78046

Антидепрессанты и их применение при соматической патологии

Реферат

Химия и фармакология

На этом основан механизм действия антидепрессантов за счет улучшения проведения по синапсам которое достигается либо инактивацией моноаминооксидазы МАО либо блокированием обратного нейронального захвата.

Русский

2015-02-06

22 KB

0 чел.

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ

Реферат:

Антидепрессанты и их применение при соматической патологии

УФА 2000

Как известно, под термином "эмоции" понимается вид психической деятельности, представляющий собой реакции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающие значимость для него воздействующего раздражитель или результата собственных действий. Филогенетически эмоции являются наиболее древней психической функцией, происходящей от основных инстинктов, поэтому морфологическим субстратом эмоций считаются такие образования как гипоталамус, таламус, лимбическая система [7]. Филогенез эмоций по Рибо представлен 4 периодами (уровнями

уровень раздражимости, когда клетка или ткань отвечают на внешнее воздействие изменением своего состояния

уровень реагирования по типу реакции "удовольствие-неудовольствие"

уровень возникновения примитивнейших эмоций, таких как боль, страх и т.д.

уровень возникновения высших, эпикритических эмоций - эстетических, этических.

Биохимическим субстратом эмоционального реагирования являются медиаторы ЦНС активирующего типа, такие как норадреналин (НА), серотонин (С), и гамма-аминомасляная кислота, представляющая собой тормозной медиатор [2, 7].

Депрессивные состояния обусловлены нарушением НА и С обмена. Когда эти биогенные амины не инактивируются и могут накапливаться в синапсе - проведение возбуждения по синапсам ЦНС восстанавливается и депрессия купируется [2].

На этом основан механизм действия антидепрессантов - за счет улучшения проведения по синапсам, которое достигается либо инактивацией моноаминооксидазы (МАО), либо блокированием обратного нейронального захвата. Первую функцию выполняют ингибиторы МАО, вторую - так называемые ингибиторы обратного нейронального захвата или трициклические антидепрессанты [1, 2].

История открытия антидепрессантов (АД) связана с 1957 годом, когда было обнаружено эйфоризирующее действие производных гидразина изоникотиновой кислоты имипрамина (первый представитель трициклических АД) и ипрониазида (первый из группы ингибиторов МАО).

Современная классификация АД [1] включает в себя:

1. ингибиторы МАО

а) необратимые

ипрониазид

ниаламид (нуредал)

Существенным побочным эффектом этих АД является так называемый "сырный" синдром, связанный с нарушением дезаминирования тирамина, содержащего в сыре, бобовых, копченостях, вине и проявляющийся повышением артериального давления по типу гипертонических кризов, а также токсическим действием на паренхиматозные органы - печень, почки.

б) обратимые

пиразидол

тетриндол

индопан

бефол

2. Ингибиторы обратного нейронального захвата

а) неизбирательные

амитриптилин

азафен

мапротилин (лудиомил)

имизин (мелипрамин, тофранил)

кломипрамин (анафранил)

б) избирательные

флуоксетин (прозеп)

флувоксамин

сертрамин (золофт)

тразозон

3. Разных групп

а) сиднофен

б) цефедрин

Существуют также клиническая классификация АД:

А. АД седативного типа действия

амитриптилин

азафен

мапротилин (лудиомил)

флуоксетин

сертралин

флувоксамин

тразодон

Б. АД стимулирующего действия

имизин

кломипрамин

цефедрин

сиднофен

ниаламид

В. Промежуточные

пиразидол

Говоря о некоторых препаратах, в частности, амитриптилине, типичном представителе АД седативного типа действия, следует сказать, что помимо его обычного применения в психиатрической практике, его можно с успехом использовать в терапии соматических заболеваний [1, 5, 6]. Как известно, многие соматические заболевания сопровождаются различного рода психическими нарушениями среди которых условно выделяют так называемые преневротические (нарушения сна, кошмары, сноговорение, тики, навязчивости) и вегетодистонические (головокружение, головные боли, сердцебиение, одышка, гиперемия кожи при волнении, отрыжка воздухом). Естественно, что обращение к психиатру по поводу этих проявлений покажется больному нецелесообразным, поэтому каждый из врачей поликлинической сети должен владеть методикой лечения психосоматических расстройств. Явления эти легко купируются путем добавления к обычной схеме лечения заболевания АД в небольших (в 1/4-1/8 от обычных дозировок, принятых в психиатрии) дозах. Рассмотрим некоторые заболевания, при которых применение АД является наиболее оправданным.

