7806

Становление коммунистической системы воспитания и образования в России после Октябрьской революции

Доклад

Педагогика и дидактика

Становление коммунистической системы воспитания и образования в России после Октябрьской революции Революционная перестройка школы. Первые декреты Советской власти по народному образованию и проведение их в жизнь. Великая Октябрьская социалистическа...

Русский

2013-01-28

33.5 KB

7 чел.

Становление коммунистической системы воспитания и образования в России после Октябрьской революции

Революционная перестройка школы. Первые декреты Советской власти по народному образованию и проведение их в жизнь. Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожив старый эксплуататорский строй, положила начало коренной перестройке всей общественной жизни, в том числе и народного образования. Коммунистическая партия в своей программе по народному образованию поставила историческую задачу — превратить школу из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического переустройства общества.

Революционная перестройка всей системы народного образования началась с первых дней социалистической революции. Декретом от 9 ноября 1917 года была организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования.

Народный комиссар по просвещению Луначарский, выполняя волю Коммунистической партии и Советского правительства, обратился с воззваниями к населению, к учительству и учащимся. В этих воззваниях он изложил основные принципы и задачи Советского правительства в области народного образования: всеобщее обязательное начальное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы, высокий бюджет по народному образованию, демократизация народного образования, учет местных и национальных особенностей, привлечение педагогов к обсуждению всех вопросов строительства новой школы. Учащие и учащиеся призывались сблизиться с рабочей массой, идти вместе с революционным народом, укреплять завоевания Октября.

Началась ликвидация старой системы управления народным образованием. Управление начальными и средними школами на местах передавалось Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

11 декабря 1917 года было принято постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного Комиссариата по просвещению». Все учебные заведения, находившиеся ранее в ведении церкви, преобразовывались в светские и переходили в ведение Наркомпроса. В январе 1918 года были ликвидированы учебные округа, упразднены должности директоров и инспекторов народных училищ. 20 января 1918 года был принят подписанный В. И. Лениным декрет СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», провозгласивший отделение церкви от государства и школы от церкви. Этим декретом объявлялась свобода совести, отменялись всякие ограничения и привилегии, связанные с принадлежностью к тому или иному вероисповеданию; указывалось, что каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Декрет не допускал преподавания религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы. Этим декретом устранялось реакционное влияние церкви на молодое поколение. Таким образом, школа впервые становилась подлинно светской.

Были ликвидированы сословные и национальные ограничения, уничтожена прежняя неравноправность женщин в области образования (как и в других областях общественной жизни). В мае 1918 года постановлением Наркомпроса во всех учебных заведениях было введено совместное обучение учащихся обоего пола.

5 июня 1918 г. был принят декрет СНК о передаче в ведение Народного Комиссариата по просвещению всех учебных и общеобразовательных учреждений и заведений. Сосредоточение всех общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в ведении Наркомпроса обеспечивало единство школьной реформы.

В 1929 году, когда в связи с размахом социалистической индустриализации возникла огромная потребность в инженерно-технических кадрах, профессиональные учебные заведения были переданы в ведение различных наркоматов в соответствии со своей специальностью.

18 июня 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял положение «Об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике», по которому общее руководство народным образованием в республике возлагалось на Государственную комиссию по просвещению, а на местах — на губернские, уездные и волостные отделы народного образования исполнительных комитетов Советов рабочих и крестьянских депутатов. При отделах народного образования создавались Советы по народному образованию — совещательные органы, состоявшие из представителей различных организаций трудящихся, учителей и учащихся.

Большое значение для улучшения учебной работы школы и облегчения работы учителей имел декрет о введении новой орфографии (октябрь 1918 года), так как в старой школе очень много времени и сил уходило на изучение трудной орфографии в ущерб развитию речи и знакомству с классическими художественными произведениями.

На I Всероссийском съезде по просвещению (25 августа—4 сентября 1918 года) была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет и II ступень — 4 года; в совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу. Этим была ликвидирована крайняя разнотипность общеобразовательных школ, существовавшая до Октябрьской революции.

