78077

Смутное время в России (конец 16 – начало 17 вв.)

Лекция

История и СИД

Истоки «смуты». Правление Бориса Годунова и нарастание социально-политической напряженности в стране. Социальные движения в России в начале 17 века. Сопредельные страны (Польша, Швеция) и их роль в российской «смуте». Последствия «смуты». Возвращение к традиции. Утверждение на престоле династии Романовых.

Русский

2017-02-21

36.5 KB

2 чел.

Лекция 6. «Смутное время» в России (конец 16 – начало 17 вв.)

  1. Истоки «смуты».
  2. Правление Бориса Годунова и нарастание социально-политической напряженности в стране.
  3. Социальные движения в России в начале 17 века.
  4. Сопредельные страны (Польша, Швеция) и их роль в российской «смуте».
  5. Последствия «смуты». Возвращение к традиции. Утверждение на престоле династии Романовых.

1598 – 1613 гг. – «Смутное время» или «Смута»

«смутное время» – время неопределенности,

«тёмное», тяжёлое, мрачное,

разрушения, голод, бандитизм, войны, бунты,

отсутствие закона и законных правителей.

Внешние приметы русской смуты начала 17 века

-правители не царских кровей, из бояр, из холопов

-самозванцы: Лже-Дмитрии, Лже-Петры

  • голод и мор

-иностранная интервенция (Польша, Швеция)

-народные  волнения (восстание Хлопка, война И.Болотникова)

-активность земцев, казачества.

Завершилась династия Рюриковичей

Сыновья Ивана Грозного

1581 г. – убит Иван, 1591 г. – погиб царевич Дмитрий,1598 г. – умер Федор

Борьба боярских кланов за власть.

Борис Годунов (1552 – 1605 гг.)

Воспитан в семье дяди – опричника, постельничего Ивана Грозного

Женился на дочери Малюты Скуратова.

Опричник.

В 30 лет – высокий пост боярина с правом самостоятельного приёма иностранных послов.

Выдал замуж за Фёдора свою сестру Ирину.

Имел высший думный чин – конюшего, ближнего великого боярина, наместника Казанского и Астраханского ханств.

Фактически правил с 1584 г.

С его именем связывали убийство царевича Дмитрия.

Избран на царство Собором в 1598 г.

Политика :

Ориентация на Запад. Росла немецкая слобода в Москве. Иностранцы учились русскому языку, появились переводчики.

Технические новшества ( водопровод в Кремле и др.)

Градостроительство (Самара, Саратов, Царицын, Уфа, Томск),

1589 г. учреждено патриаршество. Иов –самостоятельный русский патриарх. Поддержка царской власти.

Поощрялись архитекторы

ФЁДОР Конь : строительство белокаменной стены вокруг большого посада Москвы (1586-1591), каменной стены вокруг Смоленска (1597-1600)

«Заповедные лета» : годы, когда был запрещён переход крестьян от одного помещика к другому

5-летний срок сыска беглых крестьян

/

1601-1602 гг. – голод

Спекуляции хлебом, бандитизм

Слухи : «царь не настоящий», «жив Дмитрий», «жив царевич Пётр» ( якобы сын Федора)

Восстание Хлопка, Подмосковье, 1603 г.

Попытки Годунова установить контроль над казаками (строительство Царёва-Борисова)

Попытки установить династические связи со Швецией и Данией провалились.

Бояре недовольны Борисом, считали его политику продворянской.

Появилисьсамозванцы

Лжедмитрий 1

Ключевский «Григорий Отрепьев заквашен в Москве, но испечён на польской кухне»

ЛжедмитрийI (1580 –1606 гг.)

Григорий Отрепьев, из холопов бояр Романовых

1600 г. – постригся в монахи

1602 г. – бежал в Литву, Польшу.

Марина Мнишек.

1604 г. – поход на Москву

1605 – 1606 г. правил в Москве. Бесчинства поляков.

1606 г. убит в Москве

Идея договора при выборе царя

Крестоцеловальная запись 1606 г. Василий Шуйский, 1606 – 1610 гг.

  • не казнить никого без боярского суда
  • семью преступника не преследовать, имущество не конфисковывать, все дела решать по суду

Самозванец Лже-Пётр ( Илья Горчаков).

ИванБолотников–  холоп князя Телятевского, пленен татарами, продан в рабство в Турцию, бежал в Венецию, попал в Польшу, затем на Дон. Ему импонировала идея народного царя. Попал в армию Лже-Петра. Крестьяне, казаки, холопы, дворяне в его армии. 1606 – 1607 гг. военные операции Болотникова.

Лже-Пётр повешен, Бололтников сослан в Каргополь  и через год утоплен.

Недовольство бояр  правлением Шуйского.

ЛжедмитрийII 1608- 1610 гг.)

Часть польской шляхты, казаки во главе с Иваном Заруцким, остатки армии Болотникова.

Лето 1608 г. – лагерь в Тушино «тушинский вор»

Марина Мнишек признала в ЛжедмитрииII своего мужа

1609 г. – стихийные ополчения в России против интервентов.

Шуйский: договор со шведами. Русско-шведское ополчение. М.В.Скопин-

Шуйский.

Поляки воспользовались ситуацией. Они начали открытую интервенцию против России, ибо Польша находилась в состоянии войны со шведами.

Лето 1609 г. войска СигизмундаIII осадили Смоленск.

Активизация Лже-ДмитрияII.

