7793

Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского

Доклад

Педагогика и дидактика

Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского О роли воспитания, его целях и задачах Взгляды Коменского на ребенка, его развитие и воспитание коренным образом отличались от средневековых представлений. Вслед за гуманистами эпохи Возрожде...

Русский

2013-01-28

36 KB

24 чел.

Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского

О роли воспитания, его целях и задачах

Взгляды Коменского на ребенка, его развитие и воспитание коренным образом отличались от средневековых представлений. Вслед за гуманистами эпохи Возрождения Коменский отвергал религиозные измышления о греховности природы человека, хотя и не освободился еще от влияния религии. Коменский верил в огромную роль воспитания в развитии человека и утверждал, что благодаря воспитанию “из всякого ребенка можно сделать человека”, что все дети при умелом "к ним педагогическом подходе могут стать воспитанными и образованными.
Взгляды Коменского на ребенка как на существо развивающееся, его вера в силу и возможности воспитания были прогрессивными, это подтверждено историей.
Полагал необходимым с ранних лет планомерно развивать в детях все их физические и духовные силы, помогать им постоянно совершенствоваться.
Принцип природосообразности воспитания
Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть
природосообразным. Великий педагог призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Коменский считал его частью природы и утверждал, что все в природе, включая и человека, подчинено единым и универсальным законам. Природосообразным, по Коменскому, является только такое обучение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей.
Всеобщее обучение
Считая, что все дети способны воспринять знания, Коменский хотел “учить всех всему”. Он требовал всеобщего обучения, которое должно распространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек: все должны получать образование, “вплоть до ремесленников, мужиков, носильщиков и женщин". Коменский полагал, что школа должна давать детям всестороннее образование, которое развивало бы их ум, нравственность, чувства и волю.

Система школ. Содержание образования
Он определил четыре периода в развитии человека: детство, отрочество, юность, возмужалость; каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школа.
В те времена, когда обучение велось еще на латинском языке, весьма прогрессивным было требование Коменского сделать начальную школу школой родного языка. Великий педагог руководствовался при этом демократическим стремлением сделать науку доступной народу. Значительно расширял Коменский и круг знаний, которые давала современная ему средняя школа. Сохраняя латинский язык и “семь свободных наук”, Коменский вводил в курс гимназии физику (естествознание), географию и историю.
Дидактические требования
Он в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл
принцип наглядности. Он первый стал понимать наглядность не только- как зрительное восприятие вещей и явлений, но и как восприятие их с привлечением всех органов чувств.
Великий чешский педагог установил «золотое правило дидактики». Принцип наглядности следует осуществлять путем непосредственного ознакомления детей с предметами. Непременным условием усвоения учащимися материала Коменский считал наличие у них интереса и внимания к учению. Он предлагал всеми средствами возбуждать в учениках жажду знаний и давал по этому вопросу ряд конкретных указаний.

Внимания уделял Коменский последовательности обучения. Занятия, по его мнению, должны быть построены таким образом, чтобы “предшествующее пролагало путь к последующему”, т. е. новый материал должен быть преподнесен лишь после того, как усвоен предыдущий, а изучение нового должно в свою очередь содействовать закреплению предыдущего.
Коменский впервые обосновал
необходимость классно-урочной системы занятий, при которой один учитель одновременно работает со всем классом по определенному учебному материалу. Учение Коменского о материнской школе
Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания.
Для детей от рождения до 6 лет он предназначал
материнскую школу, под которой подразумевал не общественное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Материнской! школе Коменский посвятил большую главу своей “Великой дидактики и специальное сочинение под названием “Материнская школа”.
В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребенка развиваются постепенно. Он не мог еще в то время подробно раскрыть возрастные особенности детей, но ценно, что пред-дошкольный и дошкольный возрасты не представляются ему чем-то единым. Наряду с требованием учитывать возрастные особенности детей Коменский предлагал считаться и с их индивидуальными различиями. Игру Коменский справедливо рассматривал как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, направляя их в правильное русло.

