78156

Социализация личности. Семейное воспитание

Лекция

Педагогика и дидактика

Признаки и функции коллектива методика его формирования. Признаки развитого коллектива: наличие общественно и личностно значимых целей; включение членов коллектива в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; связь коллектива с обществом; наличие положительных традиций и перспектив; атмосфера взаимопомощи доверия и требовательности; развитые критика и самокритика сознательная дисциплина и др. Это результат упорного целенаправленного и длительного труда всего коллектива результат...

Русский

2015-02-07

52.23 KB

1 чел.

7

Социализация личности. Семейное воспитание

  1.  Социальная среда и её воспитательные функции. Сущность факторов и этапов социализации.
  2.  Группа в социальном пространстве. Условия создания благоприятной атмосферы в группе.
  3.  Признаки и функции коллектива, методика его формирования.
  4.  Типы и виды семей, особенности их влияния на воспитание детей.

1

Воспитание и развитие человека происходят под влиянием социальной среды, социальное воспитание помогает человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях. Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда «улица».

Личность формируется в социальной среде.

Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, а с другой стороны – активное воспроизводство системы социальных связей.

Социальная среда – это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности.

Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественные институты, общественное сознание и культуру; в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы.

Социальная среда способствует усвоению общественных социальных норм и культурных ценностей, причем базисной основой является семья, где закладывается фундамент личности, дальнейшее строительство которой затем осуществляет школа, затем следующее учебное заведение, затем рабочий коллектив и т.д.

А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:

мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;

мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

1) ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения;

2) вторичная социализация:

а) профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

б) включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);

в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Следовательно, социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь, этот процесс на каждой стадии осуществляют особые институты. К ним относятся: семья, детские сады, школы, вузы, трудовые коллективы и т. д. Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

2

Социальное пространство – это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком в образе слов, действий, поступков людей, определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и прочее.

Оно содержит в себе исторический опыт, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке; включает достижения общечеловеческой культуры, отраженной в формах поведения, одеждах, достижениях цивилизации, произведениях индивидуального творчества, стиле жизни.

Для каждого человека социальная ситуация развития имеет свой индивидуальный вариант, содержит в своем особом сочетании общечеловеческий, культурологический, исторический, национальный, семейный, групповой элементы и разворачивается как микросреда (ближайшее окружение человека).

Основные слагаемые социального пространства – семья, детский сад, двор, школа, спортивная секция, клуб, студия, студенческая, производственная группа и пр.

Очередность и степень их влияния на личностное становление индивидуальна.

Социальное пространство влияет на человека через группу, а через нее он входит в социум и сам составляет часть социума.

Коллектив – группа людей, объединенных социально и личностно значимыми целями, которые под руководством актива реализуются в общественно-полезной деятельности.

Признаки развитого коллектива:

  1.  наличие общественно и личностно значимых целей;
  2.  включение членов коллектива в разнообразную социальную деятельность;
  3.  соответствующая организация совместной деятельности;
  4.  связь коллектива с обществом;
  5.  наличие положительных традиций и перспектив;
  6.  атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;
  7.  развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.

В.М. Шепель утверждает, что психологическим климат состоит из трех компонентов:

  1.  социальный климат — определяется осознанием общих целей и задач группы;
  2.  моральный климат — определяется принятыми и устоявшимися моральными ценностями группы;
  3.  психологический климат — это неофициальные отношения, которые складываются между членами группы и значительно влияют на ее работоспособность.

Только оптимизация каждого элемента комплексного понятия психологического климата приводит к доверительной атмосфере в коллективе.

Положительный психологический климат не формируется сам собой. Это результат упорного, целенаправленного и длительного труда всего коллектива, результат хорошо спланированной и организованной деятельности, при этом важное место в формировании благоприятного климата отводится учителям и классным руководителям.

В коллективе школьников существует та атмосфера, которая формируется в первую очередь учителем. От особенностей его взаимодействия и взаимопонимания с детьми зависят результаты деятельности ученического коллектива, а они в свою очередь, если являются хорошими и устойчивыми, помогают создавать необходимый психологический климат.

