78123

Распад СССР и его военно-стратегические последствия. Однополярность современного мира (Глобальная роль США) – потенциальный источник новых конфликтов

Реферат

История и СИД

Сегодня совершенно ясно что мы живём в однополярном мире и США является главным мировым лидером с большим отрывом от других стран контролируя множество сфер деятельности человека по всему миру.

Русский

2015-02-07

36.87 KB

0 чел.

МИЭМ(ТУ)

Реферат на тему:

Распад СССР и его военно-стратегические последствия. Однополярность современного мира (Глобальная роль США) – потенциальный источник новых конфликтов.

Преподаватель         Ермолов А. Ю.

Студент           Васильев А. В.

16 мая 2011 года


Введение.

Сегодня совершенно ясно, что мы живём в однополярном мире, и США является главным мировым лидером, с большим отрывом от других стран, контролируя множество сфер деятельности человека по всему миру. Как же это получилось? Что явилось предпосылками, а что причинами? Какие процессы привели к нынешней ситуации, и что нас ждёт при неизменном дальнейшем развитии событий?

  1.  Причины распада СССР.

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

  1.  националистические тенденции и желание отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;
  2.  авторитарный характер советского общества, в частности гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм, господство одной идеологии, запрет на общение с заграницей, цензура;
  3.  растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием, особенно в эпоху застоя и Перестройку, и самыми необходимыми товарами, запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;
  4.  постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);
  5.  кризис доверия к экономической системе: в 1960—1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало падение качества производимых в СССР товаров народного потребления. Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;
  6.  ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;
  7.  неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года);
  8.  снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;
  9.  моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;

Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.

  1.  Распад СССР.

Распад СССР происходил на фоне общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса. В 1989 году впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением).

В период 1989—1991 гг. доходит до максимума главная проблема советской экономики — хронический товарный дефицит; из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. По всей стране вводится нормированное снабжение в форме талонов. С 1991 года впервые зафиксирован демографический кризис (превышение смертности над рождаемостью). Отказ от вмешательства во внутренние дела других стран влечёт за собой массовое падение просоветских коммунистических режимов в Восточной Европе в 1989 году. В Польше приходит к власти бывший лидер профсоюза «Солидарность» Лех Валенса (9 декабря 1990 года), в Чехословакии — бывший диссидент Вацлав Гавел (29 декабря 1989 года). В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы, коммунисты были смещены силой, а Чаушеску вместе с женой расстрелян по приговору трибунала. Таким образом, происходит фактический коллапс советской сферы влияния, сложившейся по итогам Второй мировой войны.

На территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов. На фоне общего кризиса растёт популярность радикальных демократов во главе с Борисом Ельциным; она доходит до максимума в двух крупнейших городах — Москве и Ленинграде.

7 февраля 1990 года ЦК КПСС объявил об ослаблении монополии на власть, в течение нескольких недель прошли первые конкурентные выборы. Многие места в парламентах союзных республик получили либералы и националисты. Первой территорией СССР, объявившей независимость в январе 1990 года, была Нахичеванская АССР. До августовского путча объявили о независимости две союзные республики (Литва и Грузия), об отказе вступать в предполагавшийся новый Союз и переходе к независимости — ещё четыре: Эстония, Латвия, Молдавия, Армения. За исключением Казахстана, ни в одной из центральноазиатских союзных республик не было организованных движений или партий, ставивших своей целью достижение независимости.

Сразу после событий ГКЧП независимость провозгласили почти все оставшиеся союзные республики, а также несколько автономных вне России, часть из которых позже стали т. н. непризнанными государствами.

В марте 1991 года состоялся референдум, на котором проголосовало за «сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик» более 76 % от числа принявших участие в референдуме (в том числе более 70 % в РСФСР и в Украинской ССР). В шести союзных республиках (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), которые ранее объявили о независимости или о переходе к независимости, всесоюзный референдум фактически не проводился (властями этих республик не были сформированы Центральные избирательные комиссии, всеобщего голосования населения не было) за исключением некоторых территорий (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье), но в другое время проводились референдумы о независимости. На основе концепции референдума с учётом его результатов предполагалось заключение 20 августа 1991 года нового союза — Союза Суверенных Государств (ССГ) как мягкой федерации.

