7811

Немецкая идеалистическая философия. Философия Гегеля

Контрольная

Логика и философия

Немецкая идеалистическая философия. Философия Гегеля Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Гегеля (1770-1831). Феноменология духа, Наука логика, Энциклопедия философских наук...

Русский

2013-01-28

38.5 KB

8 чел.

Немецкая идеалистическая философия. Философия Гегеля

Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Гегеля (1770-1831).

“Феноменология духа”, “Наука логика”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия религии”, “Философия истории”, “Философия права”.

По тематике работ Гегеля видно, что он создал целостную систему своих взглядов, которая затрагивает все вопросы познания и деятельности человека.

В.И.Ленин: «Кто не понял логики Гегеля, тот никогда не поймет и «Капитал» Маркса».

Критическое отношение к Канту: 

1.Существуют бесконечные по содержанию понятия. Рисунок.

2.Диалектика устраняет антиномии.

Гегель изменяет значение слова «диалектика» (искусство ведения спора). Диалектика – наука о развитии и метод мышления.

Законы диалектики (развития):

1.Закон единства и борьбы противоположностей

2.Закон перехода количественных изменений в качественные

3.Закон отрицания отрицания. Возвращение к первому состоянию с учетом второго.

Эти законы преодолевают кантовский антиномизм.

Объясняет общую форму процесса познания:

 

Тезис -----> Антитезис ------> Синтез

Из антиномий нужно уметь сделать синтез! В результате синтеза мышление снимает противоречие между тезисом и антитезисом.

Снятие. Это не работа рассудка, а работа более высокого по уровню мышления.

Нужно уметь преодолевать противоречия.

3.Философия Канта является концепцией субъективности (то есть Кант исходит из субъекта).

Кант устанавливает правила познания до и независимо от познавательного процесса.

Кант напоминает схоласта, который не хотел входить в воду, пока его не научат плавать.

Гегель: «Философия есть дочь своего времени».

Сознание, мышление проходит несколько этапов в своем развитии. Субъективность снимается самопознанием. Вещь в себе – познаваема. Агностицизм преодолевается не в эмпирическом изучении природы, а самопознании.

Структура философии Гегеля:

1.Логика. Это работа рассудка. Логика рассудка – формальная логика.

Рассудок не идет дальше формально логических определений. Недостаток рассудка в том, что понятия и предметы он принимает за неизменные.

Пример определения электрического тока. Электрический ток –направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц. Характеризуется направлением и силой тока.

Гегель рассматривает логические переходы, взаимосвязи от одного понятия к другому.

Учение о бытие: бытие, небытие, становление. (Триада) Три ступени развития.

Учение о сущности: противоречие между содержанием и формой, причиной и следствием, тождеством и различием и др. парные категории.

Сущность (также «чтотость» лат. quidditas) – то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств.

Учение о понятии: результат логического познания – это понятие.

Понятие возникает не в результате работы рассудка, а в результате творческой деятельности мышления, которая порождает наличное бытие.

Благодаря понятиям для нас мир и существует.

2.Философия природы.(первое была логика). Механика, физика и органическая физика. (триада)

Свойство природы – движение, т.е. способность порождать саму себя.

Движение – становление, порождающее само себя.

В природе духовное находится в неразвитом виде.

3.Философия духа. Тоже есть триадичность.

Субъективный дух – учение о душе (психология).

Объективный дух – учение о социально-исторических (объективных) обстоятельствах.

Абсолютный дух – высшая форма человеческого существования. Абсолютный дух самораскрывается в трех формах: искусство, религия и философия.

Философия Гегеля – система объективного идеализма.

Абсолютизация разума: всё подчинено разуму и связано с ним.

Система Гегеля есть логическое продолжение и завершение традиций рационализма эпохи Нового времени и Просвещения, которые требовали, чтобы всё предстало перед судом разума и доказало свою разумность.

Дух первичен. Он исходная точка. У всякого существующего есть цель – основная цель духа – познание.

Познание – это способ существования духа.

Что познается? Основная задача духа – самопознание. Дух познается через свои дела, поступки. Это для человека.

А что было до человека? Природа выражение бытия духа.

Дух на пути самопознания, действуя изменяется, то есть становится своей противоположностью – материальным миром (природой). Природа – есть инобытие духа.

Дух -> Природа -> Человек (сознание, мышление)-> Государство (сознание народа) -> Абсолютная идея

Это этапы проявления абсолютной идеи. Первый этап природа, потом человек (сознание), государство (сознание народа).

Слабый дух у народа – нет государства, сильный дух – есть государство.

Абсолютная идея – новое состояние, в котором дух приходит к своей цели, то есть дух познает самого себя.

