7812

Гносеология - теория познания

Контрольная

Логика и философия

Гносеология - теория познания. Теория познания рассматривает вопросы познаваемости мира, способов познания, критерии истины. Возникла в 19 веке. Основы заложил Кант. Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительно...

Русский

2013-01-28

53 KB

7 чел.

Гносеология – теория познания.

Теория познания рассматривает вопросы познаваемости мира, способов познания, критерии истины.

Возникла в 19 веке. Основы заложил Кант.

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Субъект познавательной деятельности – человек.  Субъект познания исследует мир, бытие – это познание, а если человек исследует человека, то есть самого себя – самопознание.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

- познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

- познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

- сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

- сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – "вещей в себе".

Идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

1.Основной метод познания диалектика. Принцип диалектики – это единство диалектических категорий.

Категории – предельно общие понятия.

Часть и целое, причина и следствие, материальное и идеальное. Содержание и форма. Конечное и бесконечное, вечное и временное, сознание и бытие. Количество и качество. Свобода и необходимость.

2. Практика – признавать главным способом познания практику (деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя);

3. Принцип историзма рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

4. Объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания субъекта.

Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и чувственным познанием и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества. Социальные институты – лаборатория, НИИ, ВУЗ, Академия и т.д.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии).

Чувственное и логическое познание

Две основные формы познания: чувственное и логическое познание.

Чувственное познание выступает в форме образов, которые возникают в результате деятельности органов чувств и центральной нервной системы.

Образы – это ощущения, восприятия и представления.

Чувственное познание выступает в трех формах: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – это элементарный чувственный образ. Цвет, звук.

Восприятием называется целостный чувственный образ предмета, когда одновременно работают несколько органов чувств.

Представлением называется чувственный образ предмета возникающий в сознании при непосредственном отсутствии предмета перед органами чувств.

Элементы памяти.

На этапе перехода от восприятий к представлениям возникает сознание.

Логическое познание выступает в форме понятий, суждений и умозаключений.

Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Логическая форма есть способ связи частей мыслимого содержания.

Способ связи может быть одним и тем же для неограниченно большого количества мыслей, каждая из которых отличается своим особым содержанием от всех других мыслей.

Суждение.

Например: Сатурн есть планета. Глагол есть часть речи.

Кутузов есть великий полководец.

Содержание мыслей разные, а структура мысли общая. Форма одна и та же.

S – предмет утверждения, Р – что утверждается о предмете.

Символы S и Р. S есть P – суждение.

Суждение состоит из трех элементов: субъект суждения, предикат и связка.

Логическая связка м.б. утвердительной или отрицательной.

Есть, не есть, является не является. Суждения утвердительные и отрицательные.

Суждение – это строгая форма отличная от предложения или вопроса.

Сложные суждения образуются путем соединения простых суждений при помощи логических союзов.

Конъюнкция – логический союз И.

Дизъюнкция – либо…, либо…. Или

Импликация – если А, то В.

Эквивалентность. Тогда и только тогда, когда…

Умозаключение.

Выведение суждения из других суждений называется умозаключением.

Горизонтальная черта означает следовательно.

1. а = в                             1. Сократ человек

2. в = с                             2. Люди смертны

_______                          _________________

3. а = с                             3. Сократ смертен

Отношение двух терминов на основании отношения к третьему термину. Две посылки, а третье – заключение. Черта – следовательно.

Умозаключение бывает индуктивным и дедуктивным.

Дедукция. От общего к частному.

Индукция. От частного к общему. Полная и неполная.

А1 есть В

А2 есть В

Аn есть В

Известно, что А1-n исчерпывает все предметы класса В.

Железо – твердое тело

Медь – твердое тело

Золото – твердое тело

Платина – твердое тело

_________________

След., все металлы – твердые тела.

Неполная индукция носит вероятностный характер.

Необходима полная индукция. Т.е. наиболее полная характеристика класса исследуемых предметов.

Взаимосвязь индукции и дедукции.

Понятие есть непосредственное единство общих существенных признаков предметов.

N=abcd

Содержание понятия характеризует его глубину, а объем понятия его широту знаний в какой-либо области знаний.

Процесс логического познания:

Понятие (N=ab)–>суждение–>умозаключение–>понятие(N=abc) или (N=d)

Определение формальной логики: формальная логика изучает логические формы.

Формальная логика есть наука о формах, т.е. структурах мысли.

Основатель формальной логики Аристотель (384-322). “Аналитика” первая и вторая.

Формально-логические законы не зависят от воли людей.

Закон тождества.

Объем и содержание понятия должны быть определены и оставаться постоянными в процессе рассуждения.

А=А

Закон противоречия.

Нельзя одновременно отрицать и утверждать одно и то же.

Петров знает английский язык. Петров не знает английский язык.

Антиномии Канта.

Закон исключенного третьего.

Закон исключенного третьего исключает истинность третьего суждения, кроме того суждения к которому мы пришли, или его отрицания.

Истинно либо утверждение или отрицание. Третьего не дано.

Закон не применим к двум суждениям противоположным и одновременно ложным.

Все законы применяются одновременно.

Закон достаточного основания.

Доказательственность.

Истинными (достоверными) считаются те суждения в отношении которых приведены  достаточные основания. Т.е. их истинность не вызывает сомнения.

Новые положения должны выводиться из твердо установленных проверенных истин.

