78026

Задачи и методы специальной психологии

Реферат

Психология и эзотерика

Специальная психология изучает причины сущность и закономерности отклоняющегося нарушенного психического развития психологические особенности детей с недостатками в развитии познавательной деятельности и эмоционально волевой сферы личности.

Русский

2015-02-06

75.5 KB

2 чел.

Содержание


Введение

1.Краткий исторический очерк

2.Связь со смежными дисциплинами

3. Специальная психология

1.1 Объект и предмет специальной психологии

1.2 Задачи специальной психологии

1.3 Методы специальной психологии

Заключение

Литература

Введение 

На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии. Отклонения в развитии психики в дефектологических исследованиях изучались с клинических, психологических и педагогических позиций.

С 90 х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии.

Специальная педагогика стала рассматриваться как самостоятельная отрасль педагогического знания, тесно связанная со смежными науками, в первую очередь с медициной и со специальной психологией.

Специальная психология изучает причины, сущность и закономерности отклоняющегося (нарушенного) психического развития, психологические особенности детей с недостатками в развитии познавательной деятельности и эмоционально волевой сферы, личности.


1.Краткий исторический очерк

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением, так называемых душевных или психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17 — 19 веках, сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

  В 20 веке психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако, до сих пор по сложившейся векам традиции, за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

 С 19 века психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

 Таким образом, психология  в своем развитии прошла несколько этапов:

·   1 этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

·   2 этап — психология как наука о сознании. Возникает  в  17в.  В связи с развитием естественных наук, способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

·   3 этап — психология как наука о поведении.  Возникает в 20в. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно, поведение, поступки и реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).  

·   4 этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

  История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году основанием в Лейпциге немецким психологом  В. Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. В 1885 году в.м. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

2. Связь со смежными дисциплинами.

 Являясь составляющей научного знания, специальная психология, тесно взаимодействует с рядом смежных научных областей и использует их данные при разработке теории и практической реализации.

 Специальная психология связана со многими другими науками, которые можно объединить в несколько блоков:

1)медицинский блок - физиология, анатомия, невропатология, психиатрия, офтальмология оториноларингологией и др.;

2)  гуманитарный блок - социология, философия, психология во всех ее разновидностях и др.;

3)  педагогический блок - общая педагогика, дефектология.

 Клиническая дисциплина изучает этиологию, патогенез заболевания, симптомы и синдромы, прогноз заболевания, занимается лечением и профилактикой. Связь специальная психология с физиологией, невропатологией, психиатрией позволяет понять особенности ВНД, законности физиологических процессов, своеобразие психики  реабилитации  с различной патологией, и, опираясь на клинико-психические особенности детей, дидактически правильно выстроить психокоррекционный процесс.

3. Специальная психология

Специальная психология - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы.

Изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры головного мозга, и детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.

Разделы социальной психологии:

тифлопсихология - психология слепых;

сурдопсихология - психология глухих;

олигофренопсихология - психология умственно отсталых;

патопсихология - психология распада деятельности психической и болезненных свойств личности, и пр.

логопсихология - психология лиц с речевыми расстройствами.

Специальная психология, как и специальная педагогика (тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика логопедия и пр), входит в состав дефектологии - комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

Выявлено, что первичный дефект (например, глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения психического развития (вторичный дефект) и перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и пр. (третичные отклонения).

На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.

Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.


3.1 Объект и предмет специальной психологии


Объект специальной психологии как науки - это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности).

Предмет специальной психологии - различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.

3.2 Задачи специальной психологии


1. Изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения;

2. Создание методов и средств  психологической диагностики нарушений развития;

3. Разработка средств психологической коррекции недостатков развития;

4. Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;

5. Психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;

6. Психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками;

7. Психологическая коррекция дезадаптации. В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик.

3.3 Методы специальной психологии


В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:

1. Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент - это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт.

2. Наблюдение - целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.

3. Изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.),

4. Анкетирование - группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

5. Проективные методики (предназначены для диагностики личности):

Методики структурирования - формирование стимулов, предание им некоторого смысла.

Методики конструирования - создание из деталей осмысленного целого.

Методики интерпретации - это толковывание  каких-либо событий, ситуаций.

Методики дополнения - например: незаконченное предложение.

Методики экспрессии - рисование.

Методики катарсиса - игровая деятельность в особо организованных условиях.

Методики импрессии - предпочтение одних стимулов другим.

6. Обучающий эксперимент - форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.

7. Условно-рефлекторные методики. Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучен.

Заключение:

Специальную психологию можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

В центре внимания специальной психологии — дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.

Основной целью специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений.

Основная цель службы реализуется через решение диагностических, коррекционных, профилактических и организационно-просветительских задач.


Литература

Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1992. - Т.2.

Гонеев А.Д. "Основы коррекционной педагогики" / и др. - Москва: Академия, 2001.

Зайцев И.А., Кукушин В.С., Ларин Г.Г. и др. "Коррекционная педагогика" - Ростов н/Д.: Март, 2002.

Назарова Н.М. "Специальная педагогика" / - Москва

Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 480 с.

Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. - М., 1996.

Речинская Е.Г. "Сурдопедагогика" / - Москва, 2005.

