77967

Основные симптомы заболеваний мочевыделительной системы. Лабораторные и инструментальные методы диагностики

Лекция

Медицина и ветеринария

Изменение цвета мочи Нефротический синдром. Преимущественная локализация На нижних конечностях На лице мешки под глазами Время суток К концу дня Утром Характер отеков Плотные ямки остаются долго Мягкие Рыхлые подвижные ямки быстро исчезают Цвет кожи над отеками Цианотичная Бледная Симптомы обусловленные расстройством мочеотделения Полиурия увеличение суточного количества мочи более 2 л Олигурия уменьшение количества мочи менее 500 мл. Анурия – уменьшение суточного количества мочи менее 100150 мл или полное отсутствие...

Русский

2015-02-05

22.88 KB

3 чел.

Л № 1.  Основные симптомы заболеваний мочевыделительной системы. Лабораторные и инструментальные методы диагностики.

Почки – парный орган, расположены по обе стороны позвоночника на задней брюшной стенке за брюшиной на уровне XII грудного и двух верхних поясничных позвонков.

Почка имеет бобовидную форму, латеральным выпуклым краем она обращена кнаружи, медиальным вогнутым – к позвоночнику. В центре вогнутого края имеется углубление – почечные ворота, через которые проходят сосуды, нервы и мочеточник.

Почечная паренхима состоит из двух слоев: наружного (коркового) и внутреннего (мозгового). В корковом веществе расположена основная часть структурно-функциональных единиц почки – нефронов, количество которых достигает 1 млн. Мозговое вещество образовано почечными пирамидами, по которым проходят мочевые канальцы. Мочевые канальцы постепенно сливаются в трубочки большего калибра и на вершине пирамиды впадают в почечные чашечки. Чашечек в почке насчитывается от 8 до 15. Чашечки открываются в почечную лоханку, от которой отходит мочеточник.

Мочеточники представляют собой трубки длиной около 30 см, которые впадают в мочевой пузырь.

Мочевой пузырь расположен на дне таза за лобковыми костями. От мочевого пузыря отходит мочеиспускательный канал.

Основная функция мочевыделительной системы – выделение из организма конечных продуктов азотистого обмена (мочевина, креатинин, мочевая кислота), избытка солей, воды, органических соединений, чужеродных веществ (токсины, лекарственные вещества). Почками продуцируются и секретируются ферменты и гормоны:

     •  ренин участвует в регуляции водно-солевого обмена и АД;

     •  эритропоэтин стимулирует эритропоэз.

Основные симтомы и синдромы

1.  Болевой

2.  Отёчный

  1.  Симптомы, обусловленные расстройством мочеотделения.
  2.  Изменение цвета мочи
  3.  Нефротический синдром.
  4.  Синдром острой и хронической почечной недостаточности.
  5.  Синдром артериальной гипертензии.
  6.  Общие жалобы (общая слабость, повышенная утомляемость, бессоница)
  7.   Лихорадка при пиелонефритах, туберкулезе, опухолях почек.
  8.    Мочевой синдром.

1. Боли

Причины:

  1.  спазм и раздражение мочевыводящих путей;
  2.  воспалитетельный отек слизистой;
  3.  растяжение почечной капсулы.

Боли могут быть

  1.  в поясничной области с одной или обеих сторон,
  2.  в брюшной полости по ходу мочеточников,
  3.   при воспалении мочевого пузыря – боли и рези внизу живота,
  4.  при воспалении уретры – рези по ходу мочеиспускательного канала.

2. Отеки -  механизм возникновения сложен.

Признаки

Сердечные отеки

Почечные отеки

Анамнез

Болезни сердца: пороки, ИБС, АГ и т.д.

Болезни почек: гломерулонефрит, пиелонефрит и т.д.

Преимущественная локализация

На нижних конечностях

На лице, «мешки под глазами»

Время суток

К концу дня

Утром

Характер отеков

Плотные, ямки остаются долго

Мягкие, Рыхлые, подвижные, ямки быстро исчезают

Цвет кожи над отеками

Цианотичная

Бледная

  1.  Симптомы, обусловленные расстройством мочеотделения

Полиурия -  увеличение суточного количества мочи (более 2 л)

Олигурия -  уменьшение количества мочи (менее 500 мл).

