77825

Формат деловой игры на занятиях по философским дисциплинам: традиции и новации

Реферат

Педагогика и дидактика

Цель данной работы описание формата деловой игры на занятиях по философским дисциплинам, раскрытие традиций в проведении деловых игр на таких занятиях и описание новых тенденций. В соответствии с поставленной целью, в настоящем исследовании решаются следующие задачи...

Русский

2015-02-05

76.28 KB

4 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Институт Социальных и Политических Наук УрФУ

Реферат

«Формат деловой игры на занятиях по философским дисциплинам: традиции и новации».

Руководитель:  проф. Е. С. Черепанова

Исполнитель: маг. Н. Г. Пятыгина

Екатеринбург

2015 год


Содержание.

  1.  Введение
  2.  Часть 1. Формат деловой игры на занятиях по философским дисциплинам.
  3.  Параграф 1. Методические основания для проведения деловой игры на занятиях по философским дисциплинам.
  4.  Параграф 2. Традиционные подходы к проведению деловой игры на занятиях по философским дисциплинам.
  5.  Часть 2. Инновации в формате деловых игр на занятиях по философским дисциплинам.
  6.  Заключение
  7.  Библиография


Введение.

В научной и профессиональной литературе обзор темы деловых игр (или использования ролевых игровых моделей) практически не представлен. Одними из первых и, наверное, самыми старыми статьями на данную тематику являются альманахи РИ–сообщества, выпущенные при поддержке фестиваля «Зиланткон», проходящего ежегодно в Казани с 1991 года. Многие авторы этих статей являются действующими педагогами школ и ВУЗов.

Однако мы без труда можем обнаружить довольно большое количество научных исследований по смежным темам, например, по теме педагогики, психологии, психодрамы. Исследования, посвященные психодраме, в меньшей степени подойдут нам для изучения деловых игр по причине фундаментального различия двух этих явлений. Хотя психодрама и игровые методики имеют общие черты, но игра отличается по нескольким довольно важным признакам: игра является действием свободным, хоть и происходящим в определенных рамках, имеющим целью себя саму. Она сопровождается чувством напряжения и радости, а также «сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь»2, где основной мотив лежит в удовольствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом деятельности. Психодрама же лишена той свободы, которой обладает игра. Игру можно начать, закончить или продолжить в любой момент времени, который сочтут подходящим участники.

В философской литературе наиболее известным произведением, посвященным феномену игры, можно считать   «Homo Ludens» Хейзинги, в котором индивидуальная и общественная жизнь описана автором в терминах игры, как игра. Уже ставшее классическим данное исследование раскрывает сущность феномена игры и его значения в культуре. Важной чертой этой концепции является ее гуманистическая подоплека.  Игра у Хейзинги – всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная категория человеческого существования. Поэтому на основе  текста «Homo Ludens» можно подходить и к анализу деловой игры.

Формат деловой игры в настоящее время достаточно популярный метод в образовательных программах самых разных направлений. Он дает очень много преимуществ, и в то же время обладает рядом особенностей, которые нужно учитывать при организации занятия именно таким образом.

Олешков М.Ю., в своей статье «Деловая игра в системе профессиональной подготовки студентов»3 пишет: «Известно, что традиционные методики, особенно в гуманитарной сфере, носят описательный характер. Однако по теоретическим описаниям структур и функций организационных систем трудно, а иногда практически невозможно глубоко уяснить процессы их функционирования. Семинары в высшей школе часто носят лишь иллюстративный характер. Игровая технология отличается от других методов обучения тем, что позволяет студенту быть лично причастным к функционированию изучаемой системы, дает возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях. При  этом следует подчеркнуть, что игровая технология  не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, расширяя педагогический арсенал педагога, позволяя более эффективно решать поставленные  задачи конкретного занятия и всего учебного  курса». Именно поэтому я считаю, что подробное освещение деловой игры как одной из образовательных методик, расширяющий педагогический арсенал, тема актуальная. Особенно важной она становится, когда мы говорим о применении этого метода на занятиях по философским дисциплинам, которые традиционно преподаются в классическом лекционном и семинарском стиле, в то время как для удержания внимания аудитории зачастую нужно «менять активность» студентов. Кроме того, «так как в деловой игре «субъект деятельности» выполняет квазипрофессиональную (по А.А.Вербицкому) деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы, то, следовательно, знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии»4, что имеет немаловажное значение при проведении занятий по философским дисциплинам у студентов не философских факультетов.   

Цель данной работы описание формата деловой игры на занятиях по философским дисциплинам, раскрытие традиций в проведении деловых игр на таких занятиях и описание новых тенденций. В соответствии с поставленной целью, в настоящем исследовании решаются следующие задачи:

  1.  Выбрать методические основания для проведения на занятии по философии деловой игры.
  2.  Описать традиционные способы проведения занятия по философии в формате деловой игры.
  3.  Описать новации в формате деловой игры на занятиях по философии.

Для решения поставленных целей и задач я выберу следующую структуру работы:

Целью первой главы будет осмысление методических подходов к проведению деловых игр на занятиях по философским дисциплинам и описание традиционных методов их проведения. И в соответствии с поставленной целью будут стоять задачи:

  1.  Выбор методических оснований для проведения на занятиях по философии деловых игр.
  2.  Описать традиционные подходы к проведению деловых игр на занятиях по философским дисциплинам.

