78062

ОЛПОРТ ГОРДОН (1897 - 1967)

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Олпорт возражал и против переноса фактов найденных у больных людей невротиков на психику здорового человека. Собирание голых фактов делает психологию всадником без головы писал он поэтому свою задачу он видел не только в разработке способов исследования личности человека...

Русский

2015-02-06

40.5 KB

1 чел.

                            ОЛПОРТ    ГОРДОН    (1897 - 1967)

   Один из  основателей гуманистической  психологии,  которую  он противопоставлял как и Маслоу бихевиоризму  и  психоанализу.  Олпорт  возражал и  против переноса  фактов, найденных у больных людей, невротиков, на психику  здорового человека. Хотя он и начинал  свою карьеру  как врач-психотерапевт, но быстро отошел от  врачебной практики,  сосредоточившись на  экспериментальных исследованиях  здоровых  людей.  Олпорт также  считал необходимым  не  просто  собирать  и  описывать  наблюдаемые факты, как это практиковалось  в бихевиоризме,  но систематизировать  и  объяснять  их.   «Собирание голых фактов  делает  психологию  всадником  без  головы»,- писал он,  поэтому свою  задачу он  видел не  только в разработке способов   исследования  личности человека, но и в создании  новых объяснительных  принципов, концепции личностного развития.

 Одним  из  главных  постулатов  теории  Олпорта  было положение  о  том,  что  личность является  открытой и саморазвивающейся  системой. Он  исходил из  того, что человек  прежде всего  социальное, а  не биологическое существо и потому не может развиваться  без контактов с  окружающими  людьми, с  обществом. Отсюда  его неприятие  положения психоанализа  о антагонистических,  враждебных отношениях  между личностью  и обществом. Утверждая, что «личность  - это  открытая система»,  он  как  бы подчеркивал  значение окружающего для ее развития, открытость  человека для  контактов и влияния  внешнего  мира.  При  этом  Олпорт утверждал,  что  это  общение  личности  с  обществом   не  является стремлением  к  равновешиванию  со  средой,  но взаимообщением,  взаимодействием.  Таким  образом,   он возражает  и  против того,  что развитие  - это  адаптация, приспособление  человека  к  окружающему  миру,  доказывая,  что  в основе  развития  человеческой    личности  является как раз  потребность  взорвать  равновесие,  потребность достичь все новых  и новых  вершин, то  есть как  раз потребность в постоянном развитии и совершенствовании.

    Заслугой  Олпорта является  и то,  что он одним  из  первых   заговорил  о   уникальности  каждого человека.  Он  утверждал,  что  каждый  человек неповторим и  индивидуален, так  как является  носителем своеобразного сочетания  качеств, потребностей,  которые Олпорт  называл trite  - черта.  Эти потребности  или черты личности  разделял  на  основные  и инструментальные.

  Основные   черты   стимулируют   поведение   и  являются врожденными,   генотипическими,  а   инструментальные  - оформляют  поведение  и  формируются  в  процессе  жизни человека.  Набор  этих  черт  и  составляет  ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

    Хотя  основные  черты  и  являются  врожденными,  но они  могут видоизменяться,  развиваться в  процессе жизни. Общество  стимулирует  развитие  одних  черт  и  качеств личности  и  тормозит  развитие  других.  Таким образом, постепенно  и  формируется  тот  уникальный  набор черт, который  лежит  в  основе   «я»  человека.   Важным  для Олпорта  является  и   положение  о   автономности  этих черт, которая  также развивается  со временем.  У ребенка  еще  нет этой  автономности, так  как его  черты еще не  устойчивы  и  полностью  не  сформированы.  Только у взрослого  человека, осознающего  себя, свои  качества и свою  индивидуальность  черты   становятся  по-настоящему  автономными  и  не зависят  ни от  биологических потребностей,  ни от  давления общества.  Эта автономность потребностей  человека,  являясь   важнейшей  характеристикой сформированности  его личности,  и дает  ему возможность,  оставаясь  открытым  для  общества, сохранятьсвою  индивидуальность.  Таким  образом,   Олпорт  решает  проблему  идентификации  - отчуждения,  которая является  одной  из  важнейших  для  всей  гуманистической психологии.

