77845

Назначение и устройство КПП автомобиля КАМАЗ. Восстановление корпуса КПП. Сборка КПП. Техника безопасности при восстановлении и сборке. Пожарная безопасность на АЗС. Площадка слива автоцистерн

Реферат

Логистика и транспорт

Коробка передач является конструктивным элементом трансмиссии автомобиля. Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента скорости и направления движения автомобиля.

Русский

2015-02-05

271.63 KB

18 чел.

             Министерство образований науки РТ                                                                                        

     Государственное автономное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования

                             ‘’Нурлатский аграрный техникум’’

190631.01 ‘’Автомеханик’’

 Выпускная письменная экзаменационная работа

                               На тему: ’’ Назначение и устройство КПП автомобиля  КАМАЗ. Восстановление корпуса КПП. Сборка КПП. Техника  безопасности при восстановлении и сборке. Пожарная безопасность на АЗС.  Площадка слива автоцистерн”.

 Выполнил:

Корнеев Александр

Обучающихся группа №322

Нурлат 2015

Содержание:

Введение

Назначение и устройство коробки передач автомобиля КАМАЗ

Восстановление корпуса коробки передач

Сборка коробки передач

Техника безопасности при   восстановлении  и сборке

Площадка слива автоцистерн  АЗС

Пожарная безопасность на АЗС

Заключение

Список литературы


 


Введение

Коробка передач является конструктивным элементом трансмиссии автомобиля. Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автомобиля. Крутящий момент на ведущих колесах необходимо изменять в соответствии с дорожными условиями для обеспечения оптимальной скорости и проходимости автомобиля, а также для наиболее экономичной работы двигателя.

Как парадоксально это не звучит, но применение КПП является самым большим недостатком двигателей внутреннего сгорания. Диапазон скоростей вращения ДВС в большинстве случаев (обычно от 500 до нескольких тысяч об/мин) не совпадает со скоростями вращения колёс автомобиля (обычно от 0 до 1800 об/мин). Другая особенность ДВС в том, что максимальные значения крутящего момента достигаются в сравнительно небольшом интервале, расположенном приблизительно посередине между максимальными и минимальными оборотами. Максимальная же мощность развивается на максимальных оборотах. Трансмиссия, таким образом, служит для обеспечения оптимального режима работы двигателя в различных условиях движения. В механической трансмиссии это осуществляется за счёт того, что водитель вручную переключается между несколькими ступенями (передачами) МКПП, имеющими различное передаточное число.

В чём же недостаток применения КПП в трансмиссии автомобиля? Это конечно же механические потери, падение КПД, а также повышение веса конструкции и её усложнение. Поэтому первостепенной проблемой, для инженеров разрабатывающих КПП, является снижение потерь и веса.

В данной работе будет проведен обзор существующих КПП грузовых автомобилей, будет проведено описание работ по ТО и ТР, описаны методы испытаний и разработан пост, специализирующийся на обслуживании КПП грузовых автомобилей.

Назначение и устройство КПП автомобиля КАМАЗ.  

                                                                                                                                                                                                        Коробка передач служит для изменения в широком диапазоне крутящего момента, передаваемого от двигателя на ведущие колеса автомобиля при строгании с места и его разгоне. Помимо этого коробка передач обеспечивает автомобилю движение задним ходом и позволяет длительно разъединять двигатель и ведущие колеса, что необходимо при работе двигателя на холостом ходу во время движения или при стоянке автомобиля.

      На автомобиле КамАЗ-5320 установлена механическая десяти ступенчатая коробка передач, которая объединяет трех вальную, трехходовую, пятиступенчатую основную коробку передач и передний двух вальный редуктор-делитель. Такая коробка устанавливается на всех модификациях автомобилей КамАЗ, предназначенных для постоянной работы в составе автопоезда. На модификациях, предназначенных для работы без прицепа, может быть установлена только пятиступенчатая коробка передач.

   В редукторной части коробки применены косозубые шестерни постоянного зацепления, кроме первой передачи и передачи заднего хода. Основная коробка снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения пятой, четвертой, третьей и второй передач. Первая передача и задний ход включаются зубчатой муфтой. Переключение в делителе передач осуществляется синхронизатором инерционного типа.

  Картер основной коробки передач крепится к картеру, являющемуся общим для сцепления и редуктора-делителя передач. В картере на подшипниках установлены первичный, вторичный и промежуточный валы. Первичный и вторичный валы фиксируются от смещения в осевом направлении при помощи шариковых подшипников, а промежуточный вал при помощи двойного сферического роликоподшипника. Блок шестерен заднего хода установлен на оси на двух роликоподшипниках. Шестерня первичного вала выполнена заодно с валом. На промежуточном валу шестерни заднего хода, первой и второй передач выполнены заодно с валом, а остальные укреплены на валу при помощи шпонок и распорного кольца. Большая шестерня привода промежуточного вала находится в постоянном зацеплении с шестерней, первичного вала, образуя первую ступень понижения передач основной коробки. Все шестерни вторичного вала установлены на специальных роликоподшипниках. Между шестерней первичного вала и шестерней четвертой передачи вторичного вала установлен инерционный синхронизатор включения пятой и четвертой передач, а между шестернями третьей и второй передач вторичного вала установлен инерционный синхронизатор включения этих передач. Включение первой передачи и заднего хода осуществляется зубчатой муфтой.Редукторная часть делителя передач состоит из первичного и промежуточного валов, установленных на них шестерен и инерционного синхронизатора, размещенных в картере делителя, выполненном заодно с картером сцепления. Валы фиксируются от смещения в осевом направлении шарикоподшипниками, установленными в перегородке картера. Шестерня первичного вала установлена на роликоподшипниках, а шестерня промежуточного вала жестко соединена с валом при помощи шпонки. Переключение передач в делителе осуществляется инерционным синхронизатором.