Целью второй главы будет описание новых тенденций в проведении деловых игр. И в соответствии с поставленной целью будут стоять задача:

  1.  Описать инновационные подходы к проведению деловых игр на занятиях по философским дисциплинам.


Часть 1. Формат деловой игры на занятиях по философским дисциплинам.

Параграф 1. Методические основания для проведения деловой игры на занятиях по философским дисциплинам.

«До конца XVIII – начала XIX века не было специальных теоретических работ, в которых излагались бы приемы эффективного преподавания философии, а система навыков передавалась в ходе обучения в виде "неявного знания". Развитие педагогики, накопление теоретических знаний вели к уточнению научного статуса методики преподавания философии, выделению её в самостоятельную  научную дисциплину, но происходит это лишь к 40-50-м годам XX века.

Краткие сведения по методике обучения вообще и философским предметам в частности первоначально давались в сочинениях по дидактике. Постепенное обогащение и усложнение содержания обучения в XVIII – XIX века стимулировали создание методик обучения, публикацию статей, руководств и пособий. Одними из  известных первых методических рекомендаций по преподаванию философии в университете, считаются рекомендации Г.Гегеля изложенные в письме к Прусскому правительственному советнику Ф.фон Раумеру  от 2 августа 1816 года»5.

Для определения методических оснований проведения деловой игры на занятиях по философским дисциплинам определим для начала понятия термина «игра» и «деловая игра» в контексте нашего исследования.

Игра – «есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри допустимых границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождающимся чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь»6, где основной мотив лежит в удовольствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом деятельности. Игра не зависит от полезной непосредственной цели, она противоположна работе, труду, делу, и в этом смысле она «несерьезна»: «для человека взрослого и наделенного чувством ответственности игра - то, без чего он мог бы и обойтись. Игра - по сути, избыточна. Игру можно всегда отложить, она может и вовсе не состояться»7. Сами же участники игры могут к ней относиться с полной серьезностью.

Следует отметить, пишет Олешков М.Ю8., что дидактическая ценность использования игровой деятельности обусловлена тем, что в игре сочетаются следующие принципы «оптимальной» технологии обучения: 1) активности; 2) динамичности; 3) занимательности; 4) исполнения ролей; 5) коллективности; 6) моделирования; 7) обратной связи; 8) проблемности; 9) результативности; 10) самостоятельности; 11) системности; 12) соревнования.

«Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных производственных ситуаций, действия по инструкции и другие»9.

По мнению В.В.Гузеева10, деловая игра есть:

1) модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторых целей — экономических, политических и т.д.;

2) групповое упражнение по выработке решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную обстановку.

Он выделяет существенные признаки деловой игры как формы обучения:

1. Имитация в игре реального процесса с помощью модели.

2. Распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом.  

3. Различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций.

4. Наличие общей игровой цели всех участников, на фоне которой развиваются частные конфликты и противоречия.

5. Учёт вероятностного характера результатов деятельности, обусловленного неполнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений.

6. Реализация «цепочки решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры.

7. Использование гибкого масштаба времени.

8. Применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и игровых коллективов, а также системы стимулирования.

«Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы в имитационных условиях дать студенту возможность получить навыки самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения»11.

«Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

- хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

- одно из наиболее эффективных средств активизации, заманивают участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способно вызвать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

- мотивационную по своей природе, деятельность. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, направленность.

- позволяет решать вопросы передачи знаний и умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет захватывать, убеждать и запоминать.

- многофункциональным, ее влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все ее возможные воздействия актуализируются одновременно.

- преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

- определяет значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный (стипендия или ее повышение), моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

- в обучении отличается наличием четко поставленной целью и соответствующего ей педагогического результата»12.

Раскрывая теорию модельного метода, В.В.Гузеев, ссылаясь на концептуальные положения А.А.Вербицкого, показывает взаимосвязь этого метода с контекстным обучением. В частности, отмечается, что цикл обучения начинается не с предъявления готовой информации, а с создания проблемной ситуации, которую студенту нужно разрешить. Этот метод более всего схож с прагматической американской образовательной системой, отличающейся ориентацией на решение практических задач, обучающей на множестве эмпирических ситуаций13.

На занятиях по философским дисциплинам наиболее частой задачей педагога является проблематизация определенных вопросов, выносимых на обсуждение, например, на семинарах. Формат деловой игры  позволяет в заданных рамках развивать проблему уже не педагогу, а самим студентам, позволяя свободно размышлять и находить решения в рамках задач, поставленных игрой. «Деловая игра реализуется на имитационной модели как совместная деятельность по постановке и решению игровых учебных задач, в подготовке и применении индивидуальных и совместных решений. Правила и нормы совместной деятельности, язык имитации и связи задаются заранее или вырабатываются в процессе игры. Деловая игра проводится в режиме диалогического общения, она является двуплановой деятельностью, поскольку направлена на достижение двух целей: игровой и педагогической, которая, будучи приоритетной, не должна довлеть над первой»14.

