77934

УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДЕФЕКТОСКОПИЯ

Лекция

Производство и промышленные технологии

Обычно дефекты в виде неоднородности среды превышают по размерам длину волны колебания. Наиболее распространены шесть методов УЗ контроля: Импульсный эхометод состоит в анализе отраженной волны короткого импульса УЗ. Характеристика направленности определяется интерференцией волны от разных точек излучателя и описывается функцией SIN X X с аргументом зависящим от соотношений линейного размера излучателя и длины волны колебания. Скорость распространения волны: C = где K модуль всестороннего сжатия RO плотность.

Русский

2015-02-05

22.5 KB

2 чел.

Л.3 УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДЕФЕКТОСКОПИЯ

Контроль изделий, основанный на анализе распространения в них механических колебаний ультразвуковой частоты, называется ультразвуковым (УЗ). Обычно дефекты в виде неоднородности среды превышают по размерам длину волны колебания. Наиболее распространены шесть методов УЗ контроля:

Импульсный эхо-метод состоит в анализе отраженной волны короткого импульса УЗ. Расположение дефекта определяются по времени прохождения колебаний до дефекта и обратно, его размеры по амплитуде отраженного сигнала.

Теневой метод состоит в фиксации ослабления УЗ луча при его прохождении через дефектную зону. Достоинством метода является простота и способность выявлять дефекты с нерезкими краями, недостаток - обязательная установка одного из датчиков на обратной стороне изделия.

Зеркально - теневой метод отличается от теневого тем, что УЗ луч отражается от нижней поверхности изделия, что позволяет оба датчика расположить сверху.

Эхо - зеркальный метод основан на сравнении импульсов, отраженных от дефекта диффузно и зеркально (последний контролируют после отражения от нижней поверхности).

Эхо-теневой метод представляет собой комбинацию первых двух методов для реализации их преимуществ.

Дельта - метод основан на контроле рассеянния излучения, направленного вдоль изделия, при встрече с дефектом. Позволяет определить размеры и конфигурацию дефекта в плане при перемещении приемника излучения по поверхности над дефектом.

1. УЗ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ

Акустические колебания для дефектоскопии в материале обычно возбуждают при помощи пьезоэлектрических преобразователей, которые обратимы, то есть могут работать как источником, так и приемником колебаний. В качестве пьезоматериалов получили распространение титанат бария (ТБК) и цирконат - титанат свинца (ЦТС). Технические характеристики материалов сведены в таблицу:

Материал

Скорость звука  км/с

Плотность т/м3

Диэлек- трическая постоянная

Пьезо модуль пКл/Н

Т Кюри С.

Кварц

5.74

2.65

4.5

2.3

570

Сегнетова соль

3.08

1.77

70

54

25

ТБК-3

4.7

5.3

1200

190

105

ЦТС-19

3.3

1525

7

200

290

ЦТБС-1

3.2

7.1

3750

470

438

ЦТБС-2

3.3

7.1

1000

300

500

Преобразователи выполняют в виде пластины, которую возбуждают по толщине, подавая напряжение до тысячи вольт на напыленные электроды. Как любое упругое тело, преобразователь имеет собственную резонансную частоту, на которой колебания энергетически выгодны. Для эффективного излучения надо, чтобы волна с любой из поверхностей совпадала по фазе с волной, отраженной от другой ее поверхности. Кроме того, электроды образуют электрическую емкость, которая для эффективной передачи электрической энергии должна образовывать колебательный контур вместе с трансформатором связи. Совмещение всех этих частот обеспечивает максимальную передачу энергии как при излучении, так и при приеме излучения.

Мощность излучения лимитируется механической прочностью (для импульсных преобразователей) и максимальной рабочей температурой (при непрерывной работе).

Преобразователи формируют волну, которая распространяется перпендикулярно поверхности. Характеристика направленности определяется интерференцией волны от разных точек излучателя и описывается функцией SIN (X) / X с аргументом, зависящим от соотношений линейного размера излучателя и длины волны колебания.

Для уменьшения добротности собственных механических колебаний применяют демпфирование вязким материалом нерабочей стороны преобразователя.