Прямое влияние на психологический климат имеет стиль управления и самоуправления в группе. Педагогам в своей деятельности по созданию здоровой социальной ситуации и психологического климата класса следует опираться на наиболее сознательных, активных, авторитетных членов ученического коллектива.

Успешное развитие классного коллектива обязано способности не только учителя, но и каждого ученика в классе, помогать выдерживать совместное направление движения группы. Оно определяется и задается самими учениками совместно с учителем. Можно говорить о положительном психологическом климате, если каждый ребенок в классе достаточно целенаправлен и эмоционально вынослив.

Стоит отметить, что важнейшими признаками благоприятного психологического климата по Макаренко являются чувство собственного достоинства, защищённость каждой личности, гордость за свой коллектив, эстетика коллектива, соблюдение внешних норм поведения.

К условиям, определяющим эффективность влияния учителя на благоприятный психологический климат в коллективе школьников, относятся следующие:

  1.  личностные особенности педагога (открытость, инициативность, расположенность к детям, чувство юмора, креативность, коммуникабельность, стиль общения);
  2.  профессиональные качества педагога (знание теории и методической базы);
  3.  устремление педагога на эмоциональный комфорт школьников.

Среди наиболее эффективных способов формирования учителем благоприятного психологического климата в ученическом коллективе следует выделить следующие:

  1.  Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых для группы событий;
  2.  Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь коллектива;
  3.  Использование коллективных игр;
  4.  Формирование традиций группы и обязательное их соблюдение;
  5.  Разработка системы морального и материального поощрения учеников;
  6.  Умение увидеть и решать конфликтные ситуации среди обучающихся;
  7.  Стремление учителя вкладывать силы и средства в благополучие группы;
  8.  Знание и учитывание индивидуальных особенностей учащихся (соматические, интеллектуальные, психологические);
  9.  Знание и уважение всего спектра чужих мнений;
  10.  Умение разделять и передавать ответственность.

3

Для коллектива свойственен ряд основных признаков:

  1.  Системная организация, в которой системообразующим фактором выступает общепринятая цель, в ученических коллективах имеет общественно значимую направленность.
  2.  Совместная личностно значимая и общественно полезная деятельность, связанная с обучением, самовоспитанием, отдельными видами физического труда, организацией сообществ полезного досуга.
  3.  Особая структура, определенная соответствующими уставами, согласно количественным и качественным признакам определенного коллектива.
  4.  Наличие органов управления: общее собрание, ученический комитет, совет коллектива в зависимости от потребностей и специфики поставленных задач.
  5.  Для каждого коллектива свойственна определенная динамика жизни, которая определяется количеством, качеством, масштабностью поставленных целей и характером и полнотой их выполнения

Функции:

  1.  Организационная – коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;
  2.  Воспитательная – коллектив становится носителем и пропагандистом определенных убеждений;
  3.  Стимулирующая – коллектив способствует формированию нравственно- ценных стимулов общественно полезных дел, регулирует поведение и взаимоотношения своих членов.

Наиболее развернутая концепция формирования коллектива принадлежит А. В. Петровскому. Он рассматривает группу как состоящую из трех страт (слоев).

В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости.

Во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности.

В третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, следовательно, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его развития.

Первая стадия называется «притиркой». На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.

Вторая стадия формирования коллектива — «конфликтная» — характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.

На третьей стадии формирования коллектива происходит экспериментирование — потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками, поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами.

Четвертая стадия формирования коллектива характеризуется появлением опыта успешного решения проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой — творчески. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому, каждый из которых гордится своей принадлежностью к нему.

На последней — пятой стадии — внутри коллектива формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения.

4

Традиционная семья.

Это классический тип семьи, в которой воспитывается уважение к авторитету старших, а основным требованием является подчинение. Взаимодействие в семейных отношениях осуществляет в направление «сверху – вниз».

Дети, выросшие в традиционных семьях, благодаря привычке четко соблюдать иерархию, легко вписываются в любую общественную структуру. Так, как последние, в подавляющем большинстве, как раз и построены по «вертикальному» принципу. В будущем, ребенок, воспитанный в подобной семье, будет руководствоваться традиционными нормами, и исходить из представлений «о должном». Отсюда, и появления у повзрослевших детей, таких слабых сторон, как отсутствие инициативности, а также гибкости в общение и решении проблем.

