78159

Биологическая и психологическая подструктуры личности

Лекция

Педагогика и дидактика

Механизмы развития и тренировки памяти. Этот образ соотносится с информацией хранящейся в памяти и мотивационными установками человека. информированность индивида об объекте представлений и продолжительность сохранения его образов: представления памяти т. Особенности памяти: память немыслима без других психических процессов так как она запечатляет сохраняет и воспроизводит психические продукты этих процессов когда мы воспринимаем чтото оно запоминается; память – это сквозной психический процесс так как присутствует в течение...

Русский

2015-02-07

129.43 KB

16 чел.

22

Биологическая и психологическая подструктуры личности

  1.  Роль организации и строения нервной системы в психической регуляции. Структура приёма и обработки информации.
  2.  Ощущение, восприятие и представления: виды, свойства и закономерности.
  3.  Внимание,  функции, виды и основные свойства внимания. Развитие внимания.
  4.  Память, её общая характеристика, процессы и виды. Механизмы развития и тренировки памяти.
  5.  Сущность и определение мышления. Мыслительные операции, типы и виды мышления.
  6.  Воображение, его виды и функции. Воображение и творчество.
  7.  Речь и язык. Основные функции и качества речи. Виды речи и их основные характеристики.

1

Проблема возникновения сознания рассматривается с различных позиций. С одной точки зрения сознание человека имеет божественное происхождение. С другой точки зрения возникновение сознания у человека рассматривается как закономерный этап эволюции животного мира.

Тезисы:

• все живые существа могут быть классифицированы по уровню развития психики;

• уровень психического развития животного тесно связан с уровнем развития его нервной системы;

• человек, обладая сознанием, обладает наивысшим уровнем психического развития.

Таким образом, человек обладает не только высшим уровнем психического развития, но и более развитой нервной системой.

Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга.

Головной мозг состоит, в свою очередь, из переднего, среднего и заднего мозга. В этих основных отделах центральной нервной системы также выделяются важнейшие структуры, имеющие непосредственное отношение к функционированию психики человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, продолговатый мозг.

Практически все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в получении и переработке информации, однако особое значение для психики человека имеет кора головного мозга, которая совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека.

Исследования функциональной асимметрии мозга

На первый взгляд две половины человеческого мозга кажутся зеркальным отражением друг друга. Но при более внимательном рассмотрении открывается их асимметрия. Неоднократно предпринимались попытки после вскрытия измерить мозг. При этом почти всегда левое полушарие оказывалось больше правого.

В 1861 г. французский врач Поль Брока, исследуя мозг пациента, страдавшего потерей речи, обнаружил, что в левом полушарии поврежден участок коры в лобной доле как раз над латеральной бороздой. Эта область известна сейчас как зона Брока. Она ответственна за функцию речи. Как мы знаем сегодня, разрушение аналогичного участка в правом полушарии обычно не приводит к нарушениям речи, поскольку зоны, участвующие в понимании речи и обеспечивающие способность писать и понимать написанное, обычно также расположены в левом полушарии.

В норме мозг работает как единое целое; информация из одного полушария тут же передается в другое по называющемуся мозолистым телом широкому пучку соединяющих их нервных волокон. При некоторых формах эпилепсии этот соединительный мост может вызывать проблемы из-за того, что судорожная активность одного полушария распространяется на другое. Стремясь предотвратить такую генерализацию судорог у некоторых тяжело больных эпилептиков, нейрохирурги стали применять хирургическое рассечение мозолистого тела. Для некоторых пациентов такая операция оказывается удачной и уменьшает судороги. При этом отсутствуют нежелательные последствия: в повседневной жизни такие пациенты действуют не хуже людей с соединенными полушариями. Потребовались специальные тесты, чтобы выяснить, как разделение двух полушарий влияет на умственную деятельность.

Так, в 1981 г. была вручена нобелевская премия Роджеру Сперри, который одним из первых провел работы по изучению деятельности расщепленного мозга.

Функциональная симметриянеравенство полушарий мозга в обеспечении психической функции.