Стремительное нарастание процессов распада подталкивает руководство СССР во главе с Михаилом Горбачёвым к следующим действиям:

  1.  Проведение общесоюзного референдума, на котором большинство избиратетелей высказались за сохранение СССР;
  2.  Учреждение поста Президента СССР в связи с перспективой утраты КПСС власти;
  3.  Проект создания нового Союзного договора, в котором права республик существенно расширялись.

Россия также входила в СССР как одна из союзных республик, представлявшая подавляющее большинство населения СССР, его территории, экономического и военного потенциала. Центральные органы РСФСР также находились в Москве, как и общесоюзные, однако традиционно воспринимались как второстепенные по сравнению с органами власти СССР.

С избранием Бориса Ельцина главой этих органов власти, РСФСР взяла курс на провозглашение суверенитета в составе СССР, и на признание суверенитета остальных союзных и собственных автономных республик.

12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, установив приоритет российских законов над союзными. С этого момента общесоюзные органы власти начали терять контроль над страной; «парад суверенитетов» усилился.

На посту Председателя Верховного Совета Ельцин смог добиться учреждения поста Президента РСФСР, и 12 июня 1991 года выиграл всенародные выборы на эту должность.

  1.  Последствия распада СССР.

Результатом распада СССР явилась и сложная демографическая ситуация в РФ. За годы реформ она стала катастрофической. По данным Госкомстата, население России (несмотря на довольно активную иммиграцию русских, украинцев, белорусов из стран ближнего зарубежья — Прибалтики, Казахстана, Таджикистана и других регионов) убывает: за 1993 г. оно уменьшилось на 804 тыс. человек, за 1996 — на 912 тыс., за 1997 — почти на 1,5 млн. человек.

Экономическое, демографическое, научно-техническое ослабление России ведет к уменьшению ее международной роли, катастрофическому падению авторитета страны. Ставятся под угрозу геополитические интересы России, т. е. приоритеты постсоветской России в мировой политике.

Таким образом, в результате распада СССР геополитическая уязвимость России возросла многократно и это особенно опасно в условиях “третьего передела мира”, продвижения НАТО к границам России, военных акций НАТО в Европе и на Ближнем Востоке.

  1.  Изменение распределения ядерного потенциала после окончания холодной войны.

После распада двухполярной системы возникло заблуждение относительно того, что Земля стала более безопасным местом для ее обитателей. Исчез глобальный геополитический конфликт, который десятилетиями держал человечество на грани ядерной катастрофы. Во второй половине XX в. мир неоднократно находился на пороге ядерной войны, способной уничтожить человечество. Широко известен Карибский кризис, когда руководству СССР и США хватило благоразумия в последний момент отказаться от эскалации конфликта. Но есть и менее известные, но от этого не менее драматичные случаи, когда ядерная война могла стать реальностью.

     В январе 2006 г. полковник в отставке Станислав Петров из подмосковного города Фрязино получил на церемонии в штаб-квартире ООН награду международной общественной организации «Ассоциация граждан мира». Петрову была вручена хрустальная статуэтка с надписью: «Человеку, который предотвратил ядерную войну». В ночь на 26 сентября 1983 г., находясь на посту оперативного дежурного в командном пункте системы предупреждения о ракетном нападении войск ПВО «Серпухов-15», тогда еще подполковник Петров принял решение проигнорировать показания автоматики о запуске из США по территории СССР пяти МБР «Минитмен», с десятью ядерными боеголовками каждая. Руководствуясь здравым смыслом (пять ракет слишком мало для первого удара в войне), он объявил тревогу ложной и оказался прав: произошел сбой системы оповещения. Факты срабатывания систем предупреждения о пусках ракет другой страной были отмечены как в СССР, так и в США. Зачастую за МБР принимали природные явления, стаи птиц и иные явления. Так что ядерная война вполне могла начаться из-за сбоев в технике.

