7785

История педагогики как наука

Реферат

Педагогика и дидактика

История педагогики как наука. Одним из важнейших аспектов развития человеческого общества на протяжении всей его истории является социализация подрастающего поколения, представляющая собой совокупность социальных и психологических процессов, в ходе...

Русский

2013-01-28

30 KB

43 чел.

История педагогики как наука.

Одним из важнейших аспектов развития человеческого общества на протяжении всей его истории является социализация подрастающего поколения, представляющая собой совокупность социальных и психологических процессов, в ходе которых происходит усвоение молодыми людьми системы знаний, умений, норм и ценностей, позволяющих им функционировать в качестве равноправных членов общества. Процесс социализации сочетает в себе как элемент стихийности (воздействие социальной среды и её многочисленных институтов), так и элемент организованности. В процессе социализации подрастающая личность должна быть подготовлена к включению в систему наиболее важных социальных связей, без которых общество не может функционировать как система. В ходе своего развития общество осуществляет организацию определённых социальных институтов, занимающихся целенаправленной подготовкой подрастающего поколения к тем видам социальной деятельности, в которых оно нуждается.

История педагогики и образования как область научного знания изучает историю возникновения и развития различных социальных институтов, занимающихся подготовкой подрастающего поколения к жизни и труду, а также различные педагогические идеи, теории, концепции, возникавшие в истории мировой педагогической культуры.

Курс «Истории педагогики и образования» является важным компонентом профессиональной подготовки будущих учителей. Он призван ввести будущих учителей в мир педагогической культуры, созданной человечеством, помочь им обрести в ней надёжные ориентиры, способствовать формированию педагогического мышления и педагогического мировоззрения.

Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, понимаемый как единство практики образования (воспитания и обучения) и педагогической мысли с учётом особенностей их самостоятельной эволюции.

Предмет истории педагогики и образования - совокупность теоретических знаний об историко-педагогических явлениях, концепциях образования и воспитания, образовательно-воспитательных системах, сменявших друг друга в ходе общественного развития.

Специфика истории педагогики и образования состоит в том, что она является не только составной частью системы педагогических наук, но в то же время выступает как составная часть собственно-исторической науки, будучи одновременно связанной с историей философии, культуры, литературы.

Истории педагогики и образования решает следующие задачи:

·        раскрывает поэтапный процесс формирования научного педагогического знания, институтов образования и воспитания, их отбор и выделение наиболее рациональных образовательно-воспитательных систем, отвечавших потребностям общественного развития;

·        показывает изменение педагогических тенденций воспитательной практики одновременно с изменением в характере общественного развития;

·        раскрывает процесс перехода от консервативных (авторитарных) к передовым (гуманистическим) педагогическим воззрениям и формам организации образовательно-воспитательной деятельности;

·        развивает аналитико-прогностические умения, способность выделять ценностные, конструктивные ориентиры педагогического наследия прошлого и проецировать их в образовательную плоскость настоящего и будущего;

·        развивает творческие способности  обучающихся и готовность включаться в инновационные  процессы в образовании;

·        формирует представление о ценностях мировой педагогической культуры как средства развития личности.

Для решения своих исследовательских задач историк педагогики пользуется методами  реконструкции, объяснения и понимания педагогических событий прошлого. Они осуществляются на основе работы с информацией о педагогических событиях прошлого. Носителями информации являются различные источники: письменные документы, устные предания, обычаи, ритуалы и обряды, материальные (вещественные) памятники, изобразительные материалы.

Важнейшие источники изучения мирового историко-педагогического процесса: педагогическое наследие выдающихся представителей мысли, древние рукописи по вопросам образования и воспитания, памятники древней письменности, официальные материалы по вопросам воспитания и образования (законы, проекты, отчеты, доклады), программные документы конкретных политических партий, движений по проблемам образования, воспитания и школы, общая и педагогическая пресса, дневниковые  записи, мемуарная литература. Весьма ценными источниками выступают учебные пособия, программы, другие материалы, характеризующие работу школы, а также художественные произведения, произведения кино и театра.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83046. Кредитні операції комерційних банків 61.95 KB
  Безготівкові розрахунки - це перерахування банками певної суми коштів із рахунків платників на рахунки одержувачів коштів а також перерахування банками за дорученням підприємств і фізичних осіб коштів унесених ними готівкою в касу банку на рахунки одержувачів коштів.
83047. Золото и его сплавы 42.72 KB
  Примерно два с половиной тысячелетия назад появились первые золотые монеты. Родиной их стала Лидия – могущественное рабовладельческое государство, располагавшееся в западной части Малой Азии. Лидия вела обширную торговлю с Грецией и своими восточными соседями.
83048. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах 48.44 KB
  Местное самоуправление в Республике Беларусь является существенным элементом конституционного строя республиканской Беларуси и одной из форм осуществления власти народа: это форма активного участия, организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые...
83049. Биосфера как глобальная экосистема 41.99 KB
  Воздействие человека на биосферу сопровождающееся ухудшением качества воды сведением лесов или выбросом в атмосферу загрязняющих веществ может создать угрозу жизни на Земле. Первичный состав атмосферы Земли определили газообразные продукты химических реакций происходивших в первичном веществе...
83050. Семья как социальный институт 123.5 KB
  Характерные признаки семьи ее структура и функции. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов а именно институт брака институт родства институт материнства и отцовства институт собственности институт социальной защиты детства и опеки и другие.
83051. Деятельность сотрудников ИУ при выявлении и на первоначальном этапе расследования убийства 81.9 KB
  Поэтому говоря о соблюдении прав осужденных следует помнить что по своему правовому статусу лица осужденные к отбыванию наказания в виде лишения свободы приговором суда частично ограничены в своих конституционных правах а оперативные работники действуя в пределах своих полномочий ограничивают...
83052. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого 81.81 KB
  Современные перемены и кризисы в различных областях последствия которых сказываются на жизни миллионов людей и зачастую привносят изменения поистине мирового характера создают особую зону ответственности для науки как фактора влияющего на возникновение таких ситуаций и на самих ученых.
83053. Инвестиционная деятельность предприятия 39.3 KB
  Стратегическое планирование инвестиционной деятельности предусматривает моделирование будущей успешной деятельности предприятия и базируется на прогнозировании условий адаптации к изменениям внешней среды в осуществлении инвестиционной деятельности (инвестиционного климата) и конъюнктуры...
83054. Екатерина II Великая 1.23 MB
  Контакты с европейскими просветителями были со стороны Екатерины II данью моде но и духовной потребностью. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например были строго запрещены любые наказания.