7782

Педагогические взгляды Древней Греции

Доклад

Педагогика и дидактика

Педагогические взгляды Древней Греции. Выделяют следующие периоды развития воспитания и образования в Древней Греции: Критомекенский период (4 тыс. до н.э. - 12 век до н.э) - считалось, что судьба человека предрешена богами Олимпа. Предп...

Русский

2013-01-28

36.5 KB

15 чел.

Педагогические взгляды Древней Греции.

Выделяют следующие периоды развития воспитания и образования в Древней Греции:

  •  Критомекенский период (4 тыс. до н.э. - 12 век до н.э) - считалось, что судьба человека предрешена богами Олимпа.
  •  Предполисный период (11-9 века до н.э.) период формирования городов.
  •  Архаический период (8-6 века до н.э.)
  •  Классический период (5-первая половина - 4 века до н.э.)
  •  Эллинизм (4-1 века до н.э.).

В Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи, до слогового письма. Ею владели жрецы, знатные вельможи, состоятельные граждане.

Центры обучения были сосредоточены при дворцах и храмах. Эгейской культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

Времена архаической Греции тоже внесли изменения в воспитание и обучение. Ярко и образно нарисовал картины воспитания и обучения в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах "Илиада", "Одиссея". Герои Гомера получали воспитание под присмотром наставников - старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины.

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связано с культурой городов - полисов (государств), когда воспитание заняло особое место в обществе.

Образованность выступала необходимым свойством достойного гражданина полиса. Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из ведущих зол. Школы были небольшими - 20-50 учеников с одним учителем. Одновременно занимались дети всех возрастов. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не был - выходные выпадали на городские и семейные праздники. Платили учителю немного. Социальный статус учителя был низким. Книг было мало. Знания усваивались на слух, с голоса учителя. Начальное обучение длилось 6-8 лет. Оно заканчивалось примерно к 14 -летнему возрасту. Учили началам чтения, письма, пения. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть. Писать учили на вощеных дощечках. Дощечки переплетались шкурками в книжечки. Писали палочкой заостренной с одного конца.

Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские АФИНЫ и авторитарная СПАРТА. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во многом олицетворяли противоположные принципы воспитания и обучения.

Крупнейшим представителем философии софистов являлся СОКРАТ (469- 399 гг. до н.э.). Его главным дидактическим достижением можно назвать "повивальное искусство" - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу человек обладает разумным сознанием направленного на добро и истину, счастье состоит в устранении противоречия между личным и общественным бытием, а сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом. Сократ основоположник учения о доброй природе человека. Отдавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно и ясно понимает, что он может и чего он не может. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. "Могучие духом, если получат образование, становятся отличными деятелями". Когда перед ним встал вопрос о том сохранить жизнь или отказаться от педагогической деятельности, Сократ принял яд цикуты. Сократ излагал свое учение в любой аудитории. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика. В нахождении истины ученик и наставник должны находиться в равных условиях: "Я знаю только то, что я ничего не знаю". Беседы Сократа вызывали эмоциональный и интеллектуальный подъем у учеников.

Использовались Сократова индукция, основанная на наводящих вопросах и Сократова ирония. Сократ видел пути воспитания в: самоанализе, в самосовершенствовании. Цель воспитания: познание самого себя.

Платон предложил обширную программу воспитания и открыл связь между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в его трактатах "Диалоги", "Государство", "Законы". Основанное Платоном в Афинах учебное заведение АКАДЕМИЯ существовало более тысячи лет. По Платону приобретение знаний является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет человек. При этом большое внимание уделялось самопознанию. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент жизни человека:

Воспитатель должен учитывать противоречия добра и зла. Воспитание должно обеспечить восхождение ученика к миру идей. Платон требовал разностороннего воспитания для всех. В трактате "Государство" Платон говора идеалах и программе разностороннего воспитания развивает афинскую педагогическую традицию. Следовало обеспечить "гимнастику для тела и музыку для души". Особое внимание уделялось физической подготовке (танцы, физические упражнения). При обучении следовало учитывать личные склонности. Программа всеобщего образования включала: грамоту, математику, трудовую подготовку. Эта программа предназначалась лишь свободным гражданам. У Платона мы видим идеи игрового обучения и принципа воспитывающего обучения: Ближайший ученик Платона АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.). В своих трудах развил идеи учителя, но вместе с тем занял во многом противоположную точку зрения. Цель воспитания определяют три начала: телесное, волевое, разумное. Отсюда и задачи воспитания: физическое, нравственное, умственное. Аристотель создал в Афинах учебное заведение - ЛИКЕИ - символ всей дальнейшей деятельности философа. Идеал счастья Аристотель видел в напряженной работе направленной на постижение основ миро создания. Аристотель - автор идеи о включении знания о единичном в систематическое знание об общем. Взгляды философа изложены в трактате "Политика". Говоря о сочетании социальною и биологического в воспитании, Аристотель считал, что с одной стороны от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство, а с другой - стороны природа зачастую стремится к этому, но не может достичь этого. Особое значение принадлежит общественному, государственному воспитанию (равного воспитания для свободных граждан идеального государства). До 7 лет домашнее воспитание под началом отца и государственных чиновников, Аристотель отвергал самоустранение родителей от воспитания детей. Тут осуществлялось предварительное обучение с 5 до 7 лет. С 7 лет детей воспитывает государство. Программа начального обучения включала: грамматику, гимнастику, музыку, рисование. Воспитание следовало начинать с заботы о теле, затем о духе. Аристотель осуждал СПАРТАНСКУЮ традицию жестоких физических упражнений. Особое место отводилось музыке. Аристотель оказал огромное влияние на Античность и Мусульманство. Философ видел назначение человека в разумной деятельности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15146. Никита Сергевич Хрущёв 16.63 KB
  Никита Сергевич Хрущёв Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы Председатель Совета Министров СССР с 1958 по 1964 годы. Герой Советского Союза Трижды Герой Социалистического Труда. Первый лауреат Шевченковской премии. Краткая биография Никита Сергеевич Хрущёв родился в ...
15147. Тургенев Иван Сергеевич 22.47 KB
  Иван Сергеевич Тургенев Иван Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. Отец Сергей Николаевич отставной полковн
15148. Сергей Юльевич Витте 181.49 KB
  Сергей Юльевич Витте Происходит из голландской семьи переселившейся в Прибалтику ещё во времена владычества шведов и получившей потомственное дворянство в 1856. Православный. Родился 17 июня 1849 в Тифлисе. Его отец Юлий Федорович Витте 1814 1867 член совета к
15149. Петр I и русская культура 94.4 KB
  Петр I и русская Культура 1. Культура России накануне вступления Петра на престол В конце ХVII века когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I наша страна переживала переломный момент своей истории. В России в отличие от западноевропейск...
15150. Внешняя политика СССР в 30 годы 259.99 KB
  Внешняя политика СССР в 30 года. После прихода Гитлера к власти Сталин резко изменил традиционную советскую политику: если раньше она была направлена на союз с Германией против версальской системы а по линии Коминтерна на борьбу с социалдемок...
15151. Герой нашего времени. Женские образы в романе 17.26 KB
  Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Роман М.Ю. Лермонтова недаром назван Герой нашего времени весь строй произведения его композиция образная система подчинены раскрытию образа Печорина.
15152. Горе от ума. Грибоедов 66.62 KB
  Горе от ума. Грибоедов Комедия Горе от ума держится какимто особняком в литературе и отличается моложавостью свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она как столетний старик около которого все отжив по очереди св
15153. Мнимое и подлинное безумие Чацкого 13.35 KB
  Мнимое и подлинное безумие Чацкого Комедия Горе от ума была написана в 1823 году А.С.Грибоедовым и имела уже тогда огромный успех в читательских кругах не только Москвы но и всей России. При жизни автора Горе от ума не была опубликовано зато многократно переписыва...
15154. Общество в жизни Татьяны, Онегина и автора 16.29 KB
  Общество в жизни Татьяны Онегина и автора Татьяна простая провинциальная девушка она не красавица но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди других людей в обществе которых она чувствует себя одиноко так как они не способны понять ее. Дика печальна...