77921

MS Word. Профессиональное форматирование документов

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Автоматическое создание оглавления документа. Копирование стилей из документа или шаблона После создания стиля или изменения стиля в документе можно скопировать его в шаблон чтобы новый стиль стал доступен и для любого другого документа который будет создаваться на основе этого шаблона. Если это сделано изменённый или вновь созданный стиль будет скопирован в шаблон документа и доступен для всех документов которые в дальнейшем будут создаваться на основе этого шаблона.

Русский

2015-02-05

271 KB

10 чел.

Модуль 4.

ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ

Лекция 3. MS Word. Профессиональное форматирование документов

Содержание лекции

[1] Лекция 3. MS Word. Профессиональное форматирование документов

[2] Содержание лекции

[2.1] Применение стилей

[2.1.1] Область задач Стили и  форматирование

[2.1.2] Создание и модификация стилей

[2.1.3] Копирование стилей из документа или шаблона

[2.2] Автоматическое создание оглавления документа

[2.3] Работа с документом в режиме структуры

[2.4] Вставка колонтитулов

[2.5] Автоматическая нумерация страниц

[2.6] Создание сносок

[2.7] Шаблоны и мастера

[2.7.1] Создание документов с помощью шаблонов и мастеров

[2.7.2] Создание шаблонов

[2.8] Макросы

[2.8.1] Запись макросов

[2.8.2] Выполнение макроса

Применение стилей

Процесс форматирования документов состоит в применении свойств шрифтового оформления символов текста, соблюдении размерных характеристик для абзацев, вариантов обрамления и заполнения абзацев. Существенно ускорить и облегчить работу по форматированию типовых документов, отчетов, статей, книг можно, используя стили.

Стилем называется набор взаимосвязанных команд  форматирования, обозначенный уникальным именем. Стили хранятся в шаблонах. По умолчанию Word применяет шаблон Normal (Нормальный). Если вы не зададите другой шаблон, документы, которые вы создаёте, будут базироваться на Нормальном шаблоне, который содержит набор стандартных стилей таких, как: Заголовок 1, Заголовок 2 и т.д., Заголовок 9, Обычный, и т.п.

Microsoft Word позволяет создавать и применять свои собственные стили. При создании стиля вы выбираете  форматы, которые собираетесь применить: шрифт и его размер, выравнивание, межстрочное расстояние, расстояние между абзацами, обрамление,  заливку  и даёте этой группе форматирования уникальное имя. После этого можно применить всю группу форматов за один шаг. Достаточно выделить текст, который следует отформатировать, а затем на панели инструментов Форматирование в поле Стиль выбрать имя нужного стиля из предложенного списка или использовать область задач Стили и форматирование (команда Формат | Стили и форматирование или кнопка на панели инструментов).

Область задач Стили и  форматирование

Рассмотрим область задач Стили и форматирование. Помимо основных стилей, Word отслеживает виды форматирования, применяемые в документе, и записывает комбинации форматов, которые были использованы хотя бы один раз (режим учёта форматирования). Таким образом выполненные вами комбинации форматов можно применять наряду с другими стилями в списке  Выберите форматирование для применения (см. рис. 3.1).

Примечание. Режим учёта форматирования включается (отключается) при установленном (сброшенном) флажке Вести учёт форматирования на вкладке Правка диалогового окна Параметры.

В раскрывающемся списке Показать можно выбрать категорию отображаемых списков. Элемент Доступное показывает список всех стилей и записанных комбинаций форматов, используемых в документе, а также стилей, сохранённых в документе, и часто используемых стилей заголовков. Чтобы посмотреть только те стили и записанные комбинации форматов, которые использованы в данном документе, выберите Используемое. Для отображения всех стилей, кроме записанных комбинаций форматов, выберите элемент Все. Чтобы точно определить, какие стили и записанные комбинации форматов будут отображаться в области задач Стили и форматирование, выберите элемент Специальное. В результате откроется диалоговое окно настройки формата, в котором можно выбрать отображаемые стили.

В окне Форматирование выделенного текста в верхней части области задач отображается формат выделенного фрагмента текста (формат слова, где находится курсор). Если указатель мыши подвести к этому окну, появится стрелка, после нажатия на которую откроется меню. Команды Выделить все вхождения и Очистить формат аналогичные рассмотренным в       п. 4.1.3. Для выделения всех фрагментов текста с одинаковым стилем или записанными комбинациями форматов, можно также нажать кнопку   Выделить все. Команды Создать стиль и Изменить стиль будут рассмотрены ниже. Команда Показать форматирование выводит на экран соответствующую область задач.

