77977

Палитра компонентов

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Для этого используется специальный редактор окно которого появляется на экране после щелчка правой кнопкой мыши на любой пиктограмме в палитре компонентов и выбора опции properties Свойства. Окно редактора палитры компонентов Данное окно позволяет добавлять или удалять компоненты с палитры компонентов или переименовывать названия вкладок: кнопка dd позволяет добавить новую вкладку палитры компонентов; кнопка Delete предназначена для удаления вкладки палитры компонентов. На нем изображены шесть наиболее важных окон Delphi: главное...

Русский

2015-02-05

271 KB

1 чел.

Палитра компонентов

Палитра компонентов - это главное богатство Delphi. Она занимает правую часть главного окна и имеет закладки, обеспечивающие быстрый поиск нужного компонента (рис 1).

Рис. 1 – Палитра компонент

Под компонентом понимается некий функциональный элемент, содержащий определенные свойства и размещаемый программистом в окне формы. С помощью компонентов создается каркас программы, во всяком случае - ее видимые на экране внешние проявления: окна, кнопки, списки выбора и так далее.

Как и панель кнопок, палитра компонентов может настраиваться. Для этого используется специальный редактор, окно которого появляется на экране после щелчка правой кнопкой мыши на любой пиктограмме в палитре компонентов и выбора опции properties (Свойства) (рис..2).

Рис. 2- Окно редактора палитры компонентов

Данное окно позволяет добавлять или удалять компоненты с палитры компонентов, или переименовывать названия вкладок:

кнопка Add позволяет добавить новую вкладку палитры компонентов;

кнопка Delete предназначена для удаления вкладки палитры компонентов. При выборе компонента данная кнопка превращается в кнопку Hide, которая предназначена для скрытия пиктограммы выбранного компонента;

кнопка Rename позволяет изменить название выбранной вкладки палитры компонентов;

кнопки Move Up и Move Down применяются для перестановки местами вкладок палитры компонентов и самих компонентов.

Палитра компонентов по умолчанию состоит из 32 вкладок, содержащие группы компонентов. Кратко рассмотрим эти вкладки:

вкладка Standard (рис. .3). Эта вкладка содержит 16 компонентов (рассмотрим их слева направо):

Рис. 3 - Вкладка Standard

Frames (фреймы);

MainMenu (меню окна);

PopupMenu (раскрывающееся меню);

Label (метка);

Edit (поле редактирования);

Memo (многострочный редактор);

Button (кнопка);

CheckBox (флажок, независимы переключатель);

RadioButton (радио-кнопка, переключатель);

ListBox (список);

ComboBox (комбинированный список);

ScrollBar (полоса прокрутки);

GroupBox (группа);

RadioGroup (группа радио-кнопок);

Panel (панель);

ActionList (список действий).

вкладка Additional (рис. 4).  Эта вкладка содержит 25 компонентов (рассмотрим их слева направо):

Рис. 4 -  Вкладка Additional

BitBtn (кнопка с рисунком);

SpeedButton (кнопка быстрого вызова);

MaskEdit (поле редактирования по шаблону);

StringGrit (таблица строк);

DrawGrit (таблица);

Image (картинка);

Shape (геометрическая фигура);

Bevel (рамка);

ScrollBox (область прокрутки);

CheckListBox (список выбора);

Splitter (разделитель);

StaticText (статический текст);

ControlBar (контрольная панель);

ApplicationEvents (события приложения);

Chart (диаграмма);

ActionManager (менеджер действий);

ActionMainMenuBar (главное меню действий);

ActionToolBar (панель инструментов действия);

XPColorMap (цветовая гамма XP);

StandartColorMap (стандартная цветовая гамма);

TwilightColorMap (темная цветовая гамма);

CustomizeDlg (настраиваемый диалог).

DdeServerItem (данные сервера DDE).

Остальные вкладки содержат специализированные компоненты, представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Компоненты Delphi 7.

System

WebSnap;

InterBase Admin;

Win 32

Decision Cube;

IW Standart;

Data Access;

Dialogs;

IW Data;

Data Controls;

Win 3.1;

IW Client Side;

dbExpress;

ActiveX;

IW Control;

DataSnap;

Rave;

Servers.

