78032

Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка

Реферат

Педагогика и дидактика

Система современного образования не активирует в достаточной степени внутренние мотивы учения. Она диктует ребёнку свои условия и не оставляет места для его вопросов. В результате школьник перестаёт их задавать, теряет интерес к окружающему миру и, соответственно, к обучению.

Русский

2015-02-06

113 KB

1 чел.

32

Министерство образования Ставропольского края

Отдел образования Новоалександровской

районной государственной Администрации

ГОУ СОШ № 2

«Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка».

Подготовила учитель ГОУ СОШ № 2

Чернышова Т.П.

ст. Григорополисская

2002 год.


ПЛАН

  1.  Введение. Развитие интереса к урокам русского языка.
  2.  Основная часть. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка.

1). Организация игры. Роль и место преподавателя в игре.

2). Игра на уроках русского языка.

а) Грамматические игры.

б) Игры-путешествия.

в) Игры-загадки.

г) Игры-соревнования.

д) Деловые игры.

е) Ролевые игры по культуре речи.

III. Заключение.


I. Развитие интереса к урокам русского языка.

Подготовка думающих молодых людей высокой гуманитарной культуры, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без воспитания  в учениках осознанной  любви  к родному языку, заинтересованного отношения к нему как к одному из школьных предметов.

Важнейшее условие заинтересованного отношения ребёнка к предмету— это личность педагога, его увлечённость своим делом. Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика — люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». Но сейчас мало любить и знать свой предмет. Необходимо ещё и знание учителем возрастных психологических особенностей детей, и применение педагогом на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения. «Разнообразие — добрый знак хорошего преподавания», — говорил Буслаев.

Система современного образования не активирует в достаточной степени внутренние мотивы учения. Она диктует ребёнку свои условия и не оставляет места для его вопросов. В результате школьник перестаёт их задавать, теряет интерес к окружающему миру и, соответственно, к обучению.

Для формирования постоянного интереса нужно создать временные, внешние мотивы обучения и через них подойти к внутренним. (К внешним относятся: желание получить хорошую оценку, обеспечить собственное благополучие, избежав неприятностей с учителями и родителями, и тому подобное. Среди внутренних можно выделить: познавательный интерес к изучаемому материалу, интерес к процессу обучения, желание найти объяснение непонятным явлениям).

Поставленной цели можно достичь разными средствами. Нельзя допускать скуки и однообразия на уроках. Толчком к заинтересованности может стать эмоциональное возбуждение ребёнка, которое, в свою очередь,


достигается с помощью стимулов. В отличие от мотива, представляющего собой, по выражению А.Н. Леонтьева, трансформацию внешних целей в цели самой личности, стимул рассматривается как внешний фактор. Мотив более

индивидуален в своих проявлениях, чем стимул.

Перечислим основные стимулы и средства их создания.

  1.  Удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи. Учитель рассказывает о неизвестных, необычных явлениях, помогает детям по-новому взглянуть на уже знакомые факты.
  2.   Потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления

трудностей.

III.     Эмоциональное оживление, вызванное сменой деятельности,

переключение внимания с одного объекта на другой.

IV.   Получение эстетического наслаждения. (Может быть обеспечено выбором примеров, иллюстрирующих орфографическое или пунктуационное правило. Это могут быть тексты, в которых присутствует описание природы или произведений искусства и т.п.).

  V.  Эмоциональное благополучие ребёнка в классе. (Эмоциональное благополучие обеспечивают: индивидуальный подход к каждому ученику, самостоятельная работа, самоконтроль, основанное на доверии учителя к учащимся, доброжелательное отношение к детям и т.д.).

В развитии интереса школьников к русскому языку немаловажное значение приобретает введение элементов игры на уроке.

II. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка.

Игра сопровождает человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений.

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.1 Действительно, в игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, т.е. она обеспечивает познание и усвоение самой деятельности, способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию личности.

А.С. Макаренко, Н.К. Крупская и другие педагоги утверждают, что надо широко применять игру в учебном процессе, так как она даёт возможность облекать познание мира в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. С возрастом, пишут психологи, потребность в игре не исчезает, меняется лишь её характер и уменьшается время, которое ей уделяют.

Учитель должен хорошо понимать, что только в игре ребёнок раскрепощается, он может и творить, и познавать в творчестве. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Психолог А.Н. Лук пишет: «В игре нет принуждения, а также нет непосредственно жизненной, так называемой  утилитарной  необходимости.   Это  чисто  добровольная деятельность» 2.

Так как учёба (особенно в детском возрасте) часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость, в свою очередь, стимулирует расположение к учебному предмету,

1Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Я. Ярошевского. М., 1985

повышает интерес к нему. Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуя развитию интереса не только к игре, но и к самому учебному предмету.   «Развитие   интереса   имеет   определённую   тенденцию:

заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Да и не во всякой игре её форма является чем-то только внешним, безразличным для существа дела»3.

