78088

РОДЖЕРС КАРЛ РЭНСОМ (1902 - 1987)

Доклад

Исторические личности и представители мировой культуры

Как представителю гуманистической психологии идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. К невротизации приводит и отказ от самоактуализации которую Роджерс как и Маслоу считал одной из важнейших потребностей личности.

Русский

2015-02-07

47.5 KB

0 чел.

                              РОДЖЕРС   КАРЛ   РЭНСОМ   (1902 - 1987)  

   По Роджерсу  люди  могут создать и изменять свои представления  о себе,  о своих близких. Терапия  помогает  человеку  изменить  себя  и  свои отношения с другими. Как представителю гуманистической психологии, идея  ценности и  уникальности человеческой  личности  является  центральной  для  Роджерса. Он считает, что  тот опыт,  который возникает  у человека  в  процессе  жизни  и  который  он  называет «феноменальным  полем»,  уникален и  индивидуален. Этот  мир, создаваемый  человеком,  может  совпадать  или не  совпадать с реальной  действительностью. Степень  тождественности  этого  поля  реальной действительности  Роджерс  называл  конгруэнтностью.   Высокая  степень конгруэнтности означает, что  то, что  человек сообщает  другим,  то,  что  происходит вокруг  и то,  что он  осознает  в  окружающем,  более  или   менее  совпадают  между   собой.   Нарушение   конгруэнтности   приводит  к тому, что человек  либо не  осознает реальность,  либо не высказывает то, что он  реально хочет  сделать или  о чем он  думает.  Это  приводит  к  росту  напряженности, тревожности, и в конечном итоге, к невротизации личности.

    К  невротизации  приводит и отказ  от  самоактуализации,  которую Роджерс, как  и  Маслоу,  считал  одной из  важнейших потребностей личности. В своей терапии, Р. соединяет  идею  конгруэнтности  с  самоактуализацией, так  как  их нарушение  ведет к  неврозу и  отклонениям в развитии личности.

    О  структуре «Я»,  Роджерс говорит,  что  внутренняя  сущность человека,  его самость выражается  в  самооценке,  которая   является  отражением  истинной  сути  данной личности,  его «Я».  У маленьких детей эта самооценка  бессознательна, это  скорее самоощущение, а  не самооценка. Однако уже  в раннем  возрасте  она  руководит  поведением  человека. В  более старшем  возрасте  дети    начинают  осознавать  себя, и  строить  свою жизнь  уже в соответствии  с  осознаваемой  оценкой  себя. В  том случае,  если  поведение  выстраивается  именно   исходя  из самооценки,  это  поведение  выражает истинную  суть личности, а  потому  приносит наибольший  успех, удовлетворение,  повышают  его статус в  глазах  других  и  такому  человеку не  надо вытеснять свой опыт  в бессознательное,  так как  его мнение  о самом  себе,  мнение о  нем других  и его  реальная самость  соответствуют  друг другу,  приводя к  полной конгруэнтности.

   Однако в  раннем  детстве ребенок  может отчуждаться от своей истинной  самооценки, от  своей самости. Чаще  это  происходит  под давлением  взрослых, у которых  имеется  свое представление  о ребенке. Свою оценку они  навязывают  ребенку, стремясь,  чтобы он  ее принял и  сделал  своей  самооценкой.  Некоторые  дети начинают протестовать  против  навязываемых им  действий, интересов  и  представлений,  приходя  к конфликту  с окружающими,  негативизму  и  агрессии.  Стремление  во  что бы то ни  стало отстоять  себя, преодолеть  давление взрослых  может  нарушить  истинную   самооценку,  так как  в своем  негативизме ребенок  начинает протестовать против всего, что идет от взрослого, даже если это соответствует  его интересам. Такой  путь развития  не может  быть позитивным  и  необходимо  вмешательство  психотерапевта, чтобы наладить общение ребенка с окружающими.

