7781

Древний Рим. Педагогические взгляды Квинтилиана

Доклад

Педагогика и дидактика

Древний Рим. Педагогические взгляды Квинтилиана. Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее воспитание. Дети получали религиозное воспитание. При этом отец выполнял функции жреца. Девочки и девушки находились под неусыпным ...

Русский

2013-01-28

33.5 KB

57 чел.

Древний Рим. Педагогические взгляды Квинтилиана.

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее воспитание. Дети получали религиозное воспитание. При этом отец выполнял функции жреца. Девочки и девушки находились под неусыпным присмотром матерей вплоть до замужества. Мальчики до 16 лет находились под наблюдением отца, изучали домашние и полевые работы, овладевали искусством владения оружием. Нередко на глазах ребенка творилась расправа над рабом. Семья была ответственна за воспитание юных римлян.

Первые попытки создания учебных заведений относятся к 449 г. до н.э. Занятия проводились частными лицами на форуме. К Ш в. до н.э. восходит появление профессии наставника. Рабыни следили за детьми 4-5 лет. Рабы - педагоги обучали мальчиков чтению, письму, счету. Начиная со II в. до н.э. на образование стали оказывать влияние традиции эллинских центров Античного мира. Но римское образование не теряло своей самобытности. При сохранении семейного воспитания и общественных учебных заведений это образование имело практическую направленность. Но из программы исключались изящные искусства (музыка и пение). Главная цель: обеспечить карьеру в политике или военной карьере.

В 1 в. основными дисциплинами были: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, медицина, архитектура. К V в. исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа СЕМИ свободных искусств: тривиум: грамматика, риторика, диалектика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Сроки обучения в них не превышали двух лет. Учились девочки и мальчики с 7 лет. Изучали: латинскую и греческую грамоту, литературу, счет. Считать учились по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Широко использовались физические наказания плетью, палкой, в ходу были и поощрения успевающих учеников. Частные грамматические школы - школы повышенного типа. Обучались подростки с 12 до 16 лет. Тут добавлялись греческий язык, основы римского права, грамматика, латинский язык, риторика. Количество учеников было ограничено, а обучение индивидуальным. В ряде частных школ для детей состоятельных граждан предусматривалась и физическая подготовка, но не обучали танцам и пению. Военную подготовку молодежь проходила в военных формированиях - Легионах.

В IV в. появились риторические школы. Тут изучали греческую и римскую литературу, математику, астрономию, основы права, философию. Широко использовались диспуты. Эти школы готовили юристов для государственной машины Римской империи. Становление философской мысли происходило под влиянием эллинской традиции.

Яркая фигура педагогической мысли Квинтилиан (40-118гг.н.э). Адвокат и оратор, Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия: сочинений Гомера, Софокла, Еврипида и др. Главный труд Квинтилиана "Ораторское обучение". Из 12 книг трактата наиболее известны две: "О домашнем воспитании мальчиков" и "О риторическом обучении". В этих работах, размышляя о природе человека, Квинтилиан выказал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая такие свойства единственными. Справляться с дурными наклонностями должно воспитание. И чтобы достичь хороших результатов, необходимо соединить природу человека и воспитание. Квинтилиан говорил о том, что воспитание должно формировать свободного человека. "Ребенок - драгоценный сосуд, с которым следует обращаться бережно и уважительно". Семейное воспитание, по мнению Квинтилиана, призвано беречь детскую психику. Нельзя допускать присутствия детей в неблагопристойных местах, так писал Квинтилиан. Он отрицательно относился к физическим наказаниям, ибо они развивают рабское качество. Большое внимание Квинтилиан придавал отбору няньки для детей, которая должна обладать достойными нравственными качествами.