Общенаучные методы и формы познания.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности;

включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира;

Наука также обозначение отдельных отраслей научного знания.

Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.

Система науки условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.

Зародившись в древнем мире, начала складываться с 16 – 17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.

Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост числа открытий, научной информации, числа научных работников).

В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению ее структуры, методов познания, а также форм ее организации;

для науки характерно сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

Научное знание как и сама наука может быть охарактеризована с некоторых позиций (критерии научности):

1.Системность (структурность: возможность переходить от простого к сложному и обратно, взаимосвязь частей и целого);

2.Возможность логического доказательства (фундамент доказательства – законы формальной логики);

3.Возможность экспериментальной проверки;

4.Отчетливое языковое выражение мысли. Нет противоречий в определении одного и того же понятия. Закон тождества.

Общенаучные методы (приемы образования понятий):

Анализ – мысленное расчленение содержания предмета

Синтез – мысленное соединение признаков предметов

Сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми предметами

Абстрагирование – выделение единства признаков

Обобщение – более богатая совокупность признаков

Например, человек, природа, общество.

Результат обобщения – общие понятия “животное”, “организм”.

Аналогия. Вывод основанный на сходстве свойств предметов.

А имеет признаки авсд

В имеет признаки авс

________________

Вероятно, что В имеет признак д.

Аналогия начальный процесс познания.

Аналогия берет примеры относящиеся к заведомо разным случаям.

Аналогия не пригодна для доказательства и опровержения суждений.

Я на прошлой лекции называл методы и приемы образования понятий:

Анализ, Синтез, Сравнение, Абстрагирование, Обобщение, Отвлечение (абстрагирование). Это так же и методы научного познания.

Для эмпирического познания характерными являются две формынаблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это целенаправленное чувственное познание изучаемого объекта.

Познание осуществляется с помощью человеческих органов. Приборы лишь усиливают человеческие органы.

Эксперимент – изучение предметов посредством их целенаправленного изменения. Эксперимент исключает какие-либо случайные факторы.

Третья форма научного познания (метод научного познания?) – Моделирование – использование для изучения копию (модель) изучаемого объекта.

Модель – конструкция построенная по формально-логическим законам.

Непосредственным источником научного знания являются научные факты.

Научный факт –> проблема –> гипотеза –> теория.

Под фактом понимается фиксирование реальной ситуации и отличие ее от вымышленной. Факт – это событие, результат.

Научный факт – это особого рода предложения (суждения, умозаключения), фиксирующие эмпирическое знание; Индукция.

Переход от эмпирического факта к теоретическому положению – посылке.

НЛО, снежный человек и т.д. – это не научные факты.

Как форма эмпирического знания научный факт противопоставляется теории или гипотезе.

Что эти факты означают?

Возникает проблема. Проблема – научный вопрос. Чтобы решить проблему, необходимы средства познания: система понятий, методология и методика исследования, техническое оснащение и т.д.

Предположительное решение проблемы называется гипотезой.

Если гипотеза оказывается правильной, т.е. нет противоречий логических и с эмпирическим опытом, то гипотеза  становится теорией.

См. Ильин В.В. Наука. Философия и методология науки. ПГУПС, 2002.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38298. Види і форми міжнародної відповідальності 198 KB
  Проблема відповідальності в міжнародному праві безпосередньо пов’язана з функціонуванням міжнародного права та забезпеченням миру і правопорядку у світі. Таке розуміння цього міжнародно-правового інституту характерне, як для міжнародної наукової доктрини, так і для вітчизняної.
38299. МІЖНАРОДНО-ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ПЕРЕВЕЗЕНЬ МОРСЬКИМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТУ 215 KB
  Перевезення товарів - справа, повязана з ризиком. Перевізники завжди прагнули максимально обмежити свою відповідальність. З іншого боку, вантажовідправники мають договірні зобовязання перед своїми покупцями і теж прагнуть зменшити ризик втрати або псування перевезених товарів.
38303. Европейский Парламент 40 KB
  14 ДЕС депутаты Европарламента избираются прямым всеобщим голосованием. Ряд существенных уточнений в порядок избрания депутатов Европарламента вносятся ДФЕС. Общее число членов Европарламента равно 751 750 1. Состав Европарламента и квоты отдельных государств фиксируются Европейским Советом по предложению Европарламента.
38304. Роль свободи в розвитку особистості 106 KB
  Вище сказане зумовлює актуальність проведеного мною дослідження на тему: Свобода основна умова розвитку особистості . Мета дослідження: з'ясувати ролі свободи у формуванні особистості та будуванні громадянського суспільства. Вікові та індивідуальні фактори становлення свободи особистості Демократизація суспільства а отже і освіти вимагають від психологопедагогічної науки пошуку нових шляхів якісного вдосконалення виховання підростаючої особистості.
38305. Земельне право 1.82 MB
  Земельне право самостійна галузь права представляє собою сукупність правових норм регулюючих: стосунки по використанню і охороні землі як природного ресурсу; умови і засоби виробництва в цілях організації раціонального використання і охорони землі; поліпшення і відтворення родючості ґрунтів; охорону прав і законних інтересів суб'єктів земельних стосунків. Таким своєрідним предметом земельного права є земельні правовідносини які мають наступні ознаки: поперше випливають із спеціальної правосуб'єктності суб'єктів земельного права із...