78158

Эмоции и психические состояния личности

Лекция

Педагогика и дидактика

Эмоции имеются и у животных но у человека они приобретают особую глубину имеют множество оттенков и сочетаний. Эмоции различают по интенсивности и длительности а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют: настроение собственно эмоции и аффекты.

Русский

2015-02-07

115.54 KB

0 чел.

9

Эмоции и психические состояния личности.

  1.  Общее представление об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека.
  2.  Классификации эмоций. Формы эмоционального реагирования.
  3.  Понятие о психических состояниях. Взаимосвязь психических состояний и поведения.
  4.  Функциональные состояния. Состояние оптимальной активности. Утомление. Переутомление. Монотония. Психическое пресыщение. Сон.
  5.  Регуляция и саморегуляция психических состояний. Аутогенная тренировка.

1

Эмоция (от латинского слова эмоцео – волную, потрясаю) – это переживание человеком своего личного отношения к действительности, а также переживание субъективного состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворением своих потребностей.

Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и к своей деятельности.

Понятие «эмоция» используется в широком смысле, когда имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психологический компонент – переживания, но и специфический – физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживании. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движением мышц лица), по пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме).

Эмоции различают по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют: настроение, собственно эмоции и аффекты.

Настроение– это слабовыраженная устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть неясна, оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или в работе.

Собственно эмоции– это более кратковременное переживание человеком (радость, горе, страх и т.п.). Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и эмоциональное кратковременное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом.

Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением  поля  восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте вызывающем аффект).

При аффекте мало продумываются последствия, совершаемого вследствии чего, поведение человека становится импульсивным

Эмоции отличаются следующими особенностями.

Субъективный характер. Отношение, которое выражается в эмоциях, всегда носит личный, субъективный характер и существенно отличается от осознания тех объективных связей между вещами, которые устанавливаются в процессе познания окружающего мира.

Взглянув в окно, мы видим, что сад покрыт снегом, и устанавливаем связь между появлением снега и временем года в суждении «наступила зима». Эта связь между объектами внешней действительности установлена нами в процессе мышления.

Но, отразив путем мышления эту объективную связь, один человек может испытать чувство радости, что наступила зима, а другой, наоборот, чувство сожаления, что кончилось лето. В этих различных чувствах выражается субъективное, личное отношение людей к объективной действительности: одним данный предмет или событие нравится и вызывает у них чувство удовольствия, другим тот же самый предмет или событие не нравится и вызывает неудовольствие.

Крайнее многообразие качественных особенностей. Следующий, довольно неполный перечень эмоциональных состояний, поскольку они получили выражение в речи человека, позволяет судить о чрезвычайно большом числе и разнообразии эмоций:

  1.  чувство голода, жажды, приятного вкуса, наслаждения, отвращения, чувство боли, вожделения, обладания, половое чувство;
  2.  чувство решительности, уверенности в своих силах, беспечности, безопасности, смелости, храбрости, отваги, мужества, чувство риска;
  3.  чувство самоудовлетворения, тщеславия, честолюбия, самомнения, наглости, бесстыдства, надменности, чувство превосходства, гордости, тщеславия, презрения, снисхождения;

Пластичность. Одна и та же по своему качеству эмоция, например радость или страх, может переживаться человеком во многих оттенках и степенях в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана. Человек может испытывать радость при встрече с другом, в процессе интересующей его работы, любуясь величественными картинами природы, наблюдая веселые и непринужденные игры детей, читая книгу и т.п.- но все эти проявления радости очень различны по своему качеству и степени.

Связь с внутриорганическими процессами. Эта связь имеет двоякий характер: 1) внутриорганические процессы являются сильнейшими возбудителями многих эмоций, 2) все без исключения эмоции в той или иной форме и степени находят свое выражение в телесных проявлениях.

Связь с непосредственным переживанием собственного «Я». Даже самые слабые эмоции захватывают всего человека в целом, сопровождаются острыми ощущениями собственной личности в ее органической целостности и противопоставленности внешней среде.

Значимость эмоций в жизни и деятельности организма заключается в их функциях. В психологии выделяют ряд функций:

Отражательно-оценочная функция. Эта функция на психологическом уровне наиболее важна, поскольку эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения своих потребностей.

Побудительная функция, после оценки происходящего, побуждает к действию.

