7810

Философия эпохи Возрождения (ренесанса)

Контрольная

Логика и философия

Философия эпохи Возрождения В развитых странах Европы в период 12-13 век происходит развитие торговли и ремесел. Происходит рост производительности труда. Развиваются города. Они становятся центрами экономической и культурной жизни. Это была вершина...

Русский

2013-01-28

58.5 KB

1 чел.

Философия эпохи Возрождения

В развитых странах Европы в период 12-13 век происходит развитие торговли и ремесел. Происходит рост производительности труда.

Развиваются города. Они становятся центрами экономической и культурной жизни. Это была вершина развития феодализма.

Возрождение – “водораздел” между средними веками и Новым временем.

Ренессанс означает возрождение. Возрождение чего? Возрождение интереса к изучению культурного богатства древней античной философии.

Ренессанс явление итальянское. Потом распространившееся на остальные страны.

Основная направленность ренессанса – это гуманизм. 14-15 век.

Две характеристики эпохи: гуманизм и антропоцентризм

1.Гуманизм (от лат человеческий) означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни.

В широком смысле гуманизм означает рассуждения человека о самом себе, о своей роли, о своем предназначении.

Гуманизм всегда содержит конкретные социальные и исторические предпосылки осмысления сущности и предназначения человеческого существования.

В узком смысле гуманизм означает идейное движение, возникшее в период Ренессанса. Основная цель – изучение и распространение античных языков, литературы, искусства.

Итальянский гуманизм характеризуется как гуманизм литературный и филологический. Такой гуманизм более доступен для человека. Основное влияние через литературу. Литературная форма доступна для восприятия большего числа людей, чем философская.

2.Антропоцентризм. Если с точки зрения христианской теологии, человек есть существо греховное, и за грехи свои наказанное богом (поврежденное), то антропоцентризм утверждает обратное: человек – наиболее близкое к богу существо, ибо создано было по его облику и подобию. Человек – избранник бога.

Если теология занимается богом, то философия должна заниматься человеком.

Начало итальянского гуманизма знаменует Данте Алигьери (1265-1321).

Известное противопоставление сознания и бытия, тела и души, а затем Бога и человека отрицается.

Нельзя противопоставлять Бога и человека. Человек детерминирован двояким способом: Богом и природой.

Вывод: человек сам ответственен за многое.

Эта ответственность требует практической реализации потребностей человеческого духа. Человеческий разум активен.

Франческо Петрарка (1304-1374). Считается “первым гуманистом”. Отвергал культ авторитета “глупых” схоластиков и последователей Аристотеля. Петрарка выражал независимость мышления от религиозной схоластики.

Джованни Боккаччо (1313-1375). “Декамерон”. Высмеивал духовенство и восхвалял разум.

Создается фундамент для новой эпохи и новой культуры.

Вместо богоцентризма – антропоцентризм, вместо монотеизма – гуманизм.

Имели место и церковные изменения – реформация.

Реформация – социально-политическое движение против папства, против монопольного положения католической церкви.

Представителем реформации был Мартин Лютер (1488-1546) – основатель лютеранства. Основатель немецкого протестантизма (лютеранства). 1517– выступление Лютера.

Выступил против папы как наместника Бога на земле, против церкви как посредника между Богом и человеком, против продажи священнослужителями индульгенций (отпущения грехов). Идея освобождения находится в руках самого человека.

Но наряду с таким умеренным реформаторским движением возникло и другое – народное, революционное:  Крестьянская война 1524-25 годов под предводительством Томаса Мюнцера, которая потрясла Германию. Ее лозунгами стали требования создания социально-справедливого общества, исключавшего крепостничество, требование свободного пользования общинными землями, обобществления имущества.

Реформатортво в Швейцарии. Женева. Жан Кальвин (1509-1564) – французский теолог.

В Англии, Французские религиозные войны. Варфоломеевская ночь 1572 года в Париже. Резня гугенотов католиками. Гугеноты приверженецы кальвинизма. 1572 год – начало религиозных войн.

