от производительного стажа их работы ПОКАЗАТЕЛИ ТЕСНОТЫ СВЯЗИ 1 Коэффициент корреляции знаков Фехнера: где nа число совпадений знаков отклонений индивидуальных значений признаков от их среднего значения; nв число несовпадений...
48119. Показатели вариации и анализ вариационных рядов 244.5 KB
  Ширина интервала Число кредитных организаций Плотность распределения до 3 3 150 50 3 10 7 254 363 10 30 20 316 158 30 60 30 256 85 60 150 90 144 16 150300 150 90 06 300 и выше 150 112 07 Итого 1322 ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ Средняя арифметическая для дискретного ряда распределения: где варианты значений признака; частота повторения данного варианта. Средняя арифметическая для интервального ряда распределения: где середина соответствующего интервала; частота или частость ряда. 1 ...
48120. Основы алгоритмизации. Основы программирования 2.4 MB
  Для ввода данных в компьютер используется: клавиатура набор данных вручную; жесткий диск ввод данных из файла. Для вывода данных из компьютера используется: экран монитора для визуализации; принтер для документирования; жесткий диск для сохранения данных в файле. Алгоритм как вычислительный процесс это точное предписание определяющее вычислительный процесс ведущий от варьируемых исходных данных к искомому результату рис. Определенность предписания алгоритма должны быть точными и понятными обеспечивать...
48121. РЯДЫ ДИНАМИКИ 514.5 KB
  Виды рядов динамики Таблица 1 Показатели размера крестьянских фермерских хозяйств в Тамбовской области в 20032007 годы Показатели Вид ряда 2003 г. 1594 104 843 802 691 649 Приемы приведения уровней динамического ряда к сопоставимому виду: смыкание рядов динамики; приведение уровней к одному основанию; приведение сравниваемых показателей к однородной структуре; замена абсолютных показателей относительными; приведение...
48122. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ И ГРАФИКИ 319.5 KB
  ПЕРЕЧНЕВАЯ ТАБЛИЦА ПО ВИДОВОМУ ПРИЗНАКУ Таблица 2 Ресурсы ФГУП учхозплемзавода Комсомолец Мичуринского района Тамбовской области. ПЕРЕЧНЕВАЯ ТАБЛИЦА ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ Таблица 3 Потребление основных продуктов питания населением областей ЦентральноЧернозёмного района в 2010 году на душу населения; килограммов Область Мясо и мясопродукты Молоко и молокопродукты Хлебные продукты Фрукты и ягоды Белгородская 62 249 140 46...
48123. Статистические показатели 155.5 KB
  Индивидуальные значения признака частота повторения значений признака в совокупности весы Методика расчёта различных видов степенных средних величин Вид степенной средней Показатель степени Формула расчёта простая взвешенная Средняя гармоническая 1 Средняя геометрическая 0 Средняя арифметическая 1 Средняя квадратическая 2 ПРАВИЛО МАЖОРАНТНОСТИ СРЕДНИХ СВОЙСТВА СРЕДНЕЙ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ средняя арифметическая постоянной величины равна этой постоянной: нулевое алгебраическая сумма линейных отклонений...
48124. Организация труда. Учебное пособие 780.5 KB
  Управление трудовыми ресурсами Днепропетровск 2003 Организация труда опорный конспект лекций: Учебное пособие. Опорный конспект лекций подготовлен в соответствии с учебной программой курса Организация труда. Раскрыты сущность и краткое содержание основных понятий организации труда.
48125. ЕКОНОМІЧНЕ МИСЛЕННЯ 3.05 MB
  По суті економічна свідомість це відображення економічного буття суспільства тобто виробництва організації й розподілу економічних благ. Причому у ньому відображені насамперед умови господарського життя людей відносини між класами соціальними групами із приводу власності на засоби виробництва. Саме вони змушують людину постійно вдосконалювати варіанти виробництва шукати нові шляхи створення нових благ. З іншого боку щоб ці потреби задовольнити необхідні ресурси які в кожний даний момент часу обмежені тобто їх завжди менше ніж...