7782

Педагогические взгляды Древней Греции

Доклад

Педагогика и дидактика

Педагогические взгляды Древней Греции. Выделяют следующие периоды развития воспитания и образования в Древней Греции: Критомекенский период (4 тыс. до н.э. - 12 век до н.э) - считалось, что судьба человека предрешена богами Олимпа. Предп...

Русский

2013-01-28

36.5 KB

16 чел.

Педагогические взгляды Древней Греции.

Выделяют следующие периоды развития воспитания и образования в Древней Греции:

  •  Критомекенский период (4 тыс. до н.э. - 12 век до н.э) - считалось, что судьба человека предрешена богами Олимпа.
  •  Предполисный период (11-9 века до н.э.) период формирования городов.
  •  Архаический период (8-6 века до н.э.)
  •  Классический период (5-первая половина - 4 века до н.э.)
  •  Эллинизм (4-1 века до н.э.).

В Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи, до слогового письма. Ею владели жрецы, знатные вельможи, состоятельные граждане.

Центры обучения были сосредоточены при дворцах и храмах. Эгейской культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

Времена архаической Греции тоже внесли изменения в воспитание и обучение. Ярко и образно нарисовал картины воспитания и обучения в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах "Илиада", "Одиссея". Герои Гомера получали воспитание под присмотром наставников - старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины.

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связано с культурой городов - полисов (государств), когда воспитание заняло особое место в обществе.

Образованность выступала необходимым свойством достойного гражданина полиса. Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из ведущих зол. Школы были небольшими - 20-50 учеников с одним учителем. Одновременно занимались дети всех возрастов. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не был - выходные выпадали на городские и семейные праздники. Платили учителю немного. Социальный статус учителя был низким. Книг было мало. Знания усваивались на слух, с голоса учителя. Начальное обучение длилось 6-8 лет. Оно заканчивалось примерно к 14 -летнему возрасту. Учили началам чтения, письма, пения. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть. Писать учили на вощеных дощечках. Дощечки переплетались шкурками в книжечки. Писали палочкой заостренной с одного конца.

Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские АФИНЫ и авторитарная СПАРТА. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во многом олицетворяли противоположные принципы воспитания и обучения.

Крупнейшим представителем философии софистов являлся СОКРАТ (469- 399 гг. до н.э.). Его главным дидактическим достижением можно назвать "повивальное искусство" - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу человек обладает разумным сознанием направленного на добро и истину, счастье состоит в устранении противоречия между личным и общественным бытием, а сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом. Сократ основоположник учения о доброй природе человека. Отдавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно и ясно понимает, что он может и чего он не может. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. "Могучие духом, если получат образование, становятся отличными деятелями". Когда перед ним встал вопрос о том сохранить жизнь или отказаться от педагогической деятельности, Сократ принял яд цикуты. Сократ излагал свое учение в любой аудитории. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика. В нахождении истины ученик и наставник должны находиться в равных условиях: "Я знаю только то, что я ничего не знаю". Беседы Сократа вызывали эмоциональный и интеллектуальный подъем у учеников.

Использовались Сократова индукция, основанная на наводящих вопросах и Сократова ирония. Сократ видел пути воспитания в: самоанализе, в самосовершенствовании. Цель воспитания: познание самого себя.

Платон предложил обширную программу воспитания и открыл связь между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в его трактатах "Диалоги", "Государство", "Законы". Основанное Платоном в Афинах учебное заведение АКАДЕМИЯ существовало более тысячи лет. По Платону приобретение знаний является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет человек. При этом большое внимание уделялось самопознанию. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент жизни человека:

Воспитатель должен учитывать противоречия добра и зла. Воспитание должно обеспечить восхождение ученика к миру идей. Платон требовал разностороннего воспитания для всех. В трактате "Государство" Платон говора идеалах и программе разностороннего воспитания развивает афинскую педагогическую традицию. Следовало обеспечить "гимнастику для тела и музыку для души". Особое внимание уделялось физической подготовке (танцы, физические упражнения). При обучении следовало учитывать личные склонности. Программа всеобщего образования включала: грамоту, математику, трудовую подготовку. Эта программа предназначалась лишь свободным гражданам. У Платона мы видим идеи игрового обучения и принципа воспитывающего обучения: Ближайший ученик Платона АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.). В своих трудах развил идеи учителя, но вместе с тем занял во многом противоположную точку зрения. Цель воспитания определяют три начала: телесное, волевое, разумное. Отсюда и задачи воспитания: физическое, нравственное, умственное. Аристотель создал в Афинах учебное заведение - ЛИКЕИ - символ всей дальнейшей деятельности философа. Идеал счастья Аристотель видел в напряженной работе направленной на постижение основ миро создания. Аристотель - автор идеи о включении знания о единичном в систематическое знание об общем. Взгляды философа изложены в трактате "Политика". Говоря о сочетании социальною и биологического в воспитании, Аристотель считал, что с одной стороны от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство, а с другой - стороны природа зачастую стремится к этому, но не может достичь этого. Особое значение принадлежит общественному, государственному воспитанию (равного воспитания для свободных граждан идеального государства). До 7 лет домашнее воспитание под началом отца и государственных чиновников, Аристотель отвергал самоустранение родителей от воспитания детей. Тут осуществлялось предварительное обучение с 5 до 7 лет. С 7 лет детей воспитывает государство. Программа начального обучения включала: грамматику, гимнастику, музыку, рисование. Воспитание следовало начинать с заботы о теле, затем о духе. Аристотель осуждал СПАРТАНСКУЮ традицию жестоких физических упражнений. Особое место отводилось музыке. Аристотель оказал огромное влияние на Античность и Мусульманство. Философ видел назначение человека в разумной деятельности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33963. Анатомия и физиология желчных путей. Методы исследования 43 KB
  а толщин от 2 до 3 см Масса железы в среднем 70 90 г рис 162 В поджелудочной железе различают головку тело и хвост Головка расположена в подкове двенадцатиперстной кишки и имеет молоткообразную форму Тело поджелудочной железы передней поверхностью прилежит к задней стенке желудка Эти органы отделены друг от друга узкой щелью burse omentlis задняя поверхность прилежит к полой вене аорте и солнечному сплетению а ниж' няя соприкасается с нижней горизонтальной частью двенадцатиперстной кишки Хвост поджелудочной железы нередко глубоко...
33964. ХОЛЕЦИСТИТ ХРОНИЧЕСКИЙ. Этиология. Классификация. Патогенез. Клиника диф. диагноз. Лечение. Лапараскопическая холециститэктомия 37 KB
  Хронический холецистит хроническое воспаление жёлчного пузыря характеризующееся рецидивирующей подострой симптоматикой чаще всего обусловленной наличием в его просвете камней. Если камни мигрируют по путям оттока жёлчи они могут вызвать обструкцию пузырного протока что приводит к острому холециститу; обструкция общего жёлчного протока вызывает желтуху а обструкция панкреатического протока панкреатит Сладж пузырной жёлчи вязкий материал в просвете жёлчного пузыря нерастворимый в жёлчи который при УЗИ обнаруживают в виде пластов...
33965. Желтуха 35 KB
  Уровень билирубина в крови при этом повышен. В зависимости от причины повышения уровня билирубина в крови выделяют три основных типа желтух. Паренхиматозная печеночная желтуха развивается в результате повреждения гепатоцитов способность которых связывать свободный 'билирубин крови и переводить его в билирубин глюкуронид прямой билирубин уменьшается. В анализах крови повышение уровня непрямого билирубина концентрация прямого билибурина не повышена.
33966. Показания к операции. Характер оперативного вмешательства и последствия при остром панкреатите 26.5 KB
  Хирургическое лечение при остром панкреатите показано: 1 при сочетании острого панкреатита с деструктивными формами острого холецистита; 2 при безуспешном консервативном лечении в течение 36 48 ч; 3 при панкреатогенном перитоните при невозможности выполнения лапароскопического дренирования брюшной полости; 4 при осложнениях острого панкреатита: абсцессе сальниковой сумки флегмоне забрюшинной клетчатки. В диагностике и лечении деструктивных форм острого панкреатита большое значение имеет лапароскопия при которой можно уточнить...
33967. Анатомия и физиология пищевода. Методы исследования. Дивертикул пищевода 41.5 KB
  Анатомия и физиология пищевода. Дивертикул пищевода. Вход в пищевод расположен на уровне перстневидного хряща и отстоит от переднего края верхних резцов на 14 16 см рот пищевода. Второе физиологическое сужение пищевода находится примерно в 25 см от края верхних резцов на уровне бифуркации трахеи и пересечения пищевода .
33968. Пенетрация язвы 25 KB
  Пенетрация язвы В развитии пенетрации язвы различают три стадии: внутристеночную пенетрацию язвы стадию фиброзного сращения завершенную пенетрацию в соседний орган. Наиболее часто пенетрация язвы происходит в малый сальник в головку поджелудочной железы в печеночнодвенадцатиперстную связку. Возможна пенетрация язвы в печень в желчный пузырь в поперечную ободочную кишку и ее брыжейку. Появление боли в спине боль опоясывающего характера наблюдаются при пенетрации язвы в поджелудочную железу.
33969. Дудоденальная непроходимость. Пилородуодунальній стеноз 23.5 KB
  или пилорического отдела желудка. воспалительным инфильтратом обтурацией просвета отеком слизистой пилороспазмом или опухолью желудка. Декомпенсация гастростаз атония желудка многократная рвота рвотные массы зловонные многодневной давности. Пальпаторно контуры растянутого желудка шум плеска .
33970. Полипы желудка 25.5 KB
  Полипы желудка. Полипы желудка представляют собой патологические разрастания эпителиальной ткани. 7090 всех полипов желудка cоставляют гиперпластические полипы. Остальные 1030 приходится на долю аденоматозных полипов железистых полипов дна желудка и гамартомных полипов.
33971. Брюшина. Перитонит: классификация по клин. течению, распространнённостью процеса, характером выпота 37 KB
  Брюшина представляет собой тонкую серозную оболочку покрывающую внутреннюю поверхность брюшной стенки и расположенные в брюшной полости внутренние органы. Выделяют париетальную брюшину покрывающую внутреннюю поверхность брюшной стенки и висцеральную покрывающую большую часть внутренних органов. В брюшной полости в нормальных условиях находится небольшое количество прозрачной жидкости увлажняющей поверхность внутренних органов и облегчающей перистальтику желудка и кишечника. Богатая васкуляризация брюшинного листка обусловливает его...