77971

Структура программы. Идентификаторы переменных, констант

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Программы в Delphi пишутся на языке Object Pscl который является развитием языка Turbo Pscl. Программы работающие в операционных системах семейства Windows называют приложениями. Комментарий во время выполнения программы игнорируется его основное назначение – пояснения к тексту программы.

Русский

2015-02-05

57.5 KB

1 чел.

ЛЕКЦИЯ №3

Структура программы. Идентификаторы переменных, констант

Delphi – это среда разработки программ, ориентированных на работу в операционной системе Windows. В основе Delphi лежит технология визуального проектирования, которая базируется на идеях объектно-ориентированного программирования. Программы в Delphi пишутся на языке Object Pascal, который является развитием языка Turbo Pascal. Слово “Object” особо подчёркивает, что язык поддерживает концепцию объектно-ориентированного программирования. Программы, работающие в операционных системах семейства Windows, называют приложениями. Однако Delphi позволяет программисту создавать приложения, в которых для ввода данных в оперативную память используются процедуры read и readln, а для вывода результатов на экран монитора – процедуры write и writeln. Такие приложения называются консольными.

Алфавит языка Object Pascal состоит из букв, цифр, специальных символов и неиспользуемых символов.

К буквам относятся большие и малые буквы латинского алфавита. При этом Object Pascal не различает одноимённые большие и малые буквы, если только они не входят в символьное или строковое выражение. Буквой является также знак подчёркивания « _ ».

К цифрам относятся арабские цифры от 0 до 9 и шестнадцатеричные цифры. Перед шестнадцатеричным числом ставят знак $ .

Специальные символы включают в себя разделители, знаки пунктуации, знаки операций и зарезервированные слова. В качестве разделителей можно использовать пробел, управляющие символы (символы с кодами от 0 до 32), комментарий. Комментарием называется любая последовательность символов, заключённая в фигурные скобки: {это комментарий}. Комментарий во время выполнения программы игнорируется, его основное назначение – пояснения к тексту программы.

Не следует путать комментарий в фигурных скобках и директивы компилятора, которые начинаются с пары символов {$, рассматриваемых как одно целое.

Знаки операций:

+     –     *     /     =    < >   <=   >=

Знаки пунктуации:

     ,   .   :   ;   //   :=   ..  “   ^   @   $   #  (  )    (*  *)   [ ]    (.  .)    {  }     

Зарезервированные слова нельзя использовать в качестве имён, которые задаёт программист. Примеры зарезервированных слов: begin, end, var, program, uses.

Неиспользуемые символы, к которым, в частности относятся буквы русского алфавита, могут быть использованы в комментариях, а также символьных и строковых константах.

Идентификаторы (имена) используются для обозначения констант, типов, переменных, процедур, функций, классов, модулей, программ и т.д. Идентификаторы состоят из букв и цифр и должны начинаться с буквы. Длина идентификатора может быть произвольной, но значащими являются только первые 64 символа. Знак подчёркивания может входить в идентификатор. Специальные символы и неиспользуемые символы не могут входить в состав идентификаторов.

Пример правильного идентификатора: pr_1_3.

Примеры недопустимых идентификаторов: 5p сумма  var      sum.6     x 5

Консольное приложение состоит из заголовка (правильного идентификатора) и следующих разделов (структура консольного приложения):

Список подключаемых модулей начинается словом uses и содержит имена модулей, содержимое которых может использовать данное консольное приложение.

Раздел меток начинается словом label, за которым следует список меток, представляющих собой правильный идентификатор или целое число без знака. Метки позволяют пометить любой оператор, чтобы на него можно было передать управление из любого места программы.

Раздел констант начинается словом const, за которым идут конструкции вида  <имя константы> = <значение>.  Константами называют любые неизменяемые в процессе выполнения программы данные.

Раздел описания типов начинается словом type, за которым идут конструкции вида   <имя типа> = <описание>,   позволяющие программисту создавать собственные типы.

Раздел описания переменных начинается со слова   var.   Здесь должны быть указаны все переменные, используемые в разделе операторов программы, а также их тип:   <имя переменной > :  <тип>;

Раздел описания процедур и функций не выделяется специальным служебным словом, поскольку каждая подпрограмма имеет свой заголовок. Подпрограмма имеет структуру, подобную основной программе.

Раздел операторов начинается служебным словом   begin    и заканчивается словом end, после которого ставится точка – признак конца программы. Раздел операторов содержит последовательность действий, которую должен выполнить компьютер.

В Object Pascal любой раздел, кроме последнего, может отсутствовать. В то же время, любой описательный раздел может встречаться несколько раз, при этом порядок следования разделов может быть произвольным. При этом следует руководствоваться правилом: все используемые типы, константы, переменные, функции, процедуры должны быть объявлены или описаны до их первого использования.

