78062

ОЛПОРТ ГОРДОН (1897 - 1967)

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Олпорт возражал и против переноса фактов найденных у больных людей невротиков на психику здорового человека. Собирание голых фактов делает психологию всадником без головы писал он поэтому свою задачу он видел не только в разработке способов исследования личности человека...

Русский

2015-02-06

40.5 KB

1 чел.

                            ОЛПОРТ    ГОРДОН    (1897 - 1967)

   Один из  основателей гуманистической  психологии,  которую  он противопоставлял как и Маслоу бихевиоризму  и  психоанализу.  Олпорт  возражал и  против переноса  фактов, найденных у больных людей, невротиков, на психику  здорового человека. Хотя он и начинал  свою карьеру  как врач-психотерапевт, но быстро отошел от  врачебной практики,  сосредоточившись на  экспериментальных исследованиях  здоровых  людей.  Олпорт также  считал необходимым  не  просто  собирать  и  описывать  наблюдаемые факты, как это практиковалось  в бихевиоризме,  но систематизировать  и  объяснять  их.   «Собирание голых фактов  делает  психологию  всадником  без  головы»,- писал он,  поэтому свою  задачу он  видел не  только в разработке способов   исследования  личности человека, но и в создании  новых объяснительных  принципов, концепции личностного развития.

 Одним  из  главных  постулатов  теории  Олпорта  было положение  о  том,  что  личность является  открытой и саморазвивающейся  системой. Он  исходил из  того, что человек  прежде всего  социальное, а  не биологическое существо и потому не может развиваться  без контактов с  окружающими  людьми, с  обществом. Отсюда  его неприятие  положения психоанализа  о антагонистических,  враждебных отношениях  между личностью  и обществом. Утверждая, что «личность  - это  открытая система»,  он  как  бы подчеркивал  значение окружающего для ее развития, открытость  человека для  контактов и влияния  внешнего  мира.  При  этом  Олпорт утверждал,  что  это  общение  личности  с  обществом   не  является стремлением  к  равновешиванию  со  средой,  но взаимообщением,  взаимодействием.  Таким  образом,   он возражает  и  против того,  что развитие  - это  адаптация, приспособление  человека  к  окружающему  миру,  доказывая,  что  в основе  развития  человеческой    личности  является как раз  потребность  взорвать  равновесие,  потребность достичь все новых  и новых  вершин, то  есть как  раз потребность в постоянном развитии и совершенствовании.

    Заслугой  Олпорта является  и то,  что он одним  из  первых   заговорил  о   уникальности  каждого человека.  Он  утверждал,  что  каждый  человек неповторим и  индивидуален, так  как является  носителем своеобразного сочетания  качеств, потребностей,  которые Олпорт  называл trite  - черта.  Эти потребности  или черты личности  разделял  на  основные  и инструментальные.

  Основные   черты   стимулируют   поведение   и  являются врожденными,   генотипическими,  а   инструментальные  - оформляют  поведение  и  формируются  в  процессе  жизни человека.  Набор  этих  черт  и  составляет  ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

    Хотя  основные  черты  и  являются  врожденными,  но они  могут видоизменяться,  развиваться в  процессе жизни. Общество  стимулирует  развитие  одних  черт  и  качеств личности  и  тормозит  развитие  других.  Таким образом, постепенно  и  формируется  тот  уникальный  набор черт, который  лежит  в  основе   «я»  человека.   Важным  для Олпорта  является  и   положение  о   автономности  этих черт, которая  также развивается  со временем.  У ребенка  еще  нет этой  автономности, так  как его  черты еще не  устойчивы  и  полностью  не  сформированы.  Только у взрослого  человека, осознающего  себя, свои  качества и свою  индивидуальность  черты   становятся  по-настоящему  автономными  и  не зависят  ни от  биологических потребностей,  ни от  давления общества.  Эта автономность потребностей  человека,  являясь   важнейшей  характеристикой сформированности  его личности,  и дает  ему возможность,  оставаясь  открытым  для  общества, сохранятьсвою  индивидуальность.  Таким  образом,   Олпорт  решает  проблему  идентификации  - отчуждения,  которая является  одной  из  важнейших  для  всей  гуманистической психологии.

   Олпорт   не   только   разработал   свою   теоретическую концепцию  личности,  но  и  свои  методы   системного  исследования  психики  человека.  Он  исходил  из  того,  что определенные   черты   существуют   в    личности   каждого человека,  разница  только  в  уровне их  развития, степени автономности    и  места  в  структуре.    Ориентируясь  на это  положение,  он  создает  свои   многофакторные  опросники,   при  помощи   которых  и   исследуются  особенности развития  черт  личности  конкретного  человека.  Наибольшую  известность  приобрел  опросник   Миннесотского  университета   (ММРI).

  Он  также   пришел  к   выводу,  что интервью   дает   больше   информации   и   является  более надежным  методом,  чем  анкета,  именно  потому,  что  позволяет  в  ходе  исследования  менять  вопросы,  наблюдать за  состоянием  и  реакцией    испытуемого.

   Разработанные   Олпортом   методы  исследования   личности  отличаются от субъективных   проективных    методик   психоаналитической школы.