78075

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Дипломная

Педагогика и дидактика

Современное состояние России, характеризующееся социально-экономическими изменениями, переоценкой ценностей культуры, снижением духовности общества, актуализирует проблему формирования нравственных качеств личности подрастающего поколения...

Русский

2015-02-07

1.04 MB

15 чел.

PAGE  - 8 -

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова

Кафедра педагогики и психологии младшего школьника

Квалификационная работа

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Студента 4 курса дневного отделения педагогического факультета

группы НОИ-04-2

Ананичева Александра Сергеевича

Научный руководитель:

Денисова Галина Михайловна,          к.п.н., доцент

Ульяновск-2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.  Теоретические основы нравственного воспитания младших

школьников…………………………………………………………………….….7

  1.  Нравственное воспитание младших школьников как целенаправленный

процесс их моральной социализации и индивидуализации……….……….7

  1.  Содержание, формы и методы нравственного воспитания

младших школьников………………………………………………………..15

  1.  Структура и этапы процесса нравственного воспитания

младшего школьника………………………………………………………..24

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по нравственному

воспитанию учащихся младших классов………………………………………32

2.1  Констатирующий эксперимент…………………………………………….32

2.2  Контрольный эксперимент…………………………………………………35

Заключение………………………………………………………………………39

Литература……………………………………………………………………….42

Приложение……………………………………………………………………...46


Введение

Актуальность исследования. Современное состояние России, характеризующееся социально-экономическими изменениями, переоценкой ценностей культуры, снижением духовности общества, актуализирует проблему формирования нравственных качеств личности подрастающего поколения, так как экономическое и социальное развитие страны в прямой степени зависит от состояния нравственности общества, его культурного потенциала.

Модернизация образования предполагает ориентацию на развитие созидательной личности, обладающей гражданской ответственностью, толерантностью, высокой нравственностью и культурой, способностью к успешной социализации и социальному самоопределению.

Нравственный кризис в современном обществе, отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, нарушение связи и духовно-нравственной преемственности поколений, трудности социализации, снижение воспитательной роли семьи актуализируют проблему целенаправленного и последовательного формирования нравственных качеств и нравственной культуры личности, основы которых закладываются в детском возрасте, являющемся важным этапом становления морального облика ребенка, формирования нравственного сознания, развития его нравственной культуры, приобретения субъектного опыта деятельности и поведения. Поэтому важно с детских лет заложить основы нравственности, сформировать первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, которые в дальнейшем помогут стать растущему человеку действенным субъектом человеческого сообщества. По своей актуальности проблема воспитания нравственных качеств личности считается одной из самых важных и сложных социально-педагогических проблем.

Направленность на гуманистические ценности, рассмотрение воспитания как человекоориентированного, культуросообразного, жизнетворческого процесса побуждает педагогов-исследователей и педагогов-практиков к поиску путей повышения эффективности образовательного процесса, резервных возможностей воспитания основ нравственной культуры у детей младшего школьного возраста. Несмотря на то, что существует довольно большое количество научных работ по проблемам нравственного воспитания, не все теоретические и методические аспекты разработаны в равной степени. Одной из наиболее актуальных является проблема воспитания нравственных качеств и нравственной культуры личности у детей младшего школьного возраста.

В педагогике разработаны различные аспекты формирования нравственности школьника. Так, младший школьный возраст имеет большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Организуя учение, труд, игру детей, учитель получает возможность влиять на их развитие, давать ему эмоциональную направленность. В своей работе учителю нужно строить воспитательный процесс так, чтобы предусмотреть ситуацию, в которой ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Такие условия можно создать специально в игре, учении, труде, творческих занятиях. Урок – место накопления нравственных взаимоотношений. Каждый урок может быть уроком нравственности, уроком воспитания положительных качеств личности, общественно ценных ориентаций, но важная задача при разработке и проведении любого урока состоит в том, чтобы достичь средствами конкретного учебного материала сильного воспитательного воздействия на ученика. Возникает необходимость рассмотрения тех средств организации урока, при которых данная цель достигается. На сегодняшний день возникло много сложностей, трудностей и ошибок, они сводятся к следующему:

  •  недостаток предназначенной для учителя начальных классов научной и методической литературы по теме исследования;
  •  в высших и средних специальных учебных заведениях мало внимания уделяется подготовке учителей к реализации данной проблемы;
  •  слабая теоретическая подготовка учителей, работающих в начальной школе по искомой проблеме;
  •  нет однозначного подхода, отсутствие должного взаимодействия между школой и родителями;
  •  в школах допускаются ошибки, связанные с диагностикой нравственного развития школьников.

Кроме того, анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы и образовательной практики по данной проблеме подтверждает необходимость преодоления противоречий:

  •  между объективной потребностью общества в воспитании нравственной личности и состоянием воспитательной работы в образовательных учреждениях;
  •  между необходимостью воспитания основ нравственных качеств у детей младшего школьного возраста и недостаточным уровнем компетентности педагогов и родителей в решении данной проблемы;
  •  между необходимостью преемственности в воспитании основ нравственной культуры у детей и ее реализацией в практике образовательных учреждений.

Названные противоречия обозначили проблему исследования: каковы педагогические и методические условия эффективного воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Целью исследования является решение данной проблемы.

Объект исследования учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования – педагогические и методические условия эффективного воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1.  Определить методологические позиции и проанализировать основные тенденции развития проблемы воспитания основ нравственной культуры у детей младшего школьного возраста.
  2.  Раскрыть сущность и особенности нравственного воспитания младших школьников.
  3.  Определить и обосновать критерии и уровни нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, а также выявить и исследовать  в ходе опытно-экспериментальной работы эффективные пути и педагогические условия, направленные на повышение результатов нравственного воспитания.

Гипотеза исследования. Если будут правильно организованы и методически верно реализованы различные методы, формы и средства формирования нравственно-личностных качеств, такие как требование, контроль, убеждение, использование положительного примера, одобрение, осуждение, то нравственное воспитание детей младшего школьного возраста будет более результативным.

Этапы исследования:

На первом этапе – подготовительном - изучалась литература по теме исследования, изучался опыт работы учителей, готовилась программа констатирующего эксперимента, были сформулированы основные параметры исследования.

Второй этап – диагностический. На данном этапе с помощью анкет, опросников, тестов осуществлялись пилотажные исследования состояния исследуемой проблемы.

Третий этап – экспериментальный. Проводилось экспериментальное исследование, направленное на проверку гипотезы.

Четвертый этап – заключительный. Обрабатывались экспериментальные данные, проводилось обобщение материалов, делались заключения, выводы, литературное оформление работы.

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, изучение и обобщение передового и массового педагогического опыта, моделирование, педагогические наблюдения, опрос, беседа, анкетирование, изучение и анализ педагогической документации, методы математической статистики.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют этико-философские положения о нравственности и нравственной культуре личности, о ценностном подходе к человеку, о культуре как сфере духовной жизни людей; о связи исторического и логического в педагогическом познании; о воспитании как общечеловеческой ценности, о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития, самореализации; идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что с современной позиции были обобщены и проанализированы возможности достижения большего эффекта в нравственном воспитании младшего школьника, выявлена суть этого процесса и уровневые характеристики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы учителями и воспитателями, родителями в целях совершенствования нравственного воспитания личности.