    Смазка деталей коробки осуществляется в основном разбрызгиванием. Однако смазка роликовых подшипников шестерен вторичного вала циркуляционная, под давлением. На первичном валу делителя установлено масло нагнетающее кольцо для принудительной подачи смазки в осевой канал, по которому смазка подается через радиальные сверления к подшипникам шестерен.

    В полости картера коробки обеспечивается поддержание нормального давления при помощи сапуна или отводящей трубки, которая устанавливается на коробках герметизированного исполнения. Выходной конец отводящей трубки располагается выше максимальной глубины брода, преодолеваемого автомобилем. В картере коробки имеются два люка для установки коробок отбора мощности. Привод к спидометру смонтирован в крышке подшипника выходного конца вторичного вала. В зависимости от передаточного числа применяемой на автомобиле главной передачи и размеров шин для обеспечения правильности показания спидометра предусмотрены сменные цилиндрические шестерни.

Механизм переключения передач в коробке состоит из синхронизаторов, зубчатой муфты включения, вилок переключения с ползунами, замков, фиксаторов и устройства для предохранения от случайного включения заднего хода.

Синхронизатор инерционного типа обеспечивает легкое и безударное включение передач путем выравнивания скоростей зубьев соединяемых шестерен до их введения в зацепление. В коробке и делителе применены одинаковые по принципу действия синхронизаторы, отличающиеся только размерами и некоторыми деталями устройства.

Муфта синхронизатора, имеющая два зубчатых венца, установлена на шлицах вторичного вала. Два конусных кольца жестко связаны между собой пальцами. В средней части пальцев имеются проточки с коническими боковыми поверхностями, а в отверстиях фланца муфты — конические фаски, являющиеся блокирующими поверхностями муфты. Конусные кольца жестко с муфтой не связаны и могут перемещаться относительно нее в осевом направлении. В среднем положении кольца удерживаются фиксирующими сухарями, которые прижимаются к полукруглым проточкам в пальцах пружинами. При передвижении муфты для включения передачи конусные кольца передвигаются вместе с муфтой до соприкосновения поверхности одного из колец с конической поверхностью шестерни включаемой передачи. Возникающей при этом силой трения кольца поворачиваются относительно муфты до упора коническими поверхностями проточек пальцев в блокирующие поверхности конических фасок фланца муфты. Дальнейшее продольное продвижение муфты становится невозможным до момента выравнивания частот вращения муфты (вторичного вала) и шестерни включаемой передачи, которое обеспечивается трением между коническими поверхностями кольца и шестерни включаемой передачи.

   Когда частоты вращения будут выровнены, от усилия, прикладываемого к муфте через вилку выключения, пальцы 3 занимают среднее положение в отверстиях фланца муфты, и блокирующие поверхности не будут препятствовать ее перемещению. Сухари фиксаторов, выходя из полукруглых выточек, сжимают пружины, муфта освобождается и, передвигаясь дальше, соединяется своим зубчатым венцом с зубчатым венцом шестерни включаемой передачи.

     Вилки и ползуны переключения передач, замок и фиксаторы, а также предохранитель включения заднего хода смонтированы в крышке картера основной коробки передач. Ползуны установлены в расточках приливов верхней крышки картера. На трех ползунах соответственно укреплены вилка переключения первой передачи и заднего хода; вилка переключения второй и третьей передач и вилка переключения четвертой и пятой передач. Вилки зафиксированы на ползунах винтами, которые шплинтуются проволокой. Вилки соединены с муфтами синхронизаторов, а другая вилка с муфтой переключения. Для перемещения ползунов первой передачи и заднего хода, а также второй и третьей передач на них установлены головки с пазами, аналогичный паз имеется в головке вилки включения четвертой — пятой передач. В эти пазы входит нижний конец рычага переключения передач механического дистанционного управления коробкой, перемещение которого обеспечивает выбор и включение требуемой передачи.

   Для удержания ползунов в нейтральном положении или в положении включенной передачи в верхней крышке картера вмонтированы фиксаторы. В сверлениях крышки установлены три стакана, в каждом из которых находится стопорный шарик фиксатора, нагружаемый пружиной. Шарик входит в лупки на ползунах при нейтральном положении и при включенной передаче, удерживая ползун в нужном положении.