   Олпорт   не   только   разработал   свою   теоретическую концепцию  личности,  но  и  свои  методы   системного  исследования  психики  человека.  Он  исходил  из  того,  что определенные   черты   существуют   в    личности   каждого человека,  разница  только  в  уровне их  развития, степени автономности    и  места  в  структуре.    Ориентируясь  на это  положение,  он  создает  свои   многофакторные  опросники,   при  помощи   которых  и   исследуются  особенности развития  черт  личности  конкретного  человека.  Наибольшую  известность  приобрел  опросник   Миннесотского  университета   (ММРI).

  Он  также   пришел  к   выводу,  что интервью   дает   больше   информации   и   является  более надежным  методом,  чем  анкета,  именно  потому,  что  позволяет  в  ходе  исследования  менять  вопросы,  наблюдать за  состоянием  и  реакцией    испытуемого.

   Разработанные   Олпортом   методы  исследования   личности  отличаются от субъективных   проективных    методик   психоаналитической школы.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59003. Диктатура Юлія Цезаря 41.5 KB
  Обладнання: карта Стародавнього світу ілюстрації портрети виставка рефератів з теми Диктатура Юлія Цезаря Гай Светоний Транквили Жизнь двенадцати Цезарей В. Пояснення нового матеріалу План Дитячі та юнацькі роки Юлія Цезаря.
59004. Добро і світло в новелах О. Генрі 42 KB
  Генрі блискучий майстер короткого оповідання а його новели маленькі шедеври. Генрі автор монографії про нього новели американського письменника. 2й цикл новели техаського періоду близько ста новел збірка Серце Заходу.
59005. Доброта 42 KB
  Ознайомити з поняттями добро та доброта. Виховувати в учнів бажання творити добро ХІД УРОКУ I. Мудрець сказав: живи добро звершай Та нагород за це не вимагай.
59006. Ave Maria! 56 KB
  Повідомлення теми та мети уроку Учитель. Учитель. Бесіда про молитву Божій Матері живописця Рафаеля Санті та його картину Сікстінська Мадонна Учитель. Учитель.
59007. Екзотична новела Проспера Меріме. Матео Фальконе 37 KB
  Екзотична новела Матео Фальконе написана в 1829 році. Таким чином автор готує нас до знайомства з Матео Фальконе людиною відважною і в той же час небезпечною а початок новели є його передісторією. Розмова на уроці далі присвячена Матео Фальконе його вчинкам...
59008. Екологічне виховання молодших школярів 58 KB
  Ураховуючи завдання та мету курсу я намагаюсь пробудити в учнів занепокоєність станом природи їхнього безпосереднього оточення і планети в цілому а також ініціюю екологічне мислення та поведінку в повсякденному житті.
59009. Жінки в історії України 77.5 KB
  Можна навести чималий список жінок, які прославляли рідну землю. Це поетеси Леся Українка та Ліна Костенко, художниця Катерина Білокур, співачки Раїса Кириченко та Ніна Матвієнко, актори Соломія Крушельницька та Наталія Ужвій і багато-багато інших.
59010. Жанрова своєрідність та мова Вибраних місць із листування з друзями М. В. Гоголя 47.5 KB
  І Гоголь хоча й сам переживав важку кризу ретельно відповідав усім хто писав йому: Стоит только хорошенько выстрадаться самому как уже все страдающие становятся тебе понятны и почти знаешь что нужно сказать им. Починає Вибрані місця із листування з друзями передмова в якій Гоголь пояснює чому він вирішив написати цю книгу.
59011. Жанр танка в ліриці Ісікава Такубоку 103 KB
  За деякими японськими джерелами днем народження Такубоку вважається 20 лютого 1886 року дата реєстрації його народження. Ісікава прізвище поета Такубоку літературний псевдонім. Такубоку був першим і єдиним хлопчиком у родині.