Самопознание – есть процесс развития. Природа не развивается, развивается только дух. По Гегелю – это развитие мирового разума, открытие основных законов движения.

Формы осознания абсолютной идеи:

1.Мифология

2.Мировые религии

Бог для Гегеля – мировой разум. Бог у Гегеля абсолютно постижим.

3.Наука.

Законы.

Философия права.

Практически все философы после Гегеля обозначены возвращением философии к жизни, то есть озабочены проблемой связи с живой жизнью человека.

По Гегелю моральные отношения основываются на субъективном самоопределении воли: подчинится обстоятельства или изменить обстоятельства.

Индивид проявляет себя в действиях – это его способ существования для других индивидов.

Каждое действие ведет к бесконечным следствиям и последствиям.

Индивид отвечает за свои действия постольку они совершены им и задумывались им.

Действующий человек является разумным человеком ровно на столько, насколько он продумывает свои действия и последствия своих действий.

Одним из последователей Гегеля был Людвиг Фейерабх и Карл Маркс.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46541. Художественные способности, задатки и склонность к изо-деятельности. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках ИЗО 19.6 KB
  Понятие непрерывного образования. Современная общеобразовательная школа как базовое звено непрерывного образования. Главный вопрос связанный с непрерывным образованием задется учеными поразному: образование на всю жизнь или образование через всю жизнь Одной из центральных идей должна стать идея перехода от школы знаний к школе культуры рассмотрение образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника. Непрерывность будет обеспечена если при проектировании системы образования будут учтены и рассмотрены условия для...
46542. Система управления охраной труда (СУОТ) в РФ 19.65 KB
  Значение Ксп = А Б А 31 Где А общее количество работающих на момент проверки 1 раз в месяц в подразделении; Б количество работающих с нарушениями правил и инструкций ОТ. n; Тс количество требований БТ соответствующих требованиям стандартов по данному оборудованию или процессу; Тс общее количество требований БТ по данному оборудованию или процессу; n количество единиц оборудования или процессов на участке; Ктбу1 Ктбу2 Ктбуm коэффициент технической безопасности участков 1 2 . m по оборудованию или процессам; m ...
46543. Подходы и методы, используемые для определения рыночной стоимости застроенных земельных участков 19.69 KB
  Методические основы оценки рыночной стоимости земельных участков Рыночную стоимость имеют те земельные участки которые способны удовлетворять потребности пользователя потенциального пользователя в течение определенного времени принцип полезности. Методы оценки Оценщик при проведении оценки обязан использовать или обосновать отказ от использования затратный сравнительный и доходный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки.
46545. Методика организации уроков по рисованию с натуры 19.74 KB
  Методика организации уроков по рисованию с натуры. План : рисование с натуры в содержании программы по изо под ред Неменского задачи рисования с натуры структура урока рисования с натуры возрастные особенности организации уроков вывод. 1Рисование с натуры рисунок и живопись включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительностл карандашом а также акварельными и гуашевыми красками пером и кистью. Задачи: Рисование с натуры активизирует умственную деятельность это не созерцание а пониятие о предмете...
46546. Острая эмпиема плевры. Диагностика. Современные принципы лечения 19.74 KB
  Альвеококкоз печени. Альвеококкоз Альвеококкоз альвеолярный эхинококкоз печени тяжелое длительно протекающее заболевание которое вызывается ленточным гельминтом lveococcus multiloculris. Личинка альвеококка паразитирующая у человека представляет собой множество мелких заполненных жидкостью пузырьков не более 36 мм в диаметре окруженных фиброзной тканью Обычно среди полного здоровья обнаруживается очень плотная увеличенная печень или каменистая опухоль в области печени. Наиболее часто среди них встречается обтурационная желтуха...
46547. Виды стоимости земли, используемые в процессе оценки 19.79 KB
  При проведении оценки земли используются следующие виды стоимости: рыночная ликвидационная и инвестиционная стоимость. Рыночная стоимость земли определяется как наиболее вероятная цена по которой данная земля может быть отчуждена на открытом рынке в условиях конкуренции когда стороны сделки действуют разумно располагая всей необходимой информацией а на величине сделки не отражаются какиелибо чрезвычайные обстоятельства то есть когда: стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; одна из сторон...
46549. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ АТП НА АВТОМОБИЛЕЙ 1.67 MB
  Важнейшими направлениями в проектировании должны быть типизация проектных решений на базе унификации объемно-планировочных решений, а также широкое применение типовых проектов. В целях сокращения трудоемкости и сроков проектирования, повышения экономичности проектных решений,