  Чтобы исключить одновременное включение двух передач, в механизме переключения предусмотрено замковое устройство. Оно состоит из двух пар шариков и расположенного между ними штифта замка.Размеры шариков и штифта подобраны таким образом, что при перемещении среднего ползуна шарики, входя в лунки крайних ползунов, застопоривают их. При перемещении одного из крайних ползунов (например, правого) два шарика, перекатываясь, стопорят средний ползун и передвигают штифт, воздействующий на другую пару шариков; при этом стопорится второй ползун (левый). Таким образом, одновременно передвигать можно только один ползун, включая нужную передачу, а два других ползуна остаются неподвижными, и, следовательно, исключается включение сразу двух передач. Предохранитель от случайного включения первой передачи и заднего хода состоит из пружины, штока и толкателя. Толкатель препятствует введению в паз головки ползуна  нижнего конца рычага  механизма переключения передач и тем самым предохраняет от случайного включения заднего хода. Для включения заднего хода необходимо преодолеть усилие пружины, чтобы сместить толкатель и шток.

     Включатель делителя расположен у верхней головки рычага переключения передач.  Верхнее положение  включателя соответствует  включению высшей,  а нижнее —  низшей передачи в делителе.

     В кране управления находится золотник, соединенный тросом в оболочке с включателем. При включении низшей передачи (на схеме 1) этот золотник находится в верхнем положении. Сжатый воздух от редукционного клапана через кран управления поступает к золотниковому устройству воздухораспределителя в его полость  Б.  В результате золотник воздухораспределителя смещается влево и полость под поршнем силового цилиндра соединяется с клапаном включения делителя передач. Для включения передачи в делителе необходимо нажать на педаль сцепления. При этом упор на толкателе привода сцепления нажмет на шток клапана включения делителя, клапан откроется, и сжатый воздух от редукционного клапана через клапан поступит в полость под поршнем силового цилиндра. Поршень и соединенный с ним нижний конец рычага включения передачи в делителе переместятся вправо по схеме и включится низшая передача в делителе.

 

 Сборка КПП

. последовательности, обратной разборке.

При этом учитывайте следующее:
- прежде чем крепить шарнир тяги и рычаг выбора к штоку выбора передач, обезжирьте резьбовые отверстия в корпусе шарнира и в ступице рычага, а также винты крепления, нанесите на резьбу винтов специальный клей ТБ-1324 и затяните их;
 
Винты  крепления рычага и шарнира имеют разную длину, покрытие и моменты затяжки.Винт крепления рычага фосфатирован (темного цвета), длиной 19,5 мм, момент его затяжки - 33,6 Нм (3,4 кгс*м), а винт крепления шарнира – кад мирован (золотистого цвета), длиной 24 мм, момент его затяжки -19,1 Нм (1,95 кгс*м)
- перед установкой сальников первичного вала, сальников полуосей и штока выбора передач, а также вала вилки выключения сцепления смажьте тонким слоем смазки Литол-24 рабочую поверхность сальников и смазкой ШРУС-4 втулки вала вилки выключения сцепления;
- после установки штока выбора передач в картер сцепления проверьте, чтобы фланец наконечника шарнира входил внутрь канавки чехла по всему периметру;
- заложите смазку ЛСЦ-15 в шаровую опору рычага переключения передач;
- крепежные детали затягивайте моментами, указанными в приложении 1;
- вторичный вал собирайте в последовательности, обратной разборке, заменив стопорные кольца синхронизаторов новыми После запрессовки ведущей шестерни главной передачи установите стопорное кольцо и убедитесь, что оно полностью разместилось в канавке. Внутреннее кольцо подшипника вторичного вала запрессуйте до упора в стопорное кольцо.

При сборке синхронизатора блокирующие кольца устанавливайте так, чтобы напротив гнезд ступицы под пружины фиксаторов расположились выступы меньшей высоты, а не большей, иначе после сборки не будут переключаться передачи.

Для облегчения установки фиксатора на его шарик нанесите немного консистентной смазки, вложите его в сухарь и, отжав пружину отверткой в сторону его гнезда, установите на место сухарь в сборе с шариком. При этом напротив шарика должно быть расположено гнездо (наибольшей глубины) в скользящей муфте.

Сборку дифференциала проводите в последовательности, обратной разборке, предварительно смазав маслом полу осевые шестерни и сателлиты. Осевой зазор шестерни полуоси должен быть не более 0,4 мм, а момент сопротивления вращению шестерен дифференциала не должен превышать 10,0 Нм (1,0 кгс*м). При увеличенном зазоре, являющемся признаком износа деталей дифференциала, замените изношенные детали новыми.

Оправкой 67 7853 9565 напрессуйте на коробку дифференциала внутренние кольца подшипников, предварительно установив ведущую шестерню привода спидометра.

Установив картер сцепления на стенд для сборки коробки передач, оправкой 677853.9563 запрессуйте в гнездо сальник штока, а затем вставьте в отверстие картера шток выбора передач и закрепите на нем рычаг штока.

В отверстие под передний подшипник вторичного вала установите маслосборник и оправкой 67.7853.9574 запрессуйте в гнезда картера сцепления наружные кольца роликовых подшипников первичного и вторичного валов в сборе с сепараторами (рис. 3.20).

На первичный вал напрессуйте внутреннее кольцо переднего подшипника. Наружные кольца подшипников дифференциала запрессовывайте оправкой 67.7853.9575.

Установите механизм выбора передач, убедившись, что рычаг штока выбора передач правильно занял свое положение относительно рычага механизма выбора передач.