BDE;

Indy Clients;

COM+;

ADO;

Indy Servers;

Internet;

InterBase;

Indy Intercepts;

Indy Misc;

WebServices;

Indy I/O Handlers;

InternetExpress;

Среда Delphi

Среда Delphi - это сложный механизм, обеспечивающий высокоэффективную работу программиста. Визуально она реализуется несколькими одновременно раскрытыми на экране окнами. Окна могут перемещаться по экрану, частично или полностью перекрывая друг друга.

Запустите Delphi - и вы увидите нечто, похожее на рис. 5 (на рисунке показаны окна Delphi  версии 7. На нем изображены шесть наиболее важных окон Delphi: главное окно 1, окно Дерева объектов (Object Tree View) 2, окно Инспектора объектов 3 (Object Inspector), окно браузера 4, окно формы 5 (Form1) и окно кода программы 6 (Unit1).

Рис.5 -  Среда Delphi

Расположение и размеры окон никак не влияют на их функциональность; если вы не видите на экране окна кода, но хотите его увидеть, просто нажмите клавишу F12. Если к этому моменту активным было окно Инспектора Объектов, вам придется нажать на F12 еще раз. Повторное нажатие F12 вновь активизирует окно формы и т. д. - эта клавиша работает как двоичный переключатель, попеременно показывая окно формы или окно кода программы.

Главное окно осуществляет основные функции управления проектом создаваемой программы (рис 6).

Рис.6 – Главное окно

В главном окне располагается главное меню Delphi, набор пиктографических командных кнопок и палитра компонентов.

Главное меню содержит все необходимые средства для управления проектом. Все опции главного меню представляют собой опции - заголовки, открывающие доступ к выпадающим меню второго уровня.

Пиктографические кнопки открывают быстрый доступ к наиболее важным опциям главного меню. По функциональному признаку они разделены на 5 групп. Каждая группа занимает отдельную панельку. В следующей таблице описаны команды, реализуемые стандартным набором пиктографических кнопок (таблица  2).

Таблица 2 - Пиктографические кнопки

Кнопка

Реализуемое кнопкой действие

Группа Standard

Открывает доступ к Репозиторию Объектов. Эквивалент опции File | New | Other (этой кнопки нет в версиях 1, 2 и 3)

Открывает существующий файл. Эквивалент опции File | Open File

Сохраняет файл на диске. Эквивалент опции File | Save File (клавиши быстрого доступа Ctrl-S)

Сохраняет все файлы проекта. Эквивалент опции File | Save All

Открывает созданный ранее проект программы. Эквивалент опции File | Open Project (клавиши быстрого доступа Ctrl-F11)

Добавляет новый файл к проекту. Эквивалент опции Project | Add to project (клавиши быстрого доступа Shift- F11)

Удаляет файл из проекта. Эквивалент опции Project | Remove from Project

Группа View

Выбирает модуль из списка модулей, связанных с текущим проектом. Эквивалент опции View | units (клавиши быстрого доступа Shift-F12)

Выбирает форму из списка форм, связанных с текущим проектом. Эквивалент опции View | Forms (клавиши быстрого доступа Ctrl-F12)

Переключает активность между окном формы и окном кода программы. Эквивалент опции View | Toggle Form/ Unit (клавиша быстрого доступа F12)

Создает новую форму и добавляет ее к проекту. Эквивалент опции File | New | Form (этой кнопки нет в версиях 1 и 2)

Группа Debug

Компилирует и выполняет программу. Эквивалент опции Run | Run (клавиша быстрого доступа F9)

Реализует паузу в работе отлаживаемой программы. Эквивалент опции Run | Program Pause

Осуществляет пошаговую трассировку программы с прослеживанием работы вызываемых подпрограмм. Эквивалент опции Run | Trace into (клавиша быстрого доступа F7)

Осуществляет пошаговую трассировку программы, но не прослеживает работу вызываемых подпрограмм. Эквивалент опции Run | Step Over (клавиша быстрого доступа F8)