Кардиологическая патология: дистонии, нарушения ритма, кардиалгии, пролапс митрального клапана. Больные с данными заболевания обычно легко возбудимы, сенситивны, ипохондричны, у них повышены тревожность, неуверенность в себе, раздражительность [3]. Основу терапии здесь должны составлять мероприятия по стабилизации вегетативного статуса (режим, адекватные нагрузки, аутопсихотерапия), из АД предпочтение следует отдать амитриптилину в небольших дозировках (0,05-0,01 г/сут), который является наиболее мощным препаратом седативного типа действия. Преимуществами амитриптилина являются то, что его можно сочетать с любыми другими психотропными препаратами и давать перед сном. Следует, однако, помнить, что из-за его выраженной холинолитической активности, ограничением к его применению являются глаукома, гипертрофия простаты, атония мочевого пузыря и ГБ III [4, 5].

Если психические нарушения выражены нерезко, среди них преобладают тревожность и страх, а не собственно снижение настроения, то лучше назначить "мягкий" АД азафен, который по силе своего противотревожного действия несколько уступает амитриптилину, но у него нет холинолитической активности, нет кардиотоксического эффекта и поэтому он более удобен для амбулаторной практики. Азафен назначают по 0,025 г 2 р/сут в течение 2-4 недель. Можно также применить флуоксетин (продеп), избирательно тормозящий обратный захват серотонина и мало влияющий на дофаминергический обмен, однако следует помнить, что нельзя употреблять алкогольные напитки при лечении продепом, а также параллельно назначать фуразолидон, т.к. это угрожает возникновением серотонинергического синдрома - возникает спутанность сознания, гипомания, тремор, беспокойство, озноб. Продеп назначают по 20 мг (1 капсула) в день в течение 1-4 недель [2, 5].

При патологии желудочно-кишечного тракта (хронический гастрит, ЯБЖ и ЯБДК, хронический гастродуоденит) гастроэнтерологами широко признается необходимость включения в традиционную терапию психотропных средств, т.к. при сравнительном изучении эффективности лечения у гастроэнтерологических больных назначение только базисных препаратов оказалось неэффективно (Гамерова Г.С., Быстров В.Н., 1987). Антидепрессанты назначаются в небольших дозах, но длительно. Положение осложняется тем, что эти препараты могут оказывать токсическое действие на органы пищеварения, поэтому при данном виде патологии предпочтительны «мягкие» АД активирующего типа действия и современные АД избирательного типа действия с минимумом побочных эффектов. Можно использовать пиразидол, который является обратимым ингибитором МАО и одновременно тормозит обратный захват норадреналина, обладая выраженным активирующим компонентом и одновременно - ноотропной активностью, его назначают по 0,025 г 2 р/сут курсами по 2-4 недели, после чего постепенно снижают дозу. Т.к. пиразидол не обладает антихолинергической активностью, то его можно назначать и больным с глаукомой. Мапротилин (людиомил) - также показан при данном виде патологии, он обладает умеренным холинергическим действием, помимо антидепрессивного эффекта у него, в отличие от пиразидола, присутствует седативный компонент, поэтому назначают его при раздражительности, страхах, бессонице по 10 мг 2-3 р/сут, преимущественно во второй половине дня. Ввиду холинолитического действия побочными эффектами мапротилина могут быть запоры, сухость во рту, тахикардия [5].

Таким образом, рассмотрев механизмы действия АД и определив их место в медикаментозной терапии (вспомогательной) наиболее часто встречающихся психосоматических расстройств, в завершение следует привести также перечень случаев, когда врачу общей практики необходимо пригласить к больному специалиста по психическим расстройствам: 1) органические соматические заболевания, осложнившиеся психосоматическими отклонениями (нарушения поведения, галлюцинации, бред) 2) соматические заболевания у больных с неблагополучными социальными условиями, с выраженными психическими отклонениями 3) инвалидность, связанная с тяжелым физическим дефектом, вызвавшая депрессию и суицидальные мысли 4) соматическое заболевание с высоким риском летального исхода.

Во всех остальных случаях врач-терапевт, владеющий основами психофармакологии может сам корригировать схему базисной терапии.


Использованная литература.

Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психически больных. - М.: Медицина, 1981. - 496 с.

Вальдман А.В., Звартау Э.Э., Козловская М.М. Психофармакология эмоций. М.: Медицина, 1976. - 327 с.

Коган-Ясный В.М. Сердце и вегетативная система // Клиническая медицина. - 1932. - № 13-16. - С. 498-509.

Лечение функциональных психогенных нарушений деятельности сердца. Научный обзор под ред. И.К. Шхвацабая. - М.: ВНИИМИ, 1980. - 74 с.

Райский В.А. Психотропные средства в клинике внутренних болезней. - М.: Медицина, 1982. - 192 с.

Boyer P., Guelfi J.D. Troubles somatiques et etats depressifs // Ann. med.-psychol. - 1978. - Vol. 136. - P. 549-561.