Активирующая функция связана с побудительной. Оптимальный уровень работы центральной нервной системы обеспечивают эмоции. Д. Хебб экспериментальным путем получил кривую, которая выражала зависимость деятельности человека от его эмоционального состояния. Был сделан вывод, что слишком слабая активность не оказывает должного влияния на мотивацию, а сильная дезорганизует. У каждого человека индивидуальная эмоциональная возбудимость, которая необходима для эффективной работы и зависит от разных факторов, например: особенностей выполняемой деятельности, условий протекания, индивидуальности человека и прочие.

Эмоциональное возбуждение сопровождается разными физиологическими реакциями: учащается пульс, дыхание, изменяется кровяное давление, увеличивается содержание адреналина и сахара в крови, ускоряются обменные процессы. Эта функция мобилизует энергетические ресурсы при неблагоприятных условиях и при неблагоприятных - направляет на накопление энергии.

Регулирующая функция - определяют направление и осуществляют деятельность. Эмоциональное отношение к явлению, другому человеку, предмету - оказывает влияние на мотивацию на всех этапах протекания деятельности. Одни и те же события люди воспринимают по своему и зависит это от их индивидуальности. Эмоции у каждого индивидуума субъективны.

Синтезирующая функция - объединяет все события и факты в единое целое. Совокупность образов порождают эмоциональное переживание и создают образ в сознании субъекта. Один из элементов может повлечь за собой неосознанное для субъекта воспроизведение других образов, потому, что они образуют комплекс. 

Смыслообразование - эмоции служат для осмысления мотива.

А. Н. Леонтьев писал: « День, наполненный множеством действий, казалось бы вполне успешным, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него некий эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается, но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в ту минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок. »

Защитная функция - при сильных эмоциональных переживаниях, при страхе, стрессе и прочих проявлениях реальной или возможной опасности активизируются внутренние резервы организма. Они служат защитой, помогают разобраться в ситуации, помогают определить вероятность успеха и неудачи. 

Экспрессивная функция - служит для общения между людьми. Реализуется эта функция через мимику, жесты, интонации голоса, позы и различные выразительные движения. А также при помощи звуков, например: смеха, плача, крика, возгласов.

Интересным является тот факт, что принадлежащие к разным культурам люди, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему эмоциональные состояния, чтобы настроиться на общение и совместную деятельность. Так же это замечено и у народов никогда не контактирующих друг с другом, из этого можно сделать вывод, что характер некоторых эмоций врожденный, как способность их понимания. 

2

И. Додонов предложил свою классификацию эмоций на основе выделения доминирующей потребности.

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, в желании приносить людям радость и счастье. Альтруистические эмоции проявляются в переживании чувства беспокойства за судьбу кого-либо и в заботе, в сопереживании радости и удачи другого, в чувствах нежности, умиления, преданности, участия, жалости.

2. Коммуникативные эмоции. Возникают на основе потребности в общении. По мнению Додонова, не всякая эмоция, возникающая при общении, является коммуникативной. При общении возникают разные эмоции, но коммуникативными являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.), желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик. К проявляемым при этом эмоциям автор относит чувство симпатии, расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности, благодарности, чувство обожания кого-либо, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

3. Глорические эмоции (от лат. gloria — слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет. Они возникают при реальном или воображаемом «пожинании лавров», когда человек становится предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у него возникают отрицательные эмоции. Проявляют себя эти эмоции в чувстве уязвленного самолюбия и желании взять реванш, в приятном щекотании самолюбия, в чувстве гордости, превосходства, в удовлетворении тем, что человек как бы вырос в своих глазах.

4. Праксические эмоции. Это эмоции, возникающие в связи с деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Выражаются эти эмоции в чувстве напряжения, увлеченности работой, в любовании результатами своего труда, в приятной усталости, в удовлетворении, что день прошел не зря.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna — борьба). Они связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе. Это жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство спортивного азарта, «спортивная злость», предельная мобилизация своих возможностей.

6. Романтические эмоции. Это эмоции, связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному. Проявляются в ожидании «светлого чуда», в манящем чувстве дали, в чувстве особой значимости происходящего или в зловеще-таинственном чувстве.

7. Гностические эмоции (от греч. gnosis — знание). Это то, что обычно называют интеллектуальными чувствами. Они связаны не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», как пишет Додонов. Суть этой гармонии в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное, понятное, проникнуть в сущность явления, приводя, таким образом, всю наличную информацию к «общему знаменателю». Типичная ситуация, возбуждающая эти эмоции, — это проблемная ситуация. Проявляются эти эмоции в чувстве удивления или недоумения, чувстве ясности или смутности, в стремлении преодолеть противоречие в собственных рассуждениях, привести все в систему, в чувстве догадки, близости решения, в радости открытия истины.