Создание и модификация стилей

Если стили, которые предлагает Word, вам не подходят, вы можете создать другие несколькими способами.

  •  Вы можете изменить существующий стиль. При этом все фрагменты текста, к которому уже применили стиль, будут автоматически переоформлены в соответствии с внесёнными изменениями. Для изменения стиля укажите имя стиля на панели задач Стили и форматирование и щёлкните на стрелке . Из раскрывающегося списка выберите команду Изменить стиль. Появится диалоговое окно Изменение стиля. В области Форматирование задайте необходимые атрибуты форматирования. Для доступа к диалоговым окнам настройки формата нажмите кнопку Формат. Установив все параметры форматирования, нажмите кнопку ОК.
  •  Вы можете определить стиль заново. На панели задач Стили и форматирование щёлкните на кнопке Создать стиль и используйте диалоговое окно Создание стиля. В раскрывающемся списке Стиль выберите объект, для которого создаётся новый стиль (абзац, символ, или таблица). Установите для нового стиля параметры форматирования, как  описано выше. Чтобы создать новый стиль на основе другого стиля, отличного от предлагаемого стиля Word, выберите соответствующий элемент в раскрывающемся списке Основан на стиле. Можно указать также стиль следующего абзаца (по умолчанию Word устанавливает в качестве стиля следующего абзаца только что созданный новый стиль). Установив все параметры форматирования, нажмите кнопку ОК.
  •  Вы можете создать стиль, основанный на примере. Для этого отформатируйте фрагмент текста так, как вы хотите, а потом создайте стиль, включающий необходимые элементы форматирования (введите имя нового стиля в раскрывающемся списке на панели инструментов Форматирование и нажмите клавишу Enter). Или измените уже существующий стиль (укажите название стиля в области задач Стили и форматирование и из раскрывающегося списка выберите команду Обновить в соответствии с выделенным фрагментом).

Примечание. Если вы установите флажок Обновлять автоматически в диалоговых окнах Изменение стиля или Создание стиля, то при каждом непосредственном форматировании одного из абзацев, связанного с определённым стилем, автоматически изменится сам стиль и соответственно все абзацы данного стиля в документе.

Для удаления стиля в области задач Стили и форматирование укажите стиль и в раскрывающемся меню выберите команду Удалить. Удаление стиля приводит к отмене применения стиля во всём документе. Встроенные стили заголовков (Заголовок 1, Заголовок 2, …, Заголовок 9) и стиль Обычный удалять запрещено.

Копирование стилей из документа или шаблона

После создания стиля или изменения стиля в документе можно скопировать его в шаблон, чтобы новый стиль стал доступен и для любого другого документа, который будет создаваться на основе этого шаблона. Это можно сделать одним из следующих способов:

  •  При изменении или создании стиля с помощью диалоговых окон можно установить флажок Добавить в шаблон. Если это сделано, изменённый или вновь созданный стиль будет скопирован в шаблон документа и доступен для всех документов, которые в дальнейшем будут создаваться на основе этого шаблона. При сброшенном флажке изменённый стиль будет доступен только в текущем документе.
  •  Выбрав формат символа в диалоговых окнах Шрифт или Язык, можно нажать кнопку По умолчанию, а затем кнопку Да в ответ на запрос Word. Формат символов и язык хранятся в шаблоне документа и относятся к стилю Обычный.
  •  Для копирования стиля или группы стилей из любого документа или шаблона в любой другой документ или шаблон можно воспользоваться инструментом Организатор.

Применение инструмента Организатор

  1.  Выберите команду Сервис | Шаблоны и надстройки и нажмите кнопку Организатор. На экран будет выведено одноименное диалоговое окно.

  1.  В списке слева отображаются стили, используемые в текущем документе или подключенном к нему шаблоне. В списке справа (по умолчанию) будут отображены стили, используемые в шаблоне Нормальный.

  1.  Закройте открытый по умолчанию шаблон документа кнопкой Закрыть файл, а затем нажмите её опять (название кнопки изменится – теперь она будет называться Открыть файл). В результате откроется знакомое вам окно Открытие документа, с помощью которого откройте файл нужного документа или шаблона.
  2.  В диалоге «Организатор» выделите стили, которые нужно копировать, и скопируйте их в ваш документ. (Для выделения нескольких рядом стоящих стилей нажимайте SHIFT, а отдельно стоящих стилей - CTRL).

