78151

Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития

Лекция

Педагогика и дидактика

Социокультурные тенденции оказывающее влияние на развитие образования науки культуры. Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования. Две основные функции образования в обществе воспроизводство и развитие и соответствующие им модели образования.

Русский

2015-02-07

88.88 KB

7 чел.

9

Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития

  1.  Сущность образования как общечеловеческой ценности, процесса, результата, системы.
  2.  Социокультурные тенденции, оказывающее влияние на развитие образования, науки, культуры.
  3.  Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования.
  4.  Образование как педагогический процесс. Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования.
  5.  Компетентностный подход в образовании.
  6.  Деятельностный тип содержания обучения как механизм эффективного развития личности.

1

Образование – процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообразование.

Выделяют следующие аспекты содержательной трактовки понятия «образование»:

  1.  образование как общечеловеческая ценность;
  2.  образование как социокультурный феномен;
  3.  образование как система;
  4.  образование как педагогический процесс;
  5.  образование как результат.

В аспекте категории ценности образование понимается как общечеловеческая ценность. Различают предметные и субъективные ценности. Все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений выступает в качестве предметных ценностей. Субъективными ценностями являются те критерии, образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок.

Особую группу составляют педагогические ценности. Их суть определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и созидательными возможностями. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Общечеловеческой педагогической ценностью является образование.

Образование имеет государственную, общественную, личностную ценность. Государственная ценность образования состоит в том, что оно является нравственным, интеллектуальным, научно-техническим, духовно-культурным и экономическим потенциалом государства. Личностная ценность образования для каждого индивида своя. Особенно это относится к собственному образованию, его уровню и качеству.

Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет ряд функций.

Н.В. Бордовская и А.А. Реан выделяют следующие социокультурные функции образования:

  1.  это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;
  2.  это способ социализации личности и преемственности поколений;
  3.  это механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства;
  4.  это процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни;
  5.  это функция развития региональных систем и национальных традиций;
  6.  это социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества;
  7.  это активный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Образование как система — это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Как отдельная сфера социальной жизни образование имеет особую структуру, обеспечивающую его функционирование. С внешней стороны она включает: 1) образовательные учреждения; 2) органы управления образованием: 3) документы, обеспечивающие функционирование образовательной системы (государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы, учебники и т.д.) (по И.П. Подласому).

С внутренней стороны образование состоит из следующих элементов: 1) цель, содержание, организационные формы образования, образовательные процессы, педагоги, воспитанники. При этом в качестве системообразующего элемента выступает цель образования.

Система образования - совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.

Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.

Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования.

Педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Иными словами, под педагогическим процессом понимают целостный процесс осуществления воспитания в широком смысле путем обеспечения единства обучения, воспитания (в его узком специальном смысле).

По своей сути педагогический процесс — это процесс социальный. Социальный заказ общества выражается в главной цели педагогического процесса — обеспечении всесторонней подготовки людей к успешному решению возложенных на них задач.

Определяющими компонентами педагогичеглого процесса являются процессы обучения и воспитания, обусловливающие внутренние процессы изменения образованности воспитанности и развития личности.

Основными функциями педагогического процесса являются:

  1.  информационная (просвещение воспитанников);
  2.  воспитательная (личностное изменение воспитанников);
  3.  развивающая (всестороннее развитие воспитанников);
  4.  аксиологическая (ценностная ориентация воспитанников, формирование их отношений к предметам и явлениям);
  5.  социально-адаптационная (приспособление воспитанников к жизни в реальных условиях).

В любом педагогическом процессе выделяют этапы, т.е. определенную последовательность его развития. Главными этапами педагогического процесса являются следующие:

  1.  подготовка педагогического процесса (подготовительный);
  2.  осуществление педагогического процесса (основной);
  3.  анализ результатов педагогического процесса (заключительный).

2

Выделим важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране.

1) Тенденция к смене типа культурно-исторического наследования: меняются способы передачи-получения подрастающим поколением культурно-исторического опыта. Данная тенденция может быть описана при помощи различных типов культур, введенных американским антропологом М. Мид.