8. Эстетические эмоции. Проявляются эстетические эмоции в наслаждении красотой, в чувстве изящного, грациозного, возвышенного или величественного, волнующего драматизма («сладкая боль»). Разновидностью эстетических чувств являются лирические чувства светлой грусти и задумчивости, растроганности, горьковато-приятное чувство одиночества, сладость воспоминаний о прошлом.

9. Гедонистические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Выражаются эти эмоции в наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д., в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге («сладкой лени»), в легкой эйфории, в сладострастии.

10. Акизитивные эмоции (от франц.acquisition — приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей. Проявляются в радости по случаю приобретения новой вещи, увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при обозрении своих накоплений и т. д.

Формы эмоционального реагирования и их особенности.

Эмоциональное реагирование связано с переживанием. В самом общем виде переживание отождествляется с отражением в сознании индивида своего психического состояния, выступающего как событие собственной жизни.

Переживания подразделяются на:

- положительные и отрицательные — в зависимости от того, связаны ли они с приятным или неприятным состоянием индивида;

- слабые и сильные — в зависимости от того, вызывают они состояния высокой интенсивности например, аффект или низкой например, настроение

- кратковременные и продолжительные — в зависимости от того, как долго сохраняются у индивида состояния той или иной интенсивности.

Эмоциональное реагирование может вызываться не только событиями, развивающимися в текущем времени, но и ситуациями воображаемого характера. Таким образом, развитие эмоционального реагирования есть процесс субъективный, он зависит от того, как субъект оценивает текущую или будущую ситуацию.

3

Психические состояния - один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определенными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне - системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира

В основу классификации психических состояний могут быть положены различные критерии. Наиболее распространены следующие классификационные признаки.

1. По тому, какие психические процессы преобладают, состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

К гностическим психическим состояниям обычно относят любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.

Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.

Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.

2. По времени протекания выделяют кратковременные, затяжные, длительные состояния.

3. По характеру влияния на личность психические состояния могут быть стеническими (состояния, активизирующие жизнедеятельность) и астеническими (состояния, подавляющие жизнедеятельность), а также положительными и отрицательными.

4. По степени осознанности – состояния более осознанные и менее осознанные.

5. В зависимости от преобладающего воздействия личности или ситуации на возникновение психических состояний выделяют личностные и ситуативные состояния.

6. По степени глубины состояния могут быть глубокими, менее глубокими и поверхностными.

4

Состояние сна– особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды. Сон связан с необходимостью упорядочения информационных потоков и восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна непроизвольны, а время от времени возникают эмоционально окрашенные сновидения.

Оптимальное рабочее состояние - состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние токаря, вытачивающего деталь, учителя на обычном уроке). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления.

Состояние напряженной деятельности – это состояние, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика –испытателя во время испытания новой машины, артиста цирка при выполнении сложного упражнения и т. д.). Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требования к работнику. Оно также может быть определяться высокой мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки.

Монотония – состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например - состояние водителя –дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информация. Преобладающие эмоции - скука, равнодушие, снижение показателей внимания.

Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти.

Переутомление - это состояние организма, характеризующееся функциональными нарушениями, обусловленными чрезмерным однократным утомлением или прогрессирующим накоплением его за ряд последовательных периодов работы.

В состоянии переутомления у человека отмечается резкое ухудшение самочувствия, головная боль, тяжесть в конечностях, нарушение аппетита, вялость и сонливость, иногда наоборот - бессоница, расстройство внимания: трудно сосредоточиться на работе, наблюдать за несколькими объектами, переходить от одних операций к другим; появляется рассеянность, снижается выполнение сухожильных рефлексов, повышается потливость, возникают изменения дермографизма и т.д.

Психическое пресыщение — психическое состояние, возникающее в процессе однообразной деятельности и/или при длительном выполнении субъективно малосодержательной работы. Проявляется в неосознанном варьировании способов исполнения и операциональной структуры действий, выраженных симптомах потери интереса к работе, вплоть до полного отказа от нее, чувства отвращения, желания переменить обстановку, сопровождаемых аффективными срывами.

5

Метод предъявления моделей — основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания в процессе предъявления в качестве образцов: поведения других людей, персонажей кинофильмов, художественной литературы, сказок, притч, анекдотов.

Дискуссияобсуждение каких-либо проблем клиента с целью нахождения оптимальных решений. Главным механизмом психологического воздействия здесь выступает убеждение – процесс воздействия на сознание силой логических доказательств.

Тренингметод воздействия, направленный на создание новых психических образований, либо на изменение и развитие уже существующих.

