77971

Структура программы. Идентификаторы переменных, констант

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Программы в Delphi пишутся на языке Object Pscl который является развитием языка Turbo Pscl. Программы работающие в операционных системах семейства Windows называют приложениями. Комментарий во время выполнения программы игнорируется его основное назначение пояснения к тексту программы.

Русский

2015-02-05

57.5 KB

1 чел.

ЛЕКЦИЯ №3

Структура программы. Идентификаторы переменных, констант

Delphi – это среда разработки программ, ориентированных на работу в операционной системе Windows. В основе Delphi лежит технология визуального проектирования, которая базируется на идеях объектно-ориентированного программирования. Программы в Delphi пишутся на языке Object Pascal, который является развитием языка Turbo Pascal. Слово “Object” особо подчёркивает, что язык поддерживает концепцию объектно-ориентированного программирования. Программы, работающие в операционных системах семейства Windows, называют приложениями. Однако Delphi позволяет программисту создавать приложения, в которых для ввода данных в оперативную память используются процедуры read и readln, а для вывода результатов на экран монитора – процедуры write и writeln. Такие приложения называются консольными.

Алфавит языка Object Pascal состоит из букв, цифр, специальных символов и неиспользуемых символов.

К буквам относятся большие и малые буквы латинского алфавита. При этом Object Pascal не различает одноимённые большие и малые буквы, если только они не входят в символьное или строковое выражение. Буквой является также знак подчёркивания « _ ».

К цифрам относятся арабские цифры от 0 до 9 и шестнадцатеричные цифры. Перед шестнадцатеричным числом ставят знак $ .

Специальные символы включают в себя разделители, знаки пунктуации, знаки операций и зарезервированные слова. В качестве разделителей можно использовать пробел, управляющие символы (символы с кодами от 0 до 32), комментарий. Комментарием называется любая последовательность символов, заключённая в фигурные скобки: {это комментарий}. Комментарий во время выполнения программы игнорируется, его основное назначение – пояснения к тексту программы.

Не следует путать комментарий в фигурных скобках и директивы компилятора, которые начинаются с пары символов {$, рассматриваемых как одно целое.

Знаки операций:

+     –     *     /     =    < >   <=   >=

Знаки пунктуации:

     ,   .   :   ;   //   :=   ..  “   ^   @   $   #  (  )    (*  *)   [ ]    (.  .)    {  }     

Зарезервированные слова нельзя использовать в качестве имён, которые задаёт программист. Примеры зарезервированных слов: begin, end, var, program, uses.

Неиспользуемые символы, к которым, в частности относятся буквы русского алфавита, могут быть использованы в комментариях, а также символьных и строковых константах.

Идентификаторы (имена) используются для обозначения констант, типов, переменных, процедур, функций, классов, модулей, программ и т.д. Идентификаторы состоят из букв и цифр и должны начинаться с буквы. Длина идентификатора может быть произвольной, но значащими являются только первые 64 символа. Знак подчёркивания может входить в идентификатор. Специальные символы и неиспользуемые символы не могут входить в состав идентификаторов.

Пример правильного идентификатора: pr_1_3.

Примеры недопустимых идентификаторов: 5p сумма  var      sum.6     x 5

Консольное приложение состоит из заголовка (правильного идентификатора) и следующих разделов (структура консольного приложения):

Список подключаемых модулей начинается словом uses и содержит имена модулей, содержимое которых может использовать данное консольное приложение.

Раздел меток начинается словом label, за которым следует список меток, представляющих собой правильный идентификатор или целое число без знака. Метки позволяют пометить любой оператор, чтобы на него можно было передать управление из любого места программы.

Раздел констант начинается словом const, за которым идут конструкции вида  <имя константы> = <значение>.  Константами называют любые неизменяемые в процессе выполнения программы данные.

Раздел описания типов начинается словом type, за которым идут конструкции вида   <имя типа> = <описание>,   позволяющие программисту создавать собственные типы.

Раздел описания переменных начинается со слова   var.   Здесь должны быть указаны все переменные, используемые в разделе операторов программы, а также их тип:   <имя переменной > :  <тип>;

Раздел описания процедур и функций не выделяется специальным служебным словом, поскольку каждая подпрограмма имеет свой заголовок. Подпрограмма имеет структуру, подобную основной программе.

Раздел операторов начинается служебным словом   begin    и заканчивается словом end, после которого ставится точка – признак конца программы. Раздел операторов содержит последовательность действий, которую должен выполнить компьютер.

В Object Pascal любой раздел, кроме последнего, может отсутствовать. В то же время, любой описательный раздел может встречаться несколько раз, при этом порядок следования разделов может быть произвольным. При этом следует руководствоваться правилом: все используемые типы, константы, переменные, функции, процедуры должны быть объявлены или описаны до их первого использования.