Игра даёт возможность оценить себя на фоне других учеников. Умение же оценить себя правильно - это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.

Игра выдвигает как бы новый критерий оценки. Ведь победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, «кто не просто располагает хорошей «кладовой памяти», но и может с умом пользоваться её богатствами»4.

Игра характеризуется наличием двух планов. С одной стороны, играющий выполняет реальные действия, связанные с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой стороны, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью, наказуемостью и дать волю фантазии, сняв барьер страха, боязнь быть смешным, получить плохую отметку и т.д.

Игра требует сотрудничества всего коллектива. Она создаёт атмосферу здорового соревнования, мобилизует творческие возможности учащегося, так как от его ответа зависит не только личная отметка, но и победа команды. Игра, следовательно, вырабатывает у учащегося чувство долга перед коллективом.

2 Лук А.Н.. Эмоции и личность. М., 1982. с.75.

3 Бондаренко С.М. Урок — творчество учителя. М., 1974 с.28

4 Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1983 с.6


А.С. Макаренко писал, что усилия, которые ученик делает в игре, плодотворны, что в игре незаметно для себя учащиеся вырабатывают навыки

и умения, которые пригодятся им в жизни. Игры помогают не только проявить способности, но и совершенствовать их. Игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие как обучения, так и воспитания, требуя от участников большого умственного напряжения и принося в то же время большое удовлетворение.

1) Организация игры. Роль и место преподавателя в играх.

Успешность проведения игры на занятии целиком зависит от преподавателя. Педагог должен организовать творческую игру учащихся, умело ввести их в неё, заинтересовать.

Что для этого необходимо и как это сделать?

1. При игре недопустимы отношения, которые существуют в условиях репродуктивного обучения (имитация, подражание моделям) и строятся на взаимоотношениях «учитель-ученик», чаще всего основанных на авторитарности учителя. Во время игры преподаватель должен создать в группе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность преподавателя, поощрение, одобрение действий учащихся.

Доверительность и доброжелательность поддерживаются тем, что преподаватель тоже как бы участвует в игре, а не является сторонним наблюдателем. Преподаватель, стимулируя деятельность учащихся, остаётся «за занавесом» - он режиссёр, учащиеся — актёры.

2. Особенностью игр, как отмечалось, является и коллективный характер. Начинается совместная деятельность в рамках «ученик-ученик», «ученик-ученики». Причём, отношения строятся на основе сотрудничества: учащиеся общаются, обмениваются знаниями, идеями,  сюжетами,  фактами  и  т.д.  Задача  педагога—культивировать сотрудническое начало у учащихся. Он должен быть внимательным, уметь наблюдать и видеть каждого учащегося, не допуская конфликтных ситуаций.

Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня владения русским языком. При этом обязательно в каждой команде должен быть лидер.

Кто должен быть ведущим в игре?

Вначале, пока учащиеся привыкают к игре, преподаватель — ведущий, и судья, и участник игры, но постепенно он должен отходить на задний план, предоставляя как можно больше инициативы учащимся, но всегда оставаясь участником игры.

3. Любая игра, предлагаемая преподавателем, должна быть им глубоко продумана и хорошо подготовлена.

4. Преподаватель должен быть очень внимателен к тому, насколько его учащиеся подготовлены к игре в языковом плане, особенно к к творческим играм, где учащимся предоставляется большая

самостоятельность.

1) Игры на уроках русского языка.

    а) Грамматические игры

Грамматические игры-упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для игр служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, преподносимые особым образом.

Грамматические упражнения, предназначенные для игр, имеют свои особенности. Подбираются чаще всего такие упражнения, которые позволяют вовлечь в работу большое количество учащихся, вызвать активность детей и наглядно показать результат соревнования. Они могут применяться на уроках различного характера, и прежде всего на уроках объяснения нового материала. Разумнее всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности школьников.

Ещё большие возможности открываются для игр-упражнений на уроках закрепления изучаемого материала, а также на уроках обобщающего повторения, охватывающих большую тему. Для таких уроков учитель отбирает игры, требующие применения многих правил, например ;

«Найди свою пару».

Эта игра обычно проводится с целью закрепления и повторения орфографических правил по какой-либо теме. Класс делится на две группы. На доске столбиком написаны слова с разными орфограммами, а на столе учителя лежат карточки со словами на те же правила. Учащиеся — по очереди от каждой группы — подходят к столу, вытаскивают карточку, на которой написано слово на определённое правило, и, подумав, записывает его против слова на доске с тем же написанием, вставляя пропущенные буквы в том и другом слове. Учитель наблюдает, за ходом игры и ведёт учёт ошибок. Побеждает та группа, которая меньше сделает ошибок. Игра развивает аналитические способности, умение сопоставлять внешне сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правил.