Умер Скопин-Шуйский (отравлен)

Недовольство В. Шуйским нарастало.

Идея приглашения польского королевича Владислава на основе договора.1611 г.

1610 г. заговор против Шуйского, отстранен от власти.

Семибоярщина. Переговоры с польским королём.

1611 г. Церковь призвала народ спасти Россию от интервентов. 1611 г.

Первое ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым. Ополчение народа из Н.Новгорода, Мурома, Суздаля, Ярославля, Галича, Костромы, Казани.

Противоречия между дворянами и казаками. Ляпунов оболган и убит.

Осень 1611 г. Второе ополчение. Н.Новгород, Рязань

. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Дворяне, посадские, крестьяне. Весна 1612 г. – поход на Москву. Окт. 1612 г. освобождена Москва от интервентов.

Январь 1613 г. Земский Собор.

Выборы царя.

Идея «ограниченной монархии» не получила поддержки

  1. договорная власть оказалась слабой ( В.Шуйский)
  2. раскол среди боярства
  3. слабость и инфантилизм земцев, народа, казачества.

Избран Михаил Фёдорович Романов (1613 – 1645)

Почему?

  1. связан с предыдущей династией по линии первой жены Ивана Грозного
  2. в период «смуты» находился «в тени»
  3. первое время опирался на «земские соборы».

Сущность смуты – самоопределение России, борьба за власть, попытка бояр и других социальных групп утвердиться у власти.

«Смута» – следствие кризиса деспотической монархии


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67000. Закріплення вміння вимовляти звуки (д), (д‘), вивчення букви Д , д. Розвиток мовлення на тему “Природа. Овочі.” Глухі та дзвінкі приголосні звуки 59 KB
  Закріпити вміння вимовляти та впізнавати звуки [д] [д‘] в словах та позначати їх буквою д де; розвивати фонематичний слух мовлення мислення ; спостерігати за вимовою звуків [д] [т]; активізувати словниковий запас учнів. Сьогодні ми закріпимо знання про вивчені букви і звуки ознайомимося з новою буквою пограємо в мовні ігри...
67001. Закріплення звукового значення букви «Ї». Опрацювання тексту «Наша Батьківщина». Робота з дитячою книгою «Моя Батьківщина – Україна» 503.5 KB
  Мета. Закріпити знання про звукове значення букв «Ї», »ї», удосконалювати навички читання та звукового аналізу слів; познайомити учнів з видатними місцями України, формувати уявлення про її красу та неповторність; розвивати зв’язне мовлення, увагу, спостережливість, пам’ять...
67002. ПИСЬМО СРОЧНОЙ БУКВЫ -К-, СЛОГОВ И СЛОВ К НЕЙ 77.14 KB
  Написание строчной буквы -к-. - от начала первой строчки до середины напишем два элемента буквы. от середины до конца строчки. все элементы буквы. ( , к) - поменяйтесь прописями и найдите красавицу. 2) письмо слогов с буквой -к-. - карлсону очень хочется стать помощником капитана.
67003. Буква Щ, щ, позначення нею звукосполучення «шч». Бесіда на тему «Наша Батьківщина» 64.5 KB
  Ознайомити учнів з буквою «ща», яка позначає не один звук, а звукосполучення [шч], удосконалювати вміння виконувати звуко-буквений аналіз слів: вчити читати склади і слова з буквою «ща», збагачувати словник словами з цією буквою виховувати любов до рідного краю, своєї Батьківщини.
67004. Звуки «з'» «з». Буква З з (с использованием заданий на развитие логического мышления) 122 KB
  Цели: 1. Познакомить учащихся со звуками [ з'] [ з ], буквами З з ; 2. Продолжить работу над звуковым анализом слов; 3. Учить читать слоги, слова с буквой "зэ"; 4. Развивать фонематический слух, речь, мышление, обогащать словарный запас, прививать любовь и уважение к родной природе.
67005. Письмо великої букви С, складів та слів із нею. Складання і записування речень 33 KB
  Оголошення теми і мети уроку Перегляд уривка мультфільму Вкрадений місяць Чи сподобався вам мультфільм Хто бачив цей мультфільм Що таке місяць Навіщо він потрібний На що або на кого схожий місяць Інтерактивна технологія Мікрофон Які ще предмети схожі на букву С Якы предмети можна перетворити на букву С Як Доведіть думку.
67006. Гриби 296.5 KB
  Формувати уявлення про різноманітність грибів у природі про значення грибів у природі і цінність для людей їх охорону; формувати поняття їстівні гриби отруйні гриби; вміння розрізняти їстівні та отруйні гриби узагальнювати висловлювати судження і перевіряти їх правильність...
67007. Подорож картою України 52 KB
  Мета: продовжити формувати уявлення учнів про географічне розміщення України її кордони сусідство з іншими країнами; ознайомити з найбільшими містами України горами водоймами тваринами рослинами; детальніше познайомити із столицею України містом Києвом; викликати позитивні емоції виховувати почуття любові...
67008. Правила поведения в экстремальной ситуации 63.5 KB
  Вводная часть: актуализация опорных знаний. - Что на свете всего дороже. - Как понимаете это слово. Что с ним связано? Что влияет на наше здоровье? (Питание, спорт, профилактика вредных привычек соблюдение правил безопасности, правильный отдых) - Что такое опасная ситуация? - Какое отношение имеют эти слова к здоровью?