Введение колебаний под углом к поверхности материала достигается при помощи призмы, находящейся между материалом и преобразователем. Большая разница в скоростях распространения дает большой коэффициент преломления, что позволяет направлять луч почти вдоль поверхности. Отраженный от границы раздела луч гасится при большом коэффициенте затухания призмы, этому же служат специальные ловушки в призме, куда направляют отраженный луч.

Для уменьшения потерь энергии, когда луч проходит из призмы в контролируемое изделие, используют жидкостную прослойку, создаваемую специальной эмульсией (иммерсионной жидкостью), хотя наличие жидкой прослойки во многих случаях создает препятствия применению акустических методов.

Акустические характеристики некоторых материалов

Материал

Плотность т/м3

Скорость звука км/с

прод.  попер

Коэффициент затухания 1/см

Модуль упругости Па*1010

Алюминий

2.7

6.26

3.08

0.05

7

Титан

4.5

6.00

3.50

-

16

Вольфрам

19.1

5.46

2.87

-

40

Сталь

7.8

5.85

3.25

0.08

20

Медь

8.9

4.7

2.26

0.044

10

Плексиглас

1.18

2.67

1.12

0.45

Воздух

0.0013

0.33

-

1

-

Вода

1.0

1.49

-

0.001

2. АКУСТИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ В ТВЕРДЫХ ТЕЛАХ

В зависимости от материала, формы детали и возбуждения может быть более десятка различных типов колебаний. Для дефектоскопии наибольшее значение имеют четыре:

1. Продольная волна растяжения - сжатия в жидкости и газе, распространяемая колебательными движениями среды в направлении распространения против силы упругости. Скорость распространения волны:

C =   где KA - модуль всестороннего сжатия, RO - плотность.

2. Продольные волны в твердых телах - аналогичные волны со скоростью:

CL =  ( где NI - коэффициент Пуассона (для металлов NI = 0.3)

3. Поперечные волны, возможны только в твердых телах, скорость их распространения:

CT = 0.55 * CL

4. Волны Рэлея - поверхностные волны, распространяющиеся в поверхностном слое толщиной до длины волны со скоростью:

CS = 0.93 * CL

Когда волна на пути своего распространения встречает какую-либо неоднородность, она претерпевает изменения, иногда все сразу, хотя в зависимости от конкретных условий обычно превалирует один из эффектов:

Преобразование в другой тип волны, полностью или частично.

Изменение направления фронта волны при косом падении на участок с другой скоростью распространения (преломление). Одновременно часть волны отражается в зеркальном направлении. Это происходит, если граница плоская и велика по сравнению с длиной волны.

При значительном количестве разнонаправленных участков границ раздела отраженные и преломленные волны разбегаются во все стороны и волна теряет свою направленность. Такая ситуация носит название диффузного рассеяния.

Если границы участков неоднородностей малы по сравнению с длиной волны, то волна "обтекает" препятствие, практически не искажаясь. Однако, если эти препятствия расположены компактной группой, то микроскопические искажения от каждого суммируются, а группа препятствий взаимодействует с волной как одно большое.

Предыдущий случай при условии, что малые препятствия расположены регулярно с дискретом, соизмеримым с длиной волны, микроскопические взаимодействия суммируются в одну общую дифракционную картину, которая существенно зависит от длины волны. Типичная иллюстрация этого случая: дифракционная решетка и рентгеноструктурный анализ (когда по распределению максимумов отражений рентгеновского луча от кристалла рассчитывают расположение атомов в кристаллической решетке).

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

Какие физические принципы возбуждения акустических колебаний в среде можно предложить ?

Какие частотно-зависимые процессы следует учитывать при анализе пьезоэлектрического преобразователя электрических колебаний в ультразвуковую волну? Нарисуйте зависимость коэффициента передачи от частоты для каждого из них. Какова будет результирующая частотная характеристика?

Перечислите все известные Вам причины потери чувствительности при ультрозвуковом контроле. Каковы способы избежать этого?

Перечислите возможные дефекты лазерных технологий. Укажите, какие эффекты при распространении акустической волны им свойственны. Какие методы контроля при этом действенны ? Подтвердите выводы числовыми данными по соотношению размеров дефекта и длины волны.