Она различает три основных типа культур – постфигуративную, где дети и взрослые учатся у своих предшественников; конфигуративную, где дети и взрослые учатся у сверстников, и префигуративную, где взрослые учатся также и у своих детей. Слабо развитые общества являлись, главным образом, постфигуративными, основывая свою власть на прошлом опыте и традициях. Передовые страны мира обращаются к определенным формам конфигуративного обучения, направленного на освоение инноваций и овладение способами инновационной деятельности в любой сфере человеческой практики. Современный этап развития общества является новым для истории, когда молодежь с ее префигуративным пониманием еще неизвестного будущего получает новые возможности познания и преобразования окружающего мира.

2) Тенденция смены установки при изучении действительности от научного познания к культуре.

Наука начинает рассматриваться в качестве не единственной и не универсальной деятельности человека по изучению и преобразованию окружающего мира, а научность выступает одной из форм человеческой жизнедеятельности, рассматривается как часть культуры. Внимание ученых все больше привлекает сфера культуры в целом. Вместе с тем обращение к культуре не означает отказ от научных методов познания, а предполагает учет и целесообразное использование границ и возможностей научного знания. Эта тенденция проявляется в смещении акцента в содержании образования с науки на культуру в целом; усилении общекультурного значения научных областей знаний и учебных дисциплин в жизнедеятельности человека, развитии общества в целом, реализации в научных исследованиях и учебном процессе культурологического подхода в качестве общеметодологического.

3) Тенденция к изменению роли науки в обществе и смене научных парадигм.

В настоящее время процесс научного и учебного познания предполагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами, но и с общекультурными ценностями, ценностно-целевыми установками научно-познавательной деятельности субъекта. Уровень развития науки определяется мерой «очеловечивания» ее содержания и методов исследования, т.е. мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям и запросам в обществе, личностным потребностям и интересам. Поэтому наука рассматривается как исторически развивающаяся сфера человеческой практики, включающая в себя и содержание познания (знания об объекте), и средства познания, а также общекультурные ценности, ценностные ориентации и целевые установки научной деятельности человека-субъекта.

4) Тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы.

Развитие научно-технической революции (НТР) коренным образом изменило современное производство, а вместе с ним и все другие сферы социальной жизни. Одной из важнейших черт НТР стало появление и утверждение в жизни человечества информационных технологий и информационных сетей. Их функционирование и развитие становятся решающим условием существования современных обществ, позволяет быстро менять, перестраивать производство и технологии с целью улучшения качества продукции.

5) Тенденция к национально-культурной и экономической регионализации.

Данная тенденция определяется на фоне глобальных процессов дезинтеграции больших обществ. Одно из вероятных объяснений тенденции к регионализации – это стремление человечества уйти от единой социальной программы развития. Любая самая совершенная программа в силу её универсализации чревата потенциальной угрозой всему миру в результате случайной ошибки. Отсюда повышается внимание к региональным программам экономического и социокультурного развития.

3

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ (13 января 2011 г. N 243-З)

Первоочередными задачами в сфере образования являются повышение его качества, создание гибкой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями инновационного развития страны. Для их реализации предусматривается: развитие системы образования на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, оснащения всех общеобразовательных учреждений программными средствами; оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и рабочих кадров в соответствииями с потребностями развития высокотехнологичных производств; придание университетам фунцкий центров научно-инновационной деятельности, интеграция профессионального образования, науки и производства.

В системе дошкольного образования будут развиваться новые его формы: образовательные услуги педагога-воспитателя на дому, группы различных направлений деятельности с детьми, частные дошкольные учреждения. Активизируется строительство детских садов в соответствии с установленными нормативами.

Развитие системы общего среднего образования будет направлено на повышение его качественного уровня.

Продолжится оптимизация сети общеобразовательных учреждений в соответсвии с демографической ситуацией и потребностью регионов.

Планируется комплексное оснащение общеобразовательных учреждений современными средствами и учебным оборудованием, включая учебные издания на электронных носителях. Продолжается работа по дальнейшей популяризации белорусского языка, повышению эффективности организации образовательного процесса по изучению иностранных языков (экзамен по иностранному языку в средней школе)

Работа в области специального образования будет направлена на создание адаптивной образовательнйо среды для детей с особенностями психофизического развития, дальнейшего развития их интегрированного обучения, совершенствование патронатного сопровождения лиц с особенностями психофизического развития. Необходимо обеспечить качество и доступность образования лицам с особенностями психофизического развития на всех уровнях основного и получения дополнительного образования через создание специальных условий.

