7812

Гносеология - теория познания

Контрольная

Логика и философия

Гносеология - теория познания. Теория познания рассматривает вопросы познаваемости мира, способов познания, критерии истины. Возникла в 19 веке. Основы заложил Кант. Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительно...

Русский

2013-01-28

53 KB

7 чел.

Гносеология – теория познания.

Теория познания рассматривает вопросы познаваемости мира, способов познания, критерии истины.

Возникла в 19 веке. Основы заложил Кант.

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Субъект познавательной деятельности – человек.  Субъект познания исследует мир, бытие – это познание, а если человек исследует человека, то есть самого себя – самопознание.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

- познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

- познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

- сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

- сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – "вещей в себе".

Идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

1.Основной метод познания диалектика. Принцип диалектики – это единство диалектических категорий.

Категории – предельно общие понятия.

Часть и целое, причина и следствие, материальное и идеальное. Содержание и форма. Конечное и бесконечное, вечное и временное, сознание и бытие. Количество и качество. Свобода и необходимость.

2. Практика – признавать главным способом познания практику (деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя);

3. Принцип историзма рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

4. Объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания субъекта.

Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и чувственным познанием и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества. Социальные институты – лаборатория, НИИ, ВУЗ, Академия и т.д.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии).

Чувственное и логическое познание

Две основные формы познания: чувственное и логическое познание.

Чувственное познание выступает в форме образов, которые возникают в результате деятельности органов чувств и центральной нервной системы.

Образы – это ощущения, восприятия и представления.

Чувственное познание выступает в трех формах: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – это элементарный чувственный образ. Цвет, звук.

Восприятием называется целостный чувственный образ предмета, когда одновременно работают несколько органов чувств.

Представлением называется чувственный образ предмета возникающий в сознании при непосредственном отсутствии предмета перед органами чувств.

Элементы памяти.

На этапе перехода от восприятий к представлениям возникает сознание.

Логическое познание выступает в форме понятий, суждений и умозаключений.

Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Логическая форма есть способ связи частей мыслимого содержания.

Способ связи может быть одним и тем же для неограниченно большого количества мыслей, каждая из которых отличается своим особым содержанием от всех других мыслей.

Суждение.

Например: Сатурн есть планета. Глагол есть часть речи.

Кутузов есть великий полководец.

Содержание мыслей разные, а структура мысли общая. Форма одна и та же.

S – предмет утверждения, Р – что утверждается о предмете.

Символы S и Р. S есть P – суждение.

Суждение состоит из трех элементов: субъект суждения, предикат и связка.

Логическая связка м.б. утвердительной или отрицательной.

Есть, не есть, является не является. Суждения утвердительные и отрицательные.

Суждение – это строгая форма отличная от предложения или вопроса.

Сложные суждения образуются путем соединения простых суждений при помощи логических союзов.

Конъюнкция – логический союз И.

Дизъюнкция – либо…, либо…. Или

Импликация – если А, то В.

Эквивалентность. Тогда и только тогда, когда…

Умозаключение.

Выведение суждения из других суждений называется умозаключением.

Горизонтальная черта означает следовательно.

1. а = в                             1. Сократ человек

2. в = с                             2. Люди смертны

_______                          _________________

3. а = с                             3. Сократ смертен

Отношение двух терминов на основании отношения к третьему термину. Две посылки, а третье – заключение. Черта – следовательно.

Умозаключение бывает индуктивным и дедуктивным.

Дедукция. От общего к частному.

Индукция. От частного к общему. Полная и неполная.

А1 есть В

А2 есть В

Аn есть В

Известно, что А1-n исчерпывает все предметы класса В.

Железо – твердое тело

Медь – твердое тело

Золото – твердое тело

Платина – твердое тело

_________________

След., все металлы – твердые тела.

Неполная индукция носит вероятностный характер.

Необходима полная индукция. Т.е. наиболее полная характеристика класса исследуемых предметов.

Взаимосвязь индукции и дедукции.

Понятие есть непосредственное единство общих существенных признаков предметов.

N=abcd

Содержание понятия характеризует его глубину, а объем понятия его широту знаний в какой-либо области знаний.

Процесс логического познания:

Понятие (N=ab)–>суждение–>умозаключение–>понятие(N=abc) или (N=d)

Определение формальной логики: формальная логика изучает логические формы.

Формальная логика есть наука о формах, т.е. структурах мысли.

Основатель формальной логики Аристотель (384-322). “Аналитика” первая и вторая.

Формально-логические законы не зависят от воли людей.

Закон тождества.

Объем и содержание понятия должны быть определены и оставаться постоянными в процессе рассуждения.

А=А

Закон противоречия.

Нельзя одновременно отрицать и утверждать одно и то же.

Петров знает английский язык. Петров не знает английский язык.

Антиномии Канта.

Закон исключенного третьего.

Закон исключенного третьего исключает истинность третьего суждения, кроме того суждения к которому мы пришли, или его отрицания.

Истинно либо утверждение или отрицание. Третьего не дано.

Закон не применим к двум суждениям противоположным и одновременно ложным.

Все законы применяются одновременно.

Закон достаточного основания.

Доказательственность.

Истинными (достоверными) считаются те суждения в отношении которых приведены  достаточные основания. Т.е. их истинность не вызывает сомнения.

Новые положения должны выводиться из твердо установленных проверенных истин.

Общенаучные методы и формы познания.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности;

включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира;

Наука также обозначение отдельных отраслей научного знания.

Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.

Система науки условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.

Зародившись в древнем мире, начала складываться с 16 – 17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.

Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост числа открытий, научной информации, числа научных работников).

В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению ее структуры, методов познания, а также форм ее организации;

для науки характерно сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

Научное знание как и сама наука может быть охарактеризована с некоторых позиций (критерии научности):

1.Системность (структурность: возможность переходить от простого к сложному и обратно, взаимосвязь частей и целого);

2.Возможность логического доказательства (фундамент доказательства – законы формальной логики);

3.Возможность экспериментальной проверки;

4.Отчетливое языковое выражение мысли. Нет противоречий в определении одного и того же понятия. Закон тождества.

Общенаучные методы (приемы образования понятий):

Анализ – мысленное расчленение содержания предмета

Синтез – мысленное соединение признаков предметов

Сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми предметами

Абстрагирование – выделение единства признаков

Обобщение – более богатая совокупность признаков

Например, человек, природа, общество.

Результат обобщения – общие понятия “животное”, “организм”.

Аналогия. Вывод основанный на сходстве свойств предметов.

А имеет признаки авсд

В имеет признаки авс

________________

Вероятно, что В имеет признак д.

Аналогия начальный процесс познания.

Аналогия берет примеры относящиеся к заведомо разным случаям.

Аналогия не пригодна для доказательства и опровержения суждений.

Я на прошлой лекции называл методы и приемы образования понятий:

Анализ, Синтез, Сравнение, Абстрагирование, Обобщение, Отвлечение (абстрагирование). Это так же и методы научного познания.

Для эмпирического познания характерными являются две формынаблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это целенаправленное чувственное познание изучаемого объекта.

Познание осуществляется с помощью человеческих органов. Приборы лишь усиливают человеческие органы.

Эксперимент – изучение предметов посредством их целенаправленного изменения. Эксперимент исключает какие-либо случайные факторы.

Третья форма научного познания (метод научного познания?) – Моделирование – использование для изучения копию (модель) изучаемого объекта.

Модель – конструкция построенная по формально-логическим законам.

Непосредственным источником научного знания являются научные факты.

Научный факт –> проблема –> гипотеза –> теория.

Под фактом понимается фиксирование реальной ситуации и отличие ее от вымышленной. Факт – это событие, результат.

Научный факт – это особого рода предложения (суждения, умозаключения), фиксирующие эмпирическое знание; Индукция.

Переход от эмпирического факта к теоретическому положению – посылке.

НЛО, снежный человек и т.д. – это не научные факты.

Как форма эмпирического знания научный факт противопоставляется теории или гипотезе.

Что эти факты означают?

Возникает проблема. Проблема – научный вопрос. Чтобы решить проблему, необходимы средства познания: система понятий, методология и методика исследования, техническое оснащение и т.д.

Предположительное решение проблемы называется гипотезой.

Если гипотеза оказывается правильной, т.е. нет противоречий логических и с эмпирическим опытом, то гипотеза  становится теорией.

См. Ильин В.В. Наука. Философия и методология науки. ПГУПС, 2002.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4007. Педагогическая генетика 598.5 KB
  Педагогическая генетика Генетика и биология развития могут предложить довольно мощный резерв для перестройки современной педагогики – некую новую область знаний, которую мы назовем педагогической генетикой. Это новое направление основано на дву...
4008. Введение в экономическую теорию 116.5 KB
  Введение Экономические знания необходимы каждому человеку, так как они способствуют правильному пониманию происходящего, помогают ориентироваться в различных ситуациях, как на работе, так и в жизни. Домохозяйка рассчитывает, как распланировать доход...
4009. Сутність екологічного менеджменту 411 KB
  Антропогенний і техногенний вплив на природне середовище. Сучасний рівень порушення екологічної рівноваги на Землі Діалектика взаємодії суспільства і природи носить історичний характер і полягає в тім, що людство - складова частина природи, р...
4010. Економічна теорія. Методичні вказівки до виконання самостійної роботи 945.5 KB
  Методичне видання складається з передмови, загальних вимог до самостійної роботи, тематичного планування самостійної роботи студентів, завдань на самостійну роботу і переліку питань самостійної роботи, які включені в екзаменаційні білети. Пере...
4011. Основні питання економічної теорії 1.08 MB
  Вступ У системі економічних дисциплін економічна теорія займає провідне місце, оскільки вона виступає методологічною базою для цілої системи економічних наук, розкриває основоположні базові поняття, економічні закони, категорії, принципи господарюва...
4012. Економічна теорія, її предмет, методи та функції 248.5 KB
  Економічна теорія, її предмет, методи та функції Економічна теорія: виникнення та етапи розвитку. Об’єкт і предмет економічної теорії (далі – ЕТ). Економічні закони та економічні категорії. Методи дослідження економ...
4013. Генетика. Учебно-методическое пособие для самостоятельных занятий 4.1 MB
  Иллюстрированное электронное пособие разработано профессором кафедры растениеводства A.M. Ленточкиным на основе требований образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Агрономия» при изучении дисциплины «генетика»...
4014. Генетика микроорганизмов 114.5 KB
  Генетика микроорганизмов Генетическая система бактерий состоит из ядерных и внеядерных структур. Аналог ядра прокариотов значительно отличается от ядра эукариотических клеток. Он представлен нуклеоидом, лишенным оболочки и включающем в себя почти вс...
4015. Временная ценность финансовых ресурсов 62.5 KB
  Введение Финансовые ресурсы, материальную основу которых составляют деньги, имеют временную ценность. Временная ценность финансовых ресурсов может рассматриваться в двух аспектах. Первый аспект связан с покупательной способностью денег. Денежные сре...