Анурия – уменьшение суточного количества мочи менее 100-150 мл или полное отсутствие мочи.

Дизурияболезненное и учащенное мочеиспускание.

Ишурия – задержка мочи в мочевом пузыре.

Поллакиурия – учащенное мочеиспускание (более 7 раз в сутки)

Странгурия – болезненное мочеиспускание.

Никтурия – увеличение ночного диуреза по сравнению с дневным. В норме дневной диурез больше ночного в 2-3 раза. Никтурия может быть признаком развивающейся хронической почечной недостаточности.

  1.  Изменение цвета мочи

Красный – признак гематурии

Белый – при выраженной фосфатурии.

  1.  . Нефротический синдром – клинико-лабораторный синдром, состоящий из массивной протеинурии (более 2,5 г/сут), гипо и диспротеинемии, гиперлипидемии, выраженных отёков (иногда с водянкой полостей).

Причины: гломерулонефрит, при злокачественных опухолях различной локализации, нефропатии беременных, поражения почек при системных заболеваниях соединительной ткани.

6.  Почечная недостаточность – синдром, развивающийся в результате нарушения основных почечных функций и характеризующийся азотемией, нарушением водно-электролитного и кислотно-щелочного равновесия. См. лекцию.

7.  Синдром артериальной гипертензии – может развиться в результате поражения паренхимы почек, при патологии сосудов, питающих почки. Клинические проявления почечной гипертензии такие же, какие при первичной АГ.

 Особенности почечной гипертензии:

  1.  имеется всегда клиника поражения почек,
  2.  преимущественно повышается диастолическое давление за счет выраженного спазма периферических сосудов.

Жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни.

Осмотр

Пальпация. Используют глубокую бимануальную пальпацию (двумя руками).

В норме почка не пальпируется.

Перкуссия. Симптом поколачивания по поясничной области. Левую ладонь плашмя на поясничную область справа и слева и осторожно ударяют по ней кулаком правой руки. В норме болевых ощущений при этом нет.

Лабораторные методы исследования

Общий анализ мочи

В чистую сухую посуду собирается утренняя моча – 100-150 мл после предварительного туалета наружных половых органов.

Показатель, единица измерения

Нормальные значения

Цвет

Соломенно-желтый

Реакция

Слабокислая (щелочная на вегетарианской диете, инфекция мочевых путей)

Удельный вес

1,005-1,030 - показатель веса раствора относительно веса воды, принятого за единицу

Прозрачность

прозрачна

Белок

не определяется или определяются следы белка (до 0,033 г/л)- появление протеинурия

Глюкоза

не определяется - глюкозурия

Осадок:

эпителиальные клетки

могут быть единичные клетки плоского эпителия

лейкоциты

до 3-4 (м)        до 4-6 (ж)

эритроциты

не обнаруживаются (допускается наличие единичных эритроцитов в препарате)- гематурия

цилиндры

Белковые или клеточные образования канальцевого происхождения, гиалиновые ед в поле зрения

соли

Небольшое количество уратов или фосфатов.

 Мочевой синдром - обязательные лабораторные изменения в моче.

Протеинурия – выделение белка с мочой. Причины:

•  заболевания почек,

•  небольшая протеинурия может быть при заболеваниях мочевого пузыря, предстательной железы, уретры (подтверждается трехстаканной пробой),

•  функциональная протеинурия – не связаны с заболеваниями почек

  1.  лихорадочная,
  2.  застойная (при тяжелой сердечной недостаточности),
  3.   после чрезмерной физической нагрузки («маршевая»),
  4.   ортостатическая (длительное пребывание в вертикальном положении).

Гематурия – выделение крови (эритроцитов с мочой).

  1.  микрогематурия (эритроциты выявляются только микроскопически),
  2.  макрогематурия (окрашивание мочи в красный цвет)

Причины: гломерулонефриты, травмы, распадающийся рак, мочекаменная болезнь.

Лейкоцитурия – выделение с мочой повышенного количества лейкоцитов.