Однако, возможно проведение некоторых игр и в начале урока, особенно в тех случаях, когда к ним учащиеся готовились дома. Изредка можно использовать игру как своеобразную форму словарного диктанта, орфографической пятиминутки. Для этого можно, например, взять игру

«Парный выход»

Соревнуются рядом сидящие ученики. К доске выходят по два ученика, по одному от каждой стороны. Под диктовку учителя они пишут 1—2 слова. Слова, диктуемые учителем, записывают все ученики. Эта игра с успехом может проводиться как средство проверки правописания трудных слов, словарных. Вместо диктовки можно предложить учащимся выходить к доске и записывать свои примеры на правило, указанное учителем;

написать предложение и расставить знаки препинания и т.п.

Игра вносит интерес и в работу, предшествующую написанию обучающих изложений, творческих и предупредительных диктантов, вызывает активность учащихся. Например, учитель наметил провести изложение с целью закрепления темы «Обособленные определения». Эту работу он начинает с выразительного чтения связного текста, насыщенного нужными   конструкциями.   Затем   проводится,   например,   игра «Грамматическая эстафета». Учащиеся выбирают из текста и выписывают на доске определения, распространенные и нераспространенные, вместе с определяемыми словами, объясняют знаки препинания. Затем текст читается ещё раз, и учащимся предлагается восстановить его.

Большой эффект даёт проведение игр-упражнений на уроках работы над ошибками. Чтобы игра проходила более активно, ей предшествует коллективная работа над наиболее трудными типичными ошибками. Можно применить, например, игру

«Кто дольше продержит мелок?»

На доске чертится обычная форма для объяснения ошибок из трёх колонок. В первой учитель или сами учащиеся пишут правильно слова, в которых сделаны ошибки; во второй объясняют и проверяют написанные слова; в третьей приводят дополнительные примеры. Если ученик не в состоянии объяснить написание или допускает какую-либо ошибку, мелок передаётся в другую команду.

Упражнения для игры должны быть составлены так, чтобы возбуждать дух соревнования и не приучать учащихся к механической работе. Для этого полезно чередовать в упражнении лёгкие грамматические операции с более трудными, ставить детей перед орфографическими и пунктуационными трудностями. Например, школьники очень часто механически запоминают правило о правописании суффиксов -ан-, -ян- с одним к и не обращают внимание на то, что прилагательные с этим суффиксом обозначают материал, из которого что-либо сделано. Поэтому полезно включить в упражнение слова с другим значением и написанием (почвенные воды, замасленный комбинезон, болезненный вид). Учащиеся, допустив ошибку, начинают работать вдумчивее, принимая во внимание и значение морфем.

В упражнения для игр необходимо включать слова, словосочетания, противопоставляемые друг другу в каком-либо отношении. Учащиеся часто смешивают различные грамматические, орфографические и пунктуационные явления, имеющие какое-либо сходство: приставки при- и пре-, окончания родительного, дательного и предложного падежей существительных I и II склонения и т.д. Игры, основанные на сопоставлении, развивают анализирующие способности детей.

Игра «В две колонки»

Класс делится на две соревнующиеся группы. Учитель диктует слова вразбивку с двумя разными написанъями, а ученики должны быстро применить правило и записать слово в одну из 2-х колонок тетради, например: «Приставка пре-» и «Приставка при-».

Некоторые темы для данной игры: о и ё после шипящих; глаголы I и II спр.; суффиксы причастий -ущ-, -ющ- и -ащ-, -ящ-; суффиксы существительных -ек- и –ик- и др.

При подготовке к уроку учитель должен не только правильно выбрать упражнение, соответствующее цели урока, но и наиболее приемлемый для данного урока вид игры. Одно и то же упражнение может быть выполнено в различной игровой форме, и выбор игры зависит от учителя, от тех задач, которые он ставит перед собой. Одни игры развивают орфографическую или пунктуационную зоркость, другие учат приёмам применения правил, третьи расширяют словарный запас учащегося. Иногда тот или иной вид может привлечь учителя тем, что позволяет быстро и легко проверить, как понят учащимися учебный материал. Таковы, например, игры, во время которых учащиеся должны поднимать руки или показывать карточку с нужной орфограммой или пунктограммой.

Но не только учитель должен готовиться к игре. Некоторые игры не могут пройти успешно без предварительной домашней работы учащихся. Нельзя, например, хорошо провести игру, требующую от учащихся приведения пословиц, поговорок, загадок или ярких примеров из художественной литературы на определённые правила, без домашней подготовки к ней.