Примечание. Оперативно просмотреть, какие стили применены по отношению к каждому абзацу документа, позволяют режимы просмотра  Обычный или Структура (меню Вид). Однако предварительно нужно задать размер полосы стилей. Для этого следует открыть диалоговое окно команды Параметры меню Сервис и в правом нижнем углу вкладки Вид в поле Ширина полосы стилей установить размер полосы (2-3 см). Эта полоса будет расположена слева от текста и заполнена названиями стилей абзацев текущего документа.

Автоматическое создание оглавления документа

При правильном форматировании документа и применении стилей для заголовков различного уровня Microsoft Word позволяет создавать оглавление автоматически. Для этого установите курсор  в то место, где должно поместиться оглавление, и выполните следующие действия. Выберите команду Вставка | Ссылка | Оглавление и указатели. Перейдите на вкладку Оглавление, из предложенного списка Вид выберите подходящее оформление. Задайте степень подробности оглавления с помощью поля Уровни. Например, можно включить в оглавление заголовки только первого уровня. Для большей подробности можно включить заголовки и более низких уровней.

С помощью кнопок Параметры и Изменить можно изменить   шаблон оформления оглавления (тип шрифта, размер, нумерацию и т.п.).

Для обновления оглавления при редактировании документа следует  нажать клавишу F9 или выбрать команду Обновить поле в контекстном меню оглавления (контекстное меню открывается нажатием правой клавиши мыши; указатель мыши при этом должен находиться на оглавлении).  Диалоговое окно Обновление оглавления позволяет обновить либо только номера страниц, либо оглавление целиком, включая названия глав и параграфов.

 

Работа с документом в режиме структуры 

Применение встроенных стилей заголовков (Заголовок 1, Заголовок 2, Заголовок 3…) помимо правильного создания оглавления позволит вам просматривать документ в режиме структуры, а также быстро перемещаться по документу в режиме Схема документа.

Используя режим структуры, несложно перестроить документ. Этот режим показывает только заголовки документа, поэтому нет необходимости просматривать весь документ, а вместо этого работать сразу с разделами. При переходе в режим структуры (команда Вид | Структура) документ изменит вид, и отобразится панель инструментов Структура. Панель включает кнопки, щёлкая на которых, можно менять уровень заголовков, повышать или понижать уровень заголовков и перемещать заголовки вместе с их разделами в пределах документа. Символы (структурные маркеры) указывают уровень заголовка или абзаца в структуре документа. Изменить уровень заголовка и всех его подзаголовков можно также перетаскиванием структурного маркера: налево – для повышения, направо – для понижения. А быстрое перемещение абзацев вверх или вниз выполняется с помощью перетаскивания структурных маркеров по вертикали. Для обновления оглавления можно воспользоваться кнопкой Обновить оглавление на панели инструментов Структура.

Для быстрого просмотра документа Word предоставляет режим Схема документа. В этом режиме в левой части окна Word появляется специальная панель, отображающая структуру заголовков документа. Для перехода к конкретному заголовку документа достаточно сделать щелчок на его названии на панели схемы документа. Для перехода к схеме документа выберите команду Вид | Схема документа.

Вставка колонтитулов

Колонтитулы – постоянная информация (текст, графика, номера страниц, дата, время и т.п.), размещаемая в полях печатного документа.

Для формирования и редактирования колонтитулов используется команда  Вид | Колонтитулы. При запуске этой команды откроется панель инструментов Колонтитулы (рис. 6.2), которая содержит кнопки для вставки текущей даты и времени, номеров страниц и т.д.

Рис. 6.2. Панель инструментов Колонтитулы

Курсор устанавливается в верхний колонтитул, а текст документа становится бледным. В поле колонтитула можно ввести текст, который отразится в колонтитулах на всех страницах документа. Можно задать разные колонтитулы для чётных и нечётных страниц документа, а также для первой страницы документа (это делается с помощью диалогового окна Параметры страницы,      см. п. 3.2.1).

Для того чтобы задать разные колонтитулы в различных частях документа, нужно разбить документ на разделы с помощью команды Разрыв из меню Вставка. Затем в каждом разделе создать свои колонтитулы.

Для того чтобы завершить редактирование колонтитулов и вернуться  к редактированию текста документа, нужно закрыть панель инструментов Колонтитулы или просто дважды щелкнуть мышью на поле документа.