   Однако чаще всего,  отмечает Роджерс,  дети и  не пытаются  противостоять родителям,  соглашаясь с  их мнением о себе. Это происходит  потому, что  ребенок нуждается  в  ласке  и принятии  со стороны  взрослого. Такое стремление  заслужить  любовь  и  привязанность  окружающих он  называет «условием  ценности», которое  в крайнем  своем  проявлении  звучит  как  желание  быть любимым  и  уважаемым  каждым,  с   кем  человек   входит  в соприкосновение.  Такое «условие    ценности»  является препятствием на  пути личностного  роста, так как  мешает  осознанию истинного  «Я человека,  его истинного  призвания,  заменяя  его  тем  образом; который приятен другим. Однако  проблема не  только в  том, что, стараясь  заслужить  любовь других,  человек отказывается от себя, от своей самоактуализации, но  и в  том, что при деятельности,   навязанной  другими и  не  соответствующей  истинным,  хотя и  не осознаваемым  в  данный  момент  желаниям  и  способностям, человек  не  может  быть  полностью  успешен,  как бы  он ни старался и как бы он ни убеждал  себя, что  эта деятельность  и  есть  его  настоящее  призвание. Необходимость постоянно игнорировать  сигналы о  собственной несостоятельности  или  недостаточной  успешности,  которые приходят к  человеку из  внешнего мира,  боязнь изменить свою  самооценку, к  которой  человек привык  и которую  он  считает  действительно своей,  приводит к  тому, что он вытесняет и свои  стремления, и  свои страхи,  и мнения   окружающих   в   бессознательное,   отчуждая  свой опыт от сознания. При  этом строится  очень ограниченная и  ригидная  схема  окружающего  мира  и  себя,  которая очень  мало  соответствует  реальности.  Эта  неадекватность хотя и не осознается, но  вызывает в  человеке напряжение,  приводящее  к  неврозу.  Задача психотерапевта  совместно  с человеком разрушить эту  схему, помочь человеку осознать свое истинное  «Я» и  перестроить свое общение   с   окружающими. Роджерс,  доказывал,  что  успешная  социализация человека, его  удовлетворение работой  и собой  имеют прямую  корреляцию  с  уровнем  его  самосознания.   И  эта связь  более  значима  для  нормального  развития личности,  чем  отношение родителей  к ребенку,  их привязанность или  отчуждение от  него, социальный  статус семьи и ее окружение.

    При  этом  Роджерс настаивал  на том,  что самооценка должна  быть не  только адекватной,  но и  гибкой, то есть  она  должна меняться  к зависимости  от окружения. Он говорил  о том,  что самооценка  - это  связанный образ,  гештальт, который  постоянно находится  в процессе формирования   и  изменяется,   переструктурируется  при изменении  ситуации.  Это постоянное  изменение, избирательность  по  отношению  к  окружающему   и  творческий подход к  нему при  отборе фактов  и ситуаций  для осознания, доказывает  связь его теории со взглядами Маслоу,  и  с концепцией  «творческого  Я» Адлера. При  этом  Роджерс  не  только говорит  о влиянии опыта  на  самооценку,  но и  подчеркивает необходимость открытости  человека  навстречу  опыту.  Но в отличии  от большинства  других  концепций,  настаивающих   на  ценности  будущего  (Адлер)  или  влиянии  прошлого  (Юнг, Фрейд),   Роджерс   подчеркивает   значение  настоящего, говоря  о  том,  что  люди должны  научиться жить  в настоящем,  осознавать  и   ценить  каждый   момент  своей жизни, находя  в нем  что-то прекрасное  и значительное. Только  тогда  жизнь раскроется  в своем  истинном .