     Идея безопасного мира после завершения гонки вооружений оказывается все более иллюзорной. Да и факт окончания гонки вооружений вызывает все больше и больше сомнений. Поразительно, но факт: именно в сфере вооружений человечество делает все более значимые наработки. Казалось бы, распад СССР должен был заставить США отказаться от стратегии наращивания своего ядерного потенциала. Однако все происходит наоборот. Расходы на ядерное вооружение растут, и США задумываются даже о размещении ядерного оружия в космосе в самой ближайшей перспективе. В своем время космическая программа была заявлена президентом США Рональдом Рейганом лишь как средство сдерживания ядерной программы СССР. Однако реальность опровергла эти предположения.

     Договоры об ограничении и нераспространении ядерного оружия оказались не слишком эффективным способом защиты. Как показывает практика, США и без гонки вооружений с СССР тратят на оборону огромные средства, размер которых увеличивается с каждым годом. Оборонные предприятия не хотят лишиться распределяемых денег.

     В 2006 г., согласно данным международного фонда Oxfam, общемировые затраты на оборону достигли суммы в 1,059 трлн долларов, что станет абсолютным рекордом для человечества. Предыдущий рекорд составлял 1,03 трлн долларов и был зафиксирован на закате «холодной войны», в 1988 г. Основную долю расходов на вооружение несут Соединенные Штаты и ближневосточные страны, но военные бюджеты растут даже в беднейших странах мира. Конго, Руанда, Судан, Ботсвана и Уганда удвоили свой военный бюджет с 1985 по 2000 г. В 2002—2003 гг. Бангладеш, Непал и Пакистан тратили на военные цели больше, чем на здравоохранение. У американских компаний, занимающихся производством оружия, увеличение продаж составило почти 60% (со 157 млрд долларов в 2000 г. до 268 млрд долларов в 2004 г.).

     По подсчетам Центра оборонной информации, в 2006 г. совокупные расходы США на военные нужды с учетом сопутствующих программ достигли 561,8 млрд долларов против 505,7 млрд долларов в 2005 г. Для сравнения, утвержденный бюджет России на 2006 г. предусматривал расходы на национальную оборону в размере 666 млрд 26 млн рублей, или менее 24 млрд долларов, что более чем в 23 раза меньше расходов США.

     Две мировые войны показали, что формальным поводом для военного конфликта может стать любое событие — при наличии серьезных противоречий повод будет найден. Линии же геополитического разлома настолько серьезны, что вероятность мировой ядерной войны сохраняется. Конфликт двух блоков больше не актуален. Однако его место заняли другие глобальные противоречия. Например, противостояние между США и исламским миром, которое некоторые политологи даже называют конфликтом цивилизаций. Раскол между западными странами и исламскими государствами действительно становится все более драматичным, а наличие ядерного оружия у сторон способно превратить его в гораздо более кровавое событие, которое затронет все регионы земного шара.

     Не менее драматичной может оказаться конкуренция между США и Китаем за глобальное лидерство. Опять же, обе страны являются обладателями ядерного оружия. Таким образом, очевидно, что безопасность мира после окончания «холодной войны» между так называемыми капиталистическим и социалистическим блоками государств иллюзорна. На смену одному глобальному конфликту пришли другие, которые по своим последствиям могут оказаться не менее, а, может, гораздо более катастрофичными.

     Причина этого кроется в стремлении к глобальному доминированию, которое неизбежно приводит к обострению противоречий с другими «игроками». Имперская политика, т. е. стремление к расширению без границ, попытка распространить свое доминирование на весь мир, навязать всем свою идеологию и образ жизни, получить доступ к основным запасам энергоресурсов и прочих полезных ископаемых, требует и военного подкрепления. Обычно западные политологи приписывают имперское мышление России. В реальности же мы наблюдаем несколько иную картину. Империя — это государство, стремящееся распространить свое влияние и контроль на все территории мира. Россия, наоборот, в последнее время отказывается от имперской политики, в частности не соглашаясь включать Абхазию и Южную Осетию в свой состав. Подлинной империей являются США, пытающиеся распространить свой протекторат на весь мир, что и делает вероятность глобального ядерного конфликта вполне реальной.

