78088

РОДЖЕРС КАРЛ РЭНСОМ (1902 - 1987)

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Как представителю гуманистической психологии идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. К невротизации приводит и отказ от самоактуализации которую Роджерс как и Маслоу считал одной из важнейших потребностей личности.

Русский

2015-02-07

47.5 KB

0 чел.

                              РОДЖЕРС   КАРЛ   РЭНСОМ   (1902 - 1987)  

   По Роджерсу  люди  могут создать и изменять свои представления  о себе,  о своих близких. Терапия  помогает  человеку  изменить  себя  и  свои отношения с другими. Как представителю гуманистической психологии, идея  ценности и  уникальности человеческой  личности  является  центральной  для  Роджерса. Он считает, что  тот опыт,  который возникает  у человека  в  процессе  жизни  и  который  он  называет «феноменальным  полем»,  уникален и  индивидуален. Этот  мир, создаваемый  человеком,  может  совпадать  или не  совпадать с реальной  действительностью. Степень  тождественности  этого  поля  реальной действительности  Роджерс  называл  конгруэнтностью.   Высокая  степень конгруэнтности означает, что  то, что  человек сообщает  другим,  то,  что  происходит вокруг  и то,  что он  осознает  в  окружающем,  более  или   менее  совпадают  между   собой.   Нарушение   конгруэнтности   приводит  к тому, что человек  либо не  осознает реальность,  либо не высказывает то, что он  реально хочет  сделать или  о чем он  думает.  Это  приводит  к  росту  напряженности, тревожности, и в конечном итоге, к невротизации личности.

    К  невротизации  приводит и отказ  от  самоактуализации,  которую Роджерс, как  и  Маслоу,  считал  одной из  важнейших потребностей личности. В своей терапии, Р. соединяет  идею  конгруэнтности  с  самоактуализацией, так  как  их нарушение  ведет к  неврозу и  отклонениям в развитии личности.

    О  структуре «Я»,  Роджерс говорит,  что  внутренняя  сущность человека,  его самость выражается  в  самооценке,  которая   является  отражением  истинной  сути  данной личности,  его «Я».  У маленьких детей эта самооценка  бессознательна, это  скорее самоощущение, а  не самооценка. Однако уже  в раннем  возрасте  она  руководит  поведением  человека. В  более старшем  возрасте  дети    начинают  осознавать  себя, и  строить  свою жизнь  уже в соответствии  с  осознаваемой  оценкой  себя. В  том случае,  если  поведение  выстраивается  именно   исходя  из самооценки,  это  поведение  выражает истинную  суть личности, а  потому  приносит наибольший  успех, удовлетворение,  повышают  его статус в  глазах  других  и  такому  человеку не  надо вытеснять свой опыт  в бессознательное,  так как  его мнение  о самом  себе,  мнение о  нем других  и его  реальная самость  соответствуют  друг другу,  приводя к  полной конгруэнтности.

   Однако в  раннем  детстве ребенок  может отчуждаться от своей истинной  самооценки, от  своей самости. Чаще  это  происходит  под давлением  взрослых, у которых  имеется  свое представление  о ребенке. Свою оценку они  навязывают  ребенку, стремясь,  чтобы он  ее принял и  сделал  своей  самооценкой.  Некоторые  дети начинают протестовать  против  навязываемых им  действий, интересов  и  представлений,  приходя  к конфликту  с окружающими,  негативизму  и  агрессии.  Стремление  во  что бы то ни  стало отстоять  себя, преодолеть  давление взрослых  может  нарушить  истинную   самооценку,  так как  в своем  негативизме ребенок  начинает протестовать против всего, что идет от взрослого, даже если это соответствует  его интересам. Такой  путь развития  не может  быть позитивным  и  необходимо  вмешательство  психотерапевта, чтобы наладить общение ребенка с окружающими.