Автоматическая нумерация страниц

Номера страниц размещаются в колонтитулах, поэтому можно воспользоваться соответствующей кнопкой панели инструментов Колонтитулы . Однако удобнее пользоваться командой Вставка | Номера страниц. В открывшемся диалоговом окне Номера страниц (рис. 3.3) вы имеете возможность выбрать расположение номера страницы, начать нумерацию страниц не с 1, а с любого  другого номера (кнопка Формат), это бывает необходимо, если части вашего большого документа сохраняются в разных файлах.  

Рис. 3.3. Диалоговое окно Номера страниц

Если требуется убрать нумерацию с первой страницы документа, снимите флажок Номер на первой странице.

Примечание. Если необходимо перейти на следующую страницу документа, не заполнив до конца текущую страницу, не следует  вставлять пустые строки (много раз нажимать клавишу Enter). Нужно воспользоваться командой Вставка | Разрыв. В открывшемся диалоговом окне установите переключатель Начать новую страницу.

Создание сносок

Word существенно облегчает создание обычных и концевых сносок. Текст обычной сноски помещается внизу страницы, где содержится знак сноски, а текст концевой сноски обычно помещается в конце документа. Для добавления обычной или концевой сноски установите курсор в том месте документа, где требуется вставить знак сноски и выберите команду  Вставка | Ссылка | Сноска. Откроется диалоговое окно Сноски (рис. 3.4). В диалоговом окне установите необходимый переключатель и определите место, где эта сноска должна появиться. В области Формат определите формат сноски (установите тип знака или символа, его начальное значение, чтобы назначить свой знак, введите его в текстовое поле другой или воспользуйтесь диалоговым окном Символ). Нажмите кнопку Вставить. Знак сноски будет вставлен внутри основного текста, а курсор установится в место фактического ввода текста вставки. Введите текст сноски.

Если позднее текст сноски надо отредактировать ил посмотреть, сделайте двойной щелчок на знаке сноски. Чтобы удалить сноску, выделите её знак и нажмите клавишу Delete. Будут удалены и знак сноски, и её текст.

Шаблоны и мастера

Создание документов с помощью шаблонов и мастеров

Для облегчения работы Word предоставляет возможность создавать новые документы на основе шаблонов или с использованием мастеров (меню Файл | Создать | раздел Шаблоны). Для создания документа на основе одного из шаблонов, имеющихся на вашем компьютере, выберите команду На моем компьютере, после чего откроется диалоговое окно Шаблоны (рис. 3.2). Чтобы воспользоваться дополнительными шаблонами, используйте команду Шаблоны на моих веб-узлах или Шаблоны на Microsoft.com.

Шаблоны и мастера являются мощными и удобными средствами быстрого  создания  документов.

Шаблоны представляют собой образцы документов, включающие в себя соответствующие элементы форматирования и/или текст. Microsoft Word содержит большой набор шаблонов для создания стандартных документов типа:

  •  служебные записки;
  •  отчеты или деловые письма;
  •  факс-сообщения и т.п.

Если вы решили создать новый документ на основе шаблона, то Microsoft Word предоставит вам «заготовку» с заранее подготовленными полями, форматированием, графикой. Внесите в нее необходимые изменения, а затем сохраните  как документ.  

Рис. 3.2. Вкладка Письма и факсы диалогового окна Шаблоны

Мастера – это «усовершенствованные» шаблоны, использующие систему вопросов и ответов. Работая с мастером, вы должны пройти через ряд диалоговых окон, отвечая на вопросы и выбирая соответствующие параметры.

 

Таким образом, шаблон помогает вам создать внешнее оформление документа (дизайн), а мастер, кроме того, автоматизирует и сам процесс создания документа.

Создание шаблонов

Процедура создания шаблона аналогична процедуре создания нового документа. Для создания шаблона выполните следующие действия:

  1.  Выберите команду Файл | Создать.
  2.  В области задач Создание документа выберите команду Общие шаблоны в разделе Создание с помощью шаблона.
  3.  В диалоговом окне Шаблоны установите переключатель шаблон в разделе Создать.
  4.  В диалоговом окне Шаблоны выберите один из существующих шаблонов в качестве основы для создания нового и нажмите ОК.
  5.  Введите текст и рисунки, отредактируйте и отформатируйте шаблон теми же методами, что и при создании документа. В шаблоне можно определить параметры страницы (поля, размер бумаги и т.д.), стили. Можно ввести также элементы автотекста, настройки меню и панелей инструментов, определение сочетаний клавиш, макросы (убедитесь, что эти элементы будут сохранены в создаваемом шаблоне, а не в шаблоне Normal.dot).
  6.  Выберите команду Файл | Сохранить или нажмите кнопку Сохранить на панели инструментов. Когда шаблон сохраняется в первый раз, Word автоматически предлагает для сохранения шаблона текущую папку Шаблоны, однако вы можете сохранить свой шаблон и в любой другой папке.

