77965

Хроническая почечная недостаточность

Лекция

Медицина и ветеринария

ХПН не является самостоятельным заболеванием а представляет собой конечную фазу любого прогрессирующего заболевания почек. В норме в почках около 2 млн нефронов клинические проявления ХПН появляются тогда когда остается меньше 30 нефронов. При ХПН нарушается водный баланс развивается полиурия никтурия снижается относительная плотность мочи развивается изостенурия выделение мочи с монотонно низким удельным весом осмотическому давлению мочи = плазмы крови в полиурической фазе развиваются симптомы дегидратации.

Русский

2015-02-05

49 KB

5 чел.

Л № 4  Хроническая почечная недостаточность

ХПН – патологический симптомокомплекс, обусловленный резким уменьшением числа и функции нефронов, что приводит к нарушению секреторной и инкреторной функции почек, расстройству всех видов обмена веществ.

ХПН не является самостоятельным заболеванием, а представляет собой конечную фазу любого прогрессирующего заболевания почек.

В норме в почках около 2 млн нефронов, клинические проявления ХПН появляются тогда, когда остается меньше 30% нефронов.

Причины: пиелонефрит, хронический гломерулонефрит, МКБ, сахарный диабет, подагра, заболевания соединительной ткани (СКВ, РА) приводят к развитию вторично-сморщенной почки.

АГ приводит к развитию первично-сморщенной почки.

Патогенез: уменьшаются количество функционирующих нефронов и клубочковая фильтрация, нефроны замещаются соединительной тканью; в сохранившихся нефронах имеет место компенсаторная гиперфильтрация, что способствует их прогрессирующему поражению и усугублению структурных изменений.  Нарушается выделительная функция почек и  в организме задерживаются продукты белкового распада: мочевина, креатинин, мочевая кислота, фенол, индол, гуанидин, «средние молекулы». Они оказывают токсическое влияние на цнс и другие органы и ткани. «Уремические токсины» начинают выделяться через кожу и слизистые оболочки, что приводит к возникновению кожного зуда, поражению желудочно-кишечного тракта, перикардиту.

При ХПН нарушается водный баланс, развивается полиурия, никтурия, снижается относительная плотность мочи, развивается изостенурия (выделение мочи с монотонно низким удельным весом,  осмотическому давлению мочи = плазмы крови), в полиурической фазе развиваются симптомы дегидратации. В терминальной стадии количество мочи резко уменьшается. Нарушается электролитный баланс: часто развивается гиперкалиемия и гипокальциемия, метаболический ацидоз, анемия.

Маркеры ХПН – креатинин, мочевина, средние молекулы, мочевая кислота.

   Клиническая картина Вначале клиническая картина ХПН определяется основным заболеванием и  астеническим синдромом: слабость, утомляемость, сонливость, снижение слуха и вкуса. К ранним признакам хпн относится также полиурия и никтурия.

Выделяется моча с низким удельным весом (снижение концентрационной функции почек). У больного  появляется жажда, он выпивает большое количество жидкости.

   По мере прогрессирования хпн возникает дистрофический синдром: сухость и зуд кожи, атрофия мышц, резкое похудание.

Желудочно-кишечный синдром – отсутствие аппетита, сухость и горечь во рту, боль в эпигастрии, тошнота, рвота, понос, возможны желудочно-кишечные кровотечения

Сердечно-сосудистый синдром – выраженная артериальная гипертензия, одышка, боли в сердце, гипертрофия левого желудочка, приступы сердечной астмы, изменения ЭКГ, перикардит, отек легких.

Анемически - геморрагический синдром – анемия, лейкоцитоз, кровоточивость, носовые, желудочно-кишечные кровотечения.

Суставной синдром -  остеопороз и остеомаляция костей - боли в костях, суставах, позвоночнике.

    Поражение нервной системы проявляется головной болью, снижением памяти, могут быть галлюцинации, психозы, судороги.

Тяжелым осложнением почечной недостаточности является уремическая кома, которая характеризуется глубокой потерей сознания, отсутствием рефлексов на внешние раздражения и расстройством регуляции жизненно важных функций организма.

Синдром эндокринных нарушений (почки участвуют в метаболизме гормонов) – нарушение обмена вит D, вторичный гиперпаратиреоз обусловливают развитие костно-сустаного синдрома, у мужчин –гипогонадизм, импотенция, у женщин – нарушение менструального цикла.

Мочевой синдром – микрогематурия, протеинурия, изогипостенурия.