Игры-упражнения могут проводиться в устной и письменной форме. Целесообразность применения той или иной формы игры с методической точки зрения определяется содержанием грамматического материала и времени, которым располагает учитель. Устные формы игры являются более экономными по времени. Они обычно предшествуют письменным работам, подготавливая орфографические и пунктуационные навыки, предупреждая ошибки. Устные упражнения целесообразны и в том случае, когда на уроке уже было много письменных упражнений и внимание к ним учащихся ослабло. Однако проведение упражнений в письменной форме более желательно,   ибо   орфографические   и   пунктуационные   навыки вырабатываются в процессе письма.

«Кто лучше знает правила?»

Эта игра позволяет оживить орфографический разбор при повторении какой-либо грамматико-орфографической темы. Соревнуются две команды: какая из них больше слов объяснит. На доске в две колонки написаны слова на различные правила. Слова одной колонки должна объяснить первая команда, другой — вторая. К доске попеременно выходят те и другие учащиеся в том порядке, как они сидят в классе. Если ученик не смог правильно подчеркнуть орфограмму и сказать правило, то это делает кто-нибудь из другой команды и переписывает слово в свою колонку. Победитель устанавливается простым подсчётом слов, которые будут записаны в колонках той и другой команды.

«Пустое место»

Игра развивает орфографическую зоркость и экономит время на объяснение правописания слов. Учитель диктует учащимся слова то с одним, то с другим написанием. Ученикам предлагается записывать лишь слова с одним написанием. Например, ученикам ставится задача записывать только глаголы I. Если глагол К спряжения, то он не записывается, остаётся пустое место. Потом работа проверяется. Исправляются ошибки соседом по парте, и легко устанавливается победитель. Последние поднимают по требованию учителя руки, и он объявляет, какая колонка и в каком ряду победила. После этого на пустые места вписываются пропущенные слова, ошибки объясняются.

(Примерные темы: слова с разделительным Ъ и Ь; слова с непроизносимыми согласными и без них; наречия с приставками существительные с предлогами и т.п.).

«Узнай своё слово».

Игра проводится в тех случаях, когда надо научить различать две или три грамматические категории или формы: 3 скл. существительных, 3 разряда прилагательных, 3 времени глагола, 3 лица, 3 наклонения глагола, действительные или страдательные причастия и т.п.

Класс делится на 3 (или 2) группы. Соответственно этому делится доска. Каждая колонка озаглавливается, указывается определённая грамматическая категория. К доске выходят одновременно 3 учащихся (по одному от каждой команды). Учитель называет 3 слова, и каждый ученик должен правильно записать своё слово. Остальные записывают слова в свои тетради. Выигрывает та группа, которая допустила меньше ошибок.

б)  Игры - путешествия.

На уроках можно использовать и другую игровую форму, например «Путешествие».

Вот фрагмент одного из уроков в V классе, тема — «Правописание гор- гар-».

Один из учеников, получивший накануне индивидуальное задание, даёт толкование слов гореть, сгорать, угорать.

- Ребята,— говорю учащимся,— наш славный корабль приближается к острову «Орфография». Столицей этого государства является город Кореньград. Сегодня в нём нас ожидает дедушка Корень и его друзья — Орфограммы. Корень пригласил нас в гости, но стражи города — Ударения не хотят впускать нас в город до тех пор, пока мы не решим 2 лингвистические задачи. Итак, задача первая. Перед вами, ребята, слова:

гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный.

- Разведите эти слова по их родовым гнёздам. Значение одного — «возвышаться», другого—«пылать». Учащиеся решают эту задачу.

- Сегодня мы будем работать со словами, корень которых имеет значение «пылать».

Ударения подготовили для нас вторую лингвистическую задачу. Она, пожалуй, потруднее первой. Рассмотрите таблицу внимательно и скажите, когда же в корне гор- гар- будем писать гласную а, когда - о.

загар              гореть

угар                загореться

А теперь посмотрим, что о правописании гор- гар- говорится в вашем учебнике.

- А кто же помог нам в нашем исследовании? Верно, ударение. Вот теперь эти строгие, но справедливые Ударения разрешат нам увидеть город Кореньград, а дедушка Корень с удовольствием проведёт снами экскурсию по очень важному для русского языка разделу — по острову «Орфография». (Далее идёт практическая часть урока).

Теоретическая часть домашнего задания может быть следующей:

1. Составьте рассказ о том, что нового вы узнали сегодня на уроке. (Не заучивать параграф, правило, а по-своему, как поняли, рассказать и привести в доказательство свои примеры).

2. Кому трудно выполнить первое задание, может о новой теме рассказать по учебнику.

3. Для тех, кто любит творчество, задание другое — придумать

сказку о гар- гор.

В игровой форме часто проходят уроки работы над ошибками. По условиям нашей игры - путешествия те, кто получил «2», попадают в Безграмотландию, а наш корабль не имеет права и не может двигаться дальше, ибо ребят бросить нельзя. На уроке анализа ошибок консультанты или ассистенты учителя садятся с теми, кому в путешествии по Океану знаний на этот раз не повезло. Вместе они «ставят диагноз» «больным» словам и «лечат» их. Потом слова повторяются в разных формах, и после

следующей работы многие возвращаются на свой корабль.