Группа Custome

Открывает доступ к встроенной справочной службе. Эквивалент опции Help | Delphi Help (этой кнопки нет в версиях 1, 2 и 3)

Окно формы представляет собой проект Windows-окна будущей программы. Вначале это окно пусто. Точнее, оно содержит стандартные для Windows интерфейсные элементы - кнопки вызова системного меню, максимизации, минимизации и закрытия окна, полосу заголовка и очерчивающую рамку. Вся рабочая область окна обычно заполнена точками координатной сетки, служащей для упорядочения размещаемых на форме компонентов (вы можете убрать эти точки, вызвав с помощью меню Tools | Environment options соответствующее окно настроек и убрав флажок в переключателе Display Grid на окне, связанном с закладкой Preferences).

Окно дерева объектов появилось в версии 6 и предназначено для наглядного отображения связей между отдельными компонентами, размещенными на активной форме или в активном модуле данных (рисунок  7).

Рис..7 - Окно дерева объектов

Щелчок по любому компоненту в этом окне активизирует соответствующий компонент в окне формы и отображает свойства этого компонента в окне Инспектора объектов.

Окно инспектора объектов. Любой размещаемый на форме компонент характеризуется некоторым набором параметров: положением, размером, цветом и т. д. Часть этих параметров, например, положение и размеры компонента, программист может изменять, манипулируя с компонентом в окне формы. Для изменения других параметров предназначено окно Инспектора объектов. Это окно содержит две страницы - Properties (Свойства) и Events (События) (рис. 8).

Страница properties служит для установки нужных свойств компонента, страница Events позволяет определить реакцию компонента на то или иное событие. Совокупность свойств отображает видимую сторону компонента: положение относительно левого верхнего угла рабочей области формы, его размеры и цвет, шрифт и текст надписи на нем и т. п.; совокупность событий - его поведенческую сторону: будет ли компонент реагировать на щелчок мыши или на нажатие клавиш, как он будет вести себя в момент появления на экране или в момент изменения размеров окна и т. п.

Каждая страница окна Инспектора объектов представляет собой

Рис. 8 - Окно Инспектора объектов

двухколончатую таблицу, левая колонка которой содержит название свойства или события, а правая - конкретное значение свойства или имя подпрограммы, обрабатывающей соответствующее событие.

Строки таблицы выбираются щелчком мыши и могут отображать простые или сложные свойства. К простым относятся свойства, определяемые единственным значением - числом, строкой символов, значением True (Истина) или False (Ложь) и т. п. Например, свойство caption (Заголовок) представляется строкой символов, свойства Height (Высота) и width (Ширина) - числами, свойство Enabled (Доступность) - значениями True или False. Сложные свойства определяются совокупностью значений. Слева от имени таких свойств указывается значок “+”, а щелчок мышью по этому символу приводит к раскрытию списка составляющих сложного свойства. Чтобы закрыть раскрытый список, нужно щелкнуть по значку “-” сложного свойства.

В верхней части окна Инспектора объектов располагается раскрывающийся список всех помещенных на форму компонентов. Поскольку форма сама по себе является компонентом, ее имя также присутствует в этом списке.

Если вы случайно или намеренно сделаете окно невидимым, нажмите F11 или выберите опцию view | object inspector, чтобы оно вновь появилось на экране.

Окно кода программы предназначено для создания и редактирования текста программы.

Первоначально окно кода содержит минимальный исходный текст, обеспечивающий нормальное функционирование пустой формы в качестве полноценного Windows-окна. В ходе работы над проектом программист вносит в него необходимые дополнения, чтобы придать программе нужную функциональность.

С версии 6 на нижней кромке окна кода располагаются две закладки - Сode и Diagram. Щелчок по последней активизирует страницу диаграмм (рис. 9). Первоначально эта страница пуста. Чтобы наполнить ее, нужно “перетащить” мышью два и более компонента из окна Инспектора компонентных связей. Окно пристыковано к верхней части окна браузера. Чтобы перетащить компоненты в поле диаграмм, нужно нажать и удерживать клавишу Shift, после чего щелкнуть по компонентам и, продолжая удерживать Shift, переместить указатель мыши в поле диаграмм и щелкнуть по нему левой кнопкой.

