7783

Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении...

Русский

2013-01-28

30 KB

8 чел.

Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в  Туле,  в  семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство  и  отрочество  в  имении отца около города Новгород-Северска.

Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии.  1840 г. К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет  Московского университета, где слушал лекции  выдающихся  профессоров.  В  студенческие годы  Ушинский  серьезно  интересовался  литературой,  театром,  мечтал  о распространении грамотности  среди  народа.  Он  стремился  самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских  людей  о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры.

      По  окончании  университета  22-летний  К.Д.Ушинский  был   назначен исполняющим обязанности  профессора  Ярославского  юридического  лицея.  В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов,  Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной  жизни,  говорил  о  том,  что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему.

     Но профессорская деятельность  молодого  ученого  продолжалась  очень недолго.  Начальство  сочло  такое  направление  его  деятельности  вредно влияющим на молодежь, подстрекающим  ее  к  протесту  против  существующих порядков, и вскоре он был уволен.  Для  Ушинского  начались  трудные  годы лишений и борьбы за существование. В  течение  нескольких  лет  он  служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой  в  журналах.

Все  это  не  удовлетворяло  его,  мечтавшего   о   широкой   общественной деятельности на благо своей родины.

     “Сделать как можно больше пользы моему отечеству -  вот  единственная цель моей жизни; к ней-то  я  должен  направить  все  свои  способности”,- говорил молодой Ушинский.

      Общественно-педагогическое  движение   60-х   годов   способствовало оформлению педагогического призвания К.Д.Ушинского.  Работая  в  1854-1859 гг. старшим преподавателем русского языка,  а  затем  инспектором  классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы.

     С 1859 по 1862 г. К.Д.Ушинский работал в качестве инспектора  классов Смольного института благородных девиц, в  котором  также  провел  коренные реформы: объединил самостоятельно существовавшие отделения для  дворянских и мещанских девиц, ввел преподавание учебных предметов на  русском  языке, открыл педагогический класс, в котором  воспитанницы  получали  подготовку для работы в качестве воспитательниц,  пригласил  в  институт  талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции  педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

     Прогрессивная деятельность К.Д.Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у  придворных,  руководивших  учреждением.  Ушинского стали обвинять в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок “мужичек”. В 1862 г. он  был  уволен  из  института.  Тогда  же  ему  было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и  женского  образования  и  составления  учебника  по   педагогике.   Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой.

     Все перенесенное в России тяжело отразилось  на  здоровье  Ушинского, обострило давнюю болезнь легких.  Но,  несмотря  на  тяжелую  болезнь,  он усиленно работал за границей:  тщательно  и  критически  изучал  женские учебные заведения, детские сады, приюты  и  школы  Германии  и  Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную  книгу  “Родное  слово”  и “Руководство к преподаванию по “Родному слову” для учителей  и  родителей. (“Родное слово” до октября 1917 г. имело 146 изданий.) В 1867 г.  Ушинский написал главное свое  произведение  - ”Человек  как  предмет  воспитания”, явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку.

      Тяжелая  болезнь,  напряженная  общественно-педагогическая   работа, вызывавшая резко отрицательное отношение правящих кругов,  подорвали  силы талантливого педагога и ускорили его смерть. Накануне  ее,  оказавшись  на юге, он получил некоторое удовлетворение, увидев,  как  высоко  ценит  его учительство.  К.  Д.  Ушинский  скончался  22  декабря  1870  г.  Похоронен  он  на территории Выдубецкого монастыря в Киеве.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44071. Технологическое проектирование производственных подразделений современных автотранспортных предприятий (АТП) 383 KB
  Характеристика объекта проектирования Характеристика подвижного состава Наименование характеристик Марка а м Марка а м Грузоподъемность кг Снаряженная масса кг Габаритные размеры мм Двигатель Мощность кВт л.13 Марка автомобиля Урал 63685 Зил130 Списочное количество 16...
44072. Професійна підготовка спеціаліста верстки і дизайну 281 KB
  Головним завданням учня при роботі над дипломною роботою є: мобілізація своїх професійних знань та навичок з питань обробки текстової та графічної інформації для вирішення технічної задачі набору та верстки матеріалу у відповідних програмах при цьому витримати технологічну послідовність виконання операцій набору та верстки; підібрати техніку та технології що відповідають сучасним вимогам поліграфічних підприємств; здійснити економічні розрахунки;визначати матеріальні затрати;чітко дотримуватися правил з охорони праці. Необхідна...
44073. Цвет в трудовой и учебной деятельности. Психологическая характеристика цветов 222.5 KB
  При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки.
44075. Конструированию МВИ в составе индикатора вертолётного 3.15 MB
  Описание структурной схемы индикатора Компоновка индикатора Исходя из условий эксплуатации индикатора вертолетного выбор конструктива модуля сделан в пользу Евромеханика типоразмера В рамках данного дипломного проекта согласно техническому заданию ТЗ производится конструирование МВИ в структуре индикатора вертолётного.
44076. Разработка электронной обучающей системы для эффективного изучения специальности «программное обеспечение» 304 KB
  Разработка электронной обучающей системы для более эффективного изучения студентами специальности «программное обеспечение» способов работы с требованиями к программному обеспечению, их анализа, структурирования, моделирования и специфицирования. Обучающая система решала бы некоторые проблемы при изучении правил и подробностей работы с требованиями к программному обеспечению.
44077. Использование функции рассеяния в энергетических расчетах измерительных радиосистем 817.5 KB
  В данной работе был рассмотрен метод радио-акустического зондирования и его основные энергетические соотношения, так же произведен анализ расчётных энергетических соотношений для систем радиолокации и систем связи. Были рассмотрены модификации энергетических соотношений, для использования сигналов с разными формами огибающих.
44079. Сучасна мовна ситуація в друкованих ЗМІ, мовна норма київських видань на прикладі газети «Народна» 31.88 MB
  Мова є засобом спілкування і основним чинником міцності нації. Досвід людства протягом тисячоліть переконує, що мова об'єднує народи і зміцнює державу. Авторитетна і перспективна мова є запорукою створення сильної і високорозвиненої нації. Держава без своєї мови втрачає істотні ознаки суверенітету – культурного та інформаційного.