77861

Источники гражданского права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Из всех деловых обыкновений законодатель особо выделяет обычаи делового оборота которые применяются в сфере ПД. Указанные правила становятся источником лишь в том случае если они закреплены в каком-либо НА входящем в систему граж.

Русский

2015-02-05

32 KB

0 чел.

2. Источники гражданского права

    Источник права – форма выражения правовых норм, имеющая общеобязательный характер.

    Граж. зак-во представляет собой совокупность НА различной юридической силы. ГК включает в понятие только ГК и принятые в соответствии с ним иные ФЗ. Нормы ГП могут быть закреплены как в законах, так и в подзаконных НА. В сфере имущ. оборота в силу его сложности и других особенностей известную роль сохраняет обычай (международный торговый оборот). В англо-американской роль основного источника выполняет судебный прецедент. В континентальной судебный прецедент формально не считается источником, хотя фактически значение судебной практики разрешения споров весьма велико. Важное практическое значение имеют и публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших суд. инстанций. Под деловыми обыкновениями понимаются установившиеся в гражданском обороте правила поведения. Из всех деловых обыкновений законодатель особо выделяет обычаи делового оборота, которые применяются в сфере ПД. Правила морали и нравственности сами по себе не являются источниками. Указанные правила становятся источником лишь в том случае, если они закреплены в каком-либо НА, входящем в систему граж. зак-ва. Постановления судебных пленумов должны лишь толковать и разъяснять смысл зак-ва, но не создавать новые нормы. Поэтому постановления судебных пленумов не являются источниками ГП.

    Среди ФКЗ наиболее высокой юридической силой обладает Конституция РФ. Центральным актом граж. зак-ва является ГК. Наряду с ГК систему образуют специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права.

    Нормативные акты, содержащие нормы ГП, подлежат обязательному офиц. опубликованию. Такое опубликование важно для определения момента вступления соответствующего акта в силу, и для ознакомления с содержанием его правил всеми участниками правоотношений. ФЗ считаются принятыми с момента их принятия ГД в окончательной редакции. В течение 7 дней после подписания закона Президентом РФ акт подлежит официальному опубликованию. По истечении 10 дней после дня первой публикации полного текста закона он вступает в силу, если иной порядок не предусмотрен в самом законе. При принятии кодекса или иного крупного закона, вносящего значительные изменения в законодательство, иногда принимается специальный закон о порядке введения в действие основного закона ("вводный закон"). Международные договоры вводятся в действие путем принятия законов об их ратификации. Иные правовые акты (президентские указы и правительственные постановления) также подлежат обязательной официальной публикации в течение 10 дней после дня подписания. Указы Президента РФ вступают в силу в течение 7 дней после дня их первого официального опубликования либо со дня их подписания. Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, а иные – со дня их подписания. НПА федеральных органов исполнительной власти подлежат не только официальному опубликованию, но во многих случаях и особой государственной регистрации. Затем в срок не позднее 10 дней после дня регистрации они должны быть опубликованы.

    Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей российской территории. Федеральный характер гражданского законодательства предопределяет его действие на всей российской территории.

    Широта и сложность регулируемых гражданским правом отношений могут вызвать к жизни ситуации, прямо не урегулированные гражданско-правовыми нормами. Такой пробел, не восполняемый ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется с помощью аналогии закона (выражается в том, что к соответствующим отношениям применяются нормы граж. зак-ва, регулирующего сходные отношения. Она допустима при наличии определенных условий: 1) это существование пробела в зак-ве, не восполняемого с помощью предусмотренных законом средств, включая обычаи имущественного оборота. 2) наличие законодательного регулирования сходных отношений. 3) применение аналогичного закона к регулируемым отношениям должно не противоречить их существу. При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права. Смысл ее состоит в определении прав и обязанностей сторон правоотношения на основе не конкретных правовых норм, а общих начал и смысла граж. зак-ва, а также требований добросовестности, разумности и справедливости.

    

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80080. Квітами барвистими луг цвіте 61 KB
  Мета: Вдосконалювати вміння правильно, виразно читати, за допомогою інтерактивних методів навчання; Формувати елементарні аналітико-синтетичні вміння у роботі над текстом; Розвивати усне мовлення першокласників; Виховувати дбайливе ставлення до рослин, бажання доглядати й оберігати їх.
80081. Множення чисел, що закінчуються нулями. Водойми України (Математика Я і Україна. Природознавство) 57 KB
  Мета уроку. Показати можливі форми запису при множенні чисел, які закінчуються нулями. Удосконалювати обчислювальні навички. Розвивати логічне мислення. Сформувати уявлення про водойми, дати поняття про джерело, річку, озеро, болото, море; навчити дітей їх розрізняти.
80082. Сложение и вычитание вида 430+50, 200+640, 20+640, 760-400, 760-40 57.5 KB
  Цели. Формировать умения применять общие правила сложения и вычитания круглых трёхзначных чисел; развивать умения решать составные задачи, развивать логическое мышление. внимательность, память, вычислительные и графические навыки, расширять кругозор о животных, о гороскопе; прививать интерес...
80083. Урок позакласного читання в 4 класі за історичною повістю Марка Вовчка «Кармелюк» 42.5 KB
  Мета уроку: прищеплювати любов до читання, цікавість до історичного минулого України; виховувати почуття національної гідності, повагу до історичного минулого України; вдосконалювати навички правильного, свідомого, виразного читання і самостійного читання мовчки; розвивати мислення...
80084. Ой зима, зима, зима… Веселіш пори нема! 52.5 KB
  Вчити дітей гармонійному заповненню площини паперу елементами зображення; поглибити знання про особливості будови тіла людини та її пропорції. Розвивати уяву дітей; удосконалювати техніку роботи фарбами. Виховувати любов і повагу до традицій рідного краю.
80086. Лариса Письменна «Чарівна гостя» 36 KB
  Мета. Продовжити знайомити учнів із художніми творами, у яких зображується зима; звернути увагу учнів на образні слова і вислови, вжити у творі Л.Письменної «Чарівна гостя»; удосконалювати навички читання, розвивати усне мовлення учнів. Обладнання. малюнки, ілюстрації...
80087. ДИФЕРЕНЦІАЦІЯ ЗВУКІВ «Ц» - «С» 51.5 KB
  Вчити дітей розрізняти звуки «Ц» - «С» в усному і писемному мовленні. Розвивати фонематичні процеси, пам’ять, монологічне мовлення. Закріпляти навик правильної звуковимови; шкільні знання і уміння. Таблиці, картки з малюнками, картки із завданням, додаткова література.
80088. Добро спішіть творити, люди... 58 KB
  Виховати у дітей людяність, гуманізм у стосунках, доброзичливість, повагу до людей, великодушність, скромність та самопожертву. Навчити оволодівати мистецтвом спілкування та навичками взаємодопомоги, пробуджувати у дітей щирий інтерес до всього корисного, морального; бажання назавжди зберегти людську гідність.