78062

ОЛПОРТ ГОРДОН (1897 - 1967)

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Олпорт возражал и против переноса фактов найденных у больных людей невротиков на психику здорового человека. Собирание голых фактов делает психологию всадником без головы писал он поэтому свою задачу он видел не только в разработке способов исследования личности человека...

Русский

2015-02-06

40.5 KB

1 чел.

                            ОЛПОРТ    ГОРДОН    (1897 - 1967)

   Один из  основателей гуманистической  психологии,  которую  он противопоставлял как и Маслоу бихевиоризму  и  психоанализу.  Олпорт  возражал и  против переноса  фактов, найденных у больных людей, невротиков, на психику  здорового человека. Хотя он и начинал  свою карьеру  как врач-психотерапевт, но быстро отошел от  врачебной практики,  сосредоточившись на  экспериментальных исследованиях  здоровых  людей.  Олпорт также  считал необходимым  не  просто  собирать  и  описывать  наблюдаемые факты, как это практиковалось  в бихевиоризме,  но систематизировать  и  объяснять  их.   «Собирание голых фактов  делает  психологию  всадником  без  головы»,- писал он,  поэтому свою  задачу он  видел не  только в разработке способов   исследования  личности человека, но и в создании  новых объяснительных  принципов, концепции личностного развития.

 Одним  из  главных  постулатов  теории  Олпорта  было положение  о  том,  что  личность является  открытой и саморазвивающейся  системой. Он  исходил из  того, что человек  прежде всего  социальное, а  не биологическое существо и потому не может развиваться  без контактов с  окружающими  людьми, с  обществом. Отсюда  его неприятие  положения психоанализа  о антагонистических,  враждебных отношениях  между личностью  и обществом. Утверждая, что «личность  - это  открытая система»,  он  как  бы подчеркивал  значение окружающего для ее развития, открытость  человека для  контактов и влияния  внешнего  мира.  При  этом  Олпорт утверждал,  что  это  общение  личности  с  обществом   не  является стремлением  к  равновешиванию  со  средой,  но взаимообщением,  взаимодействием.  Таким  образом,   он возражает  и  против того,  что развитие  - это  адаптация, приспособление  человека  к  окружающему  миру,  доказывая,  что  в основе  развития  человеческой    личности  является как раз  потребность  взорвать  равновесие,  потребность достичь все новых  и новых  вершин, то  есть как  раз потребность в постоянном развитии и совершенствовании.

    Заслугой  Олпорта является  и то,  что он одним  из  первых   заговорил  о   уникальности  каждого человека.  Он  утверждал,  что  каждый  человек неповторим и  индивидуален, так  как является  носителем своеобразного сочетания  качеств, потребностей,  которые Олпорт  называл trite  - черта.  Эти потребности  или черты личности  разделял  на  основные  и инструментальные.

  Основные   черты   стимулируют   поведение   и  являются врожденными,   генотипическими,  а   инструментальные  - оформляют  поведение  и  формируются  в  процессе  жизни человека.  Набор  этих  черт  и  составляет  ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

    Хотя  основные  черты  и  являются  врожденными,  но они  могут видоизменяться,  развиваться в  процессе жизни. Общество  стимулирует  развитие  одних  черт  и  качеств личности  и  тормозит  развитие  других.  Таким образом, постепенно  и  формируется  тот  уникальный  набор черт, который  лежит  в  основе   «я»  человека.   Важным  для Олпорта  является  и   положение  о   автономности  этих черт, которая  также развивается  со временем.  У ребенка  еще  нет этой  автономности, так  как его  черты еще не  устойчивы  и  полностью  не  сформированы.  Только у взрослого  человека, осознающего  себя, свои  качества и свою  индивидуальность  черты   становятся  по-настоящему  автономными  и  не зависят  ни от  биологических потребностей,  ни от  давления общества.  Эта автономность потребностей  человека,  являясь   важнейшей  характеристикой сформированности  его личности,  и дает  ему возможность,  оставаясь  открытым  для  общества, сохранятьсвою  индивидуальность.  Таким  образом,   Олпорт  решает  проблему  идентификации  - отчуждения,  которая является  одной  из  важнейших  для  всей  гуманистической психологии.

   Олпорт   не   только   разработал   свою   теоретическую концепцию  личности,  но  и  свои  методы   системного  исследования  психики  человека.  Он  исходил  из  того,  что определенные   черты   существуют   в    личности   каждого человека,  разница  только  в  уровне их  развития, степени автономности    и  места  в  структуре.    Ориентируясь  на это  положение,  он  создает  свои   многофакторные  опросники,   при  помощи   которых  и   исследуются  особенности развития  черт  личности  конкретного  человека.  Наибольшую  известность  приобрел  опросник   Миннесотского  университета   (ММРI).

  Он  также   пришел  к   выводу,  что интервью   дает   больше   информации   и   является  более надежным  методом,  чем  анкета,  именно  потому,  что  позволяет  в  ходе  исследования  менять  вопросы,  наблюдать за  состоянием  и  реакцией    испытуемого.

   Разработанные   Олпортом   методы  исследования   личности  отличаются от субъективных   проективных    методик   психоаналитической школы.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63131. Разработка планировочного решения четырехкомнатной квартиры 7.53 MB
  Интерьер жилища это именно то место, где человек хочет забыться, спрятаться от насущных проблем, или же окунуться в свой собственный мир, интерьер, отвечающий всем требованиям и пожеланиям, крикам и шёпоту собственной души., он как отображение душевного состояния, выражение индивидуальности и раскрытие своего «Я»
63134. Фінансове забезпечення проектів благоустрою населених пунктів на прикладі міста Ніжин Чернівецької області 416.19 KB
  Знайомлення з сутність поняття благоустрою та його ролі в житті суспільства; дослідження системи управління проектами благоустрою населених пунктів; дослідження джерел фінансування проектів та програм благоустрою населених пунктів; аналіз фінансування проектів благоустрою м. Ніжина; ознайомлення з загальною моделлю проетку капітального ремонту вулиць Червоноармійської та Липіврізької в м.Ніжині...
63137. СПОРТИВНІ ЗМАГАННЯ «ВЕСЕЛІ СТАРТИ» 163 KB
  Мета: Розвивати руховий апарат, фізичні вміння та навички, зміцнювати здоров’я учнів, виховувати любов до фізкультури і спорту, почуття дружби, колективізму, взаємодопомоги, прагнення до занять фізкультурою.