   Однако чаще всего,  отмечает Роджерс,  дети и  не пытаются  противостоять родителям,  соглашаясь с  их мнением о себе. Это происходит  потому, что  ребенок нуждается  в  ласке  и принятии  со стороны  взрослого. Такое стремление  заслужить  любовь  и  привязанность  окружающих он  называет «условием  ценности», которое  в крайнем  своем  проявлении  звучит  как  желание  быть любимым  и  уважаемым  каждым,  с   кем  человек   входит  в соприкосновение.  Такое «условие    ценности»  является препятствием на  пути личностного  роста, так как  мешает  осознанию истинного  «Я человека,  его истинного  призвания,  заменяя  его  тем  образом; который приятен другим. Однако  проблема не  только в  том, что, стараясь  заслужить  любовь других,  человек отказывается от себя, от своей самоактуализации, но  и в  том, что при деятельности,   навязанной  другими и  не  соответствующей  истинным,  хотя и  не осознаваемым  в  данный  момент  желаниям  и  способностям, человек  не  может  быть  полностью  успешен,  как бы  он ни старался и как бы он ни убеждал  себя, что  эта деятельность  и  есть  его  настоящее  призвание. Необходимость постоянно игнорировать  сигналы о  собственной несостоятельности  или  недостаточной  успешности,  которые приходят к  человеку из  внешнего мира,  боязнь изменить свою  самооценку, к  которой  человек привык  и которую  он  считает  действительно своей,  приводит к  тому, что он вытесняет и свои  стремления, и  свои страхи,  и мнения   окружающих   в   бессознательное,   отчуждая  свой опыт от сознания. При  этом строится  очень ограниченная и  ригидная  схема  окружающего  мира  и  себя,  которая очень  мало  соответствует  реальности.  Эта  неадекватность хотя и не осознается, но  вызывает в  человеке напряжение,  приводящее  к  неврозу.  Задача психотерапевта  совместно  с человеком разрушить эту  схему, помочь человеку осознать свое истинное  «Я» и  перестроить свое общение   с   окружающими. Роджерс,  доказывал,  что  успешная  социализация человека, его  удовлетворение работой  и собой  имеют прямую  корреляцию  с  уровнем  его  самосознания.   И  эта связь  более  значима  для  нормального  развития личности,  чем  отношение родителей  к ребенку,  их привязанность или  отчуждение от  него, социальный  статус семьи и ее окружение.

    При  этом  Роджерс настаивал  на том,  что самооценка должна  быть не  только адекватной,  но и  гибкой, то есть  она  должна меняться  к зависимости  от окружения. Он говорил  о том,  что самооценка  - это  связанный образ,  гештальт, который  постоянно находится  в процессе формирования   и  изменяется,   переструктурируется  при изменении  ситуации.  Это постоянное  изменение, избирательность  по  отношению  к  окружающему   и  творческий подход к  нему при  отборе фактов  и ситуаций  для осознания, доказывает  связь его теории со взглядами Маслоу,  и  с концепцией  «творческого  Я» Адлера. При  этом  Роджерс  не  только говорит  о влиянии опыта  на  самооценку,  но и  подчеркивает необходимость открытости  человека  навстречу  опыту.  Но в отличии  от большинства  других  концепций,  настаивающих   на  ценности  будущего  (Адлер)  или  влиянии  прошлого  (Юнг, Фрейд),   Роджерс   подчеркивает   значение  настоящего, говоря  о  том,  что  люди должны  научиться жить  в настоящем,  осознавать  и   ценить  каждый   момент  своей жизни, находя  в нем  что-то прекрасное  и значительное. Только  тогда  жизнь раскроется  в своем  истинном .