База исследования:  МОУ СОШ с. Смышляевка Ульяновской области.

Структура курсовой  работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения. В работе представлено таблиц, графиков, диаграмм. Список литературы включает 41 наименование.

Глава 1.  Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников

1.1. Нравственное воспитание младших школьников как целенаправленный процесс их моральной социализации и индивидуализации

В широком общепедагогическом значении воспитание рассматривается как процесс передачи подрастающим поколениям социального опыта с целью подготовки их к жизни в обществе.

Социальный опыт представляет собой объективный результат исторического развития человечества, его познавательной и предметно-творческой деятельности. Содержание этого опыта составляют научные знания, способы репродуктивной и продуктивной деятельности людей и социальный опыт их отношений к окружающей действительности.

Воспитание как один из видов социальной деятельности людей призвано помочь растущему человеку овладеть социальным опытом и таким образом подготовиться к жизни в обществе. Из этого можно заключить, что воспитание личности есть процесс ее целенаправленной социализации, основной смысл которой состоит в том, что усвоение человеком социального опыта, накопленного в ходе исторического развития общества, обеспечивает подготовку к жизни в нем и определяет формирование отношений к окружающей действительности [5, c. 3].

В философии под социализацией понимается процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. В социально-этических исследованиях сущность социализации рассматривается как общий механизм социальной эволюции человека, превращения его в социальное существо [10, c. 54].

Педагогический аспект социализации представляет собой общественно организованный процесс целенаправленной подготовки растущего человека к выполнению основных социальных функций, формирования его личности. «Социализация, — отмечает Б.Т. Лихачев, — есть самая общая и абстрактная категория, отражающая процесс включения растущего и развивающегося биосоциального индивида во взаимодействии с социальными системами, окружающей средой, другими индивидами, благодаря чему происходит, с большой или меньшей степенью полноты, становление личности» [25, c. 30].

Речь идет о том, что в процессе социализации человек становится социальным существом, способным функционировать в обществе и оказывать активное влияние на его развитие и совершенствование.

К сожалению, в педагогических исследованиях феномен социализации не подвергался детальному научному анализу, а само понятие как научная категория используется весьма редко.

Нравственное воспитание также можно рассматривать как организованный обществом процесс усвоения подрастающими поколениями социального морального опыта с целью их нравственной подготовки и включения в жизнь общества, т.е. их моральной социализации. Представление о нравственном воспитании как целенаправленном процессе моральной социализации личности является одним из важнейших общетеоретических ориентиров, позволяющим раскрыть научный подход к пониманию его социальной сущности, социальных источников и механизмов воспитания нравственных качеств младших школьников.

Источником нравственной социализации личности является социальный моральный опыт. Он воплощает в себе не только опыт существующего человечества, но и обобщенный опыт многих поколений людей. Содержание социального морального опыта определяется общественной моралью, которая представляет собой совокупность нравственных норм и принципов, регулирующих отношения людей в обществе, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность [39, c. 6].

Моральные нормы и принципы выступают в виде общественных предписаний, требований и правил, предъявляемых обществом к человеку. Они ограничивают определенными рамками и регламентируют его поведение и деятельность, в них содержится модель его нравственных отношений к природе и обществу и его взаимоотношений с другими людьми. Являясь относительно независимыми от повседневного опыта конкретного индивида, они как бы фиксируют и закрепляют то, что уже есть в обществе, и направлены на формирование того, чем должен обладать каждый человек. Речь идет о том, что в моральных нормах и принципах заключены образцы нравственных отношений, ориентируясь на которые общество оценивает поведение и деятельность человека. Именно система норм и оценок, регулирующая нравственные отношения людей, позволяет реализовать социальные механизмы воздействия общества на поведение и деятельность личности [39, c. 7].

Включаясь в систему доступных нравственных отношений и ориентируясь на нравственные образцы деятельности и поведения, заключенные в моральных нормах и принципах, младшие школьники овладевают ими, приобщаются к жизни в обществе и формируются нравственно. В этой связи А.Н. Леонтьев подчеркивал, что личность ребенка характеризуется на каждом возрастном этапе лишь объективно занимаемым местом в системе человеческих отношений. Конечно, содержание понятия моральной социализации является более широким, чем содержание понятия нравственного воспитания. Моральная социализация как процесс усвоения индивидом исторически сложившегося социального морального опыта включает в себя весь комплекс внешних воздействий на личность как стихийно действующих влияний социальной среды, так и целенаправленных, специально организованных и контролируемых педагогических воздействий и влияний. Однако стихийная социализация не может обеспечить воспитание у младших школьников всех нравственных качеств, которые необходимы им для жизни в обществе [29, c. 54].

Связи и отношения, в которые вступают младшие школьники в процессе своей жизнедеятельности, образцы нравственности, заключенные в этих отношениях, могут быть как позитивными, так и негативными, нередко отражают асоциальный опыт поведения и деятельности людей. Вполне понятно, что в этих случаях характер и направленность их моральной социализации будут противоположными. Поэтому «социализация ребенка, весь процесс превращения его из организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества, должен осуществляться под контролем воспитания. Именно оно и есть активное и целенаправленное руководство формированием личности» [11, c. 58].

Если принять во внимание тот факт, что воспитательная деятельность учителей и родителей зачастую имеет своей целью еще и устранение негативного влияния на школьников стихийных воздействий социальной среды, недостатков в их деятельности и поведении, то в этом случае можно с определенной долей условности допустить, что нравственное воспитание есть педагогический процесс моральной социализации школьников, направленный на организацию усвоения ими социального морального опыта и осуществление их нравственной подготовки, благодаря чему происходит нравственное формирование и включение личности ученика в систему доступных ему общественных отношений.

Совокупность нравственных отношений, характеризующих взаимосвязи младших школьников с окружающим миром и другими людьми, составляет то социальное содержание, которое в процессе воспитания объективно присваивается ими и определяет их нравственную сущность. Поэтому, по мнению И.С. Марьенко, «при анализе реального процесса воспитания следует обращать внимание на изучение нравственных отношений, так как социальная сущность школьника определяется теми отношениями, в которые учащийся вступает в процессе деятельности и общения. В системе нравственного воспитания такой подход должен быть основополагающим» [29, c. 82].

Однако данный подход, как и понятие моральной социализации, отражает только социальный аспект процесса нравственного воспитания младших школьников и позволяет раскрыть социальные механизмы его осуществления. Последние определяются теми общественными влияниями и педагогическими воздействиями, которые устанавливают и регламентируют систему нравственных отношений младших школьников и обеспечивают их включение в жизнь общества в качестве нравственно полноценных членов. Было бы неправильно считать, что социальные влияния и педагогические воздействия, которые испытывают младшие школьники, механически заставляют их следовать моральным требованиям, правилам и нормам, усваивать социальный моральный опыт и определяют формирование ее нравственности. Дело в том, что, являясь объективным источником нравственной подготовки растущего человека, социальный моральный опыт непосредственно не определяет нравственное формирование его личности, а выступает только как предпосылка этого процесса [39, c. 10].