Примечание. Можно создать шаблон на основе существующего документа. Для этого выберите команду Выбор документа в разделе Создание из имеющегося документа. В открывшемся диалоговом окне Создание из имеющегося документа выберите подходящий для создания шаблона документ и нажмите кнопку Создать новый. При первом после редактирования сохранении нового документа убедитесь, что в раскрывающемся списке Тип файла выбран элемент Шаблон документа (*.dot).

Макросы

Если какая-либо задача часто выполняется в Microsoft Word, ее выполнение можно автоматизировать с помощью макроса. Макрос – это набор команд и инструкций, выполняемых как одна команда. Макросы используются для
следующих целей: для ускорения часто выполняемых операций редактирования или форматирования; для объединения нескольких команд (например, для вставки таблицы с указанными размерами и границами и определенным числом строк и столбцов); для упрощения доступа к параметрам в диалоговых окнах, для автоматизации обработки сложных последовательных действий в задачах.

Для создания макроса в Microsoft Word существует два метода:

  •  использование средства для записи макросов;  
    •  прямое программирование в редакторе Visual Basic.

Запись макросов

В Microsoft Word средство записи макросов работает как магнитофон. С его помощью записываются нажатия клавиш и  кнопок мыши, которые переводятся макросом в код Microsoft Visual Basic для приложений.

При записи нового макроса допускается применение мыши только для выбора команд и параметров (в меню, на панели инструментов).

Для записи такого действия, как выделение текста, необходимо использовать клавиатуру. Например, с помощью клавиши F8 можно выделить текст, а с помощью клавиши END – переместить курсор в конец строки.

Макросы могут хранится в шаблонах и документах. По умолчанию, макросы хранятся в шаблоне Normal.dot, чтобы они были доступны всем документам Word.  Если макрос будет использоваться только в одном документе, сохраните его в документе.

Отдельные макросы в документе хранятся в проектах макросов, которые можно копировать из одного документа в другой. Для записи макроса:

  1.  Продумайте последовательность действий, которые войдут в макрос.
  2.  Выберите команду Макрос в меню Сервис, а затем – команду Начать запись.

  1.  В поле Имя макроса введите имя нового макроса.
  2.  Выберите в поле Макрос доступен для шаблон или документ, в котором будет храниться макрос.
  3.  При желании введите краткое описание макроса в поле Описание.

Советы по записи макросов

Перед записью макроса запланируйте заранее шаги и команды, которые он должен выполнить.

Если при записи будет допущена ошибка, то в макросе также запишутся все исправления. Ненужные инструкции можно будет убрать позже путем редактирования макроса.

Перед использованием макроса, записанного в другом документе, убедитесь, что он не зависит от содержимого этого документа.

Если некоторый макрос используется особенно часто, назначьте ему кнопку панели инструментов, команду меню или сочетание клавиш. Это позволит быстро вызывать макрос без открытия диалогового окна Макросы.

Постарайтесь предусмотреть все сообщения Microsoft Word, которые могут приостановить действие макроса.  Например: если макрос вызывает команду Найти или Заменить (меню Правка), нажмите кнопку Больше на вкладке Найти или Заменить, а затем выберите параметр Везде в списке Направление. Если макрос выполняет поиск только вперед или назад, то по достижении конца или начала документа Word приостановит выполнение макроса и предложит продолжить поиск в оставшейся части документа.

Выполнение макроса

  •  Выберите команду Макрос в меню Сервис, а затем — команду Макросы.
  •  Выберите имя макроса, который требуется выполнить, в списке Имя.
  •  Если нужного макроса нет в списке, выберите в поле Макросы из другой список макросов.
  •  Нажмите кнопку Выполнить.

Или вызывайте макрос с помощью назначенного сочетания клавиш.

Изменение макроса

  •  Откройте макрос в редакторе Visual Basic и внесите необходимые исправления, удалите ненужные действия или добавьте инструкции, которые нельзя записать обычным способом.
  •  Выберите команду Макрос в меню Сервис, а затем — команду Макросы.
  •  Выберите имя макроса, который требуется отредактировать, в списке Имя.
  •  Если имени нужного макроса нет в списке, выберите в поле Макросы из другой список макросов.
  •  Нажмите кнопку Изменить.