Развитие профессионально-технического образования будет направлено на подготовку квалифицированных конкурентно способных рабочих в соостветствии с заказом реального сектора экономики, расширение участия организаций-заказчиков кадров в огбновлении материально-технической базы и программ подготовки квалифицированных рабочих.

В системе высшего образования предусматривается:

  1.  увелечение выпуска специалистов инженерно-технического и инженерно-технологического профилей;
  2.  повышение качества подготовки специалистов заочной формы обучения;
  3.  введение обязательного требования о свободном владении разговорным иностранным языком при получении диплома о высшем образовании;
  4.  усиление практикоориентированной подготовки кадров;
  5.  расширение учебно-лабораторной базы вузов, соответсвующей требованиям современных производственных технологий;
  6.  обеспечение местами в общежития, нуждающихся в жилье студентов дневной формы обучения (в том числе иностранных);
  7.  формирование университетов ка кцентров наукчно-инновационной деятельности;
  8.  создание при вузах студенческих инновациооных парков и научно-производственных коллективов преподавателей и студентов

Деятельность в области послевузовского образования будет направлена на оптимизацию объемов и структуры подготовки научных работников высшей квалификации в соответстви с перспективами развития экономики

Главной задачей развития дополнительного образования взрослых станет взаимодействие учреждений образования с организациями всех форм собственности по развитию непрерывного профессионального обучения кадров, совершенствованию форм повышению квалификации и переподготовки руководителей, специалистов, рабочих.

Решение поставленных задач позволит поднять престиж образования, его доступность и качество, сохранить позиции страны по показателям в сфере образования в группе стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала, увеличивать экспорт образовательных услуг.

4

Педагогический процесс — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Сущностной характеристикой педагогического процесса, поэтому является целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность.

Основными функциями образования являются: воспроизводство (усвоение и воспроизводство социального опыта) и развитие личности в полноте ее духовных и социальных свойств. Им соответствуют модели образования: традиционная и гуманистическая (феноменологическая).

Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.)  - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению системы знаний, накопленных прошлыми поколениями. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. Роль учащихся сводится в основном к адекватному воспроизведению учебного материала. Цели обучения задаются извне, обучающийся может осуществлять только процесс принятия и достижения целей. В соответствии с концепцией традиционализма, образовательная система должна преимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков, позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого ранга по сравнению с освоенными.

Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нем уже заложено природой, а не «отливать» в определенную форму, придуманную кем-то заранее, априори. Педагоги данной ориентации создают условия для самопознания и поддержки уникального развития каждого ученика в соответствии с унаследованной им природой, предоставляют как можно больше свободы выбора и условий для реализации ребенком своих природных потенциалов и самореализации. Сторонники данного направления отстаивают право индивида на автономию развития и образования.

5

Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации образования.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.

Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

-научить получать знания (учить учиться);

-научить работать и зарабатывать (учение для труда);

-научить жить (учение для бытия);

-научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

К сущностным характеристикам компетентности исследователи (Л.П. Алексеева, Л.Д. Давыдов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и др.) относят следующие:

  1.  компетентность выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами; компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение;
  2.  компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях;
  3.  компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты.

6

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.

Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно – деятельностным подходом.

Принципы как составная часть деятельностного подхода

Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:

  1.  принцип субъектности воспитания;
  2.  принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
  3.  принцип учета возрастных периодов развития;
  4.  принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
  5.  принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
  6.  принцип обязательной рефлексии всякой деятельности;
  7.  принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
  8.  принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.