Классификация ХПН:

  •  Латентная стадия -  характеризуется отсутствием клинических проявлений хпн, выявляются лабораторные изменения.  
  •   Компенсированная – симптомы выражены незначительно. Компесация происходит за счет включения многих органов и систем (печень, кишечник, кожа), поэтому прогрессирующего роста азотемии нет.
  •  Интермиттирующая – удовлетворительное состояние больных часто сменяется резким ухудшением состояния, характерна обратимость клинико-лабораторных проявлений хпн, однако ухудшение состояния может затянуться на несколько недель и месяцев.
  •  Терминальная – характеризуется прогрессивным нарастанием уремии.

Лечение ХПН 

  1.  Лечение основного заболевания, приведшего к хпн, необходимо  проводить туалет кожи и слизистых 2-3 раза в день, чтобы предотвратить инфицирование и развитие пролежней. При уремических поносах больным назначают клизмы; промывания желудка.
  2.  Диета: стол 7-7б-7а (Н, Н1), ограничение потребления белка (мясо, яйца, молочные продукты).  Пища преимущественно углеводистая (пудинги, каши, овощное, фруктовое пюре). Жидкость по  диурезу, количество жидкости не должно превышать величину суточного диуреза за предыдущие сутки больше чем на 500 мл.
  3.  Противоазотемические средства – увеличивают выделение мочевины: хофитол, леспенефрил.
  4.  Сорбенты – адсорбируют на себе аммиак и другие токсичные вещества в кишечнике – карболен, белосорб.
  5.  Коррекция водно-электролитных нарушений и ацидоза.
  6.  Лечение анемии - препараты железа,
  7.   Антигипертензивные средств – фуросемид, в-адреноблокаторы, ингибиторы АПФ
  8.  Лечение инфекционных осложнений – цефалоспорины и пенициллины.

В терминальной стадии применяются гемодиализ и перитонеальный диализ, пересадку почки.

Гемодиализ «искусственная почка»- метод при котором в диализирующий раствор через синтетическую полупроницаемую мембрану происходит диффузия креатинина, мочевины, электролитов, накапливающихся в организме больного уремией.

Перитонеальный диализ – осуществляется путем введения в брюшную полость специального диализирующего раствора.

Показана пересадка почки, проводится в Беларуси с 1970 года.

Острая почечная недостаточность

Острая почечная недостаточность - это синдром, характеризующийся  внезапно развивающейся задержкой в крови азотистых продуктов, изменениями водно-электролитного баланса и кислотно-основного состояния в результате быстрого прекращения выделительной функции почек.

Этиология. К развитию ОПН приводят

  •  шоковая почка: (травмы, кардиогенный шок, инфекционно-токсический шок),
  •  токсическая почка (действие нефротропных ядов),
  •  сосудистая обструкция (эмболии, тромбозы),
  •  острая обструкция мочевыводящих путей (мочекаменная болезнь).

Патогенез. Основным механизмом развития ОПН является временная ишемия почек, преимущественно коркового вещества, обусловленная резким снижением АД и вследствие этого  почечного кровотока.  При ишемии паренхимы почек развиваются дистрофические, атрофические и даже некротические изменения канальцев. При синдроме длительного раздавливания отмечается поступление большого количества белка, что приводит вначале к дистрофии, а затем и к гибели канальцевого эпителия.

Клиническая картина. В клиническом течении ОПН выделяют 4 стадии:

1) начальную, когда на фоне действия этиологического фактора развивается коллапс, уменьшение диуреза, длительность этого периода 1 – 2 суток.

2) олигоанурии - в клинике преобладают явления почечной недостаточности -   тошнота, рвота, выделение малого количества мочи (олигурия или анурия), вялость, сонливость днем, бессонница ночью, коматозное состояние; из-за задержки натрия и воды  увеличивается масса тела, скопливается жидкость в серозных полостях, может быть отек легких, мозга. В связи с ацидозом иногда появляется дыхание Куссмауля.

Опасна гиперкалиемия, которая связана с внутрисосудистым гемолизом, разрушением тканей. Основные проявления: парестезии  (ощущения в виде ползания мурашек), иногда судороги, снижение АД. На ЭКГ гиперкалиемия проявляется нарушением проводимости, увеличением амплитуды зубца Т (высокий узкий), возможен подъем сегмента ST. Может развиться острый миокардит, фибринозный перикардит, пневмония, гастрит, колит.

Этот период длится 2-3 недели.

3) полиурии, когда диурез постепенно увеличивается до 2-5 л в сутки, этот

период длится 3-4 недели; канальцы восстанавливаются постепенно, сначала восстанавливается клубочковая фильтрация, реабсорбция воды и электролитов остается нарушенной, что приводит к водно-электролитным сдвигам.

4) выздоровления, начинается с момента нормализации диуреза и заканчивается при полном восстановлении основных функций почек, от 6 месяцев до 2 лет. В период восстановления отмечается регенерация канальцев почек. Она продолжается от 6 до 12 мес, поэтому больные наблюдаются не менее года.