Массивная лейкоцитурия – пиурия.

Причины: бактериальное воспаление мочевыводящих путей.

Для уточнения источника лейкоцитурии – трехстаканная проба Томпсона. Начальная порция мочи в 1 банку, средняя – во вторую, конец диуреза – в третью банку. Если лейкоциты в первой порции – они из уретры, в последней – из мочевого пузыря. Если клеточные элементы равномерно распределены во всех 3 порциях, то их источником являются почки.

Цилиндрурия – выделение с мочой цилиндров (белковые или клеточные образования канальцевого происхождения). Причины: прием диуретиков, физическая нагрузка, лихорадка, заболевания почек, сопровождающиеся протеинурией. В норме гиалиновые ед в поле зрения.

Анализ мочи по Аддис-Каковскому  Подсчет числа форменных элементов в суточном количестве мочи. Собирают мочу за ночное время. В 22ч больной освобождает мочевой пузырь в унитаз, до 8.00 мочеиспускания не должно быть (за 10 часов). Всю собранную мочу посылают в лабораторию. Л 2*106, эр 1*106, ц 2*104

Анализ мочи по Нечипоренко Определение количества форменных элементов в 1 мл мочи. Собирается средняя порция мочи после туалета наружных половых органов. Л 2*10(3), эр 1*10(3),  ц отсут.

Проба по Зимницкому  Используется для оценки концентрационной функции почек. 8 Флаконов, в 6.00 в унитаз, затем каждые 3 часа в приготовленную посуду. Измеряется удельный вес и количество мочи. Диурез. К признакам нарушения функции почек, выявляемым с помощью пробы по Зимницкому –полиурия – более 2 л, никтурия, снижение максимальной плотности мочи 1015 и ниже - гипостенурия, уменьшение амплитуды колебаний относительной плотности мочи.

Исследование крови

В ОАК – увеличение СОЭ обычно при активном воспалительном процессе, лейкоцитоз при атаке пиелонефрита. Анемия – обусловлена недостаточной продукцией почечного эритропоэтина и наблюдается при ХПН.

БАК – определение в динамике креатинина, мочевины, мочевой кислоты, а также электролитов (калий, натрий) в крови имеет значение в диагностике острой и хронической почечной недостаточности. Определяют содержание белка.

Проба Реберга – используется для определения фильтрационной функции почек и ранней диагностики почечной недостаточности. Определяется содержание креатинина в сыворотке и моче больного, величина диуреза за строго определенный промежуток времени. По формуле рассчитывается СКФ (скорость клубочковой фильтрации).

Норма – 80-140 мл/мин.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Инструментальные методы исследования

Радиоизотопная ренография. Цель: функциональное исследование почек.

Используются препараты, меченные радиоактивными веществами (гиппуран). Выделяемое г-излучение улавливается детекторами, располагаемыми в области проекции почек.

Ультразвуковое исследование – расположение почек, размеры, структура почечной паренхимы, опухоли, кисты, нефролитиаз.

Рентгенологические методы

  1. Обзорная рентгенография – определение конкрементов
  2. Экскреторная (внутривенная) урография – позволяет с помощью внутривенно введенного контрастного вещества (верографин) и последующей серии рентгенограмм оценить почечную паренхиму, лоханки, чашечки, мочеточники и мочевой пузырь.
  3. Компьютерная томография – высокочувствительна в диагностике объемных образований в почечной ткани. Обладает наиболее высокой разрешающей способностью по сравнению с другими методами

