78154

Самосовершенствование личности

Лекция

Педагогика и дидактика

Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед но и движение вверх к высшим более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности завершение жизни достижение не старости упадка и смерти а достижение личностного совершенства. Причем предъявляемые требования должны быть несколько...

Русский

2015-02-07

53.53 KB

8 чел.

9

Самосовершенствование личности

  1.  Сущность и способы самосовершенствования компетентной и конкурентноспособной личности.
  2.  Факторы и условия, влияющие на результативность самообразования.
  3.  Сущность, основные виды и условия эффективной карьеры.
  4.  Способы создания делового имиджа.

1

Акмеологической (от греч. вершина) основой самосовершенствования личности выступает потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства.

Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование - явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.

СЛ. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности, завершение жизни - достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства.

Самосовершенствование - это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.

В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста («Я-реальное») и некоторым воображаемым его состоянием («Я-идеальное»). Источники самосовершенствования находятся в социальном окружении.

Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

Цель самосовершенствования недостижима никогда, она постоянно ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:

  1.  самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных я слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);
  2.  самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);
  3.  программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);
  4.  самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).

На всех этапах совершенствования своей личности важно поддерживать устойчивую положительную мотивацию и постараться избавится от когнитивных ограничений в отношении своих личностных возможностей.

Пути и способы самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности

Наиболее практичным способом осуществления саморазвития является: 1) изучение; 2) осознание; 3) преодоление личных ограничений, препятствующих успеху и личному росту.

Каждый человек, если он желает быть успешным, должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом. Люди имеют возможности влиять на свое будущее и быть плавными строителями собственных судеб. Способность распоряжаться своей судьбой может быть определена как «ответственность за себя».

Можно обозначить личный план работы по самосовершенствованию, состоящий из следующих этапов.

Выявление собственных ограничений.

Оценка и обсуждение их с другими.

Преодоление препятствий в работе по саморазвитию.

Приобретение новых умений.

Анализ своего продвижения вперед.

Вернуться к первому этапу.

2

Самообразование – сознательная деятельность человека, направленная на самостоятельное познание, повышение своего образования и личностное совершенствование. Самообразование осуществляется в ходе самостоятельной учебной работы, которая характеризуется организационной и познавательной самостоятельностью учащихся.

Организационная самостоятельность проявляется в умении учащихся правильно организовать свой режим дня, поставить цель, спланировать и выполнить учебную работу. Она включает в себя овладение необходимыми элементами культуры умственного труда, как умение сосредоточиться на главном, умение разумно распределить своё время, физическиеи духовные силы.

Познавательная самостоятельность выражается в готовности изучать материал без посторонней помощи. Её формирование происходит тогда, когда усвоение осуществляется не путем механического запоминания, а с учетом психолого-педагогических закономерностей усвоения знаний, на основе овладения такими познавательными умениями, как:

  1.  умение наблюдать и воспринимать предметы и явления окружающего мира, выделять их признаки и свойства;
  2.  умение сравнивать, анализировать, обобщать изучаемый материал, самостоятельно делать выводы и запоминать его;
  3.  умение осуществлять контроль за результатами своей учебной деятельности.

Овладение данными умениями самостоятельной работы и рациональной организации учебной деятельности является признаком сформированности культуры умственного труда ккпредпосылки дальнейшего самообразования.

Воспрос о самообразовании становится актуальным после окончания школы.

Движущей силой самообразования выступает потребность человека в самоизменении и самосовершенствовании. Такая потребность появляется тогда, когда человек через самопознание начинает постигать социальную и личностную ценность образования.

3

Карье́ра (итал. carriera — бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus — телега, повозка) — успешное продвижение в области служебной, социальной, научной и другой деятельности; продвижение вверх по служебной лестнице.

Карьера – это:

  1.  поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью;
  2.  продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения;
  3.  фактическая последовательность занимаемых ступеней конкретным работником.