Латерализация – момент, когда ведущим является одно из полушарий. Латерализация указывает на функциональную асимметрию двух полушарий головного мозга. То есть, хотя две половины головного мозга и работают в согласованном единстве, в осуществлении мн. функций одно из полушарий принимает большее участие, чем другое.

Левое полушарие

Правое полушарие

Доминирующим является речевое общение, высокий уровень развития речи.

Способность к невербальному общению и пониманию языка жестов, мимики и поз. Плохо развита речь.

Наиболее эффективно воспринимается информация в знаковой форме (математические знаки, хорошо пропечатанные буквы).

Лучше воспринимают образно оформленную информацию (рисунки, схемы).

Контролирует осознанные действия (целенаправленные и регулируемые волей), участвует в программировании действий.

Контролирует и обеспечивает неосознаваемые действия человека (интуитивное мышление).

Контролирует действия, совершаемые во внутреннем плане – мыслительные, сугубо психические.

Действия с реальными предметами или их заменителями.

Осознанное мышление, память и воображение.

Обеспечивает уровень чувственного познания мира (ощущение, восприятие).

Положительные эмоции и чувства.

Контролирует отрицательные эмоции.

Отличия между полушариями:

Стратегии в обработке информации

правое

левое

отвечает за общую картину мира (синтетическая стратегия)

Обеспечивает способность человека к различению деталей, отдельных элементов в картине мира (аналитическая стратегия)

Функциональная система по П.К. Анохину

Данная концепция представляет собой объяснительную модель целостного функционирования психики человека.

Строение функциональной системы 

Суть данной концепции заключается в том, что человек не может существовать изолированно от окружающего мира. Он постоянно испытывает воздействие определенных факторов (стимулов) внешней среды.

  1.  афферентный синтез (в процессе синтеза происходит анализ, действующих на человека стимулов).

Воздействие внешних факторов было названо Анохиным обстановочной афферентацией. Одни воздействия для человека несущественны или даже неосознаваемы, но другие, — как правило, необычные — вызывают у него ответную реакцию. Эта ответная реакция носит характер ориентировочной реакции и является стимулом для проявления активности.

Выбор значимого стимула происходит по критерию его соответствия актуальным потребностям. Происходит обработка воздействия и построение образа стимула.

компонент принятия решения о действии с объектом (прежде чем вызвать поведенческую активность, пусковой стимул должен быть воспринят, т.е. субъективно отражен человеком в виде ощущений и восприятий, взаимодействие которых с прошлым опытом (памятью) порождает образ. Этот образ соотносится с информацией, хранящейся в памяти, и мотивационными установками человека).

2.1. Причем процесс сопоставления осуществляется, скорее всего, через сознание, что приводит к принятию решения и программы действий.

2.2. акцептор результата действий

В центральной нервной системе ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели, названной Анохиным акцептором результата действия. Акцептор результата действия — это цель, на которую направлено действие. При наличии акцептора действия и программы действия, сформулированной сознанием, начинается непосредственное исполнение действия.

При этом включается воля, а также процесс получения информации о выполнении поставленной цели. Информация о результатах действия имеет характер обратной связи (обратной афферентации) и направлена па формирование установки но отношению к выполняемому действию. Поскольку информация проходит через эмоциональную сферу, она вызывает определенные эмоции, влияющие на характер установки. Если эмоции носят положительный характер, то действие прекращается. Если эмоции негативны, то в выполнение действия вносятся коррективы.

Теория функциональных систем П. К. Анохина получила широкое распространение вследствие того, что она позволяет приблизиться к решению вопроса о взаимосвязи физиологических и психологических процессов. Эта теория говорит о том, что психические явления и физиологические процессы играют важную роль в регуляции поведения. Более того, поведение в принципе невозможно без одновременного участия психических и физиологических процессов.

2

Ощущение - один из психических познавательных процессов.

