7811

Немецкая идеалистическая философия. Философия Гегеля

Контрольная

Логика и философия

Немецкая идеалистическая философия. Философия Гегеля Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Гегеля (1770-1831). Феноменология духа, Наука логика, Энциклопедия философских наук...

Русский

2013-01-28

38.5 KB

8 чел.

Немецкая идеалистическая философия. Философия Гегеля

Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Гегеля (1770-1831).

“Феноменология духа”, “Наука логика”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия религии”, “Философия истории”, “Философия права”.

По тематике работ Гегеля видно, что он создал целостную систему своих взглядов, которая затрагивает все вопросы познания и деятельности человека.

В.И.Ленин: «Кто не понял логики Гегеля, тот никогда не поймет и «Капитал» Маркса».

Критическое отношение к Канту: 

1.Существуют бесконечные по содержанию понятия. Рисунок.

2.Диалектика устраняет антиномии.

Гегель изменяет значение слова «диалектика» (искусство ведения спора). Диалектика – наука о развитии и метод мышления.

Законы диалектики (развития):

1.Закон единства и борьбы противоположностей

2.Закон перехода количественных изменений в качественные

3.Закон отрицания отрицания. Возвращение к первому состоянию с учетом второго.

Эти законы преодолевают кантовский антиномизм.

Объясняет общую форму процесса познания:

 

Тезис -----> Антитезис ------> Синтез

Из антиномий нужно уметь сделать синтез! В результате синтеза мышление снимает противоречие между тезисом и антитезисом.

Снятие. Это не работа рассудка, а работа более высокого по уровню мышления.

Нужно уметь преодолевать противоречия.

3.Философия Канта является концепцией субъективности (то есть Кант исходит из субъекта).

Кант устанавливает правила познания до и независимо от познавательного процесса.

Кант напоминает схоласта, который не хотел входить в воду, пока его не научат плавать.

Гегель: «Философия есть дочь своего времени».

Сознание, мышление проходит несколько этапов в своем развитии. Субъективность снимается самопознанием. Вещь в себе – познаваема. Агностицизм преодолевается не в эмпирическом изучении природы, а самопознании.

Структура философии Гегеля:

1.Логика. Это работа рассудка. Логика рассудка – формальная логика.

Рассудок не идет дальше формально логических определений. Недостаток рассудка в том, что понятия и предметы он принимает за неизменные.

Пример определения электрического тока. Электрический ток –направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц. Характеризуется направлением и силой тока.

Гегель рассматривает логические переходы, взаимосвязи от одного понятия к другому.

Учение о бытие: бытие, небытие, становление. (Триада) Три ступени развития.

Учение о сущности: противоречие между содержанием и формой, причиной и следствием, тождеством и различием и др. парные категории.

Сущность (также «чтотость» лат. quidditas) – то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств.

Учение о понятии: результат логического познания – это понятие.

Понятие возникает не в результате работы рассудка, а в результате творческой деятельности мышления, которая порождает наличное бытие.

Благодаря понятиям для нас мир и существует.

2.Философия природы.(первое была логика). Механика, физика и органическая физика. (триада)

Свойство природы – движение, т.е. способность порождать саму себя.

Движение – становление, порождающее само себя.

В природе духовное находится в неразвитом виде.

3.Философия духа. Тоже есть триадичность.

Субъективный дух – учение о душе (психология).

Объективный дух – учение о социально-исторических (объективных) обстоятельствах.

Абсолютный дух – высшая форма человеческого существования. Абсолютный дух самораскрывается в трех формах: искусство, религия и философия.

Философия Гегеля – система объективного идеализма.

Абсолютизация разума: всё подчинено разуму и связано с ним.

Система Гегеля есть логическое продолжение и завершение традиций рационализма эпохи Нового времени и Просвещения, которые требовали, чтобы всё предстало перед судом разума и доказало свою разумность.

Дух первичен. Он исходная точка. У всякого существующего есть цель – основная цель духа – познание.

Познание – это способ существования духа.

Что познается? Основная задача духа – самопознание. Дух познается через свои дела, поступки. Это для человека.

А что было до человека? Природа выражение бытия духа.

Дух на пути самопознания, действуя изменяется, то есть становится своей противоположностью – материальным миром (природой). Природа – есть инобытие духа.

Дух -> Природа -> Человек (сознание, мышление)-> Государство (сознание народа) -> Абсолютная идея

Это этапы проявления абсолютной идеи. Первый этап природа, потом человек (сознание), государство (сознание народа).

Слабый дух у народа – нет государства, сильный дух – есть государство.

Абсолютная идея – новое состояние, в котором дух приходит к своей цели, то есть дух познает самого себя.

Самопознание – есть процесс развития. Природа не развивается, развивается только дух. По Гегелю – это развитие мирового разума, открытие основных законов движения.