УРОК «Путешествие в Соединённые Штаты Языкознания»

(повторительно-обобщающий урок по материалу V класса).

Цель: повторить в форме занимательной игры разделы языкозниния и основные сведения, полученные учащимися в V классе; закрепить орфографические и пунктуационные навыки; способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.

Оборудование: карта, карточки с заданиями («посадочные билеты» с изображением самолёта, автобуса, велосипеда, поезда и «ромашка для гадания»),

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в далёкую и загадочную страну и обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторые опасности. Кто хочет отправиться в Соединённые Штаты Языкознания? Это государство расположилось между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений.

Для прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелые командиры. Они будут стараться, чтобы все экипажи преодолели препятствия и никто не отстал.

Командиры готовы? Можно в путь!

(Входит астролог)

Астролог:    Ребята, остановитесь! А вдруг впереди вас ждут непреодолимые опасности? Может не стоит рисковать? Не хотите? Так давайте я предскажу вам по звёздам, каким будет ваше путешествие.

Козерогов ждут опасности в штате Пунктуации.

Водолеи будут подвержены нападению пиратов в районе Больших Синтаксических гор.

Рыбам надо опасаться перелёта через океан Знаний, т.к. их могут подвести нетвёрдые знания.

Овны в штате Словообразование должны оказать уважение всем частям речи.

Тельцы в районе моря Грамотеев могут заразиться опасной болезнью ошиберией.

Близнецы в плавании по реке Чернильной истратят весь свой запас орфографических правил и будут вынуждены обратиться за помощью.

Раки и Львы столкнутся с коварством Подлежащего и Сказуемого.

Девы, находясь возле озера Знаков препинания, должны тщательно проверять сложные предложения.

Весам и Скорпионам советую изо всех сил заниматься морфологическим разбором.

Стрельцам нужно беречь силы для прохождения штата Орфография, где орфографический вирус поражает даже самых стойких и опытных путешественников.

В целом путешествие благоприятно подействует на знания учащихся, необходимо только быть внимательными и трудолюбивыми.

Учитель:     Значит, опасности будут, но мы их преодолеем! Ой, смотрите, цветок распускается у нас на пути. Да это же ромашка! Наверное, она хочет, чтобы мы погадали по ней:доедем — не доедем... Где наш Знайка? Пусть погадает:знает ответ на вопрос — доедем, не знает — не доедем.

(Знайка обрывает лепестки ромашки, на которых написаны вопросы, и отвечает, дети подсчитывают количество «знает» и «не знает»).

Вопросы:

1. Какие твёрдые согласные не имеют мягкой пары?

2. Чего боятся безударные гласные?

3. Где живут буквы?

4. Какой звук можно обозначить разными буквами?

5. Какие роли играет мягкий знак?

6. Какие слова друг с другом не согласуются?

7. Какая орфограмма объединяет слова шорох, жёлтый, щётка?

— Ребята, мы полетим на самолёте. Нам нужны билеты. Чтобы их получить, тоже надо ответить на вопросы.

(Диспетчер раздаёт командирам вопросы, команды обсуждают их и, ответив на вопросы, получают билеты).

Вопросы:

1. Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

2. Какие гласные звуки вы знаете?

3. На какие группы делятся согласные звуки?

4. Расскажите правило написания ъ и ь.

5. Как знание фонетики помогает правильно писать приставки?

- Итак, перелёт завершён, нас встречает очаровательный экскурсовод штата Фонетика.

Экскурсовод.    Самолёт произвёл посадку в городе Звукинске— столице штата Фонетика. В штате живут звуки речи: гласные и согласные. Самые красивые места в штате — Большие йотированные озёра. Форма их соответствует буквам е, ё, ю, я, которые могут прятать звук [и] в начале слова, после гласных и после знаков разделительных.

Малые шипящие озёра также очень красивы, но их окружают труднопроходимые леса. Можно подойти к ним только в том случае, если вы полностью выбросите из своей речи слова с буквами ы, ю, я, которых так не любят шипящие ж, ч, ш, щ.

Жители штата, звуки, любят водить за нос простодушных туристов, специально звучат так, что их трудно узнать. Но гласные при этом боятся ударения, а согласные боятся гласных, поэтому справиться с ними можно:

осень — осенний, мороз — морозы.

Отправляясь в путешествие по нашей прекрасной стране, не забудьте об уважении к звукам!

Добро пожаловать в Соединённые Штаты Языкознания!

Учитель:    Ребята, теперь нам нужно сесть в автобус. Опять билет — за ответ.

Вопросы:

1. О каких словах говорят «имеет окончание», а о каких - «оканчивается на»...