Деятельностный подход в обучении – это реализация вывода психологической науки: знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21519. Организация медицинского обеспечения мотострелкового (танкового) полка в наступлении 81.5 KB
  Условия деятельности медицинской службы в наступательном бою возможные санитарные потери. В наступательном бою войска действуют как правило на недостаточно изученной только что освобожденной от противника территории состояние которой часто осложняет работу медицинской службы изза значительных разрушений жилого фонда дорог мостов и т. Это предопределяет необходимость своевременного проведения медицинской разведки специальных противоэпидемических и других профилактических мероприятий в войсках. В ходе наступления средства медицинской...
21520. Особенности организации медицинского обеспечения полка при ведении боевых действий в городе и в особых условиях 111.5 KB
  В частности затруднен розыск раненых нередко находящихся в подвалах завалах на верхних этажах чердаках и крышах поврежденных домов. В связи с этим необходим тщательный осмотр всех мест вероятного нахождения раненых. Санитарам или специально созданным поисковым командам назначаются объекты для розыска раненых или указываются направлении поисков. Извлечение раненых из подвалов завалов и снятия с верхних этажей зданий представляет часто большие трудности.
21521. Организация медицинского обеспечения войск при передвижении 104 KB
  Условия деятельности медицинской службы на марше и во встречном бою. Особенности проведения марша предъявляют к медицинской службе полка определённые требования которые нельзя не учитывать при организации его медицинского обеспечения. Возможность применения противником авиации и средств массового поражения по маршевым колоннам; вероятность воздействия на них воздушных десантов диверсионных и разведывательных групп всё это обуславливает необходимость постоянной готовности медицинской службы к оказанию помощи независимо от...
21522. Медицинские части и учреждения объединений 207 KB
  Использование имеющихся сил и средств для эвакуации раненых и больных из мпп и районов массовых санитарных потерь в омо и омедб а также эвакуация раненых и больных своим приданным санитарным транспортом в военные полевые госпитали госпитальной базы пгб. Возможность по эвакуации более 1700 раненых и больных за один рейс; В. На отдельный медицинский отряд возлагаются следующие задачи:  эвакуация раненых и больных на себя из мпп а в ряде случаев непосредственно из очагов массовых санитарных потерь;  прием регистрация медицинская...
21523. Медицинская служба ВС РФ в чрезвычайных ситуациях мирного времени 91 KB
  Она характеризующуюся неопределенностью и сложностью принятия решений значительным экологическим ущербом человеческими жертвами необходимостью помощи извне и вследствие этого крупных людских материальных и временных затрат на проведение эвакуационноспасательных работ и ликвидацию последствий этих аварий катастроф и бедствий. Перед медицинскими формированиями Министерства Обороны работающими совместно со службой экстренной медицинской помощи Министерства Здравоохранения стоят аналогичные с ней задачи а именно: восстановление...
21524. Понятие о военной и экстремальной медицине 252 KB
  Необходимые базы обеспечивающие развитие теории и совершенствование практики здравоохранения ВС является военномедицинской организацией которая представлена специально предназначенными для этого силами и средствами объединёнными Вооруженных Сил в специализированную систему действующую на основе определённых принципов и правил военномедицинскую службу. Следовательно в своём становлении и развитии военная медицина базируется не только на общих положениях медицинской но также в не меньшей степени и военной науки. Вместе с тем...
21525. Задачи и организация медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время 110.5 KB
  Задачи и организация медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время Учебные вопросы: 1. Основные задачи медицинской службы Российской Армии в военное время их краткое содержание и значение. Перед медицинской службой стоят следующие основные задачи: Обеспечение высокой боевой готовности сил и средств медицинской службы. Проведение мероприятий медицинской службы по защите личного состава войск а также защиты соединений частей и учреждений медицинской службы от оружия массового поражения.
21526. Санитарные потери войск 145.5 KB
  Принимая во внимание поражающую способность современного огнестрельного оружия и высокую степень бронезащищённности войск значительная часть личного состава укрыта за бронёй танков бронетранспортёров боевых машин пехоты следует ожидать увеличения удельного веса закрытых травм в особенности закрытых травм мозга которые могут составить 57 общего числа санитарных потерь от огнестрельного оружия. Таким образом следующей особенностью поражающего действия ядерного оружия надо считать изменчивость структуры причиняемых им потерь. Величина...
21527. ОТРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМИ ЖИДКОСТЯМИ: клиника, диагностика, лечение 131.5 KB
  Многие из технических жидкостей высокотоксичны и при определенных условиях могут вызвать как острые так и хронические отравления личного состава. Наиболее часто встречаются и тяжело протекают острые отравления такими веществами как этиленгликоль и его производные хлорированные углеводороды дихлорэтан четыреххлористый углерод трихлорэтилен метиловый спирт. Острые отравления ядовитыми техническими жидкостями это трудный для диагностики и сложный для лечения раздел клинической токсикологии имеющий большую актуальность и важное...