Карьера – это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

Виды карьеры:

  1.  Внутриорганизационная карьера (конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Все стадии, кроме обучения, он проходит последовательно в стенах одной организации).
  2.  Межорганизационная карьера отличается от внутриорганизационной тем, что все указанные процессы происходят с работников на различных должностях в разных организациях.
  3.  Специализированная карьера характеризуется тем, что в процессе профессиональной деятельности работник проходит стадии карьеры в рамках одной профессии и области деятельности, в которой он специализируется.
  4.  Неспециализированная карьера заключается в ротации работника и приобретении им опыта работы на любом участке организации. В результате работник обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным личным опытом (Япония).
  5.  Вертикальная карьера – это подъем на более высокую ступень структурной иерархии.
  6.  Горизонтальная карьера– вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным вознаграждением).
  7.  Ступенчатая карьера – совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект.
  8.   Скрытая карьера – вид карьеры, доступный ограниченному кругу работников. Означает движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные ранее ему встречи, получение доступа к неформальным источникам информации и т.п. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень его труда существенно превышает вознаграждение за работу в этой должности.
  9.  Центростремительная карьера – понимается движение к ядру, руководству организации.

Условия успешной карьеры:

  1.  Правильное позиционирование (твердость характера и здоровая самоуверенность).

Главное условие успешной карьеры, как многие знают, заключается в умении показать себя. И зачастую люди амбициозные и уверенные в себе не испытывают нужды в поиске работы. Люди твердые и уверенные в своих силах в глазах окружающих выглядят более успешными: они знают, как себя повести в той или иной ситуации, действуют четко и слажено. Может быть, они не всегда все делают верно, но их ошибок никто не замечает.

  1.  Профессиональные навыки и качества.

Даже если повезло, уверенность и амбициозность помогли пробиться на желаемую должность, то по мере карьерного роста, бесспорно, придется применять профессиональные знания и опыт в работе. Выделите для себя узкую область, в которой сможете проявить себя и свои навыки, и смело добивайтесь успеха.

  1.  Выбор профессии.

Только любимая работа может стать залогом успешной карьеры. Делая то, что мы любим и хотим, мы почти не задумываемся о размере нашей заработной платы или о возможности карьерного роста. Желание заниматься любимым делом, узнавать о нем новую информацию двигает нас вперед, и мы постепенно достигаем успеха.

  1.  Планирование и контроль.

Быть успешным, в понимании современного человека, означает быть лучшим, быть впереди всех. Найдите свою нишу, стройте планы. Развивайте в себе нужные навыки и качества и не забывайте о контроле.

4

Первыми над созданием имиджа начали работать американские экономисты, занимающиеся предпринимательством. Именно американский экономист Стэнли Болдуин в 1960-х гг. ввел понятие «имидж» в деловой оборот и обосновал его полезность для процветания бизнеса.

Но еще средневековый мыслитель-государствовед Никколо Макиавелли убедительно доказал важность имиджа для политика; в частности, он указал, что для государственного лица очень важно иметь соответствующую «личину» (маску).

В наше время возрастающий спрос на имидж породил новую профессию - имиджмейкер, специалист по созданию лично го имиджа, а также имиджа деловых и политических структур (политической партии, общественной организации). Проблемой имиджа и технологий его реализации занимается прикладная наука имиджелогия (понятие введено в науку в 1990 г.) — цель которой научное обоснование создания привлекательного имиджа, модели достойного поведения, соответствующих тем жизненным ситуациям, в которых оказывается человек.

Функции имиджа:

  1.  Ценностная — связана с тем, что вокруг личности управленца создается ореол привлекательности и эта личность становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств — симпатии к окружающим, доброжелательности, терпимости и такта. В итоге человек становится гораздо увереннее в себе, всегда находится в приподнятом, «мажорном» настроении.
  2.  Технологическая — созданный привлекательный образ позволяет быстро войти в нужную социальную среду, привлечь к себе внимание, установить доброжелательные отношения с окружающими. Аудиторию можно отвлечь от недостатков человека с помощью «правильных» макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, прически и т.п. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей.

При формировании любого имиджа (бизнесмена, политика и т.д.) учитывают различные компоненты.

Так, В.М. Шепель выделяет три следующих комплекса:

  1.  природные качества:
  2.  коммуникабельность;
  3.  эмпатичность (способность к сопереживанию);
  4.  рефлексивность (способность понять другого);
  5.  красноречивость (способность воздействовать словом);
  6.  качества, привитые образованием и воспитанием:
  7.  нравственные ценности;
  8.  психологическое здоровье;
  9.  набор технологий общения;

3) качества, обретенные с жизненным и профессиональным опытом.