2. Для чего служит окончание?

3. Как отделить окончание от основы слова?

4. Почему корень является главной значимой частью корня?

5. В чём различие и что общего между приставкой и суффиксом?

Учитель:     Все сели? В путь! А сопровождать нас будет замечательный экскурсовод Словообразование.

Экскурсовод: Автобус следует в столицу штата Словообразование — город Частисловск. По пути следования автобуса вы видите в окна жителей штата: это Части слова. Они живут в разных районах: Приставок, Суффиксов, Корней, Окончаний, Основ. Ежемесячно в столице штата проходит грандиозный праздник Великого Словообразования, где части слова образуют самые различные слова, строго наблюдая за тем, чтобы в слове не закралась ошибка. Законы в штате очень строгие: ошибка в корне наказывается штрафом, в приставке и суффиксе — арестом, а за ошибку в окончании следует вечная ссылка на озеро Нулевого окончания, где нет ни дичи, ни рыбы, ни ягод. Поэтому надо напомнить некоторые правила туристам... Не надо? А ну-ка, например, как пишутся буквы е и и в корнях с чередованием?

(Ребята отвечают).

Учитель:    Дальше надо ехать на велосипедах. Чтобы получить велосипед каждый член команды, капитаны должны позаботиться, чтобы любой, на кого укажет диспетчер, умел ответить на вопрос.

Вопросы:

1. Что такое лексическое значение слова?

2. Назовите противоположные понятия: однозначные слова — ...? прямое значение слова — ... ?

3. Подберите антонимы к словам: Родина, восхищаться, исчезать.

4. Что такое омонимы?

5. Являются ли антонимами слова: утро - вечерний, белый — чернота,

стареть - молодой, рано - поздно?

- Путь в штат Лексика открыт! Несколько слов хочет сказать один из экскурсоводов.

Экскурсовод:   Путешествие по штату Лексика обогатит ваш лексикон. Самые уважаемые предметы в штате — толковые словари. Жители штата никогда не расстаются с ними, поэтому удивляют проезжающих своими глубокими познаниями. Самые большие знатоки из всех уголков штата ежегодно собираются возле трёх гор: Антонимов, Омонимов, Синонимов, чтобы выбрать сильнейших. Рядом со штатом Лексика — штат Фразеология.

 Диспетчер:   Ребята, на дороге завал! В столицу Лексиконск можно

попасть только в том случае, если мы разберём завал из

слов, т.е. разделим слова на группы.

На доске «завал»: ключ, лук, бор, злой, добрый, грубость, очаровательный, нежность, восхитительный, забавный, смешной.

Учащиеся разбирают «завал».

Омонимы:  ключ, лук, бор

Синонимы: восхитительный — очаровательный; забавный — смешной Антонимы: злой — добрый; грубость — нежность.

Учитель:     Вот и Лексиконск! Прощайте, велосипеды! Дальше начинаются районы, где почти нет дорог, высокие горы преграждают путь, ехать можно только на чудо-лошадях с пятью крылышками (5 крылышек — это подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство). Однако, сначала надо ответить на вопросы.

Вопросы:

1. Из каких частей состоит словосочетание? (Пример)

2. Из каких членов предложения может состоять простое предложение? (Пр.)

3. Какие члены предложения называются однородными? (Пример)

4. Какие вы знаете предложения по цели высказывания?

5. Чем различаются простые и сложные предложения?

Экскурсовод: Штат Синтаксис — один из самых труднодоступных районов страны. В штате два города спорят между собой за право называться столицей: Подлежащенск и

Сказуемск.   Оба  города  находятся  в  Больших Синтаксических горах, из которых по перевалу Второстепенных членов можно проникнуть к озеру Знаков препинания. Но путь возле озера опасен. Пираты захватили власть в штате Пунктуация и берут в плен тех, кто проникает в этот район. Вбегают пираты.

Пираты:          Он в плену теперь у нас —

Целый класс! Этот класс!

Мы пираты—грамотеи,

Правильно писать умеем,

Наш послушайте приказ:

Если грамотно сейчас

Спишите с доски слова,

Да порядок наведёте

В знаках препинания,

Вас отпустим мы тогда —

Получайте знания!

(Учащиеся переписывают предложения и расставляют знаки препинания. Пираты «разбойничают»: проверяют тетради и толкают тех, у кого находят ошибки).

Предложения на доске:

1. Осень раздевает лес, студит воду.

2. Наступили холода, всё чаще по утрам лужицы покрываются хрупким ледком.

3. Ветер срывает одинокие листочки с деревьев, свистит и гудит по ночам в трубах.

4. «Если за день ничему не научился, зря прожил день», — говорит русская пословица.

5. Ребята, овладевайте русским языком!

(Пираты уходят).