Лечение. 

  •  госпитализировать в нефрологическое или реанимационное отделение, имеющее аппарат «искусственная почка». Сеансы гемодиализа проводят ежедневно или через день по 2 - 4 часа вплоть до развития периода полиурии. Устранение основного фактора, вызвавшего опн.
  •   постельный режим,
  •  стол №7 (Н1), жидкость до 500 мл в сутки, ежедневно взвешивать и определять водный баланс.
  •  устранение шока. Для улучшения микроциркуляции  введение 5 мл 0,05% раствора допамина в 200 мл 5 % раствора глюкозы, капельно по 5 – 10 капель в минуту. Вводится физиологический раствор, реополиглюкин, полиглюкин 400 мл, гепарин (10000 ЕД в первое введение), ввенно кап.
  •  применение диуретиков (борьба с гипергидратацией) - лазикс 40-80 мг внутривенно струйно
  •  коррекция ацидоза - бикарбонат натрия (300 -  400 мл 4 % раствора внутривенно капельно, но в смеси с допамином).
  •  При повышении уровня калия вводят 20 мл 10 % раствора глюконата кальция внутривенно.  
  •  Для профилактики и лечения инфекционных осложнений назначают антибиотики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32495. СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ. СТАНДАРТ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ 218.5 KB
  СТАНДАРТ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ Современное содержание образования школьного курса информатики Информатика в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания формирующая системноинформационный подход к анализу окружающего мира изучающая информационные процессы методы и средства получения преобразования передачи хранения и использования информации стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека связанная с использованием информационных технологий. Второй...
32496. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ 102.5 KB
  03 Элементы абстрактной и компьютерной алгебры Понятие группы кольца поля булевой алгебры.04 Теория алгоритмов Понятие вычислимой функции. Понятие программы. Общее понятие исчисления.
32497. ОБОРУДОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ 59.5 KB
  Оборудование школьного кабинета информатики Введение в учебный план средней школы нового предмета Основы информатики и вычислительной техники потребовало разрешения проблемы обеспечения взаимодействия учащихся с ЭВМ. КВТ предназначен также для использования в преподавании различных учебных предметов трудового обучения в организации общественно полезного и производительного труда учащихся для эффективного управления учебновоспитательным процессом. КВТ может использоваться также и для организации компьютерных клубов учащихся других форм...
32498. УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ 90.5 KB
  Теория и методика обучения информатики УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ. Некомпьютерные средства обучения информатике Понятие и дидактические функции технических средств обучения Еще основоположник классноурочной системы обучения Ян Амос Коменский отмечал: . Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся с помощью технических средств обучения ТСО изображения в процессе передачи учебной информации. Техническими средствами обучения называют проекционную...
32499. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО КУРСУ ИНФОРМАТИКИ 49.5 KB
  В систему средств обучения наряду с учебниками учебными и методическими материалами и программным обеспечением для компьютеров входят и сами компьютеры образующие единую комплексную среду которая и позволяет учителю достигать поставленных целей обучения. Вот перечень основных компонентов рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе: программнометодическое обеспечение курса информатики включающее как программные средства для поддержки преподавания так и инструментальные программные средства ИПС обеспечивающие учителю...
32500. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 68 KB
  Все это приемлемо и на уроках по информатике. Применение ИКТ может существенно изменять характер школьного урока что делает еще более актуальным поиск новых организационных форм обучения которые должны наилучшим образом обеспечивать образовательный и воспитательный процесс. Главный признак урока это его дидактическая цель показывающая к чему должен стремиться учитель. Цель  тип урока  содержание урока  методы  форму познавательной деятельности учащихся  результат Основные типы уроков: урок формирования знаний; урок закрепления...
32501. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНО-НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 48 KB
  Теория и методика обучения информатики МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ. Методы и приемы формирования системноинформационных понятий на уроках информатики и во внеурочной работе со школьниками Философские аспекты современного школьного курса информатики Проблема существования и бытия человека в полностью технизированном и информатизированном мире не могла не занимать философов что вызвало к жизни концепцию информационного общества. Пропедевтика методов системного анализа...
32502. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 84.5 KB
  Теория и методика обучения информатики ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Общие методические рекомендации и принципы обучения информатике. Принцип освоения методики самообучения. Методы обучения с использованием ИКТ Методы обучения система взаимодействия преподавателя и обучаемого с использованием ИКТ обеспечивающая усвоение образовательной программы.
32503. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ. ШКАЛЫ ОЦЕНОК 92.5 KB
  ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ. В ходе контроля оценивается степень и уровень обученности.