Учитель должен приучать питомца мыслить самостоятельно. Квинтилиан настаивал на таком образовании, которое было бы полезно обществу. Цель воспитания - серьезная подготовка молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Он отдавал предпочтение организованному обучению перед домашним. "Свет хорошей школы лучше одиночества в семье". Квинтилиан ратовал за общедоступность образования и верил в созидательную силу школьного обучения. Вершина образования овладение искусством оратора. Этого можно достичь через специальную систему обучения. Первая ступень - домашнее воспитание и обучение. Следовало правильно выбирать няньку с правильным произношением. До 7 лет ребенок должен овладеть зачатками латинской грамматики. В это время следует пробуждать интерес детей к знаниям похвалой, забавами, но при соблюдении меры. В программу начального обучения входил ряд предметов: грамматика и стиль; мораль, начала математики, музыка. Обширная программа предлагалась в грамматической и риторической школах. "Искусство оратора требует знания многих наук".

Грамматическая школа: изучали несколько дисциплин одновременно, не заботясь об обязательном совершенном освоении ими. Главный предмет - грамматика.

Риторические школы: основной предмет - риторика ("искусство красноречия"). Учителю рекомендовалось преднамеренно читать тексты со стилистическими ошибками, заметить и исправить которые должны ученики. Рекомендовалось вести обучение индуктивным путем - от простого к сложному на основе работы памяти. В воспитании Квинтилиан важное значение придавал трудовому обучению. Учить надо нас многому, говор-ил Квинтилиан, но основательно, будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики; все это нужно начинать развивать в дошкольном возрасте. Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворений, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком. разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74037. Основные тенденции и этапы в развитии отечественной культуры в IX – XX веках 42 KB
  Основные тенденции и этапы в развитии отечественной культуры в IX XX вв. Следующий виток развития культуры связан с крещением Руси. В течение длительного времени до XIX века христианство останется доминантой культуры. В основе этих достижений успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода.
74038. Основные тенденции развития Руси в удельный период 49 KB
  Переход от Киевской Руси к Руси Московской тяжелый период. на Руси начинаются новые процессы характеризующиеся в первую очередь распадом пусть и весьма непрочного но в целом единого до сих пор государства на отдельные фактически самостоятельные земли. Однако вышеназванные причины не слишком удачно объясняют распад Руси.
74039. Монголо-татарское нашествие на Русь. Его последствия. Русь и Орда 44 KB
  Благодаря тому обстоятельству, что большинство окружающих их соседей к этому времени уже преодолели стадию первичной агрессивности, свойственную молодым государствам, и, находясь на стадии политического раздробления, утратили в значительной степени свои способности противостоять сильному и единому противнику
74040. Становление Руси XIV- XV вв. Становление единого российского государства 38 KB
  Успех Дмитрия Донского предопределил основы политики последующих московских князей на третьем этапе (XV в.), которую можно охарактеризовать как собирание русских земель Москвой уже в качестве единоличного лидера, не имеющего себе равных противников.
74042. Реформы Петра I 43 KB
  Реформы Петра I. Реформы проведенные Петром считаются и вполне правомерно одним из важнейших периодов в истории России а самого Петра I даже большинство западных историков характеризует как личность наиболее поразительную в истории Европы после Наполеона как самого значительного монарха раннего европейского Просвещения Виттрам Р. Собственно первые действия Петра I после перехода власти в его руки фактически продолжают линию правительства царевны Софьи как во внутренней так и во внешней политике. Тщетность попыток привлечь...
74043. Основные этапы антропогенеза. Проблемные вопросы антропогенеза 35 KB
  Именно человекаумелого принято считать отправной точкой А. вопрос о критериях человека. Наука различает биологическую и социальную природу человека т. вопрос о прародине человека.
74044. Общая характеристика цивилизаций древнего Востока 59 KB
  Деспотия форма государственного устройства и правления при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина форма выживания речных цивилизаций. При этом носитель светской власти считался важнее представителей власти духовной. Объединение всей страны под началом единого царя фараона равного которому по объему власти в то время еще не знало человечество сыграло свою...