Детоцентрическая семья.

Основу такой семьи составляет ребенок, который становится ее своеобразным центром.

Главная цель родителей - обеспечить «счастье ребенка». Все остальные заботы и потребности отодвигаются на второй план. Взаимодействие, в отличие от царящего в традиционной семье, имеет направление не «сверху – вниз», а «снизу – вверх», то есть идет исключительно от ребенка. Дети из данных семей, как правило, обладают высокой самооценкой. Но привыкнув к «главенствующему» положению, и мало зная, о законах вертикальной иерархии, ребенок, воспитанный в детоцентрической семье (а позже и взрослый), очень часто вступает в конфликты с социальным окружением.

Демократическая семья.

Представляет собой тот идеал, который так сложно реализовать на практике. В такой семье существует взаимное доверие и каждый обладает некой автономностью. Взаимодействие родителей и детей происходит в «горизонтальной» плоскости, то есть между ними ведется диалог равных. В демократической семье также учитываются интересы друг друга. В детях воспитывается самостоятельность, уверенность и четкие представления о правах и обязанностях.

Ребенок, выросший в этой семье, несмотря на «гармоничные» условия созданные родителями, плохо адаптируется к социальным требованиям. И не последнее место в этом, занимает та же «вертикаль» власти, на которой держится все современное общество.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:

- демократический

- авторитарный

- попустительский

При демократическом стиле, прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81976. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ КУРСОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ SEMANTIC WEB 849.5 KB
  Разработка эволюционного прототипа системы для поддержки процесса планирования учебных курсов. Подход к разработке, основанный на технологиях семантической паутины, экспериментальный на ЭВМ.
81977. Дитина вдома. Побутові небезпеки 48.5 KB
  Мета: ознайомити учнів із правилами небезпечної поведінки вдома; формувати вміння і навички що допоможуть уникнути побутових небезпек за відсутності батьків; спонукати учнів до виконання правил поведінки вдома; виховувати в дітей обережність.
81979. Великі українці. Маленькі історії про великі істини 94 KB
  Історико-пізнавальний проект передбачав підготовку учнів 5-8 класів на протязі двох місяців. Діти готували матеріал про одного або двох із запропонованих їм творчою групою (до якої входили вчителі та учні) представників із числа Великих українців (до їх числа входили українці обрані самими дітьми).
81980. Велетні чарівники 95.5 KB
  Формувати науковий світогляд та початкове уявлення про астрономію; дати елементарне уявлення про Всесвіт закріпити знання про воду та її значення розширити знання про повітря; розвивати пізнавальні інтереси вміння бачити красу і захоплюватися нею.
81981. ТО СВІТЛИЙ ВЕЛИКДЕНЬ ГОСПОДНІЙ ДИТЯЧИЙ ЗВЕЛИЧУЄ СПІВ 74 KB
  У нашого українського народу існує повір’я, що від тих батьків, які не дотримуються звичаїв, родяться діти, що стають вовкулаками. Вовкулака – це завжди похмурий, завжди чимось незадоволений чоловік; в день святого Юрія він перекидається вовком, бігає разом з іншими звірами по лісі...
81982. Великодні свята в Україні 891 KB
  Практична: розвивати комунікативні навички учнів у учнів; формувати вміння підтримувати бесіду використовуючи лексику з даної теми; розвивати культуру спілкування; вчити учнів виконувати проектпрезенту вати результати проектних досліджень; розвивати навички групової роботикри тичного...
81983. Проект з французької мови: Чому Великдень є улюбленим святом дітей? 182.5 KB
  Завдання: Збагатити знання про історію та традиції святкування Пасхи. Дібрати французькі та українські прислів’я та приказки до цього свята та зробити порівняльну характеристику. Скласти вітальні привітання до свята Великодня. Оформити проект до цього свята.
81984. ВЕРНІСАЖ РОКУ 257.5 KB
  Ознайомити учнів із поняттям текст формувати уявлення про текст як форму зв’язного висловлювання його характерні ознаки; розвивати вміння визначати тему тексту добирати заголовок до тексту відповідно до його змісту; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати усне і писемне мовлення...