Какие стандартные образцы можно предложить для контроля чувствительности методов по предыдущему вопросу? Какие параметры методов при этом контролируются?

Объясните принцип ультрозвуковой голографии. Проанализируйте ее применимость для контроля лазерных технологий.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Волченко В. Н. Контроль качества сварных конструкций. -М.: Машиностроение, 1986. с. 62...99.

2. Приборы для неразрушающего контроля материалов и изделий. В 2-х книгах. Кн. 2 / Под ред. В. В. Клюева.-2-е изд., -М.: Машиностроение, 1986. с. 189...322.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33127. Первое занятие 22.5 KB
  Руководитель проверяет умеют ли они поворачиваться вправо влево затем выстраиваются друг за другом в большой круг и двигаются против часовой стрелки по ходу танца исполняя маршевый шаг. После руководитель подводит детей к станку объясняет как нужно стоять у него причем каждому ребенку отводится определенное место. Дети поворачиваются к станку спиной и руководитель показывает позиции ног: 123 позднее 5 и 6 и еще позже 4 она встречается редко. Руководитель напоминает дату следующего занятия и дети под марш выходят из зала.
33128. Планирование работы как творчества 24 KB
  Существует 2 вида планов: перспективный текущий Перспективный относительно тематические планы ритмики и готовые планы работы. Тематические планы составляются согласно программе утвержденной Министерством образования и зависят от направленности работы школы. Перспективные планы включают 3 раздела: организационная работа.
33129. Учет и оценка музыкально-ритмического воспитания 26 KB
  Проблема учета и оценки муз. Сложность учета обусловлена тем что любая муз. Учет может быть текущим и итоговым.
33130. Элементы белорусского народного танца 22 KB
  Затакт: и подскочить на низких полупальцах левой ноги сгибая в коленях правую ногу и поднимая ее ступней до середины икроножной мышцы опорной ноги. Такт 1 раз небольшой шаг на низкие полупальцы правой ноги вперед. и небольшой шаг на низкие полупальцы левой ноги вперед. два небольшой шаг на низкие полупальцы правой ноги вперед.
33131. Элементы классического тренажа 32.5 KB
  При выполнении плие необходимо соблюдать следующие требования: распределять тяжесть тела не только на обе ноги но и на обе ступни. При гран и деми плие нужно усиленно открывать колени нужна выворотность всей ноги. Тяжесть тела на обе ноги медленно и плавно сохраняя выворотность. Означает в танцевальной терминологии отведение и приведение ноги.
33132. Элементы русского танца 23.5 KB
  Русские танцы бывают быстрые и медленные хороводные смысловую нагрузку передают перестроениями поэтому все элементы простые. В быстрых русских танцах используются следующие элементы: веревочки исполняются на демиплие колени в стороны: простая синкопированная сложная двойная моталочка простая и сложная. Элементы мужского танца: присядки хлопушки.
33133. Украинский танец 27.5 KB
  В медленных танцах движения рук мягкие плавные широкие спокойные. В быстрых танцах движения рук самые разнообразные быстро сменяют положение и направление. В танцах мальчиков движения рук тоже широкие спокойные но более сильные чем у девочек. Движения корпуса и головы.
33134. Значение ритмики в работе с детским танцевальным коллективом 22.5 KB
  Упражнения из ритмики дают учащимся умение свободно но сознательно расширить движения во времени и пространстве в полном соответствии с поставленной танцевальной задачей правильно согласовывать движения с музыкой. Выработку навыков ориентации в пространстве можно начинать с простых упражнений ритмики построенных на фигурных перестроениях где каждый должен учитывать движения другого равнения в линиях колонках. Упражнения из ритмики целесообразно проводить в первой части тренажа.
33135. Значение тренажа 23.5 KB
  Больших успехов достигают те кто регулярно тренирует свое тело следующими упражнениями. Важно достигнуть правильности исполнения того или иного упражнения давая определенную нагрузку на мышцы суставы связки. Каждый урок может включать 89 упражнений построенных по принципу чередования: упражнения плавные мягкие чередуются с упражнениями быстрыми резкими; упражнения на вытянутых ногах с упражнениями на присогнутых ногах ит. Основу урока составляют приседания упражнения на развитие подвижности стопы маленькие броски круговые движения...