Наставления Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу, но отдельные его указания относительно задач и средств нравственного воспитания были новыми для того времени и весьма положительными. Так, Коменский советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почтительность к старшим. Средствами нравственного воспитания Коменский считал разумные наставления и упражнения детей в положительных, с точки зрения нравственности, поступках, а также положительный пример взрослых. В то время как в практике семенного воспитания широко применялись физические наказания, он предлагал воздействовать на детей в случае их дурного поведения или проступка прежде всего увещанием и порицанием, прибегая к наказаниям лишь в самых крайних случаях.
В области умственного воспитания Коменский ставил перед материнской школой задачу способствовать накоплению детьми с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений об окружающем мире, развивать их мышление и речь, с тем чтобы подготовить их к дальнейшему систематическому обучению в школе. В программу материнской школы Коменский включал также ознакомление детей с явлениями общественной жизни: в доступной для их понимания форме им следует сообщать некоторые сведения из истории, экономики, политики. Он полагал, что ребенку нужно знать, что произошло вчера, сегодня, в прошлом году; знать, кто составляет его семью; иметь представление о различных должностных лицах.
Коменский считал, что в материнской школе нужно не только учить детей “знать”, но и “действовать и говорить”. Он выделил те умения, которые должен последовательно, год за годом, приобрести ребенок.
Очень ценны указания Коменского по развитию речи у детей. Коменский уделял много внимания подготовке детей к школе родного языка. Он рекомендовал родителям заблаговременно возбуждать у ребенка любовь и интерес к школе, высоко поднимать в его глазах авторитет будущего учителя. С этой целью он советовал разъяснять детям, как важно учиться в школе, расположить их к учителю, познакомив с ним еще до начала занятий.
Учение Коменского о материнской школе представляет собой первую попытку создать теорию и методику дошкольного воспитания, определить его цели, содержание, основные средства и методы, предложить тщательно продуманную и четко организованную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями,
Великий славянский педагог выдвинул и обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Обобщив передовой для той эпохи опыт воспитания и обучения, опираясь на последние научные данные, Коменский впервые научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30518. Ключи криптосистемы. Жизненный цикл ключей. Требования к обеспечению безопасности жизненного цикла ключей. Управление ключами в криптографических системах 34.39 KB
  Методы разграничения доступа: Разграничение доступа по спискам; Использование матрицы установления полномочий; Разграничение доступа по уровням секретности и категориям; Парольное разграничение доступа.; управление сроком действия паролей их периодическая смена; ограничение доступа к файлу паролей; ограничение числа неудачных попыток входа в систему это затруднит применение метода грубой силы ; обучение пользователей; использование программных генераторов паролей такая программа основываясь на несложных правилах может...
30519. Технологии обеспечения безопасности корпоративной сети с использованием оборудования 2-го уровня модели OSI 228.33 KB
  VLN Virtul Loclre Network это одна из функций Fst Ethernet. VLN позволяет изменять конфигурацию сети объединять пользователей в отдельные рабочие группы определять доступные сегменты для отдельно взятого порта. VLN дает возможность значительно оптимизировать работу локальной сети за счет разгрузки отдельных ее сегментов от лишнего трафика. С помощью VLN можно еще контролировать и эффективно подавлять широковещательные штормы которые в больших сетях иногда останавливают работу целых сегментов.
30520. Технологии обеспечения безопасности корпоративной сети с использованием оборудования 3-го уровня модели OSI 53.73 KB
  Метод анализа на лету заключается в мониторинге сетевого трафика в реальном или близком к реальному времени и использовании соответствующих алгоритмов обнаружения. Системы обнаружения атакIntrusion Detection Systems IDSs анализирует трафик поступающий на нее на соответствие сигнатурам в случае соответствия трафика сигнатуре оповещает администраторов по безопасности о наличии совпадения. Обычно на IDS поступает копия трафика который необходимо анализировать то есть IDS не ставят в разрез соединению это достигается...
30521. Средства обеспечения защиты данных от несанкционированного доступа, средства идентификации и аутентификации объектов БД, языковые средства разграничения доступа, организация аудита в системах БД. Задачи и средства администратора безопасности БД 32.18 KB
  В современных условиях любая деятельность сопряжена с оперированием большими объемами информации, которое производится широким кругом лиц. Защита данных от несанкционированного доступа является одной из приоритетных задач при проектировании любой информационной системы. Следствием возросшего в последнее время значения информации стали высокие требования к конфиденциальности данных. Системы управления базами данных, в особенности реляционные СУБД
30522. Основные понятия защиты информации (субъекты, объекты, доступ, граф доступов, информационные потоки). Постановка задачи построения защищенной автоматизированной системы (АС). Ценность информации 50.99 KB
  Ценность информации. Доска Пример матрицы доступа дискреционная модель защиты Выступление Основные понятия защиты информации. В связи с развивающимся процессом информатизации общества все большие объемы информации накапливаются хранятся и обрабатываются в автоматизированных системах построенных на основе современных средств вычислительной техники и связи.
30523. Модель системы безопасности HRU. Основные положения модели. Теорема об алгоритмической неразрешимости проблемы безопасности в произвольной системе 111.25 KB
  Теорема об алгоритмической неразрешимости проблемы безопасности в произвольной системе На доске множество исходных объектов O o1 o2 oM ; множество исходных субъектов S s1 s2 sN при этом S ⊆ O множество прав доступа субъектов к объектам R матрицей доступа каждая ячейка которой специфицирует права доступа к объектам из конечного набора прав доступа R r1 r2 rK т . Классическая Дискреционная модель реализует произвольное управление...
30524. Основні культурологічні теорії 143 KB
  Історичні науки вивчають процеси становлення і розвитку конкретних народів в їх безпосередній реальності, в хронологічній послідовності подій, вказуючи на конкретні форми міжрегіональної взаємодії.
30526. Модель Белла - Ла-Падулы 97 KB
  Устная часть Основным положением политики безопасности является назначение всем участникам процесса обработки защищаемой информации и документам в которых она содержится специальной метки секретно совершенно секретно и т. Такая метка называется уровнем безопасности. Все уровни безопасности упорядочиваются с помощью установленного отношения доминирования. Контроль доступа осуществляется в зависимости от уровней безопасности взаимодействующих сторон на основании двух правил: 1.