78151

Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития

Лекция

Педагогика и дидактика

Социокультурные тенденции оказывающее влияние на развитие образования науки культуры. Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования. Две основные функции образования в обществе воспроизводство и развитие и соответствующие им модели образования.

Русский

2015-02-07

88.88 KB

5 чел.

9

Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития

  1.  Сущность образования как общечеловеческой ценности, процесса, результата, системы.
  2.  Социокультурные тенденции, оказывающее влияние на развитие образования, науки, культуры.
  3.  Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования.
  4.  Образование как педагогический процесс. Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования.
  5.  Компетентностный подход в образовании.
  6.  Деятельностный тип содержания обучения как механизм эффективного развития личности.

1

Образование – процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообразование.

Выделяют следующие аспекты содержательной трактовки понятия «образование»:

  1.  образование как общечеловеческая ценность;
  2.  образование как социокультурный феномен;
  3.  образование как система;
  4.  образование как педагогический процесс;
  5.  образование как результат.

В аспекте категории ценности образование понимается как общечеловеческая ценность. Различают предметные и субъективные ценности. Все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений выступает в качестве предметных ценностей. Субъективными ценностями являются те критерии, образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок.

Особую группу составляют педагогические ценности. Их суть определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и созидательными возможностями. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Общечеловеческой педагогической ценностью является образование.

Образование имеет государственную, общественную, личностную ценность. Государственная ценность образования состоит в том, что оно является нравственным, интеллектуальным, научно-техническим, духовно-культурным и экономическим потенциалом государства. Личностная ценность образования для каждого индивида своя. Особенно это относится к собственному образованию, его уровню и качеству.

Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет ряд функций.

Н.В. Бордовская и А.А. Реан выделяют следующие социокультурные функции образования:

  1.  это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;
  2.  это способ социализации личности и преемственности поколений;
  3.  это механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства;
  4.  это процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни;
  5.  это функция развития региональных систем и национальных традиций;
  6.  это социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества;
  7.  это активный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Образование как система — это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Как отдельная сфера социальной жизни образование имеет особую структуру, обеспечивающую его функционирование. С внешней стороны она включает: 1) образовательные учреждения; 2) органы управления образованием: 3) документы, обеспечивающие функционирование образовательной системы (государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы, учебники и т.д.) (по И.П. Подласому).

С внутренней стороны образование состоит из следующих элементов: 1) цель, содержание, организационные формы образования, образовательные процессы, педагоги, воспитанники. При этом в качестве системообразующего элемента выступает цель образования.

Система образования - совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.

Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.

Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования.

Педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Иными словами, под педагогическим процессом понимают целостный процесс осуществления воспитания в широком смысле путем обеспечения единства обучения, воспитания (в его узком специальном смысле).

По своей сути педагогический процесс — это процесс социальный. Социальный заказ общества выражается в главной цели педагогического процесса — обеспечении всесторонней подготовки людей к успешному решению возложенных на них задач.

Определяющими компонентами педагогичеглого процесса являются процессы обучения и воспитания, обусловливающие внутренние процессы изменения образованности воспитанности и развития личности.

Основными функциями педагогического процесса являются:

  1.  информационная (просвещение воспитанников);
  2.  воспитательная (личностное изменение воспитанников);
  3.  развивающая (всестороннее развитие воспитанников);
  4.  аксиологическая (ценностная ориентация воспитанников, формирование их отношений к предметам и явлениям);
  5.  социально-адаптационная (приспособление воспитанников к жизни в реальных условиях).

В любом педагогическом процессе выделяют этапы, т.е. определенную последовательность его развития. Главными этапами педагогического процесса являются следующие:

  1.  подготовка педагогического процесса (подготовительный);
  2.  осуществление педагогического процесса (основной);
  3.  анализ результатов педагогического процесса (заключительный).

2

Выделим важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране.

1) Тенденция к смене типа культурно-исторического наследования: меняются способы передачи-получения подрастающим поколением культурно-исторического опыта. Данная тенденция может быть описана при помощи различных типов культур, введенных американским антропологом М. Мид.