Под имиджем делового человека обычно понимают сформировавшийся образ, в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.

В связи с этим, можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа делового человека:

  1.  Внешний облик (манера одеваться);
  2.  Тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т.д.);
  3.  Деловой этикет и протокол.
  4.  Этика делового общения.

Внешний облик.

Необходимо помнить, что одежда отражает и подчеркивает индивидуальность, характеризует делового человека как личность. Внешний облик делового человека – это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнер костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в делах. Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего облика: имитация богатства считается весьма неэтичным явлением.

Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие – «деловой костюм». Он, конечно, учитывает последние веяния и тенденции в моде, но при этом остается в определенной степени строгим и консервативным.

Осуществляя подбор костюма в широком смысле (т. е. учитывая все сопутствующие компоненты), деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами:

  1.  единство стиля;
  2.  соответствие стиля конкретной ситуации;
  3.  разумная минимизация цветовой гаммы («правило трех цветов»);
  4.  сопоставимость цветов в цветовой гамме;
  5.  совместимость фактуры материала;
  6.  сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды;
  7.  соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля и т. п.) качеству основного костюма.

В последнее время такие аксессуары, как часы, очки, ручки, стали не столько «средствами производства» делового человека, сколько символами его благосостояния; однако они не должны отвлекать партнера от общего восприятия вашего облика как квалифицированного специалиста и приятного собеседника.

Если талантливый мужчина может сделать карьеру, даже имея неудачный имидж, то для женщины это практически невозможно. Ключевыми факторами, которые производят положительное впечатление на окружающих, являются:

  1.  элегантная одежда;
  2.  привлекательная прическа;
  3.  тонкий макияж;
  4.  впечатляющие аксессуары.

Женщина может пользоваться значительно большей свободой в выборе фасона одежды, материала и цвета ткани, нежели мужчина.

Внешний облик делового человека является наглядной многомерной информацией: об экономических возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношению к окружающим людям и т.д. Одежда является своеобразной визитной карточкой.

Тактика общения.

Для имиджа делового человека очень важна тактика общения, к которой предъявляются следующие требования:

  1.  Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь оперативно пользоваться ими.
  2.  В деловом общении не следует допускать какой-либо конфронтации, а тем более конфликта. Однако по принципиальным позициям, возможны споры и расхождения. Главное, чтобы противостояние не переросло в личную неприязнь.
  3.  Умело использовать механизмы психологического воздействия: привязанность, симпатия, доверие, уважение и манеры.

Привязанность, которая является результатом привыкания людей друг к другу. За годы совместной работы складываются добрые взаимоотношения, разрыв которых нередко бывает болезненным.

Симпатия – это эмоциональная расположенность, направленное влечение к кому-либо. В коллективе, в котором ярко проявляются симпатии, создается необычайно теплый психологический фон, а, следовательно, и комфортность отношений, где нет места конфликтам.

Доверие выступает как вера в конкретного человека (партнера) или в какие-то его качества. Доверие – это сгусток чувств и оценочного отношения (подсознательного и сознательного).

Уважение – это добровольное признание личности занимаемого ею статуса.

Манеры делают человека таким, что он становится признаваемым людьми (партнерами). В манерах воссоздается образ (имидж) человека, зрительно проявляются те его качества, которые оцениваются людьми (позитивно или отрицательно). Манера общения есть не что иное, как визуально доступная информация к восприятию. Позитивные манеры способствуют достижению целей, поставленных перед собой.

Деловой этикет и протокол.

Взаимодействие людей, в том числе и деловое, в различных ситуациях издавна регулировалось и упорядочивалось нормами и правилами этикета.

Этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеру и одежду).

Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой и неофициальный.

Говоря об имидже делового человека, я хочу сделать акцент именно на деловой этикет, который регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Современный деловой человек должен знать и следовать принципам, как делового, так и неофициального (светского) этикета, смотря в какой обстановке он находится.

Важную роль в современном деловом этикете играют визитные карточки – это небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества), на котором напечатаны основные сведения о ее владельце.