Семаго М. "Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка" / М. - Москва: Аркти, 1999.

Словарь-справочник. "Коррекционная педагогика и специальная психология" / Сост. Н.В. Новотворцева - Москва: Академия развития, 1999.

Специальная педагогика. Хрестоматия" / Н.М. Назарова, Г.Н. Пенин - Москва, 2008.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34535. Жанровое и стилевое своеобразие Прозы М. Пруста. Повествовательная организация романа В сторону Свана 16.84 KB
  цикл В поисках утраченного времени т. Герой испытывает подлинный интерес к литературе и искусству но его собственные творческие попытки в течение долгого времени безрезультатны. Лишь в последнем романе цикла Обретённое время герой начинает писать роман о своей жизни ибо убеждается в том что только художественное творчество основанное на интуиции сообщает смысл человеческому существованию утраченному времени . привлекают внимание к явлениям субъективного восприятия пространства и времени и особенно непроизвольной памяти; внутренняя...
34536. Традиция семейного романа во франц. л-ре 20 в. (Р. Роллан, Ф. Мориак, Э. Базен) 15.92 KB
  Приступая к рассмотрению многотомных семейных циклов которые продолжают появляться во французской литературе послевоенного периода следует поставить вопрос о характере этого жанра как такового.Прежде всего надо отметить что то обстоятельство что сюжеты этих циклов связаны рамками одного или нескольких семейств отнюдь не означает их асоциальности. Во Франции например начиная с РугонМаккаров вплоть до Семьи Тибо и до нынешних послевоенных семейных циклов все это подчеркнуто социальные произведения которые выходят далеко за пределы...
34537. Проблема гуманизма в произведениях А. Де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как сказка-притча 18.04 KB
  Маленький принц как сказкапритча. Маленький принц был написан в 1943 году и трагедия Европы во второй мировой войне воспоминания писателя о разгромленной оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. То что Маленький принц сказка мы определяют по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя сказочные персонажи Лис Змея Роза. Прообразом литературной сказки Маленький принц можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц изза несчастной любви...
34538. От Сюрреализма к соцреализму. Арагон и Элюар 18.91 KB
  Арагон и Элюар СЮРРЕАЛИЗМ Мировой центр – Париж но среди участников движения были и немцы и чехи и американцы. Участники необычайно имениты: Арагон Ренуар Дали и т. Арагон поэт и романист которому принадлежит видное место во французской литературе социалистического реализма крупный общественный деятель. стала для Арагона первой школой жизни.
34539. Своеобразие мифотворчества Ф. Кафки 18.94 KB
  Странность Грегоранасекомого в том что он начинает превращаться и превращается не в насекомое а в Человека. Звучит абсурдно но мизансцена свидетельствует о том что Грегор трутень на нем паразитирует вся семья. Грегор Замза просыпаясь утром понимает кто он есть на самом деле и образ жука здесь служит символом очищения души ее возрождении и освобождении от гнета. Грегор человек в обличии насекомого; его родичи насекомые в человеческом облике.
34540. Теория эпического театра и Конфликт и его худ. воплощение в пьесах Брехта 17.5 KB
  Среди наиболее знаменитых пьес эмиграции Матушка Кураж и ее дети 1939. В условиях 30х годов Матушка Кураж звучала конечно как протест против демагогической пропаганды войны фашистами и адресовалась той части немецкого населения которая поддалась этой демагогии. Сущность эпического театра становится особенно ясной в связи с Матушкой Кураж . Поэтому в Матушке Кураж столь последовательный и выдержанный даже в мелких деталях подлинный лик жизни.
34541. Тема «потерянного поколения» в литературе 1 половины 20 в. (Э.М. Ремарк, Р. Олдингтон, Ф.С. Фицджеральд, Э. Хемингуэй и др.) 17.11 KB
  и Хемингуэя Прощай оружие. Все вы потерянное поколение эпиграф Хемингуэя затем стал лит. Они индивидуалисты и надеются как герои Хемингуэя лишь на себя на свою волю а если и способны на решительный общественный поступок то сепаратно заключая договор с войной и дезертируя. Хемингуэй рассказал о возвращении с войны сборник рассказов В наше время 1925 о сущности неприкаянной жизни фронтовиков и их подруг об одиночестве невест не дождавшихся возлюбленных Фиеста 1926 о горечи прозрения после первого ранения и утраты...
34542. Тема антифашистского сопротивления в творчестве А. Зегерс 15.34 KB
  Зегерс. Анна Зегерс 19001983 – псевдоним. Роман Седьмой крест давно признан лучшим романом Зегерс. В Седьмом кресте наиболее отчетливо сказалось замечательное умение Анны Зегерс показывать людей в нерасторжимом единстве личного и общественного ставить острые политические вопросы времени обращаясь к частной будничной жизни широких слоев народа.
34543. Исторический роман 13.83 KB
  В пределах этой общей характеристики исторического романа нового типа диапазона переходов и разновидностей достаточно велик: от модернизации истории т. романа в котором исторически достоверны сюжет основные факты описание быта национальный и временный колорит но в конфликты и отношения героев внесены современные мотивировки и проблемы Безобразная герцогиня или Еврей Зюсс Л. романа представляющего собой в сущности исторически костюмированную современность романа намеков и иносказаний в котором в условноисторической оболочке...