Она различает три основных типа культур – постфигуративную, где дети и взрослые учатся у своих предшественников; конфигуративную, где дети и взрослые учатся у сверстников, и префигуративную, где взрослые учатся также и у своих детей. Слабо развитые общества являлись, главным образом, постфигуративными, основывая свою власть на прошлом опыте и традициях. Передовые страны мира обращаются к определенным формам конфигуративного обучения, направленного на освоение инноваций и овладение способами инновационной деятельности в любой сфере человеческой практики. Современный этап развития общества является новым для истории, когда молодежь с ее префигуративным пониманием еще неизвестного будущего получает новые возможности познания и преобразования окружающего мира.

2) Тенденция смены установки при изучении действительности от научного познания к культуре.

Наука начинает рассматриваться в качестве не единственной и не универсальной деятельности человека по изучению и преобразованию окружающего мира, а научность выступает одной из форм человеческой жизнедеятельности, рассматривается как часть культуры. Внимание ученых все больше привлекает сфера культуры в целом. Вместе с тем обращение к культуре не означает отказ от научных методов познания, а предполагает учет и целесообразное использование границ и возможностей научного знания. Эта тенденция проявляется в смещении акцента в содержании образования с науки на культуру в целом; усилении общекультурного значения научных областей знаний и учебных дисциплин в жизнедеятельности человека, развитии общества в целом, реализации в научных исследованиях и учебном процессе культурологического подхода в качестве общеметодологического.

3) Тенденция к изменению роли науки в обществе и смене научных парадигм.

В настоящее время процесс научного и учебного познания предполагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами, но и с общекультурными ценностями, ценностно-целевыми установками научно-познавательной деятельности субъекта. Уровень развития науки определяется мерой «очеловечивания» ее содержания и методов исследования, т.е. мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям и запросам в обществе, личностным потребностям и интересам. Поэтому наука рассматривается как исторически развивающаяся сфера человеческой практики, включающая в себя и содержание познания (знания об объекте), и средства познания, а также общекультурные ценности, ценностные ориентации и целевые установки научной деятельности человека-субъекта.

4) Тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы.

Развитие научно-технической революции (НТР) коренным образом изменило современное производство, а вместе с ним и все другие сферы социальной жизни. Одной из важнейших черт НТР стало появление и утверждение в жизни человечества информационных технологий и информационных сетей. Их функционирование и развитие становятся решающим условием существования современных обществ, позволяет быстро менять, перестраивать производство и технологии с целью улучшения качества продукции.

5) Тенденция к национально-культурной и экономической регионализации.

Данная тенденция определяется на фоне глобальных процессов дезинтеграции больших обществ. Одно из вероятных объяснений тенденции к регионализации – это стремление человечества уйти от единой социальной программы развития. Любая самая совершенная программа в силу её универсализации чревата потенциальной угрозой всему миру в результате случайной ошибки. Отсюда повышается внимание к региональным программам экономического и социокультурного развития.

3

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ (13 января 2011 г. N 243-З)

Первоочередными задачами в сфере образования являются повышение его качества, создание гибкой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями инновационного развития страны. Для их реализации предусматривается: развитие системы образования на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, оснащения всех общеобразовательных учреждений программными средствами; оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и рабочих кадров в соответствииями с потребностями развития высокотехнологичных производств; придание университетам фунцкий центров научно-инновационной деятельности, интеграция профессионального образования, науки и производства.

В системе дошкольного образования будут развиваться новые его формы: образовательные услуги педагога-воспитателя на дому, группы различных направлений деятельности с детьми, частные дошкольные учреждения. Активизируется строительство детских садов в соответствии с установленными нормативами.

Развитие системы общего среднего образования будет направлено на повышение его качественного уровня.

Продолжится оптимизация сети общеобразовательных учреждений в соответсвии с демографической ситуацией и потребностью регионов.

Планируется комплексное оснащение общеобразовательных учреждений современными средствами и учебным оборудованием, включая учебные издания на электронных носителях. Продолжается работа по дальнейшей популяризации белорусского языка, повышению эффективности организации образовательного процесса по изучению иностранных языков (экзамен по иностранному языку в средней школе)

Работа в области специального образования будет направлена на создание адаптивной образовательнйо среды для детей с особенностями психофизического развития, дальнейшего развития их интегрированного обучения, совершенствование патронатного сопровождения лиц с особенностями психофизического развития. Необходимо обеспечить качество и доступность образования лицам с особенностями психофизического развития на всех уровнях основного и получения дополнительного образования через создание специальных условий.