Операторы языка

Оператор присваивания

Оператор присваивания обозначается символом  :=  . Действие его заключается в том, что вычисляется значение выражения, стоящего справа от знака присваивания, и это значение присваивается переменной, стоящей слева от знака присваивания.

Пусть, например, переменной   x   присвоено значение 13, а переменной    y – значение 25. Чтобы  x  и   y  поменялись значениями, можно, используя вспомогательную (буферную) переменную  t,  записать следующую последовательность операторов присваивания:

x:=13;      y:=25;    t:=x;     x:=y;     y:=t;

В   результате   получим    x=25     y=13.

 

 13 25
 
 

Составной оператор

Составным оператором называется группа операторов, заключённая в операторные скобки  begin … end.  Составной оператор используется в тех случаях, когда по правилам языка Object Pascal разрешается использовать один оператор, а программисту для решения задачи необходимо выполнить группу операторов. Для разделения операторов предназначена точка с запятой.

Операторы ввода-вывода.

В консольном приложении ввод данных с клавиатуры осуществляется с помощью стандартных процедур   read   и   readln,   а вывод на экран дисплея – при помощи процедур   write  и   writeln.   При выполнении процедуры read происходит следующее. Программа приостанавливает свою работу и ждёт, пока на клавиатуре будут набраны нужные данные и нажата клавиша  Enter.  После нажатия клавиши    Enter   введённые значения присваиваются переменным, имена которых указаны в процедуре  read.  Например, то в результате выполнения процедуры   read(x, y, z);   и ввода с клавиатуры строки   5.25   10   -0.05   переменные будут иметь значения   x=5.25   y=10.0   z=-0.05.   В отличие от процедуры   read  процедура   readln  после ввода всех указанных в процедуре элементов списка ввода осуществляет переход к следующей строке дисплея. Назначение процедуры  writeln  – выводить информацию на экран. После этого курсор устанавливается в начало следующей строки. Если вы хотите оставить курсор на той же строке после последнего выведенного значения, то нужно использовать процедуру  write.  Для улучшения внешнего вида выводимых на экран дисплея данных можно использовать формат (описание поля вывода). Рассмотрим пример создания простейшего консольного приложения

Пример 1. Составить программу для вычисления значения переменной  z  по формуле

program p1;

{$APPTYPE CONSOLE}

uses SysUtils;

var x,y,z:real;

begin

   writeln('Enter x,y');

   readln(x,y);

   z:=(2*x–7.5)/(8*y+3.1)–16.9;

   writeln('z=',z:9:4);

   readln

end.

В фигурных скобках содержится директива компилятора, указывающая на то, что создаётся консольное приложение. Компилятор – это программа, входящая в состав среды Delphi и предназначенная для перевода операторов, написанных на языке Object Pascal на язык машинных кодов, понятных процессору. Компиляция программы осуществляется одновременным нажатием клавиш CTRL  и  F9.

Инструкция  uses  SysUtils  означает, что наша программа в процессе своей работы может использовать данные и подпрограммы, находящиеся в стандартном модуле SysUtils. Стандартные модули созданы разработчиками Delphi.

Программавпримере 1 содержит раздел описания переменных  var  и раздел операторов. Слово real, используемое для описания переменных x, y, z означает, что значения этих переменных должны быть вещественными числами.

Раздел операторов начинается со слова begin и заканчивается словом end, после которого стоит точка. Оператор writeln(¢Enter x,y¢); выводит на экран строку символов, расположенных между апострофами. При выполнении процедуры readln(x,y); после введения, например, чисел 2.3 и -5.41,переменным x и y будут присвоены значения: x=2.3   y=-5.41.   Затем осуществляется переход к следующей строке экрана.

Оператор   z:=(2*x–7.5)/(8*y+3.1) – 16.9;   называется оператором присваивания. Этот оператор вычисляет значение выражения, стоящего справа от знака   :=  ,  и присваивает вычисленное значение переменной, стоящей слева от знака :=   ( в данном случае переменная z получает значение   -16.8278)

Оператор writeln(' z= ',z:9:4); выводит на экран строку из двух символов    z=    , а затем вычисленное значение z. Формат вывода  z:9:4 определяет, что на вывод всего числа на экране отводится  9  позиций, из них 4 позиции на вывод дробной части.

Оператор readln приостанавливает работу программы до нажатия клавиши Enter. Это нужно для того, чтобы просмотреть на экране результат работы программы. После просмотра нужно нажать клавишу Enter для завершения работы программы.