Операторы языка

Оператор присваивания

Оператор присваивания обозначается символом  :=  . Действие его заключается в том, что вычисляется значение выражения, стоящего справа от знака присваивания, и это значение присваивается переменной, стоящей слева от знака присваивания.

Пусть, например, переменной   x   присвоено значение 13, а переменной    y – значение 25. Чтобы  x  и   y  поменялись значениями, можно, используя вспомогательную (буферную) переменную  t,  записать следующую последовательность операторов присваивания:

x:=13;      y:=25;    t:=x;     x:=y;     y:=t;

В   результате   получим    x=25     y=13.

 

 13 25
 
 

Составной оператор

Составным оператором называется группа операторов, заключённая в операторные скобки  begin … end.  Составной оператор используется в тех случаях, когда по правилам языка Object Pascal разрешается использовать один оператор, а программисту для решения задачи необходимо выполнить группу операторов. Для разделения операторов предназначена точка с запятой.

Операторы ввода-вывода.

В консольном приложении ввод данных с клавиатуры осуществляется с помощью стандартных процедур   read   и   readln,   а вывод на экран дисплея – при помощи процедур   write  и   writeln.   При выполнении процедуры read происходит следующее. Программа приостанавливает свою работу и ждёт, пока на клавиатуре будут набраны нужные данные и нажата клавиша  Enter.  После нажатия клавиши    Enter   введённые значения присваиваются переменным, имена которых указаны в процедуре  read.  Например, то в результате выполнения процедуры   read(x, y, z);   и ввода с клавиатуры строки   5.25   10   -0.05   переменные будут иметь значения   x=5.25   y=10.0   z=-0.05.   В отличие от процедуры   read  процедура   readln  после ввода всех указанных в процедуре элементов списка ввода осуществляет переход к следующей строке дисплея. Назначение процедуры  writeln  – выводить информацию на экран. После этого курсор устанавливается в начало следующей строки. Если вы хотите оставить курсор на той же строке после последнего выведенного значения, то нужно использовать процедуру  write.  Для улучшения внешнего вида выводимых на экран дисплея данных можно использовать формат (описание поля вывода). Рассмотрим пример создания простейшего консольного приложения

Пример 1. Составить программу для вычисления значения переменной  z  по формуле

program p1;

{$APPTYPE CONSOLE}

uses SysUtils;

var x,y,z:real;

begin

   writeln('Enter x,y');

   readln(x,y);

   z:=(2*x–7.5)/(8*y+3.1)–16.9;

   writeln('z=',z:9:4);

   readln

end.

В фигурных скобках содержится директива компилятора, указывающая на то, что создаётся консольное приложение. Компилятор – это программа, входящая в состав среды Delphi и предназначенная для перевода операторов, написанных на языке Object Pascal на язык машинных кодов, понятных процессору. Компиляция программы осуществляется одновременным нажатием клавиш CTRL  и  F9.

Инструкция  uses  SysUtils  означает, что наша программа в процессе своей работы может использовать данные и подпрограммы, находящиеся в стандартном модуле SysUtils. Стандартные модули созданы разработчиками Delphi.

Программавпримере 1 содержит раздел описания переменных  var  и раздел операторов. Слово real, используемое для описания переменных x, y, z означает, что значения этих переменных должны быть вещественными числами.

Раздел операторов начинается со слова begin и заканчивается словом end, после которого стоит точка. Оператор writeln(¢Enter x,y¢); выводит на экран строку символов, расположенных между апострофами. При выполнении процедуры readln(x,y); после введения, например, чисел 2.3 и -5.41,переменным x и y будут присвоены значения: x=2.3   y=-5.41.   Затем осуществляется переход к следующей строке экрана.

Оператор   z:=(2*x–7.5)/(8*y+3.1) – 16.9;   называется оператором присваивания. Этот оператор вычисляет значение выражения, стоящего справа от знака   :=  ,  и присваивает вычисленное значение переменной, стоящей слева от знака :=   ( в данном случае переменная z получает значение   -16.8278)

Оператор writeln(' z= ',z:9:4); выводит на экран строку из двух символов    z=    , а затем вычисленное значение z. Формат вывода  z:9:4 определяет, что на вывод всего числа на экране отводится  9  позиций, из них 4 позиции на вывод дробной части.

Оператор readln приостанавливает работу программы до нажатия клавиши Enter. Это нужно для того, чтобы просмотреть на экране результат работы программы. После просмотра нужно нажать клавишу Enter для завершения работы программы.

