7800

Реформы Петра 1

Доклад

Педагогика и дидактика

Реформы Петра 1. Преобразования в сфере культуры Пётр I изменил начало летосчисления с так называемой византийской эры (от сотворения Адама) на от Рождества Христова. 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова. Однако...

Русский

2013-01-28

29.5 KB

5 чел.

Реформы Петра 1.

Преобразования в сфере культуры

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова. Однако эта реформа не затронула юлианский календарь как таковой — изменились только номера годов.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями устаревшего образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета[9], появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси» были исключены. Петром созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году. Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Таким образом знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.

Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

Постепенно в правящей среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.

 Образование

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61903. ЯРМАРОК ПЕДАГОГІЧНИХ ІДЕЙ 27.5 KB
  вчитель математики МЕТА: використання на уроках теоретичного матеріалу для пояснення теми Чотирикутник з використанням презентацій і вчителя і учня Завдання: узагальнити теоретичний матеріал з тем: Чотирикутник і його елементи Паралелограм та його властивості Прямокутник та його властивості Ромб та його властивості Квадрат Опис даної розробки. В даній презентації узагальнено теоретичний матеріал з тем: Чотирикутник і його елементи Паралелограм та його властивості Прямокутник та його властивості Ромб та його...
61905. Творчість лауреата Міжнародної премії ім. Г.Сковороди, Заслуженого діяча мистецтв України поета Михайла Шевченка 68.5 KB
  Мета. Ознайомити із творчістю поета-земляка; розбудити творчу уяву й почуття всеосяжності поетичного слова; виховувати любов до отчого краю, його культури.
61906. Шкафчик и 3D дверь сложной формы 386 KB
  Начнем работу в видовом окне Front (Вид спереди). Создайте Box со следующими параметрами: Length (Длина) 75; Width (Ширина) 60; Height (Высота) 1,5 и сегментами Length Segs равным 7...
61908. Шкільне дитинство успіхом розквітне і дзвоником останнім продзвенить! 27.5 KB
  Вед. Любі друзі! Радісно й привітно Зустрічає нас цей день крилатий. Чаром дивовижним сонце квітне, Бо у школі нині – світле свято. Вед. Скільки в ньому щемної надії, Скільки сподівань на щастя, ласку! В день такий – сповняються надії І дарують серцю тиху казку.
61909. Сценарій уроку: Шляхи інтеграції України в Європу 37 KB
  Ви імітуєте засідання Ради Національної Безпеки та Оборони України. Президент України поставив перед Вами завдання розробити Проект і Програму Із забезпечення інтеграції України в Європу. Під час обговорення в групі Ви повинні висвітлити такі напрямки Проекту...