Ощущение – процесс психического отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Функции ощущений:

  1.  отражения (сигнальная):
  2.  отражаются только частные, отдельные характеристики предметов и явлений, т.е. мир на уровне ощущений является предметно оформленным (сахар распознаем по вкусу, даже не зная, что это именно он, из предыдущего опыта);
  3.  психическое отражение на уровне ощущений возможно только при непосредственной представленности отражаемого предмета, т.е. здесь и сейчас;   
  4.  субъективный характер отражения, т.е. для возникновения ощущений у разных людей нужна разная сила раздражителя (каждое ощущение имеет свою эмоциональную окраску – людям нравятся разные запахи духов).
  5.  регуляторная:
  6.  безусловно-рефлекторный механизм (инстинктивно-врожденное поведение – мигательный рефлекс на свет).

Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер.

Физиологической основой ощущения является процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Анализатор состоит из 3 частей:

  1.  периферический отдел (рецепторы) является трансформатором внешней энергии в нервный процесс – воспринимающая часть анализатора.
  2.  проводниковый отдел (аффективных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов) – проводящих путей соединяет периферический отдел анализатора с центральным.

По афферентным нервам возбуждение поступает от рецептора в ЦНС, по эфферентным – от ЦНС к рабочему органу.

  1.  подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

В корковом отделе происходит переработка нервных импульсов.

Для того, чтобы возникло ощущение необходимо, чтобы были задействованы все отделы анализатора.

Классификация ощущений:

По качеству ощущений:

  1.  зрительные;
  2.  вкусовые;
  3.  обонятельные;
  4.  осязательные;
  5.  тактильные;
  6.  слуховые;
  7.  температурные.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов:

  1.  Экстроцептивные, отражающие свойства и явления внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.

Экстроцепторы (2 группы) – контактные и дистантные рецепторы.

Контактные – передают раздражение при непосредственном контакте (вкусовые, температурные, тактильные).

Дистантные – реагируют на раздражитель, исходящий от удаленного объекта (зрительные, слуховые, обонятельные).

  1.  Интроцептивные, имеющие рецепторы во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов.
  2.  Проприоцептивные, рецепторы которых располагаются в мышцах и связках и дают информацию о движении нашего тела и его положении.

Свойства ощущений:

Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей.

  1.  Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений (вкусовые ощущения дают представление о свойствах пищи: сладкая или кислая).
  2.  Интенсивность (сила) ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функционального состояния анализатора (насморк искажает запахи).
  3.  Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она определяет функциональное состояние органов чувств, но главное – время действия раздражителя. Зависит от латентного периода ощущений (период от момента начала действия раздражителя до начала ощущений) и от инерции ощущений (сохранение ощущения после прекращения действия раздражителя – фантомные боли)
  4.  Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве (откуда падает свет идет тепло).
  5.  Эмоциональный тон ощущений – субъективное чувство, непосредственно связанное с ощущением (приятные или неприятные для человека).

Чувствительность и ее измерение

Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях способен вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызвавшая едва заметное ощущение, называется нижним порогом ощущения.

Нижний порог ощущения определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная взаимосвязь: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Е = 1/Р (Е – чувствительность, Р – пороговая величина раздражителя)

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при котором еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение (резь в глазах при ярком свете).

Наши анализаторные системы способны в большей или в меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений проявляется в двух противоположных процессах: повышение и понижение чувствительности. Слабые раздражители повышают чувствительность, а сильные понижают чувствительность анализаторов.

Явления, возникающие при взаимодействии ощущений:

  1.  Адаптация – это изменение чувствительности анализатора путем воздействия или тренировки.
  2.  Сенсибилизация – изменение (повышение) чувствительности одного анализатора за счёт минимального ощущения в другом анализаторе (слепой человек). Противоположный процесс – понижение чувствительности одних анализаторов в результате сильного возбуждения других – называется десенсибилизацией. Например, повышенный уровень шума в «громких» цехах понижает зрительную чувствительность, т.е. происходит десенсибилизация зрительных ощущений.
  3.  Синестезия – это возникновение ощущения в одной анализаторной системе, характерного для другой анализаторной системы и при раздражении другой анализаторной системы (зрительные образы во время прослушивания музыки – человек видит музыку).