Рис. 9  - Пример страницы диаграмм

Проект Delphi

Проект Delphi состоит из форм, модулей, установок параметров проекта, ресурсов и т.д. Вся эта информация размещается в файлах. Многие из этих файлов автоматически создаются Delphi. Ресурсы, такие, как битовые матрицы, пиктограммы и т.д., находятся в файлах, которые вы получаете из других источников или создаете при помощи многочисленных инструментов и редакторов ресурсов, имеющихся в вашем распоряжении. Кроме того, компилятор также создает файлы.

Характеристика основных файлов, используемых при создании выполняемого файла приложения, представлена в таблице 3.

Таблица 3

Головной файл проекта (.dpr)

Этот текстовый файл используется для хранения информации о формах и модулях. В нем  содержатся операторы инициализации и запуска программы на выполнение

Файл модуля (.pas)

Каждой создаваемой вами форме, а также и каждому фрейму соответствует текстовый файл модуля, используемый для  хранения кода. Иногда вы можете создавать    модули, не связанные с формами. Многие из функций и процедур Delphi хранятся в модулях

Файл формы (.dfm)

Это двоичный или текстовый файл, который создается Delphi для хранения информации о ваших формах. Каждому файлу формы соответствует файл модуля (.pas)

Файл параметров проекта (.dfo)

В этом файле хранятся установки параметров проекта

Файл ресурсов (.res)

Этот бинарный файл содержит используемую проектом пиктограмму и прочие ресурсы

Файл группы файлов (.bpg)

Этот файл, создается, если вы работаете с группой проектов

Файл пакета (.dpk)

Это двоичный файл пакета (package)

Файлы резервных копий (*.~dp, * .~df, *. ~pa

Это соответственно файлы резервных копий  для файлов проекта, формы и модуля. Если вы что-то безнадежно испортили в своем проекте, можете соответственно изменить расширения этих файлов и таким образом вернуться к предыдущему не испорченному варианту

Исполняемый файл (.ехе)

Это исполняемый файл вашего приложения. Он является автономным исполняемым файлом, для которого больше ничего не требуется

Объектный файл модуля (.dcu)

Это откомпилированный объектный файл модуля (.pas), который компонуется в окончательный исполняемый файл

Иерархия объектов

Все компоненты Delphi порождены от класса TComponent, в котором инкапсулированы самые общие свойства и методы компонентов. Предком TComponent является класс TPersistent, который произошел непосредственно от базового класса TObject.

Класс TPersistent передает своим потомкам важный виртуальный метод  с помощью которого поля и свойства объекта source копируются в объект, вызвавший метод Assign.

Класс TComponent служит базой для создания как видимых, так и невидимых компонентов.

Большинство видимых компонентов происходит от класса ТСоntrol. Два наследника этого класса - TWinControl и TGraphicControl определяют две группы компонентов: имеющие оконный ресурс TWinControl и его потомки и не имеющие этого ресурса - TGraphicControl.

Оконный ресурс - это специальный ресурс Windows, предназначенный для создания и обслуживания окон. Только оконные компоненты способны получать и обрабатывать сообщения Windows. Фрагмент иерархии объектов представлен на рис.10.

Рис. 10 – Фрагмент иерархии объектов

Свойства компонентов, динамическое изменение свойств. События и обработчики событий. Методы компонентов

Свойство является важным атрибутом компонента. Свойства служат двум главным целям. Во-первых, они определяют внешний вид формы или компонента. А во-вторых, свойства определяют поведение формы или компонента.

Существует несколько типов свойств, в зависимости от их “природы”, т.е. внутреннего устройства.

Простые свойства - это те, значения которых являются числами или строками. Например, свойства Left и Top принимают целые значения, определяющие положение левого верхнего угла компонента или формы. Свойства Caption и Name представляют собой строки и определяют заголовок и имя компонента или формы.

Перечислимые свойства - это те, которые могут принимать значения из предопределенного набора (списка). Простейший пример - это свойство типа Boolean, которое может принимать значения True или False.

