7782

Педагогические взгляды Древней Греции

Доклад

Педагогика и дидактика

Педагогические взгляды Древней Греции. Выделяют следующие периоды развития воспитания и образования в Древней Греции: Критомекенский период (4 тыс. до н.э. - 12 век до н.э) - считалось, что судьба человека предрешена богами Олимпа. Предп...

Русский

2013-01-28

36.5 KB

16 чел.

Педагогические взгляды Древней Греции.

Выделяют следующие периоды развития воспитания и образования в Древней Греции:

  •  Критомекенский период (4 тыс. до н.э. - 12 век до н.э) - считалось, что судьба человека предрешена богами Олимпа.
  •  Предполисный период (11-9 века до н.э.) период формирования городов.
  •  Архаический период (8-6 века до н.э.)
  •  Классический период (5-первая половина - 4 века до н.э.)
  •  Эллинизм (4-1 века до н.э.).

В Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи, до слогового письма. Ею владели жрецы, знатные вельможи, состоятельные граждане.

Центры обучения были сосредоточены при дворцах и храмах. Эгейской культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

Времена архаической Греции тоже внесли изменения в воспитание и обучение. Ярко и образно нарисовал картины воспитания и обучения в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах "Илиада", "Одиссея". Герои Гомера получали воспитание под присмотром наставников - старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины.

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связано с культурой городов - полисов (государств), когда воспитание заняло особое место в обществе.

Образованность выступала необходимым свойством достойного гражданина полиса. Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из ведущих зол. Школы были небольшими - 20-50 учеников с одним учителем. Одновременно занимались дети всех возрастов. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не был - выходные выпадали на городские и семейные праздники. Платили учителю немного. Социальный статус учителя был низким. Книг было мало. Знания усваивались на слух, с голоса учителя. Начальное обучение длилось 6-8 лет. Оно заканчивалось примерно к 14 -летнему возрасту. Учили началам чтения, письма, пения. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть. Писать учили на вощеных дощечках. Дощечки переплетались шкурками в книжечки. Писали палочкой заостренной с одного конца.

Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские АФИНЫ и авторитарная СПАРТА. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во многом олицетворяли противоположные принципы воспитания и обучения.

Крупнейшим представителем философии софистов являлся СОКРАТ (469- 399 гг. до н.э.). Его главным дидактическим достижением можно назвать "повивальное искусство" - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу человек обладает разумным сознанием направленного на добро и истину, счастье состоит в устранении противоречия между личным и общественным бытием, а сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом. Сократ основоположник учения о доброй природе человека. Отдавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно и ясно понимает, что он может и чего он не может. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. "Могучие духом, если получат образование, становятся отличными деятелями". Когда перед ним встал вопрос о том сохранить жизнь или отказаться от педагогической деятельности, Сократ принял яд цикуты. Сократ излагал свое учение в любой аудитории. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика. В нахождении истины ученик и наставник должны находиться в равных условиях: "Я знаю только то, что я ничего не знаю". Беседы Сократа вызывали эмоциональный и интеллектуальный подъем у учеников.

Использовались Сократова индукция, основанная на наводящих вопросах и Сократова ирония. Сократ видел пути воспитания в: самоанализе, в самосовершенствовании. Цель воспитания: познание самого себя.

Платон предложил обширную программу воспитания и открыл связь между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в его трактатах "Диалоги", "Государство", "Законы". Основанное Платоном в Афинах учебное заведение АКАДЕМИЯ существовало более тысячи лет. По Платону приобретение знаний является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет человек. При этом большое внимание уделялось самопознанию. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент жизни человека:

Воспитатель должен учитывать противоречия добра и зла. Воспитание должно обеспечить восхождение ученика к миру идей. Платон требовал разностороннего воспитания для всех. В трактате "Государство" Платон говора идеалах и программе разностороннего воспитания развивает афинскую педагогическую традицию. Следовало обеспечить "гимнастику для тела и музыку для души". Особое внимание уделялось физической подготовке (танцы, физические упражнения). При обучении следовало учитывать личные склонности. Программа всеобщего образования включала: грамоту, математику, трудовую подготовку. Эта программа предназначалась лишь свободным гражданам. У Платона мы видим идеи игрового обучения и принципа воспитывающего обучения: Ближайший ученик Платона АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.). В своих трудах развил идеи учителя, но вместе с тем занял во многом противоположную точку зрения. Цель воспитания определяют три начала: телесное, волевое, разумное. Отсюда и задачи воспитания: физическое, нравственное, умственное. Аристотель создал в Афинах учебное заведение - ЛИКЕИ - символ всей дальнейшей деятельности философа. Идеал счастья Аристотель видел в напряженной работе направленной на постижение основ миро создания. Аристотель - автор идеи о включении знания о единичном в систематическое знание об общем. Взгляды философа изложены в трактате "Политика". Говоря о сочетании социальною и биологического в воспитании, Аристотель считал, что с одной стороны от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство, а с другой - стороны природа зачастую стремится к этому, но не может достичь этого. Особое значение принадлежит общественному, государственному воспитанию (равного воспитания для свободных граждан идеального государства). До 7 лет домашнее воспитание под началом отца и государственных чиновников, Аристотель отвергал самоустранение родителей от воспитания детей. Тут осуществлялось предварительное обучение с 5 до 7 лет. С 7 лет детей воспитывает государство. Программа начального обучения включала: грамматику, гимнастику, музыку, рисование. Воспитание следовало начинать с заботы о теле, затем о духе. Аристотель осуждал СПАРТАНСКУЮ традицию жестоких физических упражнений. Особое место отводилось музыке. Аристотель оказал огромное влияние на Античность и Мусульманство. Философ видел назначение человека в разумной деятельности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22845. Визначення вологості повітря 1.2 MB
  Атмосферне повітря має в своєму складі деяку кількість водяної пари що обумовлює вологість повітря. Абсолютною вологістю називається кількість водяної пари що знаходиться в одиниці об'єму повітря. З рівняння стану ідеального газу густину повітря при нормальних умовах можна представити так: пов= 1 позначення загально прийняті.
22846. Визначення коефіцієнта об’ємного розширення рідини 545 KB
  Залежність обєму рідини від температури виражається рівнянням: а при невеликій точності можна обмежитися виразом: де обєм рідини при температурі 0C температурний коефіцієнт обємного розширення рідини. Прямим способом вимірювати обєм рідини при різних температурах для визначення важко бо при цьому змінюється і обєм посудини в якій знаходиться рідина. Французькі вчені Дюлонг і Пті запропонували спосіб визначення коефіцієнта обємного розширення рідини при якому відпадає необхідність вимірювання обєму рідини.
22847. ОДЕРЖАННЯ І ВИМІРЮВАННЯ ВИСОКОГО ВАКУУМУ 5.3 MB
  Різного роду вакуумні насоси з застосуванням деяких додаткових прийомів дозволяють одержувати тиски домм. Області тисків в яких найбільш раціонально застосовуються вакуумні насоси прийнятих в даний час типів показані на рис. Вакуумні насоси що застосовуються для відкачки газу поділяють на два класи: а форвакуумні насоси які починають працювати з атмосферного тиску і викидають відкачуваний газ прямо в атмосферу. Форвакуумні насоси створюють розрідження порядку мм.
22848. ТЕПЛОВЕ РОЗШИРЕННЯ ТВЕРДОГО ТІЛА 340.5 KB
  Дійсно сили що тримають атоми у вузлах ґратки малі і тому достатньо вже теплової енергії самих атомів аби змістити їх з положення рівноваги. До поняття про коливання атомів твердого тіла можна дійти шляхом аналізу природи міжатомних сил. Положення рівноваги атомів визначається з умови рівності сил притягання і відштовхування діючих на атом. Якщо змінюється відстань тільки відносно одного з атомів то енергію Wx треба...
22849. ВИЗНАЧЕННЯ СЕРЕДНЬОГО ЗНАЧЕННЯ ТЕПЛОТИ ВИПАРОВУВАННЯ РІДИНИ 120 KB
  ВИЗНАЧЕННЯ СЕРЕДНЬОГО ЗНАЧЕННЯ ТЕПЛОТИ ВИПАРОВУВАННЯ РІДИНИ. Випаровування це процес зміни агрегатного стану речовини перехід речовини із конденсованого стану в газоподібний. Кількість теплоти яку необхідно надати рідині при ізотермічному утворенні одиниці маси пари називають теплотою випаровування. Для визначення середнього значення теплоти випаровування води в даній роботі використовується метод який грунтується на використанні рівняння КлапейронаКлаузіуса.
22850. ВИЗНАЧЕННЯ КОЕФІЦІЄНТУ ТЕПЛОПРОВІДНОСТІ ПОВІТРЯ 182 KB
  Через довiльну коаксiальну поверхню радiуса y за одиницю часу пройде кiлькiсть теплоти 5 де l довжина дротини.Розділивши в виразі 5 змінні одержимо 6 де внутрішній радiус трубки температура дослiджуваного газу повiтря бiля внутрішньої поверхнi трубки а радiус дротини температура дротини. Зі співвідношення 6 випливає що 7 Таким чином для визначення коефіцієнта теплопровідності треба знати кiлькiсть теплоти яка щосекунди...
22851. ВИЗНАЧЕННЯ КОЕФІЦІЄНТА ТЕПЛОПРОВІДНОСТІ ТВЕРДИХ ТІЛ 111 KB
  Кількість теплоти Q що переноситься через поверхню площею S за час при градієнті температур визначається як: 1 де коефіцієнт теплопровідності середовища. Таким чином значення коефіцієнта теплопровідності матеріалу можна знайти безпосередньо якщо користуватись формулою 1. для визначення коефіцієнта теплопровідності твердих тіл.
22852. ПОБУДОВА ДІАГРАМИ СТАНУ СПЛАВІВ 49 KB
  Сплавом називають систему в твердому стані яку отримують сплавленням двох або більшої кількості компонент. Діаграми стану сплавів характеризують залежність температур фазових переходів зокрема плавлення і кристалізації від концентрації сплаву. Евтектика характеризується сталою температурою плавлення яка нижче температури плавлення компонент. Інтерметалічна сполука характеризується сталою температурою плавлення яка як правило вища за температуру плавлення компонент AuZn CdMg та ін.
22853. ВИЗНАЧЕННЯ ТЕПЛОЄМНІСТі МЕТАЛІВ МЕТОДОМ ОХОЛОДЖЕННЯ 626.5 KB
  Теплоємність термодинамічної системи це кількість теплоти яку необхідно надати цій системі щоб збільшити її температуру на К. Розрізняють теплоємність питому молярну . Теплоємність термодинамічної системи С. Крім того за умовами визначення теплоємності розрізняють теплоємність що визначається за сталого обєму та за сталого тиску .