Учитель:   Теперь мы можем продолжить путь. Нужны билеты на поезд, чтобы попасть в штат Морфология.

Вопросы.

1. Назовите самостоятельные части речи.

2. Назовите служебные части речи.

3. Назовите постоянные грамматические признаки имён существительных.

4. Назовите непостоянные грамматические признаки прилагательных.

5. Как различить глаголы I и II спр. ?

Учитель:       Слово умнейшему экскурсоводу штата Морфология.

Экскурсовод:    Штат Морфология пользуется особой славой. Только на территории этого штата стараниями его деятельного Губернатора Глагола построена железная дорога. Поезд быстро доставит вас в столицу Морфобург. Здесь гостеприимные жители сразу же покажут вам главную достопримечательность города — Музей частей речи. Добро пожаловать в Морфобург! А через город протекает знаменитая река Чернильная. Здесь можно пересесть на лодки, и если хорошо налечь на вёсла, то через некоторое время вы попадёте в столицу штата Орфография — город Грамотград.

Диспетчер:     Плавание на лодках увлекательно, но на пути встречаются препятствия: пороги, водопады. Чтобы их преодолеть, надо применить свои знания по орфографии.

По мере прохождения порогов и водопадов учащиеся записывают под диктовку в тетрадях и на доске следующие предлжения:

1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

3. В тишине лесной глуши шёпот к шороху спешит.

4. Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло.

5. У лентяя Федорки всегда отговорки.

Учитель:   И вот мы в Грамотграде. Наше путешествие подошло к концу, надо возвращаться домой. Но эта замечательная страна еще не раз позовёт нас пройти по своим дорогам.

в) Игры загадки.          

«Дешифровщики».

Цель: развитие языковой догадки.

Условия игры: Ведущий пишет первую и последнюю букву слова.

Например:

П_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ь (преподаватель)

Задача участников игры — узнать слово, для чего каждый по очереди произносит название буквы, а ведущий вписывает её вместо чёрточки. Если названа буква, которой нет в слове, засчитывается очко проигрыша.

Игра продолжается до тех пор, пока не разгадано слово или не набрано количество (например, 10). Если слово не разгадано или набралось 10 проигрышных очков, выигрывает ведущий.

«Охота за синонимами»

Условия игры: Один из участников выходит из класса. Оставшиеся придумывают слово и подбирают к нему синонимы. Например, задумывается слово хорошо, подбираются синонимы: прекрасно, великолепно, чудесно, замечательно и т.д. Каждый синоним закрепляется за участником игры.

Отгадывающий входит и задаёт вопросы. Отвечая на вопросы, каждый участник игры должен в ответе употребить доставшийся ему синоним. Запомнив синонимы, водящий должен угадать загаданное слово;

если не отгадал, то водит снова.

В форме занимательной игры можно провести повторительно-обобщающий урок по изученному материалу, например за год.

Как уже отмечалось выше, игра — естественная форма коллективной познавательной деятельности. Большой интерес у учащихся вызывают:

г) Игры-соревнования.

Вот, например, игра

«Кто хочет стать космонавтом?»

Класс делится на микро группы — «экипажи», каждая из которых сдаёт экзамен в «школу космонавтов» (экзаменует учитель; количество вопросов равно количеству членов «экипажа»). Выдержавшие экзамен «экипажи» зачисляются в «школу космонавтов»

Следующий этап — выбор одного космонавта для полёта и «запуск» корабля с космонавтом. Перед «запуском» космонавты должны ответить на 3 вопроса учащихся. Заключительный этап — возвращение космонавтов на Землю. Снова даётся задание (теория и практика). Космонавт, ответивший на все вопросы, благополучно возвращается на Землю.

д) Деловые игры.  

«Работа в газете».

Цель игры — стилистическая правка текста. Класс превращается в редакцию, каждый ученик назначается «ответственным редактором» и получает заметку из газеты. Необходимо сделать редакторскую правку, устранив из неё все штампы и неправильности. Эта игра способствует развитию языковой культуры, воспитанию бережного отношения к языку.

е) Ролевые игры по культуре речи.     

«Кукла наряжается».         

Ролевые игры по культуре речи можно проводить с первых уроков в V классе.

Цель:    Научить употреблять слова одеть, надеть пальто (в п.п. и др. пад.), кашне.

Задание: расскажите о том, как кукла Даша собирается на прогулку. Использовать слова: одеть, надеть, кашне, пальто. (Например: Сегодня я собиралась с куклой гулять. Я надела на неё сапожки, кашне. Даша —

взрослая девочка, поэтому пальто она одела сама. На улице ветрено, а в пальто ей не страшен холод).

«Я— продавец».

Играют 2-4 ученика. Для игры заготавливаем 10—15 рисунков с изображением чая, сахара, лимонов, тортов и т.д.