Закрепите механизм выбора передач. 
Запрессуйте сальники полуосей, при этом обратите внимание, что для правой полуоси, то есть в картере сцепления сальник должен быть с правой насечкой, а в картере коробки передач для левой полуоси - сальник с левой насечкой, и направление стрелок на корпусах сальников должно совпадать с направлением вращения привода колес при переднем ходе автомобиля. Запрессуйте сальник первичного вала в картер сцепления, выдержав размер (4,2+0,2) мм (см. рис. 3.7) так, чтобы рабочая кромка сальника расположилась на полированном пояске вала.


Установите в картер дифференциал, чтобы полу осевые шестерни при сборке не сместились с посадочных мест, зафиксируйте одну из них со стороны картера сцепления технологической оправкой или заглушкой, применяемой при транспортировке коробки передач.

Напрессуйте на первичный и вторичный валы шариковые подшипники и установите в картер сцепления одновременно первичный и вторичный валы в сборе с шестернями. После чего установите ось с шестерней заднего хода, при этом следите, чтобы вилка заднего хода вошла в паз промежуточной шестерни. Затем установите штоки переключения передач и закрепите вилки на штоках фис. 3. 21).


Установите в гнездо картера магнит
Подберите регулировочное кольцо подшипников дифференциала, как казано ниже (см. «Подбор регулировочного кольца подшипников дифференциала»).

Установите в гнездо картера коробки передач подобранное регулировочное «кольцо и оправкой 67.7853.9575 запрессуйте наружное кольцо роликового конического подшипника дифференциала.

Установите на место привод спидометра. Перед установкой картера коробки передач на картер сцепления нанесите о периметру герметик ТБ-1215 или
КЛТ-75ТМ непрерывным валиком диаметром 2 мм.

Установите на картер сцепления картер коробки передач и закрепите его болтом и гайками.

Установите в канавки подшипников  первичного и  вторичного валов установочные кольца.

Установите упорную пластину и ударной дрель - отверткой заверните винты, заменив при этом разрезные шайбы на новые.

На первичный вал установите ведущую шестерню V передачи, на вторичный вал-шайбу, втулку, шестерню ведомую V передачи, блокирующее кольцо, синхронизатор и вилку V передачи, упорную пластину сухарей синхронизатора. Наверните гайки и затяните их динамометрическим ключом, после чего зачеканьте гайки. Длина зачеканки должна быть 3,5_4 мм и не должна переходить на резьбу вала. При заворачиваний гаек на валах застопорите первичный вал приспособлением 41.7816.4070.Установите на место фиксаторы штоков и вилки заднего хода, заверните пробки фиксаторов.  Заверните болт крепления вилки V передачи.
На картер коробки передач нанесите герметик ТБ-1215 или КЛТ-75ТМ непрерывным валиком диаметром 2 мм, установите заднюю крышку и закрепите ее гайками.
 

Восстановление корпуса коробки передач.

Ведущий вал делителя передач может иметь следующие дефекты: трещины или обломы, выкрашивание цементированного слоя на шлицах.Дефекты вторичного вала коробки передач могут быть следующие: трещины или обломы, износ поверхности шеек под втулки и подшипники (под передний роликоподшипник, втулку шестерни 4-й передачи, роликоподшипник шестерни 3-й передачи, втулку шестерни заднего хода, задний шарикоподшипник), износ шлицевой части вала (под фланец карданного вала, муфту включения 1-й передачи и заднего хода, ступицу синхронизатора 4-й и 5-й передач), срыв или износ резьбы под гайку крепления фланца карданного вала.

Основной дефект шестерен — износ зубьев.

Указанные дефекты валов и шестерен устраняются наплавкой.

Синхронизаторы 2 и 3, 4 и 5-й передач и синхронизатор делителя передач могут иметь следующие дефекты:

  1.  трещины или обломы на каретке синхронизатора;
  2.  износ или облом зубьев каретки с торца ее включения;
  3.  износ шлицев и зубьев каретки по толщине;
  4.  износ внутренней поверхности конусного кольца;
  5.  наволакивание металла на поверхностях конусного кольца.

Неисправные синхронизаторы заменяются, восстановление их не производится.

Дефекты картера коробки передач и способы их устранения - КамАЗ

Картер коробки передач изготавливается из серого чугуна СЧ 21-40, твердость материала НВ 170—217. Картер коробки передач может иметь следующие дефекты: трещины, износ внутренних поверхностей посадочных мест под подшипники и оси шестерен заднего хода, ослабление посадки штифта и износ или повреждение резьб.

Возможные места расположения дефектов в картере коробки передач показаны на рис. 86.

Трещины в картере восстанавливаются сваркой. Трудность сварки стенок картера, изготовленного из серого чугуна, состоит в том, что в результате быстрого нагрева и охлаждения наплавленного металла и большой усадки чугуна при охлаждении из расплавленного состояния в деталях возникают значительные внутренние напряжения, что может привести к образованию трещин.

При восстановлении картеров применяются два способа сварки: горячая с подогревом картера и холодная без его подогрева.

При горячем способе сварки картер подогревается в специальных печах до температуры 600...650 °С. Сварка ведется в ацетиленокислородной среде.