Саморегуляция в отличие от регуляции подразумевает управление самим человеком его собственным психическим состоянием.

Психическая саморегуляция основана на произвольном управлении своим собственным психическим состоянием. Она предполагает наличие или выработку соответствующих умений, в том числе умений психопрофилактики и психогигиены. Для студента, например, это следующие умения:

- умение преодолевать в себе излишнее беспокойство; чувство неуверенности, страха и тревоги, нерешительности и скованности на семинарах, экзаменах, зачетах;

- умение предупреждать и снимать стрессовые проявления, излишнее напряжение и волнение;

- умение мобилизовать свою волю или внутренние силы для создания рабочего настроения, необходимого самочувствия;

- умение контролировать темп и тон своей речи, дыхания, мышечного напряжения и т.п.;

- умение производить разрядку в сменяющих учебу видах деятельности: физический труд, физкультура, дискотека, кино, художественная литература и т.д.

В практической психологии разработаны различные методики психофизической саморегуляции. Наиболее известной из них является аутогенная тренировка.

В основу аутогенной тренировки или аутотренинга положено направленное воздействие на сознание человека через самовнушение. Аутотренинг применяется не только для самостоятельного управления психическими процессами, но и для саморегуляции психических состояний, а также для профилактики переутомления.

Аутотренинг дает человеку возможность в достаточно короткое время восстановить силы и в то же время настроить психику на выполнения определенной задачи или целого ряда последовательных действий. В состав аутотренинга входит комплекс специальных упражнений, направленных на формирование навыков самостоятельного сознательного воздействия на самые разные функции организма, то есть навыков самовнушения.

Эффективность самовнушения зависит от разных факторов, среди которых внушаемость индивида, способность к полной мышечной расслабленности, называемой релаксацией, способность сосредотачиваться на отдельной мысли или объекте. Технология проведения занятий аутотренингом может различаться в зависимости от особенностей психики человека, но в общих чертах сводится к следующим пунктам.

Вначале выбирается наиболее удобное положение тела: сидя, лежа или полулежа. Главное условие заключается в том, чтобы дать возможность целому комплексу мышц максимально расслабиться. Потом необходимо добиться успокоения, то есть установления ровного, спокойного сердцебиения и дыхания. Для этого используется специальная словесная формула, в которой заключается постепенное снижение ритма дыхания и увеличения его глубины.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76074. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ 192.5 KB
  Это объясняется в первую очередь тем что в результате становления рыночных отношений закрепления за гражданами права частной собственности на имущество которое может переходить в порядке наследства по завещанию круг объектов значительно расширился.
76075. Усилитель переменного напряжения 452.5 KB
  Цель работы – изучение с устройства и принципа работы операционного усилителя, и устройства переключения. В процессе работы проводились расчеты на структурном уровне, выбор элементов и разработка принципиальной электрической схемы.
76076. Методы построения нейросетевых моделей прогнозирования 1.45 MB
  Далее была усложнена структура персептрона усовершенствована модель математического нейрона разработано множество алгоритмов обучения созданы персептроны на основе гибридных нейросетей а так же расширился круг задач решаемых с помощью нейросетей.
76077. Анализ и синтез зубчатых, рычажных и кулачковых механизмов 2.72 MB
  Качество освоения студентом материала проверяется и оценивается при защите курсовой работы. При этом учитываются уровень знаний, качество оформления чертежей и пояснительной записки, а также ритмичность выполнения работы и срок ее завершения.
76078. Разработка односторонней (симплексной) многоканальной системы связи для телефонии и телеметрии 603.5 KB
  Система уплотнения, в целом, использует частотное разделение каналов, подсистема телеметрии — временне. Затем уплотненный групповой сигнал подсистемы телеметрии передается по каналу тональной частоты для дальнейшего уплотнения.
76079. Разработать лабораторный регламент производства мази борной (на 100 кг) 3.2 MB
  Целью данной работы является составление лабораторного регламента прозводства мази борной. Мази способны образовывать на поверхности кожи или слизистой оболочки ровную не сползающую сплошную пленку.
76080. Повременная заработная плата на предприятии 3.8 MB
  Политика в области оплаты труда является составной частью управления предприятием и от нее в значительной мере зависит эффективность его работы так как заработная плата является одним из важнейших стимулов в рациональном использовании рабочей силы.
76081. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА ПОДОЗРЕВАЕМОГО И ОБВИНЯЕМОГО 105.5 KB
  В деятельности следователя существенное значение приобретают психологические знания и опыт, которые создают условия для понимания имеющейся информации, ее поиска, правильного выбора необходимой информации.