  1.  Однополярность современного мира: США.

Сейчас Соединённые Штаты Америки — сверхдержава; имеет крупнейшую в мире экономику; обладает мощнейшими в мире вооруженными силами и ядерным оружием, передовой наукой и технологиями, включая самую затратную космонавтику; является первоначальным постоянным членом Совета Безопасности ООН; владеет главной мировой резервной валютой; государство-учредитель и глава продолжающего существование и после холодной войны Североатлантического альянса (НАТО), который является подавляющей военной силой в мире; имеет наибольший политический вес в мире, который, однако, часто и является причиной нестабильных и даже конфликтных осложнений в политических отношениях с некоторыми странами Ближнего Востока и экономических — со странами Дальнего Востока и Европы. В то время как Российская Федерация — уже всего лишь восстанавливающаяся сверхдержава; крупнейшее по территории государство мира; обладает крупнейшими в мире запасами минеральных и энергетических ресурсов; признана международным сообществом как государство-продолжатель Союза Советских Социалистических Республик; обладает постоянным членством в Совете Безопасности ООН; имеет по-прежнему первый в мире ядерный арсенал и потенциально самый крупный в мире военно-промышленный комплекс по производству ядерного оружия и военной техники; является мировым лидером по количеству запускаемых ракет-носителей и космических аппаратов. Правомерность признания России в качестве полноправной сверхдержавы вызывает множество споров и отрицаний — в связи с утратой прежних (относительно СССР) позиций на международной арене, значительным сокращением стратегических ядерных сил, высокой бедностью населения и коррупцией, устаревшей инфраструктурой, системным внутриэкономическим кризисом и сложной демографической обстановкой.

В настоящее время отношения между Россией и США развиваются в таких областях как борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, космические исследования.

К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, Украине и Палестине, а также развёртываемая Соединенными Штатами в Европе система противоракетной обороны. Под предлогом развития демократии США финансируют некоторые российские неправительственные организации и политические партии.

4 мая 2006 вице-президент США Ричард Чейни, находясь в Вильнюсе, произнёс речь, которую многие теперь называют «Вильнюсской» по примеру «Фултонской» речи Черчилля. По его словам, США не устраивает «использование Россией своих минеральных ресурсов в качестве внешнеполитического оружия давления, нарушение в России прав человека и деструктивные действия России на международной арене». Отказ России от прекращения сотрудничества с Ираном, Сирией, КНДР, Белоруссией и другими государствами, «вызывающими тревогу» у США, приводит к постоянным российско-американским конфликтам в Совете Безопасности ООН.

В начале 2007 между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение. 8 февраля 2007 министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что «Соединённым Штатам Америки следовало бы быть готовыми к возможному вооружённому конфликту с Россией». В свою очередь, на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 Владимир Путин с жёсткой критикой обрушился на внешнюю политику США. Главнокомандующий РВСН генерал Соловцов также заявил, что в случае, если элементы ПРО США все-таки будут размещены в Восточной Европе, Россия может денонсировать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

14 июля 2007 президент России Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружениях в Европе и связанных с ним международных договоров». Наблюдатели полагают, что это решение стало первым шагом российского руководства в сторону коренного изменения военно-политической обстановки на европейском континенте, складывающейся с начала 1990-х годов не в пользу России.

В сопровождающей документ справке указывается, что данное решение было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, отнесены:

  1.  Превышение восточноевропейскими государствами — участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса;
  2.  Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ;
  3.  Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран;
  4.  Планируемое размещение военных баз США на территориях Болгарии и Румынии.

В августе 2008 года новый виток противостоянию России и США дало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Российские войска очистили территорию почти полностью захваченной непризнанной республики от грузинской армии, после чего Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия-НАТО.