Горячий способ сварки чугуна обеспечивает высокое качество сварки. Однако технология этого способа очень сложна, и поэтому он применяется сравнительно редко.

Холодный способ сварки чугуна в технологическом отношении проще, и поэтому в авторемонтном производстве он нашел широкое применение. Наиболее часто при этом применяется ручная и полуавтоматическая электродуговая сварка стальными электродами и электродами из цветных металлов и сплавов.



Рис. 86. Места расположения дефектов на картере коробки передач - КамАЗ:

1 — трещины на стенке картера; 2, 3, 4, 5 — износ отверстий под подшипники первичного, вторичного и промежуточного валов коробки передач; 6 — износ отверстия под ось блока шестерен

Наилучшие результаты дает сварка электродами МНЧ-1. Сварочный шов при этом состоит из железоникелевого сплава и обладает высокой прочностью и пластичностью. При диаметре электрода 1,2—1,6 мм режим сварки следующий: сила тока — 110—220 А; напряжение дуги — 18—22 В; скорость сварки — 10—15 см/мин.

Восстановление внутренних поверхностей под подшипники валов коробки передач  возможно проводить железнением  (осталиванием) или размерным калиброванием после нанесения клеевой композиции. Осталивание производится безванновым способом. На некоторых авторемонтных предприятиях применяется способ восстановления электронатиранием на установках Р144.

Способ восстановления внутренних посадочных поверхностей под подшипники размерным калиброванием полимерными материалами наиболее простой и экономичный.

Результаты стендовых испытаний отремонтированных коробок передач показали возможность применения быстротвердеющей композиции для восстановления посадочных отверстий под подшипники.

Пожарная безопасность на АЗС

Территория автозаправки должна содержаться в чистоте, газонная трава своевременно скашиваться и удаляться. При планировке и благоустройстве территории АЗС не допускается высадка деревьев и кустарников. Обязательным требованием содержания территории является ее освещение в темное время суток.

Сбор использованного обтирочного материала осуществляется в закрывающиеся крышкой металлические ящики искро безопасного исполнения, обозначенные соответствующей надписью и установленные в зонах открытых мусоросборников. Песок, пропитанный нефтепродуктами, собирается в аналогичные ящики, размещаемые вне территории АЗС.

 Территория оборудуется схемой организации движения, установленной перед въездом на АЗС. Обязательным условием является отсутствие точек пересечения маршрутов въезжающих и выезжающих транспортных средств.


            1.2 Содержание зданий и помещений

Все производственные, административные, вспомогательные и складские помещения, наружные сооружения оборудуются таблички, содержащие следующую информацию:

  1.  категория пожарной и взрывопожарной опасности помещения;
  2.  класс пожароопасной и взрывоопасной зоны (в соответствии с ПУЭ);
  3.  фамилия, инициалы ответственного за состояние пожарной безопасности работника;
  4.  номера телефонов службы пожарной охраны и должностных лиц эксплуатирующей организации, ответственных за проведение мероприятий по ликвидации (локализации) пожаров (пожароопасных ситуаций).

Правила пожарной безопасности на АЗС допускают курение исключительно в специально отведенных местах, оборудованных в помещениях (зданиях) сервисного обслуживания. Курение на территории автозаправочной станции категорически запрещено.

В помещениях АЗС вывешиваются планы эвакуации, содержащие схематическую часть и пояснительную записку. В схеме обязательно приводится экспликация помещений, включающая обозначение маршрутов движения, эвакуационных выходов, места размещения телефонов, средств сигнализации и пожаротушения.

            1.3 Содержание технологического оборудования

Правила технической эксплуатации АЗС предусматривают полное соответствие технологического оборудования, использующего пожароопасные и взрывоопасные материалы и вещества, техническим условиям, технической, эксплуатационной и конструкторской документации, утвержденной (согласованной) установленным порядком.

Топливозаправочное оборудование допускается к эксплуатации только после проверки (в заводских условиях) на герметичность и работоспособность систем противоаварийной защиты, оформленной соответствующими актами (приложение к ТЭД).

Системы предотвращения и ликвидации (локализации) пожаров (пожароопасных ситуаций), приборы регулирования и контроля, установленные на технологическом оборудовании АЗС эксплуатируются исключительно в исправном состоянии. 

На пульты управления системами безопасности и приборами регулирования и контроля наносятся допустимые диапазоны параметров, обеспечивающих пожаробезопасное функционирование технологического оборудования:

  1.  температуры;
  2.  давления;
  3.  концентрации;
  4.  уровня налива и т.д.

Нарушение герметичности технологического оборудования является основанием безусловного прекращение его эксплуатации. Внесение несанкционированных изменений, повышающих степень пожарной опасности АЗС, в конструкцию технологического оборудования категорически запрещено.

Заполнение резервуаров-хранилищ производится не более чем на 95% внутреннего объема.

Производство работ в зонах, характеризующихся возможностью образования паровоздушных горючих смесей, организуется с применением искро безопасного инструмента, в обуви и одежде, не способных вызвать искрообразование (то есть, не имеющих металлических набоек, замков, заклепок).

При смене вида моторного топлива в камерах (резервуарах) автозаправочной станции производится полная очистка и изменение маркировки резервуаров.