Человек изучает внешний мир вокруг себя. Расширяется человеческий кругозор.

Человеческое образование расширяется в направлениях: историческое, географическое и космографическое.

1.Расширение исторического кругозора связано с возрождением изучения классических авторов и прорывает в этой области установленные церковью границы. Античность открывается заново.

1453 турки захватили Константинополь (Стамбул). Увеличился отток философов и религиозных деятелей в Италию. Всё это способствовало Ренессансу философии Платона и Аристотеля.

2. Расширение географического кругозора.

За вторым открытием античного мира следует открытие нового мира в области географической.

На основе переосмысления античности человечество знакомится со своим развитием, а на основе географических открытий со своей планетой, на которой оно живет. Этому способствовали и крестовые походы.

Но главным был дух Возрождения  – дух общения, стремление торговать и открывать новое.

Венеция – центр морской торговли. Венецианские купцы предпринимают великие путешествия на Восток.

Во второй половине 13 века старшие Поло и их младший товарищ Марко Поло обстоятельно знакомиться с Китаем и Индией. Марко Поло создает ученые заметки, которым снискал себе славу “Геродота средних веков”.

Таким образом, найден морской путь в Индию – необходимо обогнуть Африку.

В это время заканчиваются без всякого успеха крестовые походы и Данте начинает свою карьеру.

Второе открытие составляет целую эпоху. Если Азия тянется далеко на восток, а форма земли шарообразна, то Восточная Азия должна близко подходить с запада к Старому Свету.

Христофор Колумб (1492-1493; 1502-1504) открывает страну на Западе, находясь в заблуждении, что он достиг Индии. Спустя пят лет Васко де Гама (из Португалии) огибает южную оконечность Африки и окончательно пролагает морской путь в Индию. Он пересек Атлантику в меридиональном направлении (4000 км. и 3 месяца плавания в открытом океане) и доказал, что по этому маршруту не земли.

Теперь Западный мир узнает, что Западный мир – это не Азия (которую думал что открыл Колумб), а самостоятельный материк, отделенный от восточных границ океаном. Предстоит задача завоевать и колонизировать страны нового континента.

В начале 16-го века европейцы переходят панамский перешеек, открывают Тихий океан, затем осваивают новый континент. Открывают Бразилию, завоевывают Мексику, Перу. Португалец Фернан Магеллан (1520) огибает южную оконечность Америки и открывает Тихий океан. Это было первое кругосветное плавание.

Затем открытие и освоение Северной Америки. Первая колония в Вирджинии. Создание англо-североамериканских колоний.

Все эти открытия послужили основой для географического миросозерцания.

3. Космографический кругозор.

После того как все открытия уже состоялись осталось последнее открытие. Это открытие самой Земли во Вселенной, ее местоположения.

Птолемей, 2 в н.э. Альмагест. Земля неподвижна. Вокруг не вращаются все планеты. Однако действительное вращение планет не согласуется с этой искусственно заданной схемой. Геоцентрическая система.

Планеты вращаются по кругам вокруг Земли, центр которых движется по периферии другого круга (деферента). Эти круги называются эпициклами, а кривая, описываемая планетой, эпициклоидой.

Очень часто наблюдаемое место планеты не совпадает с вычисленным.

Природа так неправильно и запутанно действовать не может.

Наблюдения Тихо Браге (1546-1601) предположил, что планеты вращаются вокруг Солнца. А вся эта конструкция вращается вокруг Земли.

Две гипотезы. Первая геоцентрическая: Земля – космический центр. Вторая гелиоцентрическая гипотеза. Сторонником первой гипотезы является Тихо Браге. Он усовершенствовал расчеты на основе Альмагеста Птолемея.

Сторонником второй концепции является Николай Коперник (1473-1543).

Обе точки зрения расходятся с птолемеевской концепцией в том, что считают Солнце центром планетных орбит, но Тихо Браге разделяет с птолемевской концепцией геоцентрическую гипотезу.