Формы осознания абсолютной идеи:

1.Мифология

2.Мировые религии

Бог для Гегеля – мировой разум. Бог у Гегеля абсолютно постижим.

3.Наука.

Законы.

Философия права.

Практически все философы после Гегеля обозначены возвращением философии к жизни, то есть озабочены проблемой связи с живой жизнью человека.

По Гегелю моральные отношения основываются на субъективном самоопределении воли: подчинится обстоятельства или изменить обстоятельства.

Индивид проявляет себя в действиях – это его способ существования для других индивидов.

Каждое действие ведет к бесконечным следствиям и последствиям.

Индивид отвечает за свои действия постольку они совершены им и задумывались им.

Действующий человек является разумным человеком ровно на столько, насколько он продумывает свои действия и последствия своих действий.

Одним из последователей Гегеля был Людвиг Фейерабх и Карл Маркс.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54376. Культура России в конце XIX - начале XX века. Серебряный век в истории культуры России 23.62 KB
  Во второй половине XIX века Россия вступила на путь развития капиталистических отношений. Этому во многом способствовало осуществление государственных реформ, проведенных при правлении императоров Александра II и Александра III
54377. Особенности взаимодействия и взаимного влияния культур народов России 26.59 KB
  Бабушка сидит на земле поджав под себя ноги она лечит соседку тетю Веру. Почему Ведь в книжках которые она мне читает колдуньи злые а бабушка добрая. Бабушка занята. Как ты бабушка Да миленький совсем как я.
54378. Розвязування задач за допомогою пропорцій 1.11 MB
  Мета та задачі уроку: Закріпити поняття відношення та пропорції їх основні властивості способи запису види залежності між величинами правило знаходження невідомого члена пропорції показати зв’язок музики архітектури кулінарії економіки з математикою підвищувати зацікавленість учнів предметом. Продовжувати формування навичок оформлення скороченої умови задачі за допомогою таблиці формувати навички складання пропорцій та добутків розвивати вміння знаходити невідомий член пропорції розвивати життєві полікультурні мовленеві...
54379. Фізичні якості м’язів. Робота м’язів 57 KB
  Мета: Освітня продовжити формувати знання учнів про функції м’язів в організмі;ознайомитись з фізичними якостями м’язів тіла людини; встановити відмінності динамічної та статичної роботи м’язів; визначити причини втоми; вивести правило оптимальної роботи м’язів. Розвиваюча розвивати уміння порівнювати функції та фізичні якості м’язів робити висновки та узагальнення.
54380. ЕКОНОМІЧНИЙ СПОСІБ МИСЛЕННЯ ТА ПРОБЛЕМИ ЙОГО ВИХОВАННЯ В ПРОЦЕСІ ВИКЛАДАННЯ ЕКОНОМІКИ У ЗАГАЛЬНООСВІТНІХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ 54 KB
  Адже нею є формування в учнів економічного способу мислення ЕСМ. Ще 1776 року у своїй епохальній праці Дослідження про природу і багатство народів Адам Сміт розкрив ЕСМ як метод всебічного дослідження змін що відбуваються у суспільстві. Але головним дослідником і популяризатором ідеї ЕСМ згодом став американський економіст Пол Хейне. Хейне винайшов цікаву аналогію для розуміння ЕСМ: дорожній рух в години пік.
54381. Основные тенденции развития российской культуры в конце XX - начале XXI веков 20.76 KB
  Одной из особенностей развития российской культуры рубежа XX-XXI вв. является ее деидеологизированность и плюрализм творческого поиска. В элитарной художественной литературе и изобразительном искусстве пост - советской России на первый план вышли произведения авангардистского направления
54382. Розвиток критичного мислення школярів на уроках української літератури: запитання які «пробуджують» думку 94 KB
  Дьюї належить твердження що фундаментальна мета сучасної освіти полягає не в наданні учням інформації а в тому щоб розвивати в них критичний спосіб мислення. Саме такий тип мислення надає найбільше можливостей молоді успішно розбудовувати своє життя в мінливому сучасному світі. Критичне мислення допомагає людині адекватно оцінювати нові обставини та формувати стратегію подолання проблем пристосовуватися до нових часом не передбачуваних політичних економічних або інших обставин.
54383. Конкурсно – розважальна програма: «Міс Екологія» 34 KB
  Людська цивілізація вступила в таку форму розвитку, коли її доля вирішується не науково-технічним прогресом, а глибиною екологічних знань та вмінням діяти відповідно до цих знань. Завданням нашого конкурсу є – визначити творчий потенціал кожної учасниці.
54384. MISTER OF THE 5-В FORM 58.15 KB
  Dear participants, guests, jurors. Thanks you for being so active, diligent and clever. It's high time to score the results of our contest and to announce the nominations.