Пожарная безопасность на АЗС

при осуществлении заправки транспортных средств

Процесс заправки автомобильной техники на автозаправке сопровождается соблюдением следующих обязательных правил:

  1.  Порядок подачи транспортного средства к топливораздаточной колонке:

- автомобили – своим ходом;

- мотоциклы (мотороллеры) с двигателем, заглушенным не ближе чем за 15 метров до колонки.

  1.  При проливе нефтепродуктов в процессе заправки на внешние элементы автомобилей (мотоциклов) водитель транспортного средства обязан их удалить до момента пуска двигателя.
  2.  Нефтепродукты, пролитые на землю, засыпаются песком и удаляются с территории АЗС.
  3.  Водители транспортных средств, стоящих в очереди на заправку, обязаны соблюдать минимальное расстояние, обеспечивающее свободу маневрирования (1 метр), а также руководствоваться нанесенной разметкой.

Запреты и ограничения

Правила пожарной безопасности на АЗС запрещают:

  1.  заправку автомобилей (мотоциклов) с работающим двигателем;
  2.  изменение маршрута заправляемого транспортного средства, например, проезд над подземным резервуаром-хранилищем;
  3.  прием нефтепродуктов на АЗС и продажа моторного топлива потребителю во время возникновения атмосферных электрических разрядов (грозы);
  4.  выполнение работ в обуви и одежде, способных вызывать искрение или пропитанных нефтепродуктами;
  5.  заправка  транспортного средства с пассажирами внутри (кроме легковых автомобилей, имеющих четыре, и более, дверей);
  6.  заправка  транспортного средства, груженного грузом 1-9 класса опасности (сжиженные и сжатые газы, взрывчатые вещества, радиоактивные, легковоспламеняющиеся и ядовитые материалы);
  7.  въезд на территорию автозаправки тракторов, не оснащенных искрогасителями, во время приема (выдачи) бензина;
  8.  выполнение работ, не связанных с ремонтом зданий (сооружений) и технологического оборудования автозаправочной станции.

Техническое обслуживание  и ремонт электрооборудования и электрических сетей АЗС специалистами сторонних лицензированных организаций допускается исключительно на договорной основе, однако факт его заключения не освобождает руководителя АЗС от выполнения требований ППБ.      

Площадка слива автоцистерн

На площадке слива нефтепродуктов из АЦ:

  1.  должны быть отбортовка высотой не менее 150 мм, пандусы (пологие борта площадки) для безопасного въезда и выезда АЦ и трубопровод для отвода самотеком проливов в подземный аварийный резервуар при возможной разгерметизации патрубка АЦ;
  2. сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснастить запорной арматурой;
  3. трубопровод для отвода проливов топлива должен оканчиваться на расстоянии не более 0.1 м от дна аварийного резервуара;
  4. сливной трубопровод и аварийный резервуар должны обеспечивать слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию, а глубина их заложения - предотвращать замерзание воды в холодный период;
  5. объем аварийного резервуара должен превышать не менее чем на 10% объем АЦ максимальной вместимости;
  6. аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт, оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для опорожнения закрытым способом и замера уровня воды;
  7. патрубки опорожнения и замера уровня воды должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками [НПБ 111-98];
  8. сливные устройства должны обеспечивать герметичность соединения трубопроводов со сливными рукавами АЦ [РД 153-39.2-080-01];
  9. весь процесс слива нефтепродукта из АЦ в резервуар должен производиться в присутствии водителя и оператора, который должен следить за герметичностью сливного устройства и контролировать слив по уровнемеру;
  10. при обнаружении утечки нефтепродукта оператор должен немедленно прекратить слив [ПОТ РМ-021-2002].


Техника безопасности при восстановление и сборке

Техника безопасности при разборке и сборке машин. Перед разборкой и сборкой машин необходимо рабочее место очистить от посторонних предметов, подготовить стеллажи, приспособления и грузоподъемные  средства. Грузоподъемные средства и их грузозахватные приспособления должны иметь паспорта, указывающие предельную грузоподъемность, и подвергаться периодическим испытаниям и освидетельствованиям. В процессе эксплуатации канатов и цепей грузоподъемных механизмов необходимо следить за их износом. Лебедки, тали и домкраты необходимо прочно устанавливать и закреплять. Деревянные клети из шпал и брусьев, применяемые для размещения тяжелых громоздких деталей и сборочных единиц, должны быть тщательно выложены и скреплены металлическими скобами.

Разборку и сборку машин следует проводить в последовательности, указанной в технологических картах или инструкциях на разборку и сборку данной машины. Перед разборкой машины все ее составные части и сборочные единицы, которые могут прийти в движение под действием сил тяжести, натяжения пружин, давления в гидро - и пневмосистеме,  нужно привести в безопасное состояние, предотвращающее их самопроизвольное смещение.

Положить стрелу крана в горизонтальное положение на козлы. Только после этого отсоединяют механизм управления (канаты, рычаги), выпускают рабочую жидкость из гидравлической системы. Подъем, перемещение и опускание узлов или деталей разрешается только по команде руководителя (бригадира) ремонтных работ. При перерыве в работе, независимо от его продолжительности, не следует оставлять груз в приподнятом состоянии (на весу). Подкладки под груз должны быть положены заблаговременно.