    Открытия   Роджерса  связаны   не  только   с  новым  взглядом  на  самоактуализацию и  самооценку человека,  но и  с его  подходом к  психокоррекции. Он  исходил из  того,  что  психотерапевт  не должен  навязывать своего  мнения  пациенту,  но должен  подводить его  к правильному  решению,  которое  пациент  принимает самостоятельно. В  процессе терапии  пациент учится  больше доверять  себе,  своей  интуиции,  своим ощущениям  и побуждениям.  Он  начинает лучше  понимать себя,  а затем  и других. В результате и происходит то  «озарение», которое  помогает  перестроить  свою  самооценку,  переструктурировать  гештальт»,  как  говорит  Роджерс. Это повышает  конгруэнтность  и  дает  возможность человеку  принять  себя  и  окружающих,  уменьшает тревожность  и напряжение.  Эта терапия происходит как встреча терапевта с клиентом, или,  в  групповой терапии,  как встреча  нескольких клиентов  и  терапевта.  Такой  подход позволил  Роджерсу создать  так  называемые  «энкаунтер-группы»  или  группы встречи,  которые  являются  одной  из  самых распространенных  в  настоящее  время  технологий  психокоррекции и  обучения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68951. Деформация кристалла 142 KB
  Деформа́ция (от лат. deformatio — «искажение») — изменение взаимного положения частиц тела, связанное с их перемещением относительно друг друга. Деформация представляет собой результат изменения межатомных расстояний и перегруппировки блоков атомов.
68952. Наслідування. Доступ до членів класу 31.5 KB
  Наслідування — один з наріжних каменів обєктно-орієнтованого програмування, оскільки воно дозволяє створювати ієрархічні класифікації Використовуючи Наслідування, можна створювати загальні класи, що визначають властивості, характерні для всієї сукупності споріднених класів.
68953. Конструктори похідних класів 44 KB
  У звязку із наслідуванням виникають два питання, що стосуються конструкторів і деструкцій. По-перше, коли викликаються конструктори і деструкції базового і похідного класів? По-друге, як передаються параметри конструкторів базового класу? Відповіді на ці питання містяться в наступному розділі.
68954. Передача параметрів конструктору базового класу 47.5 KB
  Якщо конструктор похідного класу повинен отримувати декілька параметрів слід просто використовувати стандартну синтаксичну форму конструктора з параметрами. Проте виникає питання яким чином передаються аргументи конструктору базового класу
68955. Віртуальні деструктори 26.5 KB
  Явний опис деструкторів у програмах потрібний лише тоді, коли обєкт створюється у динамічній памяті. При використанні віртуальних деструкторів досить очевидними є переваги поліморфізму. Зазвичай, вони застосовуються тоді, коли при знищенні обєктів необхідно видалити обєкти похідного класу...
68956. Шаблони. Функція з двома узагальненими параметрами 54.5 KB
  За допомогою шаблонів можна створювати узагальнені функції і класи які працюють з типом даних заданим як параметр. Узагальнені функції Узагальнена функція визначає універсальну сукупність операцій застосовних до різних типів даних. За допомогою узагальненої функції можна визначити природу...
68957. Перевантаження шаблонної функції та їх специфікацій 34 KB
  Перевантаження шаблонної функції Використання стандартних параметрів шаблонної функції Обмеження на узагальнені функції Перевантаження шаблонної функції Для того, щоб перенавантажувати специфікацію узагальненої функції, досить створити ще одну версію шаблону, що відрізняється від останніх...
68958. Узагальнені класи. Приклад використання двох узагальнених типів даних 62 KB
  Окрім узагальнених функцій можна визначити узагальнені класи. При цьому створюється клас, в якому визначені всі алгоритми, проте фактичний тип даних задається як параметр при створенні обєкту. Узагальнені класи виявляються корисними, якщо логіка класу не залежить від типу даних.
68959. Обробка виняткових ситуацій 57 KB
  Механізм обробки виняткових ситуацій в мові C++ заснований на трьох ключових словах: try, catch і throw. Фрагменти програми, що підлягають контролю, містять блок try. Якщо в ході виконання програми в блоці try виникає виняткова ситуація (тобто помилка), вона генерується...