Возможно использование ядерно-магнитного резонанса

Биопсия почки   - один из основных методов обследования в настоящее время, считается обязательным выполнение ее хотя бы однократно больным с подозрением на гломерулонефрит.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52745. ІНТЕГРАЦІЙНІ ПРОЦЕСИ НА УРОКАХ СВІТОВОЇ ЛІТЕРАТУРИ 552.5 KB
  Інтеграційні процеси на уроках світової літератури. Автор досвіду ставив мету у даній роботі систематизувати та описати методологію впровадження інтеграційних процесів на уроках світової літератури. Практичне бачення інтеграційних процесів на уроках світової літератури автор відобразив схемами.
52746. Інноваційні технології у формуванні комунікативної компетенції учнів на уроках німецької мови як другої іноземної 378 KB
  В Інноваційні технології у формуванні комунікативної компетенції учнів на уроках німецької мови як другої іноземної У школі не повинні мати місце зайва теоретизація вербальне заучування граматичних положень та правил. Стрімкі зміни що відбуваються в українському суспільстві осучаснення освітньої системи досягнення в галузі практики викладання іноземної мови поставили перед кожним педагогом необхідність оновлення змісту і методів навчання іноземної мови. Це зумовило вибір теми педагогічного дослідження: Інноваційні технології у формуванні...
52747. Люди перестають мислити, коли перестають читати. Інтерактивне навчання 3.76 MB
  На сучасному етапі навчання літератури значну роль відведено вихованню вдумливого читача людини з розвиненим критичним мисленням здатної оцінювати себе і навколишній світ що не можливо без формування базових якостей особистості розвитку її активного начала. Над проблемою Критичне мислення як засіб розвитку творчої особистості учня в процесі соціалізації працюю з 2007 року. У дзеркалі соціології читання відображає наші цінності та погляди стереотипи свідомості та алгоритми мислення реакцію на своє оновлення та духовне...
52748. Біоадекватна технологія як умова розвитку творчого мислення школярів 59 KB
  Проект Концепції літературної освіти в 11річній загальноосвітній школі визначає головною метою літературної освіти виховання читацької особистості з розвиненим естетичним смаком самостійним критичним мисленням гуманістичним світоглядом. Об’єкт літературної освіти – особистість учня його духовноемоційний світ моральні цінності та орієнтації творче мислення уява читацькі компетенції мовлення. Вивчення літератури за біологічно адекватною технологією БАТ якраз і сприяє розв’язанню таких завдань як формування в...
52749. Формування у молодших школярів мотивації до навчання 48.5 KB
  Проблема розвитку мотивації навчання в останній час стає все більш актуальною. свідчать що основи мотивації навчання закладаються у початковій школі тому саме молодший шкільний вік має великі резерви формування мотиваційної сфери учнів. Зусилля практиків та науковців сьогодні спрямовані на дослідження певних організаційних форм та змістових компонентів навчальної діяльності за яких відбувається посилення мотивації навчання що оптимізує весь навчальновиховний процес.
52750. Організація дитчого самоврядування 119 KB
  З цією метою у школі сформована певна діюча структура органів самоврядування. Провідна ідея: всебічне виховання учнів через участь в органах самоврядування. Пріоритетні напрями діяльності: навчальна робота; виховна робота; інформаційно методична робота; розвиток учнівського самоврядування. Організація самоврядування побудована на інноваційних підходах: задоволення учнівської природної потреби у...
52751. Розвиток критичного мислення учнів на уроках математики як важливого елементу продуктивної технології навчання 147.5 KB
  Кривий Ріг Україна Розвиток критичного мислення учнів на уроках математики як важливого елементу продуктивної технології навчання У статті розкрито розвиток критичного мислення учнів на уроках математики як важливого елементу продуктивної технології навчання. Як відомо у шкільній освіті існує безліч методів навчання різні типи уроків які переслідують одну єдину мету засвоєння знань учнями. Учень і вчитель є рівноправними суб’єктами навчання. Організація інтерактивного навчання припускає моделювання життєвих ситуацій використання...
52753. Розробка і виготовлення композицій за творами О.Довженка на уроках трудового навчання з теми «Художня обробка деревини» 2.71 MB
  Із творчістю одного з таких митців – письменника, художника, кінемотографіста, дуже талановитої людини - Олександра Петровича Довженка, діти продовжують знайомство на уроках праці, розробляючи і виготовляючи композиції за його творами. Батьківщина Олександра Петровича – це золотаві соняшники, жовтогарячі колоски пшениці, синє волошкове поле, мальовничі луки, Біла круча на Десні, пісня солов’я...Саме про це й говоримо на уроках. Зачитуємо епізоди з творів письменника, а потім виконуємо завдання: створити композицію за уривками