    Открытия   Роджерса  связаны   не  только   с  новым  взглядом  на  самоактуализацию и  самооценку человека,  но и  с его  подходом к  психокоррекции. Он  исходил из  того,  что  психотерапевт  не должен  навязывать своего  мнения  пациенту,  но должен  подводить его  к правильному  решению,  которое  пациент  принимает самостоятельно. В  процессе терапии  пациент учится  больше доверять  себе,  своей  интуиции,  своим ощущениям  и побуждениям.  Он  начинает лучше  понимать себя,  а затем  и других. В результате и происходит то  «озарение», которое  помогает  перестроить  свою  самооценку,  переструктурировать  гештальт»,  как  говорит  Роджерс. Это повышает  конгруэнтность  и  дает  возможность человеку  принять  себя  и  окружающих,  уменьшает тревожность  и напряжение.  Эта терапия происходит как встреча терапевта с клиентом, или,  в  групповой терапии,  как встреча  нескольких клиентов  и  терапевта.  Такой  подход позволил  Роджерсу создать  так  называемые  «энкаунтер-группы»  или  группы встречи,  которые  являются  одной  из  самых распространенных  в  настоящее  время  технологий  психокоррекции и  обучения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78578. Водойми України 67.5 KB
  Мета: розкрити значення води в житті людини та природи; ознайомити учнів із поняттями водойми, джерела, річки, озера, болота, моря та їх значенням в житті людини; розвивати вміння спостерігати, робити висновки, узагальнювати; виховувати дбайливе ставлення до водойм.
78579. Які бувають рослини? 184 KB
  Ознайомити учнів з різноманітним світом рослин; навчати порівнювати дерева кущі трав’янисті рослини; розкрити значення рослин у житті людини; розвивати зв’язне мовлення мислення дітей; виховувати дбайливе ставлення до рослин бажання доглядати охороняти природу.
78580. Сонце, сонечко та соняшник 51 KB
  Мета: формувати в учнів уявлення про Сонце про залежність життя рослин і тварин від сонячного світла і тепла; розвивати мовленнєві здібності уміння декламувати; виховувати інтерес до знань. Сонце Девіз уроку: Веди нас сонечко в політ Більше дізнаємось про світ.
78581. Почва. Почва – это место, где живут мелкие животные 84 KB
  Цель: продолжить формировать представление о предметах неживой природы, сформировать понятие о почве и её значении в жизни живых существ, познакомить с составом почвы; развивать логическое мышление, внимание, связную речь, навыки исследовательской работы, познавательный интерес...
78582. Різноманітність рослин. Значення рослин у житті людини 87 KB
  Навчати учнів розпізнавати рослини найближчого оточення. Плакат із записом шифрограми; малюнки із зображенням листяних і хвойних дерев; матеріали для ігор; пов’язки із зображенням квітів; дитяча енциклопедія Рослини.
78583. Тварини. Різноманітність тварин 14.53 MB
  Мета: розширити і уточнити знання учнів про різноманітність тварин середовище їхнього існування; про тварин які живуть поряд з людиною; розкрити цінність тварин для людини; розвивати вміння спостерігати за тваринами порівнювати тварин групувати їх; виховувати шанобливе ставлення до тварин.
78584. Сонце в нашому житті 2.33 MB
  Мета уроку: ознайомити учнів із Сонцем як небесною зіркою; розвивати життєві та екологічні компетентності; фантазію уяву кмітливість; виховувати гідне ставлення до природи; Обладнання: підручник робочий зошит кольорові олівці пластилін малюнки таблиці.
78585. Сонце сходить – усе оживає. Сонце заходить усе завмирає 161.5 KB
  Мета. Формувати в учнів уявлення про сонце залежність існування живої природи від сонячного світла і тепла навчити встановлювати зв’язки між живою та не живою природою; виховувати повагу до традицій українського народу вшановувати Сонце.
78586. Комахи в нашому житті 330 KB
  Мета: уточнити уявлення учнів про комах, поширити знання про цих тварин, учити називати істотні ознаки комах, їх будову; розвивати мовленнєві навички, мислення, увагу, спостережливість; виховувати бережливе ставлення до тварин, любов до природи.