Нравственное формирование человека происходит, прежде всего, в социальной среде, а так же в процессе его участия в разнообразных видах деятельности и общении, в их поступках и действиях, а также в той внутренней переработке, которая осуществляется вокруг процесса усвоения социального морального опыта личностью, его перевода из объективного общественного явления в субъективное ее достояние. При этом усвоение социального морального опыта во многом определяется уровнем морального сознания людей, зависит от того, как он воспринимается, осмысливается и оценивается ими.

Поэтому для педагогической теории и школьной практики особое общетеоретическое значение имеет личностный аспект нравственного воспитания, который отражает сущность личностно ориентированного подхода к процессу воспитания нравственности младших школьников. Этот подход в отечественной психологии сформулирован как личностный принцип, который требует исследовать психические свойства и качества как свойства и качества личности [2, c. 56].

Принцип личностно ориентированного подхода к нравственному воспитанию не только определяет положение младшего школьника в воспитательном процессе, но и выражает признание его активным субъектом этого процесса. Он позволяет охарактеризовать те внутренние психологические изменения, которые происходят под влиянием усвоения младшими школьниками социального опыта в содержании и структуре их моральной сферы, в формировании их нравственных качеств.

Переход социальных нравственных отношений во внутренний психологический план личности, в ее нравственные качества в этике получил название персонификации отношений, под которой понимают «...сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств, отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления)» [30, c. 54].

Понятие персонификации позволяет раскрыть внутренние механизмы осуществления нравственной социализации личности школьника. Оно означает «процесс перевода разнообразных воспитательных влияний, осуществляемых школой и ее различными подразделениями в системе урочных занятий и внеклассной работы, в фактор индивидуального развития и формирования учащихся» [36, c. 264].

Однако в психологии и педагогике это понятие не получило широкого распространения. Чаще всего личностный аспект формирования человека обозначается понятием индивидуализации. «С одной стороны, — указывал Б.Ф. Ломов, — личность все более полно включается в систему общественных отношений; ее связи с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются; и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Эта сторона развития личности часто определяется как ее социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации. Индивидуализация — это фундаментальный феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир» [30, c. 54].

Содержание понятия индивидуализации отражает не только те индивидуальные нравственно-психологические изменения, которые происходят во внутренней моральной сфере личности в результате усвоения ею общественного морального опыта, но и внешние субъективные проявления этих изменений в ее поведении и деятельности.

Феномен индивидуализации определяет сущность личностно ориентированного подхода к нравственному воспитанию и позволяет раскрыть психологические механизмы превращения педагогических воспитательных воздействий и влияний в фактор индивидуального формирования личности младшего школьника. Результатом процесса индивидуализации выступают нравственные качества, которые, являясь внутренними предпосылками индивидуальности личности, обусловливают своеобразие внешних ее проявлений.

В этой связи основным механизмом внутренней индивидуализации личности, т.е. усвоения ею социального морального опыта и перевода его в индивидуально-субъективную форму существования (нравственные качества), выступает процесс интериоризации.

Процесс экстериоризации определяет механизм внешней индивидуализации личности. Внешние педагогические влияния и воздействия при переходе во внутренний мир человека приобретают психологическую форму существования, а затем через систему внешних действий и поступков, нравственных отношений реализуются в его поведении и деятельности.

Следовательно, индивидуальны не только нравственные качества как компоненты нравственно-психологической сферы личности младшего школьника, но и их проявления в его поведении и деятельности, в отношениях к окружающему [39, c. 13].

Принцип интериоризации-экстериоризации как механизм индивидуализации личности является одним из главных методологических принципов в практическом решении проблемы воспитания нравственных качеств младших школьников. Он позволяет раскрыть механизмы усвоения ими социального морального опыта и показать, как благодаря этому происходит их психическое развитие и организация поведения и деятельности.

Таким образом, нравственность личности младшего школьника как совокупность нравственных качеств является результатом сложных диалектически взаимосвязанных процессов моральной социализации и индивидуализации. Первый из них определяет социальную сущность нравственного воспитания и одну из сторон нравственности личности — ее социальность. Второй выражает личностную сущность нравственного воспитания и другую из сторон нравственности младших школьников — их индивидуальность. Исследование процессов социализации и индивидуализации предполагает анализ не только того, что является источником формирования нравственности школьников, но и того, какие происходят изменения в их внутреннем мире, нравственно-психологической сфере личности [39, c. 14].

1.2. Содержание, формы и методы нравственного воспитания младших школьников

Для понимания и правильного решения проблемы нравственного воспитания личности, важное значение имеет изучение и  теоретический анализ осмысления опыта, накопленного педагогической наукой и практикой. Воспитание человека с гуманистическим мироотношением, способного ориентироваться в сложной социокультурной ситуации, умеющего строить свои взаимоотношения на основе сотрудничества, взаимопонимания, толерантности, Человека Нравственности и Культуры остается одной из важных проблем философии, педагогики и психологии.

Для раскрытия понятия нравственного воспитания необходимо в первую очередь рассмотреть следующие понятия, такие как нравственность, нравственная культура, мораль, без которых невозможно полное осмысление понятия нравственного воспитания.

Теоретический анализ позволил выявить многоаспектность трактовки понятия «нравственность». В философии и культурологии проблема нравственности трактуется как одна из универсальных форм общественного и личного миропонимания, является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу, сосредоточение сомнений и тайная свобода нравственного выбора, выражает признание равенства, реализуется в повседневной практике.

Категория «мораль» рассматривается как специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию, совокупность норм поведения, общения, взаимоотношений, как характер общественных отношений [41, c. 2].

С педагогической точки зрения нравственность понимается как способ освоения социального опыта, духовно-практическая деятельность, личностная характеристика, система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях, общественное явление, выработанные нормы и правила поведения.

Категория «культура» учеными рассматривалась как культура духа, которая связана всегда с историй, как творчество, деятельность, ценностное отношение человека к себе и другим.

Понятие «нравственная культура» не имеет общепринятого унифицированного толкования и характеризуется многозначностью и неоднородностью состава. Обобщая труды ученых различных направлений, посвященных проблеме формирования нравственной культуры, можно выделить ряд положений, характеризующих сущность нравственной культуры. Нравственная культура исследователями рассматривается как: преломление норм, принципов, поведения, отношений через свои психические особенности и своеобразие жизненного пути, в результате чего личность начинает действовать и поступать по мотиву «не могу иначе»; система созидания, распределения и потребления моральных ценностей; знание субъектом моральных требований общества, богатство эмоциональной сферы, способность совершать нравственный выбор, реализовывать его в нравственном поступке, способность жить совестливо, соизмеряя свои индивидуальные потребности, желания и хотения с тем, что вменяется с чувством долга; гармония нравственного сознания, ценностей и моральных аспектов поведения, осознанно выработанный на основе традиций и постоянно совершенствуемый личностью индивидуальный опыт нравственно ценных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе [37, c. 6].