Вложенные свойства - это те, которые поддерживают вложенные значения (или объекты). Object Inspector изображает знак “+” слева от названия таких свойств. Имеется два вида таких свойств: множества и комбинированные значения. Object Inspector изображает множества в квадратных скобках. Если множество пусто, оно отображается как []. Установки для вложенных свойств вида “множество” обычно имеют значения типа Boolean. Наиболее распространенным примером такого свойства является свойство Style с вложенным множеством булевых значений. Комбинированные значения отображаются в Инспекторе Объектов как коллекция некоторых величин, каждый со своим типом данных. Некоторые свойства, например, Font, для изменения своих значений имеют возможность вызвать диалоговое окно. Для этого достаточно щелкнуть маленькую кнопку с тремя точками в правой части строки Инспектора Объектов, показывающей данное свойство.

Все изменения значений свойств компонент в режиме выполнения должны осуществляться путем прямой записи строк кода на языке Паскаль. В режиме выполнения невозможно использовать Object Inspector. Однако, доступ к свойствам компонентов довольно легко получить программным путем. Все, что Вы должны сделать для изменения какого-либо свойства - это написать простую строчку кода аналогично следующей:

Имя компоненты.Свойство := Значение;

Пример:

Button1.Caption := ‘Выход’;  // надпись на кнопке

Объекты из библиотеки визуальных компонент (VCL) Delphi, равно как и объекты реального мира, имеют свой набор свойств и свое поведение - набор откликов на события, происходящие с ними. Список событий для данного объекта, на которые он реагирует, можно посмотреть, например, в Инспекторе Объектов на странице событий. Существует соглашение по названиям данных свойств (таблица 4).

Таблица 4 – Список событий

Название

события

Описание

OnClick

Щелчок мыши на компоненте и некоторые другие действияИ пользователя

OnDblClick

Двойной щелчок мыши на компоненте

OnMouseDown

Нажатие клавиши мыши над компонентом. Возможно расшЯ знавание нажатой кнопки и координат курсора мыши

OnMouseMove

Перемещении курсора мыши над компонентом. Возможно раН познавание нажатой кнопки и координат курсора мыши

OnMouseUp

Отпускание ранее нажатой кнопки мыши над компонентом. Я Возможно распознавание нажатой кнопки и координат курсо-И ра мыши

OnEnter

Событие в момент получения элементом фокуса в результате манипуляции мышью, нажатия клавиши табуляции или программной передачи фокуса

OnExit

Событие в момент потери элементом фокуса в результате манипуляции мышью, нажатия клавиши табуляции или программной передачи фокуса

OnKeyDown

Событие наступает при нажатии пользователем любой клавиши. Можно распознать нажатые клавиши, включая функциональные, и кнопки мыши, но нельзя распознать символ нажатой клавиши

OnKeyPress

Событие наступает при нажатии пользователем клавиши символа. Можно распознать только нажатую клавишу символа, различить символ в верхнем и нижнем регистре, различить символы кириллицы и латинские, но нельзя распознать функциональные клавиши и кнопки

OnKeyUp

Событие наступает при отпускании пользователем любой клавиши. Можно распознать нажатые клавиши, включая функциональные, и кнопки мыши, но нельзя распознать символ отпускаемой клавиши |

Поведение объекта определяется тем, какие обработчики и для каких событий он имеет. Создание приложения в Delphi состоит из настройки свойств используемых объектов и создания обработчиков событий.

События – процедуры обработки, создаються в Инспекторе Объектов, во вкладке Events. Для того что-бы создать обработчик события необходимо напротив строки данного события щелкнуть два раза. Появиться процедура обработки в окне кода программы.

Procedure ИмяФормы.ИмякомпонентыИмяСобытия(без ON)(параметры);   

Пример: для компоненты Button1 вызывается событие ONClick, размещенной на форме Form1.