Послеуспешной компиляции изапускапрограммы на выполнение (клавиша F9) на экране появится стандартное окно DOS, в котором вводятся исходные данные и выводится результат выполнения программы. В нашем примере содержимое окна DOS будет выглядеть следующим образом:

Enter  x,y

  1.  -5.41

    z= -16.8278

 

Текст написанной нами программы после сохранения содержится в файле с расширением .dpr . Этот файл называют файлом проекта. В примере 1 это файл p1.dpr .Файлы с расширением .cfg и .dof, содержащие установки и опции проекта, создаются автоматически. Файл с расширением .exe – файл приложения или исполняемый файл. Он будет создан компилятором, если в процессе компиляции не обнаружено синтаксических ошибок. Исполняемый файл является автономным исполняемым файлом, т.е. для его работы не требуются какие-либо другие файлы. Его можно запустить на выполнение,

осуществив команду "Открыть"   в окне  Проводника. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32206. Тактич приемы производства обыска на местности 26.5 KB
  Тактич приемы производства обыска на местности. В процессе обыска просматриваются и обследуются щупом стога сена цветоч клумбы корни кустарников. Особенности обыска на открытой местности. Тактика обыска определяется с учетом размеров обыскиваемого пространства характера искомых объектов наличия нежилых построек водоемов колодцев особенностей грунта и растительности.
32207. Источники информации и тактические основы розыска преступников 44.5 KB
  Источники инфции и тактич основы розыска престков. Последнее предназначено для целенаправленного розыска различных объектов представляющих интерес для расследования. Следователь информирует работников патрульнопостовой службы ГИБДД участковых инспекторов сотрудников служб криминальной милиции в масштабах города на территории которого ведется розыск об индивидуальноопределенных признаках объектов розыска. Нередко важные очевидцы устанавливаются после обращения органов расследования к коллективам предприятий учреждений организаций...
32208. Тактические основы следственного осмотра помещений и участков местности не являющимися местом преступления 37 KB
  Тактич основы след осмотра помещ и участков местности не явл местом происш. Осмотр – следст действие заключающееся в восприятии следлем доз обстановки помещ не явл МП для установления харра и обстоятельств престя установления лиц возможных пределов события. В ходе расслед следлю прих пров осмотр помещ и учков местн не явл МП в целях обнар на них следов престя тела челка для выявлен следов престя или налич особых примет а также иных объектов кот приобщся к УД в качве докв. Следственный осмотр одно из наиболее...
32209. Подготовка следователя к осмотру места происшествия 28 KB
  Вопервых когда преступление уже совершено и осмотр необходим в целях обнаружения следов и других вещественных доказательств выяснения обстановки места происшествия а равно иных обстоятельств имеющих значение для дела. Подготовительные мероприятия к осмотру места происшествия включают постоянную готовность к выезду подготовку к осмотру после того как получено сообщение о происшествии и подготовительные действия осуществляемые непосредственно на месте происшествия. Перед выездом на место происшествия проверить укомплектованность...
32211. Понятие, логич структура и юр природа следственной версии. Классификация 32 KB
  Поэтому по субъектам выдвижения различают следственные оперативнорозыскные экспертные и судебные версии. Оперативнорозыскные версии выдвигаются при проведении оперативнорозыскных мероприятий экспертные в процессе конкретных экспертных исследований. В конечном счете эти версии носят промежуточный характер и служат проверке основных следственных версий а экспертные также способствуют проверке судебных версий.
32212. Структура версионного процесса. Построение следств версий 32 KB
  Построение следств версий криминалистическая версия это логически построенное и основанное на фактических данных предположительное умозаключение следователя других субъектов познавательной деятельности по уголовному делу о сути исследуемого деяния об отдельных его обстоятельствах и деталях направленное на выяснение истинных обстоятельств дела и требующее соответствующей проверки. Процесс построения версий распадается на ряд условных этапов. Началом процесса построения версий обычно являются анализ и синтез имеющихся в распоряжении...
32213. Следственный эксперимент 45.5 KB
  Оценка резтов эксперимента. Значение следственного эксперимента заключается в том что его результаты позволяют подтвердить или опровергнуть собранные по делу доказательства а нередко и получить их. Так в ходе следственного эксперимента по проверке возможности совершения определенных действий могут быть точно оценены предположения о наличии или отсутствии у подозреваемого профессиональных или преступных навыков например в использовании газосварочного оборудования для взлома сейфа открывании замка с помощью отмычек и т. Для производства...
32214. Стадии осмотра МП. Способы и методы осмотра 42.5 KB
  Способы и методы осмотра. Каждый этап осмотра имеет свои цели и реализуется с помощью различных тактических приемов. По результатам сопоставления если нужно вносятся коррективы в план осмотра.