Знаменитое сочинение Коперника “О вращении небесных тел”, появилось в год смерти Коперника (1543). А труд Тихо Браге по астрономии – спустя сорок шесть лет после того (1589).

Благодаря Копернику космографические представления делаются простыми и ясными. Если Земля вращается вокруг Солнца, то есть меняет свое место положение, то почему мы не видим того же у неподвижных звезд?

Звезды должны быть бесконечно удалены.

Основная ошибка прежней астрономии состояла в том, что она не могла отрешиться от самообмана относительно своей собственной точки зрения.

Недостаток критического отношения к собственной точке зрения вызвал самообман.

Это великий поучительный пример.

Сочинение Коперника было посвящено папе Павлу III и в предисловии названо гипотезой. Хотя сам Коперник был вполне убежден в истинности своей концепции.

Но против концепции Коперника выступила концепция Тихо Браге.

Концепция Коперника истинная и истина должна была как-то прорваться. Закон достаточного основания. Объективность истины.

Итальянский ренессанс достиг своего апогея и создал реформатора естествознания Галилео Галилея из Пизы (1564-1642). 16-17 век.

Галилей реформирует учение о движении благодаря открытию законов падения тел. Галилей первым установил закон падения тел. Тело падает свободно с постоянным ускорением. Галилей заложил основы механики (инерция, движение по наклонной плоскости, движение маятника (используется в часах).

Галилей усовершенствовал подзорную трубу наблюдал исчезновение одной звезды в созвездии Змееносца, открывает сходные с земными свойства Луны, спутников Юпитера, кольцо Сатурна, изменяющиеся лунободобные фазы Венеры и Меркурия, Млечный Путь является сложной системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера и, наконец, солнечные пятна на Солнце, откуда делает вывод о вращении Солнца вокруг оси.

Солнце – центр планетарной системы, но не неподвижный и абсолютный центр мира.

Вселенная неизмерима. Проникновение в природу движущих сил  и наблюдения убедило Галилея в истинности гелиоцентрического учения.

Коперниканская система имела ряд проблем. Скорость планет разная, траектория сложная и др.

Но должна же быть мировая гармония!!! Природа мудра!!!

Иоганн Кеплер (1571-1630) почитатель и друг, современник Галилея открыл законы Кеплера (как они теперь называются, три закона).

Это были первые законы природы, выраженные в математической форме; для Кеплера они были выражением божественной гармонии.

Вращение по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце, составил таблицы движения планет.

Исаак Ньютон (математик Англии, 1643-1727) сводит указанные открытия к одному принципу – принципу всемирного тяготения. Ньютон предположил, что сила вызывающая падение предмета (сила притяжения) и сила притягивающая Землю к Солнцу и вызывающее вращение Земли вокруг Солнца (центробежная сила) – это одна и та же сила.

Исчисление бесконечно малых открытое Ньютоном и Лейбницем. Благодаря Декарту (1596-1650) родилась аналитическая геометрия.

Галилей усовершенствовал телескоп и микроскоп. Это великие изобретения для духа наблюдения.

Коперниканская система была осуждена церковью.

Система Коперника и система Птолемея связаны с интересами веры.

Земля центр мира, явление Бога на Земле, церковь – государство Бога, центр человечества, ад внизу под землей, небо над Землей, осужденные на смертную муку – в царстве ада, блаженные в царстве небесном, расположенными за той звездой, за которой ряды небесной иерархии возвышаются до престола Божьего.

Всё это здание церковных представлений начинает разрушаться до основания. Земля перестает быть центром мироздания, а небо – неподвижным куполом.

Есть и более глубокие, мистические представления о небе и Земле. Эти представления сжились с властью Папы и были не отделимы от религиозного создания.

Между двумя системами есть противоречие. Ученые не желают поколебать церковный строй, а только хотят объяснить загадочные космические факты.