Обмен визитными карточками – обязательный атрибут первой личной встречи с деловыми партнерами. При знакомстве первым визитную карточку вручает младший по должности старшему, при равенстве социальных статусов и в неофициальном общении младший по возрасту первым вручает старшему.

При вручении визитной карточки произносят вслух свою фамилию, при получении – фамилию вручающего. Это делается во избежание неправильного произношения.

Этикет приветствий и представлений – совокупность правил и первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

В современном деловом этикете выработаны некоторые правила относительно знакомства и приветствий в зависимости от пола, возраста и должности контактирующих людей, а также от того, находятся ли они в группе или в одиночку. Свод этих правил предполагает несколько основных качеств этики взаимоотношений: вежливость, естественность, достоинство и тактичность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54167. Математический футбол. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве 610 KB
  Прямая а не лежит в плоскости квадрата АВСD и параллельна его стороне АВ. Прямая в не лежит в плоскости квадрата КМLN и параллельна его стороне М L.Каково взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве Слайд № 18 Прямая а лежит в плоскости. Прямая а параллельна плоскости .
54168. Множення раціональних чисел 603.5 KB
  Для цього обчислимо приклади усно записані на веслах нашого корабля і прочитаємо ім’я відомого математика який сформував правила множення ділення віднімання і додавання раціональних чисел. Математика кібернетика...
54169. Новорічна математична ялинка 286.5 KB
  Мета: перевірити якість знань і вмінь учнів з теми; зацікавити математикою; розвивати логічне мислення культуру математичних записів, мовлення. Тип уроку: урок узагальнення та систематизації знань.
54170. Урок-казка. Чарівні слова. Розвязування рівнянь 165 KB
  Таблиці плакати до казки про ІванаЦаревича і Чахлика Невмирущого. Клас розбивається на 3 команди і вибирається ІванЦаревич. Там під дубом вчений кіт Русалонька за принцем плаче КоникГорбоконик на підмогу скаче Привид Кентервільський всіх лякає ІванЦаревич Змія перемагає. Учитель: В деякому царстві живбув ІванЦаревич.
54171. Особливості навчання математиці дітей із затримкою психічного розвитку в умовах якісної освіти 450.5 KB
  Поданий матеріал може бути використаний вчителями математики, які працюють як в спеціалізованих класах корекції для дітей із затримкою психічного розвитку, так і звичайних класах загальноосвітньої школи. В посібнику відображені питання класифікації дітей із затримкою психічного розвитку, зазначені причини затримки розвитку, подана характеристика дітей даної категорії та визначені особливості їх навчальної діяльності на уроках математики.
54172. Применение свойств действий при вычислениях и решении уравнений в 5-м и 6-м классах 151.5 KB
  На усвоение этих свойств достаточно на такой ранней стадии устные упражнения с дальнейшим переходом к письменным упражнениям, развивая у учеников умение и навыки работы с числовыми выражениями, решении уравнений без использования правил нахождения неизвестного компонента действия: развивая у учеников творческий подход к решению математических задач.
54173. Система практичних завдань при вивченні математики у 5-6 класах 199.5 KB
  Звичайно в шкільних підручниках є задачі-розрахунки, в основу яких покладено залежності між величинами, які часто зустрічаються в житті, між компонентами руху; між ціною, кількістю і вартістю; між продуктивністю праці, часом роботи і одержаною продукцією; розрахунки часу; знаходження периметрів, площ; обчислення витрат різних матеріалів тощо.
54174. Система дидактичних умов пізнавальної діяльності учнів на уроках математики 119.5 KB
  Система дидактичних розумів розвитку пізнавальної діяльності учнів на уроках математики. Розвиток пізнавального інтересу учнів. Прийоми активізації пізнавальної діяльності учнів на уроках математики. Інтерактивні технології навчання – спосіб створення умов залучення учнів до пізнавальної діяльності.
54175. Первісна. Інтеграл. Застосування інтегралу при розвязуванні задач економічного змісту 690.5 KB
  Група студентів ділиться на чотири команди. На першому етапі заняття проводиться узагальнення та систематизація знань учнів з теми, розглядаються учнівські презентації про виникнення інтегралу та його використання. На другому етапі – пояснення нового матеріалу, потім його закріплення в вигляді створення проектів кожною підгрупою.