7809

Школа в России в первой половине 19 века

Доклад

Педагогика и дидактика

Школа в России в первой половине 19 века. Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники...

Русский

2013-01-28

39.5 KB

72 чел.

Школа в России в первой половине 19 века.

Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях.

С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой – реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый характер политики самодержавия в области образования.

Многие открытия и изобретения не получили применения в феодально-крепостнической России.

Таким образом, развитие культуры в России в первой половине XIX века – это достаточно сложный и противоречивый процесс. Тем не менее, вопреки отсталым крепостническим отношениям русская культура первой половины XIX века достигла блистательных вершин, и не случайно этот период в развитии культуры называют золотым веком культуры России.

преобразования Александра I Коснулись народного образования. Было создано Министерство народного просвещения. В 1803 г. началась реформа народного просвещения, которая сделала образование более доступным для “низших” слоев населения. Значительную независимость от властей получили университеты, число которых увеличилось.

Дерптский – 1802 г.Казанский – 1804 г.Харьковский – 1804 г.Виленский – 1804 г.Петербургский – 1819 г.

В каждом губернском городе были открыты гимназии; в каждом уездном городе – уездные училища; в сельской местности – создавались приходские училища. Дети “всякого состояния”, без различия “полу и лет”. Но для детей крепостных доступны были только приходские училища.

В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей для представителей высшего дворянского общества. Затем – Демидовский лицей в Ярославле; 1815 г. – открытие Лазаревского Института восточных языков в Москве.

общеобразовательная школа: гимназии (7 лет). уездные училища (3 года), приходские училища (1 год). высшая школа: университеты, академии.

В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети “всякого сословия” без различия “полу и лет”. Они создавались как в городе, так и в сельской местности. Однако деньги на их содержание из государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городского самоуправления, либо на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян.

В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров.В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии – 8 учителей.

Поэтому с 1804 г. при университетах были открыты педагогические институты. При Николае I в 20-е гг. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он, в частности, должен был определять перечень учебных дисциплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы. “Предметы учения и самые способы преподавания” должны быть “соображаемы с будущим предназначением обучающихся”. Необходимо, чтобы в будущем учащийся “не стремился через меру возвыситься над тем состоянием. В итоге преобразований Николая I по-прежнему сохранялись 3 ступени общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно-обособленной.

В 1827 г. власти еще раз указали на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. В то же время Министерство народного просвещения заботилось об увеличении численности учебных заведений: начало века – в стране всего 158 училищ

середина века – около 130 начальных школ в каждой губернии.

Приходское училище: грамота, арифметика, Закон Божий

Уездные училища: русский язык, арифметика, начала геометрии, история, география

Гимназия давала наиболее разностороннее и глубокое образование, готовя учащихся к поступлению в университет.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32821. «Философия жизни», как одно из основных направлений западноевропейской философии 20 в 14.13 KB
  Одним из вариантов стала философия жизни. Все существующее представители этого направления рассматривали как проявление некой первоначальной реальности жизни недоступной ни чувственному ни рациональному познанию и постигаемой только интуитивно в результате непосредственных переживаний. Противопоставляя науке и разуму интуицию и инстинкт философия жизни представляет собой антисциентистское иррационалистическое направление.
32822. Философия неопозитивизма 16.04 KB
  Бурное развитие науки и техники формирование сциентизма как особого умонастроения стали причиной формирования ряда философских направлений в центре внимания которых проблема науки как феномена культуры а также вопросы методологии научного познания. Он выступил с идеей о неспособности философии ответить на вопросы поставленные развитием науки. Неопозитивизм уходя от решения коренных философских проблем сосредотачивается на частных логикометодологических исследованиях на анализе языка науки. Логический позитивизм спекулирует на реальных...
32823. Философия психоанализа 14.61 KB
  В центре внимания Фрейда проблема бессознательного. Содержание бессознательного Фрейд сводит к двум видам влечений сексуальные инстинкты либидо и влечение к жизни направленное на самосохранение оба влечения он выводит из комплекса Эдипа и комплекса электры. Юнг разработал концепцию коллективного бессознательного. Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы символы архетипы.
32824. Религиозная философия ХХ в 14.56 KB
  Ее основной чертой является стремление осмыслить проблемы современного человека с позиций христианской религии. Основные идеи Ф Аквинского: о структуре мироздания о соотношения веры и разума о месте человека в мире являются основой неотомизма. Характерные черты этого направления отличающие его от томизма внимание к проблемам современного мира и к внутреннему миру человека.Аквинским но расходится с ним в понимании отношения Бога и человека.
32825. Философская герменевтика. Проблема понимания в философии и медицине (медицинская герменевтика) 12.91 KB
  Философская герменевтика. Проблема понимания в философии и медицине медицинская герменевтика. В Древней Греции герменевтика представляла собой искусство толкования иносказаний а позднее поэтических произведений особенно поэм Гомера. В самостоятельную область знания герменевтика выделилась в XIX в.
32826. Бытие и материя. Категория материя. Ее признаки 17.66 KB
  Бытие основополагающая философская категория отражающая единство мира и целостность его существования. Бытие предельно широкое по объему понятие охватывающее все существующее. Понятие бытие введено Парменидом IV в. Для объяснения этого понятия было введено противоположное ему понятие небытие.
32827. Движение .Пространство,время. Основные формы движения 18.43 KB
  Пространствовремя. Обладает целым рядом неотъемлемых свойств атрибутов: системность и структурность самоорганизация движение пространство время отражение. Механистический материализм Нового времени также считал что пространство и время самостоятельны по отношению к материи: это лишь вместилища в которых расположены тела и происходят события.Кант пространство и время рассматриваются как доопытные априорные врожденные понятия которые даны сознанию субъекта для того чтобы группировать и упорядочивать наши ощущения.
32828. Отражение как всеобщее свойство материи. Его формы в живой и неживой природе 13.64 KB
  Обладает целым рядом неотъемлемых свойств атрибутов: системность и структурность самоорганизация движение пространство время отражение. Отражение всеобщее свойство материи ее способность воспроизводить в изменениях своих свойств состояний структуры особенности воздействующих объектов. Отражение характеризуется следующими признаками: оно предполагает взаимодействие объектов; зависит от уровня организации и структуры взаимодействующих объектов; зависит от условий в которых происходит взаимодействие объектов; отражение адекватно...
32829. Происхождение и сущность сознания. Мозг и сознание 15.06 KB
  Происхождение и сущность сознания. Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения сознания. Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения сознания. Природные и социальные факторы происхождения сознания.