Еще одной важной задачей педагога на занятиях по философским дисциплинам является трансляция социо-культурных ценностей. «В любом случае, когда мы говорим о преподавании философии, речь идет о чем-то большем, чем об элементе подготовки к профессиональной деятельности. Речь идет о формировании личности как таковой»15. Эту же задачу отражает сейчас компетенетностый подход, зафиксированный в новом образовательном стандарте. «Трансляция это "общение, направленное на социализацию входящих в жизнь поколений, на их уподобление старшим средствами соответствующих институтов и механизмов". Трансляция осуществляется в режиме обучения, в которой степень подобия низка (учитель-ученик, воспитатель-воспитуемый). В европейской культуре трансляция осуществляется через теоретическое сжатие, в восточных – через непосредственное участие в деятельности»16. Деловая игра на занятиях по философским дисциплинам и может как раз стать этим вторым типом трансляции, расширив педагогический арсенал преподавателя.

Кроме всего прочего, В.Г. Григорян и П.Г. Химич отмечают, что деловые игры могут быть отличным вариантом организации самостоятельной работой студентов во время аудиторных занятий. «Самостоятельная работа студентов (СРС) является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведении. Согласно требованиям ГОС на внеаудиторную самостоятельную работу студента должно отводиться не менее половины всего учебного времени. В количественном выражении это составляет не менее 27 часов в неделю. Кроме того, самостоятельная работа студента может быть организованна и во время аудиторных занятий, правда, нормативно доля самостоятельной работы студента во время аудиторных занятий ни в каких документах не определена»17. «Роль самостоятельной работы студентов усиливается в связи с реализацией в высшем профессиональном образовании РФ основных положений Болонского процесса, предусматривающих, в частности, перевод вектора из области репродуктивного образования в область познавательной активности студента при усилении индивидуальной работы с каждым студентом»18. В.Г. Григорян и П.Г. Химич отмечают, что активная самостоятельная работа студентов возможна лишь при наличии значимой и устойчивой мотивации. «Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в реализации такого подхода являются деловые или ситуационные формы занятий»19.

Олешков М.Ю. в своей статье о деловых играх для студентов пишет, что «в деловой игре наиболее явным образом моделируется предметное и социальное содержание профессиональной  деятельности. Знания здесь не оторваны от их практического применения, поскольку участники получают достаточный опыт их использования в функции средств регуляции собственных действий. Знания усваиваются не впрок, не про запас, а в контексте практических действий и на их основе»20. Он говорит, что «сущность деловой игры, ее место в учебном процессе, цели использования нельзя понять, рассматривая ее вне понятийных рамок педагогики и психологии, образовательного процесса как целого. Ориентируясь на понимание деловой игры как, например, ветви имитационного моделирования или группового упражнения по выработке последовательности решения в искусственно созданных условиях, преподаватель не сможет обосновать разумность своего обращения именно к игре, а не к семинарскому или лабораторно-практическому занятию»21. Следовательно, считает автор, «деловая игра - весьма трудоемкий и сложный инструмент обучения, и применять его нужно лишь там, где нельзя достичь тех же целей более простыми и привычными способами».

    «Деловую игру следует выбирать для реализации, прежде всего следующих педагогических функций:

• для формирования у специалистов целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике;

• для приобретения как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе опыта принятия индивидуальных и совместных решений;

• для развития профессионального теоретического и практического мышления;

• для формирования познавательной мотивации, обеспечения условий появления профессиональной мотивации.

Таким образом, деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого»22.

Особенную роль в образовательном процессе, по моему мнению, могут играть деловые игры на занятиях по философским дисциплинам, как для студентов философских факультетов, так и для студентов иных специальностей. Это связано в первую очередь с теми знаниями и навыками, которые получают студенты на занятиях по философским дисциплинам. О.А. Донских отмечает «две особенности философии, которые позволяют говорить о ее особой роли: 1) она представляет образцы критического мышления по отношению к другим дисциплинам и проблемам современности; 2) она пронизывает многие академические курсы, поэтому обучение философии настраивает не просто на профессиональную подготовку в соответствии с определенным набором предметов, но на послевузовскую исследовательскую деятельность»23. Формат деловой игры на занятиях по философии  помогает студенту приобрести навыки самостоятельности в принятии решений, оценке, критическому подходу к проблеме, умение пользоваться одним из философских языков, «на котором тот сможет объяснить свою позицию и понять позиции других людей»24. «Кроме того, это качество философии заставляет студента рефлексировать по поводу своей деятельности, и это вносит элемент свободы в стиль его мышления»25, поэтому применение этой методики на занятиях по философии является перспективным.

«Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:

- игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;

-  игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т. д.;

- в деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»;

- игра позволяет формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике»;

- деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т. п.)

Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности».26


Параграф 2. Традиционные подходы к проведению деловой игры на занятиях по философским дисциплинам.

«Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных производственных ситуаций, действия по инструкции и другие»27.

Для занятий по философским дисциплинам такие «активные методы обучения» являются традиционными, хотя в прошлом они носили самостоятельный характер. «По мнению Аристотеля, диалектика как искусство вопросов и ответов была изобретена Зеноном Элейским. Начиная со второй половины V века до н. э. диалектика преподавалась в Греции софистами. О характере этого  дают представление диалоги Платона, главным персонажем которых является Сократ. Описанный в диалогах "сократический метод" демонстрирует, что философская мысль того времени прочно овладела навыками логической  классификаций и определений, а также методом доказательства путём приведения к нелепости (rcductio ad absurdum). Обучение велось преимущественно на примерах-образцах. В искусство построения диспута входил выбор темы и умение повернуть её определённым образом, о чём можно судить по софистическому учебнику V века до н. э. "Двойные речи", показывает возможность обоснования и отвержения одного и того же тезиса. Диалектика, в состав которой со временем вошла "доказывающая наука" Аристотеля, была живым искусством ведения спора и беседы, ему обучались на практике как ремеслу»28.