Таким образом, можно определить рассматриваемые понятия следующим образом.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

Мораль – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни. Принципы морали имеют социально общее значение и распространяются на всех людей, они закрепляют в себе общечеловеческие ценности и нормы [34, c. 3].

Таким образом, нравственное воспитание – это совокупность последовательных взаимодействий воспитания и воспитанников, направленных на достижение уровня нравственной воспитанности школьника в соответствии с идеалом современного будущего общества. Под воздействием нравственного воспитания формируются нравственные качества личности ребенка. Оценкой эффективности этого формирования является такая категория как нравственная воспитанность.

Понятие воспитанность трактуется в педагогической теории и практике неоднозначно. Рассматривая процесс в широком смысле как создание условий для целостного развития личности, понимают определенный уровень и интеллектуального, социального и духовного развития. В более узком смысле под воспитанностью подразумевается нравственная воспитанность личности, что закономерно, если считать нравственность человека центральной, стержневой его характеристикой, а нравственная воспитанность, рассматривается как соответствие поведения, поступков человека нравственным нормам и принципам, принятым в обществе и проявляющихся, прежде всего, в культуре поведения и общения, т.е. во внешних формах поведения [4, c. 310].

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод: нравственное воспитание должно включать в себя формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям.

Результатом нравственного воспитания и нравственного формирования являются нравственные качества и свойства личности.  Нравственные качества, определяя нравственную культуру человека, являются основными, системообразующими компонентами в структуре личности человека, обусловливают не только направленность всех его отношений, но и внешние проявления его характера. Поэтому в этике характер человека определяется как совокупность нравственных качеств личности, являющихся объектом моральной оценки и предметом нравственного воспитания, а понятие личности включает в себя специфические нравственные качества и свойства человека, формирующиеся в процессе общения и деятельности людей [8, c. 67].

Нравственные качества являются основополагающим компонентом системы свойств личности, входящих в психологическую структуру характера.

И.С. Марьенко отмечает, что нравственные качества, образуя взаимосвязанную систему в структуре личности школьника, определяют направленность его поведения и деятельности.

«При этом, — подчеркивает он, — в одних условиях могут больше проявляться одни качества, в других — другие, но функционирование этих качеств подчиняется характеру как фундаменту личности» [28, c. 52].

И.Ф. Харламов считает, что нравственные качества личности школьника определяют внутреннюю сущность его нравственности. Поэтому формирование любого нравственного качества требует воздействия на психологическую сферу личности и предполагает формирование соответствующих морали мотивов поведения, сознания и нравственных чувств, а также черт характера. Он отмечает их структурное единство. «Любое качество как динамическое личностное образование, — отмечает он, — в психологическом отношении включает в себя следующие структурные компоненты: во-первых, сформировавшиеся и ставшие устойчивыми потребности в той или иной деятельности или сфере поведения; во-вторых, понимание нравственного значения той или иной деятельности или поведения (сознание, мотивы, убеждения); в-третьих, закрепленные навыки, умения и привычки поведения; в-четвертых, волевую стойкость, помогающую преодолевать встречающиеся препятствия и обеспечивающую постоянство поведения в различных условиях» [36, c. 146].

Среди нравственных качеств личности можно выделить следующие:

  1.  Отношение к Родине, к другим странам и народам: любовь и преданность отечеству, нетерпимость к национальной и расовой неприязни, уважение к народам, населяющим другие страны;
  2.  Отношение к труду: кто не работает, тот не ест, труд не благо и во имя процветания родины;
  3.  Отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота каждого о сохранении и приумножении достояния отечества, бережное отношение к природе;
  4.  Отношение к другим людям: коллективизм и товарищеская взаимопомощь, чувство ответственности за другого человека, гуманное отношение и взаимное уважение между людьми, взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
  5.  Отношение к себе: честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность, отзывчивость, милосердие и гуманность, сострадание, нетерпимость к несправедливости и т.д.

На рис. 1 представлена структура нравственных качеств личности младшего школьника.

Рис. 1. Структура нравственного качества личности младшего школьника [37]

Таким образом, нравственные качества выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые в этом процессе происходят во внутренней нравственно-психологической сфере личности младшего школьника, являются главными показателями его нравственности, определяют характер его нравственных отношений, направленность поведения и деятельности. Поэтому при осуществлении процесса нравственного воспитания необходимо создавать определенные воспитательные условия, при которых внешние воспитательные влияния и воздействия на младших школьников, направленные на усвоение ими опыта нравственных отношений, переходили бы во внутренний психологический план личности и способствовали бы формированию ее нравственных качеств.

На достижение данной цели направлены методы воспитания.

Метод воспитания – это совокупность специфических  способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.

Прием воспитания – это часть метода, единичное воздействие.

Средства воспитания – это конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, вечера и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, конкурсы, олимпиады и т.д.), а также предметы (картины, книги, кинофильмы и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода.

Поэтому метод воспитания – это система приемов и средств. Рассмотрим основные методы воспитания нравственных качеств.

Требование – это способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленный на улучшение поведения. Требования помогают учащимся осознать ошибочность своего поведения и вызывают потребность в работе над собой. Педагогическими средствами этого метода являются: просьба, тактичные указания и распоряжения учителей. Этот метод позволяет оперативно реагировать на поведение учащихся на уроке и вне его [21, c. 45].

Контроль – метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил, а также к выполнению предъявляемых требований или заданий. Средствами являются: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении заданий или поручений, отчеты. Контроль выполняет роль напоминающего фактора в поведении, выступая в качестве действенного стимула деятельности и соблюдения установленного порядка.

Переключение на другие виды деятельности. Это помогает формированию нового стереотипа поведения.

Основной метод в системе нравственного воспитания, направленный на формирование сознания – убеждение.

Убеждение – это метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств формирующейся личности. Убеждение в этом случае выступает как процесс влияния на личность. Средствами убеждения являются: учебная работа, беседы, вечера, тематические конференции и т.д.

Метод упражнения – это многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. В процессе формирования навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т.е. внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности [12, c. 11].

Методы, направленные на корректировку поведения и деятельности воспитанников и ее стимулирование – одобрение и осуждение.

Одобрение как метод воспитания – это положительная оценка поведения или качеств учащихся со стороны учителя, выражаемые публично или в личной форме.

Осуждение выражает в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.

Все вышеперечисленные методы являются способами воздействия. Объектом этого процесса может быть как отдельный ученик, так и целый класс, поэтому все методы делятся на индивидуальные, групповые, коллективные, массовые [6, c. 32].

Основным методом, связанным с субъектом воспитания, т.е. учителем является метод положительного примера. Исключительно большое влияние на воспитание личности оказывают образцы поведения других людей. Особое значение этот метод имеет в младшем школьном возрасте, так как основой воздействия положительного примера является детская подражательность, стремление копировать в своем поведении те действия и поступки, которые с их точки зрения кажутся значительными и укрепляют их достоинство. Поэтому учитель должен помнить, что своим поведением он оказывает существенное влияния на формирующуюся личность младшего школьника, и от того каков характер этого влияния, будет зависеть поведение ребенка и те качества личности, которые сформируются на его базе [7, c. 31].