Процесс римской инквизиции пример столкновения церковной догмы и научного исследования. Система Коперника была осуждена в 1616 году по приказанию папы Павла V. Затем был осужден и Галилей (1633). Он был принужден отречься от коперниканской системы и предать ее проклятию. Галилей оставался узником до самой своей смерти. Он не содержался в заключении. Он находился под надзором инквизиции, его не пытали. Да и сам он был далек от того, чтобы отречься от своего учения. Он мог думать, что земля вертится, но наверное этого не говорил. В  1992  папа  Иоанн  Павел  II  объявил  решение  суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.

Церковь не могла воспретить Земле вращаться, зато она поместила сочинения Коперника, Галилея и Кеплера в свой индекс запрещенных книг (индекс – реестр имен) и оставляла их там на протяжении более двух столетий.

Итальянская натурфилософия. Философия природы.

Возрождение неоплатонизма, аристотелевской философии имело целью рассмотрение природы. Но по своим последствия рассмотрение природы оказалось прямо противоположным целям схоластике.

Природа не может быть объяснена из себя собой, пока Бог признается ее движущим основанием и целью. Понятие Бога тесно связано с учением об ограниченности вселенной, с геоцентрической системой мира, о противоположности между небом и землей, об эфире (высшем элементе) и четырьмя низшими (огонь, воздух, теплота, холод) и т.д.

Николай Кузанский (1401-1464), Бернардино Телезио (1509-1583), Парацельс (открыл водород) (1493-1541). Представители итальянской натурфилософии.

В природе всё нужно объяснять из вещества и силы.

Познание нужно выводить из чувственных ощущений, т.е. разум выводить из чувственности. Нравственное поведение из страстей, добродетель из потребности в самосохранении.

Познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта. Роль практики в познании. В практике мы влияем на одни вещи, через другие. Вот понимание причинности где нет места божественной воле. Парацельс – врач практик.

Из исследования природы исключено познание бога. Бог является лишь творцом мира, в последующем он не вмешивается в процессы природы. Задачей является не исследование бога (схоластика), а познание реальной природы.

Философские и научные выводы должны опираться на опыт, практику, разум, а на непосредственные религиозные догматические восприятия и мнения. Мнение должно формироваться в процессе познания природы, а не заранее, не предвзято, догматически.

Джоржано Бруно (1548-1600). Воспитывался в доминиканском монастыре в Неаполе. Затем стал членом ордена. Изменения произошли после изучения книги Коперника.

Бруно самый радикальный по своим взглядам мыслитель. Он столкнулся с церковью, когда высказал сомнение по поводу церковных догматов (о непорочном зачатии, отрицание загробной жизни).

Бруно выдвигает тезис о бесконечности вселенной. Космос одновременно пуст и одновременно наполненная бесконечность. Космос не сотворен богом. Бесконечность Космоса не является божественным атрибутом. Возможно жизнь существует на других планетах. Значит мир не сотворен Богом?

Изменения в природе связаны с изменениями в материальных системах. Вселенная – развивающаяся система.

Реформаторство не отличалось от католицизма – католическая церковь отправила на костер Джордано Бруно, а Кальвин в 1553 г. в Женеве осудил на сожжение Мигеля Сервета (испанский врач), вплотную подошедшего к открытию законов кровообращения и осмеливавшегося выступить против христианских догматов – учения о Троице.

Французский мыслитель Мишель де Монтень (1533-1592) современник гугенотских войн. Противник религиозного фанатизма. Скептическое отношение к схоластике. Истина первична. Никакая религия не имеет преимущества перед истиной. Бог не познаваем. И нет повода обсуждать Бога.

Макиавелли Николо (1469-1527).

Государство не может жить по правилам религии или морали. Религия и мораль это только инструменты политики. Люди лживы, обманчивы, трусливы и т.д. Умение пользоваться этими качествами людей на благо государства (т.е. целого) составляет искусство политики. Макиавелли не отрицает религию, просто у политики свои законы. Общество живет по своим законом. Здесь нет места христианской схоластической догматики.

Политика – это умение манипулировать интересами.

Основные черты – индивидуализм (свобода человека), рационализм (роль разума) и натурализм (изучение природы и естественных явлений в общ. и полит. жизни).