Izard C.S. Human emotions. - New-York-London: Plenum Press. - 1977. - 495 p.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27436. Особенности авторского урока. Педагогическая драматургия авторского урока искусства; элементы театрализации. Сценарий урока: замысел, сюжет, режиссура, «сценография», «персонажи» и «роли», эстетические эффекты и последствия 32 KB
  Особенности авторского урока. Педагогическая драматургия авторского урока искусства; элементы театрализации. Сценарий урока: замысел сюжет режиссура сценография персонажи и роли эстетические эффекты и последствия. можно говорить об авторском характере урока искусства.
27437. Методика организации и проведения анализа и оценки детских работ. Критерии оценки. Специфика диагностики уровня общего и художественного развития учащихся 37 KB
  Специфика диагностики уровня общего и художественного развития учащихся. Программа Изобразительное искусство и художественный труд определяет главной задачей развитие у учащихся способности сопереживать понимать осознавать свои переживания в контексте истории культуры. На основании вышеизложенного учителям изобразительного искусства нужно определять систему оценивания художественнотворческих достижений учащихся в условиях современного обучения из сущности следующих составляющих: 1 что оценивать что именно подлежит оцениванию в...
27438. Психология изобразительной деятельности и восприятия искусства учащихся различных возрастных групп. Их учет в процессе обучения искусству 31.5 KB
  Когда от поверхности предмета отражаются главным образом например красные лучи солнечного спектра а другие цвета поглощаются или отражаются в меньшем количестве мы видим предмет красным. Белые серые и черные цвета называются ахроматическими а имеющие цветовой оттенок хроматическими. Хроматические цвета отличаются по трем признакам или свойствам: цветовым тоном оттенком светлотой и насыщенностью интенсивностью силой цвета. Цветовой тон обозначается названием цвета красный зеленый желтый синий и др.
27439. Методика обучения учащихся восприятию, анализу и эстетической оценке произведений/явлений искусства и окружающей действительности. Организация связи и взаимодействия восприятия/анализа произведений искусства с практической изобразительной деятельностью уч 27.5 KB
  Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели Б.Неменский выделил следующую ее особенность: Система эстетического воспитания должна быть прежде всего единой объединяющей все предметы все внеклассные занятия всю общественную жизнь школьника где каждый предмет каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника.
27440. Язык искусства. Понятие композиции. Композиция как общий способ создания художественного образа в различных видах и жанрах искусства. Методика обучения композиции на уроках ИЗО 30.5 KB
  Язык искусства. Композиция как общий способ создания художественного образа в различных видах и жанрах искусства. ЯЗЫК ИСКУССТВА одно из важнейших проблемных полей современной философии искусства конституированное в контексте характерного для постмодерна радикального поворота от центральной для классической традиции проблематики творчества к актуализирующейся в современной философии искусства проблематике восприятия художественного произведения. Основная ценность языка искусства состоит в его безмерной силе исключительной власти.
27441. Пространство картины и пространство в картине. Метдика обучения различным способам изображения пространства и объема на плоскости 43.5 KB
  Пространство картины и пространство в картине. Пространство одна из форм наряду со временем существования бесконечного и постоянно развивающегося мира. Пространство характеризуется его протяженностью объемом структурой которые понимаются по разному в зависимости от концепций складывающихся в точных науках физике математике философии религии искусстве. Пространство в картине это и место действия и существенный компонент самого действия.
27442. Место и роль игры в художественном образовании и обучении искусству.Философия и технология игры. Классы и виды игры.Методика проектирования, организации и проведении игры, игровых ситуаций и театрализации на уроках искусства и во внеклассной работе 33 KB
  Место и роль игры в художественном образовании и обучении искусству. Философия и технология игры. Классы и виды игры. Методика проектирования организации и проведении игры игровых ситуаций и театрализации на уроках искусства и во внеклассной работе.
27443. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе. Теория полихудожественного воспитания Б.П.Юсов 38.5 KB
  Теория полихудожественного воспитания Б. Обновление художественного и культурно эстетического наполнения школы начиная хотя бы с крупных центров не терпит отлагательства. В основной концепции должен быть поставлен акцент на детскую инициативу не только в практическом плане рисование танец сочинение но и в условоении художественного наследия – путем преображения достижений культуры в стимул саморазвития через творческие усилия самих детей в прцессе усвоения культуры прошлого. Юсов Он обосновал и разработал новые творческие пути и идеи в...
27444. К какому виду юридических фактов отнести смерть гражданина в результате несчастного случая 25.5 KB
  Юридические факты это конкретные жизненные обстоятельства с которыми норма права связывает возникновение изменение и прекращение правоотношений. Виды ЮФ: 1 По последствиям: правообразующие влекут возникновение правоотношений; правоизменяющие влекут изменение правоотношений; правопрекращающие влекут прекращение правоотношений. 2 По форме проявления: положительные обстоятельства требующие их наличия для возникновения правоотношений; отрицательные обстоятельства требующие их отсутствия для возникновения правоотношений.