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

 // тело процедуры

end;

Методы – это процедуры и фукции для работы с компонентами. Они имеют общий вид:

Имя компоненты. Имя метода  [(параметры)];

Пример:

Edit1.Clear;      // очистка содержимого

Memo1.Lines.Add (‘новая строка’);  // добавление новой строки

OpenDialog1.FileName(‘f:\work\primer.txt’);   // открытие файла


TObject

TScreen

TPrinter

TComponent

TList

TException

TTimer

TControl

TApplication

TGraphicControl

TWinControl


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46536. Types of Careers in Tourism 19.25 KB
  Tour guides are the most visible form of employment in the tourism industry, and what most people think of when they think of a job in tourism. Whether you guide a group of students through a museum in London or teach passengers on an Alaskan cruise about local wildlife, tour guides are the point of contact for many tourists. Tour guides are expected to be well-spoken, patient, knowledgeable in their field and presentable
46537. Двусвязные (двунаправленные) списки 19.28 KB
  Большинство функций реализующих двунаправленные списки аналогичны тем что используются для реализации однонаправленных списков. Вопервых следует заметить что для создания методов двусвязного списка требуется немного больше усилий та как теперь нужно менять два указателя в отличие от односвязных списков. Как я уже написал выше рассматривать методы двусвязных списков мы не будем. Классы необходимые для реализации двусвязных списков вы можете посмотреть здесь.
46538. Договор поставки и его особенности 19.45 KB
  Договор поставки обычно включает следующие реквизиты: название документа; порядковый номер документа; дата заказа; название и адрес заказывающей компании; ответственность за заказ указывается контактная информация для выяснения поставщиком всех вопросов связанных с заказом МР; реквизиты поставщика МР; наименование товара; количество и качество товара; спецификация запрашиваемых МР; цена заказываемого товара; условия и срок поставки; условия платежа; характеристика тары и упаковки; порядок приемкисдачи; расчетные счета сторон договора. К...
46539. Методика организации уроков-бесед по изобразительному искусству 19.56 KB
  Ценность урокабеседы заключается в том что взрослый учит ребенка логически мыслить помогает думать. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психологопедагогическая характеристика охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка. Хотя данная форма в специальном образовании уже редко практикуется в массовых школах и дошкольных учреждениях она является одной из форм описания психологом учителем воспитателем индивидуального состояния...
46540. Методика освоения декоративной росписи 19.58 KB
  План: цель и задачи методики содержание обучения методике освоения дрметоды и приемы обучения средства обучения Усиление познав активности на уроках по ДР. Структура урока освоения декоративной росписи: орг. Для урока характерны специфические признаки: 1. Структура урока и методика его проведения зависят от дидактических целей и задач которые решаются в процессе обучения.
46541. Художественные способности, задатки и склонность к изо-деятельности. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках ИЗО 19.6 KB
  Понятие непрерывного образования. Современная общеобразовательная школа как базовое звено непрерывного образования. Главный вопрос связанный с непрерывным образованием задется учеными поразному: образование на всю жизнь или образование через всю жизнь Одной из центральных идей должна стать идея перехода от школы знаний к школе культуры рассмотрение образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника. Непрерывность будет обеспечена если при проектировании системы образования будут учтены и рассмотрены условия для...
46542. Система управления охраной труда (СУОТ) в РФ 19.65 KB
  Значение Ксп = А Б А 31 Где А общее количество работающих на момент проверки 1 раз в месяц в подразделении; Б количество работающих с нарушениями правил и инструкций ОТ. n; Тс количество требований БТ соответствующих требованиям стандартов по данному оборудованию или процессу; Тс общее количество требований БТ по данному оборудованию или процессу; n количество единиц оборудования или процессов на участке; Ктбу1 Ктбу2 Ктбуm коэффициент технической безопасности участков 1 2 . m по оборудованию или процессам; m ...
46543. Подходы и методы, используемые для определения рыночной стоимости застроенных земельных участков 19.69 KB
  Методические основы оценки рыночной стоимости земельных участков Рыночную стоимость имеют те земельные участки которые способны удовлетворять потребности пользователя потенциального пользователя в течение определенного времени принцип полезности. Методы оценки Оценщик при проведении оценки обязан использовать или обосновать отказ от использования затратный сравнительный и доходный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки.