77839

Искусство как форма протеста (дадаизм)

Реферат

Культурология и искусствоведение

Последствия первой мировой войны оказали сильное влияние на умы тогдашних представителей искусства. Возникнув как литературное течение это направление искусства проявлялось и в живописи и в фотографии и в скульптуре.

Русский

2015-02-05

44 KB

6 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Кафедра Культурологии

Реферат по дисциплине                                                                                                                                                   «Культурология»                                                                                                              на тему «Искусство как форма протеста (дадаизм)»

Выполнил: Половов Андрей Викторович С-44 (АВТ)

Проверил: Сапрыкин Владимир Александрович

Москва 2007


Введение.

На протяжении всей истории человечества одним из лучших способов самовыражения было искусство, будь то живопись, литература или музыка. Для высказывания своей мысли все это годится. Во все времена слагались песни, писались картины, сюжеты которых говорили о религии, политике, бытовой жизни, но всегда среди них находились такие, при знакомстве с которыми становится ясна потребность автора в перемене, непризнание нынешней ситуации. Одним словом, ясно, что автор выражает протест.

Протест в изобразительном искусстве (дадаизм).

Наиболее резкий поворот в искусстве произошел в первой половине ХХ века. Последствия первой мировой войны оказали сильное влияние на умы тогдашних представителей искусства. Своей жестокостью, как они считали, она развязывала в человеке извечные звериные инстинкты, а разум, мораль и эстетику – как их лицемерную маскировку. Таких людей называли дадаистами, а направление в искусстве, которое они проповедают – дадаизм.

Это течение вошло в историю культуры как бунтарское направление, разрушившее традиционные изобразительные приёмы и существенно обновившее технику письма. Возникнув как литературное течение, это направление искусства проявлялось и в живописи, и в фотографии, и в скульптуре.

Само название настраивает на игру, на французском "дада" - детская игрушка в виде коня, на немецком - "будь добр, слезь с моей шеи", у детей - лепет. По-русски "дада" (да-да) - двойное утверждение. Несмотря на задачу всеобщего отрицания, дадаизм был связан с эстетикой современных ему художественных течений. Его представители смогли нащупать основу будущих художественных течений и придумать некоторые совершенно новые приёмы и формы творчества, такие как коллаж, «аэрограммы», «реограммы». Дадаисты первыми стали представлять обыденные предметы как объекты искусства.

«Дада» - бессмысленное слово или вернее могущее иметь много разных несвязанных между собой значений: хвост священной коровы, детская деревянная лошадка, детский лепет. “Дада” - породило шумное кратковременное течение - дадаизм. О любом течении искусства точнее всего можно судить по конкретным произведениям, но дадаисты больше славились крикливыми лозунгами и экстравагантными выходками, чем создание картин. Макс Эрнст один из основателей немецкой группы “Дада” – причисляется к более умеренному крылу дадаизма. В его картинах “Изничтожение невинных”, ”Император Убу” и т.д. сухим безжизненным письмом изображено алогичное сочетание людей и вещей. Для другого влиятельного представителя дадаизма - Франсиса Пикабия - характерны картины, напоминающие технические чертежи: “Дитя карбюратор”, “Любовный парад”. Подобные произведения дадаизма являются каким-то проблеском в общем сумбурном, анархичном бунте художников “Дада” против надоевшей и в то же время необходимой действительности, а, в конечном счете - против всего человеческого прошлого и настоящего. Возможно, из-за этого противоречивого проблеска короткое время дадизмом увлекались такие крупные прогрессивные художники и писатели, как Пабло Пикассо, Поль Эллюар и т.д. Творчество Пикассо обрело дадаичный стиль со второй половины 30х годов, его реакция на господствующий в буржуазном мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания людей чаще всего получает метафоричную окраску, выражается языком мрачного гротеска, в утрированно искаженных и режущих глаз формах. В пример можно привести картины «Плачущая женщина», 1937 г. И «Кот и птица», 1939 г.

Произведения дадаистов, прежде всего странные бессмысленные коллажи или просто неуместно выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи. Дадаизм ни в социальном, ни в художественном смысле не представляет собой сколько-нибудь программного, тем более целостного течения. Но, кроме того, это та “пустота”, то “ничто” пройдя сквозь которое, большинство уходило в сюрреализм, а некоторые - в абстракционизм.

Дадаизм как международное направление стал выражением морального, социального и политического протеста европейского искусства против безумия первой мировой войны. Оно зародилось в Цюрихе в среде анархиствующей интеллигенции. Подражая поведению цивилизованных государств, в ходе кровавой бойни, дадаисты избрали своим оружием нигилизм.

В целом, сторонники движения пропагандировали альтернативное представление о сущности искусства. Многие художники порвали с кубизмом и дружно принялись населять свои работы всевозможными механизмами. Некоторые вообще оставили кисти и полностью переключились на новые художественные формы — конструкции, коллажи и фотомонтажи — или посвятили себя театру или кино. Единоличное лидерство среди радикалов захватил Марсель Дюшан (Duchamp, Marcel, 1887-1968 гг.), который в 1913 г. прекратил писать, а в 1920-е оставил искусство. В 1913 г. он начал собирать первые попавшиеся предметы и либо составлять из них странные композиции, либо просто объявлять их произведениями искусства. Именно он ввёл в употребление термин ready - made — "реди-мейд" (англ. — "готовое изделие"), то есть взятое наобум изделие массового производства, выставленное в качестве произведения искусства. Корни его новаций следует, скорее всего, искать в коллажах парижских кубистов, где вещественные вставки типа газетных вырезок по-новому оттеняли вековые отношения искусства с реальностью. Один из его "реди - мейдов", "Фонтан", состоял из водружённого на табуретку велосипедного колёсика, полки для бутылок и писсуара. "Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством", — писал он в 1962 г. И, пожалуй, самым скандальным из всех найденных предметов, возведенных в ранг "искусства", стал выставленный в 1917 г. Фонтан.

Работа под псевдонимом Р. Мутт ("дурак") предназначалась для проверки степени либерализма устроителей художественной выставки в Нью-Йорке и в тот раз не была допущена к показу. "Реди - мейды" Дюшана зачастую ставили под вопрос существование самого понятия "вкус". Тем не менее, работы Дюшана оказали огромное влияние на такие течения в искусстве, как сюрреализм и, позднее, концептуализм. Новшества Дюшана перевернули представления кубистов об истинном предназначении предметов и дали толчок стремительному развитию нового художественного направления. Через 50 лет подобная ситуация привела к рождению поп-арта. Дадаизм очень быстро стал популярным (особенно в Нью-Йорке, где его возглавил Марсель Дюшан), но как сформировавшееся течение просуществовал недолго. Основоположниками нового течения в американском искусстве стали Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс. Раушенберг создает так называемые "комбинированные картины", сочетая вещественные вставки с живописью в манере абстрактного экспрессионизма. Дадаизм оказал значительное влияние на другие течения, в частности на сюрреализм (прежде всего в его приверженности к абсурду и фантастике), абстрактный экспрессионизм и концептуальное искусство.

Протест в музыке.

Свой вклад в искусство протеста, несомненно, вложила и музыка. Наиболее яркий пример – музыка в стиле рок-н-ролл. Рок-н-ролл – это даже не определенное направление в музыке, это особый звук и настроение. Во всех своих проявлениях он всегда был музыкой протеста, борьбы и свободы. Против чего же выражали протест гении рок-н-ролла? В этом и заключается основной смысл искусства. Выражаться можно против чего угодно – законов, государства, злобы, плохой погоды и прочих примечательных вещей. В рок-н-ролле обязательна идейность и музыка как выражение этой идеи. Музыка, которая рвется прямо из сердца полного протеста. Когда струны рвут не для того, чтобы попасть на радио, а для того, чтобы крикнуть на весь мир о том, что ты против. Неплохим примером признания рок-н-ролла музыкой протеста стал тот факт, что в советское время он был запрещен, руководители партии узрели в нем потенциального врага, с помощью которого у человека появится голос и кухонные разговоры выльются в музыку.

Яркое представление о музыке протеста дает и панк – культура, субкультура, возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе. Страшная безработица семидесятых в Великобритании породила большой объем бесцельно бродящей по улицам молодежи, которой некуда деваться после окончания образовательных заведений. Параллельно с этим в стране стали доступны дешевые инструменты, что  привело к созданию массы коллективов. Сюжеты для своих произведений они брали из своей жизни, а жилось им тяжело, соответственно в своих песнях они выражали протест безделью, политикам, авторитаризму, национализму. Свой протест они умудрялись выражать даже в названиях своих коллективов, примеры не приводятся по этическим соображениям.

Музыка особенно хорошо действует при групповом прослушивании. На концертах какого – либо направления собираются люди со схожим  мировоззрением и эффект от такой кумуляции достигается удивительный, у людей появляется желание что – либо сделать, изменить текущее положение дел, а ведь в корне всего – музыка.

Протест в литературе.

Вот еще один источник выражения своего понимания происходящего. Чем, как ни колкой рифмой или литературным оборотом удавалось русским писателям обличить чиновника, плохое настроение, неубранную улицу? Именно протест выражал Николай Васильевич Гоголь в своей комедии «Ревизор», удачно использовав свое чувство юмора, он показал свое недовольство в сторону чиновников. Чего стоит язык Маяковского – язык митингов, лозунгов, свой дар он использовал для высмеивания буржуазного строя. При ознакомлении с его произведениями в голове создаются образы, не намного отличающиеся от искусства дадаизма, резкие, нестандартные, гротескные.

Заключение.

Рассмотрев приведенные примеры, становится ясно, что искусство всегда было и будет языком общения между Художником и ценителем, так почему бы ни воспользоваться им, чтобы посвятить человека в свои мысли. А если можно посвятить, то почему бы ни попробовать внушить их?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52125. Решение нестандартных задач в курсе алгебры 8-9 класса 1.46 MB
  Доказать что значение выражения является натуральным числом. А При каком положительном значении параметра сумма квадратов корней уравнения равна 16 Ответ: Б При каком отрицательном значении параметра сумма квадратов корней уравнения Ответ: Доказать что значение выражения натуральное число. Доказать что значение выражения чётное число отрицательное. Построить график функции const Построить график функции: а б в Доказать что график функции это две...
52126. Методи розвязування показникових рівнянь 1.22 MB
  Мета: Систематизувати й узагальнити знання уміння та навички учнів із теми формувати вміння учнів розвязувати показникові рівняння різними способами: зведення до однієї основи до спільного...
52127. Розвязування вправ з використанням формул скороченого множення 150 KB
  Розвязування вправ з використанням формул скороченого множення. навчальна формувати удосконалити та поглибити знання та вміння учнів використовувати формули скороченого множення: при розвязуванні вправ формувати навички їх творчого застосування при розвязуванні завдань високого рівня складності; розвивальна розвивати логічне мислення математичну мову вміння чітко висловлювати думки узагальнювати активність; виховна інтерес до математики. Розвязування вправ на застосування формул скороченого множення: для виконання...
52128. Действия с многочленами 51 KB
  Развивающие: развитие логического мышления, активности, познавательного интереса учащихся, умения работать самостоятельно, четко высказывать свои мысли. Развитие коммукативной компетентности, компетентности продуктивной творческой деятельности.
52129. Винесення спільного множника за дужки 87 KB
  Мета: навчити учнів застосовувати даний спосіб під час розвязування задач, розвивати внутрішню мотивацію учнів до теми, що вивчається; навчити учнів прогнозувати очікувані результати уроку; відтворити необхідні знання та вміння для досягнення результатів уроку.
52131. Степінь з цілим показником 544 KB
  8 клас алгебра Тема уроку: Степінь з цілим показником. Мета уроку: Ввести поняття степеня з цілим показником. Тип уроку: урок вивчення нового матеріалу Обладнання: дидактичний матеріал таблиця підручники збірник завдань А. ХІД УРОКУ: 1.
52132. Збірник завдань для тематичної атестації з алгебри для класів з поглибленим вивченням математики 11.53 MB
  Збірник є дидактичним матеріалом з алгебри для 8 класу з поглибленим вивченням математики. Він містить 10 контрольних робіт в двох варіантах, за структурою наближених до атестаційної роботи в 9 класі.
52133. Функціональний підхід до розв’язування рівнянь 107.5 KB
  Дидактична мета уроку: а Повторити та узагальнити основні методи розвязування рівнянь тригонометричних ірраціональних показникових логарифмічних. б Сформувати у учнів поняття про функціональний підхід до розвязування рівнянь як один із нестандартних евристичних прийомів. б Розвивати творчі логічні та інтелектуальні здібності учнів.