Восприятие – познавательный психический процесс, сущность которого состоит в отражении целостных предметов и явлений окружающего мира, совокупность их свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Функции восприятия:

  1.  отражения (сигнальная):
  2.  целостное отражение, т.е. при восприятии отражаются не какие-то отдельные свойства, а целостные предметы, которые являются источниками отдельных ощущений;
  3.  отражение характеристик предметов для которых не существует анализаторной системы (вес);   
  4.  субъективность образа восприятия, т.е. зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности – апперцепция (биолог в цветущем саду видит соцветия, поэт - красоту).
  5.  регуляторная – в каждом предмете окружающего мира заложен способ его использования (ручка - писать) через определенные характеристики (взаимодействие человека с предметом мира).

Свойства восприятия:

  1.  Объём восприятия – количество объектов, не связанных между собой логическими связями, которые человек может воспринимать одномоментно (7 +-2 – число Миллера).
  2.  Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде обособленных, не связанных ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими эти ощущения. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

Факторы выделения фигуры из фона (фигура на доске):

  1.  четкость границ;
  2.  размер;
  3.  яркость фигуры;
  4.  личный смысл.
  5.  Целостность – образ воспринимаемых предметов не даётся полностью в готовом виде, а как бы мысленно достраивается до некой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:
    1.  объединение разных элементов в целом;
    2.  независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
  6.  Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой – угадай мелодию).
  7.  Константность – мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа.
  8.  Осмысленность – отнесение образа восприятия к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета.
  9.  Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  10.  Эмоциональный тон – предание объекту эмоциональной окраски (субъективность).

Виды восприятия:

1. Зависимость от модальности раздражителя (ведущий анализатор) (зрительное, вкусовое, слуховое, осязательное, тактильное, обонятельное, кинестетическое);

2. В зависимости от формы отражения: восприятие пространства (форма, величина), восприятие времени, восприятие движения.

3. В зависимости от волевых усилий: произвольное (обусловлено поставленной целью и волевым усилием), непроизвольное (обусловлено характеристиками внешнего раздражителя).

4. Нарушение восприятия: автологические – связаны с нарушением коры головного мозга (агнозия – трудность узнавания объектов), дереализация – человек теряет ориентацию; ситуативные нарушения – иллюзии, галлюцинации.

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Виды представлений:

1. вид анализаторов, задействованных в процессе формирования образа:

  1.  зрительные (воспроизводят параметры объекта, его форму, габариты, цвет). Вместе с тем в зрительных представлениях образ объекта, как правило, отражает какой-либо один его параметр.
  2.  слуховые (воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов);
  3.  двигательные представления (всегда сопровождаются сокращением соответствующей группы мышц. Если нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными).
  4.  по объему наблюдений и степени обобщенности образов различают:
  5.  единичные представления
  6.  общие представления 

Например, можно представить себе лес или отдельно растущее дерево в этом лесу.

  1.  по степени выраженности волевых усилий при создании образа представления волевые усилия:
  2.  произвольные представления (могут потребовать от человека определенных волевых усилий);
  3.  непроизвольные представления (образ представления может возникнуть помимо нашего желания, например иллюстрация в книге).
  4.  информированность индивида об объекте представлений и продолжительность сохранения его образов:
  5.  представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.
  6.  представления воображения (формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки).

Основные свойства представлений:

  1.  наглядность (представления - это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но образы восприятия являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления - это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом).
  2.  фрагментарность (представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют).

Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание.

  1.  неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.

Следует отметить, что представления - это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Функции представлений:

  1.  сигнальная

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

  1.  регулирующая

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

  1.  настроечная

Настроечная функция проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

3

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание  - сосредоточенность и направленность активности человека на что-либо имеющее то или иное значение для него.

Свойства внимания:

  1.  устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, не отвлекаясь и не ослабевая внимания.
  2.  концентрация – предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.
  3.  сосредоточенность  - проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.
  4.  распределение – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
  5.  переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
  6.  предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.
  7.  объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды.

Виды внимания:

  1.  природное и социально обусловленное внимание;
  2.  непосредственное и опосредствованное внимание;
  3.  непроизвольное и произвольное внимание;
  4.  чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное (пассивное) внимание не связано с участием воли, возникает непреднамеренно, без каких-либо усилий. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Произвольное внимание включает волевую регуляцию. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели.

Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. В центре сознания находится мысль.

Функции внимания:

Функция избирательности внимания реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Успех в решении текущих задач во многом обусловлен качеством выполнения именно этой функции. Именно она обеспечивает «помехоустойчивость» сознания.

Функция целенаправленности внимания состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении.

Функция активности направлена на поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности. Даже при чтении учебника (где, казалось бы, как из песни, слова не выбросишь) студент распределяет внимание неравномерно между отдельными фрагментами текста. При этом иногда ему приходится делать над собой усилие, чтобы данный фрагмент не был обойден вниманием, а в некоторых случаях это осуществляется как бы само собой.

Произвольное внимание непосредственно связано с работой воли, поэтому для создания условий для развития, надо совершенствовать способность сознательно управлять своей психической деятельностью и своими поступками, а именно:

• тренироваться преодолевать препятствия, связанные с нехваткой времени, недостаточной мобилизованностью к действиям;

• тренировать такие личностные качества, как стойкость, настойчивость, решительность, самообладание, самостоятельность и самодостаточность;

• можно развивать волю, выполняя «неинтересные» упражнения, но это доступно для более тренированных людей, которых не останавливает кажущаяся занудность такой деятельности (человека с развитой волей интересует сам процесс выработки навыков, а виды деятельности по их содержанию представляются равнозначными).

Обязательные условия по обеспечению безопасных условий при психических тренировках:

1. Тренировка системы произвольного внимания должна чередоваться выполнением привычной работы, которая позволяет привести душевное состояние в равновесие.

2. При возникновении избыточного напряжения воли может возникнуть переутомление, что может перечеркнуть весь позитивный эффект, полученный от тренировок. В этом случае необходимо вернуться к обычной размеренной жизни и дать возможность психике отдохнуть.

3. При возникновении симптомов переутомления необходимо учитывать то, что психологический аспект в этом случае, как правило, «прячется» за проявление болезни тела и лечение физического состояния может значительно затянуться.

4

Память – познавательный психический процесс, сущность которого заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении и забывании человеком прошлого опыта.

Особенности памяти:

  1.  память немыслима без других психических процессов, так как она запечатляет, сохраняет и воспроизводит психические продукты этих процессов (когда мы воспринимаем что-то, оно запоминается);
  2.  память – это сквозной психический процесс, так как присутствует в течение всех других процессов отражения мира.
  3.  содержание памяти – представления памяти, т.е. вторичные психические образы, противопоставляемые первичным образам ощущения и восприятия, которые возникают при условии непосредственного воздействия предметов на органы чувств (когда мы смотрим на картину у нас возникает её образ – первичный образ. Вторичный образ – это наши представления, которые сложились у нас об этой картине).

Функции памяти:

  1.  отражения (память отражает образы, явления и предметы внешнего и внутреннего мира. Память отражает прошлый опыт, актуальная ситуация благодаря памяти переводится в прошлый опыт).
  2.  регуляторная – память участвует в построении программы будущих действий, удерживает её на протяжении всего хода деятельности, запечатляет успешные и неуспешные способы выполнения деятельности, накапливает знания, умения, навыки, как средства психической регуляции деятельности.

Прошлый опыт является основой прогнозирования будущего (мы не тронем горячий чайник, так как из прошлого опыта знаем, что обожжемся).

  1.  сохранения, самотождественности личности, т.е. знания о самом себе.

Классификация памяти:

  1.  по характеру психической активности:
  2.  двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде).
  3.  эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.
  4.  словесно-логическая, или семантическая, память - это память на мысли и слова. Словесно-логическая память свойственна только человеку, у животных ее нет, а другие виды памяти у них есть.
  5.  образная (проявляется в запоминании образов конкретных предметов):
    1.  зрительная
    2.  слуховая
    3.  осязательная
    4.  обонятельная
    5.  вкусовая
  6.  по характеру связи с целями деятельности:
  7.  произвольная (намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов);
  8.  непроизвольная (след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий).
  9.  по продолжительности сохранения образов:
  10.  мгновенная (сенсорная) - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:

- иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного и составит содержание этого вида памяти);
- эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).