В процессе выполнения сборочных операций совмещение отверстий и проверку их совпадения в монтируемых деталях необходимо проводить, используя конусные оправки и сборочные пробки. Проверять совпадение отверстий в монтируемых деталях руками не допускается. Категорически запрещается производить подтяжку, крепление, регулировку и смазку машины во время работы двигателя. При необходимости таких работ надо остановить машину и выключить двигатель.

 


Техника безопасности при  восстановление и сборке

 Общие требования

  1.  Любые работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля необходимо проводить в просторном, хорошо вентилируемом и освещенном помещении.
  2.  Оборудование мастерской (грузоподъемные механизмы, станки, электроинструменты) должно быть специально приспособлено для выполнения ремонтных операций (например, для питания переносных осветительных приборов желательно использовать источники низкого напряжения - 36 или 12 В, а не 220 В).
  3.  Не курите и не пользуйтесь открытым огнем в помещении, где стоит автомобиль, находятся горюче-смазочные материалы и пр.
  4.  При работе со слесарным инструментом используйте перчатки - они защитят руки не только от грязи, но и от царапин и порезов.
  5.  Любые работы снизу автомобиля выполняйте в защитных очках.
  6.  При проведении кузовного ремонта (шпатлевка, покраска, шлифовка) надевайте респиратор и обеспечьте дополнительную вентиляцию помещения.
  7.  Работы, связанные со снятием и установкой тяжелых узлов и агрегатов автомобиля, выполняйте с помощником.
  8.  Емкости с горюче-смазочными и лакокрасочными материалами, хранящимися в мастерской, всегда должны быть плотно закрыты. Не допускайте нахождения таких материалов в зоне падения искр при использовании металлорежущего инструмента.
  9.  Не допускайте попадания масел (особенно отработанных), антифриза и электролита на открытые участки кожи. В случае попадания смойте как можно быстрее мыльным раствором.
  10.  Не используйте для очистки кожи рук бензин, дизельное топливо, растворители и т.п.
  11.  Помните, что неправильное обслуживание электрооборудования и топливной аппаратуры может привести к пожару. Если вы не уверены в своих знаниях по обслуживанию указанных систем, лучше обратитесь к специалистам. Если вы все же решили выполнить работу самостоятельно, строго следуйте всем рекомендациям и предупреждениям.
  12.  Соблюдайте особую осторожность при ремонте автомобилей, оснащенных подушками безопасности или пред натяжителями ремней. Не пытайтесь самостоятельно ремонтировать узлы этих систем (электронный блок управления подушками безопасности, модули подушек безопасности, рулевое колесо, датчики удара, пред натяжители ремней и пр.), так как неправильное выполнение работ может привести к срабатыванию этих устройств и, как следствие, к тяжелым травмам. При выполнении любых работ в зоне расположения этих устройств внимательно изучите все рекомендации и предупреждения.
  13.  Инструменты и оборудование, применяемые при ремонте автомобиля, должны быть исправными. Особое внимание необходимо уделить состоянию изоляции электрических проводов.
  14.  При обслуживании автомобилей, оснащенных системой кондиционирования воздуха, не допускайте разгерметизации системы, так как содержащийся в ней хладагент ядовит.

Безопасный подъём авто

Для безопасного подъема автомобиля домкратом необходимо выполнить следующее:

  1.  Установите автомобиль на ровную твердую поверхность.
  2.  Перед подъемом освободите автомобиль от посторонних предметов. Заранее достаньте из багажника все необходимое для ремонта (запасные части, инструменты), так как доступ в поднятый автомобиль может быть затруднен либо невозможен.
  3.  Устанавливайте домкрат только под те места, которые для этого предназначены. Силовые элементы кузова в этих местах специально утолщены и имеют повышенную прочность.
  4.  Подложите противооткатные упоры под колеса автомобиля со стороны, противоположной поднимаемой.
  5.  Для предотвращения проседания и вдавливания домкрата в землю подложите под него доску (20x20x2 см).
  6.  Подведите упорную головку к кузову автомобиля, при этом домкрат должен быть установлен перпендикулярно опорной поверхности.
  7.  Прежде чем поднять автомобиль домкратом на требуемую высоту, еще раз внимательно проверьте, не накренился ли он в какую-либо сторону.
  8.  Опоры устанавливайте тоже только под специально предназначенные для подъема автомобиля места. Между опорой и кузовом автомобиля подкладывайте резиновую или деревянную прокладку
  9.  Устанавливайте треногую опору таким образом, чтобы две ее ноги были со стороны кузова автомобиля, а одна - снаружи.