«В период средневековья диалектика, преподававшаяся по переводам и комментариям Боэция, входила в круг учебных дисциплин в монастырских школах, позднее — в университетах. Важное значение философских дисциплин в учебном процессе раскрылось благодаря распространению в университетах публичных богословских и философских диспутов»29.

"Как пропедевтическая наука философии особенно должна давать формальное образование и упражнение для мышления. Она должна обеспечивать такими упражнениями в большей степени, чем математика, потому что последняя в отличие от философии имеет чувственное содержание"30.

В частной переписке Г.Гегель упоминал о тех методических проблемах с которыми сталкивался в ходе преподавания и рассуждал о путях их преодоления: "У меня нет ясного представления  о том, каким образом можно "практиковать" спекулятивное мышление. В высшей степени трудно проводить занятия по абстрактному мышлению, а эмпирическое мышление в виду его разнообразия в большинстве случаев вообще рассредоточивает мысль. Это аналогично тому, как учиться читать. Нельзя начинать с  того, что бы читать целые слова, как того хотят сверхмудрые педагоги, а следует начинать с абстрактного, с отдельных палочек. Точно также дело обстоит с мышлением в логике, где самым абстрактным является самое легкое, ибо оно совершенно единственно, чисто и беспримесно. Лишь постепенно можно, упражняя ум, продвигаться к чувственному и конкретному, когда те простые буквы как следует закреплены в развитии"31.

Основной принцип философской пропедевтики им сформулирован так: " Нельзя мыслить, не имея мысли, нельзя понять, не располагая понятиями. Научиться мыслить можно лишь в том случае, если в голове есть мысли, а понимать лишь тогда, когда в голове есть понятия. Мыслям и понятиям можно точно также учить, как учат единственному и множественному числу, трем лицам, частям речи, как учат символу веры и катехизису"32.

«Под влиянием Г.Гегеля с одной стороны, и общих процессов в педагогике, существенный вклад в развитие которой внесли философы33, тема рефлексии над способом преподавания философии вошла в сознание философского сообщества и те усовершенствования, которые были проведены немецкой профессурой обеспечили именно немецким университетам славу философской Мекки, куда на протяжении всего XIX века ездили перенимать знания и дидактические навыки представители из разных европейских стран и особенно из России. Как написал В.А. Беляев  в прошении к министру образования Германии разрешить ему "принимать участие в лекциях и практических занятиях для получения информации о методах преподавания на философском факультете" Марбургского университета34»35.

«В Московском университете <…> в декабре 1755 года  под руководством первого штатного профессора философии И.-Г. Фроманна состоялся первый диспут. На обсуждение были предложены следующие тезисы:

"1. Логика не есть навык и орудие к познанию прочих наук, но действительно между науками должна почитаться.

2. Логика приносит великую пользу, хотя и не избежала совсем от подозрения, будто бы она не была полезна.

3. Логика не есть только умозрительная наука, но и к действию клониться.

4. Однако, несмотря на то, прочим наукам по справедливости предпочитается.

5. Кто не имеет знаков подобного понятия, о том не должно думать, будто бы имели идею только смешанную (конфузную).

6.Знак возможности какой-нибудь вещи состоит в  том, когда мы разумеем способ, как она в бытие прийти может.

7. А знак бытия в том, когда она или себя самую понимает, или другим представляться может.

8. Душа человеческая сама себе известна.

9. Однако не всегда имеет подобные о вещах идеи.

10. Исправление разума есть начало исправления душевной воли…"36»37.

Деловая игра является «наследницей» прежних форм «активных методов обучения» и носит интеграционный характер.

«Разработкой и применением деловых игр для учащихся занимались Лихачев Б.Т., Выготский Л.С., Селевко Г.К., Платов В.Я. и другие.

В работах Абрамовой Г.С., Степановича В.А, Кулешовой И.В, Алапьевой В.Г. рассматривается идея о том, что деловая игра является как формой, так методом обучения учащихся, в которой моделируется предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Потому что именно форма активного обучения - это первый шаг к любознательности.

Выготский Л.С., Платов В.Я., Эльконин Д.Б. и другие утверждали, что деловая игра выступает как педагогическое средство и активной формой обучения, которая формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения и навыки.

Идею о том, что деловая игра является средством развития не только профессиональных умений и навыков, но и профессионального творческого мышления, в ходе которой студенты приобретают способность анализировать специфические ситуации и решать для себя новые задачи, прослеживается в работе Хруцкого Е.А.

Впервые деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году Бирштейном М.М. В 1938 году деловую игру в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60 - х годах, после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе школ, вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально - психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников»38.

«Наиболее подходящими формами самостоятельной работы на старших курсах являются деловые игры. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д.»39. «Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом»40.

Селевко Г.К. очень подробно рассматривает этапы подготовки  и проведения деловой игры. «Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят:

  1.  учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
  2.  Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета»41.

«Очевидно, что передача, филиация философских знаний, может осуществляться и в процессе непосредственной коммуникации, что обеспечивается деятельностью философских семинаров, конференций, коммуникативных групп, философских кружков, философских обществ  так и через посредство журналов и  монографий. Трансляция же философской традиции, по преимуществу, происходит в процессе обучения, которое осуществляется в соответствующих организационных формах. Если обучение происходит основам философской пропедевтики, то основными институтами, в рамках которых это происходит, являются учебные аудитории – школьные или студенческие. Если же осуществляется профессиональная подготовка, итогом которой будет, вхождение в профессию "преподавателя-философии" или "философа – исследователя", то "готовящей" институциональной формой является философская школа, философская кафедра и реже философский семинар. Причем, задачей этих профессиональных организационных форм является не только сообщение определенной суммы знаний, обучение навыкам философствования, но и подготовка к самостоятельному концептуализированию»42.

Почему формат деловой игры подходит для решения этих задач, хотелось бы отметить отдельно. Выше не раз подчеркивались, что деловая игра развивает творческую деятельность студентов, помогает им лучше усваивать и перерабатывать полученные знания и навыки. "Философская традиция не есть передача от поколения к поколению зарытого в землю таланта: это есть духовный рост и обогащение. Требовать, чтобы философия устанавливала незыблемые положения, как в специальных отвлеченных науках, значит требовать, чтобы наша философия в точности  только копировала жизненный опыт наших предков, а не заботилась о своем собственном опыте! Специальные науки довольствуются, действительно, незыблемыми положениями, запечатлевая в них именно частное и в его абстрактности,  - такие формулы остаются; здесь рост есть ничто иное, как накопление, - философия не накопляет, а производительно тратит. Поэтому то не о незыблемости положений её забота, а о единстве и преемстве её творческого движения"43. Формат деловой игры в процессе освоения философских знаний и навыков как раз таки способен создать атмосферу свободного творчества, которое так необходимо философским занятиям. Деловая игра позволяет «погрузиться» в будущую профессию, опробовать ее на практике. Проведение деловых игр на занятиях по философским дисциплинам может дать студентам навык самостоятельного концептуализирования. Также такой формат проведения занятий способствует вовлечению студентов, повышению их интереса и вовлеченности в предмет. Кроме того, формат деловой игры на занятиях по философским дисциплинам «дает возможность привлечь к работе студентов, которые при традиционном проведении занятий занимают пассивную позицию. Деловая игра своей новизной и нестандартностью привлечет внимание таких студентов, а распределение ролей позволит выбрать им ту часть задачи, которая посильная и соответствует их характеру. В крайнем случае, данная категория студентов, отказавшись от активной роли в игре, может (и должна) принять участие в обсуждении готового проекта. К этому их может привлечь преподаватель, задавая наводящие вопросы, спрашивая их мнение по тем или иным вопросам, которые возникают во время обсуждения»44.
Часть 2. Инновации в формате деловых игр на занятиях по философским дисциплинам.

Традиции без новаторства мертвы.

Новаторство без традиций - непродуктивно.

Г. Товстоногов

«С давних пор в нашей стране существует стереотип, что устроившись после окончания вуза по специальности, можно смело забыть все то, чему учился. Что, на практике дело обстоит по-другому, и даже прямо противоположно тому, как пишут в книгах, и что читают нa лекциях в институте.

На смену классическим курсам повышения квалификации пришли тренинговые технологии. Тренингами в нашей стране сейчас могут назвать и лекции, обильно снабженные наглядно-слайдовым материалом с парой рассмотренных кейсов, и семинар с несколькими иллюстративными упражнениями, и социально-психологический тренинг с явным практическим погружением и планомерной отработкой определенных умений. Такое обучение стало больше учитывать запросы практики. Информации, актуальной для конкретного профессионала стало больше, формы обучения стали более интересными. Но, при этом основное противоречие между учебной деятельностью и профессиональной остается. Заключается в том, что учебная деятельность по сути своей дискретна, a профессиональная — непрерывна. Другими словами, когда мы учимся, мы осваиваем в отдельности важные знания, навыки и умения (например: экономические дисциплины это одно, а гуманитарные это другое). А когда мы выполняем профессиональную задачу, то в единицу времени нам необходимо применить (часто одновременно) знания, навыки и умения из разных сфер»45. «Рассматривая перечисленные методы обучения с позиции близости к реальной профессиональной деятельности, то социально-психологический тренинг — это наиболее качественный инструмент обучения. Но, кроме этих методов, есть метод, допускающий максимально близко подойти к профессиональной деятельности. Это — деловая игра»46.

Организация и проведение деловых игр  на занятиях по философским дисциплинам в целом соответствует общим методическим требованиям, подробно описанным в научной литературе47. Олешков М.Ю. в своей статье о деловых играх для студентов пишет, что: «реализация учебных целей, намеченных преподавателем, уже на этапе проектирования деловой игры требует учета нескольких психолого-педагогических принципов:

• принципа имитационного моделирования ситуации;

• принципа проблемности содержания;

• принципа ролевого взаимодействия в совместной деятельности;

• принципа диалогического общения;

• принципа двуплановости игровой учебной деятельности»48.

Эти принципы Олешков М.Ю. видит следующим образом:

«1. Принцип имитационного моделирования предполагает разработку: а) имитационной модели, б) игровой модели профессиональной деятельности. Наличие этих двух моделей необходимо для создания предметного и социального контекстов будущего труда.

2. Принцип проблемности содержания игры и ее развертывания означает, что в предметный материал игры закладывается учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых студентом в процессе игры, что приводит к выходу из проблемной ситуации.

3. Принцип совместной деятельности основывается на имитации профессиональных функций специалистов через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, при которых развиваются психические процессы, присущие мышлению специалистов.

4. Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров в игре есть необходимое условие переживания и разрешения проблемной ситуации. Участники игры задают друг другу вопросы. Система рассуждений каждого из партнеров обусловливает их взаимное движение к совместному решению проблемы. Люди неоднозначно реагируют на одинаковую информацию, что порождает диалог, обсуждение и согласование позиций, интересов.

5. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности дает возможность внутреннего раскрепощения личности, проявления творческой инициативы. Суть его в том, что "серьезная" деятельность, направленная на обучение и развитие специалиста, реализуется в "несерьезной" игровой форме.

Эти взаимообусловленные принципы составляют определенную концепцию деловой игры и должны соблюдаться как на этапе разработки, так и на этапе реализации. Несоблюдение или недостаточная проработка хотя бы одного из них отрицательно скажется на результатах деловой игры»49.

Немаловажно так же четко понимать «зачем» проводится та или иная игра. Это понимание будет задавать целевые ориентации при проведении деловой игры. Спектр целевых ориентаций, по мнению Селевко Г.К.50, может быть следующий:

• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Кроме того, «планируя игру важно продумывать эмоциональный и мотивационный фон игры»51.

«В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т. д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т. д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, ими­тирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

Деловой театр. В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему Поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт»52.


Заключение.

В завершении работы хотелось бы еще раз повторить основные выводы. Формат деловой игры на занятиях по философским дисциплинам имеет ряд преимуществ  по сравнению с традиционными методами обучения. Этот образовательный ресурс:

  1.  Позволяет экспериментировать, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т. д.;
  2.  Позволяет усваиваться знаниям не про запас, а в реальном процессе, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации;
  3.  позволяет формировать самостоятельность в принятии решений и дает опыт самостоятельного концептуализирования;
  4.  позволяет приобрести социальный опыт;
  5.  позволяет будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности;
  6.  помогает наиболее эффективно использовать самостоятельную работу студента во время аудиторных занятий;
  7.  способствует вовлечению студентов в изучаемый предмет;
  8.  дает возможность привлечь к работе студентов, которые при традиционном проведении занятий занимают пассивную позицию.
  9.  помогает быстрее овладеть философским языком;
  10.  заставляет студента рефлексировать по поводу своей деятельности.

Деловая игра является «наследницей» прежних форм «активных методов обучения» философии, таких как диспуты, и носит интеграционный характер. Деловая игра своей новизной и нестандартностью, позволяющей максимально близко подойти к профессиональной деятельности, способна оживить проведение занятий по философским дисциплинам и привнести в них толику творчества и свободы.

Формат и жанр исследования, к сожалению, не позволяют рассмотреть сценарии конкретных деловых игр на занятиях по философским дисциплинам.


Библиография

  1.  Алёшина О. Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов / О. Г. Алёшина // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 908-910.
  2.  Баранец Н.Г. Российское философское сообщество и трансляция философского знания на рубеже XIX-XX веков. - Ульяновск: Издательство "Ульяновского государственного педагогического университета", 2007. – 154 с.
  3.  Бовтрук Наталия Сергеевна "ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ" // http://sci-article.ru/ №3 (ноябрь) 2013
  4.  Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991.
  5.  Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2-х томах. Т.1. М.1972.
  6.  Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 томах: Т.2. М.,1971.
  7.  Григорян, В.Г.  Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов / В.Г. Григорян, П.Г. Химич // Высшее образование в России. - 2009. - N 11. - С. 108-114.
  8.  Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование. – 2001
  9.  Гузеев В.В. «Развитие образовательной технологии». М.: Знание, 1998
  10.  Дмитриева Н. Русское неокантианство: "Марбург" в России. М., 2007.
  11.  ДОНСКИХ О.А. Философия как условие внутренней свободы.// Высшее образование в России. - 2010. - N 11.
  12.  КАРПИЦКИЙ Н.Н. Курс философии как поиск языка взаимопонимания // Высшее образование в России. - 2010. - N 12.
  13.  Олешков М.Ю. Деловая игра в системе профессиональной подготовки студентов // Ученые записки НТГПИ. Педагогика и психология. Нижний Тагил, 2002. – С. 57-63.
  14.  Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С.. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996
  15.  Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. - М.: Профиздат, 1991.
  16.  Розин, В. М. Кризис образования и новый опыт преподавания //Высшее образование в России. -2010. - № 3. - С. 117 - 123
  17.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. //Социальная сеть работников образования nsportal.ru
  18.  Султангалина Ю. Н. Деловая игра как инновационный метод обучения / Ю. Н. Султангалина, А. А. Рабцевич // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 665-667.
  19.  Шевырев С.П. История Императорского Московского университета. М., 1855.
  20.  Шпет Г. Г. История как проблема логики // Вопросы философии и психологии. 1916. Кн.134.
  21.  Хейзинга, «Homo Ludens»

2 Хейзинга, «Homo Ludens»

3 Олешков М.Ю. Деловая игра в системе профессиональной подготовки студентов // Ученые записки НТГПИ. Педагогика и психология. Нижний Тагил, 2002. – С. 57-63.

4 Олешков М.Ю. Деловая игра в системе профессиональной подготовки студентов // Ученые записки НТГПИ. Педагогика и психология. Нижний Тагил, 2002. – С. 57-63.

5 Баранец Н.Г. Российское философское сообщество и трансляция философского знания на рубеже XIX-XX веков. - Ульяновск: Издательство "Ульяновского государственного педагогического университета", 2007. – 154 с.

6 Хейзинга, «Homo Ludens»

7 Хейзинга, «Homo Ludens»

8 Олешков М.Ю. Деловая игра в системе профессиональной подготовки студентов // Ученые записки НТГПИ. Педагогика и психология. Нижний Тагил, 2002. – С. 57-63.

9 Алёшина О. Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов / О. Г. Алёшина // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 908-910.

10 Гузеев В.В. «Развитие образовательной технологии». М.: Знание, 1998

11 Григорян, В.Г.  Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов / В.Г. Григорян, П.Г. Химич // Высшее образование в России. - 2009. - N 11. - С. 108-114.

12 Бовтрук Наталия Сергеевна "ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ" // http://sci-article.ru/ №3 (ноябрь) 2013

13 Розин, В. М. Кризис образования и новый опыт преподавания //Высшее образование в России. -2010. - № 3. - С. 117 - 123

14 Олешков М.Ю. Деловая игра в системе профессиональной подготовки студентов // Ученые записки НТГПИ. Педагогика и психология. Нижний Тагил, 2002. – С. 57-63.

15 О.А. ДОНСКИХ. Философия как условие внутренней свободы.// Высшее образование в России. - 2010. - N 11.

16 Баранец Н.Г. Российское философское сообщество и трансляция философского знания на рубеже XIX-XX веков. - Ульяновск: Издательство "Ульяновского государственного педагогического университета", 2007. – 154 с.

17 Григорян, В.Г.  Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов / В.Г. Григорян, П.Г. Химич // Высшее образование в России. - 2009. - N 11. - С. 108-114.

18 Григорян, В.Г.  Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов / В.Г. Григорян, П.Г. Химич // Высшее образование в России. - 2009. - N 11. - С. 108-114.

19 Григорян, В.Г.  Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов / В.Г. Григорян, П.Г. Химич // Высшее образование в России. - 2009. - N 11. - С. 108-114.

20 Олешков М.Ю. Деловая игра в системе профессиональной подготовки студентов // Ученые записки НТГПИ. Педагогика и психология. Нижний Тагил, 2002. – С. 57-63.

21 Олешков М.Ю. Деловая игра в системе профессиональной подготовки студентов // Ученые записки НТГПИ. Педагогика и психология. Нижний Тагил, 2002. – С. 57-63.

22 Олешков М.Ю. Деловая игра в системе профессиональной подготовки студентов // Ученые записки НТГПИ. Педагогика и психология. Нижний Тагил, 2002. – С. 57-63.

23 О.А. Донских. Философия как условие внутренней свободы.// Высшее образование в России. - 2010. - N 11.

24 Н.Н. КАРПИЦКИЙ. Курс философии как поиск языка взаимопонимания // Высшее образование в России. - 2010. - N 12.

25 О.А. Донских. Философия как условие внутренней свободы.// Высшее образование в России. - 2010. - N 11.

26 Алёшина О. Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов / О. Г. Алёшина // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 908-910.

27 Алёшина О. Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов / О. Г. Алёшина // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 908-910.

28 Баранец Н.Г. Российское философское сообщество и трансляция философского знания на рубеже XIX-XX веков. - Ульяновск: Издательство "Ульяновского государственного педагогического университета", 2007. – 154 с.

29 Баранец Н.Г. Российское философское сообщество и трансляция философского знания на рубеже XIX-XX веков. - Ульяновск: Издательство "Ульяновского государственного педагогического университета", 2007. – 154 с.

30 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2-х томах. Т.1. М.1972. С.423

31 Гегель Г. Работы разных лет: В 2 томах: Т.2. М.,1971. С. 327-328

32 Там же, С. 330

33 Классики немецкой философии, И. Кант, Ф. Шлейермахер, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель, повлияли на педагогику своими статьями и выступлениями по проблемам воспитания и своей философией. Представителями социальной педагогики  были Э. Дюркгейм - Франция, В. Дильтей, П. Наторп, Э. Шпрангер - Германия, Б. Рассел, М. Макмиллан, С. Айзеке – Англия. Например, П. Наторп писал, что "педагогика есть не что иное, как конкретная философия". В ряде работ -  "Философская пропедевтика" (1911), "Социальная педагогика" (1911) он стремился  создать целостную систему воспитания, целью которой была бы гармония индивидуального и социального начал в человеке.

34 Цит. по: Дмитриева Н. Русское неокантианство: "Марбург" в России. М., 2007. С.169

35 Баранец Н.Г. Российское философское сообщество и трансляция философского знания на рубеже XIX-XX веков. - Ульяновск: Издательство "Ульяновского государственного педагогического университета", 2007. – 154 с.

36 Цит. по: Шевырев С.П. История Императорского Московского университета. М., 1855. С. 73

37 Баранец Н.Г. Российское философское сообщество и трансляция философского знания на рубеже XIX-XX веков. - Ульяновск: Издательство "Ульяновского государственного педагогического университета", 2007. – 154 с.

38 Бовтрук Наталия Сергеевна "ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ" // http://sci-article.ru/ №3 (ноябрь) 2013

39 Григорян, В.Г.  Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов / В.Г. Григорян, П.Г. Химич // Высшее образование в России. - 2009. - N 11. - С. 108-114.

40 Современные образовательные технологии. Селевко Г.К.//Социальная сеть работников образования nsportal.ru

41 Современные образовательные технологии. Селевко Г.К.//Социальная сеть работников образования nsportal.ru

42 Баранец Н.Г. Российское философское сообщество и трансляция философского знания на рубеже XIX-XX веков. - Ульяновск: Издательство "Ульяновского государственного педагогического университета", 2007. – 154 с.

43 Шпет Г. Г. История как проблема логики // Вопросы философии и психологии. 1916. Кн.134. С. 439

44 Бовтрук Наталия Сергеевна "ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ" // http://sci-article.ru/ №3 (ноябрь) 2013

45 Султангалина Ю. Н. Деловая игра как инновационный метод обучения / Ю. Н. Султангалина, А. А. Рабцевич // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 665-667.

46 Султангалина Ю. Н. Деловая игра как инновационный метод обучения / Ю. Н. Султангалина, А. А. Рабцевич // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 665-667

47 Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991.

Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование. – 2001

Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С.. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996

Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. - М.: Профиздат, 1991.

48 Олешков М.Ю. Деловая игра в системе профессиональной подготовки студентов // Ученые записки НТГПИ. Педагогика и психология. Нижний Тагил, 2002. – С. 57-63.

49 Олешков М.Ю. Деловая игра в системе профессиональной подготовки студентов // Ученые записки НТГПИ. Педагогика и психология. Нижний Тагил, 2002. – С. 57-63.

50 Современные образовательные технологии. Селевко Г.К.//Социальная сеть работников образования nsportal.ru

51 Алёшина О. Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов / О. Г. Алёшина // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 908-910.

52 Современные образовательные технологии. Селевко Г.К.//Социальная сеть работников образования nsportal.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37395. Технологический проект овощного цеха общедоступной столовой на 78 мест 1.35 MB
  Расчёт количества блюд. Расчет количества блюд в ассортимент12 3. Расчет реализации блюд по часам работы зала19 3. Столовая предназначена для обслуживания горячими и холодными напитками кисломолочными продуктами мучными кондитерскими изделиями холодными и горячими блюдами несложного приготовления сладкими блюдами.
37396. Экономическая эффективность совершенствование организации перевозок контейнеров на маршруте Симферополь-Джанкой 9.22 MB
  Сдельная заработная плата водителя Где коэффициент учитывающий класс перевозимого груза грн. Учитывающий размер премии грн. грн. Доплата за руководство бригадой Где размер доплаты за руководство бригадой грн.
37399. Моделирование движения заряженных частиц в электрических и магнитных полях 690 KB
  В дерева dd physics выберите Mthemtics Mthemticl Prticle Trcing pt. В дереве выберите Preset Studies Time Dependent. Построение геометрической модели Задание области в корой движутся частицы В окне Model Builder щелкните ПКМ Model 1 Geometry 1 и выберите Cylinder Перейдите к окну Settings для Cylinder. Выберите размер и форму сечения.
37400. Габаритний розрахунок монокуляра з вибором оптичної схеми об’єктива і окуляра 1.43 MB
  Наявність в трьох лінзових обєктивах великої кількості вільних параметрів марки стекол радіуси товщини і повітряні проміжки дозволяє істотно поліпшити їх абераційних корекцію в порівнянні з двох лінзовими. Окуляр Гюйгенса В цих окулярах компонентами є плосковипуклі або випуклоплоскі лінзи виготовлені із оптичного скла однієї марки. Показник заломлення Марка скла 4878 125 16475 К8 2599 29265 25 15163 ТФ1 Вибраний об’єктив має фокусну відстань f ’об = 100 мм. Показник заломлення Марка скла 14634...
37401. Расчет электромагнитных переходных процессов. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию 16.74 MB
  Составим схему замещения прямой последовательности Определим параметры схемы замещения прямой последовательности: Система Линия 1 Линия 2 Трансформатор Трансформатор Т1 Реактор Автотрансформатор Нагрузка 1 Нагрузка 2 Асинхронный двигатель Генератор 1 Генератор 2 Все параметры элемента генератор 2 точно такие же как и у элемента генератор 1 Найдем и для этого свернем схему Составим схему замещения обратной последовательности Определим параметры схемы замещения обратной...
37402. Исследование автоматических выключателей 928.5 KB
  Предмет исследования: В работе исследуется поведение автоматических выключателей при испытаниях по ГОСТ. Основные параметры автоматических выключателей: Номинальное рабочее напряжение Ue номинальное напряжение –действующее значение напряжения при котором обеспечивается работоспособность выключателя особенно в момент короткого замыкания. Стандартные кривые отключения: Существует несколько типов характеристик автоматических выключателей.
37403. Исследование устройства защитного отключения серии F360 458.5 KB
  Предмет исследования: в работе исследуется поведение устройства защитного отключения УЗО F360 при синусоидальном однополупериодном и импульсном токах. Теоретическая часть: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ АВТОМАТЫ И УЗО Дифференциальный автомат представляет собой устройство защиты которое срабатывает при возникновении некоторой разницы токов фазного и нулевого проводов. Различают устройства следующего типа: термомагнитные дифференциальные автоматы; дифференциальные модули; устройства защитного отключения УЗО. УЗО – это быстродействующий...