1.3. Структура и этапы процесса нравственного воспитания младшего школьника

Процесс нравственного воспитания есть общественное осуществление педагогически целенаправленной деятельности по организации нравственной подготовки подрастающих поколений, результатом которой является усвоение растущим человеком социального морального опыта и формирование нравственных качеств его личности.

Процесс нравственного воспитания младших школьников является целостной, способной к функционированию системой, включающей в себя совокупность необходимых элементов, которые находятся в тесной функциональной зависимости и взаимосвязи. Только при учете всех структурных компонентов процесса нравственного воспитания  возможно его конструирование и практическая реализация [1, c. 90].

Составляющие процесс нравственного воспитания младших школьников элементы и существующие между ними структурные и генетические связи обозначены на схеме, приведенной на рис. 2.

Рис. 2. Структура процесса формирования нравственных качеств младших школьников [39, c. 136]

На данной схеме в качестве элементов процесса нравственного воспитания младших школьников как системы выделены следующие: цель и содержание нравственного воспитания, его задачи, процессуальные основы (методы, средства и формы организации), психолого-педагогические механизмы его реализации, а также конечный результат, характеризующий степень достижения соответствующей цели. Названные элементы во взаимосвязи их функционирования определяют объективно-технологический аспект процесса воспитания нравственных качеств младших школьников.

Процесс нравственного воспитания как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая усвоение подрастающим поколением социального морального опыта и формирование нравственных качеств личности, предполагает наличие определенной цели, которая материализуется и конкретизируется в содержании и воспитательных задачах. В соответствии с последними конструируются процессуальные основы нравственного воспитания (методы, средства и организационные формы) и приводятся в действие психолого-педагогические механизмы его практической реализации. Наконец, результат нравственного воспитания (нравственные качества) является непременным и неизбежным следствием функционирования и действенности всех остальных элементов рассматриваемой системы. Он выступает объектом диагностики нравственной воспитанности личности и определяет условия перехода к осуществлению следующей педагогической задачи [39, c. 137].

Исходя из положения о том, что процесс нравственного воспитания направлен на изменение и преобразование нравственно-психологической сферы личности, т.е. формирование потребностно-мотивационного, интеллектуально-чувственного и поведенческо-волевого компонентов ее нравственных качеств на основе активного участия школьников в организуемой учителем начальных классов учебной и внеучебной практической деятельности, выделены следующие этапы этого процесса [39, c. 41]:

  1.  Стимулирование активности младших школьников и формирование потребностно-мотивационного компонента нравственных качеств.
  2.  Организация морально-познавательной деятельности учащихся начальных классов по усвоению нравственных знаний и формирование на их основе интеллектуально-чувственного компонента нравственных качеств личности.
  3.  Организация практической деятельности и общения младших школьников и формирование поведенческо-волевого компонента нравственных качеств.

Названные выше этапы процесса формирования нравственных качеств личности младшего школьника обозначены в виде схемы на рис. 3.

Рис. 3. Этапы процесса формирования нравственных качеств личности младшего школьника [39, c. 143]

Начальный этап организации процесса нравственного воспитания младших школьников связан с формированием у них нравственных потребностей и мотивов, которые, являясь структурными компонентами нравственных качеств личности, определяют ее активность в процессе их воспитания.

Несмотря на то, что в последние годы идея об определяющей роли активности личности в собственном развитии и необходимости формирования нравственных потребностей и мотивов как внутренних факторов этой активности стала в педагогике общепризнанной, однако до сих пор остается методически мало разработанной и нереализованной в практике организации процесса формирования нравственных качеств младших школьников [40, c. 21].

Второй этап процесса нравственного воспитания учащихся начальных классов связан с организацией их морально-познавательной деятельности по усвоению нравственных знаний и формированием на их основе интеллектуально-чувственного компонента нравственных качеств личности.

Известно, что усвоение нравственных знаний происходит только в процессе собственной активной морально-познавательной деятельности учащихся. «Педагогический процесс как деятельность учителя-воспитателя, — указывал С.Л. Рубинштейн, — формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее. Всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в ребенка познание и нравственные формы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает... самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитание его личностных свойств и качеств» [29, c. 65].

Нравственные знания есть результат морально-познавательной деятельности учащихся, в котором раскрывается объективная сущность изучаемых нравственных явлений и фактов (поступков и действий). Поэтому воспитательная работа в начальной школе по формированию этических знаний учащихся не может быть сведена лишь к нравственному просвещению, организации разъяснения и разнообразных форм ознакомления школьников с моральными требованиями и правилами. Она, по мнению И.Ф. Харламова, должна носит характер организации активной морально-познавательной деятельности и обеспечивать прочное и осознанное усвоение школьниками нравственных знаний [36, c. 21].

Третий этап процесса нравственного воспитания младших школьников предполагает организацию их разнообразной деятельности и общения и формирование поведенческо-волевого компонента нравственных качеств личности.

Общественная мораль охватывает не только сферу сознания личности, но также ее поведения и деятельности. Представляя собой специфическую, объективно существующую в обществе совокупность моральных норм и принципов поведения, она материализуется в системе соответствующих этим нормам и принципам нравственных отношений между людьми, выражающихся в конкретных их поступках и действиях.

Поэтому, с одной стороны, нравственность как совокупность нравственных качеств личности внешне проявляется в конкретных поступках и действиях младших школьников, т.е. в их практической деятельности и общении. С другой стороны, в процессе своей жизнедеятельности младший школьник занимает различные социальные позиции, выполняет различные роли, вступает в определенные отношения, которые стимулируют его деятельность и общение и способствуют формированию нравственных умений, навыков и привычек. Поэтому, когда говорят о последних, то обычно имеют в виду закрепившиеся в поведении и деятельности и ставшие устойчивыми в результате многократного повторения нравственные поступки и действия.

Только через соответствующую организацию разнообразной деятельности и общения, которые позволяют выработать и закрепить в поведении учащихся нравственные действия и поступки, появляется реальная возможность целенаправленно воздействовать на поведенческо-волевую сферу личности младшего школьника и сформировать не только отдельные умения, навыки и привычки, но и целостные нравственные качества.