Проведение в жизнь декретов и мероприятий Советского правительства встретило бешеное сопротивление со стороны контрреволюционных элементов — буржуазии, помещиков, высокооплачиваемых слоев чиновничества и части интеллигенции. Чиновники министерства народного просвещения после перехода власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов не явились на работу, объявили забастовку. Государственный комитет по народному образованию, созданный после Февральской революции, отверг предложения наркома просвещения А. В. Луначарского о сотрудничестве. Попечители учебных округов, директора и инспектора народных училищ, директора гимназий и других средних учебных заведений саботировали проведение в жизнь декретов Советского правительства, некоторые из них вступали в контрреволюционные организации для борьбы с Советской властью, запугивали учителей и т. п. Коммунистическая партия и Советское правительство, осуществляя в широких масштабах организаторскую и воспитательную работу среди интеллигенции и опираясь на ее передовую, демократически настроенную часть, успешно преодолели это сопротивление, неустанно продолжая революционную перестройку школы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46393. Сутність, складові та засади організації місцевих фінансів 443 KB
  Сутність складові та засади організації місцевих фінансів Сучасне поняття місцеві фінанси ґрунтується на ідейнотеоретичних засадах що формувалися протягом досить тривалого часу: 1. Він представляв собою збірник місцевих законів що вміщував норми державного земельного кримінального проце суального та спадкового права. розвиток поглядів на сутність місцевих фінансів їх склад та принципи організації проходив від представлення їх як: 1. Фінансового господарства...
46394. Розрахунок теплової схеми і устаткування блоку 300 МВт 1.23 MB
  Розрахунок процесу розширення пари в турбіні. Розрахунок термодинамічних параметрів підігрівників живильної та сітьової води. Тепловий розрахунок теплофікаційної установки. Визначення витрат пари на підігрівники живильної води. Тепловий розрахунок трубопроводу живильного насосу.
46395. ПОЛІТИЧНА ЕКОНОМІЯ 821.5 KB
  У ньому комплексно розкриті загальні закономірності розвитку економічних систем їх рушійні сили і суперечності показана роль продуктивних сил і економічних відносин у процесі розвитку суспільного виробництва. Головною метою вивчення дисципліни є формування системи знань про економічні відносини як суспільну форму виробництва проблеми ефективного використання обмежених виробничих ресурсів і шляхи забезпечення суспільних потреб у різних соціальноекономічних системах формування у студентів наукового світогляду сучасного економічного...
46396. Проблема промислової безпеки. Дії населення в очагах хімічної поразки 86 KB
  Проблема промислової безпеки значно загострилась з появою крупномасштабных хімічних виробництв в першій половині нашого сторіччя. Основу хімічної промисловості склали виробництва безперервного циклу, продуктивність яких не має, по суті, природних обмежень. Постійне зростання продуктивності зумовлене значними економічними перевагами великих настанов
46398. Бухгалтерський облік 664.71 KB
  Навчальними планами підготовки фахівців економічного спрямування кваліфікації «спеціаліст з обліку і аудиту» та «магістр з обліку і аудиту» у 9 семестрі передбачене вивчення дисципліни «Організація обліку». Поряд з аудиторними заняттями під час її опанування передбачається самостійна робота студентів, яка є невіддільною складовою навчального процесу.
46399. Модеми 26.5 KB
  За конструктивним виконанням модеми бувають вбудованими (вставляються в системний блок комп'ютера в один із слотів розширення) і зовнішніми (підключаються через один із комунікаційних портів, маючи окремий корпус і власний блок живлення). Однак без відповідного комунікаційного програмного забезпечення, найважливішою складовою якого є протокол, модеми не можуть працювати. Найбільш поширеними протоколами модемів є v.32 bis, v.34, v.42 bis та інші
46400. Массивы. Объекты. Ресурсы. Тип 65.5 KB
  Массив в PHP представляет собой упорядоченную карту – тип, который преобразует значения в ключи. Этот тип оптимизирован в нескольких направлениях, поэтому его можно использовать его как собственно массив, список (вектор), хеш-таблицу (являющуюся реализацией карты), стэк, очередь и т.д.
46401. Методичні вказівки. Сервіс і діагностика машин 945 KB
  Параметри технічного стану двигуна в цілому Діагностичний параметр Прямий структурний Непрямий що функціонально залежить від структурного Ефективна потужність двигунів: Зміна частоти обертання колінчастого вала при послідовному відключенні з роботи кожного з циліндрів с1 хв.1 Автомобільних – за СТ СЕВ 765 – 77 Характеристики вібрації шуму або звуку м с2 м с дБ Тракторних – за ГОСТ 18509 – 80 Максимальний крутний момент колінчастого вала Нм Прискорення частоти обертання колінчатого вала при розгоні без навантаження с2 Тиск...