  1.  кратковременная - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.
  2.  оперативная - позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.
  3.   долговременная  - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.
  4.  В зависимости от целей:
  5.  генетическая (биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида. Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.
  6.  эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.
  7.  репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.
  8.  реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.
  9.  ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.
  10.  автобиографическая память - это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).

Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.

Процессы памяти:

Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием.

Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление - кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.

При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти

Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала.

Воспроизведение имеет несколько уровней:

  1.  узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;
  2.  воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;
  3.  припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;
  4.  реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.

5

Мышление – высший познавательный психический процесс, суть которого заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

Характеристики мышления:

  1.  обобщенное отражение действительности (человек оперирует понятиями, в которых отражены наиболее общие и существенные признаки предметов);
  2.  опосредованное познание (человек может выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними – чтобы узнать погоду. Мы можем выйти на улицу, но мы поступаем проще – узнаем прогноз или смотрим на градусник);
  3.  продуктивный процесс (новое знание – продукт);
  4.  связь мышления с речью (мысли всегда облекаются в речевую форму, даже если речь не имеет звуковой формы - глухонемые);
  5.  социально-обусловлено.

В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. Анализ помогает следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.

Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.

Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. (яблоки, груши – это фрукты).

Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений. В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении.

Классификация – группировка объектов по существенным признакам.

Конкретизация – мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.

Различают три основные формы мышления: 

Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств:

  1.  истинные суждения (вы являетесь студентами);
  2.  ложные суждения (вы студенты факультета психологии);
  3.  общие суждения (все студенты «зубрилки»);
  4.  частные суждения (эта девушка «зубрилка»).

Понятие – это мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности:

  1.  общие понятия (фрукты);
  2.  частные понятия (апельсин).

Умозаключение – это форма мышления, которая представляет собой такую последовательность суждений, где в результате установления отношений между ними появляется новое суждение, отличное от предыдущих.

Виды мышления:

  1.  по генетическому основанию:
  2.  наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.
  3.  наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
  4.  абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
  5.  словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

  1.  по характеру решаемых задач:
  2.  теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой;
  3.  практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.

  1.  По степени осознанности:
  2.  дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности (рассуждение, имеющие четкие этапы – доказательство теоремы);
  3.  интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.

  1.  По продуктивности:
  2.  репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление;
  3.  продуктивное, или творческое, мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.

    Индивидуальные особенности мышления:

Глубина. Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса.

Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности.

Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи.

Критичность. Отражает способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.

Быстрота. Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени.

6

Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Характеристика воображения:

  1.  позволяет представить результат труда до его начала, не только конечный, но и промежуточный;
  2.  тесно связано с мышлением (позволяет предвидеть будущее);
  3.  характерно только человеку;
  4.  образы воображения не  всегда соответствуют реальности;
  5.  позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации, даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.

Виды воображения:

В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения.

Активное воображение (преднамеренное) - создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.).

Пассивное воображение (непреднамеренное) - при этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами.

Продуктивное (творческое) воображение - создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение - создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть.

    
Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок -  кентавр, Змей-Горыныч и пр.

Гиперболизация - существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик–с-Пальчик.

Акцентирование - выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).

Функции воображения:

  1.  Представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами.
  2.  Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности.
  3.  Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями).
  4.  Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.).
  5.  Основа для творчества – как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство)
  6.  Создание образов, соответствующих описанию объекта ( когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал).
  7.  Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

7

Речь — это процесс общения людей посредством стандартизированной знаковой системы - языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Причем одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет.