Цель: воспитание основ нравственной культуры личности

Принципы

Гуманистической направленности

Педагогической гармонии

Ценностной

ориентации

Диалогичности

Культуро-сообразности

Природо-сообразности

Эффективности социального взаимодействия

Преемственности

Включения

личности в

значимую

деятельность

Единства

взаимосвязи рационального и эмоционального в

воспитании

Педагогической

поддержки

Критерии проявления основ нравственной культуры

степень развития нравственного сознания и  нравственных компетенций

проявление нравственных чувств и гуманных отношений

реализация нравственного поведения

степень развития рефлексии

Компоненты

аксиологический

эмоциональный

познавательный

поведенческий

Рефлексивный

Педагогические условия

  •  воспитание основ нравственной культуры является приоритетным направлением образовательного процесса и рассматривается во взаимосвязи и взаимообусловленности аксиологического, эмоционального, познавательного, поведенческого, рефлексивного компонентов;
  •  внедрение в образовательный процесс научно-обоснованной модели воспитания основ нравственной культуры у детей;
  •  педагогическое сопровождение с учетом динамических характеристик проявления основ нравственной культуры у детей на основе педагогической поддержки ребенка, гармонизации отношений педагогов, детей и родителей, учета субъектного опыта детей, дифференциации и индивидуализации содержания, форм и методов воспитания основ нравственной культуры у детей;
  •  взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения и учителей начальной школы рассматривается как источник профессионального совершенствования в контексте преемственного воспитания у детей основ нравственной культуры и  является объектом рефлексивного анализа

Технология воспитания основ нравственной культуры личности

 

 

Формирования сознания

личности

 Методы

детской самодеятельности

Методы педагогического стимулирования

Методы

организации деятельности и мотивации  поведения

Средства

Комплексные занятия, игры, творческие задания, составление  проектов, разработка правил, произведения литературы и изобразительного искусства, педагогические ситуации, средства народной педагогики

Результат: повышение уровня основ нравственной культуры

       у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Рис. 4.  Модель воспитания основ нравственной культуры у старших дошкольников и младших  школьников [37]

На основе рассмотрения этапов и структуры процесса нравственного воспитания младших школьников Л.В. Чепиковой была сформулирована комплексная модель воспитания основ нравственной культуры у старших дошкольников и младших школьников, основанная на положениях педагогики ненасилия и личностно-ориентированного взаимодействия, концептуальных идеях преемственности в воспитании и организации целенаправленной работы по формированию нравственной личности, идеях педагогической поддержки [37, c. 37].

На рис. 4 приведена модель воспитания нравственной культуры у старших дошкольников и младших школьников.

Воспитание основ нравственной культуры у младших школьников базировалось на следующих принципах: гуманистической направленности, педагогической гармонии, ценностной ориентации, диалогичности, культуросообразности, природосообразности, преемственности, включения личности в значимую деятельность, единства и взаимосвязи рационального и эмоционального процессов познания, эффективности социального взаимодействия, педагогической поддержки. Все перечисленные принципы тесно взаимосвязаны и образуют систему, с помощью которой задается логика процесса воспитания основ нравственной культуры личности в образовательном процессе.

Данная модель имеет комплексное направление, она объединяет как работу с педагогами, направленную на повышение уровня теоретико-методической подготовленности, так и работу собственно с учащимися и их родителями.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию учащихся младших классов

2.1. Констатирующий эксперимент

С целью выявления общего уровня нравственной воспитанности младших школьников был проведен констатирующий эксперимент во втором классе «А» МОУ СОШ № 38 г. Ульяновска.

В эксперименте приняли участие 24 ученика.

Констатирующий эксперимент ставил перед собой решение следующих задач:

  1.  Изучение уровня нравственной воспитанности детей.
  2.  Проанализировать отношение учащихся к некоторым жизненным ценностям.
  3.  Исходя из полученных результатов, выявить общий уровень нравственной воспитанности учащихся.

Для выявления уровня нравственной воспитанности учащихся, диагностики их отношения к жизненным ценностям использовалась анкета «Диагностика отношения к жизненным ценностям» (Приложение 1). Учащимся предлагалось представить себя в сказочной ситуации, когда у них есть волшебная палочка, исполняющая желания. Из предложенных десяти утверждений-желаний учащимся предлагалось выбрать только пять. Среди утверждений, предлагаемых учащимся, присутствовали как отрицательные, свидетельствующие о недостаточной нравственной воспитанности учащегося, так и положительные, указывающие на высокий уровень нравственной воспитанности. Ответы учащихся оценивались, исходя из присутствия в их ответах положительных: пять положительных ответов - высокий уровень; 4- выше среднего; 3 - средний уровень; 2 - ниже среднего уровня; 0-1 - низкий уровень.

После проведения анкетирования проводилась обработка ответов учащихся, которые затем были занесены в таблицу 1.

    

Таблица 1

Уровни сформированности нравственной воспитанности учащихся

2 А класса  МОУ СОШ № 38г. Ульяновска (начало эксперимента)

Уровни

Фамилии

Количество положительных ответов

Уровень

1.Алимова Эльвина

3

С

2.Антонычев Алексей

2

НС

3.Безруков Владимир

2

НС

4.Богоявленский Александр

1

Н

5.Боровинская Оксана

3

С

6.Бурков Роман

2

НС

7.Горшков Андрей

3

С

8.Дейман Саша

2

НС

9.Зевеке Владимир

1

Н

10.Казакова мария

4

ВС

11.Коновалова Олина

2

НС

12.Коломец Костя

3

С

13.Кузьмин Стас

2

НС

14.Ленкова Яна

1

Н

15.Мижаков Михаил

2

НС

16.Нагорнов Данила

3

С

17.Постнов Дима

1

Н

18.Правдин Игнат

2

НС

19.Разутдинов Рамис

2

НС

20.Рябов Иван

3

С

21.Сукиасен Павел

4

ВС

22.Титорук Андрей

2

НС

23.Шикунов Илья

3

С

24.Юнусов Амир

3

С

На основе проведенного анкетирования нам пришлось сделать вывод о том, что  ни один ученик в классе не обладает высоким уровнем сформированности нравственных ценностей. Средний уровень отмечается у 8 учеников, что составляет 33,3% учащихся класса, у 2-х учащихся выявлен уровень выше среднего (8,3%). Также у 10 учащихся наблюдается уровень сформированности нравственных ценностей ниже среднего (41,6%) и у 4 учащихся диагностируется низкий уровень сформированности нравственных ценностей  - 16,6%. Данные диагностики наглядно представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Оценивая качество данных ответов, можно отметить, что среди выбранных отрицательных утверждений учащиеся чаще всего выбирали желания материального характера, такие как: иметь самый современный компьютер; иметь много денег. Среди положительных суждений чаще всего встречались: быть человеком, которого любят; иметь верного друга; мне важно здоровье родителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом уровень нравственной воспитанности учащихся, выявленной по данной методике можно оценивать как ниже среднего. Это свидетельствует о том, что существует перспектива для проведения воспитательной работы в классе.

2.2.  Контрольный эксперимент

После проведения занятий нами было проведено повторное анкетирование учащихся с целью диагностики изменений, происшедших в уровне нравственной воспитанности учеников. Данные анкетирования представлены в таблице 4.