Идея создания свободной естественной жизни для индивида. Усиление связи человека с наукой, а не связь человека с религией. В этом прогрессивная роль Возрождения и Ренессанса.

Требование научного, духовного, религиозного, социального прогресса.

Основным признаком ренессанса является его светская, земная направленность.

Если предметом средневековой философии был Бог, то теперь на первое место выступает природа. Развивается экспериментальная наука.

Это не восходящая линия. Она характеризуется взлетами и падениями.

Ницше написал о Возрождении: “То был золотой век нашего тысячелетия, несмотря на все его пятна и пороки”.

Возрождение подготовило основания для возникновения нового этапа в развитии человечества – философии Нового времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51391. Подсчитать количество точек, пробелов и символов «b» в потоке данных 17.77 KB
  Алгоритм Начало Обьявление переменных ch=0 pt=0 sp=0 bi=0 Вывод списка команд Getchr=EOF вывод подсказки на экран printf vvedide chislo n; while ch=getchr=EOF до тех пор пока ch не равно EOF выполнять цикл ifch.
51393. Прямые измерения активного электрического сопротивления.(Измерения омметром, мультиметром и мостом) 1.4 MB
  Цель работы Получение навыков измерения активного электрического сопротивления далее сопротивления. Ознакомление с методами измерения активного сопротивления. Сведения необходимые для выполнения работы Перед выполнением работы повторите вопросы обработки и представления результата прямых и косвенных измерений и ознакомьтесь со следующими вопросами: Измерение электрического сопротивления постоянному току методами непосредственной оценки и сравнения с мерой.
51394. Измерение постоянного напряжения методом компенсации 978 KB
  Измерение постоянного напряжения методом компенсации Получение сведений о погрешностях измерения напряжения компенсационным методом. Устройство принцип действия и основные характеристики делителя постоянного напряжения. Компенсаторы потенциометры постоянного тока предназначены для измерения методом сравнения с мерой ЭДС напряжения и величин функционально с ними связанных.
51395. Индуктивные измерительные преобразователи. Измерение перемещения 589.46 KB
  Цель работы Ознакомление с устройством и применением индуктивного измерительного преобразователя на примере измерителя перемещения изучение метрологических характеристик измерительных преобразователей и схем их включения. В измерительной технике используются конструкции преобразователя с переменным воздушным зазором и соленоидные или плунжерные преобразователи которые и изучаются в данной работе. Это вызывает изменение магнитного сопротивления и индуктивности преобразователя L. При некоторых допущениях индуктивность преобразователя можно...
51397. Создание блок-схем с помощью MS Visio 381.5 KB
  Фигуры готовые символы включенные в поставку Visio это ключ к быстрому созданию эффективных диаграмм. Наилучшим способом создания новой диаграммы является использование шаблона файла включающего все инструменты стили параметры и фигуры которые потребуются для создания определенного типа схемы или диаграммы. Например если нужно создать блоксхему используйте шаблон Bsic Flowchrt Базовая блоксхема включающий фигуры которые представляют данные процессы решения и другие элементы. Категория шаблонов Назначение Block Digrm...
51398. Начертательная геометрия 11.87 MB
  Начертательная геометрия входит в состав учебной дисциплины федерального значения, название которой в зависимости от специальности: «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Инженерная и машинная графика» или просто «Инженерная графика». Инженерная графика – это единственная дисциплина целью, которой является непосредственно обучение студентов работе с различной по виду и содержанию графической информацией
51399. РАБОТА С ТЕСТАМИ 53 KB
  Теперь с помощью панели Формы построим кнопку для ответа на первый вопрос и выполним для нее макрос через правую кнопку. В окне Назначить макрос объекту нажмите кнопку Записать а в следующем окне Запись макроса ОК. Создадим еще одну кнопку для результата. Всем кнопкам 1го ряда надо дать имя ДА кнопкам 2го ряда – НЕТ а последнюю кнопку назовем Ваши баллы.