7811

Немецкая идеалистическая философия. Философия Гегеля

Контрольная

Логика и философия

Немецкая идеалистическая философия. Философия Гегеля Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Гегеля (1770-1831). Феноменология духа, Наука логика, Энциклопедия философских наук...

Русский

2013-01-28

38.5 KB

8 чел.

Немецкая идеалистическая философия. Философия Гегеля

Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Гегеля (1770-1831).

“Феноменология духа”, “Наука логика”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия религии”, “Философия истории”, “Философия права”.

По тематике работ Гегеля видно, что он создал целостную систему своих взглядов, которая затрагивает все вопросы познания и деятельности человека.

В.И.Ленин: «Кто не понял логики Гегеля, тот никогда не поймет и «Капитал» Маркса».

Критическое отношение к Канту: 

1.Существуют бесконечные по содержанию понятия. Рисунок.

2.Диалектика устраняет антиномии.

Гегель изменяет значение слова «диалектика» (искусство ведения спора). Диалектика – наука о развитии и метод мышления.

Законы диалектики (развития):

1.Закон единства и борьбы противоположностей

2.Закон перехода количественных изменений в качественные

3.Закон отрицания отрицания. Возвращение к первому состоянию с учетом второго.

Эти законы преодолевают кантовский антиномизм.

Объясняет общую форму процесса познания:

 

Тезис -----> Антитезис ------> Синтез

Из антиномий нужно уметь сделать синтез! В результате синтеза мышление снимает противоречие между тезисом и антитезисом.

Снятие. Это не работа рассудка, а работа более высокого по уровню мышления.

Нужно уметь преодолевать противоречия.

3.Философия Канта является концепцией субъективности (то есть Кант исходит из субъекта).

Кант устанавливает правила познания до и независимо от познавательного процесса.

Кант напоминает схоласта, который не хотел входить в воду, пока его не научат плавать.

Гегель: «Философия есть дочь своего времени».

Сознание, мышление проходит несколько этапов в своем развитии. Субъективность снимается самопознанием. Вещь в себе – познаваема. Агностицизм преодолевается не в эмпирическом изучении природы, а самопознании.

Структура философии Гегеля:

1.Логика. Это работа рассудка. Логика рассудка – формальная логика.

Рассудок не идет дальше формально логических определений. Недостаток рассудка в том, что понятия и предметы он принимает за неизменные.

Пример определения электрического тока. Электрический ток –направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц. Характеризуется направлением и силой тока.

Гегель рассматривает логические переходы, взаимосвязи от одного понятия к другому.

Учение о бытие: бытие, небытие, становление. (Триада) Три ступени развития.

Учение о сущности: противоречие между содержанием и формой, причиной и следствием, тождеством и различием и др. парные категории.

Сущность (также «чтотость» лат. quidditas) – то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств.

Учение о понятии: результат логического познания – это понятие.

Понятие возникает не в результате работы рассудка, а в результате творческой деятельности мышления, которая порождает наличное бытие.

Благодаря понятиям для нас мир и существует.

2.Философия природы.(первое была логика). Механика, физика и органическая физика. (триада)

Свойство природы – движение, т.е. способность порождать саму себя.

Движение – становление, порождающее само себя.

В природе духовное находится в неразвитом виде.

3.Философия духа. Тоже есть триадичность.

Субъективный дух – учение о душе (психология).

Объективный дух – учение о социально-исторических (объективных) обстоятельствах.

Абсолютный дух – высшая форма человеческого существования. Абсолютный дух самораскрывается в трех формах: искусство, религия и философия.

Философия Гегеля – система объективного идеализма.

Абсолютизация разума: всё подчинено разуму и связано с ним.

Система Гегеля есть логическое продолжение и завершение традиций рационализма эпохи Нового времени и Просвещения, которые требовали, чтобы всё предстало перед судом разума и доказало свою разумность.

Дух первичен. Он исходная точка. У всякого существующего есть цель – основная цель духа – познание.

Познание – это способ существования духа.

Что познается? Основная задача духа – самопознание. Дух познается через свои дела, поступки. Это для человека.

А что было до человека? Природа выражение бытия духа.

Дух на пути самопознания, действуя изменяется, то есть становится своей противоположностью – материальным миром (природой). Природа – есть инобытие духа.

Дух -> Природа -> Человек (сознание, мышление)-> Государство (сознание народа) -> Абсолютная идея

Это этапы проявления абсолютной идеи. Первый этап природа, потом человек (сознание), государство (сознание народа).

Слабый дух у народа – нет государства, сильный дух – есть государство.