Таблица 4

Уровни сформированности нравственной воспитанности учащихся 2 А класса  МОУ СОШ № 38 г. Ульяновск (окончание эксперимента)

             Уровни

Фамилии

Количество положительных ответов

Уровень

1.Алимова Эльвина

5

В

2.Антонычев Алексей

3

С

3.Безруков Владимир

3

С

4.Богоявленский Александр

2

НС

5.Боровинская Оксана

3

С

6.Бурков Роман

2

НС

7.Горшков Андрей

4

ВС

8.Дейман Саша

4

ВС

9.Зевеке Владимир

2

НС

10.Казакова мария

5

В

11.Коновалова Олина

4

ВС

12.Коломец Костя

3

С

13.Кузьмин Стас

3

С

14.Ленкова Яна

3

С

15.Мижаков Михаил

2

НС

16.Нагорнов Данила

5

В

17.Постнов Дима

4

ВС

18.Правдин Игнат

3

С

19.Разутдинов Рамис

2

НС

20.Рябов Иван

4

ВС

21.Сукиасен Павел

4

ВС

22.Титорук Андрей

3

С

23.Шикунов Илья

3

С

24.Юнусов Амир

5

В

 

На основе повторного анкетировании мы сделали вывод о том, что  уровень нравственной воспитанности учащихся повысился. Четыре учащихся имеют высокий уровень сформированности нравственных ценностей (16,6%). Средний уровень отмечается у 9 учеников, что составляет 37,5% учащихся класса, у 6 учеников отмечен уровень выше среднего, что составляет 25%. Также у 5 учащихся наблюдается уровень сформированности нравственных ценностей ниже среднего (20,9%). Низкий уровень при диагностике выявлен не был. Данные диагностики наглядно представлены в виде диаграммы 3.

Диаграмма 3

В таблице 5 представим динамику сформированности нравственной воспитанности по результатам констатирующего и контрольного эксперимента.

Таблица 5

Динамика сформированности нравственной воспитанности учащихся

2 А класса МОУ СОШ №38 г. Ульяновска

             Уровни

Фамилии

Количество положительных ответов

Уровень

НЭ

КЭ

НЭ

КЭ

1.Алимова Эльвина

3

5

С

В

2.Антонычев Алексей

2

3

НС

С

3.Безруков Владимир

2

3

НС

С

4.Богоявленский Александр

1

2

Н

НС

5.Боровинская Оксана

3

3

С

С

6.Бурков Роман

2

2

НС

НС

7.Горшков Андрей

3

4

С

ВС

8.Дейман Саша

2

4

НС

ВС

9.Зевеке Владимир

1

2

Н

НС

10.Казакова мария

4

5

ВС

В

11.Коновалова Олина

2

4

НС

ВС

12.Коломец Костя

3

3

С

С

13.Кузьмин Стас

2

3

НС

С

14.Ленкова Яна

1

3

Н

С

15.Мижаков Михаил

2

2

НС

НС

16.Нагорнов Данила

3

5

С

В

17.Постнов Дима

1

4

Н

ВС

18.Правдин Игнат

2

3

НС

С

19.Разутдинов Рамис

2

2

НС

НС

20.Рябов Иван

3

4

С

ВС

21.Сукиасен Павел

4

4

ВС

ВС

22.Титорук Андрей

2

3

НС

С

23.Шикунов Илья

3

3

С

С

24.Юнусов Амир

3

5

С

В

На основе данных таблицы 5 можно сделать вывод, что результатом эксперимента явилась положительная динамика уровня сформированности нравственной воспитанности учащихся 2А класса МОУ СОШ № 38 г. Ульяновска.  В диаграмме 4 представлены данные, отражающие констатирующий и контрольный уровни развития нравственной воспитанности.


Диаграмма 4

Динамика развития нравственной воспитанности учащихся 2а класса МОУ СОШ № 38 г. Ульяновска

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что усиление нравственного аспекта воспитания на уроках, реализованное путем использования занятий, направленных на знакомство учащихся с основными этическими категориями, формирование нравственных представлений и понятий, умения принимать осознанное нравственное решение приводит к повышению уровня нравственной воспитанности младших школьников.

В целом можно констатировать положительную динамику уровня сформированности нравственной воспитанности учащихся 2а класса МОУ СОШ № 38 г. Ульяновска.

Заключение

Для современного российского общества актуальной является проблема формирования нравственных качеств личности подрастающего поколения. Решение данной проблемы является одной из наиболее важных задач начальной школы, так как именно младший школьный возраст особенно сенситивен к  формированию нравственных ценностей и понятий.

В связи с этим целью исследования курсовой работы явилось решение проблемы выявление педагогических и методических условий эффективного воспитания основ нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:

  1.  Определить методологические позиции и проанализировать основные тенденции развития проблемы воспитания основ нравственной культуры у детей младшего школьного возраста.
  2.  Раскрыть сущность и особенности нравственного воспитания младших школьников.
  3.  Определить и обосновать критерии и уровни нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, а также выявить и исследовать  в ходе опытно-экспериментальной работы эффективные пути и педагогические условия, направленные на повышение результатов нравственного воспитания.

В теоретической части курсовой работы мы рассмотрели научно-методические основы нравственного воспитания младших школьников.

Хочется отметить, что формирование нравственных убеждений происходит путем оценки, в которой важнейшее место занимает чувственный, эмоциональный компонент, нравственных норм и правил, выработанных человечеством.

Самым важным компонентом этого процесса является чувство, эмоция. Именно эмоция, как говорят психологи, является пусковым моментом, «запускающим» работу воображения.

В результате проведенного во 2А классе МОУ СОШ № 38 г. Ульяновска 1-го эксперимента были получены следующие данные. В начале эксперимента преобладающим уровнем сформированности нравственной воспитанности учащихся являлся уровень ниже среднего (41,6%), хотя у 8 учеников, что составляет 33,3% учащихся класса, отмечается средний уровень нравственной воспитанности и у 2-х учащихся выявлен уровень выше среднего (8,3%).  

В целом по результатам контрольного исследования можно констатировать положительную динамику уровня сформированности нравственной воспитанности учащихся 2А класса МОУ СОШ № 38 г. Ульяновска. У 25% учащихся диагностируется уровень выше среднего формирования нравственной воспитанности и у 16,6% учащихся высокий уровень.

Проведя экспериментальную работу, мы можем сказать, что, если учитывать следующие условия, то эффективность нравственного воспитания будет гораздо выше:

  •  обеспечить систематическую работу по формированию нравственно-этических понятий на уроках;
  •  осуществлять взаимосвязь семьи и школы;
  •  учитывать интересы и потребности детей младшего школьного возраста;
  •  учитывать типологические и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Результаты исследования позволяют нам сделать вывод, что правильно организованные и методически верно реализованные различные методы, формы и средства формирования нравственно-личностных качеств, такие как требование, контроль, убеждение, использование положительного примера, одобрение, осуждение, а так же эффективное их использование позволит решить проблему формирования нравственных понятий и качеств у учащихся и нравственное воспитание детей младшего школьного возраста будет более результативным.