Послеуспешной компиляции изапускапрограммы на выполнение (клавиша F9) на экране появится стандартное окно DOS, в котором вводятся исходные данные и выводится результат выполнения программы. В нашем примере содержимое окна DOS будет выглядеть следующим образом:

Enter  x,y

  1.  -5.41

    z= -16.8278

 

Текст написанной нами программы после сохранения содержится в файле с расширением .dpr . Этот файл называют файлом проекта. В примере 1 это файл p1.dpr .Файлы с расширением .cfg и .dof, содержащие установки и опции проекта, создаются автоматически. Файл с расширением .exe – файл приложения или исполняемый файл. Он будет создан компилятором, если в процессе компиляции не обнаружено синтаксических ошибок. Исполняемый файл является автономным исполняемым файлом, т.е. для его работы не требуются какие-либо другие файлы. Его можно запустить на выполнение,

осуществив команду "Открыть"   в окне  Проводника. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84492. Провідникова функція спинного мозку. Залежність спінальних рефлексів від діяльності центрів головного мозку. Спінальний шок 43.05 KB
  Біла речовина спинного мозку передні бокові та задні канатики складається з нервових волокон які формують провідні шляхи. Основними висхідними шляхами є: 1. Шлях Голя розташований в медіальній частині заднього канатика. Шлях Бурдаха розташований в латеральній частині заднього канатика.
84493. Рухові рефлекси заднього мозку, децеребраційна ригідність 48.79 KB
  Вони носять назву надсегментарних утворень так як впливають на мязи не прямо а через мотонейрони сегментарних структур рухові ядра спинного мозку і черепномозкових нервів. Задній мозок отримує і переробляє всю аферентну інформацію що надходить від спинного мозку оскільки всі специфічні висхідні шляхи від спинного мозку входячи в стовбур мозку задній та середній мозок віддають коллатералі гілочки до ретикулярної формації тут продовжується обробка аферентної інформації. В задньому мозку розміщені 4 вестибулярні ядра медіальне...
84494. Рухові рефлекси середнього мозку, їх фізіологічне значення 44.55 KB
  Середній мозок СрМ за участі сітчастої речовини опрацьовує аферентну інформацію яка поступає в спинний та задній мозок. Нова інформація поступає в СрМ від зорових та слухових рецепторів. На основі опрацьовання інформації від усіх цих рецепторів СрМ здійснює контроль за станом зовнішнього та внутрішнього середовища організма. Важливими надсегментарними руховими ядрами СрМ є: 1 червоні ядра від них інформація від нейронів спинного мозку передається по шляхах що перехрещуються руброспінальні шляхи елемент ЛНС; 2 ретикулярна формація;...
84495. Мозочок, його функції, симптоми ураження 44.3 KB
  Від вестибулорецепторів через вестибулярні ядра контроль за збереженням рівноваги при русі. Від всіх рухових ядер стовбуру ретикулярна формація краєві ядра. З руховими ядрами стовбуру ретикулярна формація вестибулярні ядра червоні ядра через які Мз здійснює вплив на мотонейрони і на мязи. З базальними ядрами.
84496. Таламус, його функції 43.44 KB
  Сенсорні перемикаючі специфічні ядра вони отримують інформацію від специфічних сенсорних шляхів переробляють її і передають в сенсорні зони КГМ. Неспецифічні вони отримують інформацію від ретикулярної формації стовбура мозку по шляхах больової чутливості. Вони передають інформацію до всіх зон КГМ здійснюючи на неї неспецифічний активуючий вплив. Асоціативні отримують інформацію від специфічних сенсорних перемикаючих ядер і від неспецифічних ядер таламуса.
84497. Базальні ядра, їх функції, симптоми ураження 43.36 KB
  Базальні ядра знаходяться в глибині кінцевого мозку. Як єдине ціле з базальними ядрами функціонують чорна субстанція та субталамічне ядро. Ці ядра обєднані між собою двосторонніми звязками отримують інформацію від кори асоціативних та рухових зон та мозочка.
84498. Сенсорні, асоціативні і моторні зони кори головного мозку, їх функції 44.36 KB
  Сенсорні асоціативні моторні зони кори формують нову кору неокортекс. Сенсорні зони кори відповідають представництву окремих сенсорних систем аналізаторів у різних ділянках кори. Так кіркове представництво зорового аналізатора локалізується у потиличній зоні кори шпорна закрутка слухового у висковій зоні соматосенсорного у постцентральній закрутці.
84499. Загальна характеристика системи крові. Склад і функції крові. Поняття про гомеостаз 56.9 KB
  Склад і функції крові. СИСТЕМА КРОВІ ВИКОНАВЧІ ОРГАНИ ТКАНИНИ МЕХАНІЗМИ РЕГУЛЯЦІЇ Кров циркулююча Нервові Гуморальні Кров депонована Органи кровотворення 1. Забезпечення оптимальної кількості складових частин крові як одиниць транспорту в одиниці обєму крові.
84500. Електроліти плазми крові. Осмотичний тиск крові і його регуляція 44.63 KB
  Осмотичний тиск Росм. Загальний осмотичний тиск плазми крові повязаний в основному з розчиненими в ній йонами 80 Росм. Певну роль в утворені Росм. Осмотичний тиск є силою що змушує розчинник рухатись через напівпроникну мембрану з розчину де концентрація осмотично активних речовин Росм.