Заключение.

Фактически, если бы США не вели относительно агрессивную политику, они могли бы оказаться аутсайдерами мировой экономической системы. Так что, находясь на отдельном континенте и позволив СССР выиграть Холодную войну, США бы не просто проиграли в противостоянии, а постепенно теряли бы роль страны-мирового лидера, возможно, вплоть до тотального экономического отделения Америки. Как можно легко видеть, США постоянно идёт на всё новые более или менее агрессивные меры давления, противостояние в какой-то мере продолжается и по сей день, просто пока нет той мощной России, которая могла бы возглавить континентальный блок и спровоцировать снижение экономической активности США. С другой стороны, существует же как-то Австралия, не являясь сверхдержавой и не претендуя на это. Возможно, во избежание конфликтных ситуаций, США следовало бы не строить столь грандиозные планы относительно места, занимаемого в мировой экономической системе, а довольствоваться чуть меньшим. Но опять же, ещё некоторое время назад сознание людей было построено иначе: и СССР, и США воспринимали друг друга как предполагаемые противники и, ввиду этого, примирение было просто невозможно.

Кроме того, существует вероятность начала Третьей мировой войны, спровоцированной становлением сверхдержавы России. В XX веке наиболее вероятными инициаторами Третьей мировой могли стать СССР и США, а кто-то считает, что она уже произошла, вылившись в виде событий Холодной войны. В любом случае, учитывая все проблемы Российской Федерации в нынешнее время, такой исход событий в ближайшее время кажется крайне маловероятным, и в целях поддержания “мира во всём мире”, двум бывшим центрам мирового противостояния не следовало бы поддерживать эскалацию конфликтов и социальной напряжённости в отношениях, между друг другом.

Использованные материалы:

Гайдар Е.Т. Гибель империи: уроки для современной России.”

«Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН)

Стивен Коэн. «Вопрос вопросов»: почему не стало Советского Союза?

К. Г. Мяло Россия и последние войны XX века (1989—2000). “К истории падения сверхдержавы.”


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61454. Игровые технологии на уроках истории 18.44 KB
  Тем не менее от педагогов требуется постоянные усилия по созданию условий для того чтобы вызвать у учащихся интерес к содержанию обучения и к самой учебной деятельности. Явление это не случайно ведь именно в игровой ситуации у учащихся возникает возможность проявить умственную активность свои индивидуальные качества такие как начитанность находчивость эрудированность и др. Для его организации необходимы не только усилия со стороны учителя но и со стороны учащихся. Обычно урокиповторения ассоциируются у учащихся с контрольными...
61455. Игровые технологии на уроке математики 880 KB
  Современный урок – это урок, в результате которого открывается и создается что-то новое, собственный продукт творчества: открытие превращается в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологии реальной деятельности.
61456. Упражнения для уроков толерантности 46.1 KB
  Эта викторина полезна на любой стадии обучения правам человека. Помните что цель викторины поставить вопросы о правах человека а отнюдь не получить правильные ответы. Какоелибо право человека Страну где нарушаются права человека Документ провозглашающий права человека Группу людей преследовавшуюся в прошлом Страну где люди лишены своих прав изза расы Страну где люди лишены своих прав изза религиозных убеждений Страну где имеет место конфликт прав различных групп людей Организацию борющуюся за права...
61457. Iгри на уроках англiйськоi мови у молодших класах 30.45 KB
  Iгра являэться добрим средством активiзацii лексики, отработки вимови, розвитку навикiв усноi мови. Iгрова форма занять допоможе уникнути дiтям додаткового навантаження суто навчальною дiяльнiстю...
61461. Основні прийоми введення та редагування тексту 26.04 KB
  Молодці ви вправно справилися із тим завданням. Погляньте на дошку ну хто вже здогадався яке схоже прислів’я є у нас. Скажи мені який у тебе компютер і я скажу хто ти. Скажи мені хто твій друг і я скажу хто ти.