При использовании для подъема автомобиля подъемника соблюдайте следующие требования безопасности:

  1.  Во время подъема-опускания автомобиля запрещается находиться рядом с ним во избежание несчастного случая.
  2.  Если возникла опасность падения автомобиля, немедленно покиньте опасную зону.
  3.  Правильно располагайте на подъемнике центр тяжести автомобиля, чтобы избежать его падения.
  4.  Берегите ноги, чтобы не прижать их лапами подъемника или колесами автомобиля при опускании.
  5.  Не прилагайте чрезмерного усилия к органам управления подъемником.
  6.  Управлять подъемником должен только квалифицированный персонал.
  7.  Не допускайте чрезмерного раскачивания автомобиля на подъемнике.
  8.  Лапы подъемника устанавливайте только под те места, которые для этого предназначены. Силовые элементы кузова в этих местах специально утолщены и имеют повышенную прочность.
  9.  При снятии тяжелых узлов и агрегатов с автомобиля, находящегося на подъемнике, установите дополнительные опоры.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65387. ОБҐРУНТУВАННЯ ПАРАМЕТРІВ ПРОЦЕСУ ДОЗУВАННЯ І РОЗРОБКА РЕШІТНОГО ДОЗАТОРА КОНЦЕНТРОВАНИХ КОРМІВ 962.5 KB
  Тому створення конструкції і обґрунтування оптимальних параметрів решітного дозатора з вібророзрідженою подачею концентрованих кормів є актуальним і перспективним науковоприкладним завданням для розвитку тваринницької галузі України...
65388. РОБАСТНА ОБРОБКА СИГНАЛІВ НА ОСНОВІ АДАПТИВНОГО ОЦІНЮВАННЯ ПАРАМЕТРІВ НЕГАУСОВИХ ЗАВАД 364 KB
  На сучасному етапі розвитку техніки в Україні спостерігається збільшення числа радіотехнічних систем, а саме систем радіолокації, радіонавігації, дистанційного зондування (ДЗ) та моніторингу, телекомунікацій, тощо. При цьому збільшення об’єму інформації, що передається, зростання кількості користувачів...
65389. ПІДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ ФУНКЦІОНУВАННЯ СОРТУВАЛЬНИХ ГІРОК ШЛЯХОМ УДОСКОНАЛЕННЯ СТРУКТУР ЇХ ГОРЛОВИН 350.5 KB
  Для досягнення поставленої мети необхідно вирішити наступні задачі: 1 провести аналіз відомих структур та теорій розрахунку параметрів гіркових горловин; 2 розробити новий клас структур гіркових горловин СГГ і провести дослідження ефективності їх застосування...
65390. РЕГУЛЮВАННЯ ЕКОЛОГІЧНИХ НАСЛІДКІВ ДІЯЛЬНОСТІ ПРОМИСЛОВОГО ПІДПРИЄМСТВА 235 KB
  Регулювання екологічних аспектів діяльності підприємства Показники екологічності як результат управління екологічними аспектами діяльності підприємства Показники екологічності системи адміністра тивного управління підприємства...
65391. Розробка оптимальних за тепловими втратами систем керування позиційним електроприводом 8.88 MB
  Для позиційних електроприводів розроблені закони керування оптимальні за швидкодією або за тепловими втратами. Застосування систем регулювання положення СРП оптимальних за тепловими втратами дозволяє знизити непродуктивні витрати електроенергії...
65392. ВПЛИВ ДОВГОТРИВАЛОГО ЗАСТОСУВАННЯ РІЗНИХ СИСТЕМ УДОБРЕННЯ НА ГУМУСОВИЙ СТАН ТА АГРОХІМІЧНІ ПОКАЗНИКИ ДЕРНОВО-ПІДЗОЛИСТОГО ГРУНТУ ЗАХІДНОГО ПОЛІССЯ УКРАЇНИ 1.03 MB
  Мета роботи встановити закономірності змін гумусового стану і агрохімічних показників дерновопідзолистого поверхнево оглеєного супіщаного ґрунту за довготривалого застосування вапна гною і мінеральних добрив та оптимізувати систему удобрення...
65393. УДОСКОНАЛЕННЯ ТЕХНОЛОГІЇ ВИРОБНИЦТВА КОНСЕРВОВАНОГО ЗЕЛЕНОГО ГОРОШКУ 970.5 KB
  В процесі технологічної переробки свіжого зеленого горошку мають місце значні втрати розчинних речовин – цукрів амінокислот вітамінів які складають біля 30 від їх вмісту у свіжому зерні. Проведені низкою авторів дослідження показали що на переробку...
65394. ВДОСКОНАЛЕННЯ ВИКОРИСТАННЯ ЗЕМЕЛЬ СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКОГО ПРИЗНАЧЕННЯ В АГРАРНОМУ СЕКТОРІ ЗАКАРПАТСЬКОЇ ОБЛАСТІ 192.5 KB
  Створення сприятливого інноваційного клімату і привабливості регіону Підвищення ефективності сільськогосподарського виробництва Збереження і охорона земель Сталий розвиток суб’єктів господарювання...
65395. ТЕОРЕТИЧНІ І МЕТОДИЧНІ ОСНОВИ ВИКОРИСТАННЯ ОБРАЗОТВОРЧОЇ ПРАВОСЛАВНОЇ СПАДЩИНИ В ДУХОВНОМУ РОЗВИТКУ МАЙБУТНЬОГО ВЧИТЕЛЯ 397 KB
  Якість реалізації всіх компонентів навчального процесу їх змістовність характер професійного педагогічного спілкування визначаються рівнем духовного розвитку вчителя тому духовність стає його провідною професійною характеристикою яка посідає визначальне місце в структурі якостей педагога.