Основное предназначение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закреплением за каждым словом определенного значения. Любое значение слова - это всегда обобщение. Если мы говорим слово «машина», то это слово объединяет целую систему предметов, например автомашины всех разновидностей и любых моделей или какие-либо механические устройства, выполняющие определенные операции. В то же время, данное слово может обозначать конкретный предмет, причем мы отчетливо понимаем, о каком предмете идет речь, что обеспечивает возможность общения между людьми. Например, если вы спрашиваете: «Что это за машина?», то ваш собеседник понимает, что вы спрашиваете о конкретном автомобиле. При этом ваш собеседник понимает, что вас интересует марка и тип этой машины.

В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания.

Особенность речи – по своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер, т.е. она не только средство общения, но и мышления, носитель сознания, памяти, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.

Виды речи:

  1.  внешняя – играет роль средства общения:
  2.  устная:
  3.  монолог – обслуживает процесс одностороннего обмена информацией;
  4.  диалог - обслуживает процесс двухстороннего обмена информацией
  5.  письменная
  6.  внутренняя – играет роль средства мышления. Это речь про себя, с нею мы не обращаемся к другим людям. Внутренняя речь имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением.

Качества речи:

  1.  Точность (соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе). Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.
  2.  Чистота (отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.).
  3.   Логичность (выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли).
  4.   Выразительность (качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей).
  5.   Богатство (широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию)
  6.  Уместность (употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения).
  7.  Содержательность (речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл).

Функции речи:

  1.  обмен информации между субъектами общения;
  2.  обмен содержаниями сознаний общающихся субъектов;
  3.  обмен мыслями и чувствами.

Всё это коммуникативная функция речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57490. Welcome to Ukraine! 169.5 KB
  Today we have an unusual lesson. We are going to prepare for journey around Ukraine. We’ll travel next time. We’ll go by bus. But first of all we need tickets. You shouldn’t pay money for these tickets. You should answer some my questions to get a ticket. Let’s start.
57491. Послевоенное восстановление и развитие Украины (1945 - начало 1953 года). Голод 1946-1947 гг 65.5 KB
  Давайте мы пополним этот коллаж нарисовав свой символ голодоморов. Приложение №1 Документ №1 29 августа 1946 года былю официально объявлено что в связи с засухой в ряде областей СССР и сокращением государственных...
57492. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ В РИСУНКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 166.82 KB
  Изобразительное искусство является художественным отражением действительности в зрительно воспринимаемых образах. Средствами цвета, пластики или рисунка художник создает на холсте, в глине или мраморе картины окружающей жизни, сильные и прекрасные образы человека.
57493. Точність і доречність мовлення. Складні випадки слововживання. Пароніми і омоніми. Вибір синонімів 375.5 KB
  Що таке лексикологія Що вона вивчає З яких груп складається лексика Які слова називають іншомовними Що таке термін термінологія Що таке професіоналізм Наведіть приклади. Випишіть словатерміни поясніть значення.
57494. Die Welt ist so schön! 42 KB
  Wir machen Mundgymnastik und wiederholen die Zungenbrecher: Hans hackt heute Holz hinter Hoffmanns Haus. Kleine Kinder können keine Kirschkerne knacken. Schneiders Schere schneiden scharf, scharf schneiden Schneiders Schere.
57495. Коли ви вмирали, вам дзвони не грали 150.5 KB
  Мета: поглибити конкретизувати узагальнити знання про діяльність УПА дати оцінку діяльності УПА; розвивати вміння збирати і аналізувати інформацію з різних джерел систематизувати знання готувати аргументовану відповідь вести дискусію з даної проблеми...
57497. Упражнения на уроках русского языка 51 KB
  Лекция 7 Студент Упражнения на уроках русского языка. Упражнение как метод формирования учебноязыковых умений Упражнения лежат в основе приобретения тех или иных умений и навыков. Упражнения по русому языку – виды учебной деятельности учащихся ставящие их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях [Львов 1997 с. На уроках русского языка различные упражнения занимают около 80 времени поэтому очень важно чтобы они обеспечивали высокую активность и...
57498. Показательные уравнения и методы их решения 1.55 MB
  Цели урока. Систематизировать способы решения показательных уравнений; Расширить и углубить знания учащихся о методах решения показательных уравнений; Усиливать мотивацию обучения за счёт изобразительных средств обучения