Абсолютная идея – новое состояние, в котором дух приходит к своей цели, то есть дух познает самого себя.

Самопознание – есть процесс развития. Природа не развивается, развивается только дух. По Гегелю – это развитие мирового разума, открытие основных законов движения.

Формы осознания абсолютной идеи:

1.Мифология

2.Мировые религии

Бог для Гегеля – мировой разум. Бог у Гегеля абсолютно постижим.

3.Наука.

Законы.

Философия права.

Практически все философы после Гегеля обозначены возвращением философии к жизни, то есть озабочены проблемой связи с живой жизнью человека.

По Гегелю моральные отношения основываются на субъективном самоопределении воли: подчинится обстоятельства или изменить обстоятельства.

Индивид проявляет себя в действиях – это его способ существования для других индивидов.

Каждое действие ведет к бесконечным следствиям и последствиям.

Индивид отвечает за свои действия постольку они совершены им и задумывались им.

Действующий человек является разумным человеком ровно на столько, насколько он продумывает свои действия и последствия своих действий.

Одним из последователей Гегеля был Людвиг Фейерабх и Карл Маркс.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75542. Літні канікули. Знов у школу. Повторення. Простий минулий час (Past indefinite Tense) 23.77 KB
  So you hve not only to study well but lso to choose wht to do when you leve school. I hope you will choose wht to do in the future so tht you will be useful to our country nd be hppy in your life. Т: Wht things do you ssocite with the words Summer Holidys Write them on the blckbord nd in your vocbulries plese. re you gld to be t school Why Wht did you pln to do during your summer holidys Did your plns come true Where did you go Do you like to spend your holidys in town in the country 4.
75543. Літні канікули. Повторення розділових запитань (Disjunctive Questions) 22.06 KB
  Повторення розділових запитань Disjunctive Questions. Обладнання: підручник тематична картина Літні канікули граматична таблиця Disjunctive Questions 37 Reference Grmmr; українськоанглійські словники речення і розділові питання для гри Find your prtner НО1. We hve to review the grmmr the building of the disjunctive questions to use them in our speech mking it more nturl. By the end of the lesson you should be ble: to use the tgquestions in your dilogues; to use your imgintion describing pictures.
75544. Україна. Географічне положення. Загальна характеристика. Нові ЛО 24.58 KB
  Ввести нові ЛО та відпрацювати їх вживання в мові. Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та з метою максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що в ньому міститься (scanning)
75545. Географічне положення та державний устрій України 24.82 KB
  Т: We re going to tlk bout the politicl structure of Ukrine nd its geogrphicl position. By the end of the lesson you should be ble: to recognize nd understnd new words nd word combintions from the topic: The politicl structure of Ukrine in the text; to listen for the min ide nd specific informtion; to tlk bout the politicl structure of Ukrine in brief. One student from the clss is selected who thinks of geogrphicl plce in Ukrine tht must be guessed by the rest of the clss. Exmple: Is it river Is it mountin Is it one of the lrgest cities...
75546. Україна. Життя молоді, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 23.9 KB
  People Підтема: Україна. re ll young people like Of course not. Thts why teengers esily come under the influence of other people. Young people re crzy bout music.
75547. Культура та наука в Україні, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 22.03 KB
  Обладнання: підручник текст Culture nd Science in Ukrine HO1 Who is who H02. Т: We continue our work on the topic Ukrine. We re going to tlk bout culture nd science in Ukrine. By the end of the lesson you should be ble: to prticipte in common converstionl exchnges nd tell bout this topic using tl text nd wordcombintions s pln; to operte fcts bout Ukrine in new situtions.
75548. Київ - столиця України. Повторення ЛО теми Town Features 25.32 KB
  Обладнання: підручник слайди фотографії комплект учбових картин з видами міста Києва роздавальний матеріал round Kyiv НО1 картки з коротким описанням визначних місць Києва Н02 Mtch the English words nd word combintions with their Ukrinin equivlents H03 Which sentences do not fit to the text bout Kyiv HO4. Т: The topic of our...
75549. Київ - столиця України, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 24.87 KB
  Активізація лексичного матеріалу теми Town Fetures. Активізація лексичного матеріалу теми Town Fetures. Т: There re mny ncient towns in Ukrine. Wht other ncient towns do you know Is your town villge old or new re there ny interesting fcts in the history of your town villge Why re people interested in the histories of cities towns nd villges Cn you explin the choice of nmes for some cities towns or villges Is the plce for town or villge chosen by chnce or for purpose Cn you give n exmple of it 2 WhileReding ctivities.