Цель:    научить вводить в речь «волшебные» слова (пожалуйста, будьте добры и т.п.) и правильно употреблять существительные (мандарины, чай, сахар, лимон и т.п.) в различных падежах.

Продавец должен «продать» товар за правильный ответ, а покупатель «купить» как можно больше товаров (картинок).

Таким образом, любая игра на уроке помогает повышать интерес к изучению русского языка, вырабатывать навыки и умения, использовать знания на практике, активизирует различные виды общения. Учителю игра даёт возможность избежать дублирования заданий, по-новому преподнести уже знакомый программный материал, воспитывать чувство коллективизма и ответственности за личный вклад каждого ученика в общее дело.

БИБЛИОГРАФИЯ.

  1.  Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Я. Ярошевского. М.,1985.
  2.  Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982. с.75.
  3.  Бондаренко С.М. Урок – творчество учителя. М., 1974, с.28.
  4.  Кулашна Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1983. с.6.
  5.  В.В. Волгина. Учимся играя. «Новая школа». М., 1994.
  6.  А.Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. М. «Просвещение». 1985.
  7.  Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. Секреты орфографии. М., «Просвещение». 1991.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73379. «Хто розмовляє?», «Хто сестра і брат?», «Хто вона?». Особливості поетичної мови Л. Глібова 135.01 KB
  Навчальна: проаналізувати програмні ліричні твори; визначити художні засоби, образність та особливості поетичної мови. Виховна: формувати шанобливе ставлення до поетичного слова. Розвивальна: розвивати творчу уяву, логічне мислення, виразне декламування віршів.
73380. Література рідного краю. Микола Кирилович Возіянов. «Легенда про Харків» 83.38 KB
  Навчальна: ознайомити учнів із цікавими сторінками біографії автора; опрацювати ідейно-художній зміст твору, визначити його тему й ідею, охарактеризувати головних персонажів. Виховна: прищеплювати інтерес до літератури рідного краю.
73381. Олександр Олесь (Кандиба). «Микита Кожум’яка» 169.8 KB
  Навчальна: опрацювати ідейно-художній зміст твору, визначити його тему й ідею, охарактеризувати головних персонажів та сюжет. Виховна: виховувати пошану до героїв нашого народу. Розвивальна: розвивати творчу уяву, логічне мислення, культуру мовлення, виразне читання.
73382. Картини довколишнього світу, природи в поезіях Т. Шевченка — інша, художня реальність, створена уявою митця за допомогою засобів образної мови 70.07 KB
  Навчальна: ознайомити учнів із цікавими сторінками біографії автора; проаналізувати ліричні твори; визначити художні засоби та образність. Виховна: прищеплювати приязне ставлення до краси навколишнього світу. Розвивальна: розвивати творчу уяву, логічне мислення, вміння висловлювати свою думку.
73383. Павло Тичина. Цікаві відомості про автора. Його поетичні збірки та майстерне відтворення краси природи, патріотичних почуттів засобами художнього слова 244.41 KB
  Народився Павло Тичина в сім’ї сільського дяка й регента Григорія Тимофійовича Тичини. Першим навчальним закладом була бурса в Чернігові де Тичина співав у хорі Єлецького монастиря а потім у Троїцькому хорі. Тичина не став ані художником ані музикантом хоча певний час у Чернігові керував...
73384. Література рідного краю. Поезія М. Побеляна 65.3 KB
  Чарівний мрії світ — дитинство! Дитинство — пора, коли збуваються всі бажання, коли немає нічого неможливого. Пора радісного сміху, ніжної маминої колискової, перших батьківських повчань, першої прочитаної книжки. Саме змалечку в дитячій душі засівається зерно любові до книжки — на всі літа.
73385. Є. Гуцало. «Зірка», «Чарівники», «Журавлі високі пролітають...» 430.45 KB
  Лірична стихія творчості Є. Гуцала стала формою суспільної опозиції. Переживши жахи повоєнного сільського побуту, автор по-своєму почав сприймати світ людей. Але саме в ліриці він почувається найбільш невимушено, розкуто, живописуючи красу природи й людей, охоче фіксуючи улюблений ним стан осяяння...
73386. М. Рильський. Основні відомості про поета, його вміння бачити красу рідної природи і створювати красу засобами поетичної мови 197.33 KB
  Максим Тадейович Рильський народився 19 березня 1895 року. Рильський студент Київського університету медичного факультету через два роки продовжить навчання на історикофілологічному але революція громадянська війна змусить його перервати освіту і переїхати в село де він вчителюватиме...
73387. Повторення й узагальнення матеріалу, вивченого упродовж навчального року 564.86 KB
  Навчальна: систематизувати та узагальнити вивчений учнями матеріал упродовж II семестру. Виховна: прищеплювати любов до рідної літератури та її митців. Розвивальна: розвивати концентрацію уваги, творчу уяву, логічне мислення, кмітливість.