7783

Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении...

Русский

2013-01-28

30 KB

9 чел.

Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в  Туле,  в  семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство  и  отрочество  в  имении отца около города Новгород-Северска.

Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии.  1840 г. К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет  Московского университета, где слушал лекции  выдающихся  профессоров.  В  студенческие годы  Ушинский  серьезно  интересовался  литературой,  театром,  мечтал  о распространении грамотности  среди  народа.  Он  стремился  самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских  людей  о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры.

      По  окончании  университета  22-летний  К.Д.Ушинский  был   назначен исполняющим обязанности  профессора  Ярославского  юридического  лицея.  В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов,  Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной  жизни,  говорил  о  том,  что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему.

     Но профессорская деятельность  молодого  ученого  продолжалась  очень недолго.  Начальство  сочло  такое  направление  его  деятельности  вредно влияющим на молодежь, подстрекающим  ее  к  протесту  против  существующих порядков, и вскоре он был уволен.  Для  Ушинского  начались  трудные  годы лишений и борьбы за существование. В  течение  нескольких  лет  он  служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой  в  журналах.

Все  это  не  удовлетворяло  его,  мечтавшего   о   широкой   общественной деятельности на благо своей родины.

     “Сделать как можно больше пользы моему отечеству -  вот  единственная цель моей жизни; к ней-то  я  должен  направить  все  свои  способности”,- говорил молодой Ушинский.

      Общественно-педагогическое  движение   60-х   годов   способствовало оформлению педагогического призвания К.Д.Ушинского.  Работая  в  1854-1859 гг. старшим преподавателем русского языка,  а  затем  инспектором  классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы.

     С 1859 по 1862 г. К.Д.Ушинский работал в качестве инспектора  классов Смольного института благородных девиц, в  котором  также  провел  коренные реформы: объединил самостоятельно существовавшие отделения для  дворянских и мещанских девиц, ввел преподавание учебных предметов на  русском  языке, открыл педагогический класс, в котором  воспитанницы  получали  подготовку для работы в качестве воспитательниц,  пригласил  в  институт  талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции  педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

     Прогрессивная деятельность К.Д.Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у  придворных,  руководивших  учреждением.  Ушинского стали обвинять в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок “мужичек”. В 1862 г. он  был  уволен  из  института.  Тогда  же  ему  было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и  женского  образования  и  составления  учебника  по   педагогике.   Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой.

     Все перенесенное в России тяжело отразилось  на  здоровье  Ушинского, обострило давнюю болезнь легких.  Но,  несмотря  на  тяжелую  болезнь,  он усиленно работал за границей:  тщательно  и  критически  изучал  женские учебные заведения, детские сады, приюты  и  школы  Германии  и  Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную  книгу  “Родное  слово”  и “Руководство к преподаванию по “Родному слову” для учителей  и  родителей. (“Родное слово” до октября 1917 г. имело 146 изданий.) В 1867 г.  Ушинский написал главное свое  произведение  - ”Человек  как  предмет  воспитания”, явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку.

      Тяжелая  болезнь,  напряженная  общественно-педагогическая   работа, вызывавшая резко отрицательное отношение правящих кругов,  подорвали  силы талантливого педагога и ускорили его смерть. Накануне  ее,  оказавшись  на юге, он получил некоторое удовлетворение, увидев,  как  высоко  ценит  его учительство.  К.  Д.  Ушинский  скончался  22  декабря  1870  г.  Похоронен  он  на территории Выдубецкого монастыря в Киеве.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1289. Організоване акціонерне товариство закритого типу Агро-Союз 96 KB
  Найважливішим у рослинництві було визначено впровадження грунтозахисної системи землеробства з розширенним відтворенням родючості грунтів та поступовим переходом на грунтозахисне, маловитратне, енергозберігаюче землеробство на основі нульового обробітку грунту з елементами біологічного землеробства.
1290. Технологический маршрут обработки резаньем детали 89 KB
  Определение вида технологического процесса. Определение вида и рационального метода получения заготовки. Составление технологического маршрута механической обработки резанием. Разработка технологической операции, на которой обрабатывается поверхность 50h8 при точении.
1291. Вакуумная система плазменного сепаратора элементов ДИС 89.5 KB
  Выбор параметров плазменного источника и вакуумной системы. Конструкция и параметры крионасосов. Схематический вид установки ДИС.
1292. Технико-экономическое обеспечение разработки электронного учебника по информатике для дистанционного обучения 83.5 KB
  Текущая работа посвящена расчету основной и дополнительной заработных плат, а так же себестоимости данного проекта. В заключении главы будет сделан ряд выводов о целесообразности создания web-сайта и необходимых затратах на его создание.
1293. Анализ деятельности предприятия мелькомбинат №6 277.5 KB
  Характеристика генерального плана основных производственных цехов и сооружений предприятия, складского хозяйства. Анализ схемы технологических процессов 3/О и Р/О мукомольного завода. Используемый на предприятии внутрицеховой транспорт. Его характеристика. Состав применяемого оборудования.
1294. Полиграфические печатные приборы 387.5 KB
  Определите процесс копирования, основанный на применении органических соединений азота. Как называется совокупность способов и технических средств воспроизведения изображения документа с целью получения копии. Совокупность технических средств, служащих для передачи информации по каналу связи называется
1295. Менеджмент в социальной сфере: роль, предмет, содержание и направления деятельности 415 KB
  Действующая система оказания услуг социального характера в МБУ ЦСО ГПВ и И Родионово-Несветайского района. Становление и развитие социального менеджмента в России. Система мотивации и стимулирования персонала учреждения. Направление повышения эффективности деятельности по оказанию социальных услуг в МБУ ЦСО ГПВ и И Родионово-Несветайского района.
1296. Технические аспекты реализации информационных технологий (аппаратное обеспечение ПЭВМ) 432.5 KB
  Основы технического обеспечения информационных технологий. (Типы вычислительных устройств. История появления и развития ВТ.) Основы построения компьютерных систем. Внешние устройства ПЭВМ (принтеры, мониторы, устройства ввода-вывода). Состав системного блока (системная плата, процессор, запоминающие устройства).
1297. Монтаж сборных конструкций промышленных зданий 565 KB
  Одноэтажное здание бескрановое, имеет длину 144м и ширину 48м. Отметка низа стропильных конструкций 9.6м. Здание имеет симметричную форму относительно осей 13 и Е. Освещение естественное через светоаэрационные фонари и окна. Высота здания 14.8м.