Развитие профессионально-технического образования будет направлено на подготовку квалифицированных конкурентно способных рабочих в соостветствии с заказом реального сектора экономики, расширение участия организаций-заказчиков кадров в огбновлении материально-технической базы и программ подготовки квалифицированных рабочих.

В системе высшего образования предусматривается:

  1.  увелечение выпуска специалистов инженерно-технического и инженерно-технологического профилей;
  2.  повышение качества подготовки специалистов заочной формы обучения;
  3.  введение обязательного требования о свободном владении разговорным иностранным языком при получении диплома о высшем образовании;
  4.  усиление практикоориентированной подготовки кадров;
  5.  расширение учебно-лабораторной базы вузов, соответсвующей требованиям современных производственных технологий;
  6.  обеспечение местами в общежития, нуждающихся в жилье студентов дневной формы обучения (в том числе иностранных);
  7.  формирование университетов ка кцентров наукчно-инновационной деятельности;
  8.  создание при вузах студенческих инновациооных парков и научно-производственных коллективов преподавателей и студентов

Деятельность в области послевузовского образования будет направлена на оптимизацию объемов и структуры подготовки научных работников высшей квалификации в соответстви с перспективами развития экономики

Главной задачей развития дополнительного образования взрослых станет взаимодействие учреждений образования с организациями всех форм собственности по развитию непрерывного профессионального обучения кадров, совершенствованию форм повышению квалификации и переподготовки руководителей, специалистов, рабочих.

Решение поставленных задач позволит поднять престиж образования, его доступность и качество, сохранить позиции страны по показателям в сфере образования в группе стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала, увеличивать экспорт образовательных услуг.

4

Педагогический процесс — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Сущностной характеристикой педагогического процесса, поэтому является целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность.

Основными функциями образования являются: воспроизводство (усвоение и воспроизводство социального опыта) и развитие личности в полноте ее духовных и социальных свойств. Им соответствуют модели образования: традиционная и гуманистическая (феноменологическая).

Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.)  - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению системы знаний, накопленных прошлыми поколениями. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. Роль учащихся сводится в основном к адекватному воспроизведению учебного материала. Цели обучения задаются извне, обучающийся может осуществлять только процесс принятия и достижения целей. В соответствии с концепцией традиционализма, образовательная система должна преимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков, позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого ранга по сравнению с освоенными.

Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нем уже заложено природой, а не «отливать» в определенную форму, придуманную кем-то заранее, априори. Педагоги данной ориентации создают условия для самопознания и поддержки уникального развития каждого ученика в соответствии с унаследованной им природой, предоставляют как можно больше свободы выбора и условий для реализации ребенком своих природных потенциалов и самореализации. Сторонники данного направления отстаивают право индивида на автономию развития и образования.

5

Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации образования.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.

Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

-научить получать знания (учить учиться);

-научить работать и зарабатывать (учение для труда);

-научить жить (учение для бытия);

-научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

К сущностным характеристикам компетентности исследователи (Л.П. Алексеева, Л.Д. Давыдов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и др.) относят следующие:

  1.  компетентность выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами; компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение;
  2.  компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях;
  3.  компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты.

6

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.

Вместе с тем, деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного ученика, учитывающий его жизненные планы, ценностные ориентации и его другие параметры субъективного мира, по своей сути является личностно – деятельностным подходом.

Принципы как составная часть деятельностного подхода

Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:

  1.  принцип субъектности воспитания;
  2.  принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
  3.  принцип учета возрастных периодов развития;
  4.  принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
  5.  принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
  6.  принцип обязательной рефлексии всякой деятельности;
  7.  принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
  8.  принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.

Деятельностный подход в обучении – это реализация вывода психологической науки: знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56595. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ В ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 242.5 KB
  Совокупность предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих производство, перераспределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного назначения...