Удаление отдельного макроса

  •  В меню Сервис выберите команду Макрос, а затем – команду Макросы.
  •  Выберите имя макроса, который требуется удалить, в списке Имя. 
  •  Если нужного макроса нет в списке, выберите другой документ или шаблон в списке Макросы из.
  •  Нажмите кнопку Удалить.

Удаление проектов макросов

  •  В меню Сервис выберите команду Макрос, а затем — команду Макросы.
    •  Нажмите кнопку Организатор.
    •  На вкладке Макросы выберите проект макроса, который требуется удалить из какого-либо списка, а затем нажмите кнопку Удалить.

Проекты макросов, которые используются в активном документе, выводятся в списке слева, а проекты макросов в шаблоне Normal.dot – в списке справа.

Вопросы для самопроверки

  1.  Что такое стиль? Какие стандартные стили вы знаете и как их применить?
  2.  Как создать собственный стиль?
  3.  В каких случаях используется колонтитулы?
  4.  Как создать автоматическое оглавление документа?
  5.  Для чего используются разделы в документе?
  6.  В чем преимущества использования шаблонов и мастеров?
  7.  Для чего нужны макросы?
  8.  Какие средства для создания макросов имеются в MS Word?
  9.  Как правильно записать макрос?

PAGE  1


Стили абзацев

Стиль символа

Стиль списка

Стиль таблицы

Записанные комбинации форматов

озданный стиль

Рис. 3.1. Область задач Стили и форматирование

Добавить

число страниц

Формат

номера страницы

Основной текст

Переход к предыдущему

Переход к следующему

Номер страницы

Дата

Время

Как в предыдущем

Верхний / нижний колонтитул

Рис. 3.4. Диалоговое окно Сноски


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56262. Сучасний урок української мови в школі. Навчально-методичний посібник для студентів педагогічних університетів і вчителів 1.79 MB
  Сучасний урок української мови в школі. Урок як основна форма організації навчальної діяльності учнів з української мови. Мета уроку української мови як системне утворення та шляхи її реалізації. Мотиваційне забезпечення навчальної діяльності на уроках української мови.
56263. Спектакль «Суд над Ядерною Енергією» 71.5 KB
  Вступне слово. Сьогодні завершується тиждень безпеки життєдіяльності. І ми зібралися з вами на останньому заході, що проводиться в рамках цього тижня й присвяченій найбільшій та найстрашнішій загрозі для всього людства – використанню ядерної енергії.
56265. Сума кутів трикутника 50 KB
  Обладнання: набір креслярського приладдя; таблиця Сума кутів трикутникамультимедійний проектор комп’ютеркомп’ютерна презентація. Учитель ставить проблему: що учні знають про кути трикутника Один з варіантів відповіді...
56266. Summer Holidays Suggested level – A1+ elementary 7.04 MB
  Мета: Тренувати учнів в усному мовлені, письмі та роботі з комп’ютером. Розвивати память, здогадливість та самостійність у праці. Учити учнів вести дискусію про відпочинок під час літніх канікул. Підготувати до оформлення паспорту ”Holiday Passport”.
56267. Strategies and Techniques for Teaching Speaking 152.5 KB
  In the communicative model of language teaching, instructors help their students develop this body of knowledge by providing authentic practice that prepares students for real-life communication situations.
56268. Лінійка «Сумщина - мій рідний край» 456 KB
  Мета. Поглибити знання про природно-заповідні території та архітектуру Сумщини; ознайомити з видами рослин, тварин, які підлягають охороні; виховувати любов до рідного краю та її збереження
56269. Судовий процес: Українська мова проти Суржику 50 KB
  Суржик потерпілі Українська мова учні 5го класу свідки Фонетика Лексикологія Синтаксис Пунктуація Прокурор: Суржику ви звинувачуєтесь у: заговорі проти Української мови; підбурюванні учнів до спілкування суржиком використання просторічних та жаргонних слів у мовленні;...
56270. ФОРМИ РЕЛЬЄФУ СУШІ 90.5 KB
  Учнівські компетенції: знати основні форми рельєфу суші; фактори впливу на зміни рельєфу; як виміряти висоту пагорба уміти визначити форми рельєфу по фізичній карті й позначати на контурній карті.