Литература

  1.  Архангельский Н.В. Нравственное воспитание /Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 1979. - 320 с.
  2.  Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997. – 17 с.
  3.  Абраменкова В.В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка /В.В. Абраменкова. - Вестник ПСТГУ 4: Педагогика. Психология - 2005. - Выпуск 1. - С. 103-113.
  4.  Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К. Бабанский.–М.: Просвещение, 1998. –  479 с.
  5.  Блех А.С. Подумаем вместе. /А.С. Блех. – М.: Политиздат, 1989. – 158 с.
  6.  Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. /О.С. Богданова, О.Д. Калинина. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
  7.  Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах /О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение, 1980. — 207 с.
  8.  Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников /Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение, 1979. - 289 с.
  9.  Балатон Ц.П. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения /Ц.П. Балатон, В.Д. Балатон. – М.: Просвещение, 1963. - 121 с.
  10.  Божович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста. Проблемы формирования личности. Избранные труды. /Л.И. Божович /Под редакцией Д.И. Эльконина. – Воронеж, 1995. - 214 с.
  11.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1979. - 216 с.
  12.  Васильева М.С. Воспитание учащихся средствами литературы. /М.С. Васильева,  М.И. Оморокова, А.А. Абдуллина //Начальная школа. - 1979. - № 8. - С. 11.
  13.  Волкович В.А. Второй международный конгресс по нравственному воспитанию. /В.А.  Волкович, З.К. Столица – Спб, 1963. - 118 с.
  14.  Ворожейкина Н.И. Наша Родина и современный мир. Беседы о России /Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова, Д.В. Заяц. – Смоленск, 1992. - 312 с.
  15.  Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский /Под редакцией В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. - 420 с.
  16.  Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации. – Омск: ОГПИ, 1991. - 267 с.
  17.  Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности /О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1977. - 211 с.
  18.  Джежелей О.В. Курс «Человек и личность» и его программно-методическое обеспечение. Первый год обучения. Методическая консультация /О.В. Джежелей //Начальная школа – 1997. - № 10. - С. 27-31.
  19.  Заславская С.Г. Первые шаги /С.Г. Заславская. – М.: Педагогика, 1979. - 267 с.
  20.  Измайлова Л.В. Время, лица, судьбы /Л.В. Измайлова. – Ростов-на-Дону, 2000. - 280 с.
  21.  Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания /И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 1979. - 290 с.
  22.  Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания /И.А. Карпов. – М.: Просвещение, 1979. - 198 с.
  23.  Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника /Л.В. Кузнецова. – М., 1988. - 280 с.
  24.  Краткий словарь по философии - М.: Прогресс, 1982. - 450 с.
  25.  Лихачев Б.Т. Философия воспитания /Б.Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1995. — 320 с.
  26.  Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология /Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1964. - 390 с.
  27.  Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. — 431 с.
  28.  Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников /И.С. Марьенко. — М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
  29.  Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника /И.С. Марьенко. —  М.: Педагогика, 1985. — 368 с.
  30.  Момов В. Человек, мораль, воспитание /В. Момов. — М.: Прогресс, 1975. — 154 с.
  31.  Психология. Словарь. /Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Педагогика, 1990. - 423 с.
  32.  Попов Л.К. Путешествие в страну добродетелей. Пособие для родителей по воспитанию. /Л.К. Попов, Д.К Попов, Дж. Кавелин – СПб.: Нева, 1997. – 108с.
  33.  Сборник «Программы общеобразовательных учреждений». Начальные классы. Часть 1. – М.: Просвещение, 2000. - 180 с.
  34.  Толкачева Т.М. Гражданское воспитание младших школьников в учебном процессе. Методические указания /Т.М. Толкачева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 14 с.
  35.  Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций /И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 1990. - 367 с. 
  36.  Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников /И.Ф. Харламов.- М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  37.  Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста /Л.В. Чепикова //Воспитание школьников. – 2007. – № 8. – С. 37-38.
  38.  Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников. Учеб.-метод. пособие /В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2001. — 189 с.
  39.  Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации. /Г.М. Шакирова //Вопросы психологии – 1984. - № 2. - С. 32-35.
  40.  Шадриков В.Д. Развитие и воспитание духовности. /В.Д. Шадриков //Школа духовности. – 1997. - № 1. – С. 21.
  41.  Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. /Сост. А.К. Лопаткина. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 103 с.


Приложение 1

Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция:

«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть». Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49625. ДИСКРЕТНАЯ ОБРАБОТКА СИГНАЛОВ И ЦИФРОВАЯ ФИЛЬТРАЦИЯ 913.5 KB
  Дискретная обработка аналогового сигнала.1 Сравнить форму спектра дискретизированной последовательности со спектром исходного аналогового сигнала. Установить связь между: результатом Z – преобразования и спектральной плотностью дискретной последовательности; спектром исходного периодического аналогового сигнала и дискретными отсчетами его спектральной плотности.1 Методом билинейного Zпреобразования синтезировать цифровой фильтр нижних частот ФНЧ с частотой среза равной ширине основного лепестка в области положительных частот спектра...
49626. Разработка микропроцессорной системы с заданой частоты сигнала Fmax=200 Гц 806 KB
  Метки Оператор команды Операнд команды Комментарий MVI 36H Запись слова управления в регистр управления таймера OUT 7H MVI E8H Запись числа N в 0й канал OUT 4H MVI 3H OUT 4H MVI 72H Запись слова управления в регистр управления таймера OUT 7H CYCLE: MVI 8H Запись числа N в 1й канал OUT 5H MVI 52H OUT 5H MVI 1H Запуск таймера OUT 8H CC: IN 10H Опрос логического состояния счетного триггера JNZ CC MVI 0H Остановка таймера OUT 8H IN 5H Считывание частоты MOV C IN 5H MOV B MVI 8H Подсчет частоты SUB C MOV E MVI 52H...
49627. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ БАНКА (на материалах ПАО «ПриватБанк») 493.5 KB
  Осуществление практически всех видов финансовых операций коммерческого банка генерирует определенное движение денежных средств в форме их поступления или расходования. Это движение денежных средств функционирующего предприятия во времени представляет собой непрерывный процесс и определяется понятием “денежный поток”.
49628. ПРОЕКТ КОМПЬЮТЕРНОГО КЛАССА КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ БЕСПРОВОДНОЙ СЕТИ 143 KB
  Тема КР Организация локально-вычислительной сети учебного центра. Обеспечить выход в Интернет электронную почту а также: предусмотреть возможность развития сети за счет увеличения количества компьютеров в классах 1 и 2; обеспечить возможность обмена информацией между преподавателями; организовать резервирование данных; обеспечить возможность вывода на принтер D всем преподавателям а на принтер А и В только из кабинетов А и В соответственно. Перечень графического материала – схема сети.
49630. Привод к ленточному конвейеру с графиком нагрузки 2.63 MB
  Схема привода ленточного конвейера Окружное усилие на барабане Ft = 3 кН окружная скорость барабана V = 01 м с и диаметр барабана D = 350 мм. Коэффициент диаметра червяка: принимаем q = 125. Истинное межосевое расстояние Размеры червяка и колеса: Червяк: Делительный диаметр d1 = q ∙ m = 125 ∙ 5 = 625 мм. Диаметр вершин витков dа1 = d1 2 ∙ m = 625 2 ∙ 5 = 725 мм.
49631. Разработка комплекта технологической документации обработки детали на металлорежущих станках 142.6 KB
  В данной работе произведен анализ конструкции детали на технологичность выбор заготовки определен тип производства последовательность технологических операций рассчитаны оптимальные припуски на механическую обработку выбрано оборудование режущий и измерительный инструмент выбраны приспособления. Содержание Введение 4 1 Назначение и конструкция детали 5 2 Анализ конструкции детали на технологичность 7 3 Определение типа производства 8 4 Выбор заготовки 9 5 Техникоэкономическое обоснование выбора заготовки 10 5. 4 Выбор...